КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Писатели-декабристы 5 страница
Свою первую поэму Пушкин создал в результате глубокого изучения большого количества сказочных и волшебных рыцарских произведений, откуда поэт, несомненно, многое почерпнул и ввел в свою поэму. Но поэма была во многом оригинальным произведением. Эта самобытность проявилась прежде всего в том, что поэт поставил перед собой задачу отразить в ней дух современности и поэтому не мог писать с оглядкой на своих предшественников. Новым в «Руслане и Людмиле» было то, что задачу создания шутливой поэмы Пушкин разрешал не шутовством, как это можно было видеть, например, в «Душеньке» И.Ф. Богдановича, а иронией. В его поэме все время чувствуется присутствие автора, который перебивает ироническими замечаниями свой рассказ и высказывает свое отношение к изображаемым событиям. Эта ирония позволяла поэту незаметно переходить от откровенной шутки к лирическому отступлению и обратно. Уже в «Руслане и Людмиле» намечается тот образ скептически настроенного рассказчика, который появится позднее в первых главах романа «Евгений Онегин». Голос рассказчика слышен не только в лирических отступлениях, где говорилось о многих злободневных вопросах современности, он пронизывает весь рассказ. Ирония слышна повсюду, даже при характеристике участников действия. Конечно, еще нельзя говорить о каких-то «характерах» поэмы в полном смысле этого слова, но все же действующие лица «Руслана и Людмилы» уже наделены такими жизненными чертами, каких не было в поэмах прежних лет. Например, все три соперника Руслана имеют свои неповторимые черты характеров, которые отличают их друг от друга. Да и главная героиня поэмы Людмила наделена живыми человеческими чувствами. Пушкин рисует ее с легкой иронией, которая, впрочем, совсем не исключает сочувственного к ней отношения. Примером могут служить сцены раздумья отчаявшейся Людмилы: В волнах решилась утонуть – Однако в воды не прыгнула И дале продолжала путь. В том же тоне выдержаны размышления Людмилы перед обедом: «Не стану есть, не буду слушать, Умру среди твоих садов!» Подумала – и стала кушать. Важной особенностью поэмы Пушкина было то, что в ней сочетались разные идеологические и эстетические начала, отрицалась незыблемость существовавших жанров, что, несомненно, сближало поэму Пушкина с романтическими произведениями, хотя, по справедливому замечанию С.А. Фомичева, в данном случае просматривались лишь предромантические, а не романтические тенденции. Мало того, в поэме отчетливо начинали проступать и черты реализма (прежде всего в характере автора-повествователя). Нельзя не отметить также, что первая поэма Пушкина во многом подготовила появление южных романтических поэм («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). В «Руслане и Людмиле» намечены отдельные элементы сюжетно-композиционного построения южных поэм (каждая из них, например, открывается своеобразной «живой» картиной, изображающей место действия, во всех поэмах будет звучать «национальная» песня), пейзажные зарисовки, пронизанные определенным настроением (грустью, сомнением, надеждой) и т. п. В петербургский период происходило стремительное мужание таланта Пушкина. Его лирика, в центре которой находился человек, уже обогащенный значительным жизненным опытом, осложняется предромантическими веяниями, таившими в себе не только элементы романтизма, но и реалистические тенденции (это особенно чувствуется в поэме «Руслан и Людмила»). Все отчетливее в пушкинских стихах начинают проступать черты диалектики чувств, столь характерные для зрелой лирики поэта. Общение Пушкина с дворянскими революционерами способствовало выработке у него нового, оппозиционного по отношению к правительственным кругам и господствующей морали мировоззрения, отразившегося во многих его произведениях. Южный период В конце мая 1820 года Пушкин выехал на юг, куда был сослан за написание «возмутительных стихов». В годы южной ссылки популярность Пушкина быстро росла, и общее мнение присудило ему первое место среди плеяды русских поэтов. Много лет спустя И. И. Пущин заметит: «Характеристическая черта гения Пушкина – разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые бы прошли мимо его, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его музы; и поэтому простор и свобода, для всякого человека бесценные, для него были, сверх того, могущественными вдохновениями». Вот это «разнообразие» во всей своей полноте проявилось в поэзии Пушкина во время пребывания в южной ссылке. Никогда раньше он не испытывал такого острого чувства свободы и творческого обновления. Это было время полного расцвета поэзии Пушкина, освобождения от всякого рода влияний и формирования новых романтических принципов, стремительного интеллектуального роста поэта, упорного труда и раздумий. В этом отношении удаленность от шумной петербургской жизни помогла поэту и была использована им с большой пользой. В своем новом послании «Чаадаеву» (1821) Пушкин писал: В уединении мой своенравный гений Признал и тихий труд, и жажду размышлений. Владею днем моим: порядком дружен ум; Учусь удерживать внимание долгих дум; Ищу вознаградить в объятиях свободы Мятежной младостью утраченные годы И в просвещении стать с веком наравне. В центре пушкинской поэзии этого периода сказался сложный и противоречивый мир человеческой личности, испытывающий гнетущее воздействие окружающего мира. Героем поэзии Пушкина становится изгнанник, добровольно покинувший общество себе подобных людей или насильственно отторгнутый ими. При этом его характер далеко не всегда полностью совпадал с личностью самого поэта. Это скорее родственная душа, общаясь с которой поэт раскрывал свое собственное миропонимание. Уже первое произведение, написанное Пушкиным на юге, элегия «Погасло дневное светило», свидетельствовало о том, что в творчестве поэта начинает определяться новое направление. Именно в этой элегии появляются те темы, которые в значительной степени характеризуют всю лирику южного периода, а также замысел первой южной поэмы «Кавказский пленник». Здесь поэт впервые поставил вопрос о пересмотре своего жизненного пути, впервые наметил общие очертания своей поэтической биографии. Эта тема воспоминания затем органически войдет в поэзию Пушкина. В элегии «Погасло дневное светило» Пушкин углубляет характер современного человека, едва намеченный в поэме «Руслан и Людмила». В этом стихотворении, правда еще в самых общих чертах, Пушкин попытался вскрыть «болезнь века», показать трагедию современного человека, стремившегося найти себя, но так и не сумевшего это сделать. Чувства поэта обращены к прошлому и одновременно – к будущему. И вот это чувство духовного распутья определяет настроение всего стихотворения. Оно, построено в форме взволнованного монолога с характерным музыкальным ритмом. В стихотворении все время ощущается движение стихии: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан! Эти строки проходят своеобразным лейтмотивом через все стихотворение и делят его на определенные композиционные части. Элегия «Погасло дневное светило» открывала собой романтический период в поэзии Пушкина. В конце 1820 года Пушкин приступил к работе над первой южной поэмой «Кавказский пленник». Особенностью этой поэмы было то, что в ней отчетливо просматриваются некоторые факты поэтической биографии поэта. Образу главного героя произведения – Пленника – Пушкин, несомненно, хотел придать некоторые черты собственного характера. Вспомним, что Пленник Отступник света, друг свободы, Покинул он родной предел И в край далекий полетел С веселым призраком свободы. Однако в поэме «Кавказский пленник» Пушкин вовсе не собирался преподнести читателям поэтическую исповедь. Его задача заключалась в том, чтобы в образе Пленника воплотить основные черты, свойственные молодежи 1820-х годов. Это был характер собирательный, обобщенный. После опубликования поэмы наиболее чуткие критики отметили широкую распространенность характера, нарисованного Пушкиным. «Подобные лица, – писал П.А. Вяземский, – часто встречаются в нынешнем положении общества». Имея в виду характерность пленника для эпохи, В.Г. Белинский впоследствии заметил: «Пленник – это герой того времени». При этом следует иметь в виду, что характер главного героя поэмы создан Пушкиным в рамках романтической эстетики. Отсюда и его схематичность. Он лишен неповторимых индивидуальных черт, свойственных реалистическому герою. Это проявляется даже в том, что герой поэмы не имеет имени. Он именуется «пленником», иногда «русским», а однажды назван «европейцем». Основной конфликт поэмы заключается в противоречии между иссушающими страстями цивилизации и нетронутой, первозданной природой. Этот конфликт заключен и в душе самого героя. Ведь он – «жертва страстей» и в то же время – «друг природы». Разочарование героя поэмы было вызвано порочностью общества. И хотя в поэме не было развернутой критики общественного уклада жизни, читатели понимали, какие недостатки его могут вызвать разочарование. Но этот общественный уклад не представлялся Пушкину чем-то неизменным, раз и навсегда данным. Изображая быт горцев, поэт тем самым давал представление о существовании другой жизни. В быту горцев Пушкин подчеркивал прежде всего такие черты, которые должны быть во всяком человеке, во всяком «герое времени», если он хочет быть полноценной и деятельной личностью. Эти черты – вольнолюбие, чувство достоинства и гордости. Вместе с тем «дикая» вольность далеко не во всем соответствовала идеалу свободы в представлении Пленника, и поэтому черкесская «песня свободы» не стала его песней, песней человека другого мира, иной цивилизации. Точно так же любовь черкешенки непохожа на любовь «европейца». Любовь черкешенки, готовой забыть ради любви свободу и родину, не могла найти отклика в душе «европейца», который понимал любовь иначе. Важнейшей проблемой, поставленной в «Кавказском пленнике», был вопрос о соотношении между личностью и обществом. Постановка его была чрезвычайно важной для того времени, поскольку речь шла о воспитании нового поколения, готового вступить в борьбу со злом, господствовавшим в обществе, и в конечном итоге победить это зло. Вслед за «Кавказским пленником» Пушкин написал поэму «Гаврии-лиада», стоящую несколько особняком в его творчестве. Появление этой поэмы отнюдь не свидетельствовало об атеизме поэта, как это иногда утверждают. В «Гавриилиаде» несомненно чувствуется влияние «Орлеанской девы» Вольтера, и в ней нашло свое отражение резкое неприятие Пушкиным придворного мистицизма, столь пышно расцветшего в те годы. Время пребывания Пушкина в южной ссылке совпало с важными историческими событиями. В своих произведениях поэт с неизменным сочувствием упоминал об испанской революции, о восстании в Неаполе, о борьбе греческого народа против турецкого ига («Война», «Генералу Пущину»). Все эти события на определенном этапе внушали Пушкину надежду на достижение идеалов свободы и вольности. И поэтому вполне объясним интерес, проявленный поэтом в это время к героическим страницам русской истории, что отразилось в ряде неосуществленных замыслов (поэмы «Вадим» и «Мстислав»). Кстати, к героическим темам русской истории Пушкина настойчиво призывала обратиться декабристская критика, к мнению которой поэт внимательно прислушивался. В историческом прошлом декабристы видели прямую связь с современностью и в литературных произведениях ценили прежде всего пропаганду свободолюбивых устремлений, видя в этом важнейшее средство воспитания гражданских идеалов. Большинство замыслов, навеянных литературной программой декабристов, не получили своего завершения. Объяснялось это тем, что Пушкин усомнился в просветительской идее, неминуемости торжества разума. Это было вызвано раздумьями поэта о неудачах освободительного движения (поражение революции в Испании, Неаполе, Пьемонте) и усилением реакции в России. В сознании Пушкина начинает возникать убеждение, что в мире действуют объективные законы, и человек, как бы ни были прекрасны его помыслы и отважные порывы, не в силах что-либо изменить. Все это в конечном итоге привело к глубокому кризису мировоззрения поэта, который он пережил на грани 1822-1823 годов. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный» (1823) Пушкин выразил сомнение в плодотворности своих вольнолюбивых призывов и глубокое разочарование тем, что «мирные народы» покорно несут «ярмо с гремушками да бич». Подобные настроения поэта проявились также в стихотворениях «Кто, волны, вас остановил» (1823) и «Недвижный страж дремал...» (1824). Особое место среди южных поэм Пушкина занимает поэма «Бахчисарайский фонтан», завершенная поэтом в 1823 году. Это произведение явилось наиболее ярким выражением романтизма в творчестве Пушкина. В поэме несомненно подлинно романтичны образцы целомудренной Марии и страстной Заремы, романтично и их столкновение. Здесь отображен мир исключительных страстей, мрачных характеров, убийств, казней и драматических эффектов. Поэма полна таинственных намеков, загадок. Романтизм проявляется во всем: и в повышенной патетике монолога Заремы в ночном свидании с Марией, и в преувеличенной экспрессивности движений Гирея, над которыми сам Пушкин впоследствии посмеивался. О словах поэмы: Он часто в сечах роковых Подъемлет саблю – и с размаха Недвижим остается вдруг, Глядит с безумием вокруг, Бледнеет... – в письме к Вяземскому он заметил: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Все это смешно, как мелодрама». Особенностью поэмы «Бахчисарайский фонтан» было то, что она была связана с гуманным направлением пушкинского творчества. «В основе этой поэмы, – писал Белинский, – лежит мысль до того огромная, что она могла быть под силу только вполне развившемуся и возмужавшему таланту. В диком татарине, пресыщенном гаремной любовью, вдруг вспыхивает более человеческое и высокое чувство к женщине... Итак, мысль поэмы – перерождение (если не просветление) дикой души через высокое чувство любви. Мысль высокая и глубокая! Но молодой поэт не справился с нею, и характер его поэмы в самых патетических местах является мелодраматическим». В южной ссылке Пушкиным были написаны не только произведения, отразившие общественно-политические и исторические события, но и целый ряд замечательных лирических стихотворений, таких, как «Ночной зефир», «Редеет облаков летучая гряда...», «Я пережил свои желанья...», «Умолкну скоро я! Но если в день печали...» и др. Пережив в конце 1822 – начале 1823 года духовный кризис, Пушкин начинает осознавать ограниченность возможностей романтического метода в осмыслении объективных законов жизни. В недрах пушкинского романтизма начинают вызревать реалистические тенденции, отчетливо проявившиеся в романе «Евгений Онегин», над которым поэт начал работать в 1823 году, и в его поэме «Цыганы» (1824). Как и в поэме «Кавказский пленник», в «Цыганах» Пушкин стремился создать обобщенный характер молодого человека начала XIX века. Между «Кавказским пленником» и «Цыганами» пролегла целая полоса общественного развития, внесшая существенные поправки в мировоззрение Пушкина. В этих условиях Пушкин ставит для себя первоочередную задачу – понять, почему достижение свободы оказалось невозможным. Начиная примерно с 1823 года он упорно и последовательно ищет решения этой исторической загадки. По сравнению с «Кавказским пленником» конфликт в «Цыганах» строится на противоречии страстей самого героя. Это придало поэме напряженность и драматизм. Если в «Кавказском пленнике» действуют только два героя, то круг лиц в «Цыганах» расширен; поэт вводит, кроме Алеко и Земфиры, старого цыгана, молодого цыгана, упоминает о матери Земфиры – Мариуле. Пушкин драматизирует повествование: появляются диалоги героев. Однако противоречие между цивилизацией и первобытным цыганским обществом, между «европейцем», просвещенным человеком, и цыганами, «дикими» и простыми людьми, остается исходным и в этой поэме. Пушкин отдает предпочтение вольному цыганскому миру. В жизни цыган он отмечает две особенности – вольность и бедность, в европейском «городском» обществе – неволю и богатство. Люди цивилизованного общества Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей. Цыганский табор беден, лишен роскоши, но в нем живут вольные и смелые люди. Цыгане свободно распоряжаются собой. У них нет противоречий между желанием и действием, между словом и делом. Между мыслью и чувством. Пушкинские герои – Алеко, Земфира, старый цыган – принадлежат к разным мирам. Конфликт двух обществ дается Пушкиным через поведение героев, через их отношение друг к другу, через их любовь. Алеко два года наслаждался вольной цыганской жизнью. Он обрел свободу, душевное спокойствие и любовь. Он, прежних лет не помня даже, К бытью цыганскому привык. Но короткая пора безмятежного счастья кончилась: Земфира полюбила молодого цыгана. Как же повел себя этот передовой человек, осуждавший «неволю душных городов», этот мятежник, недовольный обществом? Старый цыган говорит: «Мы дики; нет у нас законов». Таково и представление Земфиры о любви. Алеко думает иначе. Он считает Земфиру своей собственностью и отстаивает свои «права»: Нет, я не споря От прав своих не откажусь! Любовь Алеко, вопреки его сознанию, не была свободной, она оказалась индивидуалистической. И в этом, по мысли Пушкина, заключена подлинная трагедия личности. Целью поэта было объективное исследование жизни, которая неизбежно превращает в индивидуалистов даже передовых людей из дворянской молодежи и приводит их к трагической безысходности. Пушкин не завершает поэму каким-либо моральным итогом. Алеко остается высоким, трагическим героем. Он не эгоист по природе, он принадлежит к определенной социальной группе и воспитан в ее духе. В пушкинской поэме нет героев только положительных или только отрицательных. Поэт не идеализирует ни цыганское общество, ни старого цыгана, ни Земфиру. В любви Земфиры, например, Пушкин замечает легкомысленность, несерьезность. Старый цыган говорит Алеко: Ты любишь горестно и трудно, А сердце женское – шутя. Такая женская любовь содержит в себе отказ от всяких обязанностей, она освобождена от нравственных понятий о долге. В «Цыганах» Пушкин» приходит к выводу, что и мир европейский, и мир патриархальный лишены гармонии: всюду противоречия, которые кончаются для людей трагически. Недаром в эпилоге поэмы звучат печальные слова: И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. Тем самым Пушкин не находит счастья и в цыганском мире с его «дикой волей». После создания поэмы «Цыганы» поэт стремится ответить на волнующие его вопросы: почему сознание современного человека индивидуалистично? Чем это обусловлено, от чего это зависит? Романтизм не мог помочь в решении этих вопросов. В период южной ссылки литературная слава Пушкина продолжала расти. Романтические поэмы принесли ему исключительную популярность. Но в его творчестве уже наметился переход к реализму. Летом 1824 года Пушкин по распоряжению правительства был отправлен в село Михайловское под надзор местных властей. Михайловский период Михайловская ссылка продолжалась с августа 1824 до сентября 1826 года. Эти годы сыграли значительную роль в дальнейшем развитии творчества поэта. Пушкин очень тяготился своим подневольным существованием в Михайловском, о чем свидетельствуют его письма этого периода, а также целый ряд стихотворений, полных жалоб на скуку и одиночество. Но пребывание в деревне имело и свои положительные стороны: Пушкин впервые так близко и на довольно продолжительное время столкнулся с народом, с народной жизнью. Уединение Михайловской ссылки располагало поэта к «жажде размышлений», «к вниманью долгих дум». Пушкин как бы оглядывался назад, на свое прошлое, многое стремился понять, многое переосмыслить. Не случайно вскоре после приезда в Михайловское он принимается за писание своих автобиографических записок, которые должны были подвести итоги его жизненного опыта. Теперь поэт весьма критически относится к своему прежнему творчеству. В одном из писем того времени он заметил: «...поэмы мои скоро выйдут. И они мне надоели, Руслан молокосос, пленник зелен». В то же время Пушкин полон новых творческих замыслов. Его тетради того времени содержат множество набросков произведений, которые появятся в скором будущем. Здесь были замыслы произведения из жизни африканского предка Пушкина, заготовки будущих сказок и «маленьких трагедий» «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери». Но в михайловский период у Пушкина не только вызревали замыслы, он создал в это время и целый ряд замечательных произведений. Поэт завершил работу над «Цыганами», окончил третью и написал четвертую главы «Онегина», им были созданы трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», «Сцена из Фауста» и огромное количество стихотворений – около 90. Причем среди них были такие значительные произведения, как «Разговор книгопродавца с поэтом», цикл «Подражание Корану», «Андрей Шенье», «19 октября», «Жених» и др. Еще в южной ссылке наметился переход Пушкина от романтизма к реализму. Однако в течение некоторого времени «старина» и «новизна», то есть романтизм и реализм, продолжали сосуществовать в творчестве поэта. Ведь параллельно с первыми главами «Онегина» он работал над самой романтической поэмой «Бахчисарайский фонтан» и над «Цыганами». Теперь же, в михайловский период, произошло окончательное утверждение Пушкина на позициях реализма, хотя элементы романтического стиля продолжали присутствовать в его поэзии. Широк и разнообразен размах пушкинского творчества этого периода. Здесь мы найдем и короткие эпиграммы, и философский драматический этюд, и историческую трагедию, и реалистический роман и т. п. Если элегия «Погасло дневное светило...» знаменовала собой начало романтического периода в творчестве Пушкина, то стихотворение «К морю» свидетельствовало о расставании поэта с прежними романтическими идеалами. Не удалось навек оставить Мне скучный неподвижный брег. Тебя восторгами поздравить И по волнам твоим направить Мой поэтический побег! Стихотворение «К морю» еще насквозь романтично. Романтична в нем тема одиночества поэта в «опустелом мире», романтичны горькие строки о «судьбе людей», которые прямо перекликались с гневными тирадами Алеко, направленными против «просвещенья». Необычайной зрелости в Михайловский период достигает пушкинская лирика. Поэт в эти годы отказался от условно-литературного монотонного элегизма, широко распространенного в русской литературе. Мотивы и настроения лирических произведений Пушкина в это время настолько разнообразны, что их просто невозможно перечислить. Здесь и восторженный гимн любви «Я помню чудное мгновенье...», в котором слышится не только упоение и преклонение перед всеобъемлющим чувством любви, но отразилось новое мироощущение поэта; здесь и знаменитая «Вакхическая песня», исполненная страстной веры в человеческий разум, в неизбежное торжество светлых начал над «ложной мудростью» и «тьмой». Среди лирических стихотворений михайловского периода мы найдем и задушевное обращение к «подруге» «суровых дней» – старушке няне («Зимний вечер»), и овеянное мужественной печалью обращение к лицейским товарищам («19 октября»), где Пушкин вновь провозглашает свою верность вольнолюбивым клятвам юности, и многие мн. др. Уже в самом начале Михайловского периода Пушкин начинает осознавать свое назначение как поэта-профессионала, о чем он открыто заявил в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом», напечатанном в качестве предисловия к роману «Евгений Онегин». В этом произведении уже был намечен тот образ поэта, который призван быть не только летописцем своего времени, но и провозглашалось намерение «глаголом жечь сердца людей», о чем Пушкин в скором времени во весь голос скажет в своем знаменитом «Пророке». В Михайловские годы пушкинская лирика окончательно приобретает свой глубоко человеческий и вместе с тем предельно искренний, реалистический характер, о чем очень хорошо сказал Белинский: «Общий колорит поэзии Пушкина и, в особенности, лирической, – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность... Поэзия его чужда всякого фантастического, мечтательного, ложного, прозрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью... в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля». Конечно, стихи, написанные Пушкиным в Михайловском, не ограничивались личными мотивами. Он, например, пишет большую историческую элегию «Андрей Шенье», где личное органически переплетается с общественным, интимное – с политикой. Вольнолюбивые настроения, примолкнувшие в творчестве Пушкина после стихотворения «Свободы сеятель пустынный», вновь зазвучали в целом ряде произведений поэта. Духом свободолюбия проникнуты «Подражания Корану», где Пушкин угрожает страшным судом нечестивым и где содержатся пламенные призывы к борьбе и презрение к «малодушным». Большое место в творчестве Михайловского периода занимают произведения, связанные с миром русского народного творчества – песнями, сказками. Здесь он написал свои замечательные «Песни о Стеньке Разине», песню дворовых девушек («Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки...»), где использованы приемы народно-песенной поэтики. И наконец, одним из самых значительных пушкинских произведений в народном духе явилась баллада «Жених», которой поэт дал подзаголовок «Простонародная сказка». Интересно, что отдельные мотивы «Жениха» были позднее разработаны Пушкиным и включены в «Сон Татьяны». При всем многообразии интересов Пушкина главным трудом в ми-хайловский период явилась его знаменитая трагедия «Борис Годунов», материалом для которой послужили события одной из самых драматических эпох русской истории, связанной с восхождением на престол безродного самозванца Ажедмитрия. Эти события дали возможность поэту поставить в своем произведении вопросы глобально-масштабные, решение которых было основано на пристальном изучении законов исторического развития. В основу пушкинской трагедии положены факты, изложенные Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского». Однако некоторые эпизоды (описание смерти царя Федора, рассказ об исцелении слепца) не имели исторических источников. В «Истории...» Карамзина не упоминались ни Афанасий Пушкин, ни молодой Курбский (сын князя A.M. Курбского). Отказавшись от намеков на современность, Пушкин тем не менее видел косвенную связь между крахом Московского царства и Смутой – с одной стороны и петербургским периодом русской истории – с другой, в частности, с убийством Павла I и вступлением на престол Александра I. Обнищание древних родов и недовольство самодержавием, резавшим их независимость, он также соотносил с современной ему аристократической оппозицией, предвидя выступления дворян против монархической власти с целью ее свержения или ограничения. Все сюжетные события в трагедии: убийство царевича, избрание Бориса на царство, моральное поражение царя, явление Самозванца, народное осуждение царя, смерть Бориса, зависимость Самозванца от поляков, поражение русских войск, вступление Лжедмитрия в Москву, гибель Федора, сына Бориса, отказ народа в поддержке Лжедмитрия, образуя замкнутый круг от крови к крови, от победы в борьбе за царский сан Бориса до победы Самозванца, от народного осуждения Бориса до равнодушия или отрезвления народа – так или иначе связаны незримо присутствующей тенью убитого царевича. Кровавый отсвет этой тени лежит на всех сюжетных эпизодах, как несмываемая мета Божьего проклятия и гнева, требуя раскаяния и взывая к покаянию, к восстановлению прежнего порядка, к естественному развитию и к простым, сердечным отношениям между государем и народом, к торжеству добра над проснувшимися силами зла и душевной смуты. Тем самым трагедия касалась не только Бориса, но всего народа и государства. Пушкин понял самый жанр трагедии не как трагедии «персональной», а как трагедии народа, в которую так или иначе втянуты все действующие лица, хотя бы они лично не совершали преступлений. Трагедия «Борис Годунов» – произведение во всех отношениях новаторское. Пушкин отказался от деления пьесы на акты или действия, заменив их двадцатью тремя сменяющими друг друга сценами. При этом Пушкин почти не воспроизводит ход событий, а изображает лишь развязку, кульминацию их. События, изображенные в трагедии, сконцентрированы во времени. Иногда Пушкин отступает от исторических источников, что дает ему возможность передать стремительное нарастание действия. Главное в трагедии – это «правда характеров». Поэт стремился постигнуть «истину страстей и правдоподобие чувствований» своих героев, принадлежавших к разным социальным слоям русского общества того времени. «Борис Годунов» знаменовал собой полную победу реализма в творчестве Пушкина. Отныне одним из главных принципов всей литературной деятельности поэта становится борьба против старой эстетики, которая стремилась ограничить круг художественного творчества «подражанием изящной природе». Пушкин выступал в защиту свободы выбора тем и героев. Этим во многом объясняется то, что вслед за трагедией «Борис Годунов» Пушкин написал произведение совсем другого плана – с шутливым сюжетом, но с чрезвычайно серьезной задачей – поэму «Граф Нулин», в которой он сознательно прибегает к нарочито прозаическому описанию быта, подчеркивает прозаический характер изложения и прозаический же характер проходящих перед читателем картин. В известной степени «Граф Нулин» подготавливал собой произведения «натуральной школы».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |