Если гражданин обращается с заявлением в какое-либо ведомство и вопрос, затронутый в заявлении, находится вне рамок компетенции этого ведомства, то чиновники не вправе отклонить заявление ввиду неподведомственности вопроса. Они обязаны самостоятельно выяснить, какой государственный орган компетентен решить поставленный вопрос, и самостоятельно осуществить переадресовку, уве- домив при этом гражданина, куда было передано его заявление.
b) Принцип координации процедур (принцип одного окна)
Если гражданин обращается в орган власти за получением специального разре- шения на тот или иной вид деятельности, то он вправе подать соответствующий запрос всего лишь в одно государственное учреждение. Если при этом в решении вопроса должны быть задействованы другие государственные ведомства, то уведо- мить их об этом вменяется в обязанность тому органу власти, который принял заявление гражданина.
Так, к примеру, гражданин, желающий открыть фирму, подает заявление лишь в одно ведомство. Он не обязан самостоятельно обращаться при этом в налоговую инспекцию, пенсионный фонд и тому подобные структуры, чтобы зарегистриро- вать свою фирму. Это обязанность одной-единственной централизованной госу- дарственной службы, которая приняла его заяачение об открытии фирмы. Эта служ- ба должна позаботиться и о том, чтобы налоговая инспекция сама обращалась в новоиспеченную фирму, высылая ей в необходимые сроки подлежащие заполне- нию формуляры.
В настоящее время существует практика, когда различные административные органы координируют свои действия путем «отфутболивания» гражданина от одно- го чиновника к друюму с целью сбора и предоставления различных документов. Гражданину вменяется в обязанность самостоятельно осуществлять эти координи- рующие функции и служить своего рода «связующим звеном» в цепочке различных административных процедур. В рамках процедур, в которых задействованы различ- ные административные органы, гражданин вынужден самостоятельно отыскивать тот орган, который должен быть координатором. Гражданин вынужден самостоя- тельно обращаться в другие органы, чтобы собрать согласования в отношении дей-
273 18-933
ствий, предпринятых органом-координатором. В правовом государстве такое поло- жение дел недопустимо, ведь гражданин по сути принимает на себя решение задач, стоящих перед администрацией. Сама администрация обязана решить, какой орган является координатором и несет ответственность за ход процедуры.
(1) Руководство ходом процедуры
Если в административной процедуре принимает участие несколько админист- ративных органов, то они решают между собой, кто из них берет на себя функции руководства ходом процедуры. В случае споров решение принимается вышестоя- щим по отношению к ним административным органом.
Так же как и обобщенное понятие «индивидуальный акт», так и принцип про- цедурной координации или координации процедур призван упрощать взаимоот- ношения гражданина и администрации, делать их более понятными для граждани- на. Так как по существующим правилам гражданин обязан самостоятельно «добы- вать» все необходимые для начала той иной административной процедуры документы и справки, то зачастую эти процедуры тянутся неоправданно долго и обходятся гражданину слишком дорого.
В соответствии с данным законом для руководства ходом той или иной проце- дуры назначается определенный административный орган. Гражданин при этом получает право и возможность обратиться в этот единственный орган, который сам обращается в другие органы за необходимыми справками и документами и издает касающийся сути дела индивидуальный акт.
Какой административный орган будет осуществлять руководство данной конк- ретной процедурой — подлежит разрешению между занятыми в рамках процедуры административными органами. Руководящий орган может быть также назначен вы- шестоящим органом. Подобная практика со временем приведет к образованию ус- тоявшихся структур координации и четкому разграничению сфер компетенции внутри администрации.
Лобанов нашел иностранных инвесторов и хочет вместе с ними приобрести в собственность госу- дарственную лесопильню, чтобы заниматься экспортом пиломатериалов. Для регистрации ком- пании и оформления сделки необходимы десятки различных документов, разрешений и согласо- ваний с различными инстанциями. До сих пор предприниматели вынуждены самостоятельно обходить все эти инстанции. Зачастую они используют услуги посредников — специалистов по «ориентированию в бюрократических джунглях».
В соответствии с предлагаемым регулированием для совершения таких или подобных процедур должен назначаться административный орган, выполняющий руководящие и координирующие функции. Лобанов обращается в этот орган и обсуждает с ним список необходимых разрешений и согласований. Данный административный орган самостоятельно обращается во все инстанции, собирает необходимые форм^шры и высылает их Лобанову для заполнения.
(2) Получение материалов и документов
Административные органы самостоятельно запрашивают и получают все пред- ставляющиеся необходимыми для разрешения дела материалы и документы в дру- гих административных органах. Сторонам не может быть вменено в обязанность обращение в другие административные органы с целью предоставления документов.
Задачей органа, координирующего процедуру, является инструктирование дру-
гих органов и граждан. Координирующий орган предоставляет гражданину все не- обходимые формуляры и материалы, собирает иную информацию, соблюдая при этом законодательство по защите данных, а также направляет ее в случае необходи- мости другим административным органам.
Администрация не вправе обременять этими обязанностями гражданина.
(3) Обязанность уведомления или регистрации
Если в ходе процедуры возникает обязанность уведомления или регистрации в другом административном органе, то эти действия вменяются в обязанность адми- нистративному органу, руководящему ходом процедуры.
В задачи органа, осуществляющего координирующие функции в ходе процеду- ры, входит также обязанность такого рода уведомлений и регистрации в иных орга- нах.
Так, к примеру, в соответствии с предлагаемым новым регулированием за реги- страцией фирмы можно будет обращаться в один единственный орган — к примеру, в торгово-промышленную палату. И сама ТПП будет обязана проинформировать все остальные административные органы о факте регистрации фирмы и поставить ее на учет в налоговых органах, внебюджетных фондах и т.п.
c) Принцип общения по почте
Неправомерно принуждать граждан лично являться в государственное ве- домство, чтобы получить там тот или иной формуляр, подать заявление или представить иные документы. Гражданин вправе сделать это по почте. В особен- ности если речь идет о деятельности, требующей предоставления разрешения, гражданин вправе обратиться с соответствующим заявлением, послав его заказ- ным письмом.
В случае принятия такого регулирования сношения между гражданами и адми- нистрацией будут существенно упрощены. Администрация будет более не вправе требовать от гражданина лично явиться на прием, если последний желает подать ходатайство или получить справку. Гражданин более не будет привязан к неудоб- ным для него часам приема, проводя долгие часы в очередях, пытаясь подать или забрать документы.
Госпожа Тропинина имеет медицинское заключение и хочет обратиться в ГИБДД за справкой относительно возможности получения водительского удостоверения с таким заболеванием глаз Тропинина по почте отправляет копию заключения в ГИБДД. ГИБДД не имеет права требовать, чтобы она лично явилась за получением справки по этому вопросу.
d) Обязанность обоснования любого решения
Любое решение любого государственного учреждения должно быть обосно- вано в письменном виде. Гражданин вправе знать, на основании какого право- вого акта учреждение вынесло то или иное решение и каковы были аргументы, обосновывающие его. Разумеется, в законе предусматриваются исключения из этого правила. Так, к примеру, дорожный полицейский, регулирующий улич- ное движение, не обязан давать письменное обоснование каждому взмаху своего жезла.
18"
Перед домом Сидорова стоит старое больное дерево. Сидоров опасается, что при сильном ветре дерево может упасть и повредить его жилой дом. Он направляет письмо в администрацию района и просит спилить дерево.
Через несколько недель приходит ответное письмо, в котором администрация уведомляет Сидо- рова, что экспертиза отдела озеленения показала, что дерево достаточно прочное и опасности па- дения нет.
Письмо Сидорова — это заявление, направленное на издание индивидуального акта — решения об удовлетворении его просьбы. Администрация поступает неправомерно, реагируя на это заяв- ление ответным письмом. Она обязана издать соответствующий акт, отвечающим трем указанным выше главным требованиям, предъявляемым к форме такого документа.
Важнейшим элементом индивидуального акта является его обоснование. Ад- министрация не вправе просто говорить «нет, нельзя», не приводя никаких объяс- нений. Решение должно быть понятным. Ознакомившись с обоснованием акта, гражданин должен представлять, на основании чего администрация приняла то или иное решение. Гражданин должен быть в состоянии судить о том, были ли учтены все обстоятельства, которые, с его точки зрения, являются в данном случае суще- ственными. И, наконец, необходимость обоснования — элемент самоконтроля ад- министрации, который не позволяет принимать бессмысленные решения.
е) Обязанность разъяснения права на обжалование и порядка его подачи
(1) Содержание разъяснения права обжалования
Разъяснение права обжалования должно содержать:
а) сроки обжалования;
в) наименование и точный адрес органа, в котором осуществляется обжалова- ние;
с) в случае возможности судебного обжалования: наименование и адрес суда.
Необходимо разъяснить гражданину, как, в какие органы и в какие сроки он имеет права обращаться, реализуя свое право на обжалование.
Приведем пример возможного разъяснения права на обжалование:
Данное решение может быть письменно обжаловано в течение 30 дней в Государственный коми- тет санэпидемнадзора РФ по адресу: \03065 Москва, ул. Космонавтов, 45.
Если решение принимает орган, рассматривающий дело в качестве последней инстанции, то в разъяснении права на обжалование должна быть указана возмож- ность обжалования в суд.
(2) Исключение из правила обязательного обоснования
Административный орган может не давать обоснование и разъяснение права обжалования индивидуального акта, если он полностью удовлетворяет требования всех сторон.
В этом случае администрация вправе исходить из того, что ее решение не будет обжаловано.
(3) Недопустимость ухудшения правового положения стороны в результате недолжного доведения акта до адресата
Положение сторон не должно ухудшаться в результате недолжного доведения индивидуального акта до их сведения.
Несоблюдение тех или иных формальных требований приводит к наруше- нию правил доведения акта до сведения адресатов. От этого сам по себе акт не утрачивает силу. Однако в результате этого не должно ухудшаться правовое по- ложение сторон. Если гражданин сможет доказать, что таковое ухудшение нали- цо, то администрация обязана либо отменить акт, либо продлить сроки обжало- вания или назначить новые сроки. Предоставление доказательств того, что акт был должным образом доведен до сведения адресата, — обязанность администра- ции.
До сведения Степановой доводится, что ей разрешено усыновить ребенка. Соответствующий документ не содержит разъяснения права на обжалование, в нем не указано, в какой орган она может подать жалобу на решение. Так как ходатайство Степановой полностью удовлетворяется (она желала усыновить ребенка и не собирается обжаловать это решение), то в результате отсут- ствия разъяснения права на обжатование ее правовое положение не ухудшается. Поэтому данным акт имеет юридическую силу.
С. ЗАПРЕТ НА СОЗДАНИЕ БАРЬЕРОВ И ЗАДЕРЖКУ НА ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ
Правозащитные гарантии ст. 45 и 46 КРФ содержат запрет на то, чтобы граж- данин был лишен возможности воспользоваться своим правом или такая воз- можность была затруднена. Запрет на создание барьеров и задержку на пути реализации прав, а также запрет чрезмерного формализма (сверхформализма) являются конкретным выражением и содержанием этих гарантий правового го- сударства.
1. Запрет на создание барьеров на пути реализации права а) Основа
Создание барьеров на пути реализации права имеет место тогда, когда суще- ствует необходимость разбирательства, но государственный орган, несмотря на за- конные требования заинтересованного лица, отказывается взять на себя его прове- дение. Такой отказ государственного органа может быть выражен либо в явной форме, либо происходить по умолчанию.
Запрет на создание барьеров на пути реализации права защищает также и от того, что государственный орган может необоснованно остановить проведение про- цедуры.
Если инстанция, выдающая разрешения на строительство, отказывается принять во внимание возражения соседа, хотя он имеет на это право и удовлетворяет всем процессуальным требованиям, то она отказывается от выполнения возложенной на нее обязанности.
Обоснованна ли вообще претензия на проведение процесса, можно установить на основе законов о судебных или административных процедурах.
Претензия на проведение процесса следует не только из применяемого законо- дательства, но может вытекать и непосредственно из Конституции.
Так, например, государственное учреждение обязано заниматься повторным заявлением, если с момента принятии решения обстоятельства сильно изменились или если заинтере- сованное лицо может предъявить новые существенные факты или доказательства. Если заинтересованное лицо пропустило срок подачи доказательств, то оно все еще вправе пре- тендовать на проведение процесса, в котором будет проверена ничтожность вызывающего сомнения властного акта или нарушение не имеющего срока давности или неотъемлемого права.
Соответствующие притязания могут вытекать и из международных гарантий основных прав и свобод364.
Ст. 5 и 6 ЕКПЧ и ст. 9 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах гаран- тируют право на независимую судебную оценку в вопросах заключения под стражу, а также в уго- ловных, гражданских и некоторых административных и дисциплинарных процедурах. Право на семейную жизнь, гарантированное ст. 8 ЕКПЧ, обеспечивает в определенных рамках притязание индивидуума на перепроверку решений иммиграционных служб о воссоединении семей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление