КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Писатели-декабристы 2 страница
Творчество Жуковского можно условно разделить на три периода. Первый продолжался с 1802 по 1808 год. Одни исследователи называют его предромантическим (Н.М. Гайденков), другие (Е.А. Маймин) считают, что уже в эти годы поэт становится романтиком. Основным жанром поэзии Жуковского этого периода являлась элегия. К этому жанру относится и уже упоминавшееся стихотворение «Сельское кладбище». Как и большинство других произведений Жуковского, это было одновременно переводное и оригинальное произведение. Позднее поэт признался: «Мой ум как огниво, которым надобно ударить о камень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества: у меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и все, однако, мое». В «Сельском кладбище» уже отчетливо проявились черты поэтического гения Жуковского, его неповторимый поэтический дар. Это произведение представляет собой размышление о жизни, о судьбе человека перед лицом вечности. В его основе лежат не явления и события жизни, а мысли о жизни. Мысли и чувства становятся здесь главным предметом поэтического рассказа. В этом произведении обнаруживается интерес поэта к миру человеческой души с ее характерными мотивами таинственного и загадочного. Особенностью этого стихотворения является его удивительная музыкальность, позволяющая читателю за самыми на первый взгляд обычными вещами увидеть их глубину и ощутить скрытую связь с миром человеческих переживаний и настроений. Характерным для раннего творчества Жуковского было сочетание тематических и художественных традиций сентиментализма с зарождающимся в России романтизмом. Уже в первых элегиях поэта нашли свое отражение внутренний строй его души, проявилось лирическое настроение, эмоциональный колорит, одухотворенность характера поэта, что проявилось в особых средствах поэтической речи: в экспрессивной выразительности и эмоциональной окраске смыслового значения слова, в мелодическом строе стихотворной речи. В элегии «Вечер» (1806), например, лирические мотивы, сложная система вопросительных и восклицательных интонаций, незаметная смена эмоциональных переживаний делают стихи единым, плавно льющимся потоком, в котором необычайно тонко отражены переживания человека. Второй, и самый важный, период творчества Жуковского падает на 1808-1833 годы. В это время поэт создает свои самые значительные произведения: элегии, песни, баллады. Переходом к ним были послания, в которых раскрывались чувства, вызванные обстоятельствами личной жизни поэта, его социальным самосознанием, которое убеждало его в несоответствии окружающей действительности нравственному достоинству человека. В подтексте стихотворений Жуковского раскрывался глубокий драматизм переживаний поэта, его жалобы на жизнь, пронизанные глубокой скорбью. Одной из самых важных тем поэзии Жуковского была тема трагедийности человеческого существования, одиночества человека, неизбежности его страданий в несовершенном мире. Эти мотивы настойчиво звучали в стихотворениях самых различных жанров. И Белинский совсем не случайно заметил: «...не Пушкин, а Жуковский первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь... скорбь и страдания составляют душу поэзии Жуковского». С темой трагедийности человеческого существования в его поэзии тесно связаны характерные для поэта мотивы тоски и томления, вечной неудовлетворенности и вечного стремления к недостижимому. Но рядом с мотивами грусти, тоски и страдания у Жуковского звучат мотивы светлые, примиряющие. Трагизму внешнего бытия поэт противопоставляет неограниченные богатства человеческой души, безрадостному в жизни – возможность счастья внутри себя. Вот на этой положительной основе – «счастье в нас самих» – построено программное стихотворение Жуковского «Теон и Эсхин» (1814), в основе которого лежит мысль о том, что не нужно далеко ходить за счастьем, оно в самом человеке. Если Эсхин искал счастье за пределами собственной души, во внешнем мире, в отдаленных краях, в наслаждениях, но так и не нашел его, то мудрец Теон тихо жил в родном краю и весь был погружен в заботы о своей душе. И хотя его настигло горе (умерла его подруга), Теон обрел подлинное счастье. Он понял, что счастье – в его душе, во всем человеческом существе, и ничто – никакие временные блага – не могут его заменить. Даже страдание, пережитое Тео-ном, становится для него источником новых гуманистических эмоций: оно укрепляет его душу, учит безропотно принять закон природы, а могила подруги умеряет его скорбь, потому что любовь Теона не иссякла и он верит, что в будущем его ждет радостное свидание с любимой. Там, в загробном мире, они уже никогда не расстанутся и ничто не сможет их разлучить. Счастье человека, по убеждению Жуковского, а следовательно, и смысл его жизни не во внешнем интересе, а в нем самом, в силах его души, в богатстве мыслей и чувств. Чем гуманнее личность и чем больше человечных людей, тем счастливей государство. Надо не подавлять или смирять страсти, а усовершенствовать свой духовный мир. Человек для Жуковского не средство для достижения каких-то посторонних ему целей, а он сам является целью исторического процесса. Поскольку же между самосознанием личности и ее реальными возможностями и положением в действительности лежала глубокая пропасть, то личность в поэзии Жуковского принципиально одинока. Она находит понимание лишь в среде людей, которым столь же чужда мораль несправедливого общества. Но одиночество не отвращает человека от всего мира. Жуковский понимает жизнь даже с ее страданиями и печалями, потому что они тоже умножают гуманные и нравственные начала в человеке. Он верит, что в конечном итоге прекрасное и возвышенное в человеке победит, хотя бы за пределами земного бытия. В поэзии Жуковского возникает так называемый второй мир – идеальный и совершенный. Из тесных и узких пределов существующей жизни поэт устремляется в просторы чистого и светлого блаженства. Жуковский увлекает читателя не конкретным изображением этого «второго мира», часто туманного и зыбкого, а вдохновенным порывом к нему, жаждой обрести идеал, предощущением торжества гуманной мечты. Поэт как бы уносит читателя в неведомую даль очарования и, чтобы достичь ее, побуждает сбросить груз земной суеты, презреть мелкие интересы и оживить истинные человеческие чувства. На этом качественно новом пути Жуковский решительно порывает с рационалистической поэтикой классицизма. Своими элегиями он вдохнул в русскую поэзию новое содержание и преобразовал ее строй. Например, в элегии «Вечер» (1806) содержание грустно не потому, что так велят «правила» искусства, а вследствие сложившегося у поэта понимания жизни. Содержанием элегии становится грусть как доминирующий признак отношения к действительности. Так была поколеблена принудительная связь между жанром и лирической эмоцией. Это привело к тому, что личность в поэзии уже не делилась на разные сферы – интимную, гражданскую, а предстала единой, внутренне многосложной и многогранной, прекрасной и возвышенной. Действительность отныне просматривалась через душевный строй человека, через его индивидуальные, неповторимо-своеобразные, самобытные переживания. Жуковский придал элегической грусти всепроникаюший и всеохватывающий характер. Элегическое настроение становится господствующим. Грусть у поэта не какое-то случайное событие, досадно разрушающее разумность общего хода жизни, а чувство, вполне выражающее ее смысл. Элегическая эмоция включала теперь и «вечные» философские вопросы – противоречия между конечностью тела и бесконечностью духа, и социальные – неудовлетворенность существующей действительностью, в которой гибнут высокие духовные ценности (отсюда жажда иного мира и жгучая мечта о нем), и психологические – желание придать неповторимые и гуманные чувства, свойственные отдельной личности, а также раскрыть любовные переживания. Последние были связаны с глубоким чувством, которое пережил сам поэт: он полюбил дочь своей сводной сестры Машу Протасову, которая ответила ему взаимностью. Но мать решительно воспротивилась их браку. Тема неразделенной любви на долгие годы (вплоть до 1823 г.) станет одной из важнейших в лирике Жуковского. Скорбя о несовершенстве мира, о несостоявшейся личной судьбе, Жуковский глубоко чтит и воспевает вечные человеческие ценности: высокие духовные идеалы, любовь, дружбу и поэзию. Дружба в представлении Жуковского, как, впрочем, и других романтиков, это дружба людей, одинаково мыслящих и одинаково чувствующих. Особенно дорога для Жуковского тема поэта и поэзии. К ней он постоянно возвращался и в своих посланиях, и в элегиях, и в балладах, и в поэмах. Тема эта занимала большое место и в переписке поэта. Певцы и поэты становятся героями многих произведений Жуковского («Ивиковы журавли», «Граф Габсбургский», «Камоэнс» и др.). По мысли Жуковского, поэзия неразделима с тайной сущего, она есть высший идеал, высшая правда и единственный путь познания. Романтическими мотивами окрашена и пейзажная лирика Жуковского. Она занимает в его поэзии значительное место. Как и у других романтиков, пейзаж у него всегда связан с миром высокого и возвышенного. Поэт любит в природе стихийное и таинственное – ночь, море, грозу. Близок Жуковскому и пейзаж тихого вечера или ночи, наводящих на раздумья, на высокие мечты о вечном. Ночь у него обычно таинственная и вместе с тем умиротворяющая, полная гармонии. Пейзаж у Жуковского всегда пронизан внутренней музыкальностью и внутренней динамикой. Жизнь природы раскрывается через движение и музыку стихий, движение и музыку слов: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь. Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... Подобно другим романтикам, Жуковский часто использовал в своих произведениях национальный и исторический материал, мотивы устного народного творчества. При этом поэту были более близки настроения мечтательности и идеальности, и он сознательно уклонялся от тех народных представлений, которые казались ему слишком грубыми и материальными. Что же касается исторического материла, то он тоже преломлялся у Жуковского весьма своеобразно. История привлекала его не своей реальностью, а скорее как поэтический миф. Поэтому история у него часто выглядит идеальной, а исторические герои – весьма современными и романтическими. Новое понимание мира и новых отношений личности с миром проникло и в другие жанры поэзии Жуковского, перестроив их. Интимное послание-общение двух или нескольких духовно близких людей легло в основу высокого послания и идейно противостояло расчетливым связям, обычным в тогдашнем обществе. В романсе и песне устанавливалась близость автора с образованным кругом или с народной средой. Эта перестройка особенно наглядно проявилась в балладах поэта. Жуковскому по праву принадлежит честь создания этого жанра в русской поэзии. И хотя баллады писали и до него, но именно он придал им ту окончательную завершенность, ту содержательную совокупность признаков, которые выделили русскую балладу из других жанров. Жуковский первым внес в балладу национальный элемент и свел воедино разрозненные балладные признаки, сосредоточив главное внимание на раскрытии внутреннего мира человека в его национальной характерности. Для своих баллад Жуковский находил сюжет в античности, средневековье и народных преданиях. К жанру баллады Жуковский обратился в 1808 году, написав свою «Людмилу», в основу которой был положен вольный перевод баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Особенностью баллады Жуковского является то, что в ней передан сложный внутренний мир героини, не подвластный рационалистической логике, Людмила полностью отдается любовной страсти, забыв о других своих нравственных обязанностях – по отношению к другим людям, самой себе и жизни в целом. По мнению поэта, человеку следует обуздывать желания страстей, поскольку целью жизни отнюдь не является достижение счастья. «В жизни есть много прекрасного кроме счастья», – говорит поэт. Трагедия, грех Людмилы, возроптавшей на Бога, в том и состоял, что она возжелала личного счастья вопреки всему и всем, и даже воле Провидения. По мысли Жуковского, необузданное и неразумное хотение опасно для человека. «Гроб откройся: полно жить. Дважды сердцу не любить», – восклицает Людмила. И гроб открылся. И героиня в ужасе: «каменеет, меркнут очи, кровь хладеет». При всем трагизме и ужасе в балладе Жуковского звучит жизнеутверждающее начало. Поэт отдает предпочтение запредельному «там» действительную жизнь, несмотря на то, что она посылает человеку суровые испытания. В 1812 году Жуковский вновь обратился к переводу Бюргеровой «Леноры» и написал балладу «Светлана», которая существенным образом отличается от ранее написанной «Людмилы». В новом переводе в гораздо большей степени присутствует национальный колорит: святочные гадания описаны с удивительной бытовой точностью, в лексике и стиле баллады отчетливо слышны отголоски русских народных песен, в обстановке и пейзаже нет ничего общего с немецким оригиналом, даже призрачный конь жениха Леноры – Людмилы заменен русской тройкой. Но главное, в отличие от Людмилы, Светлана не ропщет на судьбу и полагается на волю Всевышнего. Баллада кончается счастливой развязкой, ее фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил, сверхъестественных сил – явление мертвеца жениха – оказывается сном. Концовка баллады («О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана») утверждает право человека на счастье и уверенность в светлом будущем. Баллада «Светлана» – одно из немногих произведений этого жанра, в котором звучит оптимистическое начало. В большинстве же баллад Жуковского превалируют мотивы ужасного. Поэт, как правило, изображает ситуацию, в основе которой лежит нравственное падение человека и страшные.результаты аморализма. Жуковский рисует не положительно прекрасного человека, а представляет читателю преступную личность, совершившую безнравственный поступок. Одна из важнейших тем баллад Жуковского – преступление и наказание. В центре большинства его баллад находится сильная личность, сбросившая с себя нравственные ограничения и для достижения своих сугубо эгоистических целей проявляющая своеволие. Варвик – герой одноименной баллады – погубил своего племянника, законного престолонаследника. Епископ Гаттон («Божий суд над епископом») прячет хлеб от голодающего народа. Разбойники убивают безоружного поэта Ивика («Ивиковы журавли») и др. По мысли Жуковского, преступление вызывается индивидуальными страстями – честолюбием, жадностью, ревностью, эгоистическим самоутверждением. Человек, не сумев обуздать себя, поддался страстям, его нравственное сознание оказалось ослабленным, и он забывает свой нравственный долг. Но главное в балладах Жуковского не сам акт преступления, а его последствие – наказание. Но преступника наказывают в балладах Жуковского не люди. В «Ивиковых журавлях», например, с разбойниками расправляются граждане, но они выполняют волю фурий, богинь-мстительниц. Наказание приходит иногда от совести человека («Варвик»). Но совесть далеко не всегда просыпается у героев баллад. Иной раз она молчит, как у жадного епископа Гаттона, который сжег сарай с голодными бедняками и с циничным удовольствием думает о том, что избавил голодный край от «жадных мышей». Но если в преступнике совесть не пробуждается, то наказание все равно приходит. Оно идет от самой жизни, и функцию мести берет на себя природа: река Авон, в которой был утоплен маленький престолонаследник («Варвик») вышла из берегов, и в ее волнах утонул Варвик. Мыши загрызли епископа Гаттона. Журавли помогли разоблачить убийц Ивика. И если по стихам Жуковского попытаться воссоздать образ их автора, то можно представить себе погруженного в размышления, вечно печального и тоскующего человека, угнетенного скорым расставанием с земными радостями. На самом деле он был совсем иным. Жуковский отличался исключительным трудолюбием, стойкостью и твердостью характера. Мягкость и «меланхолическая прелесть» его натуры сочетались в нем с прочными нравственными принципами, которыми он никогда не поступался. В частой жизни Жуковский – приятный и доброжелательный собеседник, истинный друг многих литераторов, отзывчивый на чужое горе человек, шутник и забавник, не раз смешивший друзей остроумными стихами. Он принимал активное участие в деятельности литературного общества «Арзамас» и высмеивал литературных староверов, объединившихся в общество «Беседа любителей русского слова». А когда началась Отечественная война 1812 года, вступил в московское ополчение. Его патриотические чувства с большой силой выражены в нескольких стихотворениях, и прежде всего в знаменитом «Певце во стане русских воинов», где, подобно древнему Бояну, певец славит воинскую доблесть своих соотечественников. Жуковский стремился жить так, чтобы между его поступками и теми идеями и чувствами, которые он исповедовал и которыми пронизана его поэзия, не было расхождения. Гуманность отличала общественное и частное поведение Жуковского. Он не однажды заступался за Пушкина перед царем, стремился помочь осужденным декабристам, хлопотал за Т. Шевченко, А. Герцена и др. В 1817 году Жуковский был приглашен учителем русского языка к будущей императрице Александре Федоровне. С этого времени и вплоть до 1841 года он служил при дворе, находился в разъездах по России, за границей – то в качестве сопровождающего императрицы, то как воспитатель наследника престола. Свою педагогическую деятельность Жуковский рассматривал как гражданское служение отечеству. С 1834 года начинается третий период поэтической деятельности Жуковского. В это время характер творчества поэта существенным образом изменяется. Он отказывается от жанра баллады (исключение составляет «Ночной смотр», написанный в 1836 г.). Вместо лирических произведений и баллад поэт в это время работает над большими повествовательными произведениями – поэмами и повестями в стихах. Жуковский отказывается от сложной строфики и рифмовки и обращается к белому стиху, стараясь создать своеобразную ритмизированную прозу в двух формах: гекзаметра и пятистопного ямба. Посылая в 1843 году в журнал «Современник» повесть в стихах «Матео Фальконе», Жуковский писал Плетневу: «Я совсем раззнакомился с рифмою. Знаю, что вы... любите гармонические формы и звучность рифмы, и я их люблю; но формы без всякого крашения, более совместимые с простотою, мне более по сердцу». В обращении Жуковского в середине 30-х годов к большим эпическим формам, в его стремлении сблизить повествовательный стих с прозой нужно видеть не только влияние возраста поэта, на который он часто ссылался, но и отражение общей тенденции в русской литературе, обратившейся тогда к прозе. Как и в первые периоды своего творчества, Жуковский и теперь не вымышляет сюжеты своих произведений. Он переводит и перерабатывает целый ряд значительных произведений современной ему и древней поэзии разных народов («Ундина» де ла Мотг Фуке, «персидская повесть» «Рустем и Зораб» из иранского эпоса Фирдоуси «Шах-наме», «индейская повесть», как назвал ее Жуковский, «Наль и Дамаянти» из древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и др.). Но самым крупным произведением, над которым Жуковский работал в конце 1840-х годов, был его перевод «Одиссеи» Гомера. К тому времени уже существовал перевод «Илиады», сделанный Гнедичем, и Жуковский понимал, что для «Одиссеи» нужна другая форма, нежели для величаво-героической «Илиады». «Я везде старался сохранить простой сказочный язык, – писал Жуковский о своем переводе «Одиссеи», – избегая всякой натяжки, избегая всякого славянизма», и по возможности соглашал с формами оригинала... формы языка русского, так, чтобы гомеровский стих был ощутителен в стихе русском, не заставляя его кривляться по-гречески». Закончив «Одиссею», поэт намеревался приняться за перевод «Илиады», чтобы «оставить по себе полного собственного Гомера». Но смерть помешала ему осуществить это намерение. Закончив в 1841 году свою придворно-педагогическую службу, Жуковский уехал в Германию, где женился на дочери своего друга, художника Райтерна, Елизавете, и на родину уже не вернулся. Жизнь на чужбине оказалась для поэта трудной. Он тосковал и чувствовал себя очень одиноким, но продолжал усердно трудиться. Незадолго до своей кончины Жуковский написал изумительное стихотворение «Царскосельский лебедь», где в образе старого лебедя, пережившего ряд поколений, который умирает в одиночестве и перед смертью в последнем порыве взлетает к небу, поэтически изобразил свою собственную судьбу, свое предсмертное одиночество и свои последние стремления. Вопросы и задания 1. Раскройте основные моменты творческих исканий и художественных открытий Жуковского и его роль в утверждении русского романтизма. 2. Охарактеризуйте основные этапы творчества Жуковского и особенности каждого из них. 3. Определите важнейшие черты характера лирического героя поэзии Жуковского. 4. Укажите, в каких произведениях и как отразились события Отечественной войны в творчестве поэта. 5. Покажите, какую роль играет пейзаж в лирике поэта, и отметьте своеобразие изображения картин природы в его поэзии. 6. Дайте общую характеристику деятельности Жуковского-переводчика. Литература Афанасьев В. Жуковский. М., 1985. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. Л., 1989. Касаткина В.Н. «Здесь сердцу будет приятно...» М., 1991. Семенко И.М. Жизнь и творчество Жуковского. М., 1976. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985. Творчество К.Н. Батюшкова (1787-1855) Время, в которое довелось жить Батюшкову, было сложным и противоречивым. Оно было связано с такими важными событиями в жизни России, как Отечественная война 1812 года и возникновение первых тайных декабристских обществ, а также с мрачной реакцией, установившейся в стране, во главе которой стоял всесильный тогда временщик Аракчеев. Все это не могло не оказать существенного влияния на творчество Батюшкова, который обостренно воспринимал противоречия современной ему действительности. Этим во многом и объясняется та тревога, неудовлетворенность, которые постоянно звучали в его поэзии. Творческий путь Константина Николаевича Батюшкова – это путь сомнений, неустанных поисков истины, своего места в жизни и в поэзии. К сожалению, его литературная деятельность продолжалась очень недолго: чуть больше полутора десятилетий. Болезнь помешала ему осуществить задуманное, и он с горечью писал: «Что говорить о стихах моих!.. Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, пал и разбился вдребезги. Поди узнай, что в нем было!» Батюшков родился в Вологде в старинной, но обедневшей дворянской семье. Образование получил в частных петербургских пансионах, где серьезно изучал европейские языки, много читал и сам пробовал писать. В 1802 году он поступил на службу в Министерство народного просвещения, с 1807 года служит в армии. Батюшков был участником трех войн и по праву считал себя «поэтом-ратником». Он сражался против наполеоновской Франции в 1807 году и под Гейльсбергом был тяжело ранен. Затем участвовал в войне со Швецией (1808-1809) и в Отечественной войне (1813–1814). Война отвлекала и мешала ему писать. В письме к Жуковскому поэт жаловался: «Какую жизнь я вел для стихов? Три войны, все три на коне, и в мире на большой дороге. Спрашиваю себя: в такой бурной, непостоянной жизни можно ли написать что-нибудь совершенное? Совесть отвечает: нет!» Еще до военной службы Батюшков познакомился со многими известными литераторами начала века, среди которых были И.А. Крылов, Н.И. Гнедич, А.Е. Измайлов, П.А. Катенин и др. Тогда же он становится членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, объединявшего поэтов-радищевцев И.П. Панина, Н.А. Радищева, Д.И. Языкова и др. В 1805 году Батюшков опубликовал свое первое произведение – сатиру «Послание к стихам моим». Раннее творчество Батюшкова окрашено радостными тонами. Как и другие романтики, он стремится уйти от окружающего его мира. Поэт воспевает светлую мечту о счастливой и гармоничной жизни, облекая эту мечту преимущественно в образы античного мира. Античный колорит Батюшков использует для создания идеального, придуманного и условного внутреннего мира. Он предполагал, что только античность могла способствовать развитию гармонической личности, там поэт видел идеально устроенный мир, глубоко отличный от тусклой, серой и безрадостной действительности, которая его окружала. В своих стихах Батюшков славил радости земного бытия, любовь, дружбу, шумные пиры. В стихотворении «Веселый час» поэт призывает: Станем, други, наслаждаться, Станем розами венчаться: Лиза! Сладко пить с тобой, С нимфой резвой и живой. Батюшкову была чужда эфимерная, бесплотная любовь, воспеваемая Жуковским. Он зовет к любви реальной, земной, со всеми ее радостями. Как отметил Белинский, «изящное сладострастие – вот пафос его поэзии. Правда, в любви его, кроме страсти и грации, много нежности, а иногда много грусти и страдания; но преобладающий элемент ее – всегда страстное вожделение, увеличиваемое всею негою, всем обаянием, исполненное поэзии и грации наслаждение». Воспевание радостей жизни Батюшковым было своеобразной формой протеста против ханжества и лицемерия, царившего вокруг, против скуки и однообразия жизни. При этом нужно иметь в виду, что лирический герой поэзии Батюшкова далеко не тождествен реальному облику самого поэта. В его лирике обрисован вольнолюбивый, независимый духом человек, презирающий богатых вельмож и карьеристов. Герою Батюшкова дорог домашний уют, скромная обстановка, книги мудрецов, беседы с духовно близкими друзьями, общение с любимой. Роскошным дворцам он предпочитает скромный домик, где могут найти приют и доброе расположение те, кто нуждается в заботе и внимании. Обо всем этом Батюшков поведал в своем программном стихотворении «Мои пенаты» (1812). Но уже в ранних стихах поэта, нет-нет да и проскальзывают нотки грусти. Сначала Батюшкову казалось, что можно уйти в мир «сладостной мечты» и там быть вполне счастливым. Поэт противопоставляет мечту истине, знаниям. В «Послании Гнедичу» (1805) он пишет: Что в истине пустой? Она лишь ум сушит, Мечта все в мире золотит, И от печали злыя Мечта нам щит. Однако поэт постепенно начинает испытывать разочарование в мечте, которая не смогла уберечь его от превратностей жизни и ее темных сторон. Мечта не дала ему желанного блаженства. Свет истинной жизни оказывается сильнее: «Несносной правды вижу свет, И должно мне с моей мечтой расстаться» («Элегия», 1805). Вот эта непоследовательность и неопределенность становится одной из характерных примет лирики Батюшкова. Как отметил Белинский, «неопределенность, нерешительность и невыдержанность борются в его поэзии с определенностью, решительностью и выдержанностью». 1812 год стал для Батюшкова переломным. Он был свидетелем бедствий и тяжких страданий, которые принесла людям война. Поэт видел сожженную Москву, толпы голодных, измученных людей. В стихотворении «К Дашкову» (1813) Батюшков говорит о разрушенной Москве, о страданиях «бледных матерей, из милой родины изгнанных», о тех чувствах гражданина, которые возникли у него под влиянием увиденного. Теперь он отказывается «петь любовь и радость, Беспечность, счастье и покой, И шумную за чашей младость!». Он не будет этого делать до тех пор, пока не отомстит врагам, «пока с израненным героем» не принесет в жертву «и жизнь и к родине любовь». Стихотворения Батюшкова периода Отечественной войны – это своеобразный походный дневник поэта-офицера, в котором слышны голоса битвы, движение войск и торжество победы («Переход русских войск через Неман», «Переход через Рейн, 1814», «Тень друга», «К Никите»). После окончания Отечественной войны Батюшков принимает активное участие в литературной жизни. Он становится членом общества «Арзамас», ведет активную полемику с литературными староверами, объединившимися в общество «Беседа любителей русского слова В своих едких и остроумных эпиграммах и посланиях он высмей представителей консервативно настроенных литераторов. Особенно широкую известность получило его сатирическое стихотворение «Видение на берегах Леты», написанное еще в 1809 году, где поэт высмеял амбиции современных поэтов и писателей. Особенно комично обрисован в сатире «славянофел» Шишков. В 1816 году Батюшков выступил с программной «Речью о влиянии легкой поэзии на язык» в Обществе любителей русской словесности, в которой отметил достоинства языка и стиля этого рода поэзии («движение, сила, ясность»), зависимость «легкой поэзии» от уровня образованности общества, а ее задачу видел в способности доставлять «чистейшие наслаждения посреди забот и терний жизни, которая дает нам то, что мы называем бессмертием на земле – мечту прелестную для душ возвышенных!». По мнению Батюшкова, язык «легкой поэзии» подобен разговорному, он отражает непринужденность общения духовно близких людей. И самое главное – «легкая поэзия» разрушала рационалистическую систему жанров классицизма и провозглашала свободу интимной жизни каждого человека, для выражения которой наиболее подходящими были малые поэтические жанры: послание, элегия, идиллия и др. Все это было новым и оказало положительное влияние на развитие русской поэзии первой четверти XIX века. Что же касается поэтического творчества Батюшкова этого периода, то оно претерпело существенные изменения. Яркий, блестящий и заманчивый мир, воспетый в его ранней лирике, исчез. В поэзии Батюшкова все чаще начинают звучать мотивы разочарования, которое поэт соотносил с общим ходом исторического бытия. В лирике поэта проявляется жанр исторической элегии – грустной песни о роковом пути человечества. Это свидетельствовало о вторжении в мироощущение поэта элементов историзма и философских раздумий.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |