КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В XVI столетии
Основные закономерности литературного процесса на Руси XVI век – переломный этап в истории Русского государства и русской литературы, время, полное драматических событий, о чем в полной мере свидетельствуют судьбы писателей той эпохи: Иосиф Волоцкий был временно отлучен от Церкви, Максим Грек дважды представал перед церковным судом, Вассиан Патрикеев был насильственно пострижен в монахи. XVI столетие – век торжества идеи централизации русских земель вокруг Москвы, образования многонационального по своему характеру государства. В это время власть великого московского князя распространяется на покоренные Тверь и Новгород, Псков и Рязань, Ростов и Ярославль. У Литвы отвоевываются исконно русские города: Вязьма, Гомель, Смоленск, Чернигов. Совершаются успешные военные походы на враждебные Казанское и Астраханское ханства, идет завоевание Сибирского царства. По своим размерам Московское государство начинает превосходить Священную Римскую империю, Францию, Англию, Испанию – могущественные европейские державы того времени. Возникает и крепнет уверенность в том, что Московское государство превращается в центр всего православного мира. В связи с завоеванием Османской империей Византии и порабощением южнославянских стран, а также в связи с ростом национального самосознания русского народа складывается концепция «Москва – третий Рим», афористически сформулированная в послании старца Шилофея на звездочетцев, немецких астрологов: «Двл убо РИМА пддошд, А третий стоит, д четвертому не кыти» (два Рима – это павшие Римская и Византийская империи, преемницей которых мыслится Московское государство). XVI век – время великого противостояния сил и внутри страны, обострения противоречий между царем и боярской оппозицией, боярством и формирующимся дворянством, светской и духовной властью. Отсутствует единство и в недрах Русской Церкви, утрачивающей свой былой нравственный авторитет в обществе. Русское духовенство распалось на два враждующих лагеря: «стяжателей» и «нестяжателей». Первые, которых по имени духовного вождя еще называли «иосяфлянами», отстаивали право монастырей владеть землей и «живыми душами», считали непреложным принципом монастырского общежития, выступали за физическую расправу над еретиками и активно использовали все языковые средства в борьбе с «нестяжателями» или «заволжскими старцами», во главе которых стоял Нил Сорский. «Нестяжатели» пытались реформировать институт Церкви, нравственно возродить его. Вместо традиционной формы монастырского общежительства они предлагали скитничество, что позволило бы отказаться от землевладения и стяжания земных богатств; единственно возможный способ борьбы с еретиками они видели в убеждении; как писатели стремились к сохранению книжного стиля речи от экспансии разговорного. На XVI век приходится небывалый расцвет публицистики, что объяснялось остротой социально-политической борьбы эпохи. Ее реформаторский дух в условиях, когда Русская земля «замешалася» и «старые обычаи поисшаталися», сказался в стремлении сделать решение государственных проблем предметом дискуссии, народного обсуждения. Русская литература первой половины XVI столетия еще была пронизана ренессансной верой в разум, силу слова, убеждения. Она находилась is поиске новых форм и средств воздействия на общественное сознание. Обновление жанровой системы литературы во многом шло за счет размывания границ между художественной и деловой прозой. Русские публицисты XVI века широко использовали жанры монастырского устава и духовной грамоты, дипломатического послания и церковного постановления. Их документальная форма легализовала появление публицистического вымысла, политических легенд. В недрах русской публицистики стали складываться авторские стили, что ослабляло диктат единого для писателей жанрового канона, сдерживающий развитие литературы. Из русских писателей-публицистов XVI века только царь Иван Грозный поднялся до такого уровня авторской самооценки и создавал произведения, не считаясь с литературными канонами. С именем Ивана Грозного связаны новации в области языка русской публицистики, что было не по силам иностранцу Максиму Греку, тем более что в европейских странах, где он начинал свою профессиональную деятельность, существовал больший, чем на Руси, разрыв между литературным и разговорным языками. Иван Грозный как публицист – своеобразная, единственная в своем роде личность, ни на кого не похожая. Трудности в изучении его творчества связаны с тем, что большая часть сочинений царя дошла в поздних списках; кроме того, трудно разграничить, что писал сам Иван Грозный, что только правил и подписывал, а что приписывалось перу самодержца; речи царя, зафиксированные в официальных документах, обычно передавали только содержание и не сохраняли стиля выступлений. Эти обстоятельства до сих пор рождают гипотезы, согласно которым Иван Грозный не только не был писателем, но и не знал грамоты, хотя царю, имевшему штат писцов, достаточно было диктовать свои послания. Стиль сочинений Ивана Грозного, по мнению ученых, сохранил черты устного мышления, отсюда многословие, повторы, неожиданные переходы от одной темы к другой, отступления - воспоминания. Стиль посланий Ивана Грозного не прост, богат контрастами. В нем сталкиваются разные языковые стихии, прямо противоположные чувства: горячая искренность и зловещее притворство, крайняя степень самоуничижения и чувство превосходства над людьми (холопами, боярами, королями европейских стран), торжественная изысканность речи и грубая брань. Если Иосиф Волоцкий был способен менять стиль от послания к посланию в зависимости от адресата, то у Ивана Грозного эти изменения происходят в пределах одного произведения. Послание в Ки-рилло-Белозерский монастырь игумену Козьме «с братией» царь открывал в уничижительном для себя тоне: «увы Mirfe, гр'Ьшному! горе мн-fe, оклянному, OXT» ллн'Ь, скверному! Кто ешь лзъ, нл тдкокую высоту дерзлти?» – вспоминая, что когда-то он думал о пострижении в этом монастыре, пытался организовать опричнину наподобие монашеского ордена. От роли «пса смердящего», худшего из грешников Иван Грозный резко переходил к обличению монастырских порядков: «Л вы се нддъ Воротыньскимт» церковь есть ПОСТАВИЛИ – ино] НАДТ* Еоротыньскилгъ церковъ, А НАДЧ. чюдотворцолгъ (Кириллом)^ н'Ьт'ь...» Царя беспокоило, что ссыльные бояре пользуются в монастыре свободой и имеют привилегии. По его словам, и десятый холоп в келье боярина Шереметева ест лучше братии, которая обедает в трапезной. Иван Грозный опасался превращения монастырей в оплоты боярской оппозиции. Вот почему он обращался к воспоминаниям о прошлом, когда в монастыре царил строгий устав. Ему, опоздавшему к ужину в летнюю пору, когда не отличить дня от ночи, келарь отказал в еде, с достоинством заявив: «...нын'Ь ночь, взяти н'Ьгде. Госудлря воюся, А БОГА нАДОве ЕОЛЬШИ того воятися». В конце послания прорывается гнев царя, которого беспокоят «злов'ЪснАго РАДИ ПСА Едсилья Совд-КИНА», «БАСОВА для СЫНА ИОАННА Шереметевд», «дурака для и упиря ХАБАРОВА» – опальных и ссыльных бояр. Наличие бранной лексики в сочинениях Ивана Грозного – черта стилеобразующего порядка, устойчивая примета авторской манеры письма. При этом, по данным лингвистических исследований, чаще всего встречаются выражения типа: «СОБАЦКИЙ сын», «пес смердящий», «зловесный разум» и т. п. В области синтаксиса для стиля Ивана IV характерно использование иронических вопросов, обращенных к собеседнику. Издеваясь над неродовитостью «выборного» короля Польши Стефана Батория, Иван Грозный трижды повторяет в начале одного из посланий фразу: «Се рАЕ твой, Господи, ИВАН!» – чтобы потом с иронией вопросить: «Уже ли есмя тевя утешил покорением?» Ярче всего талант Ивана Грозного – публициста проявился в переписке с Андреем Курбским, потомком князей Ярославских и Смоленских, полководцем и писателем, героем покорения Казани. Андрей Курбский бежал в Литву в 1564 году после поражения под Невелем. Причиной эмиграции послужил не только страх наказания за проигранное сражение, но и несогласие с самодержавным принципом правления Ивана Грозного. Известно, что Андрей Курбский задолго до побега вел переговоры с королем Сигизмундом-Августом. Переписка между царем и «государевым преступником» – своеобразная словесная дуэль. «Кусательный» стиль, иронию, доведенную до убийственного сарказма, Иван Грозный проявляет, когда Андрей Курбский грозит записать все обиды от него и предъявить их список после смерти на Страшном суде, свидетельствуя против царя-деспота: «Лии/k же свое, пишешь, не явити НАМ до дн'Ь Стрдшного судл Божия? – Кто же уво восхощет ТАКОВАГО ефиопскдго ЛИЦА вид^ти!» Возмущаясь обилием «ядовитых словес» в посланиях Ивана Грозного, Андрей Курбский критиковал царя за «варварский» стиль, недостойный «не токмо цареви... но и простому, убогому воину». В жанровом отношении послания Ивана Грозного тоже нарушали традицию, то сближаясь с мемуарной и деловой прозой, то напоминая исторический трактат или политический памфлет. Эпистолярный жанр, наполняясь новым содержанием, под пером русского царя как бы взрывался изнутри в поиске новых форм. Иван Грозный – публицист опередил свою эпоху и подготовил почву для появления в XVII веке незаурядного таланта протопопа Аввакума, самооценка личности которого будет столь высока, что он создаст житие-автобиографию, уподобив себя святому, новому мученику за веру. Литература XVI века в связи с процессом централизации русских земель и государственной власти стремилась свести в своды произведения предшествующих столетий, чтобы подытожить пройденный ею путь, и в этом плане она носила собирательный, обобщающий характер. Новое всегда утверждает себя через опору на старое, не случайно в литературе XVI века усиливается интерес к художественному наследию Киевской Руси, причем к памятникам монументальных форм – к агиографическим сборникам и летописным сводам. На этот век падает создание большей части списков Киево-Печерского патерика, причем произведение, как правило, распространяется в самой полной его версии – Кассиановской второй редакции. На церковных соборах 40-х годов XVI века Макарию удалось канонизировать 40 новых русских святых, вдвое больше, чем за весь предшествующий период. Непременным условием канонизации было наличие жития святого, поэтому первоочередная задача литературного объединения митрополита Макария – составление новых агиографических сочинений (житий Макария Калязинского, Иосифа Волоцкого, Александра Свирского). Поскольку Великие минеи четьи – официальный агиографический свод, в него не вошли жития, например, имеющие проновгородскую ориентацию (житие Антония Римлянина), другие тексты были выправлены, отредактированы (около 15 русских житий). С именем митрополита Макария связана история составления и другого сборника – «Степенной книги», где русская история представлена в виде житий правителей, начиная от князя Владимира Святого и кончая царем Иваном. Биографический материал расположен согласно степеням родословной лестницы (отец, сын, внук и т. д.), причем членение его ведется не по великим княжениям, а по княжениям московским. Так, для всех правлений 1054 – 1113 годов отведена одна степень (третья) и главным лицом сделан князь Всеволод Ярославич, от которого идет линия владимирских князей, предшественников московских. В центре каждой степени царского родословия – биография государя, сопровождаемая сочинениями о митрополитах и святых, живших в то время. Официальный свод пытался представить русскую историю как результат совместных и единодушных действий светской и церковной власти. «Степенная книга», созданная в 60-х годах XVI века, скорее всего, – труд коллективный, детище той «ученой дружины», которую собрал вокруг себя митрополит Макарий, однако в науке существует точка зрения, что составителем сборника был его единомышленник – митрополит Афанасий. В отличие от княжеских житий в Великих минеях четьих, в «Степенной книге» жития русских правителей насыщены историческим материалом, в основном летописного происхождения. Так, в жизнеописании княгини Ольги, которое является преддверием «Степенной книги», читаются сведения о ней из летописных источников, похвального слова князю Владимиру, ранних кратких редакций жития, а также все, что связано с началом Руси и ее христианизацией; завершается произведение рассказом о перенесении мощей и похвалой святой. Составитель «Степенной книги», подчеркивая компилятивный характер своего труда, сравнивал его с работой пчелы, собирающей нектар с «многоразличных цветец». При деятельном участии митрополита Макария в 1551 году проходит церковный Собор, материалы которого оформляются в книгу, вошедшую в историю как «Стоглав». Хотя «Стоглав» не является собственно литературным произведением, однако трудно не согласиться с академиком А.С. Орловым, усматривавшим «признаки несомненной литературности» в предисловии книги, где картинно, зримо рассказывалось об открытии Собора, передавался не только смысл, но и стиль выступлений. Для многих статей «Стоглава» характерно бытописание, они изложены живым разговорным языком, особенно если касаются обличения церковных «нестроений», падения общественной нравственности и забвения национальных традиций, когда «в церкви стоят в тафьях и с посохами, бреются даже старики, одежду неверных земель носят, крестятся не по существу, лаются и срамословят». К «злым ересям» «Стоглав» относит народные обычаи и суеверия, говорящие о глубоких корнях язычества в сознании русских, он обличает скоморохов и вопленниц, веру в колдунов и знахарей. Особые статьи «Стоглава» были посвящены развитию просвещения и образования на Руси: организации во всех городах при церквах училищ, правке рукописных книг и открытии «печатных дворов». Результатом последнего нововведения, которое следует расценивать как революцию в книжном деле, явился первопечатный московский «Апостол» (1564) Ивана Федорова. Если «Стоглав» стремился подчинить строгим нормам общественную жизнь строящегося централизованного государства, то «Домострой», составление которого приписывают духовному наставнику Ивана IV попу Сильвестру, пытался регламентировать семейный быт. В этой книге государство представало как совокупность семейных очагов, каждый из которых повторял в миниатюре монархическую систему управления. «Домострой» состоял из трех частей: первая учила, «кдко веровати» и «кдко цлря чтити»; вторая давала советы, «кдко жити с женами и С детьми и С домочадцы»; третья касалась хозяйственных вопросов – «домовного строения». Стиль «Домостроя» не лишен образности, богат живыми интонациями разговорной речи, лаконичен и местами близок к пословицам и поговоркам, впитавшим многовековую народную мудрость. «Домострой» наставлял, что гостя надобно «помтити, нлпоити, накормити, доврым словом привечать и ласковым приветом», что двор следует содержать в порядке, он должен быть «крепко горожен... а ворота всегда приперты, а собаки БЫ стороживы», что в случае ссоры нельзя противника «ни по YXY> ни по видению вити, ни под сердце кулаком, ни пинком». «Домострой», по меткому определению историка А.Н. Пыпина, «не описание практических устоев жизни, а дидактическое изложение ее теории», причем основанное не только на обращении к здравому уму, но и чувствительному сердцу, связанное с формированием нравственности человека. В XVI веке эта книга не была символом консерватизма и домашнего произвола, а завершала собою тот ряд назидательных произведений Древней Руси, у истоков которого стояли «Завещание» Ярослава Мудрого детям, «Поучение» Владимира Мономаха. Монументальность прежде всего была приметой официальной литературы, стремившейся, по словам Д.С. Лихачева, «создать авторитет грандиозной системы, перед которой бессильны усилия отдельных людей». Но литературный процесс XVI века не являлся единым потоком, всю рукописную деятельность государство было не в силах проконтролировать. Углубление интереса к жизни отдельной человеческой личности независимо от ее социального положения привело к появлению в XVI веке памятника, уникального по своему содержанию и форме, – «Повести о Петре и Февронии Муромских». Несмотря на огромную популярность муромских святых, канонизированных на церковном Соборе 1547 года, и широкую рукописную традицию бытования их жития, известного в семи редакциях и вошедшего в репертуар устного народного творчества, митрополит Макарий не решился включить «Повесть о Петре и Февронии» в состав Великих миней четьих. Содержание произведения резко расходилось с традиционными нормами житийного канона. Вместо религиозных подвигов святых здесь рассказывалась история любви крестьянской девушки из Рязанской земли и муромского князя. Причем именно в этой земной любви автор «Повести...» видел высшую ценность жизни, способную преодолеть все социальные преграды и церковные условности. Гуманистический пафос роднит житие муромских святых с лучшими достижениями европейской литературы средневековья и Возрождения, и прежде всего со сказанием о Тристане и Изольде, с «Декамероном» Джованни Боккаччо. Правда, в отличие от них, русский автор далек от изображения любви как всепобеждающей страсти, его рассказ о любви целомудрен и стыдлив, лишен натуралистических подробностей. Любовь Февронии – дар небес, стремление помочь ближнему, супружеская верность, – поэтому она обладает огромной созидательной силой, способна творить чудеса: исцелять язвы на теле князя, превращать в цветущий сад обгоревшие колья для костра. Антибоярская направленность «Повести» сближает ее с лучшими памятниками русской публицистики XVI века и является одним из веских аргументов в пользу датировки произведения именно этим временем. Недавнее открытие Р.П. Дмитриевой автографа «Повести...» позволило решить вопрос ее авторства в пользу известного публициста Ермолая-Еразма и уточнить одно из звеньев в теории стилей древнерусской литературы Д.С. Лихачева, где этот памятник датировался XV веком и рассматривался как образец стиля психологической умиротворенности, сопоставимый с «тихими ангелами» на иконах Андрея Рублева. Таким образом, в «Повести...» поэтизируется земная любовь, служение ближнему расценивается как жизненный подвиг, переосмысляется само понятие «святость». Житие Петра и Февронии отступает от агиографической схемы и в структурном отношении. Автор далек от полноты и однонаправленности биографического рассказа, он акцентирует внимание лишь на самых ярких и значительных эпизодах в жизни героев. Сложность жанрово-стилевой природы произведения, где причудливо переплетаются традиции фольклора и агиографии, переводной новеллистики и отечественной публицистики, превращает «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в поэтический шедевр, стоящий в преддверии художественных открытий русской романистики.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |