КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Писатели-декабристы 6 страница
А через две недели после того, как был написан «Нулин» (поэма была создана в течение двух дней – 13 и 14 декабря 1825 года), Пушкин узнал о разгроме декабрьского восстания. Вслед за тем одно за другим стали поступать известия о казнях, ссылках на каторгу и в Сибирь. Весть о разгроме восстания декабристов глубоко потрясла поэта. О чем бы ни писал он, мысль о «друзьях, братьях, товарищах» неотступно владела им. И многие произведения этого периода (в частности, пятая и шестая главы «Евгения Онегина») окрашены в грустные тона. Но в своих стихах поэт не только скорбел. В них звучало и негодование. В это время было написано одно из самых замечательных лирических произведений – стихотворение «Пророк» (сентябрь 1826 года), вскоре после того, как Пушкин получил известие о казни пяти декабристов. «Пророк» – программное произведение в творчестве Пушкина. Стихотворение связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с произведениями декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь Пушкина выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне. Несмотря на архаический образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность. В момент творческого вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное и прозаическое должно исчезнуть, стать прахом. Вот этот трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Пушкин ощущал себя именно таким поэтом. Его служение поэзии родственно служению пророка. Недаром впоследствии он скажет: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна». Создавая близкий историческому прошлому образ ветхозаветного пророка, Пушкин соотносил с ним себя как поэта современности, способного воспринимать всю полноту жизни и представлять все богатство мира. Петербургский период (1826–1830) Осенью 1826 года Николай I вызвал Пушкина из Михайловского в Москву. Сведений о всех деталях разговора, состоявшегося между поэтом и царем, не сохранилось. Но какой-то компромисс между ними был достигнут. Николай убедил Пушкина, что искренне желает принести пользу России и собирается провести для этого необходимые реформы. Мало того, он обещал поэту свою поддержку и вызвался быть его цензором. В свою очередь, Пушкин обещал быть лояльным по отношению к правительству, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Пушкин предполагал, что личная цензура царя откроет ему быстрый доступ к печати. Царю же, вступающему на престол, хотелось расположить к себе поэта и русское общество после жестокой расправы над декабристами. Но надежда на перемену политических взглядов Пушкина не оправдалась: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом. Правда, некоторое время он был осторожнее, но взгляды свои не изменил. После беседы с Николаем I Пушкин проникся иллюзией, будто он, как поэт и старинный дворянин, даже боярин, сможет влиять на государственную политику России, если царь призовет в советники таких же просвещенных дворян. Вместе они образуют своего рода дозволенную оппозицию, которая станет внимательно следить за соблюдением законов, за созданием новых, более справедливых, уложений. С этими мыслями Пушкин написал знаменитые «Стансы» («В надежде славы и добра...»,1826), в которых выражал надежду, что Николай I будет подобен Петру I и начнет смело сеять просвещение «самодержавною рукой», что он увидит в выступлении декабристов не злобу к себе и не ненависть к монархии, а желание ей добра. Отсюда возникнут заключительные строки: Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен; Как он, неумолим и тверд, И памятью, как он, незлобен. В новое царствование Пушкин рассчитывал на почетное место одного из сподвижников Николая I на ниве просвещения и расцвета страны. Русская публика не поняла Пушкина. Даже близкие к нему люди восприняли обращение поэта к царю как лесть. Пушкин ответил стихотворением «Друзьям», в котором отверг обвинения. Однако оказалось, что контроль Николая I не освобождает сочинения Пушкина от обычной светской и духовной цензуры. За каждым его шагом бдительно следило III Отделение и его шеф Бенкендорф: письма поэта просматривались, свободные поездки по стране ему не разрешались, он не имел права публично читать свои рукописи. Нужно было обладать редкой смелостью, чтобы в этих условиях написать стихотворение «Во глубине сибирских руд» (1827). Пушкин переслал его с Муравьевой, уезжавшей в Сибирь к сосланному мужу. Вновь и вновь раздумывая над декабрьскими событиями, участью декабристов и собственной судьбой, Пушкин все больше склонялся к тому, что он уже перерос декабристские идеалы. Он увидел определенную закономерность в том, что не разделил суровую долю декабристов. Об этом он сказал в стихотворении «Арион» (1827). Столкновения с правительством начались сразу же после возвращения из ссылки. Вскоре поэта начинают допрашивать то в Петербурге, то в Москве по делу о стихотворении «Андрей Шенье», которое послано правительству с доносительной надписью «На 14 декабря», хотя стихи сочинены Пушкиным раньше, чем произошло восстание декабристов. После расследования за Пушкиным в 1828 году по решению Государственного совета вновь учреждается секретный надзор. Не дремлет и духовная цензура. Пушкина снова и снова требуют к ответу по поводу антихристианской поэмы «Гавриилиада». Поэт упорно отстаивает свободу творчества и посвящает этой теме несколько стихотворений («Поэт», «Поэт и толпа»). Трагическое чувство одиночества среди мертвящего и пустого света рождает такие проникновенно-печальные и философски мудрые строки, как «В степи мирской, печальной и безбрежной...», «Дар напрасный, дар случайный...», «Предчувствие» и мн. др. В каждом из стихотворений содержится лирическое обобщение необычайной силы. В ряду этих грустных раздумий появилось и стихотворение «Анчар» (1828). Пушкин в небольшом лирическом стихотворении раскрыл суть отношений между людьми. Общество осуждено им, потому что в нем правят антигуманные законы, потому что социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего сознательно во вред такому же человеку, а другого – в послушного раба. В обоих все человеческое искажено. Но сочувствие Пушкина, бесспорно, на стороне «раба». В эти же годы Пушкин создал превосходные лирические произведения: «Зимнее утро», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и «Что в имени тебе моем?..», «В часы забав иль праздной скуки...», «Сонет», «Поэту», «Мадонна». В большинстве этих стихотворений Пушкина нет тоски, скуки, нет муки. В них сохраняется печаль, светлая и чистая. В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» яркие и красочные эпитеты. Только две метафоры – «лежит... мгла» и «сердце... горит», но они привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все слова и выражения просты: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», «что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэт, от него как бы не зависит. Не нужно, однако, думать, будто реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу, чтобы стать шедевром его лирики. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщен духовный опыт Пушкина. В жизни каждое чувство сопряжено с массой несущественных подробностей. В лирике оно преображается, очищаясь от всего постороннего и потому ненужного. Эта вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к пушкинскому шедевру. Теми же свойствами благородной простоты, высокого ума и нежного чувства отмечено и стихотворение «Я вас любил...» (1829). Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в этом произведении. Но, в отличие от стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгл...а», в восьмистишии нет умиротворенности. Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла, она еще живет в нем. Светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь повторяет: «Я вас любил...» Он раскрывает перед любимой, но не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его любовь: Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно... В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству – самоотвержения. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дороже безответного любовного чувства: Я не хочу печалить вас ничем. Он желает любимой полного счастья: Как дай вам Бог любимой быть другим... Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. Каждое новое стихотворение Пущина содержало огромное философское обобщение пережитого и перечувствованного им. Вот почему и его любовные стихотворения стали школой истинной гуманности. Во второй половине 1820-х годов в творчестве Пушкина важное место занимает личность Петра I, которому поэт посвятил, к сожалению, оставшийся незавершенным роман «Арап Петра Великого» и поэму «Полтава». Новая поэма Пушкина явилась апофеозом деятельности Петра, апофеозом государственного начала. К. мысли о том, что в Петре великий реформатор сочетался с «нетерпеливым помещиком», Пушкин придет позднее. В центре поэмы «Полтава» находится изображение противоборства двух исторических личностей – Петра и Мазепы. В образе Петра поэт воплотил новую русскую государственность, молодую Россию, которая ...В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. В лице же Мазепы отражены силы, стоявшие на пути строительства этой новой России. При этом важно отметить, что прославление личности Петра в поэме сопоставлено и до некоторой степени проверено трагической судьбой частного человека – Марии, вовлеченной в исторические события. В «Полтаве», написанной Пушкиным на рубеже нового периода творчества, уже начинают звучать тревожные раздумья о трагическом воздействии исторических событий на судьбу простого человека, и в судьбе Марии уже просматривается судьба Евгения из поэмы «Медный всадник». Строгий историзм и широкое социально-политическое содержание придавали пушкинской поэме особое значение. «Полтава» выполняла давнюю задачу – создание новой эпической реалистической поэмы, которая могла бы занять место старой классической эпопеи. Почти на протяжении всех 1820-х годов, с 1823 по 1830 год, Пушкин работал над величайшим из своих произведений – романом «Евгений Онегин». Это был первый реалистический роман в истории не только русской, но и мировой литературы. «Евгений Онегин» – вершина пушкинского творчества. Здесь, как ни в одном из пушкинских произведений, нашла свое отражение русская жизнь в ее движении и развитии, смена поколений и вместе с этим смена и борьба идей. Наиболее полную и емкую оценку роману Пушкина дал Белинский. «Онегина», – писал он, – можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением...» Критик писал также: «Велик подвиг Пушкина... он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, т.е. мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». В свою очередь, Достоевский отметил, что в образе Онегина Пушкин создал «тип русского скитальца, скитальца наших дней и в наши дни, первый угадав его гениальным чутьем своим, с исторической судьбой его и с огромным значением его и в нашей групповой судьбе...». Онегин – это человек не только 20-х годов, но и всего XIX века. Используя теорию Белинского, можно сказать, что Онегин – это «мужское» начало русской жизни, ее своеобразная «центробежная энергия, ее неприкаянность и неуспокоенность, ее скитальничество». Что же касается Татьяны, то в ней отразилось «женское» начало, «ее центростремительная сила, верная, устойчивая» (Н.Н. Скатов). По словам Достоевского, Татьяна – «это тип твердый, стоящий твердо на своей почве», то есть на почве народной, национальной жизни. Художественная задача, поставленная Пушкиным в романе, была, по существу, та же, что и в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах». Поэт намеревался постичь современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента. В «Евгении Онегине» герои помещены в привычное им окружение – в петербургское или московское общество и деревенскую провинциальную глушь. И любовь героев тоже лишилась исключительности, хотя дружба и любовь в «Евгении Онегине» – чувства высокие, благородные. У каждого из героев романа «Евгений Онегин» своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. Через мысли, чувства и поступки героев выступает исторческая жизнь русского общества. Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, через объективное повествование, то это произведение является романом. Так считал и сам Пушкин, писавший, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». В образе Онегина Пушкин показал раздвоенность типичного дворянского интеллигента XIX века. Человек высокой интеллектуальной культуры, враждебно относящийся к пошлости и пустоте окружающей среды, Онегин в то же время носит в себе характерные черты этой среды. Лишний человек в обществе, «чужой для всех», он тяготится своим существованием. Для него, гордого в своем «равнодушии», не было дела, он «ничем заняться не умел». В отсутствие какой-либо «цели» или «труда», делающих жизнь осмысленной, – одна из причин внутренней опустошенности и тоски Онегина, с таким блеском раскрытой в его размышлениях о своей судьбе в отрывках из «путешествия»: Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, Как этот бедный откупщик? Зачем, как тульский заседатель, Я не лежу в параличе? Зачем не чувствую в плече Хоть ревматизма? – ах, Создатель! Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? Тоска, тоска! Онегинский характер сформировался в определенных общественных условиях, в определенную историческую эпоху. Следовательно, Онегин осмыслен как национально-исторический тип русской жизни. Его скептицизм, разочарование – это отражение общего «недуга новейших россиян», который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Всесторонне раскрыто Пушкиным и мироощущение другого типичного для того времени героя-романтика – Ленского. В его образе привлекательна та свежесть романтической мечтательности, которую в ранней юности пережил и сам Пушкин. Однако поэт с мягкой иронией показал, что свойственное Ленскому восприятие действительности вне ее конкретности и противоречивости, вера в «совершенство мира» были детски наивны. Как оказалось, Ленский «сердцем милый был невежда». При всей привлекательности Ленского, горячо преданного вольнолюбивым мечтам и трогательного в своей наивной восторженности, ложность его романтически-идеалистического взгляда становится очевидной. В романе намечены пути, по которым он мог бы пойти. Первый путь – путь самоотвержения «для блага мира». В пропущенной и не дошедшей до нас полностью XXXVIII строфе шестой главы романа Пушкин утонял свою мысль: «Ленский мог быть повешен, как Рылеев». Но могло случиться и другое. Может быть, «поэта обыкновенный ждал удел», и, с годами утратив «пыл души», он: Расстался 6 с музами, женился,... Подагру б в сорок лет имел, Ел, пил, скучал, толстел, хирел... Таким образом, ни скептически-холодное мироощущение Онегина, лишенного активного жизнеутверждающего начала, ни романтический идеализм Ленского не могли указать выхода из мира лжи, лицемерия, пустоты, в котором живут герои романа. Положительный идеал произведения намечен в образе Татьяны. «Татьяны милый идеал» принадлежит к числу наиболее поэтических образов, созданных русской литературой. Живущая в той же среде, что и Онегин, но вместе с тем далекая от нее по своим мыслям и чувствам, Татьяна противопоставлена в романе не только Онегину, но и Ольге – типичной провинциальной барышне с чрезвычайно ограниченным кругозором. В образе Татьяны нашли свое воплощение черты народной культуры, проявился склад русского характера и народные идеалы. Пушкин выделяет в ней то, что определяется словами «русская душою». Общение с крестьянскими девушками, любовь к няне, которая для Татьяны ближе всех в семье, живое восприятие устного народного творчества – все это приводит к пониманию чисто народных особенностей характера Татьяны: ее простоты, непосредственности, высокой моральной чистоты, враждебности к малейшим проявлениям фальши. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет Татьяну исключительной душевной цельностью. Мысль и чувство, разум и поступок для нее одно и то же. Поэтому, полюбив, она первая открывается Онегину, преступая условные законы дворянской морали. Она ведет себя просто и естественно. К любви она относится серьезно и самоотверженно. Но, будучи уже замужней женщиной, она, любя Онегина, не отвечает на его чувство и остается верной мужу не потому только, что уважает своего супруга, но прежде всего из уважения к себе. Она не может поступиться своей честью, своим личным достоинством, предпочитая верность нелюбимому мужу бесчестному роману с любимым другом. И в этом проявляется ее близость к народным патриархальным устоям – с одной стороны и дворянская честь провинциальной девушки – с другой. Душевная цельность Татьяны в наибольшей степени характеризует гармоническое единство лучших сторон высокой дворянской и простонародной культуры – пушкинский поэтический идеал. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к Татьяне. Итак, в русской действительности Пушкин обнаружил две культуры: дворянскую (светскую, оторванную от народа, и провинциальную, близкую к простонародной) и народную. Идеалом поэта выступила единая культура, сочетающая в себе высокие достижения дворянской образованности и гуманную народную нравственность. Пушкин искал пути сближения дворянства с народом. «Евгений Онегин» – роман без конца. Дальнейшая судьба героев остается неизвестной. Но эта незавершенность произведения не является случайной. Как отметил Белинский, «...есть романы, в которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в действительности бывают события без развязки, существование без цели, существа неопределенные...». Несмотря на трагический исход судьбы героев «Евгения Онегина», самый тон романа является жизнеутверждающим. Глубокий лиризм, пронизывающий всю структуру романа, передает романтическую взволнованность автора, веру в возможность иного, лучшего будущего. Голос поэта, постоянно звучащий в романе, придает произведению особую эмоциональную приподнятость. В «Евгении Онегине» суммировалась все то, что было создано Пушкиным раньше, и в то же время роман открывал новый этап в творчестве поэта. «Евгений Онегин» – это своего рода соединительное звено между Пушкиным-поэтом и Пушкиным-прозаиком, автором «Руслана и Людмилы» и «Кавказского пленника» и автором «Повестей Белкина» и «Капитанской дочки». Значение романа заключалось не только в том, что в нем нарисована широкая панорама русской действительности 20-х годов XIX столетия, но и в том, что в нем необычайно полно раскрылась личность самого поэта. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, – писал Белинский, – и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение – значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности». «Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была впервые открыта читателям автором гениального романа. Роман «Евгений Онегин» был закончен в Болдинскую осень, которая осталась памятной в истории русской литературы как период создания Пушкиным произведений, открывавших новые пути и вносивших в литературу новое содержание. Болдинская осень Три месяца пребывания Пушкина в Болдине (с начала сентября по ноябрь 1830 года) были временем необычайно интенсивной творческой работы. По словам самого поэта, он писал в Болдине, «как давно уже не писал». Здесь, кроме последних глав «Евгения Онегина», были написаны поэма «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «История села Горюхина», четыре «маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы») и около 30 стихотворений. На рубеже 1830-х годов пушкинский гений приобрел особую гуманистическую одухотворенность, стремящуюся противостоять исторической неопределенности и порой непредсказуемости событий «железного века». В поэзии Пушкина глубже начинает проявляться обостренное ощущение уходящего времени. Его стихотворения приобретают характер лирических переживаний философских проблем, глубоко интимное осмысление важнейших проблем человеческого бытия: смысла жизни, ее цели и, наконец, смерти. Поэт пытается осмыслить сущность происходящих вокруг него событий. В стихотворении «Бесы», первом произведении, написанном в Болдине, Пушкин в иносказательной форме воспроизвел современную историческую обстановку. Народная фантазия часто видела в метели что-то бесовское, колдовское, завораживающее. Метель манит в неведомую даль и грозит гибелью. Ритм стихотворения, его образы воссоздают страшную картину метели, в которой заблудились ямщик и барин. Их охватывает общее чувство: Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин. Путникам чудятся при неверном свете луны духи, бесы, сбивающие с верного пути: В поле бес нас водит, видно, И кружит по сторонам. В этом произведении – мысль о неясном пути дальнейшего развития страны («Сбились мы. Что делать нам?»), и раздумья о личной судьбе, и ощущение безвыходного одиночества, и чувство беспомощности, щемящей тоски перед неразумностью, бессмысленностью жизни. Но ясный ум Пушкина преодолевал настроения тоски и безнадежности. На другой день после «Бесов» была написана замечательная «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), в которой Пушкин подводил итоги прожитой жизни. Здесь выражены те же настроения горечи, уныния, печали, душевной смуты, те же безрадостные предчувствия: Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Однако заканчивается стихотворение не мыслью о безнадежности и безысходности жизни, а мудрым, просветленным приятием ее: Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать... Во многих стихах Пушкин возвращается к прежним темам, заново осмысливает плоды своего духовного опыта. Лирика поэта приобретает тревожную и порой трагическую окрашенность. Можно проследить, как темы пушкинской лирики 1820-х годов своеобразно трансформируются в стихах, написанных в Болдинскую осень. Сравним, например, «Под небом голубым страны своей родной...» и «Для берегов отчизны дальней...»; «Ночной зефир» и «Я здесь, Инезилья...»; «Зимний вечер» и «Бесы»; «Храни меня, мой талисман...» и «Прощание»; «Пророк» и «Поэт»; «Вакхическая песня» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») и др. Особое место среди произведений болдинского периода занимает поэма «Домик в Коломне», имевшая значение творческой декларации. В ней Пушкин провозгласил своей демонстративный отказ от требований и советов тогдашней критики, утверждавшей, что только возвышенное и высокое может служить материалом для поэзии. Демократической тенденцией пронизаны и «Повести Белкина», знаменовавшие собой крупный шаг в развитии русской реалистической прозы. В них Пушкин раздвигал круг явлений действительности, входящих в сферу его творчества. Перед нами проходит жизнь поместного дворянства, быт армейского офицерства, мелких ремесленников и т. п. При этом в каждой из повестей поэт по-своему воспроизводит широко распространенные в то время сюжеты сентиментальных и романтических произведений. И здесь речь шла отнюдь не о пародировании. Пушкин стремился показать жизненность, казалось бы, условных сюжетных схем. Каждая из историй, рассказанных в «Повестях Белкина», много раз передавалась из уст в уста и поэтому приобретала значение достоверности. Этому в немалой степени помогает то, что Пушкин сознательно устраняется от осмысления сущности рассказанных в «Повестях Белкина» историй, передавая эту функцию обыкновенному человеку – Ивану Петровичу Белкину, который искренне удивляется всему, о чем ему довелось услышать. События, о которых повествует Белкин, в его глазах выглядят истинно «романтическими»: в них есть все – дуэли, неожиданные случайности, счастливая любовь, смерть, тайные страсти, приключения с переодеваниями и фантастические видения. В судьбах героев, о которых рассказывает Белкин, произошли незаурядные события, сам же Белкин не испытал ничего подобного. Он лишь довольствовался рассказами. Но в нем тоже жило стремление к романтике. Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин, однако, не устраняется из повествования. То, что кажется Белкину необыкновенным, Пушкин сводит к самой обыкновенной прозе жизни. И наоборот: самые ординарные сюжеты оказываются полными поэзии и таят непредвиденные повороты в судьбах героев. Вымышленный повествователь ничего не может придумать и измыслить, разве что поменять фамилии живых людей. Он даже оставляет в неприкосновенности названия сел и деревень. Но для Пушкина в подобном недостатке, конечно, заключено и достоинство – куда ни кинь глаз, везде происходят или могут произойти случаи, описанные Белкиным. «Повести Белкина» выросли на скрещении двух писательских взглядов. К одному и тому же жизненному материалу у вымышленного и истинного повествователей разное, не совпадающее отношение. Поэтому немудрящая белкинская проза постоянно поправляется, по-иному освещается Пушкиным, который то вставит ироническое слово, то вспомнит какую-нибудь притчу (например, о блудном сыне), то отошлет к литературному сюжету. Важной особенностью «Повестей Белкина» было и то, что почти в каждой из них содержались раздумья поэта о судьбах русского дворянства и о том, как складывалась и менялась его жизнь в первой четверти XIX века. Эта тема будет звучать во многих произведениях Пушкина, написанных в 1830-е годы, – «Дубровский», «Капитанская дочка» и др. Особое место среди «Повестей Белкина» занимает повесть «Станционный смотритель», в центре которой находится рассказ о «сущем мученике 14 класса, огражденном своим чином токмо от побоев, и то не всегда», рассказ о трагедии этого всеми покинутого маленького человека, о его попытках протеста и незаслуженных оскорблениях и, наконец, о его гибели. Вот этим своим подлинно гуманистическим отношением к страданиям простого человека Пушкин открыл в русской литературе путь «маленьким», «бедным» людям. Содержание «Повестей Белкина» при всей своей внешней простоте поражает глубиной поставленных в них проблем, для решения которых нужен был особый, лишенный всяких словесных ухищрений, сжатый и точный язык, «язык мысли». Еще в 1821 году Пушкин писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат...» К циклу «Повестей Белкина» примыкает не завершенная Пушкиным повесть «История села Горюхина». В этом произведении поэт изобразил деревенскую жизнь, но взглянул на нее не глазами помещика, а глазами крепостного крестьянина. Село Горюхино – это символ всей России – «страны, по имени столицы своей Горюхиным называемой». Центральная тема произведения – это показ разорения села Горюхина системой управления господ через «пьяниц и плутов старост и приказчиков, наконец, под тиранской рукой самих помещиков». Пушкин начинает свой рассказ с описания управления Горюхиным «старшинами, избираемыми народом на вече, мирской сходкою называемом». Этот период золотого века сменяется в повести изображением новых «политических систем», по-разному эксплуатирующих крестьян. Уничтожение мирских сходов, рекрутчина, непосильные оброки – вся эта картина обнищания некогда процветавшей деревни слагается в потрясающую хронику. На фоне этих народных страданий Пушкин рисует жизнь помещиков, которые «травят зайцев» и ведут очень красноречивую «летопись»: «4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 – корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 – погода ясная. 9 – дождь и снег. Тришка бит по погоде». Рисуя подобную картину, Пушкин приходит к выводу, что такое положение может привести лишь к бунту, возмущению. Но именно на бунте он вынужден был прервать свое повествование, так как понимал, что такое произведение в печати не могло появиться. Но тема крестьянских возмущений и бунтов продолжала волновать поэта, и он к ней еще вернется. Одновременно с «Повестями Белкина» и «Историей села Горюхина» Пушкин работал над своими «маленькими трагедиями». Эти два цикла произведений во многом противостояли друг другу. Если в центре «Повестей Белкина» находилась русская действительность, жизнь простых людей, порой совершающих необычные поступки («Выстрел») и вовлеченных в необычные приключения («Метель»), то в «маленьких трагедиях» Пушкин воссоздал другой мир – картины и образы, связанные с жизнью разных стран и эпох, характеры людей исключительных, наделенных могучими страстями. Но и «Повести Белкина», и «маленькие трагедии» были пронизаны острым чувством современности. В «маленьких трагедиях» чувствуется та же тревожность бытия, характерная для пушкинской эпохи, раздумья поэта о сложных процессах, происходящих в мире, и их влиянии на развитие человеческих отношений.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |