КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Писатели-декабристы 4 страница
Сегодня болен я, обвязки не сниму; Приди в обед, побудь со мною; Я правду всю тебе открою. В следующем явлении Софья приказывает Лизе: Была у батюшки, там нету никого. Сегодня я больна, и не пойду обедать, Скажи Молчалину, и позови его, Чтоб он пришел меня проведать. Это сближение Софьи и Молчалина знаменательно: в нем угадывается резко отрицательное отношение Грибоедова к сентиментализму, ка-рамзинизму и новейшему романтизму. Софья Павловна Фамусова названа Грибоедовым девушкой неглупой. Само имя Софья – по-гречески означает «мудрость». Такие девушки, наделенные умом и добротой, в русской комедии и в литературе эпохи Просвещения всегда были главными героинями. Одна из них, выведенная в «Недоросле» Фонвизина, до конца стоит против царства глупости, выдерживая напор Простаковых, и находит счастье с возлюбленным Милоном. Грибоедова и здесь занимает вопрос: почему неглупая девушка, которая могла бы быть настоящей подругой Чацкому, составить его счастье (недаром в отроческие годы Чацкий был героем ее романа) и вместе противостоять косной фамусовской Москве, изменяет своим ранним душевным потребностям и по собственной воле, избрав возлюбленным ничтожное существо, попадает в глупое положение? Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая уж тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута. Более даже обманулась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама. Если три года не изменили Чацкого (он по-прежнему верит в разум, по-прежнему любит Софью, по-прежнему насмешливо смотрит на Москву), то Софья за те же три года переменилась. Причина, намекает Грибоедов устами Фамусова, – женское московское воспитание, оторванное от национальных корней. Софья воспитана «мадамой», француженкой, падкой на деньги. Она окружена московскими тетушками. Москва победила ее своими привычками, нравами, обычаями, застойной атмосферой. В ней легко поглупеть даже умному по природе человеку. Фамусов становится глупцом по обычаю, держась стародавних жизненных правил, Софья – в результате слепого подчинения моде, чтению сентиментальных романов. Невиданная смелость (приглашение Молчалина к себе в спальню ночью) навеяна именно романами, романтическими балладами, чувствительными историями. Казалось бы, Софья не страшится чужого мнения: «Что мне молва? Кто хочет, тот и судит...», «А кем из них я дорожу? Хочу люблю, хочу скажу», «Да что мне до кого? до них? до всей вселенной? Смешно? – пусть шутят их, досадно? – пусть бранят», «Иначе расскажу Всю правду батюшке, с досады. Вы знаете, что я собой не дорожу». И в этом видна горячая, цельная натура, готовая отстаивать свое право на любовь. Но в данном случае презрение к молве, с точки зрения Грибоедова, не только проявление личного достоинства, но и результат чтения книг, где героини во имя любви забывают «и женский страх и стыд». В Софье Грибоедов видит смесь московской барыни, которая пускает сплетню о сумасшествии Чацкого, и барышни из сентиментального романа, готовой ночь напролет любезничать с молодым мужчиной в своей спальне и падать в обморок из-за пустяка, демонстрируя свою особую чувствительность. Чацкий винит во всем Москву. Фамусов – французов и Кузнецкий мост. Но, спрашивается, ради кого все жертвы Софьи? Ради ничтожного, подлого существа. Значит, отстаивая свое мнение, свою любовь, готовясь пожертвовать собой, Софья действует в «ослеплении», в состоянии любовного помешательства. Угодливость Молчалина Софья принимает за доброту души, за простоту нрава, за уступчивость, скромность. Молчалин для Софьи не скучен, потому что она придумала его и наградила предмет своей любви спокойствием, идеальной нравственностью, твердыми и высокими моральными свойствами. Софья не допускает мысли, что Молчалин притворяется и обманывает ее. И потому в финале комедии она терпит полное крушение: выдуманный ею сентиментальный сюжет рушится. Ее возлюбленный оказывается не платоническим воздыхателем, каким он притворялся, а расчетливым, корыстным и, главное, низким и подлым человеком. Остальные лица в комедии: Скалозуб, Лиза, Репетилов, Хлестова и другие – тоже очерчены резко и воплощают в себе различные московские типы и нравы. Они также связаны с определенными театральными амплуа. Скалозуб, например, – глуповатый служака и «мнимый жених», Лиза – субретка, наперсница госпожи. Каждому из них Грибоедов придал одну или две оригинальные черты. Хлестова, к примеру, громогласна и груба в своем прямодушии, Скалозуб, помимо всего, еще и армейский щеголь, который перетягивает ремнем талию, чтобы грудь выпирала колесом и голос напоминал рык. В целом же второстепенные персонажи целиком принадлежат фамусовской Москве и поэтому представляют ее характерные типы и нравы, не выделяясь из общей массы. В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, а в лице Чацкого – просветительские и романтические мечтания. Как писатель он изначально не принимал романтизма. Но само течение жизни заставило Грибоедова пересмотреть свои взгляды. Финал комедии представляет нам другого Чацкого, – возмужавшего, повзрослевшего и поумневшего. Пережитое героями наложило на него неизгладимый отпечаток. Из героя, часто попадающего в комические положения, Чацкий вырастает в героя трагического, понимающего, что в этом обществе ему нет места, что оно выталкивает его, не оставляя никакой надежды. Чацкий не может найти удовлетворения ни на службе, ни в светском кругу, ни в любви. Он не только не вышел победителем из конфликта с барской Москвой, но и вынужден спасаться от нее, чтобы сохранить себя как личность. Иначе он не убережется от сумасшествия, теперь уже не метафорического, а настоящего. В этом отношении, как заметил Пушкин, жанр высокой комедии вплотную сближается с жанром трагедии. В отличие от героев романтических поэм, Чацкий бежит в никуда, надеясь отыскать «уголок», чтобы утешить «оскорбленное чувство», он обречен странствовать. Эта позиция разочарованного странника очень близка романтическому герою и романтизму вообще. Финалом своей комедии Грибоедов вынужден признать, что романтический жест Чацкого, его бегство, – следствие жизненных обстоятельств, которые, углубляя разочарование в обществе, выталкивают героя из среды, к которой он принадлежал по рождению и воспитанию. Стало быть, сама жизнь порождает романтизм и романтических скитальцев, подобных Чацкому. Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком. Не случайно следующие свои произведения Грибоедов планировал написать с опорой на романтизм. Вопросы и задания 1. Какие жанры сыграли существенную роль при создании комедии «Горе от ума»? 2. Как использует Грибоедов правило «трех единств» в комедии? 3. Какую роль играет тема «ума и безумия» в комедии? 4. В чем Пушкин не соглашался с Грибоедовым в построении комедийной интриги? Кто, по-вашему, прав – Пушкин или Грибоедов? Можно ли сказать, что их разногласия связаны с пониманием жанра комедии? 5. Назовите комические положения, в которые попадают персонажи комедии. 6. Как можно объяснить поведение Софьи? 7. Какую роль выполняет в комедии Репетилов? 8. Можно ли назвать Чацкого победителем? А побежденным? Литература Лебедев А. А. А.С. Грибоедов. Факты и гипотезы. М., 1980. Лебедев А. А. Куда влечет тебя свободный ум. М., 1982. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 2-е изд. М., 1974. Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. М., 1977. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горе от ума». М., 1971. Фомичев С. А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. Кн. для учителя. М., 1983. Творчество А.С. Пушкина (1799-1837) Еще при жизни Александра Сергеевича Пушкина наиболее прозорливые современники предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. «Возведи русскую поэзию, – обращался к Пушкину Е.А. Баратынский, – на ту ступень между поэзиями всех народов, на которую Петр Великий возвел Россию между державами». Осознав себя поэтом действительности, Пушкин черпал содержание своего творчества из глубины жизни. Подвергнув действительность критике, он вместе с тем в ней же нашел идеалы, близкие народу, и осудил ее с высоты этих идеалов. Таким образом, прекрасное извлекалось Пушкиным из самой жизни. Поэт соединил правду изображения и совершенство формы. Очень емкую характеристику пушкинского творчества дал академик Д.С. Лихачев, который писал: «Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации. Не просто «отобразить» национальную особенность русского характера, а создать идеал русской национальности, идеал культуры». К этому следует добавить, что своим творчеством Пушкин подвел итоги предшествовавшего развития русской литературы и открыл новые перспективы ее развития, явился основоположником русского реализма и создателем русского литературного языка. Опору для единого национального литературного языка Пушкин нашел в народно-поэтическом творчестве и в нормах книжного литературного языка, особенно языка лирической поэзии. Пушкин понял, что книжный язык обогащается и демократизируется благодаря решительному проникновению в него народной поэзии и устной речи. В народной поэзии, по убеждению Пушкина, заключены основные свойства русского языка. Он не раз восхищался мудростью народной поэзии, особым складом народной речи. «Что за роскошь, что за смысл, что за толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – восклицал он. Создание Пушкиным единого национального литературного языка подготовило почву для творчества последующих писателей. «Нет сомнения, – справедливо говорил И.С. Тургенев, – что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением». Пушкин был широко образованным человеком своего времени. Он глубоко изучил историю и культуру как своего народа, так и культуру других государств. По словам Белинского, «Пушкин был выражением современного ему мира, представителем современного ему человечества; но мира русского, но человечества русского». Так уж сложилось, что жизненный путь Пушкина оказался теснейшим образом связанным со многими событиями русской истории и литературно-общественным движением 1810 – 1830-х годов. Так, пребывание Пушкина в Лицее совпало с либеральными поветриями начала века и общественным подъемом, вызванным победоносным окончанием Отечественной войны 1812 года; петербургские годы жизни поэта были связаны с началом декабристского движения; годы ссылки – с периодом аракчеевской реакции и восстанием декабристов; первые годы после ссылки – с определенными надеждами на реформы «сверху», и, наконец, 1830-е годы – со временем духовных исканий русского общества, стремившегося осмыслить итоги исторического пути России и определить дальнейший ход его развития. В известной степени этапы биографии Пушкина совпадали и с формированием его творчества. Так, лицейский и петербургский периоды в поэзии Пушкина прошли под сильнейшим воздействием просветительской философии, эстетики классицизма и сентиментализма, южный ознаменовался обращением к романтизму, в Михайловской ссылке оформился реалистический метод поэта. Конечно, становление поэзии Пушкина далеко не всегда совпадало с этапами его биографии. Лицейское творчество поэта, например, распадается на два периода: в конце южного периода, прошедшего под знаком романтизма, отчетливо проступают реалистические тенденции, в конце 1820-х годов реалистическое творчество Пушкина осложняется элементами романтизма, а в 1830-е годы реализм поэта приобретает новые, социальные черты. Все это необходимо учитывать при характеристике творческого пути поэта. Лицейский период Поэтический дар Пушкина проявился очень рано. Имеется целый ряд свидетельств о том, что еще до поступления в Лицей он написал несколько стихотворений, преимущественно на французском языке. Но говорить об этом, как о чем-то значительном, конечно, не приходится. Да и сам Пушкин все написанное до 13-летнего возраста не считал серьезным и заслуживающим внимания. Колыбелью поэзии Пушкина был, вне всякого сомнения, Лицей, где литературным занятиям уделялось серьезное внимание. В Лицее поэта окружала атмосфера дружбы и товарищества, и он на всю жизнь сохранил о лицейских годах самые теплые воспоминания. И не случайно поэтому Пушкин считал своим долгом почти ежегодно откликаться посланиями на лицейскую годовщину. Наиболее полное выражение тема лицейской дружбы, лицейской семьи получила в стихотворении «19 октября»(1825), где поэт писал: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина: Отечество нам Царское Село. В Лицее Пушкин испытал и первые вольнолюбивые устремления, и первые пробуждения любовного чувства. В стенах Лицея у молодого поэта родился тот дух протеста по отношению к произволу и насилию, который нашел свое выражение в ряде смелых стихов, эпиграмм и дружеских посланий. Творчество юного поэта формировалось и развивалось в обстановке мощного общественного подъема, наступившего в стране после окончания Отечественной войны 1812 года, и в условиях активной литературной борьбы, которая велась между «архаистами» и «новаторами». И в этой борьбе Пушкину очень скоро предстоит принять самое активное участие. А пока он только еще прислушивался к происходящей полемике, хотя его симпатии были всецело на стороне «новаторов». Большинство лицейских стихотворений Пушкина было пронизано оптимистическим настроением и жизнеутверждающим гуманизмом. В них звучали призывы к свободе, прославлялись дружба и любовь. И хотя юный поэт в это время выступал еще как ученик своих старших собратьев по перу – Державина, Батюшкова и Жуковского, тем не менее в целом ряде произведений Пушкина проступали новаторские черты. Даже в стихах подражательных, написанных по имеющимся образцам, нет-нет да и мелькала свежая, яркая и самобытная пушкинская строка. Именно из этих крупиц впоследствии и разовьется зрелый пушкинский стих. Недаром Белинский отметит, что лицейские стихи Пушкина «часто удивляют красотою и изяществом стиха». Знакомясь с лицейскими стихами Пушкина, нужно иметь в виду, что отраженные в них переживания и мироощущение молодого поэта еще юношески незрелы и очень часто они внушены и подсказаны знакомыми ему поэтическим образцами. В своих ранних произведениях Пушкин шел не столько от жизни, сколько от литературных, книжных источников. Поэтому в лицейских стихах поэта столь часты очень легкие переходы от воспевания жизненных радостей к грусти и тоске, от прославления «веселья, Вакха и Дельфид» к изображению неудовлетворенности и душевных страданий. Лишь к концу лицейского периода Пушкин постепенно преодолевает эту неустойчивость восприятия мира. Его взгляды становятся более серьезными и появляется стремление разобраться в сущности многих вопросов. В лицейский период Пушкин пробовал себя в самых различных жанрах. Он писал послания, баллады, элегии, сатиры, эпиграммы, любовные стихи и т. п. Свои произведения он классифицировал по таким разделам: «Послания», «Лирические», «Элегии» и «Эпиграммы и надписи». В подобном делении, несомненно, чувствуется влияние учения классицистов о стихотворных жанрах. Но Пушкин в своих произведениях далеко не всегда его придерживался и прибегал к классицистическому распределению жанров скорее по привычке, нежели по необходимости. К роду «посланий», в частности, относится и первое печатное произведение Пушкина «К другу стихотворцу» (Вестник Европы.-1814. №13), в котором поставлен вопрос о предназначении поэта. Пушкин предостерегает поэта от самообольщения, говоря, что «хорошие стихи не так легко писать», что дело это трудное и сложное и что настоящие поэты далеко не всегда получают признание при жизни и бывают счастливы: Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки: Лачужка под землей, высоки чердаки – Вот пышны их дворцы, великолепны залы. В послании «К другу стихотворцу» Пушкин проводит мысль о том, что поэт должен быть свободен, независим от покровительства всякого рода меценатов. Иной характер носит сатирическое послание «Лицинию» (1815). Это одно из первых вольнолюбивых стихотворений поэта, пронизанных чувством гражданского достоинства, любовью к свободе и ненавистью к рабству и низкопоклонству. Пушкин совсем не случайно обратился в своем послании к изображению Древнего Рима. Это явилось данью своеобразной традиции, поскольку многие современники поэта искали у римлян примеры гражданской доблести и гражданских пороков. В послании «Лицинию» Пушкин обличает жестокого и развратного тирана Витулия и одновременно – угодничество, низкопоклонство, отсутствие чувства гражданского достоинства у римлян: «О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал?» Поэт высказывает мысль: рабство губит все живое и светлое, и только свобода является источником исторического прогресса и развития. «Свободой Рим возрос, а рабством погублен», – пишет Пушкин. Все стихотворение пронизано чувством свободолюбия и высоким гражданским пафосом: Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; Во мне не дремлет дух великого народа. Необходимо отметить, что в послании «Лицинию» нашли свое отражение не только события великого прошлого. Патетическая и ораторская интонация этого стихотворения, его гневный разоблачительный пафос относились прежде всего к современной поэту действительности. Пушкин в своем произведении, несомненно, сознательно сгущает политическую терминологию. Здесь встречаются такие понятия, как «народ», «отчизна», «тиран», «свобода», «вольность», «гражданин», «рабство» и т.п., то есть фразеология, характерная для возникавшей в то время декабристской литературы и политических документов декабристов. Особую известность приобрело стихотворение лицейского периода «Воспоминания в Царском Селе», прочитанное поэтом на экзамене 8 января 1815 года в присутствии Державина. В этом стихотворении Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Его привлекла патриотическая тема тесного союза ратного подвига и поэзии. В оде упоминался и Державин, воспевший «струнами громозвучных лир» полководческий талант Суворова. Пушкин прочел стихотворение «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и хотел его обнять. Позднее Пушкин придал этому событию особый смысл и воспринял прощальный привет Державина как естественную, закономерную смену поэтических поколений и эпох. Он осознал себя наследником национальных стихотворных традиций: Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил. Но основную часть лицейского творчества Пушкина составляли не послания и сатиры, а прежде всего небольшие лирические стихотворения, характер которых был довольно пестрым, особенно вначале, когда еще с достаточной ясностью не определились интересы юного поэта. Воспевание пирушек, веселья, рассуждения о дружбе, клятвы верности своим товарищам – вот темы большинства стихотворений первых лет лицейской жизни. Но эта подчеркнуто «легкая поэзия» тем не менее не была лишена социального и политического значения. В «легкой поэзии» Пушкина-лицеиста, несомненно, были уже заложены возможности развития его гражданской поэзии последующих лет, как были они заложены в его посланиях, сатирах и т. п. В годы, предшествовавшие выпуску лицеистов, а именно в 1816-1817 годы, в лирике Пушкина происходят весьма серьезные изменения. Поэт становится взрослее, ему уже 17 лет. Он иначе смотрит на мир. Изменилась и жизнь Пушкина в Лицее. Лицеисты стали пользоваться большей свободой. Пушкин завязывает новые литературные знакомства, сближается с членами литературного общества «Арзамас». Особенно большое влияние на него оказали встречи и беседы в офицерами гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Так постепенно расширялся жизненный опыт поэта, что не могло не привести к серьезным изменениям в его творчестве. Прежде всего в лирике Пушкина постепенно исчезают темы, связанные с прославлением радостей жизни. Господствующим настроением в ней становится меланхолическая мечтательность, печаль, уныние, тоска. Особую значимость приобретает любовная тема, связанная с первыми увлечениями поэта. При этом любовь изображается несчастной, неразделенной. И даже образ поэта приобретает новые черты. В стихотворении «Певец», написанном в духе меланхолического романса, он рисуется юношей с «тихим взором, исполненным тоской». Если раньше в поэзии Пушкина звучали смех, веселье, то теперь слышны слезы. Элегические мотивы грусти и тоски довольно продолжительное время тяготели над лирикой Пушкина. Но они, несомненно, сыграли положительную роль в творчестве поэта. Они помогали ему овладеть искусством изображать внутренний мир человека, рисовать более образно и с большей конкретностью картины природы. Отныне в центре пушкинской лирики предстает возрождающийся человек, обогащенный определенным жизненным опытом. В ней уже отчетливо стали проступать элементы диалектики чувств, столь характерных для зрелой лирики поэта, и вера в свое предназначение. В стихотворении «В альбом Илличевскому» Пушкин писал: Ах! ведает мой добрый гений, Что предпочел бы я скорей Бессмертию души моей Бессмертие своих творений. Весной 1817 года лицеисты стали готовиться к выпуску. Шестилетний курс обучения подходил к концу. Пора было подумать о своей дальнейшей судьбе. В послании «Товарищам» поэт равнодушно оценивал любую карьеру. Он писал: Равны мне писари, уланы, Равны законы, кивера. Не рвусь я грудью в капитаны И не ползу в асессора. Для себя Пушкин избирает свободу, независимость: Друзья! немного снисхожденья – Оставьте красный мне колпак, – имея в данном случае в виду красные фригийские колпаки французов, штурмовавших Бастилию. Лицейский период пушкинского творчества прошел под сильнейшим воздействием просветительских тенденций и поэзии его замечательных предшественников – Державина, Батюшкова, Жуковского и др. Вместе с тем уже в Лицее проявились оригинальность и национальная неповторимость пушкинского гения. Петербургский период (1817-1820) Весной 1817 года Пушкин окончил Лицей. К тому времени в стране усилилась политическая реакция и одновременно в передовых кругах дворянства все более и более нарастали оппозиционные настроения, направленные против самодержавия и крепостничества. Одно за другим стали возникать тайные общества будущих декабристов. Ближайшие лицейские друзья Пушкина И.И. Пущин и В.Д. Вальховский сразу после окончания Лицея, вступили в «Союз спасения». Политические взгляды Пушкина в это время, по свидетельству Пущина, были весьма близки к его собственным. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Он охотно читал здесь свои стихи, знал, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятежного сердца. Несколько позже, в 1819 году, Пушкин стал посещать дом Н.В. Всеволожского, своего друга, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», тесно связанные с ранним декабристским обществом «Союз благоденствия». Как уже отмечалось, Пушкин в год окончания Лицея находился на распутье, грустил и писал унылые элегии. Первые его стихи, созданные в Петербурге, были такими же. Но новые друзья поэта без одобрения отнеслись к подобным произведениям, и он прислушался к их мнению. В его стихах зазвучали иные мотивы, которые во многом были связаны с беспечно-веселым образом жизни Пушкина в Петербурге и тем ощущением свободы, которое он испытывал. В стихах этой поры поэт славит радости земного бытия, «Вакха и Киприду». Эпикурейские мотивы стали звучать гораздо громче, чем даже в ранней лирике. Причем «изящный эпикуреизм» в лирике Пушкина воспринимался не только как проявление избытка жизненных сил поэта, но прежде всего как вызов господствующей морали и как своеобразный протест против настроений ханжества и мистицизма, охвативших в это время придворные круги. Большому свету – «вельможам», «изнеженным глупцам», «почтенным подлецам» – Пушкин противопоставляет в стихах «тесный круг друзей» – «философов и шалунов», «счастливых беззаконников». Все чаще в стихах Пушкина появляется слово «свобода», которое в устах поэта приобретало особое значение. Речь шла не только о личной независимости, не только о свободе от каких-то светских условностей и предрассудков, но прежде всего о свободном образе мыслей и гражданской «вольности». Так, послание к одному из друзей того времени Энгельгардту, которого поэт называет «верным сыном» Вакха и свободы, заканчивалось следующими строками: С тобою пить мы будем снова, Открытым сердцем говоря, Насчет глупца, вельможи злого, Насчет холопа записного. Насчет небесного царя, А иногда насчет земного. Большинство пушкинских стихотворений, написанных в конце 1810-х годов, были адресованы друзьям и рассчитаны на взаимопонимание. Человек оценивался поэтом с точки зрения его личных достоинств и противопоставлялся современным общественным отношениям, к которым Пушкин относился весьма скептически. Поэт отдавал свои симпатии личности, не зависимой от официальных воззрений, что было своеобразной реакцией на политику Александра I, обманувшего надежды передовой дворянской интеллигенции на либеральные преобразования в стране. Интимная лирика Пушкина в это время была неотделима от общественных мотивов, и «легкая поэзия», продолжавшая бытовать в творчестве поэта, приобретала гражданскую и политическую направленность, а в характере лирического героя многочисленных посланий поэта («Кюхельбекеру», «Орлову» и др.) органически сочетались чрезвычайно широко понимаемый Пушкиным принцип «наслаждения жизнью» с политической оппозицией к деспотизму, произволу и рабству. Все это послужило основой для появления таких достаточно острых политических произведений, как «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», в которых отразились не только общественно-политические взгляды самого Пушкина, но и многие характерные черты, свойственные дворянскому революционному движению конца 1810-х годов. Главная мысль оды «Вольность» выражена в четверостишии: Владыки! вам венец и трон Дает закон – а не природа, Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас закон. По мысли поэта, только соблюдение «закона» (то есть конституции) как «владыками», так и народом является условием процветания государства и благоденствия народа. В данном случае взгляды Пушкина совпадали с политической программой ранних декабристов, ратовавших за установление конституционной монархии. Нарушение же «закона» народом или «владыками», утверждает поэт, приводит к трагическим последствиям. Так произошло во время французской революции, когда народ, презрев «закон», казнил Людовика XVI и тем самым проложил путь к трону «самовластительному злодею» – Наполеону. К не менее пагубным результатам приводит игнорирование «закона» и «владыками» – в качестве примера Пушкин приводит факт злодейского убийства Павла I. Итоги своих размышлений Пушкин подводит в последней строфе оды, где высказывает мысль о необходимости «владыкам» первыми подать пример подчинения «законам»: Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. С одой «Вольность» теснейшим образом связано послание «К Чаадаеву» (1818) – одно из самых популярных политических произведений Пушкина. Особенностью этого стихотворения является сочетание в нем интимного обращения поэта к другу с элементами гражданской патетики, а также наличие временной трехчленности. В послании «К Чаадаеву» выражена любовь поэта к родине, призыв к подвигу, страстная вера в торжество свободы. Стихотворение «Деревня» (1819) посвящено важнейшему вопросу того времени – положению крепостного крестьянства, активно обсуждавшемуся в среде декабристов. Как и декабристы, Пушкин в это время был убежден, что рабство должно быть уничтожено «по манию царя». Эти произведения, точно так же как и многочисленные эпиграммы, направленные против Александра I, Аракчеева и других царских вельмож, пользовались огромной популярностью, объяснявшейся тем, что в них Пушкин отразил «дух» своего времени, мысли и настроения передовых кругов русского общества. Учитывая популярность вольнолюбивых стихов Пушкина и их огромное агитационно-пропагандистское значение, можно сказать, что поэт в ту пору возглавил декабризм в литературе. Именно этим и объясняется то, что Пушкин одним из первых подвергся преследованиям правительства. Как известно, царь намеревался сослать поэта в Сибирь, и только благодаря настойчивым хлопотам его друзей удалось заменить эту суровую кару более легкой – ссылкой на юг. Но петербургский период творчества закончился не вольнолюбивыми стихотворениями, а его поэмой «Руслан и Людмила». Поэма Пушкина была большим литературным событием. «Причиною энтузиазма, возбужденного «Русланом и Людмилою», – писал Белинский, – было, конечно, и предчувствие нового мира, который открывал Пушкин всеми своими новыми произведениями... В этой поэме все было ново: и стих, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |