КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературно-общественное движение
первой четверти XIX века (1801–1825) Начало XIX столетия ознаменовалось восшествием на престол 12 марта 1801 года Александра I, с началом царствования которого в русском обществе связывали большие надежды. И действительно, с первых дней своего правления новый царь поспешил принять несколько важных решений. Был создан Непременный комитет с целью улучшения управления государством на «незыблемом основании закона», а также Негласный комитет, неофициальный орган при царе, в состав которого вошли его молодые друзья (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский), призванный подготовить проекты учреждения министерств, реформу Сената и т. п. В 1803 году вышел указ о «вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с обязательным наделом земли, был снят запрет с частных типографий, разрешен привоз иностранных книг, издан цензурный устав, в котором цензорам предписывалось «руководствоваться благоразумным снисхождением», и т. п. Все это, конечно, не означало каких-либо принципиальных изменений в политике самодержавия. Сохранялись почти все учреждения, весь аппарат монархического правления. Событием, которое всколыхнуло всю страну, явилась Отечественная война 1812 года, которая с самого начала приобрела народный характер, jj Война против наполеоновского нашествия стала национальной борьбой. «Война 1812 года, – писал декабрист И.Д. Якушкин, – пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании». Победоносное окончание Отечественной войны вызвало в русском обществе необычайный подъем. Все ожидали, что будет решен крестьянский вопрос, будут, наконец, доведены до конца реформы, начатые Александром I в начале его царствования. Ждали, что царь введет конституционное правление. Но никаких изменений не последовало. Наоборот, в стране начала усиливаться реакция, коснувшаяся всех сторон общественной жизни, были ликвидированы почти все либеральные уступки, сделанные когда-то Александром I. Все это рождало глухое недовольство. Волновались крестьяне, то тут, то там вспыхивали бунты. Недовольны были и представители высших слоев русского общества, мечтавшие изменить существующий государственный строй. В среде революционно настроенной дворянской интеллигенции, главным образом среди офицерства, стали возникать тайные общества. Так, сформировалось первое в России поколение русских революционеров-декабристов. Заграничные походы 1813-1814 годов дали будущим декабристам обильный материал о жизни государств, где уже давно не было рабства и существовал конституционный строй. Вернувшись на родину, они стали пристальнее вглядываться в окружающую жизнь и стремились понять причины угнетенного положения своего народа, его бесправия и жесткую ограниченность своих собственных политических прав. Убедившись в бесплодности легального протеста, передовые люди того времени стали создавать тайные революционные общества. В 1816 году возник «Союз спасения» (по уставу назвался – «Обществом истинных и верных сынов отечества»), который в 1818 году был реорганизован в «Союз благоденствия», просуществовавший до 1821 года. Наиболее активные члены этого общества основали «Южное общество» (1822) и «Северное общество» (1823), деятельность которых привела к восстанию 14 декабря 1825 года в Петербурге и восстанию Черниговского полка на юге. Вот эти два события – Отечественная война 1812 года и движение декабристов – оказали самое существенное влияние на развитие культурной жизни России в первой четверти XIX века. В это время бурно развиваются многие виды искусства, в частности архитектура и скульптура. Во многих городах страны, и прежде всего в Петербурге и Москве, строились помпезные общественные здания, дворцы, триумфальные арки, памятники воинской славы и т. п., в которых отчетливо проступало влияние позднего классицизма, получившего название «русский ампир». В числе подобных сооружений можно назвать Казанский собор (архитектор А.Н. Воронихин) и здание Адмиралтейства (архитектор А.Д. Захаров) в Петербурге, дворцовые комплексы в предместьях северной столицы, памятник Минину и Пожарскому (скульптор К.П. Мартос) в Москве и др. Существенный подъем происходит в области живописи и музыки. В эти годы создают свои удивительные по яркости и выразительности живописные портреты В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, О.А. Кипренский, А.Г. Веницианов. Существенные изменения произошли в области музыкального искусства. Наметился повышенный интерес к народному творчеству. Был переиздан сборник «Собрание народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач» (1806 и 1815). Большой популярностью стали пользоваться произведения, написанные в жанре «народных песен» и положенные на музыку. Наиболее известными среди них были: «Выйду ль я на реченьку» (Ю.А. Нелединского-Мелецкого), «Стонет сизый голубочек» (И.И. Дмитриева), «Среди долины ров-ныя...» (А.Ф. Мерзлякова), «Ах ты, ночь ли, ноченька!» и «Соловей мой, соловей» (А.А. Дельвига) и др. И наконец, все большую роль в культурной жизни этого периода начинает занимать театр. Кроме императорских столичных театров появилось достаточно большое количество провинциальных, в том числе и крепостных театров, в которых помимо трагедий и комедий зарубежных и отечественных авторов XVIII века ставились пьесы отечественных драматургов: А.С. Грибоедова, А.А. Шаховского, П.А. Катенина, Н.И. Хмельницкого и др. Активизация культурной жизни в начале XIX столетия оказала большое влияние и на характер развития литературы. Литературное движение этого периода являло собой картину необычайно сложную и достаточно противоречивую. В это время еще выступали представители классицизма, прочные позиции удерживали сентименталисты, печатали свои произведения писатели и поэты просветительского реализма и предромантизма. Начало 1810-х годов ознаменовалось бурным развитием романтизма, а в конце рассматриваемого периода появились первые реалистические произведения («Евгений Онегин» и «Борис Годунов» А. С. Пушкина). При этом нельзя не отметить, что творчество целого ряда писателей и поэтов далеко не всегда укладывалось в рамки определенного направления, представляя собой иногда причудливую смесь различных методов. В самом начале века важное место в литературном процессе занимали произведения классицистов. Но классицизм, хотя и внес в свое время в нашу литературу много ценного как в области поэтики (четкость, гармонию, многообразие жанров), так и содержания (гражданский пафос, разрыв со средневековой схоластикой, преклонение перед величием человеческого разума), тем не менее постепенно изживал себя. Антиисторизм классицизма, рационалистический характер художественного мышления, риторика, дидактизм, отрицание индивидуального начала в искусстве – все это тормозило развитие литературы. И хотя в это время продолжали свою литературную деятельность патриархи русского классицизма Г. Р. Державин и М.М. Херасков, большинство приверженцев этого направления были всего лишь эпигонами, не создавшими ничего сколько-нибудь значительного и писавшими в духе херасковской «Россиады» всякого рода «Петриады», «Александриады» и т. п. Более прочные позиции в начале века были у представителей сентиментализма. Их произведения пользовались достаточно широкой популярностью. Писатели и поэты-сентименталисты стремились отобразить интимную жизнь человеческой души и сердца, провозглашали право художника на выражение своей индивидуальности и стремились преодолеть просветительский рационализм с его культом разума, противопоставив ему чувство как основной критерий ценности личности человека. Культ чувства способствовал более глубокому раскрытию внутреннего мира человека и его индивидуальности. Кроме того, сентименталисты по-новому подходили к изображению природы, пейзаж становился у них созвучным личному переживанию. Все это влекло за собой выработку новой лексики, живого, чувственно окрашенного образного слова. Именно сентименталисты ввели в русскую литературу дотоле неведомые ей жанры: сентиментальную повесть и сентиментальное путешествие, получившие широкое распространение. Авторы «чувствительных» сентиментальных повестей обратились к раскрытию психологических переживаний человека, к сложным и противоречивым состояниям его души, а также к изображению повседневной жизни обыкновенных людей, что, несомненно, оказало влияние на развитие романтической и реалистической прозы. Сентиментальное путешествие было призвано познакомить читателя с частной и обыденной жизнью разных стран и народов. На первый план в нем, как, впрочем, и в «чувствительной» повести, выдвигалась личность автора, который через свое «чувствительное сердце» помогал читателю проникнуть в сущность описываемых событий, обычаев, нравов, понять характеры встреченных людей и т. п. Главой русского сентиментализма был Н.М. Карамзин. Но в начале века он уже отошел от активной писательской деятельности, целиком посвятив себя работе над «Историей государства Российского». К сожалению, среди его единомышленников и последователей не оказалось достойных преемников. Писатели и поэты сентиментального направления, выступавшие в начале века, ничего принципиально нового по сравнению с Карамзиным не создали и выступали лишь как его подражатели. Особенно часто они использовали сюжет «Бедной Лизы». Во многих журналах и альманахах того времени в изобилии печатались такие повести, как «История бедной Марины» Н.П. Брусилова, «Обольщенная Генриэтта» Свечникова и т. п. Вслед за «Письмами русского путешественника» появились «Путешествие в полуденную Россию» В.В. Измайлова, «Путешествие в Малороссию» И.И. Шаликова и т. п. Но необходимо отметить, что сентименталисты, и в первую очередь поэты (И.И. Дмитриев, Ю.А. Нелединский-Мелецкий и др.), создали немало интересных и талантливых произведений, пользовавшихся вниманием читающей публики. В недрах европейского классицизма и сентиментализма в конце XVIII века сложилось новое литературное направление – предромантизм, в котором достаточно четко проступали отдельные черты эстетики романтизма. Но это было особое направление, со своей программой, в основе которой лежали культ Дионисия и Оссиана, новое осмысление античного искусства и стремление опереться на устное народное творчество. Кроме того, особенностью произведений представителей предромантизма было также то, что в них отчетливо звучали элементы назидательности и дидактизма. В России как самостоятельное направление предромантизм не был оформлен. Однако его эстетическая программа нашла свое отражение в творчестве членов «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801–1805), таких, как И.П. Пнин, А.Х. Востоков, К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич, А.Ф. Мерзляков и др. Примечательным явлением в литературе начала XIX века был просветительский реализм, с наибольшей полнотой и последовательностью отразивший идеи и взгляды просветителей. Вера в решающую роль разума и образования, материалистическое объяснение поведения человека условиями среды и воспитания, представление о положительном герое как выразителе свойств «естественного человека» оказали самое существенное влияние на проблематику произведений писателей просветительского реализма и на их художественную структуру. Просветительский реализм многое унаследовал от классицизма, в частности его рационализм и дидактизм. Вместе с тем представители этого направления чаще обращались не к абстрактным схемам, а к реальной жизни, смело включая в свои произведения быт, нарушали жанровую замкнутость и стилистическую иерархию классицизма, больше внимания уделяли разработке прозаических жанров (роман, повесть, очерк, рассказ). Вот только раскрытию внутреннего мира человека они уделяли мало внимания. Наиболее яркими представителями просветительского реализма в начале века были И.А. Крылов, В.Т. Нарежный, А.Е. Измайлов и др. Но самым ярким явлением в литературе этого периода, вне всякого сомнения, был романтизм, возникновение которого в нашей литературе было связано с началом общественного подъема, наступившего в России после окончания Отечественной войны 1812 года. О том, что такое романтизм, каковы его важнейшие эстетические принципы, единого мнения не существует. С самого возникновения романтизма и до сегодняшнего дня вокруг него ведутся горячие споры. В ходе полемики ученые и писатели стремились отыскать исчерпывающую формулу романтизма. Но сделать это очень трудно, поскольку романтизм – это явление достаточно сложное и сугубо историческое. И даже сами романтики в разное время по-разному истолковывали его сущность. И тем не менее основные особенности романтизма можно определить следующим образом. Романтизм – это литературное направление и художественный метод, возникновение которого связано, как правило, с эпохой кризиса, когда происходила смена социальных отношений и перемена общественного сознания. По определению М. Горького, «романтизм – это сложное и всегда более и менее неясное отражение всех оттенков, чувствований и настроений, охватывающих общество в переходные эпохи. Но его основная черта – ожидание чего-то нового, тревога перед новым, торопливое нервозное стремление познать это новое». Возникновение романтизма в Европе было связано с событиями Великой французской революции 1789 года. В России становление романтизма, как уже отмечалось, происходило на фоне мощного общественного подъема, охватившего русское общество после окончания Отечественной войны 1812 года. Главная идея романтизма – это прославление самодовлеющей личности, ощущающей свою самостоятельность, неисчерпаемость и самоценность, с ее стремлением к независимости, нежеланием подчиниться уродливым законам окружающего мира. Некоторые особенности романтизма можно сформулировать следующим образом. Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое «бегство» от существующей жизни и поиски идеала вне ее. По словам Г.Н. Поспелова, все романтики «искали свой романтический идеал за пределами окружающей их реальной действительности, все они так или иначе противопоставляли «презираемому здесь» – «неопределенное, таинственное там». Жуковский, например, искал идеал в глубинах человеческого духа («В душе моей цветет мой рай»), Батюшков – в наслаждениях, радостях и веселье, декабристы – в героическом прошлом и т. п. Из последовательного отрицания «мира сего» возникает один из важнейших принципов романтизма – противопоставление мечты и действительности. Сталкиваясь с окружающим его враждебным миром и стремясь к достижению своего идеала, герои романтических произведений, как правило, его не достигают и терпят поражение. Необходимо также отметить, что романтизм явился своеобразной реакцией на нормативную эстетику классицизма. В отличие от классицистов романтики утверждали, что действительность лучше можно постичь чувством, а не разумом, что поэт, художник глубже может познать мир чувством, нежели ученый разумом. Отсюда в произведениях романтика возникает культ художника (поэта, музыканта, живописца и т. п.). Неприятие действительности и отрицание всесилия разума оказало существенное влияние на поэтику романтизма и в особенности на характер романтического героя, который всегда находится во враждебных отношениях с окружающим его миром, противопоставлен прозе жизни и толпе. Романтический герой – это, как правило, человек вне-бытовой, внесоциальный, трагически одинокий и беспокойный. В нем воплощено бунтующее начало, вызов действительности. Но при всей своей экспрессивности он внутренне статичен, его характер не развивается. И наконец, романтический герой всегда субъективен, в нем обычно отражен характер автора. В своих произведениях романтики всегда тяготеют ко всему необычному и экзотическому. Все дальнее – во времени и пространстве – является для них синонимом поэтического. Для романтиков существенным и подлинным был не столько сам исторический факт, сколько его поэтическое истолкование, не историческая действительность, а историческое и поэтическое предание. В истории они искали не быль, а мечту, «в своих художественных произведениях они не столько изображали исторический факт, сколько конструировали его в соответствии со своими общественными и эстетическими идеалами» (Е.А. Маймин). Романтический герой, рвущийся из плена «вещественности» на вольные просторы жизни, в произведениях романтиков обычно соотносится с природой. Противопоставление природы «неволе душных городов» является типичным для романтического искусства приемом. Но если одним романтикам нравится больше тишина и покой природы, то другим, напротив, импонируют ее беспокойные, разрушительные силы, выступающие в их творчестве символом свободы. Для многих романтиков характерным было обращение к фольклору. Но в устном народном творчестве их привлекала в первую очередь экзотическая сторона. Что же касается отражения характера народа, своеобразия его духовного мира, то на это они мало обращали внимания. Эстетические принципы романтизма самым существенным образом отличались от правил классицистического искусства. Романтики отвергали четкое деление героев на положительных и отрицательных, резкое размежевание добра и зла, подчинение жанровым и стилистическим регламентациям, правилу соблюдения трех единств и т. п. Романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. Главным для них были не поэтические законы, а свободная поэтическая индивидуальность. Все эти черты были свойственны всем романтикам, не только русским, но и европейским и американским. Но русский романтизм имел и свои особенности. Он не отгораживался от просветительской философии, что проявлялось в использовании чрезвычайно близких русским романтикам идей руссоизма. К тому же они широко использовали в своих произведениях поэтику как классицизма, так и сентиментализма. В отличие от западноевропейской литературы в произведениях русских романтиков было заметно ослаблено личностное начало. Даже у Лермонтова индивидуализм носит специфический характер и уходит своими корнями в русскую почву. Для русского романтизма характерна постановка проблем общечеловеческих и социальных. Как уже отмечалось, романтизм – явление сложное. В нем всегда существовали различные течения, часто очень непохожие друг на друга. Думается, что предложенное в свое время М. Горьким деление романтизма на два течения – революционное и реакционное, или активное и пассивное – является упрощенным. Современные исследователи по-разному подходят к классификации течений в русском романтизме. Появление нового реалистического метода было обусловлено всем ходом литературного развития в России. Перед ним стояла задача не просто отображать действительность, но и проникать в сущность изображаемых явлений путем раскрытия их общественной обусловленности и выявления исторического смысла и, самое главное, – создавать типические обстоятельства и характеры в формах самой жизни, то есть через воплощение всего чувственно-конкретного богатства и неповторимой индивидуальности человеческого характера. Вот главнейшие принципы реалистического метода, сформулированные С.М. Петровым: 1) всестороннее изображение человека (принцип универсальности); 2) социальный и психологический детерминизм, то есть «изображение жизни и личности человека в обусловленности и причинной зависимости как от его собственного внутреннего мира, его субъекта, так и от окружающей его объективной действительности»; 3) историзм – «изображение жизни человека и общества в процессе их развития, в движении, в соответствии с духом времени, как порождение определенной исторической эпохи в судьбах наций, во всемирной истории»; 4) объективное изображение человека и окружающего его мира, когда происходит отделение личности автора от характера героя; 5) народность, в основе которой лежит отображение специфических особенностей духа, характера народа, изображение его национально-типических черт. В процессе формирования русский реализм прошел несколько периодов развития, и в нем также существовало несколько течений. В частности, У.Р. Фохт выделяет в реализме три течения: психологическое, социологическое и экспрессивное (или романтическое). Причем в каждом течении исследователь прослеживает несколько этапов развития. Возникновение реализма связано с появлением психологического течения. В его становлении можно наблюдать несколько фаз. Первая падает на середину 1820-х и на 1830-е годы. Ее особенности наиболее полно отразились в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Это проявилось в пристальном интересе к личности человека, в попытке выяснить причину «преждевременной старости души». Писателей в этот период интересует не столько общественное поведение человека, сколько его внутренний мир. Недаром в «Герое нашего времени» у Лермонтова мы читаем, что «история души человеческой едва ли не интереснее жизни целого народа». Вторая фаза психологического течения связана с именами Тургенева, Гончарова, Островского, стремившихся к более глубокому раскрытию внутренней жизни человека и изображению ее через семейные, имущественные и другие отношения. Третья фаза связана с именами Толстого и Достоевского, которые сделали попытку заглянуть в самые сокровенные тайники человеческого характера и через внутренний мир человека постигнуть жизненные явления. Психологический реализм тяготел к повествовательным жанрам, к повести и роману. В основе произведения лежала, как правило, любовная интрига. Система характеров строилась по психологическому, а не по социальному признаку. В психологическом реализме происходило постепенное усложнение характера. У Пушкина, например, характеры героев развиваются мало. Кроме того, основное внимание он сосредоточивает на поступках героев и не всегда раскрывает всю сложность их внутренней жизни. У Лермонтова дается более глубокий анализ внутренних переживаний героев (удачной формой выражения становится дневник Печорина). У Тургенева появляется интерес к нюансам и оттенкам духовных переживаний. У Толстого показан сам процесс внутреннего развития характера, «диалектика души». И наконец, Достоевский изображает подсознательную жизнь героев. Психологическая разновидность реализма отнюдь не ограничивалась только изображением внутренней жизни человека. Она отображала и общественные отношения, но освещала их через внутренний мир героя. Психологический реализм – это термин, и из него не следует делать далеко идущие выводы. Ведь, например, роман «Война и мир» отражает не только внутреннюю жизнь людей, но и показывает взаимоотношения крестьян и помещиков, дворянства и самодержавия и т. п. Важно учитывать, какое место занимает тот или иной мотив в произведении. Речь идет о плоскости изображения, о том, что прежде всего находится в центре внимания писателя. Необходимо также отметить, что представители психологического течения реализма отражали общественную жизнь в свете этического, а не политического идеала. Социологическое течение возникло в 1840-е годы и было связано с появлением «натуральной школы». Его представителей интересовали преимущественно не сама личность героя, а его общественное положение. Наиболее яркими представителями этого течения были Некрасов, Салтыков-Щедрин, Г. Успенский. Теоретическую основу этого течения реализма разработали революционеры-демократы: Чернышевский в статье «Не начало ли перемены?» и Добролюбов в статьях «Повести и рассказы С.Т. Славутинского» и «Черты для характеристики русского простонародья». Характерными чертами социологического течения являлось то, что его представители главное внимание уделяли изображению социальных типов, общественного положения героев, использовали социальный принцип типизации, а не психологический, не скрывали своего отношения к героям и были порой тенденциозны. При этом нужно отметить, что социологическая линия в русском реализме вовсе не бедна психологическими характеристиками. Там тоже можно найти чрезвычайно глубокие психологические характеры (например, в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина). Социологическое течение тяготело к жанрам очерка, хронике, публицистическому роману, народной поэме. Во всех этих произведениях любовная интрига не играла важной роли (роман «Что делать?» – исключение). Социологическое течение тоже прошло несколько фаз развития. Первая – период «натуральной школы» (Даль, Панаев и др.). Вторая была связана с творчеством Некрасова, Салтыкова-Щедрина и писателей-шестидесятников (Помяловский, Решетников, Левитов и др.). Третья – это деятельность писателей-народников (Засодимский, Златовратский, Наумов, Каронин, Петропавловский и др.). Некоторые писатели в процессе своего творческого развития меняли свои позиции. Так, Толстой, представитель психологического течения, после перехода на позиции патриархального крестьянства больше тяготел к социологическому течению (роман «Воскресение»), и в связи с этим у него изменились и принципы изображения героев. Было и по-другому: некоторые писатели начинали свой творческий путь как социологические реалисты, а затем становились на позиции психологического течения (например, Салтыков-Щедрин и Некрасов). Третья разновидность реализма – экспрессивное (или романтическое) течение возникло в конце XIX века и было связано с начавшимся в стране общественным подъемом, который привел к первой русской революции. Своеобразие его заключалось в том, что оно, сохранив все приметы реализма, было окрашено романтическими тонами. Представителями этого течения были М. Горький, Короленко и в меньшей степени Чехов. Романтическую окрашенность произведений этих писателей во многом обусловила активизация общественно-политической жизни России в конце XIX и начале XX века. В жанровом отношении писатели романтического течения тяготели к малым жанрам (рассказы, небольшие повести). Сложность литературного движения начала XIX века не могла не вызвать активной полемики между отдельными литературными направлениями и группировками. В ходе ее затрагивались самые разные вопросы, и прежде всего споры велись вокруг проблемы нормализации литературного, в частности поэтического, языка. Наиболее ярко она проявилась в борьбе сторонников А.С. Шишкова, объединившихся в общество «Беседа любителей русского слова», и последователями Н.М. Карамзина, основавшими общество «Арзамас». В состав «Беседы» входили приверженцы классицизма: Г.Р. Державин, А.С. Шишков, А.А. Шаховской, П.А. Ширинский-Шихматов, Д.И. Хвостов и др. Членами «Арзамаса» были преимущественно сторонники романтизма: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, А.С. Пушкин и др. Обычно «Беседу любителей русского слова» рассматривают как оплот консервативных литераторов, противившихся новым веяниям в формировании русского литературного языка, связанным с деятельностью Карамзина и его сторонников. Конечно, это имело место. Но главная причина возникновения «Беседы» и направление ее деятельности были вызваны тем обстоятельством, что в 1800-е годы в определенных кругах русского образованного общества наметилось пренебрежительное отношение ко всему отечественному. Представители аристократических кругов для воспитания и образования своих детей стали приглашать иностранных учителей, это приводило к тому, что многие из дворян не могли толком ни писать, ни изъясняться на родном языке. Появилось целое поколение людей, по выражению Н.А. Бестужева, утерявшее «национальный образ». В основу деятельности членов «Беседы» были положены принципы утверждения в литературе гражданского начала, создания произведений, пробуждавших у читателей чувство национальной гордости. При этом они (и прежде всего сам Шишков) требовали оградить русский литературный язык от неумеренного воздействия извне и развивать его на основе национальных источников (церковнославянская книжность, древнерусская письменность и фольклор). В свою очередь, Карамзин и его сторонники ратовали за то, чтобы русский литературный язык развивался за счет освобождения его от архаических слов и конструкций, сближения с разговорной речью, а также за включение в него получивших широкое распространение иностранных слов. Но было одно очень важное обстоятельство, сближавшее Шишкова и Карамзина, – того и другого не удовлетворяло современное состояние литературного языка, оба они понимали, что современный им русский язык в силу целого ряда причин перестал служить полноценному отображению в литературе всего многообразия психолого-идеологических реалий и что возникла угроза вытеснения в образованном обществе, а следовательно, в литературе национального языка иностранным, результатом чего стал бы еще более глубокий разрыв между языком народа и языком образованных сословий, грозивший разрушением духовной жизни России. Таким образом, Шишков и Карамзин преследовали одну цель, но каждый из них предлагал свой путь решения этой проблемы. Проблема русского литературного языка волновала не только «шишковистов» и «карамзинистов». Так, члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», объединившего в своих рядах сторонников предромантизма и последователей А.Н. Радищева, доказывали, что литературный язык должен развиваться на основе национальных традиций. Однако сделать что-либо существенное в этой области им не удалось. Создателем русского литературного языка суждено было стать Пушкину. Характерной особенностью общественной и культурной жизни России начала века стало появление различных обществ и объединений: научных и литературных обществ, масонских лож, разного рода кружков, объединений и т.п. Помимо уже упоминавшихся литературных обществ «Беседа любителей русского слова», «Арзамас», «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» существовали также «Вольное общество любителей российской словесности» при Московском университете (1811–1825), «Общество любителей российской словесности» при Московском университете (1811–1830) и др. Важную роль в культурной жизни того времени занимали литературные салоны, в которых собирались известные литераторы, художники, музыканты, ученые. Наибольшей известностью пользовались салоны президента Академии художеств А.Н. Оленина, Е.Н. Карамзиной, А.П. Елагиной, З.А. Волконской. Вопросы и задания 1. Дайте оценку основных особенностей общественно-политической и культурной жизни России первой четверти XIX века. 2. Охарактеризуйте важнейшие аспекты литературного движения этого периода. 3. Определите главные черты романтизма и его течений. 4. Раскройте сущность реализма как художественного метода, укажите, как происходило развитие разных течений в нем. 5. Осветите важнейшие вопросы литературной полемики, которая велась в начале XIX века, дайте оценку деятельности литературных обществ, существовавших в то время. Литература История русской литературы: В 4 т. Л., 1981. Т. 2. История русского романтизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790 – 1825). Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. М., 1972. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1967. Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике... М., 1987. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. М., 1982. Орлов В.И. Русские просветители 1790 – 1800-х годов. 2-е изд. М., 1953. Сахаров В. И. Под сенью дружных муз: О русских писателях-романтиках. М., 1984. Фризман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. М., 1987.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |