КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вступление 2 страница
Если же властитель непросвещен и не добродетелен, то он оказывается «презрительной тварью» («Вельможа ли иль вождь, победоносец, царь Без добродетели презрительная тварь»). Правитель, неспособный утвердить надлежащий порядок в государстве, признается «нестройным царем», «идолом гнусным» и «врагом народа». А царя-деспота, «изверга» на троне необходимо быстрее свергнуть с престола. Как это могло произойти, Сумароков показал в трагедии «Дмитрий Самозванец». Неразрывная связь русского классицизма с просветительством привела не только к требованию со стороны наших писателей развивать образование, установить твердые законы, обязательные для всех, но и к признанию естественного равенства людей, внесословной ценности человека. Уже во второй сатире Кантемир объявил, что кровь хозяина и холопа «однолична» (т.е. одинакова). Сумароков в сатире «О благородстве» заявил, что «от баб рожденным и от дам без исключения всем праотец Адам». Неравенство людей – одно предубежденье, И там уж нет любви, где гордо рассужденье, – убежден Николаев в трагедии «Пальмира», а в его драме «Розна и Любим» «мужик» по нравственным качествам приравнивается к «владетелю». Конечно, признание естественного равенства людей всех сословий в моральном плане еще далеко от признания их социального равенства, но и такая постановка вопроса была необходимым этапом в развитии русской общественной мысли. Из других характерных черт русского классицизма следует отметить его связь с предшествующей национальной традицией и устным народном творчеством (в реформе стихосложения, песенной лирике, например), не наблюдаемую в той степени во французском классицизме, а также использование чаще всего материала отечественной истории вместо обращения к античности в европейском классицизме. Эстетический идеал писателей-классицистов нашел свое наиболее яркое воплощение в образе нового человека – гражданина и патриота, убежденного в том, что «для пользы общества коль радостно трудиться» (Ломоносов). Этот герой должен проникнуть в тайны мироздания, стать активной, творческой личностью, повести решительную борьбу с общественными пороками, со всеми проявлениями тирании и «злонравия» на троне и в помещичьей усадьбе. Для осуществления этой программы ему необходимо обуздать свои страсти, подчинить свои чувства долгу («должности»). В формировании русского классицизма приняли участие прежде всего Антиох Дмитриевич Кантемир, Василий Кириллович Тредиаковский, Михаил Васильевич Ломоносов и Александр Петрович Сумароков. А.Д. Кантемир (1708–1744) первым ввел в русскую литературу жанр стихотворной сатиры, выработанный поэтикой классицизма на основе античных образцов. Вместе с тем он придал своим сатирам неповторимый национальный колорит, опираясь на устное народное творчество и отечественную сатирическую (антиклерикальную прежде всего) традицию. Большой успех сатир Кантемира предопределило то, что основным источником их содержания была современная ему действительность, увиденная и оцененная сторонником петровских реформ. Из девяти написанных Кантемиром сатир наибольший интерес представляют две первые – «На хулящих учение» и «На зависть и гордость дворян злонравных». Кантемир обрушивается на представителей церковной и светской реакции, пытавшихся после смерти Петра I вернуть Россию к дореформенным порядкам. В многоголосом хоре «хулителей» науки объединились Критон «с четками в руках», «безмозглый церковник», епископ, «в карьере раздувшися»; судья, бранящий тех, «кто просит с пустыми руками»; грубый помещик Силван, румяный гуляка Лука и «новоманированный» щеголь Медор. Из портретных зарисовок носителей невежества, врагов просвещения складывается значительная и опасная социально очерченная сила, которая стремилась ликвидировать петровские завоевания. Это устрашающий союз «единомышленников», облеченных и церковной, и административной властью: Гордость, леность, богатство – мудрость одолело, Невежество знание уж местом посело; То (невежество. – В.Ф.) – под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит... Все кричат: «Никакой плод не видим с науки, Ученых хоть голова полна – пусты руки». Вторая сатира посвящена защите петровской «Табели о рангах», идее физического равенства людей и внесословной ценности человека. В отличие от первой сатиры, в основе которой – способ «портретной галереи», вторая строится в форме диалога, точнее спора между носителями двух враждебных друг другу идеологий. Дворянин Евгений (в переводе на русский – благороднорожденный) гордится заслугами своих предков. Ему обидно, что теперь, «на высокую ступень вспрыгнувши», блистает тот, кто «не все еще стер с грубых рук мозоли», «кто недавно продавал в рядах мешок соли», «кто с подовым горшком истер плечи». А он, «славны предки имев», оказался «забытым», на последнем месте. Однако с точки зрения Филарета (в переводе – любителя добродетели), высказывавшего в этой сатире взгляды автора, притязания Евгения ничем не обоснованы. Для Филарета (и для Кантемира) «разнится – потомком быть предков благородных или благородным быть». Гневом и болью наполнены слова Филарета, обращенные к бездушному, жестокому помещику: Бьешь холопа до крови, что махнул рукою Вместо правой – левою (зверям лишь прилична Жадность крови; плоть в слуге твоей однолична). Это заступничество Кантемира за крепостного холопа Белинский с полным основанием посчитал «торжественным и неопровержимым доказательством, что наша литература, даже в самом начале ее, была провозвестницею для общества всех благородных чувств, всех высоких понятий», что в ней были выражены «святые истины о человеческом достоинстве». Завершается эта сатира развернутым утверждением физического (естественного) равенства людей: Адам дворян не родил, но одно с двух чадо Его сад копал, другой пас блеющее стадо: Ной в ковчеге с собой спас все себя равных Простых земледетелей, нравами лишь славных; От них мы все сплошь пошли, один поранее Оставя дудку, соху, другой – попозднее. Большой заслугой Кантемира было изображение тяжелого положения крестьянина (первое в новой литературе). Пахарь (в пятой сатире), мечтающий о солдатской службе, сетует на свое крестьянское житье, «слезы отирая»: все, что он произвел, «приказчице, стряпнице, княгине понеси в поклон, а сам жирей на мякине». Но, став солдатом, убедился, что он оказался в еще худшем положении. Получился заколдованный круг, из которого нет выхода. Почти одновременно с появлением первых сатир Кантемира в 1730 году был опубликован перевод-переделка романа французского писателя [Поля Тальмана «Езда в остров Любви». Это было первое печатное произведение художественной литературы на русском языке. Его переводчик В. К. Тредиаковский (1703–1768), вернувшись из-за границы, быстро войдет в общественно-политическую жизнь России и проявит себя как новатор и экспериментатор в области художественного творчества и в области филологической науки. Еще находясь во Франции, Тредиаковский почти одновременно написал два стихотворения: «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». В первом из них поэт в несколько «космополитическом» духе, с некоторым «аристократическим» высокомерием воспевает Париж: «Красное место! Драгой берег Сенский! Где быть не смеет манер деревенский». Второе – одно из самых проникновенных, глубоко патриотических стихотворений не только молодого Тредиаковского, но и во всей молодой русской поэзии: Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Ибо все днесь мне ее доброты Мыслить умом есть много охоты, Россия-мати! свет мой безмерный! Позволь то, чадо прошу твой верный... О благородстве твоем высоком Кто бы не ведал в свете широком?.. К числу ранних произведений поэта относится и его «Элегия о смерти Петра Великого», где описывается безмерное горе россиян. Для становления новой русской литературы непосредственное значение имел не столько сам галантно-любовный аллегорический роман «Езда в остров Любви» (хотя он был очень популярен у дворянской молодежи), сколько предисловие его переводчика. В нем Тредиаковский впервые высказал одно из важнейших требований классицизма – стремиться к единству содержания и формы. Поэтому книга «мирская», «сладкия любви» не должна быть переведена «словенским языком», «но почти самым простым русским словом, то есть каковым меж собой говорим». Плодотворной оказалась и другая высказанная здесь мысль о необходимости вообще опираться на разговорную речь в разработке литературного языка. К переводу «Езды в остров Любви» были приложены собственные «Стихи на разные случаи» Тредиаковского, чтобы им «в вечном безызвестии» не пропасть. Это стихи любовные, патриотические. Их объединяет личность автора с его описанием различных любовных переживаний, откликами на события общественной жизни, на природные явления, с его раздумьями о непостоянстве (переменах) мира. Тредиаковский первым осознал, что для утверждения на русской почве новых жанров в поэзии необходимо реформирование силлабической стихотворной системы, ставшей уже архаичной. Начало этой реформе положено им в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих званий» (1735). Свой новый, тонический, а по существу силлабо-тонический, принцип, заключавшийся в соблюдении равномерного чередования ударных и безударных слогов, Тредиаковский распространил только на длинные стихи – одиннадцати- и тринадцатисложники. Он потребовал в подавляющем большинстве случаев пользоваться женской рифмой, а из всех пяти стихотворных размеров отдал предпочтение хореической стопе, рекомендуя не избегать пиррихиев и спондеев. Вот пример реформированных («тонизированных») стихов из «Элегии, II»: Долговатое лицо и румяно было, Белизною же своей всех превосходило. Будь на белость зришь лица – то лилеи зрятся; На румяность будешь зрить – розы той красятся... Несмотря на незавершенность, половинчатость реформы Тредиаковского, его вклад в развитие русской версификации трудно переоценить: он впервые ввел понятие стопы («стих начавшего стопой прежде всех в России», как сказано в надписи 1766 года к его портрету). В 1766 году Тредиаковский закончил самое крупное свое художественное произведение «Тилемахиду», стихотворное переложение романа французского писателя Фенелона «Похождения Телемака», высоко ценившегося у передовых русских писателей XVIII века. Екатерина II и ее окружение старались всячески скомпрометировать и «Тилемахиду» – и ее автора, обвиняя его в художественной несостоятельности. Однако императрицу не удовлетворяла не форма произведения, а его содержание, обосновывавшее необходимость либерального государственного правления – «середины между излишествами деспотического (самопреобладающего) и бесчислениями анархическими (не имеющего начальствующего)». Создание и публикация «Тилемахиды» – свидетельство гражданского мужества писателя: он хорошо представлял себе, что обличение «злых царей», которые «не любят всех вещающих Истину смело», чревато опасными последствиями. Впечатляющую галерею портретов преступных царей создает Тредиаковский в 18-й книге «Тилемахиды». Поверженные в Тартар за злодеяния властители в зерцале Истины «смотрели себя непрестанно; и находились гнуснейши и стращилищны паче, нежель Химерата... Нежели Идра Лернейска... И напоследок, нежели тот преужасный пес Кервер (Цербер. – В.Ф.) Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и лаей, Из челюстей, что своих кровь блюет ядовиту и смольну, Коя могла б заразить живущих всех земнородных... На совести царей – тягчайшие преступления. Они «кровию многш|| своих подчиненных» приобретали себе «властолюбие», «любочестие», славу. Им были свойственны «леность», «нега», «нерадивства», «подозрения», а «пышность» и «великолепие чрезмерное» достигались ими «на людей разорении крайнем». В этой части «Тилемахида» должна занять заметное место в тираноборческой литературе XVIII века. В.К. Тредиаковский был первым в новой литературе писателем-«разночинцем», твердо убежденным, что «разум и добродетель есть жребий всего человеческого рода, а не человеков токмо породных». Уместно здесь напомнить слова Радищева: «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, а в «Тилемахиде» найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы». Замечательных успехов русская поэзия классицизма достигла в творчестве М.В. Ломоносова (1711–1765). Просветительские взгляды Ломоносова ярко отразились в его поэтическом творчестве. Даже в торжественных («похвальных») одах (ставших почти жанром официальной поэзии) он прославляет героев «от земледельца до царя» и уже в одном из ранних своих произведений слагает гимн в честь простого русского солдата, стоящего на страже рубежей своего государства. Поэтические произведения Ломоносова наполнены упоминаниями о «ратях», «земледельцах», пастухах, охотниках, воинах, мореплавателях, купцах, ученых (как правило, выходцах в то время из демократических слоев). Убежденный сторонник высокой идейности и гражданственности в искусстве, Ломоносов наиболее четко выразил эти взгляды в программном цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном» (между 1757–1761 гг.). В нем Ломоносов как бы подводил итог своему поэтическому творчеству, давал завещание русской поэзии на будущее. Он остро полемизировал с авторами получившей уже широкое распространение камерной, интимной лирики – обращаясь к Анакреону, античному певцу вина и бездумного веселья, но подразумевая Сумарокова и в особенности его эпигонов. Ломоносов объявляет себя прежде всего сторонником героической тематики в поэзии: Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен. Требования, предъявляемые Ломоносовым к отечественной поэзии, были осуществлены им самим в его собственной поэтической практике, и в первую очередь в одах. Ломоносов вошел в литературу в начале 40-х годов, в то время, когда после мрачного периода бироновщины появилась надежда на возрождение и продолжение «дела Петрова». Это вселяло оптимизм, настраивало русскую поэзию на мажорный лад. На смену «плодам осенним» (сатирам Кантемира) пришли «плоды весенние» – оды Ломоносова. К этому следует добавить также, что из всех поэтических жанров, культивировавшихся в тогдашней литературе, жанр оды наиболее подходил Ломоносову «для решения стоявших перед ним задач. Научные рассуждения писались по-латыни, с ними знакомились только немногие. Публицистический стиль в русской печати лишь начинал делать первые шаги. Рукописная поэзия, – писал А.В. Западов, – занималась любовными переживаниями, общественных тем она не затрагивала. Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно». К тому же ода в то время оказалась наиболее оперативным средством общения поэта со своими читателями: литературных журналов еще не было, а оды Ломоносова издавались большими по тому времени тиражами (от 300 до 2000 экз.). Полные злободневного содержания, ставившие на разрешение вопросы общественно-государственной значимости, оды Ломоносова адресовались не только коронованным особам, но должны были «сердца народа привлещи» (привлечь). Центральной темой в одах Ломоносова была тема родины. Он не устает славить величие России, обширность и необозримость ее просторов, неисчерпаемое обилие ее природных богатств. В оде 1748 года создан грандиозный образ России: Она, коснувшись облаков, Конца не зрит своей державы, Гремящей насыщенна славы, Покоится среди лугов. В полях, исполненных плодами, Где Волга, Днепр, Нева и Дон Своими чистыми струями Шумя стадам наводят сон, Сидит и ноги простирает На степь, где Хину отделяет Пространная стена от нас; Веселый взор свой обращает И вкруг довольства исчисляет, Возлегши локтем на Кавказ. Обилие природных богатств – залог грядущего благополучия русского народа, и Ломоносов не раз, начиная со своих ранних од, создает заманчивые картины довольства российских граждан. Однако в этих картинах было нарисовано «должное», а не «сущее», желательное, а не действительное положение вещей. Истинное же состояние русского народа Ломоносову хорошо было известно (что подтверждается его письмом «О сохранении и размножении российского народа»). Чтобы родина стала действительно процветающей, а ее народ жил в довольстве и благополучии, прежде всего необходим упорный, напряженный труд всех слоев населения. И тема труда становится одной из центральных в одах Ломоносова. Труд для Ломоносова – источник всевозможного изобилия, материального благосостояния страны. Наградой трудолюбивому, закаленному «жарами» и «морозами» многочисленному народу будут «нивы изобильны», «полки велики, сильны» – надежная защита отечественных рубежей. Чтобы быстрее развивалась промышленность, земные недра открыли свои богатства, а «ратай» смог собрать «сторичный плод» (урожай), на помощь должны прийти наука, просвещение. Нужно позаботиться о создании отечественных кадров ученых. В одах Ломоносова звучит призыв к молодому поколению посвятить себя служению науке (ода 1750 г.): Пройдите землю, и пучину, И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет; Трудами веки удивите. «Науки» для Ломоносова не традиционная принадлежность так называемого «просвещенного абсолютизма», а комплекс знаний, необходимый для практического применения: Наука легких метеоров, Премены неба предвещай И бурный шум воздушных споров Чрез верны знаки предъявляй, Чтоб земледелец выбрал время, Когда земли поверить семя И дать когда покой браздам, И чтобы, не боясь погоды, С богатством дальны шли народы... Ломоносов был искренне убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым. В письме к сестре Марье Васильевне он писал о своем племяннике (которого определил в академическую гимназию): «Я не сомневаюсь, что он чрез учение счастлив будет». А в оде 1747 года, в стихах, ставших давно хрестоматийными, Ломоносов воспевает пользу наук для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах: Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде: Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своего труда, чтобы расцветали науки и ширилось просвещение, России необходим мир. Требование прекратить опустошительные войны, установить прочный мир («возлюбленную тишину») звучит во многих одах Ломоносова. Ломоносов, конечно, понимал, что без войн, к сожалению, нельзя защитить свое отечество от «хищников», «чужих держав», укрепить международный авторитет Русского государства; необходимо также «как стену Русску грудь поставить в защиту дружеских держав». И война оборонительная (которая «обширных областей есть щит», «героев в мир рождает славных», «унылых к бодрости» будит) не осуждается Ломоносовым. Больше того, начиная с первой своей победной оды «На взятие Хотина» Ломоносов с пафосом истинного патриота славит успехи русского оружия. Недаром П.А. Вяземский сказал, что лирика Ломоносова была «отголоском полтавских пушек». Однако Ломоносов никогда не забывал, что даже вынужденные войны ложатся тяжким бременем на плечи простого народа, принося и побежденным «плачевный стон», и победителям горе и слезы: Воззри на плач осиротевших, Воззри на слезы престаревших, Воззри на кровь рабов твоих. Его мечта – «извергнуть брань с концов земных». И эту высокую, в высшем смысле гуманистическую миссию Ломоносов поручает русскому народу, русским воинам (надпись 1748 г.); Российска тишина пределы превосходит И льет избыток свой в окрестные страны. Воюет воинство твое против войны; Оружие твое Европе мир приводит! Установление «возлюбленной тишины» – это мир между народами, прекращение внутренних раздоров, пресечение наступления реакции, «процветание» России. Все это непосредственно зависело, с точки зрения Ломоносова, от характера государственного правления, и прежде всего от личности монарха. В одах Ломоносова создается образ идеального правителя, пекущегося о распространении образования и успехах наук, об улучшении экономического положения страны, о просвещении своих подданных. Примером, достойным всяческого подражания для российских венценосцев, Ломоносов, естественно, избрал Петра I. В сознании передовых современников Ломоносова Петр I остался как царь-реформатор, обновитель России, а «дело Петрово» стало знаменем в борьбе за дальнейшее развитие страны. Самого же Ломоносова, кроме того, привлекали демократизм и энергичность Петра – этого «многотрудившегося российского Геркулеса». Ломоносов не упускал ни одного повода для возвеличения Петра в своих одах, объявив его «богом России» («Он бог, он бог твой был, Россия»), настойчиво внушая российским самодержцам необходимость продолжить и завершить начатые Петром преобразования. Конечно, Ломоносов идеализировал Петра: он ни разу не сказал о том, какими тяготами пали петровские реформы на плечи народа. Но надо полагать, что отношение его к Петру I было искренним. Со временем Ломоносов все больше убеждался в том, что наследники Петра на русском престоле совсем не спешили осуществлять его просветительскую программу. Свое истинное отношение к власть имущим Ломоносов выразил еще в «Переложении псалма 145» (1747). Никто не уповай вовеки На тщетну власть Князей земных: Их тож родили человеки, И нет спасения от них. Ломоносов уже не мог оставить жанр хвалебной оды неизменным: он включает в ее состав обличительное начало. В этом направлении Ломоносов становится предшественником Г. Державина. «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец», по словам А.С. Пушкина, Ломоносов не считал занятия поэзией своей главной целью. Но достигнутые в ней успехи столь велики, что Белинский с полным правом назвал его «Петром Великим русской литературы». Достижения русского классицизма были связаны также с творчеством А.П. Сумарокова (1717–1777). В отличие от Ломоносова, отдававшего предпочтение «высокой» поэзии, Сумароков выступал за равноправие всех жанров: «Все хвально: драма ли, эклога или ода – Слагай, к чему влечет тебя природа». Его собственное творчество было в русской литературе XVIII века самым разнообразным в жанровом отношении. Сумароков вошел в историю русской литературы как теоретик русского классицизма. Ему принадлежат наиболее полно и доступно сформулированные программные произведения утверждавшегося литературного направления – две эпистолы 1748 года «О русском языке» и «О стихотворстве». Среди своих современников Сумароков прославился как драматург-трагедиограф. Высоко оценила его сатирические произведения передовая часть литературной общественности (в первую очередь Н.И. Новиков). Но, пожалуй, наибольшее распространение среди самых широких читательских кругов (распространяясь и печатным, и рукописным путем) получила лирика писателя. Лирическая струя в творчестве Сумарокова (в том числе и в его трагедиях) была связана прежде всего с любовной темой. И если условный мир утех, предусмотренных поэтикой классицизма, воспроизводился им в традиционных жанрах идиллии и эклоги, то мир искренних душевных переживаний раскрылся в его песенном творчестве. Жанр песни сыграл немалую роль в подготовке сентиментальной поэзии. В лучших песнях Сумарокова представлена целая гамма человеческих переживаний – неразделенной, «незаконной» и торжествующей любви, тоски, разлуки, ревности. Так, безответная любовь женщины заставляет ее с горечью произнести: «Ты ко мне, как камень, Я к тебе как пламень». Достаточно тонко для своего времени передает Сумароков психологию полюбившей девушки, стыдливо старающейся скрыть свое чувство от «хищника» ее «вольности». Включение Сумароковым в структуру некоторых стихотворений событий из собственной жизни предвосхищало одно из основных художественных открытий Державина. Наибольшей популярностью из сатирических жанров у современников Сумарокова пользовались его басни (притчи, как их еще называли в то время). Им написано около 400 басен. В них он предстает подлинным новатором. Поэт сумел придать характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил против многих общественных пороков и людских недостатков. В басне «Безногий солдат» Сумароков показывает, что только трудовому люду свойственны сочувствие и сострадание к обездоленным. Басня «Терпение» направлена против жестоких и жадных помещиков, моривших голодом своих крепостных. В других баснях осмеиваются взяточничество приказных, жульничество откупщиков, мотовство и низкопоклонство дворян. Сумарокову удалось зарисовать живописные, колоритные картины из народной, деревенской жизни («Деревенские бабы»). Сумарокова по праву следует считать родоначальником русской классицистической драматургии. Им создано 9 трагедий и 12 комедий. Его трагедии высоко оценил Н.И. Новиков: «Хотя первый он из россиян начал писать трагедии по всем правилам театрального искусства, но столько успел во оных, что заслужил название северного Расина». Соблюдение правил классицизма (прежде всего отнесение событий в глубь отечественной истории) не помешало Сумарокову наполнить содержание своих трагедий злободневными вопросами, придать им политическую окраску. Так, в одной из лучших своих трагедий «Дмитрий Самозванец» (1771), где изображались события из относительно недавнего прошлого (Смутного времени), ее герой изобличался как злодей-тиран, узурпатор. Вместе с тем трагедия искушенному в аллюзиях и намеках зрителю давала повод для размышления: законно ли захватила власть Екатерина II и имеет ли она право оставаться на троне после того, как наследник престола, ее сын Павел, достиг совершеннолетия (в оппозиционных кругах обсуждался вопрос о воцарении Павла). Тираноборческая направленность трагедии заключалась в откровенном требовании свергнуть с престола царя-деспота, «Москвы, России врага и подданных мучителя». Мотив же «самозванства» в качестве вины Димитрия в конечном итоге снимается. Ведь монарха венчают прежде всего дела, а не «порода»: Когда бы ты не царствовал злонравно, Димитрий ты иль нет, сие народу равно. «Дмитрий Самозванец» положил начало русской политической трагедии. Менее строго соблюдал Сумароков классицистическую регламентацию в жанре комедии. Он так и не создал ни одной «высокой», «правильной» (пятиактной, стихотворной) комедии. Этот жанр драматург использовал в качестве памфлета против своих литературных противников (в «Тресотиниусе» осмеивался Тредиаковский), личных врагов (в «Лихоимце», «Приданом обманом» разоблачался его шурин). В лучшей своей комедии «Рогоносец по воображению» драматург создал колоритные образы невежественных поместных дворян Викулы и Хавроньи, предшественников в какой-то мере господ Простаковых и Скотининых из «Недоросля» Фонвизина. О боевом настрое своего творчества, непримиримости к общественному злу и людской несправедливости Сумароков откровенно сказал сам: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против порока я писать не перестану!» Позже многие писатели отказывали Сумарокову в таланте, но все же Белинский был прав, когда заявил: «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время». Вопросы и задания 1. Русский классицизм как стиль эпохи. 2. Раскройте своеобразие одического творчества М.В. Ломоносова. 3. Приведите примеры жанра притчи в творчестве А.П. Сумарокова. 4. Назовите филологические и поэтические труды В.К. Тредиаковского. Литература 1760 – начала 1770-х годов Начиная с 60-х годов XVIII века русское просветительство вступает в наиболее радикальный период своего развития. В связи с этим возрастает интенсивность процесса демократизации той части литературы, которая была неразрывно связана просветительскими идеями. Однако в это же время возникает такой тип общественного сознания, который был основан на разочаровании в рационализме как ведущей эстетической и нравственно-политической категории. Вместе с ним в литературе появились ранние романтические «веяния» (зарождение сентиментализма, возникновение предромантизма). Процесс дальнейшего сближения литературы с жизнью в произведениях классицизма в первую очередь проявился в «низких» жанрах. В них воспроизводился «не рационалистический ясный и закономерный мир классицизма, а живой, грубовато-правдоподобный быт, гротеск, на-: поминающий присказки и прибаутки» (Н.Л. Степанов). Закономерным было появление жанра «ирои-комической» поэмы. Жанр «смешных героических поэм» (так назвал его Сумароков) был предусмотрен поэтикой классицизма, комический эффект достигался нарочитым несоответствием содержания и формы (о «низкой» материи требовалось говорить «высоким» стилем или наоборот). В своей «ирои-комической» поэме «Елисей, или Раздраженный Вакх» В.И. Майков использовал обе эти рекомендации, однако чаще всего повествовал о «низких» делах «низкими» словами, а на смену условному классицистическому комизму выдвинул комизм ситуаций и положений. Эту сторону поэмы сочувственно отметил Пушкин в письме к Бестужеву в 1823 году: «Елисей истинно смешон. Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам»:
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |