КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество поэтов пушкинской поры
Рядом с Пушкиным жили и творили замечательные поэты. Их обычно называют поэтами пушкинской поры. Однако некоторые из них сложились до Пушкина и независимо от него. Например, поэт-гусар Д.В. Давыдов (1784–1839), придумавший маску бесшабашно-смелого воина и одновременно остроумного поэта-гуляки. Между боями, на биваке, он предается вольному разгулу среди таких же доблестных друзей, готовых на любой подвиг. Денис Васильевич Давыдов не терпит «служак», муштру, всякую казенщину. Вот как он обращался к своему другу, гусару Бурцеву, приглашая отведать знаменитый арак: В дымном поле, на биваке, У пылающих огней, В благодетельном араке Зрю спасителя людей. Собирайся в круговую, Православный весь причет! Подавай лохань златую, Где веселие живет! Наливай обширной чаши В шуме радостных речей, Как пивали предки наши Среди копий и мечей. На коротком отдыхе он никогда не забывает о родине и о «службе царской», то есть о воинском труде: Но чу! Гулять не время! К коням, брат, и ногу в стремя Саблю вон – ив сечу! Вот Пир иной нам Бог дает, Пир задорней, удалее, И шумней и веселее Ну-тка, кивер набекрень, И – ура! Счастливый день! Давыдов гордился тем, что его поэзия непохожа ни на какую другую, что она родилась в походах, боях, в досугах между битвами: На вьюке, в тороках цевницу я таскаю; Она и под локтем, она под головой; Меж конских ног позабываю, В пыли, на влаге дождевой... Так мне ли ударять в разлаженные струны И петь любовь, луну, кусты душистых роз? Пусть загремят войны перуны Я в этой песне виртуоз! Пушкин, по его собственному признанию, учился у Давыдова. Но в отличие от Давыдова Пушкин в обыденной жизни не носил литературной маски, оставался самим собой. А Давыдов, создав свою литературную маску лихого гусара-поэта, стал примерять ее к жизни и сросся с нею. В бытовом поведении он стал подражать своему лирическому герою и отождествлял себя с ним. Из старших друзей и сверстников Пушкина наиболее талантливыми были князь Петр Андреевич Вяземский, Антон Антонович Дельвиг, Евгении Абрамович Баратынский и Николай Михайлович Языков. Все они обладали собственными поэтическими «голосами», но при этом испытали влияние Пушкина. Так как в пушкинскую пору они создали наиболее значительные произведения, то их творчество этого времени и будет здесь рассмотрено. Пушкин писал о П.А. Вяземском (1792–1878): Судьба твои дары явить желала в нем, В счастливом баловне соединив ошибкой Богатство, знатный род с возвышенным умом И простодушие с язвительной улыбкой. Важнейшее качество Вяземского-поэта – острое и точное чувство времени. Вяземский чутко улавливал те жанровые, стилистические, содержательные изменения, которые намечались или уже происходили в литературе. Другое его свойство – энциклопедизм. Вяземский был необычайно образованным человеком. Третья особенность Вяземского – рассудочность, склонность к теоретизированию. Он был крупным теоретиком русского романтизма. Но рассудительность в поэзии придавала сочинениям Вяземского некоторую сухость и приглушала эмоциональные романтические порывы. Поэтическая культура, взрастившая Вяземского, была однородна с поэтической культурой Пушкина. Вяземский ощущал себя наследником XVIII века, поклонником Вольтера и других французских философов. Он впитал с детства любовь к просвещению, к разуму, либеральные взгляды, тяготение к полезной государственной и гражданской деятельности, к традиционным поэтическим формам – свободолюбивой оде, меланхолической элегии, дружескому посланию, притчам, басням, эпиграмматическому стилю, сатире и дидактике. Как и другие молодые поэты, Вяземский быстро усвоил поэтические открытия Жуковского и Батюшкова и проникся «идеей» домашнего счастья. Во множестве стихотворений он развивал мысль о естественном равенстве, о превосходстве духовной близости над чопорной родовитостью, утверждал идеал независимости, союз ума и веселья. Предпочтение личных чувств официальным стало темой многих стихотворений. В этом не было равнодушия к гражданскому поприщу, не было стремления к замкнутости или уходу от жизни. Противопоставляя домашний халат мундиру, блеск и шум света «тихому миру», наполненному размышлениями, Вяземский хотел сделать свою жизнь полезной людям и отечеству. Его частный мир был гораздо нравственнее пустого топтанья в светских гостиных. У себя дома он чувствовал себя внутренне свободным: В гостиной я невольник, В углу своем себе я господин... В отличие от Батюшкова Вяземский понимает, что уединение – вынужденная, но отнюдь не самая удобная и достойная вольнолюбивого поэта позиция. По натуре Вяземский – боец, но обществу чуждо его свободолюбие. Будучи сторонником карамзинской реформы русского литературного языка, а затем и романтизма, Вяземский выступил поэтом-романтиком. Он понял романтизм как идею освобождения личности от «цепей», как низложение «правил» в искусстве. Проникнутый этими настроениями, он пишет гражданское стихотворение «Негодование», в котором обличает условия, отторгнувшие поэта от общественной деятельности, элегию «Уныние», в которой славит это чувство, потому что оно врачует его душу, сближает с полезным размышлением, дает насладиться плодами поэзии. В романтизме Вяземский увидел опору своим поискам национального своеобразия и стремлениям постичь дух народа. Знаменитой стала его элегия «Первый снег», строку из которой – «И жить торопится, и чувствовать спешит» – Пушкин взял эпиграфом к первой главе «Евгения Онегина», а в пятой при описании снега опять вспомнил Вяземского и отослал читателя романа к его стихам. Отголоски «Первого снега» слышны и в пушкинских «зимних» стихотворениях («Зима. Что делать нам в деревне. Я скучаю...», «Зимнее утро»). Вяземский значительно проще в стилевом отношении Жуковского и Батюшкова. У него нет ни отвлеченности батюшковских пейзажей, ни утонченной образности описаний природы у Жуковского. У Вяземского лирическое чувство сливается с конкретными деталями русского быта и пейзажа. В элегии возникают контрастные образы «нежного баловня полуденной природы» и «сына пасмурных небес полуночной страны». Первый снег становится символом души северянина. С ним связаны радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений. В описании зимы стихотворение Вяземского наполняется энергией, в стихотворении начинают преобладать зрительные образы взамен сложных и перегруженных символикой метафор: Сегодня новый вид окрестность приняла Как быстрым манием чудесного жезла; Лазурью светлою горят небес вершины; Блестящей скатертью подернулись долины, И ярким бисером усеяны поля. На празднике зимы красуется земля И нас приветствует живительной улыбкой. Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой... Забавы ожили; пренебрегая страх, Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой И, празднуя зимы ожиданный возврат, По льду свистящему кружатся и скользят. Суровая красота зимы рождает особый характер человека, нравственно здорового; презирающего опасность, гнев и угрозы судьбы. Вяземский психологически тонко передает и молодой задор, и горячность, и восторженное приятие жизни. Даже самая грусть окрашена национальным чувством. От описания природы поэт незаметно и естественно переходит к описанию любовного чувства: Покинем, милый друг, темницы мрачный кров! Красивый выходец кипящих табунов, Ревнуя на бегу с крылатоногой ланью, Топоча хрупкий снег, нас по полю помчит. Украшен твой наряд лесов сибирских данью, И соболь на тебе чернеет и блестит... Счастлив, кто испытал прогулки зимней сладость! Кто в тесноте саней с красавицей младой, Ревнивых не боясь, сидел нога с ногой, Жал руку, нежную в самом сопротивленье, И в сердце девственном впервый любви смятенья, И думу первую, и первый вздох зажег, В победе сей других побед прияв залог. Восхищение стихийной красотой и силой природы сменяется восторгом и упоением молодостью, здоровьем, нежностью возлюбленной: Кто может выразить счастливцев упоенье? Как вьюга легкая, их окрыленный бег Браздами легкими прорезывает снег И, ярким облаком с земли его взвевая, Сребристой пылию окидывает их. Стеснилось время им в один крылатый миг. По жизни так скользит горячность молодая И жить торопится и чувствовать спешит! Пушкин назвал слог Вяземского в этом стихотворении «роскошным». И это была не только похвала. Вяземский – тут его бесспорная заслуга – рисовал реальный, а не идеальный пейзаж, создавал реальную русскую зиму, а не отвлеченную или воображаемую. И все-таки он не мог обойтись без метафор, без привычных, устойчивых поэтических формул, без выражений, которые обычно называют «поэтизмами». Например, «древний дуб» он называет «Дриалище дриад, приют крикливых вранов», вместо слова «конь» употребляет выражение «Красивый выходец кипящих табунов». Расцвет природы весной он описывает очень красиво: ...на омытые луга росой денницы Красивая весна бросает из кошницы Душистую лазурь и свежий блеск цветов... В отличие от Вяземского лицейский и послелицейский товарищ Пушкина поэт А.А. Дельвиг (1798-1831) облек свой романтизм в классицистические формы. Он использовал античные, древнегреческие и древнеримские стихотворные размеры и воссоздавал в своей лирике условный мир древности, где царствует гармония и красота. Для своих античных зарисовок Дельвиг избрал жанр идиллий. Действие идиллий Дельвига развертывается обычно под сенью деревьев, в прохладной тишине, у сверкающего источника. Поэт придает картинам природы пластичность и живописность форм, природа всегда у него несет умиротворение и покой в душу человека. Герои идиллий Дельвига никогда не изменяют своим чувствам. В одном из лучших стихотворений поэта «Некогда Титир и Зоя под тенью двух юных платанов...» восхищенно рассказывается о прекрасной любви юноши и девушки, сохраненной ими навеки. В наивной и чистой пластической зарисовке поэт сумел передать благородство и возвышенность нежного и глубокого чувства. И природа, и боги сочувствуют влюбленным, оберегая и после их смерти неугасимое пламя любви. Герои Дельвига не рассуждают о своем чувстве – они отдаются его власти, и это приносит им радость. В другой идиллии – «Друзья» – весь народ, от мала до велика, живет в согласии, ничто не нарушает его безмятежного покоя. После трудового дня, когда «вечер осенний сходил на Аркадию», «вокруг двух старцев, друзей знаменитых» – Палемона и Дамета, – люди собираются, чтобы еще раз полюбоваться их искусством, выпить их вина и насладиться зрелищем верной дружбы, родившейся в труде. Отношения любви и дружбы выступают в поэзии Дельвига мерилом ценности человека и всего общества. Не богатство, не знатность, не связи определяют достоинство человека, а простые личные чувства, их цельность и чистота. Читая идиллии Дельвига, можно подумать, что он явился запоздалым классицистом в романтическое время. Самые темы, стиль, жанры, размеры – все это взято у классицистов. И все-таки ошибочно причислять к ним Дельвига. Дельвиг, прошедший школу Батюшкова, был также романтиком, который тосковал по утраченной античности, по условному миру классической стройности и гармонии. Он был разочарован в современном ему обществе, где нет ни настоящей дружбы, ни подлинной любви, где человек чувствует разлад и с людьми, и с самим собой. За гармоничным, прекрасным и цельным миром античности, о которой сожалеет Дельвиг, стоит лишенный цельности человек и поэт. Он озабочен разобщенностью, разорванностью, разрозненностью людей и страшится будущего. Дельвиг внес в антологический жанр идиллии несвойственное ему содержание – скорбь о конце золотого века. Подтекст его восхитительных идиллий, наивных и трогательных своей жизнерадостностью, коренился в чувстве тоски по утраченной гармонии между людьми и человека с природой. В нынешнем мире под покровом благообразия таится хаос, и потому прекрасное хрупко и ненадежно. Но потому же и особенно дорого. Так в идиллию проникают элегические мотивы и настроения. Ее содержание становится драматичным и печальным. В идиллии «Конец золотого века» городской юноша Мелетий полюбил прекрасную пастушку Амариллу, но не сдержал клятв верности. И тогда всю страну постигло несчастье. Трагедия коснулась не только Амариллы, которая потеряла разум, а затем утонула, – померкла красота Аркадии, потому что разрушилась гармония между человеком и природой. И виноват в этом человек, в сознание которого вошли корысть и эгоизм. Идиллического мира нет теперь в Аркадии. Больше того: он исчез повсюду. Вторжение в идиллию романтического сознания и углубление его означало ее гибель как жанра, поскольку утрачено содержательное ядро – гармонические отношения людей между собой и с внешним миром. Пушкин соглашался с Дельвигом: прекрасное и гармоничное подвержены гибели и смерти, преходящи и бренны, но чувства, вызванные ими, вечны, нетленны. Это дает человеку силу пережить любую утрату. Кроме того, жизнь не стоит на месте. В ходе исторического движения прекрасное и гармоничное возвращаются, – пусть в ином виде, в ином облике. Трагические моменты столь же временны, как и прекрасные. Печаль и уныние не всевластны, они тоже гости на этой земле. В такой же степени, как и в идиллиях, Дельвиг явился романтиком и в своих народных песнях. В духе романтизма он не раз обращался к народным истокам и проявлял интерес к древней национальной культуре. Песни Дельвига наполнены тихими жалобами на жизнь, которая делает человека одиноким и отнимает у него законное право на счастье. Песни запечатлели мир простых русских людей в печальных и заунывных мелодиях («Ах ты, ночь ли, ноченька...», «Голова ль моя, головушка...», «Скучно, девушки, весною жить одной...», «Пела, пела пташечка...», «Соловей мой, соловей...», «Как за реченькой слободушка стоит...», «И я выйду на крылечко...», «Я вечор в саду, младешенька, гуляла...», «Не осенний частый дождичек...»). Содержание лирических песен Дельвига всегда грустно, любовь никогда не приводит к счастью. Русский человек в песнях Дельвига жалуется на судьбу даже в том случае, когда нет конкретной причины. Грусть и печаль как бы разлиты в воздухе, и потому их вдыхаешь и никогда не избежишь, как никогда не избавишься от одиночества. Совсем иной по содержанию и по тону была поэзия Н. М. Языкова (1803-1846). Пафос лирики поэта, ее эмоционально-смысловое наполнение – романтическая свобода личности, личности, которая верит в достижение свободы, а потому радостно и даже порой бездумно всем существом своим принимает жизнь. Языков радовался жизни, ее кипению, ее безграничным и многообразным проявлениям. И такое отношение к жизни зависело не от его политических или философских взглядов – оно было безоглядным. Поэт не анализировал, не пытался понять и выразить в стихах причины своего жизнелюбивого миросозерцания. В его лирике непосредственно заговорила природа человека как свободного и суверенного существа. И это чувство свободы касалось в первую очередь его, Языкова, личности и ближайшего к нему окружения – родных, друзей, женщин. И хотя в его стихотворениях нет-нет да и появятся нотки печали и сомнений, но они мимолетны. Они огорчают, но не пугают, не обессиливают и легко преодолеваются. Приподнятое настроение, жизнелюбие, восторженное состояние души выразилось в поэтической речи Языкова торжественно и вместе с тем естественно. Это происходит потому, что восторг вызывают у Языкова любые предметы – «высокие» и «низкие» с точки зрения классицизма. Поэтический восторг Языкова «заземлен», лишен величавости, одического «парения» и выступает естественным чувством свободной личности. При этом любой жанр – песня и элегия, романс и послание – могут стать у Языкова гимном и дифирамбом, потому что в них преобладает состояние восторга. Таким путем Языков достигает свободы от «правил» классицизма. Всем этим поэт обязан эпохе романтизма. Но для того чтобы выразить романтическую свободу как восторг души, необходимо было виртуозно овладеть стихом и стилем. И тут учителем Языкова был Пушкин. Языков довел поэтическую стилистику, выработанную Пушкиным, и ямбический размер до совершенства. Стихи Языкова льются безостановочно, им нет преград, стих полностью подвластен поэту. Например, в послании «Д.В.Давыдову» каждая строфа состоит либо из одних восклицательных и вопросительных предложений, либо из одного предложения: Пламень в небо упирая, Лют пожар Москвы ревет; Златоглавая, святая, Ты ли гибнешь? Русь, вперед! Громче буря истребленья, Крепче смелый ей отпор! Это жертвенник спасенья, Это пламень очищенья, Это Фениксов костер! Главные достижения Языкова связаны с жанрами элегий и посланий. В них поэт создает образ мыслящего студента, который предпочитает свободу чувств и вольное поведение принятым в казенном обществе нормам поведения, религиозным запретам и официальной морали. Разгульное молодечество, кипение юных сил, «студентский» задор, смелая шутка, избыток и буйство чувств – все это было, конечно, открытым вызовом обществу. Языков не находил, как и другие передовые дворяне, душевного простора, ему было душно в атмосфере российской действительности, и этот естественный протест юной души вылился в независимость мыслей и чувств, в ликующий гимн свободной жизни, в прославление ее чувственных радостей, живое и непосредственное приятие бытия. В этом «студентском» упоении жизнью, в громкой похвальбе, в богатырском размахе чувств слышалось не бездумное веселье, а искреннее наслаждение молодостью, здоровьем, свободой. Здесь человек был сам собой, каков он есть по своей природе, без чинов и званий, отличий и титулов. В знаменитом цикле «Песни» Языков славит свободные устремления «студента»: Свободой жизнь его красна, Ее питомец просвещенный – Он капли милого вина Не даст за скипетры вселенной! То, что в поэзии XVIII века считалось «низким», в лирике Языкова возвысилось: у него «арфа» соседствует с «кружкой», святыми словами названы «пей и пой». Вера в свободу у Языкова никогда не исчезает. Силе стихии, роковой, изменчивой, коварной, превратной, поэт противопоставляет силу души, твердость духа, личную волю. В знаменитом стихотворении «Пловец» («Нелюдимо наше море...») слышится уверенность, бодрость и крепость: Смело, братья! Ветром полный Парус мой направил я: Полетит на скользки волны Быстрокрылая ладья! Так жанр элегии у Языкова неизмеримо расширяется и включает разнообразные мотивы – гражданские, элегические; разнообразные интонации – грустные, иронические, торжественные; разнообразные стилевые пласты – от высоких слов до разговорных и просторечных. Эта свобода поэтической речи передает ощущение широты, размаха, удали, которая восторженно прославляется. Доказательством всему этому служат смелость и неистощимость Языкова в оживлении поэтического словаря. В стихотворении «К халату» луна для него «ночного неба президент». Он может сказать: «очам возмутительным», «с природою пылкою», «с дешевой красой», «откровенное вино». Для усиления чувств, для передачи избытка волнующих его переживаний он нагнетает сравнения, используя анафорические обороты: Как эта ночь, стыдлив и томен Очаровательный твой взор; Как эта ночь, прелестно темен С тобою нежный разговор. Однако легкость поэтического выражения у Языкова нередко приобретала вид легковесности. С течением времени поэт, достигнув формального совершенства в стихе и поэтической речи, остановился, перестал развивать свой талант. К тому же легкий, подвижный, быстрый стих освоили и другие поэты, он стал привычным, примелькался. А смелое словоупотребление воспринималось как норма. Время обгоняло Языкова. Если современники все больше упрекали Языкова в скудости мыслей, то в поэзии другого поэта пушкинского круга, Е.А. Баратынского (1800-1842), их не удовлетворял, скорее, их избыток. Баратынский, бесспорно, самый крупный и самый глубокий после Пушкина поэт поколения, пришедшего в литературу вслед за Жуковским и Батюшковым. В поэтическом наследии поэта преобладают элегии и поэмы. Хотя и в поэмах Баратынский сказал новое слово, уклонившись от дороги, намеченной Пушкиным в «Кавказском пленнике», все же его лирика заметно превосходила по своему совершенству и глубине лирикоэпические произведения (поэмы «Эда», «Бал», «Цыганка» и др.). Жуковский и Батюшков жили надеждой. Первый верил, что вечное счастье ожидает людей за пределами земного бытия, что «там» он найдет и любовь, и красоту, и гармонию. Второй, когда его «маленькая философия» потерпела крах, пытался найти спасение в религии. Баратынский – поэт нового, следующего за ними поколения – разочарован во всем: в устройстве мира, в месте, отведенном в нем человеку, в любви, в дружбе. Он не верит ни в гармонию на земле, ни в гармонию на небе, он сомневается в возможности счастья «здесь» и в достижении счастья «там». Человек, по мысли Баратынского, изначально раздвоен, разорван. Ни внутри себя, ни в мире, окружающем его, он не находит гармонии. В самом деле, размышляет Баратынский, у человека есть тело и душа; тело привязано к земле, оно смертно, а душа рвется к небу, она бессмертна. Но часто душа, умирает как бы раньше тела и человек лишается разума и чувств. Отсюда господствующее в стихах Баратынского разочарование. Маска Баратынского-поэта – застывшая ироническая насмешка скептика. Разочарование он не столько переживает, сколько размышляет о нем. И вот это размышление, мучительное и холодное, не допускающее громких возгласов и разгула чувств, таит в себе угадываемую за ним трагическую внутреннюю мощь, жизнь для поэта – неизбежное страдание, выпавшее на долю человека и сопровождающее его от рождения до смерти. В одной из лучших элегий «Признание» герой размышляет не только об утраченной любви, но о самой невозможности достижения счастья. Он не может поверить в иллюзию («Не буду я дышать любви дыханьем!»), ибо высокие чувства всегда оборачиваются «обманом», «сновиденьем». В элегии «Разуверение» герой Баратынского не верит не в данную, конкретную любовь, а в любовь вообще: Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь... Понятно, что в обоих элегиях речь идет не только о любви, а о судьбе личности, чувства которой гибнут независимо от ее воли. Никто не виноват – ни герой, ни его подруга – в том, что чувства остыли и что в браке с другой женщиной соединятся «не сердца», а «жребии». Над людьми стоит убивающий их чувства и порывы «закон», и они подвластны ему, а не самим себе: Не властны мы в самих себе И, в молодые наши леты, Даем поспешные обеты, Смешные, может быть, всевидящей судьбе. Мир, говорит Баратынский, лишен гармонии, он изначально трагичен. Но чтобы об этой дисгармонии поведать людям, ее нужно преобразить и превратить в гармонию. Это может сделать только поэт – сын гармонии, владеющий искусством стихосложения. Демонстрируя ее в стихе, он исцеляет свою душу и освобождает от скорбей, от страданий души других людей, неся им духовное здоровье. Таким образом, с точки зрения Баратынского, исцеляющей от страданий мощью наделены поэзия и избранники-поэты, которые причастны к ее тайнам. Об этом мы читаем в стихотворении «Болящий дух врачует песнопенье...»: Болящий дух врачует песнопенье. Гармонии таинственная власть Тяжелое искупит заблужденье И укротит бунтующую страсть. Душа певца, согласно излитая, Разрешена от всех своих скорбей; И чистоту поэзия святая И мир отдаст причастнице своей. Баратынский пишет о том, что действие поэзии на больную душу (больную, конечно, метафорически: страдающую, обремененную либо заблуждениями, либо страстями, не дающими душе покоя) подобно действию священника, который, причащая, отпускает грехи. Подобно тому, как священнику при религиозном обряде причащения Святых Тайн дана посвящением в сан таинственная власть прощения людских прегрешений, так и поэзия обладает «таинственной властью» примирять страсти, приводить их в согласие, иными словами, «разрешать» их в душе певца. И тогда, причастившись этих тайн поэзии, этой гармонии, душа поэта будет в состоянии наполниться гармонией и петь, передавая эту гармонию и эту чистоту другим людям, всему миру. Поэт становится целителем душ. Стихи-молитвы приближают поэта-певца к Богу, поэзия становится «святой» и передается читателям, которые тоже «причащаются» гармонии. С течением времени любовная тема ушла из элегий Баратынского, и он все больше становился поэтом-философом, которого волнуют вопросы бытия: жизнь и смерть, история и вечность, расцвет поэзии и ее угасание. Баратынский с глубокой печалью и вместе с тем строго размышляет, что поэзия уходит из мира, что поэтическое чувство исчезает под напором «расчета» и «корысти»: Век шествует путем своим железным; В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята, Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы... Будущее рисуется мысленному взору Баратынского безотрадным: поэзия умирает, а «последний поэт» бросается в волны Эгейского моря, чтобы соединиться с родственной творчеству морской стихией. В последнем сборнике стихотворений «Сумерки» (в нем помещено и стихотворение «Последний поэт») Баратынский писал: Меж нас не ведает поэт, Высок его полет иль нет, Велика ль творческая дума, Сам судия и подсудимый, Скажи: твой беспокойный жар – Смешной недуг иль высший дар? Реши вопрос неразрешимый! Он понимал, что мера ценности поэзии потеряна и что причина этого лежит в трагической разобщенности между поэтом и народом («Но нашей мысли торжищ нет, Но нашей мысли нет форума!..»). Стихотворения Баратынского в предельно заостренной форме запечатлели гибель благородных порывов человеческого сердца, увядание души, обреченной жить однообразными повторениями, и, как следствие, исчезновение искусства, несущего в мир разум, красоту и гармонию. Задумываясь о своей человеческой и поэтической судьбе, Баратынский часто оказывался скептиком и пессимистом, но есть у него стихотворение, в котором сквозит тайная надежда, теперь уже сбывшаяся: Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земли мое Кому-нибудь любезно бытие: Его найдет далекий мой потомок В моих стихах; как знать душа моя Окажется с душой его в сношеньи, И как нашел я друга в поколеньи, Читателя найду в потомстве я. Вопросы и задания 1. Кого из поэтов можно отнести к пушкинскому кругу? 2. В чем своеобразие лирики Д.В. Давыдова? 3. Какие жанры развивал П. А. Вяземский? В чем стилевые особенности его элегий? 4. Проанализируйте самостоятельно стихотворения «Негодование», «Уныние», а также любое из прочитанных вами или рекомендованных учителем. 5. Прочитайте несколько идиллий Дельвига и попробуйте дать анализ одной из них. Познакомьтесь с русскими песнями и романсами Дельвига. В чем различие между этими жанрами? 6. Какие стихотворения Языкова вы знаете? 7. Подготовьте сообщение об элегиях Языкова, включая шутливые. 8. Сравните ранние элегии Баратынского с поздними и определите их сходство и различие. 9. Почему Баратынский назвал последний сборник своих стихотворений «Сумерки»?
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |