Право на подачу петиции, закрепленное в ст 33 КРФ, гарантирует индивидуу- му возможность направлять обращения в государственные органы Смысл гарантии состоит в том, что для обратившегося это не будет иметь никаких негативных по- следствий Право на получение ответа государственного органа, однако, не гаранти- ровано
с) Содержание права на подач/ петиции
(1) Предмет петиции
Предметом петиции могут быть и личные вопросы, и вопросы, представляю- щие общественный интерес. Петиция может касаться и чего-то (пока) запрещенно- го в правовом смысле (например, разрешение активной эвтаназии), если петиция противоправна сама по себе, например, содержит оскорбления, шантаж, носит ра- систский характер или содержит призыв к насилию, то следует различать следую- щие случаи
• Публичный сбор подписей может быть пресечен полицией, если при рас- пространении текста петиции другие правовые блага (например, расистс- кое посягательство на человеческое достоинство) нарушаются в тяжелой
форме (например, распространение оскорбления в широких кругах обще- ственности) или возникает прямая и тяжелая угроза насильственных дей- ствий.
• С другой стороны, петиция с противоправным содержанием также подле- жит передаче и ознакомлению, если из нее можно сделать вывод о леги- тимном вопросе:
Пациентка, которая жалуется на козни главного врача, может подавать петицию руководству боль- ницы или другой вышестоящей инстанции. Ее индивидуальная петиция ни в коем случае не должна быть задержана и не должна вызвать ответные санкции. Петиция должна быть передана по назначению и принята к сведению даже тогда, когда она, по мнению персонала больницы. является оскорбительной. Вопрос об оскорблении чести и достоинства должен решать судья, а не руководство больницы.
Петиция может быть направлена в любое государственное учреждение и касать- ся любой функции государства (законодательство, выборы, конкретные админист- ративные акты).
Под право на подачу петиции не подпадают официальные правовые возраже- ния и правовые средства. Это, однако, не исключает, что после исчерпания право- вых средств или параллельно с ними вопрос будет поднят и в поданной петиции.
Допускаются также и петиции, адресованные суду; особенно проблематичны петиции сторон идущего процесса. Судейская независимость может быть наруше- на, если выносящий решение судья примет к сведению петицию участника процес- са. Петиции третьих лиц должны заслушиваться таким образом, чтобы при этом не было нарушено равенство сторон процесса и чтобы на суд не было оказано недопу- стимое воздействие. Если петиция оказывается недопустимой с точки зрения судей- ской независимости, то она не может или не должна быть рассмотрена; санкции против просителей исключены.
Петиции, направленные международным инстанциям (например, в Междуна- родный комитет Красного Креста, ООН и т.п.), также защищены основным правом на подачу петиции в том отношении, что государственному учреждению запреще- но препятствовать передаче петиции или использовать ее в качестве повода для применения каких-либо репрессий к просителям.
(2) Форма
Выбор формы (письменная, устная) остается за просителем; по практическим соображениям на первый план выходит, однако, письменная форма.
Возможны петиции на других языках, отличных от русского; необходимость перевода просителем или соответствующим государственным органом необходимо тщательно взвесить. Решение о приеме или отклонении петиции может быть при- нято только после того, как государственный орган определится с его основным содержанием и с фактической возможностью перевода просителями.
Анонимные петиции в соответствии с их природой не могут находиться под защитой права на подачу петиции, поскольку проситель неизвестен.
Обозначение какого-либо заявления как петиции не имеет решающего зна- чения. Важно, чтобы государственному учреждению был направлен конкретный вопрос и оно могло действовать в смысле этой петиции. Выражение мнения в
общей форме относится не к свободе подачи петиции, а к свободе выражения мнения.
Гражданин, который жалуется в парламент на плохое обращение в обществен- ных больницах, может апеллировать к свободе мнений.
(3) Подготовка петиции
Фактические предпосылки осуществления права на подачу петиции также учте- ны основным правом; так даже сбор подписей под комективной петицией пользу- ется защитой основного права.
Одним из аспектов зашиты подготовительных действий в рамках основного права является обязанность тюремной администрации предоставлять заключенным письменные принадлежности и бумагу для составления петиции.
(4) Защита от последствий
Реализации права на подачу петиции не должны препятствовать какие-либо санкции или правовые последствия любого рода. Недопустимы и превентивные меры — как, например, требование наличия разрешения, предварительная проверка пе- тиции или обязательное удостоверение подписей — и репрессивные меры — как, например, ухудшение условий содержания заключенных, подавших петицию.
Если для сбора подписей на общественной земле требуется разрешение органов правопорядка, то это решение должно зависеть не от содержания петиции, но толь- ко от потребности в защите интересов других лиц.
Свобода подачи петиции защищает также от оглашения личности: государствен- ные учреждения не могут разглашать личность подателя индивидуальной петиции или лиц, подписавших коллективную петицию, без их согласия. Если проситель должен будет считаться с оглаской его личности посторонним, то это может оказать настораживающее воздействие, которое в итоге будет сравнимо с некоторой санкцией276.
(5) Обязанности запрошенного учреждения
Запрошенное государственное учреждение должно принять петицию к сведе- нию277. Конституционно-правовой претензии на материальную обработку или на получение ответа на петицию нет278.
Хотя, конечно, желательно, чтобы запрошенные учреждения разбирались с по- ступившими петициями и давали на них ответы, поскольку только в этом случае петиция может выполнить свою функцию средства общения между индивидуума-
2™Общие положения касательно «chilling effect» для основного права на свободу коммуникации см. выше
277До сведения члена коллективного органа (например, парламента) должно быть доведено содер- жание — а может быть, и дословный текст — петиции Учреждение не вправе отказываться принять петицию, если некоторые подписи под коллективной петицией недействительны, это нарушило бы право на подачу петиции тех, чью подписи действительны.
^Согласно Конституционному Суду ФРГ, из права на подачу петиции ст 17 Основного закона ФРГ следует притязание на проверку и решение компетентной инстанцией; из решения должен быть виден факт ознакомления с содержанием петиции, а также то, каким образом она была решена Особое обоснование ответа, напротив, не требуется (BVerfGE 2, 225 |230j)
ми и государственными органами; серьезное восприятие индивидуума в качестве подателя петиции означает также, что его вопрос будет проверен и ему в подходя- щей форме будет сообщено о предусмотренной реакции на его жалобу.
При этом важно, чтобы государственный орган, в компетенцию которого входит затронутый вопрос, подготовил ответ.
Из права на подачу петиции вытекает также обязанность каждого государствен- ного учреждения передать петицию той инстанции, которая действительно компе- тентна ее рассматривать, если это сопровождается допустимыми расходами.
Опасно и недостойно правового государства, если в процесс вмешиваются вышесто- ящие инстанции, которые не требуются для обычного правового разбирательства.
Госпожа X живет около железнодорожного переезда. Она безработная и не имеет семьи Един- ственным содержанием ее жизни является обращение во всевозможные инстанции с целью зак- рыть железнодорожный переезд. Местные власти уже много раз занимались этим вопросом и пришли к заключению, что для закрытия переезда нет оснований. Это затронуло бы интересы многих других лип.
В результате обращения жалобщицы к российскому президенту министр путей сообщения полу- чает задание лично решить вопрос. Высокопоставленные чиновники министерства путей сооб- щения хотят избавиться от этого дела и без дальнейшего изучения отдают местным органам распо- ряжение закрыть переезд.
Ни в коем случае не должно происходить того, чтобы вышестоящие органы, не компетентные в данном деле, вмешивались в процесс и создавали тем самым осо- бую параллельную правовую систему.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление