КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Писатели-декабристы 1 страница
В литературном движении 1810–1820-х годов очень важное место занимало творчество писателей и поэтов-декабристов. В своей практической революционной работе декабристы уделяли литературе самое серьезное внимание. Они учитывали ее богатые возможности в деле «гражданского просвещения» и пропаганды передовых идей и поэтому стремились к тому, чтобы осуществлять руководство литературным движением с целью придать ему нужное в их понимании направление. В уставе «Союза благоденствия» был даже специальный раздел, посвященный литературе, где сформулированы основные принципы декабристской эстетики. Там, в частности, говорилось, что задача стихотворений «состоит не в созвучии слов, не в высокопарности мысли, а более всего в непритворном изложении чувств высоких, к добру увлекающих». Выдвинув новое понимание задачи литературы и ее общественного значения, пропагандируя связь литературы с политикой, декабристы продолжали традиции, заложенные Радищевым и подхваченные поэтами-радищевцами. Признание за художественной литературой высокой гражданской миссии побуждало декабристов пропагандировать высокие жанры поэзии: политическую оду, героическую поэму, гражданскую трагедию. Значительное место в декабристской эстетике занимала идея народности, национальной независимости и самобытности русской литературы. В декабристском понимании народности было много новых и оригинальных мыслей, но тем не менее оно страдало и известной односторонностью. Принцип народности в их представлении сводился лишь к протесту против подражательности и к разработке материала о нравах, обычаях на основе поэтических преданий русского народа. Существо же проблемы народности, как правдивого отражения исторического бытия народа и верного изображения его мыслей, чувств и настроений, могло быть раскрыто лишь средствами реалистического искусства, а писатели и поэты-декабристы были романтиками. Характерной чертой творчества писателей-декабристов был их глубокий интерес к русской национальной истории, гордость героическим прошлым своей страны. В историческом прошлом декабристы искали примеры борьбы за свободу. Особенное внимание они обращали на образы тираноборцев и народных вождей, на мятежи и восстания против насилия и произвола. Поэтому почетное место в творчестве декабристов занимала тема борьбы русского народа против татарского ига и украинского – против гнета чужеземных захватчиков. Особые симпатии вызывал у них древний Новгород с его вече и республиканскими вольностями. Но декабристам не было доступно исторически конкретное представление о прошедших эпохах. История в их произведениях служила лишь материалом для воплощения мыслей и чувств, которые их волновали, а исторические герои служили обычно рупорами политических идей. В своей литературной деятельности декабристы не замыкались в пределах русской истории и культуры. Образы и мотивы героической античности, французской и испанской революций – все служило декабристам для политических аналогий, для агитационных лозунгов. Образы античных героев, революционных деятелей других стран, деятелей и героев национальной истории они осознавали как своих предшественников. Но декабристы искали свои идеалы не только в прошлом. Они чутко прислушивались к «борьбе народов и царей» в настоящем и живо откликались на вспышки освободительной борьбы на родине и на политические события, происходившие на Западе. Примером могут служить сочувственные отклики на самоотверженную борьбу греков за свою независимость в стихах В.Ф. Раевского, Ф.Н. Глинки и др. Первые опыты декабристской поэзии и прозы относятся к 1816-1817 годам, то есть к периоду энергичной деятельности «Союза спасения» – первого тайного общества декабристов. В это время литература становится частью общего декабристского движения и новое общество, «Союз благоденствия», уже пытается осуществлять руководство ею. Самым значительным периодом в истории декабристской литературы являются 1821-1825 годы, когда она развивалась под знаком республиканских идей Рылеева и Пестеля. Пафосом всех произведений декабристов была «высокая» поэзия, а в центре ее стоял объединяющий и скрепляющий все ее темы образ поэта-гражданина, который представал перед читателем как образ политического борца, трибуна, врага деспотизма, «певца народных благ». Исходя их своего представления о назначении поэзии, декабристы стремились выработать и свой стиль, отличительными чертами которого являлось «высокое витийство», гражданская патетика, напряженно-торжественные или обличительные интонации, необычайная смысловая насыщенность стихотворного языка. Поэты-декабристы стремились говорить языком ораторов-трибунов, языком прокламаций и проповедей, и поэтому в их произведениях широкое распространение получили ораторские формы речи, с обилием слов, имевших значение символов и вызывавших в сознании читателей определенные ассоциации. Стихи декабристов переполнены политической лексикой, такие слова, как «общественное благо», «честь», «отчизна», «гражданин» и т. п., становятся неотъемлемой их частью. Немало в стихах декабристов и имен исторических деятелей, олицетворявших идеи человеческого благородства, доблести и героизма, неподкупности (Брут, Катон и др.)- Все это вносило в произведения декабристов элементы гражданской патетики и делало их поэтическую речь приподнято-торжественной. В поэтическом стиле поэтов-декабристов достаточно ясно слышны отголоски стиля классицистов. Но это не было простым заимствованием. Декабристы переосмысливали элементы классицистической поэтики в революционно-политическом духе и создавали стиль революционного, гражданского романтизма, отличительной особенностью которого была романтическая патетика, своеобразная поэтическая терминология и фразеология, стремление к народности. Нельзя не отметить, что творческая деятельность декабристов продолжалась и после поражения восстания 14 декабря 1825 года. Находясь в тюремных казематах, на каторге и в ссылке, многие декабристы (И.И. Одоевский, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Раевский, Ф.Н. Глинка, А.А. Бестужев и др.) продолжали писать и даже печататься либо анонимно, либо под псевдонимами. Творчество декабристов оказало плодотворное влияние на развитие литературы 1820-х годов. Патриотические и революционные устремления писателей-декабристов, новое понимание литературного дела как части идейно-политической борьбы – все это открывало перед русской литературой пути дальнейшего движения к реализму. Одним из наиболее ярких деятелей декабристской литературы был К.Ф. Рылеев (1795–1826), в творчестве которого наиболее полно представлены основные темы декабристской идеологии и предпринята попытка связать поэзию с задачами революционной борьбы. Кондратий Федорович Рылеев родился в небогатой дворянской семье, жившей недалеко от Петербурга. Шестилетним мальчиком он был определен в Первый кадетский корпус, после окончания которого в 1814 году вступил в действующую армию и принял участие в заграничных походах. Пребывание в армии с ее муштрой и жестокими порядками тяготило молодого офицера, и в 1818 году он вышел в отставку и определился на службу в Петербургскую уголовную палату, где проявил себя человеком честным и справедливым, помогавшим простым людям найти правду в решении своих дел. Позднее Рылеев занял пост правителя канцелярии Российско-Американской компании. В октябре 1823 года Рылеев был принят в члены «Северного общества» и вскоре стал одним из руководителей его левого крыла, отстаивавшего идеи республиканского правления. После поражения восстания на Сенатской площади был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Вместе с Пестелем, Каховским, Муравьевым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым был приговорен к четвертованию, замененному повешением. Казнь состоялась 13 июля 1826 года. Сочинять стихи Рылеев начал, еще учась в кадетском корпусе. Во время Отечественной войны, воодушевленный высокими чувствами, он написал патриотические оды «На погибель врагов» и «Любовь к отчизне», в которых уже просматривались некоторые черты будущей декабристской поэзии: поиски героического в национальной истории, восхищение мужеством народа, воспевание борцов за свободу. Первым произведением Рылеева, появившимся в печати, была сатира «К временщику» (1820), направленная против всесильного тогда временщика и царского любимца Аракчеева. Это стихотворение нашло самый горячий отклик в революционно настроенных кругах русского общества и принесло его автору литературную известность. Начиная с 1821 года Рылеев начал публиковать в разных журналах свои исторические думы, а в 1825 году издал их в виде отдельного сборника. В думах перед читателем предстала целая галерея исторических деятелей России, начиная с X и кончая XVIII веком, в каждом из которых поэт стремился выделить черты гражданской доблести, стремление к «общественному благу» и любовь к родине. В статье «Нечто о думах», которую Рылеев предполагал опубликовать в виде предисловия к отдельному изданию дум, он писал: «Цель моя... распространить между простым народом нашим, посредством дум сих, хотя некоторые познания о знаменитых деяниях предков, заставить его гордиться славным своим происхождением и еще больше любить родину свою». В своих думах Рылеев использовал многие исторические факты, однако не стремился к точному их воспроизведению. Он творчески переосмысливал исторические материалы в духе задач, стоявших перед современным обществом. В далеком прошлом поэт стремился найти примеры борьбы против насилия и произвола, беззаветной любви к родине, стремления служить интересам отчизны во имя народного блага. Историческая тематика в думах Рылеева, как и в произведениях других поэтов-декабристов, служила лишь материалом и средством для выражения общественных и политических идеалов. Пушкин весьма критически отнесся к думам Рылеева, не найдя в них ни реального изображения исторических событий, ни правдиво воспроизведенных героев прошлого, и отметил: «Национального, русского нет в них ничего, кроме имен». Да и сам Рылеев это понимал. «Знаю, – писал он Пушкину, – что ты не жалуешь мои думы... Чувствую сам, что некоторые так слабы, что не следовало бы их печатать в полном собрании. Но зато убежден душевно, что Ермак, Матвеев, Волынский, Годунов и им подобные – хороши и могут быть полезны не только для одних детей». В духе высокого гражданского романтизма была написана и поэма Рылеева «Войнаровский» (1825). И здесь поэт не очень заботился о точном воспроизведении исторических фактов. Его внимание привлек «ссыльный» мятежник, выступивший против деспотизма. Реальный Войнаровский был очень далек от героя поэмы. В его характере скорее отразились чувства и переживания самого автора. И тем не менее поэма свидетельствовала о возросшем художественном мастерстве поэта. Это отметил и Пушкин. «Рылеева «Войнаровский», – писал он, – несравненно лучше его дум, слог его возмужал и становится истинно повествовательным, чего у нас почти еще нет». Вслед за «Войнаровским» Рылеев начал работать над поэмой «Наливайко», задуманной как широкое социально-политическое полотно, в центре которого находилось изображение борьбы украинского народа против польских захватчиков в конце XVI столетия. И здесь поэт основное внимание сосредоточил на образе борца за свободу Украины, мстящего за поруганную честь народа. К сожалению, поэма не была завершена, и лишь три отрывка из нее появились в печати. Вместе с А. Бестужевым в 1823 – 1825 годах Рылеев издавал альманах «Полярная звезда». Вместе они написали несколько агитационных солдатских песен, направленных против деспотизма и крепостного рабства («Ах, тошно мне», «И в родной стороне...», «Как идет кузнец...» и др.). При создании этих песен авторы опирались на традиции устного народного творчества, в частности на солдатские песни. За свою очень недолгую жизнь Рылеев много сумел сделать, и прежде всего утвердить в русской поэзии гражданское направление, и первый открыто провозгласил себя поэтом-гражданином. Вопросы и задания 1. Определите место творческого наследия декабристов в литературном движении 1810 – 1820-х годов. 2. Охарактеризуйте важнейшие черты декабристской литературы и этапы ее развития. 3. Назовите основные темы и проблемы произведений декабристов. 4. Дайте общую оценку литературной деятельности Рылеева. 5. Объясните, почему Пушкин критически отнесся к думам Рылеева. Литература Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л., 1987. Афанасьев В.В. Рылеев. Жизнеописание. М., 1982. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная деятельность декабристов. М., 1987.
Творчество И.А. Крылова (1769-1844) В первые годы XIX века не угасают ни классицизм, ни просветительство. Однако они претерпевают глубокие изменения. Оптимизм классицистов и просветителей, их вера в могущество разума заметно ослабевают. Классицизму и просветительству наносит урон один из самых последовательных и преданных его сторонников – Иван Андреевич Крылов. В молодости Крылов – воинственный радикал, задиристый журналист. Он единолично издавал журнал «Почта духов», в котором помещал сочиненные или переведенные им сатирические письма, а несколько позже выпускал вместе «с товарищи» журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». В конце 1780 – начале 1790-х годов он стал известен как язвительный сатирик, продолживший традиции сатирической и нравоучительной прозы, сложившейся во время позднего Просвещения. С первых дней литературной деятельности и до 1810-х годов на сценах домашних и профессиональных столичных театров с успехом шли его комедии «Подщипа» («Трумф»), «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам» и комическая опера «Илья-богатырь». Но в 1807 году Крылов оставил прозу и комедию и стал исключительно баснописцем. Такое предпочтение одного и притом чрезвычайно узкого жанра произошло вследствие глубокого идейно-творческого кризиса, который пережил Крылов. Перелом в его творчестве относится к 1800 году, когда писатель сочинил шуто-трагедию «Подщипа» («Трумф»). К тому времени Крылов насмотрелся и на деятельность Екатерины II, и на царствование Павла I. И во всем разочаровался. Его не радовали ни русские события, ни французская революция, кончившаяся кровавым террором. В отличие от Державина, он сосредоточился не на высоком жанре оды, а на жанрах низких. В частности, на комедии, призванной одновременно обличать и просвещать или – обличая, просвещать. Как писатель, сложившийся в эпоху Просвещения, Крылов твердо держался этого просветительского правила. Он высмеивал пороки, недостатки, смешные черты своих персонажей не для того, чтобы только потешить себя и публику, а во имя своих общественных идеалов, во имя просвещения разума и чувств людей. Но с течением времени он все больше разочаровывался в действии своих комедий и своего обличительного смеха. Странно для просветителя было наблюдать, что люди вовсе не хотели исправляться, сколько бы над ними ни смеялся Крылов вместе с другими писателями, пороки не исчезали и никуда не прятались, а снова и снова показывались наяву. И тут Крылов понял, что разум, который так высоко превозносили просветители, обнаруживает свое полное бессилие, а смех не просвещает, а только веселит или вызывает негодование. Крылов понял, что просвещать, обличая, – неблагодарное занятие. Но отказ от этого правила был для писателя горьким, болезненным и связанным с пересмотром его идейных и литературных взглядов. Теперь он стал сомневаться в самой способности человека исправиться под воздействием философских, социальных или каких-то других теорий. Крылов по-прежнему был верен заветам эпохи Просвещения в том, что человека нужно рассматривать в качестве существа социального, однако он не отказывается и от того, чтобы проникнуть во внутренний мир человека. Иначе говоря, Крылов хочет знать, как ведет себя человек в социальном мире и что делает с ним социальный мир. Поэтому, с точки зрения Крылова, все существующие литературные направления – классицизм, сентиментализм, а позднее романтизм – воспринимают человека и жизнь умозрительно, исходя из теоретических установок. Но та-кой взгляд страдает односторонностью и потому ошибочен. Человек, утверждает Крылов, лучше всего виден в его непосредственной практической жизни. Долой теории, оторванные от живой жизни и почему-то требующие, чтобы жизнь их слушалась! – как бы восклицает Крылов. Хороши лишь такие теории и знания, которые извлекаются из самой жизни и подтверждаются трудовым и нравственным опытом всего народа, его привычками, обычаями, обрядами, психологией. Вот это выверенное знание будет более объективным, а следовательно, более разумным. Таким образом, настоящее вместилище просвещенного разума – не головы мудрецов-философов, а весь народ без различия сословий. Но и народный взгляд не всегда содержит истину, потому что может быть затемнен предрассудками, суевериями, необразованностью, просто глупостью. Он тоже нуждается в проверке со стороны современных знаний, выдержавших испытание временем. Крылов не доверяет никому, сомневается во всем, однако надеется на здравый смысл народа, закрепленный в молве, историях, анекдотах, рассказах, былях, которые дошли до нас в устном и письменном слове. Так постепенно Крылов нашел свои жанр, в котором его личная точка зрения присутствовала наравне с народной. Кроме того, такой жанр одновременно и развлекал, и смешил, и поучал. Он не оскорблял людей обидным обличением их пороков, а намекал на недостатки, свойственные не одному, а многим, и потому их можно было принимать и не принимать на свой счет. Этот жанр, чтобы нравственно не ранить людей, часто использовал вместо них животных. Легко догадаться, что жанр этот называется басней. Он известен с древних времен, но особенное распространение получил в классицизме и в эпоху просветительства. Крылов, следовательно, не порывал окончательно с Просвещением, а вел с ним спор и критиковал его на поле того жанра, который просветители ценили и любили. Басня, как известно, состоит из рассказа и поучения, морального вывода. Рассказ связан с эстетическим началом, назидание – с дидактическим. Из басни нельзя устранить ни рассказ, ни поучение. Даже если урок (назидание) не дан в открытой форме, не выделен в начале или в конце басни, он непременно заключен в рассказе, и читатель легко его извлекает. Двучленность басни – рассказ и моральный вывод – образуеют соединение в ней двух начал – художественного и логического. Одно выражено в форме картины образов, а другое – в форме мысли, идеи. Однако рассказ обязательно содержит в себе «идею», хранит следы рассказа. Басня держится на живом и подвижном противоречии двух способов познания действительности человеком – художественном (литература, искусство) и логическом (наука). В борьбе между ними устанавливается сотрудничество, противоречия примиряются и образуют единство. История басенного жанра знает басни прозаические и поэтические. Эзоп, родоначальник басни, писал их в прозе. Крылов развивал традиции поэтической басни. Эзоп в большей мере сосредоточен на поучении, Крылов – на рассказе, то есть на собственно художественной стороне басни. Так как басня старинный жанр, то сюжеты басен давно известны, традиционны, но их разработка принадлежит самому баснописцу. Ценность басни определяется не своеобразием сюжета, но характером толкования и живостью изображения известных басенных ситуаций, а также глубиной постигнутой житейской мудрости. В жанре басни Крылов подверг критике и просветительский оптимизм, и преувеличение роли разума, и веру в то, что, обличая, можно просвещать. Крылов глубоко сомневался в том, что человек «исправим» и стремится изжить свои пороки, избавиться от них. Просветители учили, будто можно построить государство на основах разума – Крылов пишет басню «Лягушки, просящие царя». Лягушки, полные высокомерия и спеси, вздумали просить у богов Царя, ожидая, что при Царе они будут жить счастливо. Однако Лягушки продемонстрировали только свою глупость. Новый Царь – Журавль – их судит и ест. Лягушки сами виноваты в своих бедах. Крылов имел в виду, безусловно, «Общественный договор» Руссо, согласно которому государство возникает на основе договорных отношений между гражданами. Сначала у Лягушек была республика («правление народно»). Выгод этого правления («без службы и на воле жить»), как иронически пишет Крылов, Лягушки не поняли. По их просьбе Зевес послал им осиновый чурбан, символизирующий конституционную монархию (реальной власти у Царя нет, он только олицетворяет ее). Но этот Царь их не удовлетворил: он слишком вольно позволял себе обращаться с собой, и у Лягушек не было к нему никакого почтения («садятся уж и задом»). Наконец, в ответ на новую просьбу, «послал Юпитер к ним на царство Журавля». Тут настал для Лягушек «черный год». Царь ходит по болоту и, завидев Лягушку, «тотчас засудит и – проглотит». Вторжение сознательной человеческой воли, не считающейся со сложившимся порядком и жизненными условиями, обернулось бедой. Так Крылов опровергал взгляды просветителей, которые недавно разделял. Кризис просветительской мысли, пережитый им остро и глубоко, заставил баснописца заново осмыслить весь ход истории. В басне «Огородник и Философ» речь идет о выращивании огурцов. Серьезная мысль здесь погружена в быт, в обычную повседневную среду. Философ вздумал учить Огородника, как получить большой урожай, и к тому же заранее хвастался своими будущими успехами. А ухаживал он за огурцами по книжкам («лишь из книг болтал про огороды»). Результат оказался плачевным: Философ остался без огурцов. Но Крылов не отвергает науку. Огородник на упреки Философа («Невежа! Восставать против наук ты смеешь?») отвечает: «Нет, барин, не толкуй моих так криво слов: Коль ты что путное затеешь, Я перенять всегда готов». Иначе говоря, разум, просвещение и наука полезны, но только нужно отвести им подобающее место и не думать, будто с помощью одного разума можно сделать мир счастливым. В басне «Свинья под Дубом» Крылов подчеркивает ценность науки, когда невежда Свинья презирает знания. Она подрывает корни Дуба, чтобы достать желудей. Мораль басни гласит: Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. На вопрос: «Полезно ль просвещенье?» – Крылов в басне «Червонец» прямо отвечает: «Полезно, слова нет о том». Но часто человек не различает истинное и ложное, жизнь естественную и искусственную: Но просвещением зовем Мы часто роскоши прельщенье И даже нравом развращенье. В басне «Сочинитель и Разбойник» Сочинитель помещен в ад за то, что «тонкий разливал в своих твореньях яд, Вселял безверие, укоренял разврат...». Перечисляя его вины, Мегера гневно сказала: Кто, осмеяв, как детские мечты, Супружество, начальство, власти, Им причитал в вину людские все напасти, И связи общества рвался расторгнуть? Ты. Не ты ли величал безверье просвещеньем? Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облек И страсти и порок? Следствием подобных превращений, когда фальшивое выдано за истинное, а темное за светлое, стали бедствия и разорение страны, которая оказалась Полна Убийствами и грабежами, Раздорами и мятежами, И до погибели доведена... Крылов понял, что сложившееся веками социальное устройство – закономерный результат исторического развития. Что государство нужно улучшать, заботиться о нем, а не изменять насильственным путем. В басне «Водолазы» Крылов вывел искателей жемчуга. Один был ленив и не смог обеспечить свою жизнь. Другой, напротив, опускался чуть ли не на дно и в конце концов погиб. Третий нашел по силе глубину. Он не ждал на берегу моря, когда оно вынесет ему добычу, но и не лез в пучину. Свою жизнь он прожил богато и счастливо. Крылов отвергает лень, косность, безделье, рутину, застой и дерзость безумцев, мнимых мудрецов, которые не считаются ни с природой человека, ни с традициями, обрядами, обычаями, зовут к насилию и коренной переделке мира. Баснописец стоит за постепенное изменение и совершенствование жизни. Течение истории нельзя остановить, но ее двигателем является «дело», упорный труд, совокупная деятельность людей, в том числе и на ниве просвещения. Знатные и незнатные, богатые и бедные, весь народ участвует в строительстве страны. Эта деятельность осуществляется не ради «головных», выдуманных теорий, а во имя самой жизни. Следовательно, Крылов вложил в басню такое широкое и глубокое содержание, которое по своему историческому, социальному, философскому и нравственному смыслу под стать большим жанровым формам – комедии или роману. Он раздвинул границы жанра. В баснях Крылова ожила национальная история, отлившаяся в проясненные им моральные нормы, и русская нация в них нравственно осознала себя. Критика просветителей и собственный взгляд на русскую жизнь сделали Крылова неисправимым скептиком, который с горькой усмешкой и с грустным сожалением смотрел на человека и общество. Как правило, басенные персонажи, а следовательно и люди, мыслятся Крыловым неисправимыми. «Уж сколько раз твердили миру...» – говорит баснописец, – а все-таки «звери» постоянно обманываются, хвастаются, стремятся придать себе больший вес, чем на самом деле, поддаются лести, как Ворона, мнят себя мудрецами, как Лошадь в споре с Крестьянином, не соизмеряют свое усердие с умом и своими силами («Трудолюбивый Медведь»), прожигают жизнь, подобно Стрекозе, напрасно и бесцельно суетятся, как Мартышка, не умеющая пользоваться очками, а то и, вроде Свиньи, уничтожают то, чем питаются. Однако ирония никогда не превращает Крылова в циника, который презирает человека и человечество. Напротив, он жалеет своих «зверей», которые часто попадают в смешное и даже отчаянное положение. Крылов понимает, что обстоятельства грозят гибелью его персонажам, как, например, Ягненку из басни «Волк и Ягненок». Мудрый баснописец снисходителен к слабостям людей, к их порокам и недостаткам. Поэтому смех Крылова – не обличающий и язвительный, не уничтожающий и негодующий, а большей частью юмористический, содержащий тепло его мудрой души. Крылов уважает, любит человека и никогда не отказывает ему в симпатии. Раздвинув границы басенного жанра, Крылов ввел в басню разговорный язык, народные обороты и выражения, подчас низкую лексику. Он содействовал тому, чтобы живая речь вошла в литературный обиход, в художественную литературу и подверглась литературной обработке. Тем самым расширялся «строительный материал» литературы, как называют язык. Вследствие этого литературный язык делается богаче, разнообразнее, и писатель может ясно и точно описывать те явления, при изображении которых раньше он испытывал трудности. Всем этим Крылов нарушал «правила» жанра и стиля: высокие, значительные темы и события были неуместны в баснях, но они требовали высокого или среднего стиля, и баснописец смешивал высокий и средний слог с низким. Своим отношением к языку Крылов вызвал понимание и сочувствие Пушкина, который тоже стремился придать стихотворному и прозаическому литературному языку разговорную живость. Крылов был одним из зодчих русского литературного языка. Он содействовал тому, чтобы писатели трезво смотрели на жизнь. В этом смысле он стоит у истоков русского реализма. Вопросы и задания 1. Прочитайте басни И.А. Крылова «Лягушки, просящие Царя», «Водолазы», «Сочинитель и Разбойник», «Камень и Червяк» и проанализируйте их. Покажите, что Крылов, оставаясь просветителем, критикует многие основные положения литературной теории просветителей. 2. Проанализируйте одну из самых известных басен Крылова самостоятельно и покажите особенности ее содержания и стиля. 3. Прочтите несколько басен разных баснописцев на один и тот же сюжет (например, о Стрекозе) и подумайте над тем, в чем баснописцы расходятся друг с другом и почему. Литература Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. М., 1988. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985. Коровин В. Н. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. М., 1996. Степанов Н.Л. И.А. Крылов. Жизнь и творчество. М., 1958. Творчество В.А. Жуковского (1783-1852) Заслуги Жуковского перед отечественной литературой трудно переоценить. Он стоял у истоков русского романтизма. Вместе с Батюшковым Жуковский явился создателем новой поэзии, в которой впервые так полно раскрылся духовный мир внутренне самостоятельной, независимой личности, воспринимающей окружающий мир, его прошлое и настоящее через призму индивидуально-неповторимого сознания. Творчество Жуковского открывало новые пути и способствовало развитию русской поэзии. Недаром В.Г. Белинский писал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Его стихи отличаются особой, неповторимой тональностью, внутренней музыкой и певучестью. О «пленительной сладости» стихов Жуковского говорил Пушкин и предрекал, что она «пройдет веков завистливую даль». Жуковский много сделал для знакомства русского читателя с лучшими образцами мировой поэзии. Многие его переводы до сих пор остаются непревзойденными. Родился Василий Андреевич Жуковский в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Отцом его был богатый помещик А.И. Бунин, а матерью – пленная турчанка Сальха. Фамилию свою будущий поэт взял от своего крестного отца, мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. Образование он получил в Благородном пансионе при Московском университете, где серьезно занимался литературой, завязал знакомство со многими поэтами и писателями и сам пробовал писать. Его первые произведения были написаны в духе господствовавшего тогда классицизма. Это были торжественные оды и послания, в которых чувствовалось влияние поэзии Ломоносова и Державина. Известность Жуковскому принес перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище», опубликованный в 1802 году в журнале «Вестник Европы». С этого времени и начинается его активная литературная деятельность. Он пишет не только стихи, но занимается журналистикой (несколько лет редактировал журнал «Вестник Европы»), выступает как литературный критик.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |