КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературно-общественное движение 1840–1855 годов
Великие художественные завоевания середины XIX века: романы Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, драматургия А.Н. Островского, лирика Н.А. Некрасова, сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина – были подготовлены литературным движением 40–50-х годов. Процесс формирования реализма, начатый в 1830-е годы, в эти десятилетия достигает наибольшей полноты и интенсивности. Как указывает П.В. Палиевский, «40-е начинали новый цикл. Естественно, они были ниже по уровню – зато выше в инициативе». Эти годы – пора творческого самоопределения для целого ряда писателей: Н.А. Некрасова, А.И. Герцена, М.Е. Салтыкова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского. А.Н. Островского, И.А. Гончарова, Д.В. Григоровича. Борьба за новое содержание литературы, в котором реалистическая тенденция решительно вытесняла «фальшивую идеализацию действительности» или «риторику» (В.Г. Белинский), определила и содержательность образа «человека сороковых годов», отождествившегося с личностями писателей-классиков. Критика и литературоведение сходятся в том, что 40-е годы составляли «противоречивое единство» и в этом отношении явились «переходным временем». Разработка эстетики реализма сопровождалась осмыслением каждого из ее компонентов, его проверкой на степень жизненной убедительности и духовной значимости – на подлинную, самой действительностью подтвержденную ценность. И безусловно, во главе этого движения стоял В.Г. Белинский (1811–1848), сумевший разглядеть ростки новой эстетики и с максимальной точностью сформулировавший ее главные тенденции. Однако еще большей заслугой критика стало то, что он сумел связать литературу с той самой действительностью, которая одна была основой истинного искусства. Виссарион Григорьевич Белинский не просто угадал, что настало новое время в литературе и в жизни, он первым проанализировал их взаимопересекающиеся направления. И как бы ни были глубоки заблуждения и страсти в душе критика, никто из его современников не обладал таким широким и верным взглядом на все современное ему искусство, в котором он видел единственный путь к обновлению во всех сферах жизни огромной и многострадальной России. Он мечтал увидеть свою страну в 1940 году, полагая, что народ, обладающий такой великой литературой, не может не быть счастливым, хотя бы через сто лет. Но, как и Гоголь, которого он в конце жизни обвинил в отступничестве от великих идеалов, он надеялся, что именно литература наша подвигнет народ к освобождению, он полагал, что художественное слово способно повлиять не только на душу человека, но и на все стороны его материальной жизни. Особенно примечательно то, что отчаянный пропагандист социалистических идей, почерпнутых из Гегеля, Шлегеля и Сен-Симона, ставил искусство выше науки. В знаменательной статье 1840 года «Полное собрание сочинений А. Марлинского» он писал: «Наука есть плод умственного развития народа, плод его цивилизации, результат сознательных усилий со стороны людей, которые ей посвящают себя, тогда как поэзия есть прямое, непосредственное сознание народа». А сознание – результат практической деятельности этого самого народа, терпение которого, по мнению критика, иссякает. Белинский видит это через призму искусства, которое начинает поворачиваться в сторону простого человека, которому чужды романтические порывы героев Марлинского и всех остальных эпигонов романтизма, еще не ушедших со сцены русской литературы к концу 1830-х годов. Белинский увидел не только ростки нового направления в родной литературе, но и точно определил их происхождение: «Причина этого дивного явления заключается в глубине и могуществе духа народа, в сокровенном источнике его внутренней жизни». Вслед за Пушкиным и Гоголем он пришел к выводу, но не интуитивному, как у людей искусства, а логически обоснованному, что искусство не может существовать вне общества, вне своих народных корней. Приводя обширные цитаты из произведений А. Марлинского, писателя яркого и безусловно талантливого, критик убедительно доказывает, что романтизму в России приходит конец ввиду его неспособности питаться соками народной жизни, нашедшей свое отражение в фольклоре, о котором он пишет: «Наша народная или непосредственная поэзия не уступит в богатстве ни одному народу в мире». Русское читающее общество к началу 40-х годов еще способно было зачитываться Марлинским и Бенедектовым, оно способно было называть зарождающийся великий русский реализм «натуральной школой», способной лишь копировать тоскливую обыденность и брать в герои (!) жалких башмачкиных, писать о вещах очевидных и совершенно неинтересных. И только Белинский осмелился защитить такую литературу, и не только защитить, но и сказать, что за нею будущее, что любимый всеми романтизм умер. Он так и писал: «Простота есть необходимое условие художественного произведения, по своей сущности отрицающее всякое внешнее украшение, всякую изысканность. Простота есть красота истины». И понятно, что простоту нельзя путать с натурализмом, чего не допускал и сам Белинский. Естественно, что, несмотря на то что статьями Белинского зачитывалась вся грамотная и преимущественно молодая Россия, а мы безусловно отдаем ему первое место и в критике, и в области общественной мысли, его мнение отнюдь не было единственным. С ним спорили и В. Майков, имевший собственное мнение о роли и месте романтизма, и Ф. Булгарин (это он обозвал направление «натуральной школой»), и блистательная плеяда русских славянофилов, среди которых были братья Аксаковы, С. Шевырев, А. Хомяков и другие, а также и друзья его, западники Т. Грановский, М. Катков, К. Кавелин и т.д. Были и другие, поскольку журнальная жизнь того времени была довольно активной. Ведь журнальная трибуна была в России единственным местом, где можно было высказываться, несмотря на цензуру, довольно откровенно. Если в 30-е годы, после разгрома декабристского движения, общественная жизнь сосредоточилась преимущественно в салонах (Карамзиной, Елагиной, Майковых и др.). то с 1839 года возобновленные А. Краевским «Отечественные записки» сделались (в особенности после того, как в журнал пришел Белинский) наиболее популярным периодическим изданием и оставались им вплоть до реорганизации «Современника» И.И. Панаевым и Н.А. Некрасовым в январе 1847 года. С 1839 по 1846 год Белинский публиковал в «Отечественных записках» почти все свои статьи, вел важнейший критико-библиографический отдел. Здесь появились цикл статей о Пушкине, статьи о Лермонтове, о «Мертвых душах» Гоголя. Текущая литература находила в журнале теоретически концептуальное обоснование в больших годичных обзорах, имеющих программное значение для осознания литературного развития. Шедевры лирики Лермонтова и отдельные главы «Героя нашего времени» впервые явились на страницах «Отечественных записок». Здесь печатались роман А.И. Герцена «Кто виноват?», первые повести М.Е. Салтыкова – «Запутанное дело» и «Противоречия», произведения тех писателей, которые составили ядро «натуральной школы»: Д.В. Григоровича, В.А. Соллогуба, В.И. Даля, Е.П. Гребенки, И.И. Панаева, Я.П. Буткова. Журнал знакомил с передовыми научными теориями (отечественными и зарубежными), лучшими сочинениями иностранной литературы: Жорж Санд, Ф. Купера, Э.Т.А. Гофмана, В. Шекспира и др. С «Отечественными записками» вступили в борьбу журналы, объединившие вокруг себя откровенных защитников идейно-политической программы правительства и соответствующих ей официозно-моралистических тенденций в литературе. «Сын отечества» и «Русский вестник» Н.И. Греча и Н.А. Полевого, «Библиотека для чтения» О.И. Сенковского, издания Ф.В. Булгарина, и в том числе популярная «Северная пчела», – смещали представления о ценностях в литературе, подвергали разносу произведения Пушкина, Гоголя, всего передового, что шло за ними. После ухода из «Отечественных записок» Белинского в 1846 году (к этому привели принципиальные разногласия с редактором А.А. Краевским) журнал постепенно терял репутацию прогрессивного печатного органа, а впоследствии и совсем перестроился на началах умеренного либерализма. После Белинского критический отдел на недолгое время возглавил талантливый публицист и критик В.Н. Майков (1823–1847). Современники увидели в нем яркую и самобытную личность, во многом не похожего на Белинского и вместе с тем его безусловного преемника. Ф.М. Достоевский позднее писал о нем с сожалением: «Валериан Майков принялся за дело горячо, блистательно, с светлым убеждением, с первым жаром юности. Но он не успел высказаться. Он умер в первый же год своей деятельности. Много обещала эта прекрасная личность, и, может быть, многого мы с нею лишились». В.Майков вполне испытал на себе подавляющую «систему казенного воспитания» и «религию слепого повиновения» (А.И. Герцен), типичные для социальных отношений в 40-е годы. Решая вопрос соотношения национального и общечеловеческого начал, В.Майков приходил к убеждению, что сохранение нормального человеческого типа возможно лишь в массе трудового народа. Эта мысль стала одной из определяющих в статье «Стихотворения Кольцова»: на первый план выдвинулась «жизненность в высочайшем ее развитии» – она явилась в стихах, где отразились «история России и вся ее национальность». «Наука, искусство и общественность входят в состав идеала нормальной человеческой жизни» – таков ведущий тезис антропологической философии В.Н. Майкова. Для журнала «Современник» новая эпоха началась с момента, когда его редакторами стали И.И. Панаев и Н.А. Некрасов, неуклонно проводившие в журнале реалистическую тенденцию и привлекшие к нему всех тех, кто ненавидел крепостничество, бюрократизм, «риторику» под видом искусства, не принимали пассивности, когда дело касалось общественных проблем. Замечательные писатели и критики пришли в «Современник» в 40–50-е годы и определили его первенствующее место в отечественной литературе, публицистике и журналистике. Посылая в журнал первую повесть «Детство» и другие свои сочинения 1850-х годов, Л.Н. Толстой был вполне уверен, что ему удастся на страницах «Современника» «оставаться верным всегда одному направлению и взгляду в литературе» (письмо И.И. Панаеву от 8 авг. 1855 г.). В «Современнике» печатались «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Антон Горемыка» Д.В. Григоровича, «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, сочинения А.И. Герцена, стихотворения Н.А. Некрасова, Н.П. Огарева, А.Н. Майкова, М.Л. Михайлова, критические обозрения Белинского за 1846 и 1847 годы, Т.Н. Грановского, А.В. Дружинина. С совершенно иной программой вступил в общественное движение журнал «Москвитянин» (редактор М.П. Погодин), просуществовавший с 1841 по 1856 год. И название журнала, и его идейная концепция отражали специфический характер отношения к Москве как центру российско-славянского просвещения. Идея «славянского возрождения» выразилась в противопоставлении «московского» духа «петербургскому». Публицистика и критика журнала (критический отдел курировал соратник Погодина С.П. Шевырев) проводили мысль об особой функции самодержавия в устройстве российской государственности, концепцию славянской основы русской «народности», ведущую в итоге к «славянской» эпохе в мировой истории. Установка на «самобытность» сгруппировала вокруг журнала идейно не близких писателей – в нем печатались В.И. Даль, А.Ф. Вельтман, М.Н. Загоскин. Публиковали свои стихи поэты, пришедшие из «Московского вестника»: Н.М. Языков, А.С. Хомяков, М.А, Дмитриев, Ф. Глинка, а также новое поэтическое поколение: Ф.Б. Миллер, Н.В. Берг, К..К. Павлова. Благодаря «Москвитянину» вошли в литературную жизнь Я.П. Полонский, А.А. Григорьев, А.А. Фет. В связи с расколом внутри славянофильской партии и ввиду критического отношения к журналу в широких кругах общественности, он не раз оказывался на грани распада. Оживление внесло формирование новой, так называемой «молодой редакции» «Москвитянина» на рубеже 40–50-х годов. Характер ее деятельности стали определять А.Н. Островский и критик Аполлон Григорьев. В начале 50-х годов, когда в журнале публиковались сочинения этих авторов, а также проза А.Ф. Писемского, научные изыскания М.М. Стасюлевича, Ф.И. Буслаева и А.Ф. Гильфердинга, яркие мемуарные свидетельства, он стал одним из центров литературной жизни, несмотря на крайние позиции, резкое неприятие идейно-эстетической программы демократического лагеря, тенденцию к идеализации патриархальных отношений и т.д. Актуальным для 40–50-х годов оставался вопрос, сформулированный историком литературы, прозаиком и педагогом А.Д. Галаховым: «Главное – согласить чувство изящного с неизящными предметами, действительно то общество, среди которого мы живем и должны жить». Этот вопрос в первую очередь волновал писателей, составивших прогрессивную группу в литературе. Современникам бросался в глаза именно групповой характер их художественного творчества, мировоззренческая и духовная однонаправленность. В этом, самом широком, смысле уже в 40-е годы было введено понятие «школы», которая получила впоследствии определение «натуральной». Впервые этот термин употребил противник нового направления Ф.В. Булгарин: в фельетоне, помещенном в «Северной пчеле» 26 января 1846 года, разбирая «Петербургский сборник», он высказался о «натуральной школе» в уничижительном, подчеркнуто ироническом смысле. Для Булгарина «правда» в искусстве представлялась внеэстетической, «голой», если предмет не возводился к «идеалу». В то время как писатели новой «школы» сделали своим объектом жизнь каждого социального организма, каждого типического лица и в особенности после «Шинели» Гоголя – личности «маленького человека», Булгарин продолжал рисовать (невзирая на жизненную достоверность) некий вымышленный образ – не сущего, а должного, согласного с его теорией: «...чиновники не берут взяток! Это промысел подьячих, так называемых приказных... Чиновник патриот по превосходству... Чиновник любит всем сердцем отечественную словесность и душевно уважает русских литераторов... дай Бог всем жить так тихо и счастливо, как живет чиновник с женою...» Сложность формирования реализма, основой которого стала «натуральная школа», выразилась в неоднозначном отношении ее представителей к романтизму: с одной стороны – в презрении и откровенном развенчивании романтической «риторики» (в прозе Н.А. Некрасова, И.И. Панаева, В.А. Соллогуба, Е.П. Гребенки), с другой – в использовании теми же писателями ее устойчивых форм для возвышения духовно ярких, «избранных» натур. Заслуживает внимания суждение К.Ф. Головина (Орловского), высказанное в начале XX века: «У нас укоренилось мнение, будто под влиянием Гоголя и Белинского романтизм безвозвратно исчез из нашей литературы, обратившейся от погони за идеальными героями к воспроизведению трезвой действительности... Мнение это между тем крайне поверхностно». О положительных героях в литературе этого времени сказано следующее: «Романтизм сидел в их крови, как он был и в жизни тогдашнего общества, по крайней мере той его части, которая не довольствовалась пошлой действительностью. А вся суть движения сороковых годов и заключалась в старании освободиться от этой действительности». Обе линии «натуральной школы», сатирическую и социально-психологиичес-кую, осложненную сентиментально-романтическими веяниями, а также воздействием антропологической философии и идей утопического социализма, в 40-е годы, естественно, возводили к Гоголю, в котором видели объемность, органическое сочетание «писателя-сатирика» и «писателя-гуманиста» (Н.И. Якушин). «Натуральная школа», и хронологически и идейно не отдаленная от Гоголя дистанцией, необходимой для исторического осмысление деятельности «вождя», по выражению исследователя, «лишь с течением времени» раскрывала «различные уровни этого объема». В конце нашего обзора вернемся к словам Белинского о том, что общество и поэт связаны неразрывно и никакой гений не станет писать того, что недоступно или ненужно его народу. Критик, как никто другой и до и после него, умел связать искусство с общественной жизнью. И дело не в его социологичности, вытекавшей из приверженности к идеям социализма, а в том, как тонко и органично он это делал. О том, что крепостное право безусловное зло, от которого надо как можно скорее избавляться, знали и думали не одни революционно настроенные молодые люди 30–40-х годов, но и правительство. Это ведь А. Бенкендорф назвал крепостное право «пороховой бочкой», это ведь Николай I создавал комитет по разработке условий отмены крепостного права. И до 1848 года правительство в какой-то мере даже терпело литературную оппозицию. Вплоть до того, что поначалу дискуссионный кружок Буташевича-Петрашевского начал превращаться в антиправительственную организацию, идею чего активно поддерживал своим страстным темпераментом молодой Федор Достоевский. Уже забрезжила надежда на скорые перемены, как вдруг в Европе разразилась новая буржуазная революция. Самое сильное влияние она оказала на российское правительство, которое было смертельно напугано тем, что эта революция послужит вдохновляющим примером для горячих голов в России. Немедленно были приняты надлежащие меры: запрещен выезд за границу, прекращена работа по подготовке реформ, начались репрессии. Было арестовано большинство петрашевцев, среди них и Достоевский, в приговоре которому среди прочих преступлений значилось чтение (!) письма Белинского к Гоголю (как известно, критик избег наказания только по причине вскоре случившейся смерти). Весь правительственный либерализм сдуло ветром французской революции. Самым страшным для отечественной словесности было образование постоянного негласного «Комитета 2 апреля 1848 года для высшего надзора... за духом и направлением печатаемых в России произведений». Служаки из этого чисто репрессивного органа с завидным рвением принялись казнить журналы и журналистов, доходя, как и полагается в России, до абсурда, о котором потом вспоминали и с юмором и с сарказмом. Но в тот момент было не до смеха: только что набравший силу некрасовский «Современник» пострадал больше всех. В период этого мрачного семилетия (с 1848 года до смерти Николая I) только несгибаемая воля и фантастическая изворотливость Некрасова помогли журналу выжить. И тем не менее в продолжение семи лет каждый номер был под угрозой срыва. Все его материалы подвергались либо уродующей правке, либо простому запрету. И Некрасову поневоле (часто вместе с А. Панаевой) пришлось переквалифицироваться в прозаика и помещать вместо выброшенных материалов куски своего довольно длинного романа. Нетрудно догадаться, что подобная политика царя, как всегда, привела лишь к ускорению разложения власти и правящих сословий. Окончание мрачного семилетия ознаменовалось приходом Добролюбова, Чернышевского, Писарева и других не менее ярких и теперь уже не просто критиков, а пропагандистов тех самых революционных идей, которые привели Россию к 1917 году. Голоса либерально-демократических критиков, а тем более почвенников вроде Аполлона Григорьева, а потом и вернувшегося Достоевского не были услышаны публикой, склонной видеть в творчестве Тургенева, Толстого и большинства других выдающихся писателей совсем не то, что они хотели сказать. Страна вместе со своей литературой вступила в новый период истории. Карающая рука власти становилась все слабее, а попытки увести литературу на путь чистой эстетики (под влиянием В. Боткина, А. Дружинина, П. Анненкова и Др.) увенчались полным крахом. Вопросы и задания 1. Почему понятие «натуральной школы» в литературно-общественном сознании 40-х годов соотносилось с понятием реализма? Какими свойствами определялась его художественная специфика? 2. Назовите течения внутри «натуральной школы» и их главных представителей. Охарактеризуйте этапы эволюции стилевых и жанровых исканий писателей «гоголевского направления»: от «физиологии» к повести и роману. 3. Чем объяснить преобладание прозаических жанров в литературе 40–50-х годов? 4. Подготовьте «литературные портреты» наиболее значительных прозаиков и поэтов этого времени. 5. Какими тенденциями определялось развитие русского театра в «переходный» период – от Гоголя к Островскому? 6. Какие изменения произошли в литературной теории и практике в 50-е годы? Литература Бухштаб Б.Я. Русская поэзия 1840–1850-х годов // Поэты 1840– 1850-х годов. Л., 1972. С.5–60. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1982. Лобанов М. Сергей Тимофеевич Аксаков. М., 1987. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. С.241–305. Могилянский А.П. Писемский: Жизнь и творчество. Л., 1991. Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). М., 1965.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |