Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Писатели-декабристы 4 страница




Сегодня болен я, обвязки не сниму;

Приди в обед, побудь со мною;

Я правду всю тебе открою.

В следующем явлении Софья приказывает Лизе:

Была у батюшки, там нету никого.

Сегодня я больна, и не пойду обедать,

Скажи Молчалину, и позови его,

Чтоб он пришел меня проведать.

Это сближение Софьи и Молчалина знаменательно: в нем угадыва­ется резко отрицательное отношение Грибоедова к сентиментализму, ка-рамзинизму и новейшему романтизму.

Софья Павловна Фамусова названа Грибоедовым девушкой неглу­пой. Само имя Софья – по-гречески означает «мудрость». Такие де­вушки, наделенные умом и добротой, в русской комедии и в литературе эпохи Просвещения всегда были главными героинями. Одна из них, вы­веденная в «Недоросле» Фонвизина, до конца стоит против царства глупости, выдерживая напор Простаковых, и находит счастье с возлюб­ленным Милоном.

Грибоедова и здесь занимает вопрос: почему неглупая девушка, кото­рая могла бы быть настоящей подругой Чацкому, составить его счастье (недаром в отроческие годы Чацкий был героем ее романа) и вместе противостоять косной фамусовской Москве, изменяет своим ранним ду­шевным потребностям и по собственной воле, избрав возлюбленным ни­чтожное существо, попадает в глупое положение? Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая уж тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута. Более даже обману­лась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама.

Если три года не изменили Чацкого (он по-прежнему верит в разум, по-прежнему любит Софью, по-прежнему насмешливо смотрит на Москву), то Софья за те же три года переменилась. Причина, намека­ет Грибоедов устами Фамусова, – женское московское воспитание, оторванное от национальных корней. Софья воспитана «мадамой», француженкой, падкой на деньги. Она окружена московскими тетуш­ками. Москва победила ее своими привычками, нравами, обычаями, за­стойной атмосферой. В ней легко поглупеть даже умному по природе человеку.

Фамусов становится глупцом по обычаю, держась стародавних жиз­ненных правил, Софья – в результате слепого подчинения моде, чте­нию сентиментальных романов. Невиданная смелость (приглашение Молчалина к себе в спальню ночью) навеяна именно романами, роман­тическими балладами, чувствительными историями. Казалось бы, Со­фья не страшится чужого мнения: «Что мне молва? Кто хочет, тот и су­дит...», «А кем из них я дорожу? Хочу люблю, хочу скажу», «Да что мне до кого? до них? до всей вселенной? Смешно? – пусть шутят их, досадно? – пусть бранят», «Иначе расскажу Всю правду батюшке, с досады. Вы знаете, что я собой не дорожу». И в этом видна горячая, цельная натура, готовая отстаивать свое право на любовь.

Но в данном случае презрение к молве, с точки зрения Грибоедова, не только проявление личного достоинства, но и результат чтения книг, где героини во имя любви забывают «и женский страх и стыд». В Софье

Грибоедов видит смесь московской барыни, которая пускает сплетню о сумасшествии Чацкого, и барышни из сентиментального романа, гото­вой ночь напролет любезничать с молодым мужчиной в своей спальне и падать в обморок из-за пустяка, демонстрируя свою особую чувстви­тельность. Чацкий винит во всем Москву. Фамусов – французов и Кузнецкий мост. Но, спрашивается, ради кого все жертвы Софьи? Ра­ди ничтожного, подлого существа. Значит, отстаивая свое мнение, свою любовь, готовясь пожертвовать собой, Софья действует в «ослепле­нии», в состоянии любовного помешательства.

Угодливость Молчалина Софья принимает за доброту души, за про­стоту нрава, за уступчивость, скромность. Молчалин для Софьи не ску­чен, потому что она придумала его и наградила предмет своей любви спокойствием, идеальной нравственностью, твердыми и высокими мо­ральными свойствами. Софья не допускает мысли, что Молчалин при­творяется и обманывает ее. И потому в финале комедии она терпит пол­ное крушение: выдуманный ею сентиментальный сюжет рушится. Ее возлюбленный оказывается не платоническим воздыхателем, каким он притворялся, а расчетливым, корыстным и, главное, низким и подлым человеком.

Остальные лица в комедии: Скалозуб, Лиза, Репетилов, Хлестова и другие – тоже очерчены резко и воплощают в себе различные московские типы и нравы. Они также связаны с определенными театральными амплуа. Скалозуб, например, – глуповатый служака и «мнимый же­них», Лиза – субретка, наперсница госпожи. Каждому из них Грибое­дов придал одну или две оригинальные черты. Хлестова, к примеру, громогласна и груба в своем прямодушии, Скалозуб, помимо всего, еще и армейский щеголь, который перетягивает ремнем талию, чтобы грудь выпирала колесом и голос напоминал рык. В целом же второстепенные персонажи целиком принадлежат фамусовской Москве и поэтому представляют ее характерные типы и нравы, не выделяясь из общей массы.

В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, а в лице Чацкого – просветительские и романтические мечтания. Как писатель он изначально не принимал романтизма. Но само течение жизни заста­вило Грибоедова пересмотреть свои взгляды. Финал комедии представ­ляет нам другого Чацкого, – возмужавшего, повзрослевшего и поум­невшего. Пережитое героями наложило на него неизгладимый отпеча­ток. Из героя, часто попадающего в комические положения, Чацкий вы­растает в героя трагического, понимающего, что в этом обществе ему нет

места, что оно выталкивает его, не оставляя никакой надежды. Чацкий не может найти удовлетворения ни на службе, ни в светском кругу, ни в любви. Он не только не вышел победителем из конфликта с барской Москвой, но и вынужден спасаться от нее, чтобы сохранить себя как личность. Иначе он не убережется от сумасшествия, теперь уже не ме­тафорического, а настоящего. В этом отношении, как заметил Пуш­кин, жанр высокой комедии вплотную сближается с жанром трагедии. В отличие от героев романтических поэм, Чацкий бежит в никуда, на­деясь отыскать «уголок», чтобы утешить «оскорбленное чувство», он обречен странствовать. Эта позиция разочарованного странника очень близка романтическому герою и романтизму вообще. Финалом своей комедии Грибоедов вынужден признать, что романтический жест Чац­кого, его бегство, – следствие жизненных обстоятельств, которые, углубляя разочарование в обществе, выталкивают героя из среды, к которой он принадлежал по рождению и воспитанию. Стало быть, са­ма жизнь порождает романтизм и романтических скитальцев, подоб­ных Чацкому.

Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком. Не случайно следующие свои произведения Грибоедов планировал написать с опорой на романтизм.

Вопросы и задания

1. Какие жанры сыграли существенную роль при создании комедии «Горе от ума»?

2. Как использует Грибоедов правило «трех единств» в комедии?

3. Какую роль играет тема «ума и безумия» в комедии?

4. В чем Пушкин не соглашался с Грибоедовым в построении комедийной интриги? Кто, по-вашему, прав – Пушкин или Грибоедов? Можно ли ска­зать, что их разногласия связаны с пониманием жанра комедии?

5. Назовите комические положения, в которые попадают персонажи ко­медии.

6. Как можно объяснить поведение Софьи?

7. Какую роль выполняет в комедии Репетилов?

8. Можно ли назвать Чацкого победителем? А побежденным?

Литература

Лебедев А. А. А.С. Грибоедов. Факты и гипотезы. М., 1980.

Лебедев А. А. Куда влечет тебя свободный ум. М., 1982.

Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 2-е изд. М., 1974.

Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. М., 1977.

Пиксанов Н. К. Творческая история «Горе от ума». М., 1971.

Фомичев С. А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. Кн. для учителя. М., 1983.

Творчество А.С. Пушкина (1799-1837)

Еще при жизни Александра Сергеевича Пушкина наиболее прозор­ливые современники предсказывали ему особое место в русской и миро­вой литературе. «Возведи русскую поэзию, – обращался к Пушкину Е.А. Баратынский, – на ту ступень между поэзиями всех народов, на которую Петр Великий возвел Россию между державами».

Осознав себя поэтом действительности, Пушкин черпал содержание своего творчества из глубины жизни. Подвергнув действительность критике, он вместе с тем в ней же нашел идеалы, близкие народу, и осу­дил ее с высоты этих идеалов. Таким образом, прекрасное извлекалось Пушкиным из самой жизни. Поэт соединил правду изображения и со­вершенство формы.

Очень емкую характеристику пушкинского творчества дал академик Д.С. Лихачев, который писал: «Пушкин – это гений, сумевший со­здать идеал нации. Не просто «отобразить» национальную особенность русского характера, а создать идеал русской национальности, идеал культуры». К этому следует добавить, что своим творчеством Пушкин подвел итоги предшествовавшего развития русской литературы и от­крыл новые перспективы ее развития, явился основоположником рус­ского реализма и создателем русского литературного языка.

Опору для единого национального литературного языка Пушкин на­шел в народно-поэтическом творчестве и в нормах книжного литератур­ного языка, особенно языка лирической поэзии. Пушкин понял, что книжный язык обогащается и демократизируется благодаря решитель­ному проникновению в него народной поэзии и устной речи. В народной поэзии, по убеждению Пушкина, заключены основные свойства русско­го языка. Он не раз восхищался мудростью народной поэзии, особым складом народной речи. «Что за роскошь, что за смысл, что за толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – восклицал он.

Создание Пушкиным единого национального литературного язы­ка подготовило почву для творчества последующих писателей. «Нет

сомнения, – справедливо говорил И.С. Тургенев, – что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим по­томкам остается только идти по пути, проложенному его гением».

Пушкин был широко образованным человеком своего времени. Он глубоко изучил историю и культуру как своего народа, так и культуру других государств. По словам Белинского, «Пушкин был выражением современного ему мира, представителем современного ему человечества; но мира русского, но человечества русского».

Так уж сложилось, что жизненный путь Пушкина оказался тесней­шим образом связанным со многими событиями русской истории и ли­тературно-общественным движением 1810 – 1830-х годов. Так, пре­бывание Пушкина в Лицее совпало с либеральными поветриями начала века и общественным подъемом, вызванным победоносным окончанием Отечественной войны 1812 года; петербургские годы жизни поэта были связаны с началом декабристского движения; годы ссылки – с перио­дом аракчеевской реакции и восстанием декабристов; первые годы по­сле ссылки – с определенными надеждами на реформы «сверху», и, на­конец, 1830-е годы – со временем духовных исканий русского общест­ва, стремившегося осмыслить итоги исторического пути России и опре­делить дальнейший ход его развития. В известной степени этапы био­графии Пушкина совпадали и с формированием его творчества. Так, ли­цейский и петербургский периоды в поэзии Пушкина прошли под силь­нейшим воздействием просветительской философии, эстетики класси­цизма и сентиментализма, южный ознаменовался обращением к роман­тизму, в Михайловской ссылке оформился реалистический метод поэта. Конечно, становление поэзии Пушкина далеко не всегда совпадало с этапами его биографии. Лицейское творчество поэта, например, распа­дается на два периода: в конце южного периода, прошедшего под зна­ком романтизма, отчетливо проступают реалистические тенденции, в конце 1820-х годов реалистическое творчество Пушкина осложняется элементами романтизма, а в 1830-е годы реализм поэта приобретает но­вые, социальные черты. Все это необходимо учитывать при характерис­тике творческого пути поэта.

Лицейский период

Поэтический дар Пушкина проявился очень рано. Имеется целый ряд свидетельств о том, что еще до поступления в Лицей он написал не­сколько стихотворений, преимущественно на французском языке. Но говорить об этом, как о чем-то значительном, конечно, не приходится.

Да и сам Пушкин все написанное до 13-летнего возраста не считал се­рьезным и заслуживающим внимания.

Колыбелью поэзии Пушкина был, вне всякого сомнения, Лицей, где литературным занятиям уделялось серьезное внимание. В Лицее поэта окружала атмосфера дружбы и товарищества, и он на всю жизнь сохра­нил о лицейских годах самые теплые воспоминания. И не случайно по­этому Пушкин считал своим долгом почти ежегодно откликаться посла­ниями на лицейскую годовщину. Наиболее полное выражение тема ли­цейской дружбы, лицейской семьи получила в стихотворении «19 октября»(1825), где поэт писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина:

Отечество нам Царское Село.

В Лицее Пушкин испытал и первые вольнолюбивые устремления, и первые пробуждения любовного чувства. В стенах Лицея у молодого по­эта родился тот дух протеста по отношению к произволу и насилию, ко­торый нашел свое выражение в ряде смелых стихов, эпиграмм и друже­ских посланий.

Творчество юного поэта формировалось и развивалось в обстановке мощного общественного подъема, наступившего в стране после оконча­ния Отечественной войны 1812 года, и в условиях активной литератур­ной борьбы, которая велась между «архаистами» и «новаторами». И в этой борьбе Пушкину очень скоро предстоит принять самое активное участие. А пока он только еще прислушивался к происходящей полеми­ке, хотя его симпатии были всецело на стороне «новаторов».

Большинство лицейских стихотворений Пушкина было пронизано оптимистическим настроением и жизнеутверждающим гуманизмом. В них звучали призывы к свободе, прославлялись дружба и любовь. И хотя юный поэт в это время выступал еще как ученик своих старших со­братьев по перу – Державина, Батюшкова и Жуковского, тем не менее в целом ряде произведений Пушкина проступали новаторские черты. Даже в стихах подражательных, написанных по имеющимся образцам, нет-нет да и мелькала свежая, яркая и самобытная пушкинская строка. Именно из этих крупиц впоследствии и разовьется зрелый пушкинский

стих. Недаром Белинский отметит, что лицейские стихи Пушкина «час­то удивляют красотою и изяществом стиха».

Знакомясь с лицейскими стихами Пушкина, нужно иметь в виду, что отраженные в них переживания и мироощущение молодого поэта еще юношески незрелы и очень часто они внушены и подсказаны знакомы­ми ему поэтическим образцами. В своих ранних произведениях Пушкин шел не столько от жизни, сколько от литературных, книжных источни­ков. Поэтому в лицейских стихах поэта столь часты очень легкие пере­ходы от воспевания жизненных радостей к грусти и тоске, от прослав­ления «веселья, Вакха и Дельфид» к изображению неудовлетвореннос­ти и душевных страданий.

Лишь к концу лицейского периода Пушкин постепенно преодолева­ет эту неустойчивость восприятия мира. Его взгляды становятся более серьезными и появляется стремление разобраться в сущности многих вопросов.

В лицейский период Пушкин пробовал себя в самых различных жа­нрах. Он писал послания, баллады, элегии, сатиры, эпиграммы, любов­ные стихи и т. п. Свои произведения он классифицировал по таким раз­делам: «Послания», «Лирические», «Элегии» и «Эпиграммы и надпи­си». В подобном делении, несомненно, чувствуется влияние учения классицистов о стихотворных жанрах. Но Пушкин в своих произведе­ниях далеко не всегда его придерживался и прибегал к классицистичес­кому распределению жанров скорее по привычке, нежели по необходи­мости.

К роду «посланий», в частности, относится и первое печатное произ­ведение Пушкина «К другу стихотворцу» (Вестник Европы.-1814. №13), в котором поставлен вопрос о предназначении поэта. Пушкин предостерегает поэта от самообольщения, говоря, что «хорошие стихи не так легко писать», что дело это трудное и сложное и что настоящие по­эты далеко не всегда получают признание при жизни и бывают счастли­вы:

Судьбой им не даны ни мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки:

Лачужка под землей, высоки чердаки –

Вот пышны их дворцы, великолепны залы.

В послании «К другу стихотворцу» Пушкин проводит мысль о том, что поэт должен быть свободен, независим от покровительства всякого рода меценатов.

Иной характер носит сатирическое послание «Лицинию» (1815). Это одно из первых вольнолюбивых стихотворений поэта, пронизанных чувством гражданского достоинства, любовью к свободе и ненавистью к рабству и низкопоклонству. Пушкин совсем не случайно обратился в своем послании к изображению Древнего Рима. Это явилось данью своеобразной традиции, поскольку многие современники поэта искали у римлян примеры гражданской доблести и гражданских пороков. В пос­лании «Лицинию» Пушкин обличает жестокого и развратного тирана Витулия и одновременно – угодничество, низкопоклонство, отсутствие чувства гражданского достоинства у римлян: «О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал?»

Поэт высказывает мысль: рабство губит все живое и светлое, и толь­ко свобода является источником исторического прогресса и развития. «Свободой Рим возрос, а рабством погублен», – пишет Пушкин.

Все стихотворение пронизано чувством свободолюбия и высоким гражданским пафосом:

Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;

Во мне не дремлет дух великого народа.

Необходимо отметить, что в послании «Лицинию» нашли свое отра­жение не только события великого прошлого. Патетическая и оратор­ская интонация этого стихотворения, его гневный разоблачительный па­фос относились прежде всего к современной поэту действительности. Пушкин в своем произведении, несомненно, сознательно сгущает поли­тическую терминологию. Здесь встречаются такие понятия, как «на­род», «отчизна», «тиран», «свобода», «вольность», «гражданин», «раб­ство» и т.п., то есть фразеология, характерная для возникавшей в то вре­мя декабристской литературы и политических документов декабристов.

Особую известность приобрело стихотворение лицейского периода «Воспоминания в Царском Селе», прочитанное поэтом на экзамене 8 января 1815 года в присутствии Державина. В этом стихотворении Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Его привлекла патриотическая тема тесного союза ратного подвига и поэзии. В оде упоминался и Державин, воспевший «струнами громозвучных лир» полководческий талант Суворова.

Пушкин прочел стихотворение «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и хотел его обнять. Позднее Пушкин придал этому событию особый смысл и воспринял прощальный привет Держа­вина как естественную, закономерную смену поэтических поколений

и эпох. Он осознал себя наследником национальных стихотворных традиций:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Но основную часть лицейского творчества Пушкина составляли не послания и сатиры, а прежде всего небольшие лирические стихотворе­ния, характер которых был довольно пестрым, особенно вначале, когда еще с достаточной ясностью не определились интересы юного поэта.

Воспевание пирушек, веселья, рассуждения о дружбе, клятвы верно­сти своим товарищам – вот темы большинства стихотворений первых лет лицейской жизни. Но эта подчеркнуто «легкая поэзия» тем не менее не была лишена социального и политического значения. В «легкой по­эзии» Пушкина-лицеиста, несомненно, были уже заложены возможно­сти развития его гражданской поэзии последующих лет, как были они заложены в его посланиях, сатирах и т. п.

В годы, предшествовавшие выпуску лицеистов, а именно в 1816-1817 годы, в лирике Пушкина происходят весьма серьезные изменения. Поэт становится взрослее, ему уже 17 лет. Он иначе смотрит на мир. Изменилась и жизнь Пушкина в Лицее. Лицеисты стали пользоваться большей свободой. Пушкин завязывает новые литературные знакомст­ва, сближается с членами литературного общества «Арзамас». Особен­но большое влияние на него оказали встречи и беседы в офицерами гу­сарского полка, расквартированного в Царском Селе.

Так постепенно расширялся жизненный опыт поэта, что не могло не привести к серьезным изменениям в его творчестве.

Прежде всего в лирике Пушкина постепенно исчезают темы, свя­занные с прославлением радостей жизни. Господствующим настроением в ней становится меланхолическая мечтательность, печаль, уныние, тос­ка. Особую значимость приобретает любовная тема, связанная с первы­ми увлечениями поэта. При этом любовь изображается несчастной, не­разделенной. И даже образ поэта приобретает новые черты. В стихо­творении «Певец», написанном в духе меланхолического романса, он рисуется юношей с «тихим взором, исполненным тоской». Если раньше в поэзии Пушкина звучали смех, веселье, то теперь слышны слезы.

Элегические мотивы грусти и тоски довольно продолжительное вре­мя тяготели над лирикой Пушкина. Но они, несомненно, сыграли поло­жительную роль в творчестве поэта. Они помогали ему овладеть искус­ством изображать внутренний мир человека, рисовать более образно и с большей конкретностью картины природы.

Отныне в центре пушкинской лирики предстает возрождающийся человек, обогащенный определенным жизненным опытом. В ней уже отчетливо стали проступать элементы диалектики чувств, столь харак­терных для зрелой лирики поэта, и вера в свое предназначение. В сти­хотворении «В альбом Илличевскому» Пушкин писал:

Ах! ведает мой добрый гений,

Что предпочел бы я скорей

Бессмертию души моей

Бессмертие своих творений.

Весной 1817 года лицеисты стали готовиться к выпуску. Шестилет­ний курс обучения подходил к концу. Пора было подумать о своей даль­нейшей судьбе. В послании «Товарищам» поэт равнодушно оценивал любую карьеру. Он писал:

Равны мне писари, уланы,

Равны законы, кивера.

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в асессора.

Для себя Пушкин избирает свободу, независимость:

Друзья! немного снисхожденья –

Оставьте красный мне колпак, –

имея в данном случае в виду красные фригийские колпаки французов, штурмовавших Бастилию.

Лицейский период пушкинского творчества прошел под сильнейшим воздействием просветительских тенденций и поэзии его замечательных предшественников – Державина, Батюшкова, Жуковского и др. Вме­сте с тем уже в Лицее проявились оригинальность и национальная непо­вторимость пушкинского гения.

Петербургский период (1817-1820)

Весной 1817 года Пушкин окончил Лицей. К тому времени в стране усилилась политическая реакция и одновременно в передовых кругах дворянства все более и более нарастали оппозиционные настроения, на­правленные против самодержавия и крепостничества. Одно за другим стали возникать тайные общества будущих декабристов. Ближайшие лицейские друзья Пушкина И.И. Пущин и В.Д. Вальховский сразу по­сле окончания Лицея, вступили в «Союз спасения». Политические

взгляды Пушкина в это время, по свидетельству Пущина, были весьма близки к его собственным.

Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Он охотно читал здесь свои стихи, знал, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятеж­ного сердца. Несколько позже, в 1819 году, Пушкин стал посещать дом Н.В. Всеволожского, своего друга, любителя театра, у которого собира­лись члены кружка «Зеленая лампа», тесно связанные с ранним декаб­ристским обществом «Союз благоденствия».

Как уже отмечалось, Пушкин в год окончания Лицея находился на распутье, грустил и писал унылые элегии. Первые его стихи, созданные в Петербурге, были такими же. Но новые друзья поэта без одобрения отнеслись к подобным произведениям, и он прислушался к их мнению. В его стихах зазвучали иные мотивы, которые во многом были связаны с беспечно-веселым образом жизни Пушкина в Петербурге и тем ощу­щением свободы, которое он испытывал.

В стихах этой поры поэт славит радости земного бытия, «Вакха и Киприду». Эпикурейские мотивы стали звучать гораздо громче, чем да­же в ранней лирике. Причем «изящный эпикуреизм» в лирике Пушки­на воспринимался не только как проявление избытка жизненных сил по­эта, но прежде всего как вызов господствующей морали и как своеоб­разный протест против настроений ханжества и мистицизма, охватив­ших в это время придворные круги.

Большому свету – «вельможам», «изнеженным глупцам», «по­чтенным подлецам» – Пушкин противопоставляет в стихах «тесный круг друзей» – «философов и шалунов», «счастливых беззаконников».

Все чаще в стихах Пушкина появляется слово «свобода», которое в устах поэта приобретало особое значение. Речь шла не только о личной независимости, не только о свободе от каких-то светских условностей и предрассудков, но прежде всего о свободном образе мыслей и граждан­ской «вольности». Так, послание к одному из друзей того времени Энгельгардту, которого поэт называет «верным сыном» Вакха и свободы, заканчивалось следующими строками:

С тобою пить мы будем снова,

Открытым сердцем говоря,

Насчет глупца, вельможи злого,

Насчет холопа записного.

Насчет небесного царя,

А иногда насчет земного.

Большинство пушкинских стихотворений, написанных в конце 1810-х годов, были адресованы друзьям и рассчитаны на взаимопони­мание. Человек оценивался поэтом с точки зрения его личных досто­инств и противопоставлялся современным общественным отношениям, к которым Пушкин относился весьма скептически. Поэт отдавал свои симпатии личности, не зависимой от официальных воззрений, что было своеобразной реакцией на политику Александра I, обманувшего надеж­ды передовой дворянской интеллигенции на либеральные преобразова­ния в стране.

Интимная лирика Пушкина в это время была неотделима от общест­венных мотивов, и «легкая поэзия», продолжавшая бытовать в творче­стве поэта, приобретала гражданскую и политическую направленность, а в характере лирического героя многочисленных посланий поэта («Кю­хельбекеру», «Орлову» и др.) органически сочетались чрезвычайно ши­роко понимаемый Пушкиным принцип «наслаждения жизнью» с поли­тической оппозицией к деспотизму, произволу и рабству. Все это послу­жило основой для появления таких достаточно острых политических произведений, как «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», в которых отразились не только общественно-политические взгляды самого Пуш­кина, но и многие характерные черты, свойственные дворянскому рево­люционному движению конца 1810-х годов.

Главная мысль оды «Вольность» выражена в четверостишии:

Владыки! вам венец и трон

Дает закон – а не природа,

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

По мысли поэта, только соблюдение «закона» (то есть конституции) как «владыками», так и народом является условием процветания госу­дарства и благоденствия народа. В данном случае взгляды Пушкина совпадали с политической программой ранних декабристов, ратовавших за установление конституционной монархии.

Нарушение же «закона» народом или «владыками», утверждает по­эт, приводит к трагическим последствиям. Так произошло во время французской революции, когда народ, презрев «закон», казнил Людо­вика XVI и тем самым проложил путь к трону «самовластительному злодею» – Наполеону. К не менее пагубным результатам приводит иг­норирование «закона» и «владыками» – в качестве примера Пушкин приводит факт злодейского убийства Павла I.

Итоги своих размышлений Пушкин подводит в последней строфе оды, где высказывает мысль о необходимости «владыкам» первыми подать пример подчинения «законам»:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

С одой «Вольность» теснейшим образом связано послание «К Чаа­даеву» (1818) – одно из самых популярных политических произведе­ний Пушкина. Особенностью этого стихотворения является сочетание в нем интимного обращения поэта к другу с элементами гражданской па­тетики, а также наличие временной трехчленности. В послании «К Ча­адаеву» выражена любовь поэта к родине, призыв к подвигу, страстная вера в торжество свободы.

Стихотворение «Деревня» (1819) посвящено важнейшему вопросу того времени – положению крепостного крестьянства, активно об­суждавшемуся в среде декабристов. Как и декабристы, Пушкин в это время был убежден, что рабство должно быть уничтожено «по манию царя».

Эти произведения, точно так же как и многочисленные эпиграммы, направленные против Александра I, Аракчеева и других царских вель­мож, пользовались огромной популярностью, объяснявшейся тем, что в них Пушкин отразил «дух» своего времени, мысли и настроения пере­довых кругов русского общества.

Учитывая популярность вольнолюбивых стихов Пушкина и их ог­ромное агитационно-пропагандистское значение, можно сказать, что поэт в ту пору возглавил декабризм в литературе. Именно этим и объ­ясняется то, что Пушкин одним из первых подвергся преследованиям правительства. Как известно, царь намеревался сослать поэта в Сибирь, и только благодаря настойчивым хлопотам его друзей удалось заменить эту суровую кару более легкой – ссылкой на юг. Но петербургский пе­риод творчества закончился не вольнолюбивыми стихотворениями, а его поэмой «Руслан и Людмила».

Поэма Пушкина была большим литературным событием. «Причи­ною энтузиазма, возбужденного «Русланом и Людмилою», – писал Белинский, – было, конечно, и предчувствие нового мира, который от­крывал Пушкин всеми своими новыми произведениями... В этой поэме все было ново: и стих, и шутка, и сказочный характер вместе с серьез­ными картинами».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.