КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вступление 4 страница
Особой заслугой Державина следует признать художественное исследование им диалектики бытия макро- и микрокосма. Отсюда излюбленный поэтический прием поэта – противопоставление. Ему порой удается выявить диалектическую связь противоречий в их единстве. В оде «Бог» (1780–1784) он создает потрясающе грандиозную антитезу: Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я бог! Обновлению поэзии способствовал «забавный русский слог» Державина. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, – что было строго запрещено теорией «трех стилей», – Державин добивался большой выразительности. Он освобождал отечественную поэзию от сковывающих пут этой теории, которая уже изжила себя, и открывал дорогу развитию реалистического языка. Поэт противопоставлял «бесполезным» вельможам одаренный русский народ (чему не помешала достаточная консервативность политических взглядов). Большой интерес Державина к народу направлял его к настойчивым поискам национального характера и национальных форм в литературе. Отсюда закономерно было обращение к фольклору, к героям из народа. В стихотворении «Заздравный орел» первый тост поэт посвящает русским солдатам («О! Исполать, ребяты! Вам, русские солдаты! Что вы неустрашимы, никем непобедимы...») и лишь после этого называет «бессмертных героев» – Румянцева и Суворова. Державин любуется русскими девушками, пляшущими «в лугу весной бычка», «как, склонясь главами, ходят, башмачками в лад стучат, тихо руки, взор поводят и плечами говорят». Расширяя объект поэзии (от пивной кружки до космических явлений), воспроизводя мир многоцветный (в некоторых стихах поэта мы сталкиваемся с настоящим пиршеством красок, например, в стихотворении «Павлин») и мир многозвучный (поэт слышал и грохот пушек, и журчание струй жемчужных, и шелест сухих листьев), Державин прокладывал новые пути ее развития. Место поэта в отечественной литературе точно определил Белинский: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед». Первым, кто вникнул в существо социальных противоречий, угадал дух самой истории, прежде всего народных движений, отказался от привычных рационалистических схем и перешел к созданию концепции революционно развивающейся действительности, был А.Н. Радищев (1749–1802). Он мобилизовал все достижения отечественной литературы для грандиозной и истинно новаторской задачи – борьбы против самодержавия и крепостного права. Впервые оценку самодержавия Александр Николаевич Радищев дал в 1773 году в примечании к переводу «Размышлений о греческой истории или о причинах благоденствия и несчастий греков» Мабли: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Резко отрицательно оценивает писатель царскую власть в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» (1782). Радищев высказал свое твердое убеждение в том, что никогда царь добровольно не уступит «что-либо из своея власти, седяй на престоле». Каким же путем освободиться от самодержавия? На этот вопрос дается ответ в оде «Вольность» (1783–1786) – оде, воспевающей народную революцию, произведении новаторском и по содержанию, и по форме. В ней Радищев завершает трансформацию жанра, начатую еще Ломоносовым в последних его одах и продолженную Державиным. Радищев, используя свойственные оде ораторскую интонацию, публицистичность, повышенную экспрессивность, превратил ее в поэтический призыв к революции. Уже сам «приступ» (зачин) в ней был необычен: поэт обращался не к царям или полководцам, не к вельможам или очередным царским фаворитам, а к «дару бесценному» – вольности: О! Дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный, Позволь, чтоб раб тебя воспел. Ода в краткой редакции была включена в книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Агитационное воздействие ее в составе «Путешествия...» выигрывало в силе оттого, что она была поставлена между главами «Медное» и «Городня», в которых особо ярко изображены картины крепостного рабства, бесправия народа. Широкий охват жизни русского общества последних десятилетий XVIII века в «Путешествии из Петербурга в Москву» не имел себе равного ни у кого из писателей, предшественников и современников Радищева. Но не только глубокое и всестороннее изображение российской действительности в «Путешествии...» (его с полным основанием можно назвать «энциклопедией русской жизни») выделяет эту книгу из современной Радищеву литературы. Отличают ее и впервые осуществленные в ней анализ и оценка важнейших государственных институтов со стороны политической, экономической, юридической и моральной. Социальный анализ действительности становится в «Путешествии...» одним из основных структурообразующих компонентов. Выводы из этого анализа лежат в основе приговора самодержавию, крепостному праву и всему тому, что приносит общественный вред, унижает человеческую личность. Однако книга не превратилась в бесстрастный научный трактат. В ней воедино слились мысль и экспрессия автора. Поэтому она была воспринята как «сатирическое воззвание к возмущению» (Пушкин). Главный враг Радищева и русского народа в «Путешествии...» – «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй!» – это самодержавно-крепостнический строй. Разоблачению преступной антинародной сущности самодержавия и крепостного права посвящено большинство глав «Путешествия...». Этой задаче подчинена композиция всего произведения; этой же цели служит разительная антитеза образов крестьян и помещиков. Уже с первых глав путешественник (и читатель) сталкивается с примерами служебной недобросовестности, чиновничьего произвола и бессердечия. Радищеву было ясно, что это зло – явление производное и его не искоренить само по себе. Нужно было ликвидировать сам корень зла. И автор показывает читателю один из отвратительных ликов объявленного в эпиграфе «чудища» – российское самодержавие (сон путешественника). Радищев набрасывает «типический» портрет просвещенного монарха, как он представлялся многим русским просветителям. Но за внешними атрибутами «славы, могущества, мудрости» открывается устрашающая картина: «Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине». Еще более отвратительными оказываются приближенные монарха: «Вся внутренность их казалась черною и сгораемою тусклым огнем ненасытности. Они метали на меня и друг на друга искаженные взоры, в коих господствовали хищность, зависть, коварство и ненависть». Вместо того чтобы быть «милосердным», монарх «прослыл обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом». Вывод из этой главы очевиден: единовластие, в какую бы форму оно ни было обличено (даже в виде так называемой «просвещенной монархии»), не может себя оправдать: оно уже по своей сущности антинародно. Окончательный приговор самодержавию Радищев произносит в главе «Тверь», органично вписав в нее и весь контекст «Путешествия...» оду «Вольность». Путешественник понимает, что одно «сочувствие» крепостным невольникам будет «бесплодным». Радищев вместе с ним приходит к выводу, революционный смысл которого не вызывает сомнения, – свободы «ожидать должно» «от самой тяжести порабощения». В главе «Го-родня» показана несостоятельность расчета русских просветителей на улучшение доли крепостных у «гуманного», «доброго» помещика. В главе «Едрово» отвергается мысль о том, что «крестьянин в законе мертв» пребудет постоянно. «Нет, нет, он жив будет, если того восхочет!» – убежденно восклицает Радищев. Итак, главная тема «Путешествия из Петербурга в Москву» – разоблачение самодержавно-крепостнического гнета в России. Главная проблема – поиск тех средств, какими будет ликвидирован этот гнет (т. е. проблема народной революции). А главным героем в «Путешествии...» избран русский народ, крепостной крестьянин в первую очередь. Радищев глубже всех писателей XVIII века постиг качества русского национального характера, искал и находил ответы на многие социальные вопросы в народном творчестве, в народной мудрости. Свободное объединение Радищевым различных лексических пластов в пределах одного произведения (просторечие, славянизмы, сентиментальная фразеология) – свидетельство отхода писателя от стилистических канонов классицизма. Однако в ряде художественных принципов Радищев еще не вышел за пределы своего времени. По его собственному признанию, у него вместо точных портретов только «силуеты». Характеры (если не считать образа путешественника, трактовка которого в научной литературе различна) не получают развития, их художественная жизнь исчерпывается одним эпизодом. Все же в создании портретов ряда персонажей Радищеву удается достичь выразительной конкретизации. Так, в главе «Новгород» дана колоритная зарисовка купеческой семьи, где описание внешних примет органично сливается с внутренней сущностью характеров: «Карп Дементьич – седая борода, в восемь вершков от нижней губы. Нос кляпом, глаза ввалились, брови, как смоль, кланяется об руку, бороду гладит, всех величает: благодетель мой...» и т. д. В области поэзии Радищев тоже выступил как новатор, испытывая новые размеры, используя безрифменный стих в «народном» духе. Его перу принадлежат глубоко лирическое стихотворение «Журавли», несколько поэм (посвященная эпизоду из отечественной истории поэма «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песня историческая», обличающая тиранию; шутливая поэма «Бова»). Перед собой как писателем и поэтом Радищев поставил сложное, необходимое задание: Дорогу проложить, где не бывало следу, Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах... И это задание он выполнил. Итогом изучения Радищевым характера русской нации стали его следующие пророческие слова: О, народ, народ преславный! Твои поздние потомки Превзойдут тебя во славе Своим мужеством изящным, Мужеством богоподобным, Удивленье всей вселенной, Все преграды, все оплоты Сокрушат рукою сильной, Победят... природу даже, И пред их могучим взором, Пред лицом их озаренным Славою побед огромных Ниц падут цари и царства. Если Радищев возглавил сентиментально-реалистическую линию в развитии русской литературы, то Н.М. Карамзин (1766–1826) оказался во главе сентиментально-романтической. Сентиментализм возник на Западе в то время, когда «знаменем предреволюционной буржуазии было освобождение личности от оков феодально-крепостнического государства. Раскрепощение личности и составляет основной пафос просветительской философии и выросшего на ее основе раннего буржуазного реализма и сентиментализма. При ближайшем рассмотрении человек оказывается идеализированным портретом буржуа, но исторически прогрессивная роль лозунга несомненна» (Л.И. Кулакова). Эти исторические предпосылки диктуют появление определенных принципов в эстетике сентиментализма. Если для классицистов главной задачей искусства было прославление государства, то в центре внимания сентименталистов находится человек, притом не человек вообще, а данный, конкретный, приватный человек. Ценность его обусловлена не принадлежностью к высшим классам, а личными достоинствами. Положительными героями большинства сентименталистских произведений являются поэтому представители средних и низших классов, чем обусловливался успех таких произведений у читателей из демократической среды. Культуре разума у классицистов сентиментальные писатели противопоставляют культ чувства. Внутренний мир человека, его психология, оттенки всевозможных настроений – доминирующая тема большинства произведений; новое содержание влечет за собой соответственно и появление новых форм: ведущими становятся жанры семейного психологического романа, дневника, исповеди, путевых записок, то есть прозаические жанры. Слог становится «чувствительным», напевным, подчеркнуто эмоциональным. Образцы сентиментальных произведений на Западе – романы С. Ричардсона («Кларисса Гарлоу», «Памела, или Вознагражденная добродетель»), «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Новая Элоиза» Ж. Руссо, «Страдания юного Вертера» И. Гете и т д. – нашли своего читателя в России. Возникновение русского сентиментализма объясняется в значительной степени тем, что в общественной жизни начинают играть немаловажную роль люди «третьего чина». Их настроения находят выражение в произведениях Ф.А. Эмина («Письма Эрнеста и Доравры»), В. Лукина («Мот, любовью исправленный»), М. Веревкина («Так и должно», «Торжество дружбы»), а изображение «изгибов сердца» – в стихотворениях М.М. Хераскова, М.Н. Муравьева, написанных «во знак чувствительной души». Зарождающийся сентиментализм был поддержан также жанром «слезной» драмы и комической оперы, во многом ориентирующихся на вкусы демократического зрителя. О широком распространении сентиментального «стиля» и сентиментального «мировоззрения» свидетельствуют также те значительные изменения, которые совершаются в мемуарной литературе последних десятилетий XVIII века. В них все заметнее начинает выступать на первый план личность автора. Плодотворная литературная деятельность Карамзина началась сразу после возвращения его из заграничного путешествия изданием «Московского журнала» в 1791–1792 годах. Опубликованные в нем «Письма русского путешественника» были литературной обработкой дневниковых записей, которые вел писатель во время своих странствий (а не подлинными письмами к друзьям, посылаемыми из-за границы). Николай Михайлович Карамзин избирает жанр дружеских посланий. Это была та свободная форма, которая позволяла говорить обо всем, что встречалось на пути писателя, и давала возможность в полной мере раскрыть личность автора. В центре его огромного мира, который раскрывается на страницах писем, сам автор – молодой, образованный, чувствительный человек, добропорядочный член русского дворянского общества, которое он достойно представляет за границей. Большое место в произведении занимают внутренний мир героя, его чувства и переживания. Писатель, завершая книгу, называет ее «зеркалом души» своей. «Оно через 20 лет, – пишет он, – будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал: а что человеку... занимательнее самого себя?» Несмотря на заявления о всеобщем довольстве и благополучии, он не может умолчать о резких социальных контрастах, которые существуют на Западе. Во Франции на каждом шагу обнаруживается «оскорбительное смешение богатства с нищетой», «роскоши и самой отвратительной нечистоты». В Берлине благоухающая фешенебельная типовая улица сменяется вонючими окраинами. Даже в Англии, где бедность скрывается, так как в глазах самодовольных буржуа она – преступление, нет-нет да и обнаружатся ее следы: «Надобно знать, что все лондонские дома строятся с подземельною частию, в которой бывает обыкновенная кухня, погреб и еще какие-нибудь очень несветлые горницы для слуг, служанок, бедных людей. В Париже нищета взбирается под облака, на чердак; а здесь опускается под землю, можно сказать, что в Париже носят бедных на головах, а здесь топчут ногами». С нескрываемой иронией описывает русский путешественник выборы в английский парламент. За счет двух кандидатов (Фокса и Гуда) «накануне избрания угощались безденежно в двух тавернах те Вестминстерские жители, которые имеют голос». А во время процедуры выборов «мальчик лет тринадцать влез на галерею и кричал над головою кандидатов: „Здравствуй, Фокс! Провались сквозь землю, Гуд!”, а через минуту: „Здравствуй, Гуд! Провались сквозь землю, Фокс!” Никто не унимал шалуна». Культурная жизнь в Европе – тема, особенно близкая Карамзину, позволяющая ему с достаточной определенностью выразить свои эстетические идеалы. Молодой писатель требует, чтобы в художественных произведениях изображался человек, «каков он есть, отвергая все излишние украшения». «Искусству писать», которым в совершенстве владели авторы французских трагедий, писатель-сентименталист противопоставляет искусство «трогать ваше сердце или потрясать душу». Изучая достопримечательности Европы, знакомясь с множеством людей, анализируя события и незнакомые для себя явления, путешественник всюду остается русским человеком. Образ родины сопутствует автору писем на протяжении всего его странствия, и пишет он о ней с глубоким патриотическим чувством. А в одном из последних писем из Лондона Карамзин дал восторженную оценку русскому языку: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве, своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит и – вдруг, если надобно, смягчается, -журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» «Письма русского путешественника» явились той лабораторией, где совершенствовалось писательское мастерство Карамзина. Наибольших успехов писатель достиг в жанре повести. Даже если сюжет их был связан с событиями из отечественной истории, Карамзин воспроизводил судьбы своих современников. Чаще центральными становились женские образы, причем социальная принадлежность и героинь, и героев была достаточно широкой: «пейзанка» Лиза, боярышня Наталья, светская дама Юлия, посадница Марфа; заурядный дворянин Эраст, боярин Любославский, светский «лев» князь К... Все это прежде всего люди, любящие, страдающие, совершающие благородные поступки или оказывающиеся нравственными отступниками. Особую популярность получила повесть «Бедная Лиза», составившая вместе с «Натальей, боярской дочерью» своеобразную дилогию о поисках личного счастья. Между героями общего оказывается значительно меньше. Ординарный современник Карамзина – дворянин Эраст – значительно проигрывает при сравнении с сыном опального боярина конца XVII столетия Алексеем, который и опасный для родины час ведет себя как истинный патриот. В отличие от Алексея, совершившего подвиги на войне (вместе с Натальей, переодетой отроком), Эраст «вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Результатом героического поведения на войне Алексея явилось осуществление всех его и Натальи желаний: обеление чести его рода, прощение отцом Натальи ее бегства и замужества. Результаты же «сражений» Эраста за карточным столом были плачевны: «Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове...» Но если сопоставление Эраста с Алексеем Любославским в моральном (а отчасти и социальном) плане оказалось в пользу героя «Натальи, боярской дочери», то в плане чисто художественного воплощения образ Эраста значительно глубже и интереснее. Здесь Карамзин сделал попытку воспроизвести характер по «естественным законам». Большим успехом у читателей – современников Карамзина его повесть «Бедная Лиза» была обязана прежде всего своей гуманистической направленности («и крестьянки любить умеют») и необычной для этого жанра трагической развязке. На последнее обстоятельство первым обратил внимание еще В.В. Сиповский: «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гете в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни». В повести «Наталья, боярская дочь» Карамзин напоминает читателю те времена, «когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали...». А показ государственной гуманности и справедливости в недавнем прошлом России, где и царь, и его приближенный прежде всего заботились о «благе общественном», мог восприниматься укором правлению Екатерины II и окружавшим ее фаворитам. Следующий этап в развитии творчества Карамзина связан с созданием предромантических повестей. Это было отражением душевного кризиса, который был вызван известием о переходе якобинцев для защиты революционных завоеваний во Франции к методу террора. О своем состоянии Карамзин поведал в августовском письме 1793 года своему другу И.И. Дмитриеву: «Ужасные происшествия Европы волнуют всю душу мою... Мысль о разрушаемых городах и погибели людей везде теснит мое сердце». Несколько позже он снова выскажет свое разочарование в «веке просвещения» (в альманахе «Аглая», 1795): «Век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя – среди убийств и разрушения не узнаю тебя!» И хотя все еще сохранена вера в «доброе мнение» о человечестве, в то, что «просвещение всегда благотворно», в союзники к разуму уже призывается «провидение». В «Острове Борнгольме» и «Сиерре-Морене» предромантическое восприятие действительности оказалось определяющим. Обе повести Н.М. Карамзина являются как бы художественной иллюстрацией к взглядам автора на человеческие страсти («Страсти в своих границах благодетельны, вне границ – пагубны»), «Остров Бернгольм» в исследовательской литературе вполне закономерно сопоставляется с такими явлениями в европейских литературах, как «романы ужасов» (так называемая готическая литература). Сюжетную основу этой повести составляет мотив инцеста. Характерно, что трагические результаты неразумной любовной страсти между людьми, связанными друг с другом родством, соотносятся с общественными потрясениями – результатом тоже неразумных страстей, но уже политического характера. На вопросы: «Царствует ли любовь на земном шаре? Курится ли фимиам на алтарях добродетели? Благоденствуют ли народы в странах, тобою виденных?» – автор отвечал: «Свет наук распространяется более и более, но еще струится на земле кровь человеческая – льются слезы несчастных – хвалят имя добродетели и спорят о существе ее». Карамзиным были написаны еще повесть из светской жизни «Юлия» и в начале XIX века историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803). Историзм этой повести так же условен, как и «Натальи, боярской дочери». Но если там история была только фоном, на котором развертывался любовный сюжет, то здесь она стала средством решения общественно-политических вопросов современности. «Марфа Посадница» была написана в то время, когда в прогрессивных общественных кругах появилась надежда, что российское самодержавие будет ограничено принятием конституции. «Монарх или республика?» – вот основной вопрос, который волнует героев повести. Он был решен автором в конечном итоге в пользу монархии, и это органически вытекало из его социально-политических взглядов. Однако в «Марфе Посаднице» сочувственно изображены и представители республиканской партии; слышится в ней и «искренняя печаль» автора о падении независимости и вольности Новгорода. Поэзия Карамзина развивалась также в сентиментально-романтическом направлении. Он во многом подготовлял романтическое видение мира и жанровые новообразования. Элегический тон многих его стихотворений, поэтизация страдания предвосхищают пафос поэзии Жуковского. Многие поэты-романтики согласились бы подписаться под его признанием в письме к И.И. Дмитриеву: «Поэт имеет две жизни, два мира; если ему скучно и неприятно в существенном, он уходит в страну воображения и живет там по своему вкусу и сердцу». Нужно уйти в мир вымыслов и фантазии, ведь в этом и состоит задача искусства («К бедному поэту», 1796): Кто может вымышлять приятно, Стихами, прозой – в добрый час! Лишь только б было вероятно. Что есть поэт: искусный лжец: Ему и слава и венец. Карамзин одним из первых в русской литературе обратился к жанру баллады. Наибольший интерес представляет карамзинская «Раиса» (с подзаголовком «Древняя баллада»), опубликованная в «Московском журнале» в 1791 году. Трагическая ситуация в «Раисе» во многом совпадает с сюжетом «Бедной Лизы». Однако если в повести Карамзина лишь встречаются «романтические вкрапления» (описание Симонова монастыря; гром, буря, дождь «из черных облаков», последовавшие за потерей «Лизиной невинности»), то балладу отличает общая романтическая тональность: «бурному» чувству героини, которую коварно покинул «жестокий» Кронид, полностью соответствует и «бурный» пейзаж: Во тьме ночной явилась буря; Сверкал на небе грозный луч; Гремели громы в черных тучах, И сильный дождь в лесу шумел. Развитие русской литературы XVIII века (в отличие от древнерусской письменности) протекало в русле определенных литературных направлений. В течение XVIII столетия наиболее полно выявили себя классицизм и сентиментализм. Эти направления-антиподы не только противостояли друг другу, как бы поделив между собой разные сторо- ны людской деятельности, «разум» и «чувство» человека. Они в конечном итоге дали возможность полнее раскрыться основному объекту художественного исследования – человеческой натуре, человеческому характеру. Конечно, в высоких жанрах классицизма характер подвергался героизации-идеализации и абстрагированию. Героем трагедии и оды был человек, героически отказавшийся от самого себя во имя идеала государства. Но эта идеализация не дает оснований считать, что трагедия или ода были оторваны от действительности, интересов их современников. В трагедиях велся строгий разговор о том, какими должны быть монарх и его приближенные, каковы должны быть взаимные обязанности правителя и подданных. Нередко в одах тоже, хотя и в комплиментарной форме, цари получали поучение, велась прямая защита просвещения, намечалась обширная программа общественного благоустройства и развития (прежде всего в одах Ломоносова). К тому же в трагедиях мог встретиться достаточно удачный психологический анализ человеческих чувств (особенно чувства любви), борьбы страстей с разумным началом, чувством долга. Создавался образ государственного деятеля или человека активной общественной позиции, смирявшего свои страсти. Он, конечно, заслуживал подражания. Но вот к его эмоциональной сфере писатели-классицисты особого внимания не проявляли, ограничиваясь обычно лишь констатацией психологического состояния. В лучших же произведениях сентиментальной литературы их авторы сумели раскрыть психологию человека как динамический процесс и вместе с Карамзиным с полной убежденностью воскликнуть: «Человек велик духом своим! Божество обитает в его сердце!» Следовательно, человеческая личность независимо от ее сословной принадлежности, раскрытие ее духовного мира и переживаний имеют все права стать основным структурообразующим компонентом художественного произведения. В последней трети XVIII века наряду с зарождением романтического направления резко усилился рост реалистических тенденций. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на него среды, внешних обстоятельств. В определенную идейно-эстетическую систему эти тенденции не сложились. Это произойдет позже, в 30-е годы XIX века. К тому же логика развития искусства требовала от литературы: прежде чем реализм станет господствующим направлением, необходимо решить одну из первоочередных задач – добиться глубокого анализа психологии характера, раскрыть полнее душу человека. Поэтому уровня идейно-эстетической системы первым достиг романтизм. Но формирование и романтизма, и реализма началось в XVIII веке. И не случайно тип художника-реалиста, о котором можно сказать: «Он «деятель» – человек, вместе с другими людьми делающий жизнь, строящий не один свой замкнутый в себе мир, но мир общечеловеческий», – К. Федин ведет от Радищева. Творчество ряда писателей конца века (Фонвизина, Радищева, [Державина, Карамзина) органически влилось в развитие живого литературного процесса начала следующего столетия. С Фонвизиным связано становление в русской драматургии жанра общественной комедии: от «Недоросля» прямая дорога к «Горю от ума» Грибоедова и «Ревизору» Гоголя. Фонвизин не потребовал уничтожить сам институт крепостного права, но художественная глубина изображения этого социального зла придала «Недорослю» антикрепостническое звучание. В образах фонвизинского Стародума, радищевского Путешественника и грибоедовского Чацкого, как утверждает Г.П. Макогоненко, раньше всего «был запечатлен... русский путь вне эгоистического самоутверждения личности». Отметим также, что в круг литературы начала XIX века уже непосредственно войдут сочинения Державина. Их первая часть вышла из печати в 1808 году, и вскоре творчество поэта предстало перед читателем с недоступной ранее полнотой. Особое воздействие на дальнейшее развитие литературы и общественной мысли окажут не прекращавшие свое «потаенное» распространение «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» и прибавившееся к ним Собрание сочинений А.Н. Радищева, изданное его сыновьями в 1806–1811 годах. Для молодых «поэтов-радищевцев» (Панина, Борна, Попугаева и др.), как писал Д.С. Бабин, Радищев «был своеобразным университетом, учил бороться за революционно-демократические идеалы». Велика была роль наследия писателя-революционера в формировании взглядов декабристов. В XVIII веке намечаются некоторые пути решения таких существенных проблем развития литературы, как вопросы народности и историзма. В последних десятилетиях XVIII века в связи с окончанием монополии античной литературы как единственного образца для подражания и признанием за искусством «гиперборейцев» (северных народов) большой ценности наблюдается повышение интереса к фольклору (у Н. Львова, А. Радищева, Г. Державина, Н. Карамзина и др.). Отношение к нему, правда, остается еще противоречивым. Но характерно, что в народной песне Державин увидел «не только живое изображение дикой природы, точное означение времени, трогательные
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |