КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Писатели-декабристы 7 страница
В трагедии «Скупой рыцарь», задуманной еще в 1826 году, Пушкин намеревался сначала на первый план выставить проблему скупости как тягчайшего человеческого порока. Но прошло время, и теперь, в 1830 году, эта проблема скупости отступила на второй план, и основным мотивом, придающим произведению драматическую напряженность, стала проблема золота. Золото безраздельно господствует в трагедии. Оно приводит в движение все страсти, все пружины пьесы. От него тянутся нити ко всем действующим лицам, оно определяет все их помыслы и действия. Ради него Барон переносил столько «горьких воздержаний», «обузданных страстей, тяжелых дум». А сколько человеческих забот, Обманов, слез, молений и проклятий... Оно заставляет Альбера желать смерти отцу. Оно приводит к тому, что отец бросает перчатку сыну и тот принимает вызов. Оно, наконец, убивает Барона. В «Скупом рыцаре» нашли отражение глубокие социально-философские размышления Пушкина о процессе общественного развития, о противоречиях его эпохи. И это поэт подчеркнул заключительными словами трагедии: «Ужасный век, ужасные сердца!» Во многом изменился и замысел трагедии «Моцарт и Сальери». Сначала Пушкин думал показать трагедию зависти, но теперь он рисует трагедию гения. В основе «Моцарта и Сальери» лежит извечный конфликт гения и посредственности (иногда даже и небесталанной). В центре произведения – гениальный Моцарт, величие таланта которого признает даже его антипод – Сальери, провозгласивший: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» Вот этого Сальери и не может ему простить. По его мнению, Всевышний совершил глубочайшую несправедливость, наградив «священным даром» «гуляку праздного», в то время как он и ему подобные «ремесленники», даже путем неустанного труда, никогда не смогут подняться до тех высот, которых достиг Моцарт. К тому же Сальери и ему подобным не столь уж и важно само искусство. Они ценят прежде всего себя в искусстве. Но в этом Сальери не хочет признаться и пытается убедить себя и других, что гении, подобные Моцарту, вредны и бесполезны: Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты достигнет? Поднимет ли он тем искусство? Нет; Оно падет опять, как он исчезнет. Наследника нам не оставит он. Что пользы в нем? Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь! И Сальери принимает решение остановить Моцарта, избавить от него мир, «не то мы все погибли, Мы, жрецы, служители музыки», поскольку кто же будет слушать этих «жрецов» после великих творений Моцарта! Задуманное Сальери совершил – он отравил Моцарта. Но он далек от торжества. Случайно брошенная в разговоре реплика Моцарта «гений и злодейство – Две вещи несовместные» не дает ему покоя и в конце концов приведет к безумию. В судьбе Моцарта, несомненно, отразилась трагедия самого Пушкина, чей талант вызывал ненависть и раздражение со стороны литературной журнальной «черни», которая не могла простить поэту его неординарности, независимости суждений, отстаивания права на творческую свободу, нежелания подчинить свой талант общепризнанным нормам. «Каменный гость» – одна из самых глубоких лирических трагедий в мировой литературе на тему любви. Целую гамму тончайших, разнообразных и противоречивых оттенков этого чувства раскрывает Пушкин на протяжении трагедии, поднимая своего героя со ступени на ступень по пути к подлинной любви, возвышенной и облагораживающей, ради которой не страшно отдать и самое дорогое – жизнь. В основу трагедии «Каменный гость» положена испанская легенда о развратном Дон-Жуане, ставшая «вечным» сюжетом для последующих обработок. Из литературно-музыкальных источников наиболее важными для Пушкина были пьеса Мольера, шедшая в России при Пушкине под названием «Дон-Жуан, или Каменный гость», и опера Моцарта «Дон-Жуан». У своих предшественников Пушкин взял имена, сцену приглашения статуи, а из либретто оперы «Дон-Жуан» – эпиграф. В остальном пьеса совершенно самостоятельна. Пушкинский Дон Гуан – «импровизатор любовной песни», «вечный любовник», веселый авантюрист, всегда готовый пуститься на любовное приключение. Пушкин оттеняет характер Дон Гуана, вводя сцену с Лаурой, когда герой беззаконно появляется в Мадриде, изгнанный за свои похождения. Этой сцены нет у предшественников Пушкина. Здесь Дон Гуан выходит победителем. Он не только завоевывает Лауру, но и закалывает ее нового избранника. Тут выясняются особенности характера Дон Гуана. Любовь только тогда приносит герою наслажденье, когда она особенно остра. А это случается в минуты смертельной опасности. В такой момент любовь переживается с наибольшей силой. Дон Гуан постоянно вспоминает о своих любовных приключениях в связи со смертью. И это опасно сближает героя с демоническим миром. Лаура прямо называет его «дьявол», а Дона Анна знает по слухам и рассказам, что он «сущий демон». Дон Гуан, следовательно, связывает два мира – божественный и демонический, два состояния бытия – жизнь и смерть. Наслаждение любовью для него столь же светло, сколь и темно. Достигнув предельности ощущений и чувств, Дон Гуан устремляется к новой любовной авантюре, никогда не насыщаясь и легкомысленно ведя любовную игру на грани жизни и смерти. С той же шутливостью, с какой Дон Гуан побеждает женщин, обращается он и к статуе командора, приглашая ее на свое любовное свидание с его вдовой. Эта шутка опять-таки в духе Дон Гуана: ему нужно острее оттенить любовное наслаждение присутствием мертвого и вызвать ревность покойника к живому счастливцу, как недавно сам Дон Гуан ревновал к мертвому Дон Альвару. Статуя демонически оживает, означая уже не метафору смерти, а саму смерть. За миг свидания, в котором как бы проживалась вечность, надо рассчитаться жизнью. К чести Дон Гуана он сохраняет достоинство и гибнет с именем Доны Анны на устах, впервые, может быть, в мгновение смерти поняв высокий и серьезный смысл жизни и любви. Четвертая «маленькая трагедия» – «Пир во время чумы» – как бы подводит итоги поставленных во всех остальных произведениях этого цикла проблем. В основу ее положен перевод сцены из пьесы английского драматурга Вильсона «Чумный город» (или «Город чумы»). Работая над переводом, Пушкин существенным образом изменил общую тональность и мысль произведения Вильсона. Главное в «Пире во время чумы» – суд и торжество христианской морали над индивидуалистическим началом. Поэт поставил всех пирующих перед лицом смерти. Действующие лица не могут избежать гибели, которая грозит им в любую минуту. Они уже потеряли многих близких. Исключительность ситуации напрягает разум и чувства персонажей до предела, но напряженность выражается не в действии (персонажи не властны над чумой, несущей смерть), а в мотивах поведения, которые заострены. Души персонажей должны излиться и объяснить смысл своего поведения. Отсюда возникает лиризм последней «маленькой трагедии», особенно выразительно звучащий в контрастных по настроению и содержанию песне Мери и гимне Председателя. Мери поет о самоотверженной любви, превозмогающей смерть, а Председатель посвящает свой гимн гордому роковому противостоянию смертоносной стихии. Чтобы забыться и не сойти с ума от творящегося вокруг ужаса, персонажи бросают вызов неизбежной гибели и погружаются в безумный и веселый пир. Всем им послано испытание на человечность. Привычные ценности перед лицом смерти исчезают, и пирующие отчаиваются в вере. Человек требует вакхического веселья. Чума, неся смерть, одновременно пробуждает в человеке силы, которые, не дают ее одолеть, позволяют все-таки встретить гибель не со страхом, не с отчаянием помутившегося разума, а сохранив величие души. Человек должен благодарить чуму за то, что она мобилизует его волю, не оставляет его беспомощным и даже перед гибелью дает почувствовать «неизъяснимы наслажденья», родственные тем, которые он испытывает, вступая в схватку в иных условиях. Пушкин завершает «Пир во время чумы» на кульминационной, самой напряженной сцене, когда человек погружен в состояние потрясенной задумчивости, означающей происходящую в нем борьбу добра и зла. И хотя выздоровление души еще не свершилось, слова Священника и ремарки Пушкина говорят о появившейся надежде на душевное и духовное излечение Вальсингама. Одновременно с «маленькими трагедиями» Пушкин начал работать над драмой из русской древности «Русалка». Это было и по сюжету, и по образам, и по языку произведение подлинно народное. «Как жаль, – писал Белинский, – что эта пьеса не окончена... «Русалка» в особенности обнаруживает необыкновенную зрелость таланта Пушкина: великий талант в эпоху полного своего развития может в фантастической сказке высказать столько общечеловеческого, действительного, реального, что, читая его, думаешь читать совсем не сказку, а высокую трагедию». Творчество 1830-х годов Вопреки установившемуся в 1830-е годы мнению о «падении» таланта Пушкина, которое, кстати, разделял и Белинский, дарование поэта в это время достигло своего наивысшего расцвета. Расширился диапазон пушкинского творчества. В эти годы он выступал не только как поэт, но и как прозаик, публицист, критик, работал над историческими трудами, вел дневник, обдумывал план автобиографических заметок. Серьезные изменения произошли и в мировоззрении поэта. Прежде всего необходимо отметить, что 1831 год стал пиком политических иллюзий Пушкина, убежденного в исторической необходимости единства народа с просвещенным и милосердным монархом, о чем поэт открыто говорил в стихотворениях «Перед гробницею святой», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», объединенных темой Отечественной войны 1812 года, которая осмысливалась как исторический урок современникам. Эти произведения многими были восприняты как верноподданнические, что конечно же не соответствовало действительности. В них отразились мучительные поиски Пушкиным приемлемого для России общественного устройства, раздумья об идеале человеческого существования. В 30-е годы Пушкин постоянно обращался к осмыслению исторической судьбы России, ее роли если не в мировом, то, во всяком случае, в европейском процессе. Отвечая П. Я. Чаадаеву, который в своем «философском письме» писал: «Мы не принадлежим ни к какому из великих семейств человеческого рода. Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого», Пушкин заявил: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то решительно не могу с Вами согласиться». А в 1834 году он писал: «России определенно было великое предназначение, ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...» А недавно прошедшая Отечественная война 1812 года утверждала поэта в мысли об исторической роли России в спасении Европы от порабощения. Глубокий интерес Пушкина нашел свое отражение в самых разнообразных жанрах его творчества: в лирике (стихотворение «К вельможе», содержащее характеристику хода истории; «Моя родословная», посвященное роли дворянства, и др.), в эпических жанрах поэзии и прозы («Медный всадник», «Капитанская дочка»), в собственно исторических работах («История Пугачева», «Материалы к истории Петра»). Пушкинская философия истории нашла свое наиболее яркое воплощение в поэме «Медный всадник» (1833). Проблематика этого произведения многообразна: созидательное и «тираническое» начала в деятельности Петра, взаимоотношения государственных и личных интересов, неизбежность их столкновения в процессе поступательного движения истории, проблема «маленького человека» и т. п. Поэма начинается с торжественного вступления, в котором прославляется преобразовательная деятельность Петра. Оно композиционно противопоставлено двум частям, в которых развертывается сюжет «петербургской повести». Возвышенный пафос сменяется печальным рассказом. К чему же привели петровские преобразования? Лучше ли стало обыкновенному, бедному человеку? Пушкин рассказывает историю жизни бедного чиновника Евгения, нежно влюбленного в Парашу. Мечты Евгения о семейном счастье и личной независимости вполне законны, в них много для Пушкина личного. Но они не сбываются. Стихийное возмущение природы, противопоставленное разумной воле Петра, несет гибель Параше и бедному люду. Пушкин переносит столкновение между стихией и разумной деятельностью Петра в план социально-философский. Евгений чувствует на себе мощь деспотизма Петра, представшую ему в образе Медного Всадника, «горделивого истукана». И он отважно бросает ему вызов. Но стихийный бунт отчаявшегося одиночки лишен смысла. Поэтому Евгений бесславно гибнет, раздавленный нравственно, с помутившимся разумом. Пушкин выразительно изображает торжество самодержавной власти: И он по площади пустой Бежит и слышит за собой – Как будто грома грохотанье – Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой. И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко скачущем коне; И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Величие Петра – зодчего нового государства – остается для Пушкина непоколебимым. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается гибелью бедного человека, имеющего право на счастье. И в этом – одно из противоречий истории. Современная Пушкину действительность не давала возможности разрешить конфликт между государственными интересами и мечтами отдельной личности. Личность всегда терпела поражение, когда ее нужды и заботы приходили в столкновение с самовластьем. Гармония между личностью и государством не могла быть достигнута на почве несправедливости общественного строя. Раздумья над современностью рождают не только философскую поэму «Медный всадник», но и философскую повесть «Пиковая дама» (1833). Сюжет основан на игре случайности и закономерности. В соответствии с этим каждый из героев связан с определенной темой: Германн (фамилия, а не имя!) – с темой неудовлетворенности, графиня – с темой судьбы, Лизавета Ивановна – с темой смирения, Томский – с темой незаслуженного счастья, он выбран судьбою, а не выбирает судьбу, в отличие от Германна, стремящегося покорить фортуну. В Гёрманне сконцентрированы разум, расчетливость и твердая воля, подавляющая честолюбие, сильные страсти и огненное воображение. Он «игрок» в душе. Игра в карты символизирует игру с судьбой. Расчетливость, рациональность Германна, подчеркнутые его немецким происхождением, фамилией и профессией военного инженера, вступают в противоречие со страстями и огненным воображением. Воля, сдерживающая страсти и воображение, в конце концов оказывается посрамленной, поскольку Германн, независимо от собственных усилий, подпадает под власть обстоятельств и оказывается орудием тайной силы, которая превращает его в жалую игрушку. В заурядном и обыкновенном человеке нового мира Пушкин увидел те же наполеоновские и мефистофельские начала, но снял с них ореол «героики» и романтического бесстрашия. Содержание страстей измельчало, съежилось, но не перестало угрожать человечеству. А это означает, что социальный порядок по-прежнему чреват катастрофами и катаклизмами и что Пушкин испытывал недоверие ко всеобщему счастию в обозримом для него времени. Вместе с тем он не лишает мир всякой надежды. В этом убеждает не только судьба Лизаветы Ивановны. Но и – косвенно, от противного – крах Германна, идеи которого безумны и закономерно ведут к разрушению личности. Как уже отмечалось, еще в незавершенной повести «История села Горюхина», написанной в Болдинскую осень, Пушкин попытался осмыслить причины, вызывающие крестьянские возмущения. Эта проблема продолжала его волновать и в 30-е годы. К ней он возвратился в повести «Дубровский». Правда, тема крестьянских восстаний здесь не является главной и едва намечена, но взгляды Пушкина на два исторически сложившихся в России слоя русского дворянства (старинного, представителем которого является старик Дубровский, и нового, сформировавшегося в период дворцовых переворотов второй половины XVIII века, воплощенного в образе Троекурова) в известной степени подводят читателя к мысли о том, что положение крепостных во многом зависело от того, кто ими владел. В старинном дворянстве, связанном с деревней, поэт видел наиболее прогрессивную силу России. Более глубокую разработку тема крестьянских восстаний получила в «Истории Пугачева» и в романе «Капитанская дочка». Несмотря на небольшой объем, «Капитанская дочка» – произведение широкого тематического охвата. В нем нашли свое отражение жизнь народа, восстание крестьян, характеры крепостных и казаков, помещичий быт, губернское общество, жизнь затерянной в глухой степи крепости и даже двор Екатерины II. В романе выведены представители разных слоев русского общества, показаны быт и нравы того времени. В «Капитанской дочке» Пушкин ставит и решает множество проблем. Здесь и положение народа, взаимоотношения помещиков и крестьян, проблемы государственной внутренней политики, морально-бытовые стороны жизни дворянства, вопрос об обязанностях дворянства перед народом, государства – перед всеми сословиями и т. п. Но важнейшим и основным вопросом, поставленным в романе, был вопрос о крестьянском восстании. Отношение Пушкина к народному бунту было достаточно сложным. Он понимал, что причиной возмущения народа является в первую очередь жестокость и несправедливость помещиков по отношению к крестьянам. Вместе с тем Пушкин считал, что крестьянское восстание – это не тот путь, которым можно что-либо решить, что оно ни к чему, кроме бессмысленной, кровопролитной, братоубийственной войны, привести не может. В «Пропущенной главе» устами Гринева Пушкин заявил: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». По мысли поэта, крестьянское восстание может привести только к бессмысленным жертвам. К расколу национального единства, к трагедии не только отдельных людей, захваченных событиями кровавой гражданской войны, но и к трагедии всего народа. Ну, а где же выход? Роман открывается эпиграфом: «Береги честь смолоду» который несет в себе очень глубокий смысл. Каждый человек смолоду должен хранить честь, достоинство и оставаться человеком до конца. Пушкин мечтает о том, чтобы в будущем не было социальных расслоений, чтобы люди выступали не дворянами и крестьянами, а просто людьми. Это станет возможным тогда, когда гуманизм будет основой государственной политики. Как только в «Капитанской дочке» Пугачев забывает о том, что он вождь крестьян-бунтовщиков, он сразу поступает по-человечески, гуманно, проявляя милость к дворянину Гриневу и дворянке-сироте Маше Мироновой. И это спасает героев. Точно так же Екатерина II поднимается над сословными предрассудками и, оказывая милость Гриневу, избавляет его от наказания и дарит простое человеческое счастье герою и его невесте. Пушкин не изображает дело так, будто случаи, описанные им, стали нормой. Напротив, они предстают вымыслом, не произошедшим в реальности, но возможным в ней в отдаленном будущем. В настоящем же звучит грустная нота, вносящая поправку в светлую историю пушкинских героев – как только большие события уходят с исторической сцены, незаметными становятся и герои. Они теряются в жизненном потоке и касаются исторической жизни лишь на короткое время. Помимо этого в «Капитанской дочке» отчетливо звучит мотив ощущения трагического положения личности, захваченной водоворотом происходящих событий. Трагична судьба не только Пугачева и других участников восстания, но и таких представителей дворянского сословия, как Гринев. Восприятие Пушкиным крестьянского бунта как национальной трагедии – самое главное в «Капитанской дочке». Уделяя главное внимание художественной и исторической прозе, Пушкин в 30-е годы интенсивно работал и над поэтическими произведениями. Им были созданы несколько поразительных по своей глубине и высокой одухотворенности лирических циклов. К этому времени он выработал новую поэтическую систему, в основе которой лежало более углубленное философское осмысление всех ранее затронутых в его творчестве проблем. Лирика поэта приобрела более личностную интонацию – причастности ко всему, чему поэт был свидетелем, а диапазон широкий: от вечных проблем бытия до вопросов повседневной жизни. Все чаще в стихах Пушкина начинает встречаться слово «бежать», тема побега становится одной из важнейших («бегу на берега пустынных волн», «давно, усталый раб, замыслил я побег», «бегу к Сионским высотам» и т.п.). Но это было своеобразное бегство – бегство от этого мира и его суеты. Мотив побега звучал у Пушкина и раньше, но звучал он стихийно, порой неосознанно. Теперь же это декларируется вполне сознательно. Одновременно одним из ведущих мотивов пушкинской лирики становится стремление к простой, обыденной жизни, тема ухода в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», к естественному бытию («Пора, мой друг, пора...», «Странник», «Вновь я посетил...», «Когда за городом задумчив я брожу...» и др.). Пушкин стремился предельно слить свою жизнь со своим творческим даром, соединить жизнь и творчество. Он все глубже уходил в познание судьбы человеческой и самого себя, в судьбы простых людей и судьбы страны. Поэт пытался возвыситься над «суетной жизнью». Об этом свидетельствовали стихотворения, вошедшие в так называемый «каменноостровский цикл» («Отцы пустынники и девы непорочны», «Подражания итальянскому», «Мирская власть» и др.). Вместе с тем Пушкина не оставляли мысли и о вполне земных, конкретных делах, и прежде всего мысли об осужденных декабристах, друзьях-«бунтовщиках». О них он писал в иносказательной форме в рецензии на книгу Сильвио Пеллико, в статьях «Об обязанностях человека», «Александр Радищев». Совершенно особое место в творчестве Пушкина этого периода занимает стихотворение «Из Пиндемонти», в котором провозглашалось незыблемое и важнейшее право человека на свободу – физическую и духовную, утверждение независимости и самоценности человеческой личности с позиций основных идей просветительства, сформулированных в книге лицейского учителя А. Куницына «Право естественное»: «Человек имеет право на все деяния и состояния, при которых свобода других людей по общему закону разума сохранена быть может». В этом стихотворении Пушкин писал: Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья, – - Вот счастье! вот права... В целом ряде произведений, написанных в 30-е годы, Пушкин попытался воплотить мысль, высказанную еще в 1828 году: «В зрелой словесности приходит время, когда мы, наскуча однообразными произведениями искусств, ограниченным кругом языка условного, избранного, обращаемся к свежим вымыслам народным и к старинному просторечию, сначала изреченному». Одна за другой появляются его замечательные «простонародные» сказки, написанные живописным народным языком, баллады «Гусар», «Будрыс и его сыновья», «Воевода», стихотворение «Сват Иван, как пить мы станем» и др. Сказки, написанные Пушкиным, поражают глубиной и многообразием мыслей, выраженных с изумительным художественным блеском. Характерной их особенностью было то, что в них, точно так же как и в народных сказках, Добро и Зло выступали в персонифицированном виде, но при этом претерпевали изменения, они изображались в динамическом развитии. Их противостояние приобретало своеобразный спор, и этот спор требовал высшего суда, третьей силы, которая представала у Пушкина чаще всего в виде моря. Так, в «Сказке о попе и о работнике его Балде» море выступало пассивным и равнодушным к судьбе человека; в «Сказке о царе Салтане» – это могучая и доброжелательная сила, откликающаяся на мольбу Гвидона; в «Сказке о рыбаке и рыбке» море вершит суд над человеческой гордыней. Суд этот суров, но милосерден. Море не наказывает человека, у него ничего не отнимается, ему, возвращается то, что принадлежало ему раньше, – старуха, вознамерившаяся стать «владычицей морскою», вновь оказывается у своего разбитого корыта. О глубоком интересе Пушкина к произведениям устного народного творчества свидетельствовали и написанные им в 1833-1835 годах «Песни западных славян», в которых поэт воспел мужественную суровость героев из народа, для которых «лучше пуля, чем голод и жажда», героические подвиги борцов за «вольный край» и т. п. В последний период своего творчества Пушкин принимал самое активное участие в литературной борьбе своего времени. Им было написано большое количество литературно-критических и публицистических статей, в которых он отстаивал передовые эстетические взгляды. Свои статьи Пушкин помещал в разных изданиях, но ему всегда хотелось иметь свой печатный орган. Он неоднократно пытался получить разрешение на издание собственного журнала, но каждый раз получал отказ. И только в конце 1835 года такое разрешение наконец было получено, и уже в апреле следующего года вышел первый номер журнала «Современник». Поэт намеревался собрать вокруг него лучшие литературные силы, но трагическая гибель помешала ему осуществить эти намерения. Незадолго до смерти Пушкин написал свое бессмертное стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836), в котором не только подвел итоги своей жизни, своей судьбы и своего творчества, но и провозгласил и утвердил мысль о великой миссии поэта, муза которого не должна быть послушной никому из земных, только «веленью Божию». В этом поэтическом завещании Пушкина звучит гордое сознание совершенного жизненного и творческого подвига во славу человечности, добра, красоты и свободы. Пушкинское стихотворение восходит к традиции римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник...», и Державина в русской лирике. Однако Пушкин отступил от этих образцов. Сюжет стихотворения составляет судьбу Пушкина, осмысленную на фоне исторического движения, и хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о недостижимом счастье свободы. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к царской власти, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем – сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Гений своим творчеством сам ставит при жизни «нерукотворный памятник», потому что он – голос народа, его пророк. Уже в первой строфе Пушкин вводит народную тему: «К нему не зарастет народная тропа...» Его поэзия станет достоянием народа: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой...» Пушкин был взращен «Русью великой», он жил ее страданиями и успехами, ее славой и болью и был счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он глубоко проник в существо национального духа. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: «... в мой жестокий век восславил я свободу...» Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушкина, для которого слова «хвала, обида и клевета» – временное и суетное. Он писал не ради «венца». Поэзия – это бескорыстное служение. Поэт убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства. Вопросы и задания 1. Укажите, какие общественно-исторические события и факты литературной жизни оказали влияние на формирование поэзии Пушкина в лицейский период. 2. Дайте общую характеристику лицейской лирики, определите ее основной пафос и важнейшие мотивы. 3. Объясните, чем было вызвано появление в творчестве поэта после окончания Лицея оппозиционных настроений, нашедших свое отражение в стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня» и др., и покажите связь этих произведений с политическими воззрениями декабристов. 4. Проследите, как происходило развитие Пушкина в период южной ссылки, какие события общественно-политической жизни страны и Западной Европы нашли свое отражение в его поэзии, чем был вызван духовный кризис поэта в это время. 5. Раскройте основную идею поэмы «Кавказский пленник» и охарактеризуйте важнейшие черты образов главных героев. 6. Охарактеризуйте особенности и место Михайловского периода в творческом развитии Пушкина. 7. Определите идейное содержание, проблематику и основной конфликт трагедии «Борис Годунов». 8. Охарактеризуйте новые черты мировоззрения Пушкина во второй половине 1820-х годов и объясните причину их возникновения. 9. Объясните причины интереса поэта к личности Петра I в эти годы. 10. Раскройте основную проблематику, идейное содержание и художественное своеобразие «маленьких трагедий». 11. Определите круг проблем произведений Пушкина, написанных в Бол-динскую осень. 12. Выявите важнейшие черты пушкинского мировоззрения и особенности творчества Пушкина в 1830-е годы. 13. Покажите, как Пушкин относился к крестьянским восстаниям и как это отразилось в его произведениях.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |