КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество Н.В. Гоголя 1 страница
(1809–1852) Наследие Гоголя – одна из самых ярких и еще до конца не разгаданных и объясненных страниц отечественной литературы. Его творчество неотделимо от времени, в котором он жил, от напряженных духовных исканий, охвативших русское общество после поражения декабрьского восстания 1825 года, когда лучшие умы России пытались постигнуть происходящие исторические процессы, осмыслить прошлое своей страны и предугадать ее будущее. Об этом размышляли А.С. Пушкин и П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич и Н.И. Надеждин, А.И. Герцен и В.Г. Белинский, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков и мн. др. В том числе и Гоголь, всю свою жизнь посвятивший познанию России и ее роли в мировой истории. Это проявилось не только в его художественном творчестве, но и в серьезном изучении всеобщей истории, о чем свидетельствуют его преподавательская деятельность в Петербургском университете и ряд статей исторического содержания, опубликованных в сборнике «Арабески». Гоголь был убежден, что в событиях далекого прошлого лежит ключ к пониманию современной действительности. Но он был прежде всего художником и стремился осмыслить закономерности исторического бытия через познание человека, через раскрытие потаенных движений его души. Основной мотив творчества Гоголя – это боль за человека, за поруганное человеческое достоинство, горькое чувство от сознания невозможности в существующих условиях воплотить светлые и гуманные идеалы в действительность. И в то же время он всегда верил, что в любом, даже самом дурном человеке не может до конца угаснуть живая человеческая душа. Есть погибающие, но нет окончательно погибших людей, считал Гоголь и неустанно искал в каждом человеке человеческое. Гоголь – писатель не совсем обычный, его восприятие жизни существенным образом отличается от других великих художников. В своей «Авторской исповеди» он писал: «Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Ее слышал один только Пушкин, он мне говорил всегда, что ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее и которого нет у других писателей». Окружающий мир, характеры, явления и предметы Гоголь рассматривает не в реальном обличий, а в их крайнем проявлении. В его произведениях действительность часто теряет свою осязаемую конкретность и становится призрачной, фантастической, вызывая у читателя чувство отвращения к ней. Внимание Гоголя-художника сосредоточено на изображении повседневной жизни, обыкновенных, заурядных людей, русского человека «на разных степенях своих мест, должностей и образований». Гоголь говорил о себе как о писателе, «дерзнувшем вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи». Он увидел «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земля...». Гоголь писал, что он изображал «безответно мертвых обитателей, страшных неподвижных холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Главное оружие Гоголя-художника – смех. Писатель подвергает осмеянию все, даже то, что, казалось бы, не может быть осмеяно – великие идеи, выдающихся исторических деятелей, возвышенное искусство. Но одновременно в его смехе чувствуется тоска по тем же великим идеям, возвышенному искусству и т. п. Гоголь считал, что судьба уготовила ему особую миссию, что ему суждено указать России (а через нее и всему человечеству) путь к очищению и обновлению. Пророчество всегда было характерной чертой нашей литературы. Русский писатель не только верил, он поучал, стремился пробудить в своих соотечественниках чувство человечности, сострадания к ближнему, искал универсальные пути к постижению идеалов добра, правды и справедливости. И Гоголь был одним из первых русских писателей, в чьем творчестве пророческое начало проявилось столь отчетливо и определенно. Он возложил на себя задачу не только громадную, но и едва ли осуществимую и где-то в глубине души понимал это. Отсюда его вечное недовольство собой, муки и терзания от сознания бессилия своих усилий изменить российскую действительность. «Русь! чего же ты хочешь от меня?» – вопрошал он. «Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..» Чувство невыполненного долга перед Россией и ее многострадальным народом не давало покоя Гоголю, заставляло пристально вглядываться в окружающий мир, и прежде всего в русского человека, в котором он не терял надежды найти живую душу. Николай Васильевич Гоголь родился в семье помещика среднего достатка в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Начальное образование получил дома, а затем учился в Полтавском уездном училище. В 1821 году Гоголь поступил в Нежинскую гимназию высших наук, которую окончил в 1828 году. Уже тогда он вынашивал мысль о государственной службе, полезной для общества. С этой целью Гоголь отправился в Петербург. К этому времени относятся и его первые литературные опыты. В начале 1829 года он опубликовал под псевдонимом В. Алов «идиллию в картинах» «Ганц Кюхельгартен», написанную в духе господствовавшего тогда романтизма. Поэма встретила резко негативную оценку, что глубоко огорчило автора. Он сжег нераспроданные экземпляры книги и уехал в Германию. Однако вскоре вернулся в Петербург и пробовал стать актером, художником и даже преподавателем истории. В конце 1829 года Гоголь определился на службу в Департамент городского хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В начале 1830 года Гоголь познакомился с известными литераторами: В.А.Жуковским, П.А. Плетневым и другими, а годом позже встретился с А.С. Пушкиным. В это же время он интенсивно работает над сборником повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», первая часть которого вышла в конце 1831 года, а в следующем году – вторая. Сборник вызвал всеобщее восхищение, и Гоголь становится одним из самых известных и читаемых писателей. Вот что писал В.Г. Белинский о «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: «Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в эти поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, как поцелуй любви...» Обращение Гоголя к изображению украинской жизни не было случайным. Не следует забывать, что писатель родился и вырос на Украине и поэтому хорошо знал то, о чем рассказал в «Вечерах...». Позднее в «Авторской исповеди» он говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято мною из действительности, из данных мне известных». Но было еще одно немаловажное обстоятельство. Дело в том, что в 20-х и в начале 30-х годов русское общество проявляло повышенный интерес к Украине, к ее истории, быту, нравам, обычаям, фольклору. Это объяснялось тем, что Украина многим казалась местом, где в своей первозданности сохранилась естественная жизнь, едва затронутая тлетворным влиянием цивилизации, а украинский народ не утратил своего свободолюбия, поскольку крепостное право там было введено лишь во второй половине XVIII века и черты рабской психологии еще не пустили глубоких корней в сознании сельских тружеников. Украинская тема становится одной из ведущих в произведениях писателей и поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, Ф.Н. Глинки, А.А. Бестужева и др. К изображению жизни Украины обратились такие писатели, как В.Т. Нарежный, А.И. Подолинский, А.А. Погорельский, О.М. Сомов и многие другие, а также А.С. Пушкин («Полтава»). Так что «Вечера на хуторе близ Диканьки» полностью вписывались в общий контекст развития русской литературы того времени. В «Вечерах...» Гоголь нарисовал пленительный, полный обаяния образ милой и дорогой ему Украины, воспроизвел во всем ее многообразии народную жизнь, попытался раскрыть сущность национального характера народа, показать его храбрость и свободолюбие, незлобивость и доверчивость, веселость и простодушие. Главное внимание писатель сосредоточил на поэтической стороне народной жизни, на изображении героев с благородными порывами и светлым складом души. Общая атмосфера «Вечеров...» – ясная и жизнеутверждающая. Гоголь погружает нас в радостный и счастливый мир чистых и возвышенных человеческих отношений, подчас далеких от реальной действительности. Это скорее мир поэтический, мир сказки, мечта о прекрасной и свободной жизни. И здесь нельзя не видеть отзвука просветительской идеи о гармонии, якобы существовавшей в период «естественного состояния» человечества, о пагубном и разрушительном влиянии цивилизации, на характер и сознание современного человека. Мысль о нарушении целостности и гармонии народной жизни, о проникновении в нее чуждых и враждебных элементов отчетливо проступает во многих повестях «Вечеров...». Так, в повести «Ночь перед Рождеством» «естественный человек» кузнец Вакула с удивлением и неприязнью воспринимает жизнь бюрократического Петербурга; в повести «Вечер накануне Ивана Купала» показано растлевающее душу влияние денег. Иногда в качестве разрушительного начала, пытающегося сокрушить гармонию народной жизни, в «Вечерах...» выступают фантастические силы зла в виде всякого рода колдунов, чертей, ведьм и прочей нечисти. И хотя светлое, человеческое начало, как правило, одолевает темные силы, добро оказывается сильнее зла, любовь побеждает ненависть, тем не менее это вносит во многие повести элемент тревоги, ощущение непрочности и хрупкости бытия. И тогда, по словам Белинского, «комическое одушевление», пронизывающее «Вечера...», сменяется «глубоким чувством грусти и уныния». Уже в повести «Сорочинская ярмарка», открывавшей сборник, звучат горькие раздумья автора о скоропреходящей юности, о быстротечности жизни, о тяжком бремени одиночества: «Не так ли резвые други бурной и вольной юности поодиночке один за другим, теряются по свету и оставляют, наконец, старинного брата их? Скучно оставленному! И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему». И это – «Скучно оставленному!» – очень скоро выльется в горестное восклицание: «Скучно на этом свете, господа!» – которым Гоголь закончит повествование в «Миргороде». Скучно не одному только человеку, потерявшему друзей и близких, скучно всем в этом неустроенном мире, где господствует мелочность и пошлость. Особое место в «Вечерах...» занимает повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», в которой уже почти отсутствует поэтизация украинской жизни и в своей неприглядности выступает современная писателю действительность, а в ее персонажах угадываются отдельные черты характеров будущих произведений Гоголя. Так, пассивность и мечтательность Шпоньки в какой-то мере напоминает Манилова, а его душевное состояние, вызванное предстоящей женитьбой, совпадает с тем, что чувствует и переживает Подколесин, оказавшийся в подобной же ситуации. Кстати, многое из того, что едва намечено в «Вечерах...», будет раскрыто и углублено в дальнейшем творчестве писателя. Как уже отмечалось, господствующим в литературе 1830-х годов оставался романтизм, хотя в это время уже возникает реалистическое направление. Это, несомненно, сказалось на художественном методе «Вечеров...», проявившемся в стилевой двуплановости, которая в каждой повести обнаруживается по-своему, в своеобразном использовании Гоголем устного народного творчества. «Повести, служащие продолжением вечеров на хуторе близ Диканьки» – такой подзаголовок дал Гоголь следующему своему сборнику – «Миргород» (1835), подчеркнув тем самым идейно-художественное единство обоих сборников и общие принципы циклизации. И действительно, «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» из «Миргорода» тематически и стилистически примыкают к повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», а «Тарас Бульба» и «Вий» можно поставить в один ряд со многими произведениями «Вечеров...», и в первую очередь с повестью «Страшная месть». Композиционное построение «Миргорода» отличается стройностью и целостностью. Если говорить о сборнике в целом, то нельзя не обратить внимания, что героический и фантастический мир, отраженный в повестях «Тарас Бульба» и «Вий» и связанный преимущественно с прошлым, дан в обрамлении современной, мелкой и ничтожной жизни, изображенной в «Старосветских помещиках» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В свою очередь, каждая из двух частей включает в себя произведения контрастные по содержанию и эмоциональной тональности. В первой части – растлительному существованию старосветских помещиков противопоставлена героическая, полная опасности и тревог жизнь запорожских казаков, а во второй – бесшабашная удаль бурсаков из повести «Вий» оттеняет пошлое прозябание миргородских обывателей. Героическое и обыденное, великое и ничтожное, прошлое и настоящее в «Миргороде» сосуществуют, они для Гоголя – явления одного порядка и стоят в одном ряду. Для него, например, нет никакой разницы между «наследником-реформатором», разорившим некогда процветавшую деревеньку старосветских помещиков, и Наполеоном, которого, по словам одного из гостей Афанасия Ивановича, снова вознамерились выпустить на Россию «француз с англичанином», а ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем напомнила писателю столкновение «римских трибунов». По мысли Гоголя, все в этом мире взаимосвязано, все люди принимают участие в историческом процессе и творят жизнь. Однако жизнь скоротечна, хотя она порой проявляется бурно и страстно, горит яркими красками, но в конце концов все равно пресекается смертью. Умирают Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович, гибнет Тарас со своими сыновьями и Хома Брут, угасают, теряя человеческий облик, Иван Иванович и Иван Никифорович. Все это вызывает у автора-повествователя горестные раздумья, выразившиеся в завершающей сборник реплике: «Скучно на этом свете, господа!» «Упоение» и «лирический разгул», добродушный юмор и редко омрачаемый беспечный смех «Вечеров...» сменяются в «Миргороде» внутренней сосредоточенностью, стремлением писателя осмыслить прошлое и настоящее и заглянуть в «неразгаданное будущее», юмор становится «грозным и открытым», а в смехе все отчетливее стали проступать «невидимые миру слезы». Художественный мир произведений, включенных Гоголем в «Миргород», сложен и многогранен. Это достаточно полно проявляется уже в первой повести, открывающей сборник. В «Старосветских помещиках» речь идет конечно же не только о жизни людей «пустых, ничтожных и жалких», хотя «добрых и радушных» (В.Г. Белинский). Не без иронии рисуя картину безмятежного существования милых старосветских старичков, Гоголь одновременно размышляет о непрочности человеческого бытия и о том, как порой какое-нибудь незначительное событие может все изменить и послужить причиной разрушения на первый взгляд прочно устоявшихся основ жизни независимо от того, идет ли речь о государстве или о затерянной в глуши усадьбе, которая и на карте-то не отмечена. «По странному устройству вещей, – пишет Гоголь, – всегда ничтожные причины родили великие события и, наоборот, великие предприятия оканчивались ничтожными следствиями. Какой-нибудь завоеватель собирает все силы своего государства, воюет несколько лет, полководцы его прославляются, и наконец все это оканчивается приобретением клочка земли, на котором негде посеять картофеля, а иногда, напротив, какие-нибудь два колбасника двух городов подерутся между собою за вздор, и ссора объемлет наконец города, потом веси и деревни, а там и целое государство». Мысль, что никто в этом мире не застрахован от случайностей, что несчастье может в любой момент обрушиться как на простого смертного, так и «на царей и повелителей мира», будет звучать у Гоголя и позднее (например, в повести «Шинель»). Прочно и вечно на земле только одно – любовь, которая неподвластна никаким жизненным потрясениям и выше всех мировых катаклизмов и катастроф. И хотя чувство Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича писатель называет «привычкой», но оно, по его представлению, гораздо надежнее романтической «страсти», высмеянной им в той же повести. Подобная «страсть» скоропреходяще и эгоистична, поскольку в ней человек любит прежде всего самого себя и свое собственное чувство, не думая о другом человеке. А вот Пульхерия Ивановна, умирая, думает не о себе, не о своей жизни, а о том, кто остается жить, о своем муже. И Афанасий Иванович, едва услышав зов умершей жены, не страшась смерти, последовал за ней. Зачем ему жизнь, если ушла та, которая так любила его и без которой ему так грустно и одиноко в мире. Для Гоголя жизнь старосветских помещиков при всей своей духовной убогости более привлекательна, нежели та, которая приходит ей на смену. Ретивый наследник, решивший «непременно искоренить, исправить и ввести во всем порядок», в несколько месяцев вконец разорил пусть не процветавшее, но достаточно крепкое хозяйство. Писателя страшит «деятельность» новых «реформаторов», их беспринципность и некомпетентность, которая ничего, кроме вреда, не приносит. Нельзя не обратить внимания, что добродушная ирония, сопровождающая рассказ о жизни старосветских старичков, в конце повести перерастает в едкий сарказм, а в образе «страшного реформатора» отчетливо проступают черты характера Ноздрева из «Мертвых душ». Совершенно иной мир изображен Гоголем в повести «Тарас Бульба», которую Белинский назвал «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою». В противовес растительной жизни старосветских помещиков здесь представлена яркая картина национально-освободительной борьбы украинского народа. В этом противопоставлении, несомненно, содержится скрытый упрек современному поколению, погрязшему в бездействии и мелочной пошлости. Но, восхищаясь героическим прошлым, Гоголь не скрывал своего негативного отношения к жестокостям и необузданным нравам, господствовавшим в те далекие времена. По его словам, «они были порождением тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалялся в них душою, не чуя человечества». А зло, по мнению писателя, могло породить только зло, жестокость одних неминуемо приводила к крайнему ожесточению других. Страшную смерть принял Остап, но не менее ужасны были и «поминки», устроенные Тарасом по казненному сыну, сопровождавшиеся неслыханными зверствами казаков, творимыми над мирными жителями польских местечек, «от которых подвигнулась бы самая сырая земля, и стеновая трава поникла бы от жалости долу». Безжалостность и бесчеловечность отношений между народами неминуемо влекли за собой непримиримость и жестокость также и в отношения близких людей. Примером может служить убийство Тарасом своего младшего сына. Да, Андрий, захваченный «страстью», позабыл все на свете – отчизну, родных, товарищей. Но не слишком ли дорогая плата за любовь к прекрасной полячке – смерть от руки отца? Гоголь не оправдывает своего героя, однако пытается понять и объяснить его поведение. Ради своего чувства Андрий пожертвовал «святыми узами товарищества», и во имя того же «товарищества» Тарас вершит страшный суд над сыном. И нелегко ответить на вопрос, кто из них более прав и более грешен. Не дает ответа и сам Гоголь. Для него Тарас не только отважный борец за родину и веру, но и «сыноубийца» (великий грех с точки зрения христианской морали), а Андрий – храбрый воин, любящий сын и в то же время – предатель. Нет оправдания ни тому, ни другому. И писатель скорбит об утрате человеческого в человеке, когда бы это ни происходило, в прошлом или настоящем, и какими бы высокими не были цели и намерения. В повести заложена еще одна мысль, связанная с образом Андрия. Это мысль о губительности индивидуализма, о неминуемом крахе человека, пытающегося, не считаясь ни с чем, следовать только своим эгоистическим побуждениям и чувствам. В повести «Вий» Гоголь продолжает разработку многих тем, к которым он обращался как в «Тарасе Бульбе», так и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Это прежде всего борьба человека с темными силами, испытание человека, его стойкости, проверка того, что он представляет собой и на что способен. В то же время в «Вне» с гораздо большей силой подчеркнута мысль о трагической неустроенности жизни. Человек живет в мире, где происходит вечная борьба добра и зла, прекрасного с безобразным, человеческого с бесчеловечным. И очень важно, чтобы он сохранил силу и мужество, не дрогнул бы в минуту опасности. А вот Хома Брут испугался нечистой силы и погиб. «А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся, – говорит приятель Хомы Горобець. – А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать». Но главная причина гибели Хомы не в его слабости и малодушии, а в его разобщенности с миром, оторванности от людей. Хома очень одинок: нет у него ни родных, ни друзей, и даже со своими товарищами Горобцом и Халявой он мало чем связан. Один на один оказался Хома и перед лицом жестоких и враждебных сил. А в одиночку человек бессилен противостоять злу. Рассказ о трагической гибели Хомы в повести заканчивается комической сценкой поминок, которые устраивают по своему пропавшему «ни за что» товарищу Горобець и Халява. И в этом нет ничего удивительного. Ведь, по мнению Гоголя, в жизни всегда соседствуют, а иногда и теснейшим образом переплетаются, возвышенные стремления и низменные страсти, героизм и пошлость, красота и безобразие (например, панночка-ведьма). И чаще всего светлое начало оказывается побежденным. Вот и здесь гибнет удалой бурсак Хома, а его приятели, новоявленный философ Горобець и потерявший человеческий облик от беспробудного пьянства звонарь Халява, продолжают жить. Основной пафос повести «Вий» – призыв к жизни, достойной человека, к противостоянию злу и пошлости, в какой бы форме они ни проявлялись. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Ни-кифоровичем», завершающая «Миргород», пожалуй, самое грустное произведение сборника. Герои повести являют собой страшные в своей бездуховности и пошлости типы, о которых Белинский писал, что это «существа совершенно пустые, ничтожные и притом нравственно гадкие и отвратительные, ибо в них нет ничего человеческого...». Отсюда и горькое восклицание писателя, которым он заканчивает свое повествование: «Скучно на этом свете, господа!» Скучна, ничтожна и безнравственна жизнь миргородских обывателей, и, глядя на нее, надобно, чтобы люди, говорил Белинский, «иногда просыпались от своего бессмысленного усыпления и вспоминали о своем человеческом достоинстве». Эта мысль пронизывает все произведения, вошедшие в «Миргород», независимо от того, идет ли речь о прошлом или настоящем, о героическом или ничтожном, великом или смешном. Нельзя не отметить, что в «Миргороде» совершенно новую окраску приобретает смех Гоголя, в котором все чаще начинают слышаться «невидимые миру слезы». Почти одновременно с «Миргородом» вышел из печати сборник «Арабески», куда вместе со статьями исторического содержания Гоголь включил повести «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Эта произведения, а также позднее опубликованные повести «Нос» и «Шинель» составили цикл, который принято называть «петербургским», поскольку местом действия в них является Петербург. То, что петербургские повести в «Арабесках» напечатаны в окружении исторических статей, имеет глубокий смысл и во многом продолжало традиции «Вечеров...» и «Миргорода», где Гоголь постоянно соотносил прошлое и настоящее. Писатель был убежден, что «одно твердое историческое познание теперь действительно», что теперь нужно «знание истории более полное и более глубокое, чем когда-либо прежде», что «корни и семена всех нынешних явлений там». Интерес Гоголя к историческому прошлому был связан прежде всего с общими тенденциями общественно-политического и литературного развития 1830-х годов, когда необычайно остро встал вопрос о будущем России. «История сделалась теперь, – писал Белинский, – как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии». Гоголь также считал, что изучение мировой истории может помочь художнику не только понять величие «человеческого духа», зафиксированное на разных этапах исторического процесса, но и показать его безграничные возможности в ходе развития национального и общечеловеческого прогресса. Что же касается современной действительности, запечатленной в петербургских повестях, то она, по мнению писателя, является определенным моментом всеобщей истории, и поэтому необходимо осмыслить ее сущность, постигнуть глубинные процессы, происходящие в ней. Главный лейтмотив произведений петербургского цикла – обманчивость блеска столичной жизни, за внешним великолепием которой скрываются пошлость и ограниченность. Жизнь Петербурга предстает перед нами «призрачной», противоречивой и вместе с тем глубоко трагичной. Проблематика петербургских повестей широка и многогранна. В каждой из них затрагивается множество проблем. Но главный вопрос, который волнует писателя, – это судьба человека, оказавшегося один на один перед страшной и полной кричащих противоречий жизнью. По-разному складывается судьба героев повестей: гибнет, не выдержав несоответствия романтических мечтаний и суровой действительности, художник Пискарев («Невский проспект»), становится жертвой страсти к наживе Чартков («Портрет»), приспособились к существующим обстоятельствам и в принципе довольны своей участью Пирогов («Невский проспект») и Ковалев («Нос»), проходят мучительно сложный путь осознания своего «я» Поприщин («Записки сумасшедшего») и Башмачкин («Шинель»). Сложна и порой причудлива художественная структура произведений петербургского цикла. В каждом из них лежит, как правило, необыкновенная история или чрезвычайное происшествие, оказывающее самое существенное влияние на судьбу героя, который то покупает загадочный портрет, то теряет нос, то у него крадут новую шинель и т. д. Все это лишний раз подтверждает, что гоголевские герои живут в парадоксальном, полном трагических несообразностей мире, который безжалостно коверкает их судьбы, приводя одних к гибели, а других – к моральной деградации. «Невский проспект» – программное произведение цикла. Описание главной улицы столицы, которым открывается и завершается повесть, и представленные на ней «тысяча непостижимых характеров и явлений» становятся символом современного мира, мира бездуховного, стертого, фальшивого, лишенного человечности. Поэтому, изображая яркую и пеструю толпу, движущуюся по Невскому проспекту, Гоголь видит не лица, а вереницу «удивительно сшитых сюртуков», разных «сортов шляпок, платьев, платков», «превосходных» бакенбард, «чудных» усов, «тоненьких, узких талий», «ножек в прекрасных башмачках» и т.п. Показывая Невский проспект в разные часы дня и вечера, писателю удалось показать социальный срез всех этажей петербургского общества. Но центральное место занимает описание средних и высших слоев, стремящихся казаться лучше, нежели они есть на самом деле. За парадным великолепием столицы писатель видит жалкую нищету, убогость и разврат. «О, не верьте этому Невскому проспекту! – предостерегает Гоголь. – Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» Из разношерстной толпы, снующей по Невскому, писатель как лучом прожектора высвечивает фигуры двух «приятелей» – художника Пискарева и поручика Пирогова, приключения которых и составляют сюжетную основу повести. Судьба этих героев лишний раз подтверждает нелепость и странность современной действительности, соединяющей в себе взаимоисключающие начала – возвышенную мечтательность, веру в добро, в справедливость и неистребимую пошлость. И самое главное – торжествует и преуспевает в этой жизни безнравственность и наглый эгоизм, воплощенный в лице поручика Пирогова, и гибнет робкий и застенчивый художник Пискарев. В повести «Невский проспект» Гоголь говорит о поруганной красоте, о взаимоотношениях художника и общества, искусства и действительности, о неминуемой гибели таланта в мире, где господствуют безнравственность и пошлость. Теме гибели таланта в обществе, в котором царит дух наживы и приобретательства, посвящена и повесть «Портрет». При ее оценке основное внимание преимущественно сосредоточивается на судьбе художника Чарткова, предавшего во имя корысти и сиюминутных благ свое незаурядное дарование и превратившегося в прозаического ремесленника, «все чувства и порывы» которого «обратились к золоту»: «Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и, как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем...» Осознав в конце концов всю глубину своего падения, Чартков проникся страшной завистью ко всему прекрасному, в припадках бешеного безумия стал скупать и уничтожать произведения великих мастеров. Его смерть – закономерный итог жизни художника, не выдержавшего искушения призрачными благами, которыми его поманила «фантастическая» действительность. Но в повести звучит еще одна важная мысль, близкая самому Гоголю: служить искусству можно, только очистившись от всего дурного, сиюминутного, злого и скверного. Художник, создавший когда-то портрет ростовщика с демоническими глазами, который сыграл трагическую роль в судьбе Чарткова, ушел в монастырь, чтобы изгнать из своей души обаяние зла, побудившее его воспроизвести образ страшного старика. Только годы неустанного труда и покаяния позволили ему преодолеть бесовские чары и обрести внутренний покой.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |