КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество Н.В. Гоголя 2 страница
«Записки сумасшедшего» – это своеобразная пародия на весьма распространенный в литературе 1830-х годов жанр записок, который использовали многие авторы романов и повестей. Но главное не в этом. В «Записках сумасшедшего», как ни в одном другом произведении петербургского цикла, Гоголь сумел заглянуть в самые сокровенные тайники человеческой души и с поразительным мастерством отразил сложнейшие процессы, происходящие в сознании человека. Герой повести чиновник Поприщин – задавленный нуждой и бесправием маленький человек, в котором уживаются самые противоречивые чувства. С одной стороны, он понимает несправедливость существующих порядков («Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам...»), а с другой – сам мечтает пробиться в число избранных и урвать свой кусок на пиру жизни («Погоди, приятель! Будем и мы полковником, а может быть, если Бог даст, то чем-нибудь и побольше»). Страшно одинокий, постоянно сосредоточенный в самом себе, Поприщин живет двойной жизнью – реальной и им самим придуманной. Но постепенно действительность в его сознании отходит на второй план, и он целиком оказывается во власти своих фантастических измышлений. По мере того как Поприщин все дальше и дальше уходит от реальности, в нем пробуждаются мысли и чувства, о которых он и сам не подозревает – и прежде всего чувство человеческого достоинства, осознание себя личностью, гибнущей от несправедливого устройства жизни (позднее пробуждение человеческого в человеке Гоголь более обстоятельно и глубоко проследит в повести «Шинель»). В наивысший момент безумия Поприщина озаряет мысль о своей сопричастности ко вселенскому горю, ко всему гонимому человечеству и у него возникает страстное желание вырваться из этого страшного, подавляющего все живое мира, который его окружает. И здесь у Гоголя снова звучит трагический мотив разрыва мечты и действительности, стремления человека к идеалу и невозможность достижения его в существующих условиях – мотив, пронизывающий большинство петербургских повестей. Нельзя не отметить, что в «Записках сумасшедшего» у Гоголя впервые возникает образ птицы-тройки, призванной унести человека из этой полной нелепостей и нецелесообразности жизни туда, где нет насилия, произвола и надругательства над человеческой личностью. В повести «Нос», как и в других произведениях петербургского цикла, но уже на более глубоком уровне, раскрыта социально-психологическая сущность петербургского общества, в котором все отношения между людьми определяются прежде всего положением на служебной лестнице и чином. Человеку без чина нет места в этом диком противоестественном мире, и чем ниже его положение в иерархии чинов, тем он бесправнее. Коллежский асессор Ковалев чувствует свою полную зависимость от собственного носа, который предстает перед ним в чине статского советника, то есть на целых три чина выше. Поэтому нос неуязвим и на какое-то время одерживает верх над своим владельцем, пока не выясняется, что он никакой не статский советник, а самозванец. Несмотря на всю фантастичность и нелепость происшествия, случившегося с Ковалевым, оно не производит впечатления чего-то из ряда вон выходящего. Недаром Ап. Григорьев считал повесть «Нос» «оригинальнейшим и причудливейшим произведением, где все фантастично и вместе с тем все в высшей степени поэтическая правда». В этом мире не только нос может служить по научной части и, будучи облаченным в мундир, разъезжать в карете, но и всякого рода усы, бакенбарды или брови могут управлять департаментами, министерствами и вершить судьбы многих людей. Повсюду господствует чин, а не человек, форма без содержания – вот главная мысль произведения. Завершает цикл повесть «Шинель», ставшая своеобразным итогом размышлений Гоголя о чиновничье-бюрократическом Петербурге. В ней писатель не только вновь затрагивает почти все темы и проблемы других петербургских повестей, но и с поразительной глубиной раскрывает трагедию человеческой личности, раздавленной безжалостным и бездушным государством. Акакий Акакиевич Башмачкин – маленький человек, попавший в жернова бюрократической машины, которая превратила его в один из своих послушных винтиков, стерла в нем черты индивидуальности. В основе повести лежит идея гуманного отношения к человеку. Гоголь раскрывает ее не только путем глубоко сочувственного, хотя и окрашенного долей иронии описания беспросветно-тяжелой и безрадостной жизни своего героя, но и путем прямого авторского размышления о его горестной судьбе («Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное...»). Еще более определенно мысль писателя-гуманиста выразил «молодой человек», который услышал в «проникающих» словах Акакия Акакиевича: «Оставьте, зачем вы меня обижаете?» – «другие слова»: «Я брат твой». Кроме того, Гоголь показал, что в глубине каждого, даже такого забитого и беспомощного, человека, как Башмачкин (пусть даже в самом зачаточном состоянии), заложен протест против своего рабского положения. Недаром впавший в беспамятство Акакий Акакиевич «сквернохульничал, произнося самые страшные слова», следовавшие «непосредственно за словами «ваше превосходительство». Важное место в повести занимает «значительное лицо». Обычно его рассматривают как обобщенный образ бюрократической власти России. Но ведь «значительное лицо» тоже в известной степени жертва. Не случайно Гоголь заметил, что он был вовсе не дурной и даже «в душе добрый» и «неглупый» человек. Но, по словам писателя, «генеральский чин совершенно сбил его с толку». Все, что было в нем хорошего и доброго, исчезло, человеческое начало растворилось под генеральским мундиром. Исчез человек, и остался только чин, должность, форма без содержания. И причину духовного оскудения своего героя Гоголь видит все в той же бездушной бюрократической машине, безжалостно и равнодушно уродующей каждого человека, попавшего в ее железные объятия. Весьма своеобразен сюжет повести. В нем две линии: в одной повествуется о безрадостной жизни Акакия Акакиевича, а другая посвящена «значительному лицу». И нельзя не обратить внимания на то, что они не только тесно переплетаются одна с другой, но и развиваются во многом одинаково. Так, Башмачкин после того, как он стал обладателем новой шинели, отправился на вечеринку к своему сослуживцу, где выпил два бокала шампанского, и, выйдя на улицу, «побежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою», у которой «всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения», – одним словом, за женщиной легкого поведения. А потом на пустынной площади злоумышленники отняли у него шинель. Нечто похожее произошло и со «значительным лицом». Желая, по словам писателя, «сколько-нибудь развлечься и позабыть неприятное впечатление», произведенное на него известием о смерти Акакия Акакиевича, он отправился к своему приятелю, где за ужином выпил два стакана шампанского, и потом «решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне», приятельнице «для дружеских отношений». По пути к ней у «значительного лица» призрак отобрал шинель. Повторение сюжетных ситуаций имеет определенный смысл. Гоголь хотел подчеркнуть то, что в этой жизни никто не застрахован от несчастья, что оно может обрушиться не только на «существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное», каким был Акакий Акакиевич, но и даже на «царей и повелителей мира», а в данном случае – на «значительное лицо». Только уж больно несоизмеримы последствия «несчастий» для героев повести. Если для Башмачки-на утрата шинели, бывшей «светлой гостьей» в его безрадостной жизни, стала катастрофой и привела его к гибели, то для «значительного лица» – это всего лишь происшествие, правда произведшее «на него сильное впечатление», после которого, как заметил Гоголь, он стал распекать своих подчиненных «уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело». «Шинель» нельзя рассматривать только в ряду петербургских повестей. Она создавалась в период завершения писателем «Мертвых душ» и теснейшим образом связана с общим замыслом поэмы – показать возможность пробуждения человеческого в каждом человеке, независимо от того, кто он – задавленный жизнью бессловесный и забитый чиновник вроде Башмачкина или нравственно разложившийся прожженный мошенник Чичиков. Повесть «Шинель» сыграла огромную роль в утверждении гуманного начала и «натурального» направления в русской литературе. Изображение Гоголем в петербургских повестях «грязной действительности», по словам Белинского, наводило читателей «на созерцание идеальной действительности». Через всю жизнь Гоголь пронес любовь к театру, считая его своеобразной «кафедрой», с которой «можно много сказать миру добра». И поэтому обращение писателя к драматургии является вполне закономерным. Первым опытом Гоголя в этом жанре стала комедия «Владимир 3-ей степени», работа над которой оставалась незавершенной, поскольку, по словам писателя, он «остановился, увидев, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит». Сохранились лишь отдельные сцены комедии («Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская»), которые были, по всей вероятности, подготовительными этюдами к ней. Чуть позже, в 1833 году, Гоголь приступил к созданию новой пьесы – «Женихи», впоследствии переделанной им в комедию «Женитьба». Это произведение очень высоко ценил Ф.М. Достоевский, отметив, что «Женитьба» и «Мертвые души» – это «самые глубочайшие произведения, самые богатые содержанием, именно по выводимым в них художественным типам». Между тем о персонажах комедии «Женитьба» обычно говорится, что они являются лишь воплощением «духовного убожества, пошлых вкусов», «паразитизма» и т.д. Конечно же все это имеет место. Однако в отдельных характерах комедии просматриваются и другие черты, а именно недовольство своим положением, тоска по идеалу, мечта о другой жизни, надежда на счастье. И здесь в чем-то «Женитьба» предвосхищает «Шинель». В знаменитом монологе Агафьи Тихоновны отражены не только убожество и ограниченность духовного мира купеческой дочки, а скорее естественное желание встретить достойного человека, с которым она могла бы стать счастливой. Представление Агафьи Тихоновны об идеальном женихе выглядит, несомненно, комично, поскольку она механически составляет его образ из отдельных, чисто внешних деталей лиц и фигур (губы Никанора Ивановича, нос Ивана Кузьмича, дородность Ивана Павловича, развязность Балтазара Балтазаровича). Что же касается нравственных достоинств претендентов на свою руку, то Агафья Тихоновна о них не задумывается. Да и есть ли у них эти достоинства! И здесь форма довлеет над содержанием. Комизм ситуации подчеркивается и репликой невесты: «Такое несчастное положение девицы, особливо еще влюбленной». А ведь влюблена она не в конкретного человека, а в некую механически созданную абстракцию. Отнюдь не однозначен и главный герой комедии – надворный советник Подколесин, в котором обычно видят лишь смешную фигуру незадачливого жениха. А вот Ап. Григорьев усмотрел в нем нечто иное и сравнил его с Гамлетом, отметив, что «безволие Подколесина родственно безволию Гамлета, и прыжок его в окно – такой же акт отчаяния и бессилия, как убийство короля мечтательным принцем датским». Казалось бы, очень уж непохожи друг на друга – чиновник не очень большого ранга и датский принц. Но ведь оба они решают для себя и на своем уровне очень важные для них вопросы. Для Гамлета это глобальный вопрос – «быть или не быть» или, иными словами говоря, жить или не жить. Что же касается Подколесина, то как бы смешно ни выглядели его размышления о предстоящей женитьбе, перед ним ведь тоже стоит вопрос, от решения которого зависит вся его дальнейшая жизнь. По мысли Гоголя, каждый человек, кем бы он ни был, рано или поздно оказывается перед необходимостью сделать выбор, определяющий его дальнейшую судьбу. Как видим, толкование персонажей комедии может быть различным, а это лишний раз свидетельствует о неисчерпаемой глубине произведений Гоголя. Комедию «Ревизор» принято рассматривать преимущественно как общественно-политическое произведение с ярко выраженным обличительным началом, в котором на примере жизни «уездного города» показано беззаконие, взяточничество и всякого рода злоупотребления, характерные для всей николаевской монархии. Это верно. Однако этим отнюдь не исчерпывается глубинное содержание комедии. По словам Гоголя, сюжет «Ревизора» ему «подарил» Пушкин. Действительно, еще в 1833 году он рассказал Гоголю про случай, «бывший в г. Устюжне Новгородской губернии» с одним господином, который выдавал себя за важного чиновника и обманул жителей города. Но подобные случаи не были редкостью, и еще до появления «Ревизора» они уже находили свое отражение в произведениях многих писателей (Г.Ф. Квитка-Основьяненко, А.Ф. Вельтмана и др.). А поэтому можно сказать, что Гоголь в «Ревизоре» использовал «бродячий», хорошо известный сюжет. Но в своей «Авторской исповеди» писатель заметил: «Пушкин... отдал мне свой собственный сюжет «Мертвых душ» (мысль «Ревизора» принадлежит также ему)». Именно мысль, а не сюжет. В чем же заключается основная «мысль», подсказанная Пушкиным? Вот что пишет по этому поводу Е.Н. Купреянова в статье «Гоголь-комедиограф» (Русская литература. 1990. № 1): «Среди черновиков поэмы «Братья разбойники» сохранился следующий вариант заключающего поэму описания разбойничьего пира: На миг утихшая беседа Вновь оживляется вином; У всякого своя есть повесть, Всяк хвалит меткий свой кистень. Шум, крик. В их сердце дремлет совесть: Она проснется в черный день. «Черный день» – день смерти, неминуемо ожидающий каждого человека, а проснувшаяся совесть – ужас, охватывающий умирающего от сознания неотвратимости загробной кары за все совершенные им не чистые, бессовестные (в данном случае – разбойные) дела. В такой же, как бы предсмертный, ужас повергает городничего, его сослуживцев и гостей в заключительной «немой сцене» комедии известие о приезде «настоящего ревизора», под которым подразумевается проснувшаяся совесть человека. По мнению Е.Н. Купреяновой, «идейное задание «Ревизора» отнюдь не исчерпывается обличением административных злоупотреблений. «Злоупотребления» и «несправедливости» перестают быть в комедии порождением нечистой, продажной совести, т.е. бессовестности всех гражданских сословий крепостнического общества». Конечно же все персонажи комедии воплощают в себе социальные пороки самодержавной действительности. Но, по словам Е.Н. Купреяновой, задача Гоголя заключалась в том, чтобы «вывести на чистую воду» незримого и главного антигероя комедии – общесословного, общечеловеческого подлеца. Общесословного и общечеловеческого потому, что он таится в душах всех граждан крепостнического общества, одержимых в той или иной мере низменными и пошлыми, но довольно-таки заурядными человеческими страстями и страстишками. Соответственно каждый из зримых антигероев комедии сверх своего конкретного социального облика и характера и при его посредстве представляет типовую модель одного из многообразных социально-психологических «платьев», в которые рядится этот «сборный» «подлец» современной писателю русской жизни. В силу своей «сборности» он безличен, но копошится в душах людей, толкая их, как и действующих лиц комедии, на всякого рода бессовестные дела сообразно чину, званию, возрасту, социальному положению и возможностям каждого. Обнажить общий нравственно-психологический механизм повседневного и повсеместного пренебрежения высоким званием русского Человека и Гражданина – такова истинная новаторская суть авторской мысли «Ревизора». Думается, что с этим нельзя не согласиться, тем более что все вышесказанное ни в коем случае не снижает обличительного пафоса «Ревизора», направленного на разоблачение беззакония и произвола самодержавно-крепостнической системы России, и лишь помогает раскрыть главный замысел комедии – «выставить... на всенародные очи» «пошлость» рабского сознания и полную нравственную несостоятельность его носителей. Ответственность за все «дурное», происходящее вокруг, Гоголь возлагает не столько на самодержавно-крепостнический строй, сколько на духовное растление общества, в котором нарушаются государственные и нравственные законы, попираются права и достоинство человека. Писатель стремится к тому, чтобы зрители и читатели увидели в персонажах комедии отражение собственных недостатков, всю дерзость чиновничьей, купеческой, мещанской обывательской «души». Именно об этом говорят как эпиграф, предваряющий комедию, – «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», так и слова городничего, обращенные в зал: «Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!..» Гоголь хотел, чтобы каждый, кто посмотрит или прочитает комедию, разглядел в ее действующих лицах самих себя. Об этом свидетельствует «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору», явившийся своеобразным авторским комментарием к комедии, где о главном «лице» произведения Хлестакове, сконцентрировавшем в себе «многое, разбросанное в разных русских характерах», говорилось: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался и делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться; он любит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, а не в собственной. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни, дело только в том, что вслед за тем очень ловко повернется, и как будто бы и не он». Гоголь надеялся, что зрители и читатели, познакомившись с уродливыми типами, представленными в комедии, в конце концов задумаются, «оглянутся» на себя, осознают всю глубину своего собственного нравственного падения и очистительной силой смеха сумеют возродить в себе человеческое начало. Этим и объясняется то, что единственным «честным лицом» в комедии писатель считал смех. Вот так своеобразно трансформировал Гоголь главную «мысль» «Ревизора», подсказанную Пушкиным, в созданной им новой форме «общественной комедии». Как пишет Е.Н. Купреянова, «в «Ревизоре» все, начиная с наименования комедии, имеет двойной смысл, прямой и подразумеваемый. В прямом смысле слово «ревизор» означает должностное лицо, призванное контролировать ту или иную сферу государственной деятельности. Хлестаков – «мнимый ревизор» и в то же время олицетворенная «ветреная светская совесть, проданная и обманчивая совесть». Одно непосредственно связано с другим и в иносказательной форме выражает несокрушимую веру Гоголя в решающее значение для судеб и блага общественного бытия его духовного фактора – «совести» или, что то же, нравственного чувства. В противоположность «мнимому ревизору» Хлестакову (его бессовестности) «настоящий ревизор» подразумевает неизбежное пробуждение в каждом человеке его собственной неподкупной, но до поры до времени преступно дремлющей совести». С этим нельзя не согласиться, тем более что сам Гоголь неоднократно настаивал именно на таком толковании главной мысли своей комедии. Об этом он писал сначала в «Отрывке из письма...» (1836), а затем в «Театральном разъезде» (1836–1842), в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» и, наконец, в «Развязке «Ревизора» (1846). В попытке Гоголя разъяснить содержание своей комедии (прежде всего в «Развязке «Ревизора») многие исследователи склонны видеть лишь проявление духовного кризиса, который писатель пережил в начале 1840-х годов. Это не совсем так. Конечно, необходимо учитывать определенное изменение взглядов Гоголя. Но полностью игнорировать его собственное понимание «Ревизора» ни в коем случае нельзя. Последняя по времени написания пьеса Гоголя «Игроки» – произведение во многих отношениях необычное. И прежде всего тем, что в этой комедии нет ни одного женского персонажа и традиционного деления на акты – она состоит из сквозного, непрерывного действия, развивающегося на протяжении 25-ти явлений, в свою очередь связанных с появлением и уходом со сцены разных действующих лиц. Кроме того, до конца пьесы зритель внимательно следит, удастся ли профессиональным шулерам обмануть доверчивого и добродетельного помещика Глотова. И только в двух последних явлениях становится ясно, что вся эта интрига нечто иное, как игра, «комедия в комедии», разыгрываемой не только для зрителя, но и для главного героя пьесы Ихарева, превратившегося из обманщика в обманутого. Кстати, следует сказать, что игра (в карты, в рулетку и т.п.) занимала в XIX веке чрезвычайно важное место в жизни определенной части русского общества. И не столько из-за того, что игра позволяла испытать острые ощущения, а прежде всего потому, что она вселяла надежду на внезапное обогащение и тем самым – на крутое изменение судьбы (вспомним, к примеру, Германна из «Пиковой дамы» Пушкина). В своей пьесе Гоголь стремился развенчать игру, снять с нее покров тайны и непредсказуемости. Его игроки – это жулики, которые больше надеются на крапленые карты и ловкость рук, нежели на его величество случай и фатум. Для Гоголя игра – это нечто иное, как вид мошенничества, аферы, вроде той, которую пытался осуществить «подлец» Чичиков в «Мертвых душах». Главным делом всей своей жизни Гоголь считал работу над поэмой «Мертвые души». «Огромно, велико мое творение, – писал он. – Вся Русь явится в нем!» По замыслу Гоголя, «Мертвые души» (точно так же как, и «Божественная комедия» Данте) должны были состоять из трех томов. В первом писатель намеревался изобразить современную ему Россию (своего рода «Ад»), во втором – указать пути обновления русской жизни («Чистилище») и, наконец, в третьем – заглянуть в будущее своей родины («Рай»). Но этим не исчерпывался замысел поэмы. Гоголю казалось, что движение России к возрождению и спасению станет своеобразным примером для всего мира. Вот это общечеловеческое значение «Мертвых душ» далеко не всегда учитывается при анализе поэмы. И еще. В основе «Мертвых душ» лежит очень дорогая Гоголю мысль о том, что каждый человек, как бы глубоко ни было его нравственное падение, способен к духовному воскрешению, что в каждом человеке есть, пусть и далеко запрятанная, живая душа. В свое время Белинский предупреждал, что «нельзя ошибочнее смотреть на «Мертвые души» и грубее понимать их, видя в них сатиру». Между тем очень часто поэма Гоголя рассматривается прежде всего как произведение, сатирически изображающее самодержавно-крепостнические порядки России. Но ведь сам писатель неоднократно разъяснял, что «...вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков», и не то, что им приписывают, есть предмет «Мертвых душ», что главный и единственный предмет поэмы есть «человек и душа человека», и при этом «современный человек» и «нынешнее состояние его души». И конечно же писатель имел в виду не только состояние души русского человека. Недаром один из самых талантливых и проницательных критиков того времени В.Н. Майков писал: «Гоголь ни на одно мгновение не упускал из вида общечеловеческих черт характеров каждого из своих героев, потому что все действующие лица его поэмы прежде всего являются людьми, как бы малы и ничтожны ни были они по положению своему в обществе, до какого бы нравственного уничижения ни были доведены воспитанием и неизбежным течением дел. В каждом из них легко усмотреть все человеческие движения, каждый имеет свои предметы живого сочувствия и злой антипатии, у каждого свой «задор», как сказал сам Гоголь, – и поэтому-то все они возбуждают такое глубокое сочувствие в каждом читателе, не разучившемся думать и чувствовать». Одновременно В.Н. Майков подчеркивал, что «ни разу еще, ни в одном произведении нашей литературы не был так глубоко, так всесторонне изображен русский человек, как в «Мертвых душах», и что всего замечательнее, никогда еще не представал перед нами русский человек в таком выгодном свете, как в «Мертвых душах». Поэтому не совсем правомерна попытка многих исследователей доказать, что образы помещиков и чиновников, изображенные в «Мертвых душах», являются порождением самодержавно-крепостнических порядков России, и привязать гоголевских героев лишь к определенному общественно-политическому укладу. Гоголь мыслил гораздо шире, считая, что уродливые черты характера человека могут проявиться в любом обществе, в котором существуют отклонения от нравственных законов. Следует отметить также, что некоторые ученые стремятся выявить определенную закономерность в изображении нравственной деградации владельцев усадеб, подчеркивая, что каждый из них «духовно ничтожнее предыдущих» (А.И. Ревякин). При этом делается ссылка на слова Гоголя о том, что в «Мертвых душах» у него «один за другим следуют... герои один пошлее другого». Думается, что нет нужды выяснять, кто из помещиков более, а кто менее пошл, кто из них приобретатель, кто – расточитель и т.п. Ни в ком из владельцев усадеб нет ни одной положительной черты, каждый из них являет собой бездну нравственного падения, только пошлость проявляется в них разными своими сторонами. При этом нельзя считать, что разные грани пошлости свойственны только представителям дворянского и чиновничьего сословия и являются следствием самодержавно-крепостнических порядков. Пошлость может расцвести пышным цветом при любом общественном строе, построенном на несправедливых основах. Она может проявиться в людях, стоящих на разных ступенях общественной лестницы, разного имущественного положения, разного уровня образованности. Гоголь, например, говорит, что Чичиков напрасно сердился на Коробочку. «Ведь, – писал он, – и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены!..» Или вот о Ноздреве: «Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины. Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди, будет жать вам руку, разговорится с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом смотришь тут же, перед вашими глазами и нагадит вам». И дальше: «Ноздрев долго еще не выветрится из мира. Он всегда между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». К тому же почему-то редко вспоминают слова Гоголя, который писал: «...я стал наделять своих героев, сверх их собственных гадостей, моею собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство мое, я преследовал его в другом звании и на другом поприще, старался изобразить его в виде смертельного врага, нанесшего мне самое чувствительное оскорбление, преследовал его злобою, насмешкою и всем, чем ни попало». В галерее помещиков, выведенных в «Мертвых душах», следует видеть не только обличение владельцев крепостных душ, но и своеобразное предупреждение каждому человеку, призыв взглянуть на самого себя и подумать о том, нет ли в нем самом черт пошлости, так ярко и выпукло обрисованных в героях гоголевской поэмы. И совсем не случайно с такой страстью прозвучало в главе о Плюшкине обращение Гоголя к молодежи: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!» На первый взгляд может показаться, что Гоголь в известной степени противопоставляет в своем произведении размеренное существование обитателей помещичьих усадеб и активную исполненную движения жизнь чиновничества губернского города N. Однако движение это чисто механическое, за которым ничего, кроме духовной пустоты и убожества. В подготовительных материалах к первому тому «Мертвых душ» Гоголь писал: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота, Пустословие, Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». Именно этим и объясняется возникновение в среде обитателей города самых нелепых и невероятных слухов и сплетен. Нельзя не обратить внимание на то, что Гоголь совершенно иначе изображает отдельных представителей чиновничьего мира. Если, рисуя образы помещиков писатель подробно описывает каждого из них, стремясь выделить индивидуальные черты их характеров, то при изображении чиновничества Гоголь представляет его как целостную бюрократическую машину, в которой люди выполняют ту или иную функцию занимают определенную должность: губернатор, вице-губернатор, полицмейстер, прокурор и т. п. И здесь, как и в «Ревизоре», писатель показывает, что характер и поведение каждого чиновника определяется в первую очередь не его личными качествами, а чином и должностью. Так, например, полицмейстер «...был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую... Трудно было даже и решить, он ли был создан для места или место для него. Дело было так поведено у него, что он получал вдвое больше доходов противу своих предшественников». При этом Гоголь замечает, что подобные нравы губернских чиновников распространены не где-нибудь «в глуши, а, наоборот, недалеко от обеих столиц». Весьма выразительную характеристку губернским чиновникам дал Собакевич: «...это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |