Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D) Личная сфера действия




В соответствии с текстом ст. 33 КРФ правом на обращение в государственные
органы обладают только граждане Российской Федерации. Однако поскольку ЕКПЧ
в ст. 10 квалифицирует выражение мнения как право человека, то право на подачу
петиции как часть права на свободное выражение мнения следует рассматривать в
качестве права человека и в России. Вопреки тексту, ст. 33 КРФ устанавливает право
каждого человека, которое относится и к иностранцам. Было бы нелогичным пре-
дусматривать для иностранцев в ст. 30 КРФ право на создание объединений и даже
на образование профсоюзов для защиты их интересов, но лишать их права на пись-
менное обращение в административные органы столь же неправильно.

Право на подачу петиции имеют все способные к рассуждению279 люди незави-
симо от их национальности и места жительства; защищаются также и юридические
лица. В принципе допустимы и петиции от иностранцев, живущих за рубежом
(например, от зарубежного объединения писателей и т.п.).

e) Ограничения

Для петиций — как и для всех прав на свободу общения — также действует
запрет на цензуру.

В особых правовых условиях, например, в тюрьме петиция должна быть в любом

'"'Фактическая способность составить и поддерживать петицию должна служить — в том числе по
практическим соображениям — подтверждением способности к рассуждению


случае передана компетентной инстанции; заявление не может быть отклонено вслед-
ствие его предположительно наказуемого (например, оскорбительного) содержа-
ния. Наказание за имеющийся состав преступления должно устанавливаться обыч-
ным уголовным судом. Сбор подписей под коллективной петицией в тюрьме или в
армии может вступить в конфликт с вопросами функционирования тюрьмы или с
дисциплиной воинской службы280.

При оценке правовых благ следует учитывать, что именно в этих сферах жизни
с явно выраженными отношениями подчинения основные права и свободы выпол-
няют особенно важную функцию.

Федеральный Суд Швейцарии в одном деле счел недопустимым тайный сбор
подписей в тюрьме, сопровождавшийся нарушением внутреннего распорядка; од-
новременно он оставил открытым вопрос, могут ли при определенных условиях
такие тайные действия быть оправданными, например, при антиконституционном
воспрепятствовании их осуществлению281.

Государственные служащие могут воспользоваться правом на подачу петиции
вне службы. В качестве частного лица они могут делать предметом петиции как
общественные, так и служебные вопросы. Если, однако, петиция касается круга
служебных вопросов, то она должна учитывать ограничения административного
права (как, например, служебная тайна).

Публичный сбор подписей может быть ограничен с учетом упорядоченного
использования общественной земли. Помимо вопросов общественного порядка и
безопасности необходимо обратить внимание на то, что сбор подписей имеет смысл
вблизи от места событий. Если родственники заключенных тюрьмы призывают
поддержать петицию об улучшении условий заключения, то для них будет разумно
делать это вблизи от тюрьмы, где они смогут найти заинтересованных лиц.

f) Омбудсман (человек или организация, рассматривающая жалобы
частных лиц на государственные учреждения)

Средством институционального усиления петиции является должность омбуд-
смана. При различных административных учреждениях существуют так называе-
мые «отделы писем», исполняющие те же функции, что и омбудсман в скандинав-
ских странах. Они действуют в качестве своего рода посредника, к ко горому гражда-
нин может обращаться по вопросам критики и т.п. и которые служат для него местом
контакта с государственными учреждениями.

Они обладают определенными полномочиями и компетенцией (например, пра-
вом доступа к делам).

Должности, аналогичные должности омбудсмана, должны создаваться и в спе-
циальных областях, например, для солдатских матерей, для защиты прав потреби-
телей и т.п.

В рамках Договора о Европейском Союзе (Маастрихтский договор) как след-
ствие гражданства Союза был создан институт уполномоченного по делам граждан.
Уполномоченный по делам граждан изучает жалобы на недостатки административ-
ного управления. О недостатках речь идет тогда, когда какой-либо институт (напри-

2*°В одном решении Конституционного Суда ФРГ отрицалось право на контакт с другими заклю-
ченными с целью составления коллективной петиции; это обосновывалось тем, что такие контакты
могут быть несовместимы с целью заключения. См. BVerfGE 49, 24 (57).

И1ВОЕ JOOia П Е4Ь стр. 81 (Открытое письмо бундесрату).


мер, Европейский Парламент, Европейская Комиссия и т.д.) не действует, хотя и
должен был бы действовать; когда он выбирает неверный путь или когда он действу-
ет таким образом, каким он не должен был бы действовать. Основной целью упол-
номоченного по делам граждан, помимо контроля за органами административного
управления, является также усиление позиции индивидуума по отношению к Со-
обществу. Его функция ограничивается ролью третейского судьи между граждана-
ми и административным управлением Сообщества.


IV. РАВНОПРАВИЕ И ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ
А. ОБЗОР

Гарантия равенства играет настолько существенную роль в вопросе о справедли-
вом порядке, что многие вообще понимают равенство как ядро справедливости.
Равенство в качестве основного права индивидуума выступает на передний план
тогда, когда его лично неравное обращение коснулось там, где требовалось именно
равное обращение, или равное обращение было допущено там, где напрашивалась
определенная дифференциация.

Этот принцип может иметь разную степень нарушения. Оно может быть осно-
вано на том, что дифференциация (или отсутствие дифференциации) не очевидна,
т.е. не может быть выявлена и не может быть сделана понятной. Отсутствуют серьез-
ные основания, которые должны оправдать любое различие в обращении (или его
отсутствие). Затронутые лица в этих случаях могут апеллировать к общему принци-
пу равенства.

Некоторым высокопоставленным чиновникам разрешается ездить с мигалкой и сиреной, не обра-
щая при этом внимания на общие правила дорожного движения. Они могут безнаказанно пере-
секать разделительные линии, двигаться с превышением скорости и не обращать внимания на
сигналы светофора. Другие затронутые лица могут апеллировать к конституционному принципу
равноправия.

Чтобы сделать городской квартал пешеходной зоной, установлен общий запрет на движение ав-
томобильного транспорта. Принцип равенства может потребовать сделать исключение для жите-
лей, с тем чтобы обеспечить работу службы доставки.

Индивидуум может быть задет и тем, что административное решение представ-
ляется ему унизительным. Имеет место дискриминация, оскорбляющая отдельное
лицо или целую группу лиц. Затронутые этим лица могут ссылаться на запрет дис-
криминации.

Если установка щитов с плакатами в каком-либо городе разрешена только от-
дельным фирмам, а другие не имеют возможности работать на этом рынке вслед-
ствие бюрократического требования о наличии разрешения, то имеет место дискри-
минация.

Основное право на равноправное и свободное от дискриминации обращение
отличается от прочих конституционных прав (как, например, право на конституци-
онно-правовую защиту личности и право на свободу мнений) тем, что оно не защи-
щает определенную сферу жизни. Общий принцип равноправия требует равно-
правного обращения во всех сферах жизни и права; тем самым он реализует функ-
цию поперечного сечения, которая не может быть ограничена определенной
предметной сферой защиты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.