Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировая практика финансирования малого бизнеса




Опыт развитых стран свидетельствует, что для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры для малого бизнеса необходимым условием является активная государственная политика. И именно она зачастую и определяет те схемы финансирования малого бизнеса, которые становятся традиционными для той или иной национальной экономической системы. На сегодняшний день в развитых странах сложилось два основных пути финансирования малого бизнеса – американский и германский. По американской схеме, предполагающей прямую поддержку непосредственно малых предприятий за счет государственных средств и независимое сосуществование государственного и частного финансирования малого бизнеса, в настоящее время действует большинство развитых стран. По германской системе, предполагающей государственное финансирование частных финансовых институтов, осуществляющих кредитование малого бизнеса, работают в основном международные финансовые организации.

Американская система финансирования малого предпринимательства предполагает альтернативное независимое существование частного и государственного финансирования малого бизнеса. При этом государственное вмешательство в финансовую инфраструктуру для малых предприятий характеризуется, помимо непосредственного установления критериев малого бизнеса, прямым финансированием и поддержкой малых предприятий. С этими целями более 50 лет назад и была создана Администрация Малого Бизнеса США (SBA). По всей стране действуют филиалы SBA, различные межрегиональные подразделения и около 1000 местных центров (SBDCs – Small Business Development Centers), финансирование которых осуществляет федеральное правительство. Такие центры оказывают множество разнообразных услуг, связанных с конкретными проектами в самых различных сферах (от бизнеса на дому до международной торговли; от технического содействия до квалифицированного бизнес-анализа и оформления заявок на получение кредитов). В рамках SBA ежегодно обновляются и развиваются действующие программы, создаются новые направления. Сегодня их количество почти достигло пятидесяти. Каждая программа всегда имеет свои конкретные цели, клиентов, сегмент реализации, условия участия. Наиболее известные из
них – "7a" и "504".

По программе "7a" предприниматель может получить гарантии, если он по каким-либо причинам не имеет такой возможности при обращении в банк. Для суммы не более 750 тыс. долл. США гарантия предоставляется на 75% займа; не более 100 тыс. долл. США – на 80%. Сроки предоставления гарантий: до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной, при этом процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

По программе "504" осуществляется расширение и модернизация уже действующих малых предприятий. После анализа деятельности компании программа "504" предоставляет долгосрочный кредит для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. Гарантия предоставляется под 40 % займа, а максимальная сумма ее не превышает 1 млн долл. США.

Совместно с Министерством торговли SBA создала Центры содействия экспорту, кредитующие экспортные операции малого бизнеса. Одним из направлений деятельности SBA является информационная поддержка и обучение предпринимателей. К этому направлению относится деятельность групп SCORE, работающих при SBA и объединяющих свыше 10 тыс. бывших и нынешних руководителей и владельцев небольших предприятий. Почти в 400 филиалах этих групп проходят различные тренинги, курсы. Деятельность SBA финансируется федеральным правительством. Большая часть средств предназначена для кредитования традиционных, отработанных за многие годы программ развития малого бизнеса ("7а"). Блок программ, направленных на модернизацию предприятий ("504"), в части финансирования составляет менее четверти бюджета, при этом основные затраты составляет не стоимость предоставляемых услуг, а помощь в приобретении оборудования, осуществлении строительства по наиболее низким расценкам. На микрокредитование, являющееся чаще всего неприбыльным, отводится незначительная доля бюджета.

Деятельность SBA приносит не только опосредованные выгоды в виде увеличения ВВП, но и прибыль, даже несмотря на то что 85% клиентов, обслуживаемых SBA, разоряются уже через год.

Германская система предполагает, прежде всего, не только и не столько прямое финансирование малого бизнеса, осуществляемое посредством кредитов и субсидий, сколько стимулирование микрофинансирования путем предоставления средств финансовым институтам, работающим с малым бизнесом.

Необходимость создания подобной системы была обусловлена тем наследием, которое оставила коммунистическая власть в ГДР. Подтянуть экономически более отсталый регион до уровня развития ФРГ была призвана система микрофинансирования, ядром которой была и остается KfW Group. Эта финансовая группа на 80 % принадлежит правительству Германии. Она одновременно является и аналогом местного банка развития, и агентством по финансированию экспорта, и кредитной организацией, специализирующейся на финансировании более 3 млн малых предприятий Германии.

Предоставление кредитов в рамках государственных программ осуществляется по единым и ясным для всех правилам в соответствии с обычными принципами банковского кредитования, т.е. кредиты выдаются только кредитоспособным клиентам, без какого-либо предпочтения отдельным заявителям. Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, которые занимаются выдачей кредитов и дальнейшей работой с клиентами. Коммерческие банки заключают с государственным банком, KfW, договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым берут на себя обязательство по возврату предоставленных им средств. Государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с предпринимателем кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателем по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя ответственность от 50 до 100 процентов за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.

Кроме финансовой помощи государство также оказывает и серьезную информационную поддержку через организацию экономических и технических консультаций для начинающих предпринимателей и для существующих малых предприятий.

4.5 Российская практика финансирования
малого бизнеса

Финансовая инфраструктура для малого бизнеса в России только начинает складываться. Создаются необходимые институты, разрабатываются государственные программы поддержки малого бизнеса. Сейчас в России развиваются оба подхода – американский и германский. Первый реализует государство, которое оказывает финансовую поддержку непосредственно малому бизнесу, второй – государственный банк (РосБР) и международные финансовые институты, реализующие программы развития малого бизнеса на территории страны и кредитующие непосредственно банки и различные организации, оказывающие услуги малому бизнесу (в основном микрофинансовые организации).

К настоящему времени уже определились основные направления работы государства по стимулированию развития малого бизнеса – создание институциональной среды, реализация специальных государственных программ и кредитование малого бизнеса госбанками.

В рамках первого направления, подразумевающего создание необходимой институциональной среды для малого бизнеса, преимущественно реализовывалась государственная политика поддержки малого предпринимательства в 2002-2004 гг. Она была направлена на решение таких задач, как упрощение и ускорение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна", введение трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий, установление единых правил по всей территории Российской Федерации по специальным налоговым режимам (упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход).

Второе направление государственной политики в области малого предпринимательства предполагает реализацию программ по созданию льготных условий и предоставлению непосредственного финансирования малому бизнесу. В рамках этого направления в 2005 году впервые начала реализовываться ведомственная программа Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) по поддержке малого предпринимательства. Она предполагает, что региональные администрации подают заявки на получение финансовой помощи под конкретные проекты: создание бизнес-инкубаторов, поддержку экспортно-ориентированного бизнеса, развитие системы кредитования малого бизнеса и поддержку инновационного бизнеса.

Создание бизнес-инкубаторов подразумевает образование самостоятельных юридических лиц, предоставляющих по результатам конкурса бизнес-проектов начинающим малым предприятиям (не более года с момента государственной регистрации) аренду рабочих мест на льготных условиях. Максимальный срок пребывания предпринимателя в инкубаторе составляет, как правило, три года, после чего предприниматель обязан освободить место для новых предпринимателей. А до наступления этого срока устанавливается льготная ставка арендной платы, которая повышается каждый год и к третьему году достигает ставки по платежам за аренду государственного имущества в данном субъекте Российской Федерации. Бизнес-инкубатор, помимо собственно помещения, предоставляет возможность получения льготного консультационного сопровождения бизнес-проекта предпринимателя. Таким образом, бизнес-инкубаторы позволяют решать сразу комплекс проблем, в том числе проблему производственных и офисных площадей для малого бизнеса, а также чрезмерных издержек на администрирование бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение). При этом существенно уменьшатся операционные и административные издержки субъектов малого предпринимательства, и в целом вырастет их "выживаемость".

Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта, предусматривает следующие меры:

- субсидирование процентной ставки (50 % от ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими продукцию на экспорт, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

- компенсация (50 % от суммы затрат) предпринимателю затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и/или законодательства страны-экспортера (сертификаты, разрешения, лицензии, удостоверения, стандарты серии ИСО, GMP, IDEF), являющихся необходимыми для экспорта продукции;

- частичную компенсацию (2/3 от суммы) на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).

Предполагается, что в среднесрочной перспективе эти меры обеспечат двукратный рост объема валовой выручки малых предприятий-участников программы и повышение на 30 % доли субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта.

Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий подразумевает предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания региональных венчурных фондов для осуществления прямых инвестиций в малые инновационные компании. Это, в свою очередь, должно привести к увеличению объема частных инвестиций в малые инновационные предприятия и росту доли малых предприятий в научно-технической сфере. Субъекты Российской Федерации, получившие подобную субсидию, принимают на себя ряд обязательств, гарантирующих целевое использование средств.

В 2005 году были определены победители конкурса на создание особых экономических зон. Ими стали Липецкая область – Грязинский район, Татарстан – Елабуга – на их территории планируется создать особые экономические зоны промышленно-производственного типа, и Дубна, Томск, Зеленоград, Санкт-Петербург, на территории которых планируется создать технико-внедренческие особые экономические зоны («технопарки»).

Третьим направлением государственной поддержки малого бизнеса является кредитование малого бизнеса крупными госбанками. На сегодняшний день три крупнейших государственных банка (Сбербанк, Внешторгбанк, Российский банк развития) активно развивают программы кредитования малого бизнеса. Совокупный кредитный портфель этих банков уже превысил несколько сотен млрд рублей. При этом большая часть средств выдается в регионах.

Активно кредитует малый бизнес Сбербанк. Согласно экспертным оценкам, Сбербанк России имеет наибольшие объемы кредитования, которые в целом сравнимы со вкладом всех прочих кредитных организаций.

Активный участник системы кредитования малого бизнеса – Российский банк развития, созданный ещё в 1999 году на основании распоряжения Правительства РФ, реализует Программу поддержки субъектов малого предпринимательства.

Еще одной тенденцией в последнее время стало появление интереса к малому бизнесу со стороны "дочек" иностранных банков. До сих пор малый бизнес не был привлекательным для дочерних иностранных банков, работавших на российском рынке. Традиционно зарубежные банки имеют более строгие требования по рискам, процедурам, поэтому на рынке кредитования малого бизнеса они выглядят слабее более гибких российских банков. Но, похоже, ситуация меняется, и ярким примером является выход на рынок малого бизнеса "Райффайзенбанка".

Однако более активному и диверсифицированному развитию кредитования малого бизнеса препятствует целый ряд факторов.

Во-первых, на данном этапе своего развития российские банки не обладают достаточной ресурсной базой для выдачи долгосрочных кредитов. Большинство финансовых посредников, особенно в регионах, существуют за счет краткосрочных вкладов. Учитывая краткосрочность и неустойчивость такой ресурсной базы, эти банки не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Таким образом, банки ограничиваются краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до одного года, а чаще - на три-шесть месяцев). Такая осторожность повышает надежность банковского сектора, но краткосрочные займы не дают возможности малому бизнесу модернизировать свое производство. В ситуации неразвитости в нашей стране системы рефинансирования кредитов ЦБ большое значение приобретает система финансирования по германской схеме – через государственные банки.

Во-вторых, при сравнимых операционных издержках на обслуживание крупного и мелкого заемщика крупному банку невыгодно работать с малым бизнесом. Нужны такие процедуры кредитования малого бизнеса, которые бы позволили оперативно и с малыми затратами готовить и проводить большую массу мелких сделок, обеспечивая в то же время приемлемое качество кредитного портфеля. Для решения этой проблемы крупные банки разрабатывают скоринговые системы оценки партнеров.

В-третьих, серьезным препятствием для увеличения объемов кредитования малого бизнеса являются высокие риски, отчасти обусловленные непрозрачностью малого бизнеса, и проблемы залогового обеспечения сделки. Однако, как показала практика, эта проблема также решаема. Тем более что доля проблемных ссуд, по оценкам банкиров, невелика и составляет порядка 3-5 % от выданных кредитов малому бизнесу.

Банки находят способы работы с мелкими заемщиками даже в отсутствие надежного обеспечения. За последний год банки стали активнее предлагать беззалоговые кредиты. Они, безусловно, носят краткосрочный характер, но позволяют предпринимателям решить временные трудности. Наиболее распространенными являются беззалоговые кредиты под выручку, которую клиенты соглашаются инкассировать в банк. Но для работы с беззалоговыми кредитами банк должен хорошо уметь оценивать бизнес клиента, его возможности вернуть кредит за счет своей текущей выручки, эффективности работы. Это новые технологии оценки рисков, и за этими технологиями – будущее массового кредитования малого бизнеса.

Таким образом, банковские услуги для малого инновационного бизнеса являются все еще малодоступными.

Рассмотрим некоторые небанковские финансовые услуги для предприятий малого бизнеса.

Во-первых, это микрофинансирование. Более 80 % предприятий малого бизнеса – это микропредприятия. Малые инновационные предприятия появляются при объединении авторской группы, состоящей не более чем из 3-5 человек. Но для большинства банков эти предприятия пока не представляют интереса. В долгосрочной перспективе микропредприятия – это основа для развития малого инновационного бизнеса, а в дальнейшем и среднего бизнеса.

Спрос на микрофинансирование во всем мире удовлетворяет институт микрофинансовых организаций (МФО). В нашей стране никто не регулирует этот рынок. Под микрофинансовыми организациями в узком смысле этого слова понимаются все небанковские организации, выдающие микрозаймы (обычно до 10 тыс. долл. США). Но, строго говоря, к МФО относятся и банки, предоставляющие услуги микрофинансирования.

Все действующие МФО можно классифицировать следующим образом:

- кредитные кооперативы всех типов;

- фонды поддержки малого предпринимательства (как частные, так и государственные);

- международные микрофинансовые организации;

- банки, предлагающие микрокредиты.

Основными клиентами микрофинансовых организаций являются вновь созданные предприятия, предприятия с численностью занятых до 5 человек. Если с предприятием, проработавшим на рынке 6 месяцев, уже готов разговаривать банк, то для начинающего предпринимателя микрофинансовая организация является чаще всего единственным выходом на заемные финансовые средства. Таким образом, МФО занимают нерентабельную для банков нишу, иначе говоря, дополняют банковское предложение финансовых услуг для малых предприятий.

Другим финансовым инструментом, все более активно используемым предприятиями сферы малого и среднего бизнеса, становится факторинг. Рост популярности факторинга среди предприятий этого сегмента вполне объясним. Факторинговыми услугами может воспользоваться даже та компания, которая не имеет надежного обеспечения. Главное, что должен иметь предприниматель, обратившийся в факторинговую компанию, – это спрос на свою продукцию, или, иначе говоря, покупателей своих товаров/услуг.

Со стороны малого бизнеса привлекательность факторинга обусловлена следующими причинами. Факторинговая компания, заключая договор с компанией-клиентом, выделяет определенный лимит по принятым дебиторам, в рамках которого происходит финансирование поставок. При росте объемов продаж компании увеличиваются и лимиты на дебиторов клиента. Эта особенность факторинга позволяет компаниям увеличивать поставки своей продукции без увеличения объема дебиторской задолженности. Это особенно актуально для ресурсо-ограниченных малых предприятий.

Другой причиной привлекательности факторинга для малого предпринимателя является то, что при факторинге не требуется залоговое обеспечение. Для факторинговой компании главными критериями, учитываемыми при отборе клиентов, является платежеспособность дебиторов клиента и долгосрочность его отношений с дебиторами.

Еще одним источником может стать лизинг. Малому бизнесу лизинг позволяет не только приобрести в рассрочку основные средства, но и сэкономить за счет применения ускоренной амортизации. Для того чтобы эффективно работать на рынке лизинговых услуг, крупным лизинговым компаниям необходимо разработать и внедрить адекватную скоринговую модель оценки лизингополучателей, иметь достаточно разветвленную филиальную сеть и быть готовыми к сокращению средней суммы сделки при увеличении числа лизингополучателей – компаний малого бизнеса.

Финансовый лизинг – финансирование в форме покупки лизинговой компанией оборудования для компании-лизингополучателя. Возврат средств и оплата процентов (лизинговой маржи) происходит в виде лизинговых платежей (как правило, ежемесячных). После полной оплаты собственность на оборудование передается лизингополучателю.

Лизинг обладает рядом финансовых преимуществ по сравнению с кредитом. Есть и некоторые ограничения. Значительная доля недостатков лизинга, имеющихся по сравнению с кредитом, устраняется при использовании возвратного лизинга, когда оборудование приобретается у лизингополучателя для передачи в пользование ему же (таблица 8).

 

Таблица 8

Финансовый лизинг Возвратный лизинг Кредит
Весь лизинговый платеж относится на затраты и уменьшает налого-облагаемую прибыль Весь лизинговый платеж относится на затраты и уменьшает налого-облагаемую прибыль На затраты относятся только проценты, возврат самого кредита на затраты не относится
Оборудование, пере-данное в лизинг, амортизируется в три раза быстрее. Это уменьшает срок его амортизации и, соответственно, сумму налога на имущества Оборудование, переданное в лизинг, амортизируется в три раза быстрее. Это уменьшает срок его амортизации и, соответственно, сумму налога на имущества Влияние на срок амортизации
Не требуется залогов Не требует залогов Требуются ликвидные залоги на сумму 130% от суммы кредита
Требуется авансовый платеж 20-30% от стоимости приобретаемого оборудования Не требует авансового платежа. Имеющееся оборудование приобретается лизинговой компанией с дисконтом 20-30 % от ликвидационной стоимости Не требуется авансового платежа
Средства используются только на приобретение ликвидного оборудования Возможно использование полученного финансирования на пополнение оборотных средств Возможно использование кредита на пополнение оборотных средств

 

Если говорить о страховании малого инновационного бизнеса, то можно отметить следующее: рынок страхования малого бизнеса начал формироваться всего несколько лет назад и пока не достиг сколько-нибудь значительных размеров. Однако перспективы этого сегмента достаточно велики. Потенциально страхование малого бизнеса в ближайшие несколько лет может вырасти в несколько раз как за счет факторов спроса, так и за счет факторов, действующих со стороны предложения.

В первую очередь малые предприятия страхуют офисы и складские помещения. Несколько менее активно страхуются грузы. Основная причина недостаточной развитости сегмента страхования грузоперевозок заключается в нежелании самих страховщиков работать с данным видом рисков - слишком непредсказуемым он им представляется.

Перспективными в некотором отдалении представляются программы по страхованию перерывов в производстве. На западе, где страхование уже стало нормой для малого бизнеса, с учетом экономических колебаний это направление является одним из наиболее востребованных. Существенный потенциал роста имеет также страхование ответственности за качество продукции и услуг, и в первую очередь, для малых предприятий пищевой промышленности и торговли, на которые уже сейчас суммарно приходится порядка трети от общего объема взносов. Особенно актуальным это направление станет в том случае, если государство сделает его в том или ином виде обязательным.

При всем при этом существует несколько факторов, тормозящих развитие страхования малого бизнеса. Со стороны спроса – неготовность предпринимателей платить за эту услугу. С другой стороны – изначальное нежелание многих страховщиков работать на этом сегменте из-за непрозрачности предприятий малого бизнеса и серьезных трудностей, связанных с оценкой потенциального и реального убытка по предприятиям, ведущим отчетность по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, мы рассмотрели состояние дел и основные проблемы, которые существуют в финансировании малого инновационного бизнеса. Малому предприятию приходится самостоятельно выбирать из имеющихся тот источник финансирования, который соответствует возможности, репутации и этапу жизненного цикла предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.