Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура бизнес-плана. Для успешного составления бизнес-плана в рамках данного учебно-методического пособия на основе рекомендаций Фонда содействия развитию малых форм предприятий в




Для успешного составления бизнес-плана в рамках данного учебно-методического пособия на основе рекомендаций Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденных Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ № ВК447 от 21.06.1999 г. разработана примерная структура бизнес-плана инвестиционного проекта и расчета его экономической эффективности, наиболее адаптированного для малых инновационных предприятий, осуществляющих коммерциализацию своих технологий и вывод наукоемкой продукции на рынок, а также привлечение для этих целей инвесторов.

Основными разделами бизнес-плана являются следующие.

 

- Резюме

Включает краткое описание бизнеса, продукции, рынка, руководства и персонала, объемов финансирования.

Данный раздел бизнес-плана готовится в самом конце работы по завершении и готовности всех остальных разделов, т.е. при достижении полной ясности всех аспектов разрабатываемого проекта.

Объем резюме не должен превышать 4-х страниц машинописного текста. На первых трех страницах даются ответы на вопросы, какой именно и за счет чего будет производиться проектируемый продукт, его отличительные черты по отношению к продукции конкурентов, почему для потребителя предпочтительнее именно этот продукт?

Четвертая страница должна отражать ожидаемые основные финансовые результаты от отрабатываемого проекта, где приводятся сведения о:

а) прогнозных объемах продажи на ближайшие годы;

б) выручке от продаж;

в) затратах на производство;

г) валовой прибыли и уровне прибыльности вложений в предстоящее дело.

 

- Описание предприятия и продукта

Включает описание существа технологии, продукта, услуги, интеллектуальной собственности и собственно описание предприятия.

Необходимо четко и лаконично ответить на вопросы:

а) какие потребности призван удовлетворить проектируемый к производству продукт (услуга);

б) его особенности и отличительные качества, которые позволят предпочесть его товарам (услугам) конкурентов;

в) наличие патентов или авторских свидетельств, защищающих особенности проектируемого товара (услуги), технологии;

г) имеется ли наглядное изображение товара, изделий, полученных с помощью новых технологий (фотографии, рисунки);

д) какова примерная оценка реализационной цены товара (услуги) и затрат, которых потребует его производство;

е) примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая единица товара;

ж) характеристика качества товара, преимущества его дизайна, упаковки;

з) организация сервиса товара (если это техническое изделие).

 

- Описание рынка

Включает объем внутреннего и внешнего рынка для предлагаемой продукции в деньгах и натуральных показателях, основные конкуренты и деление рынка между ними, основные потребители продукции, патентное состояние рынка, преимущества и недостатки предлагаемой продукции в сравнении с продукцией конкурентов.

Типичный процесс исследования рынка включает в себя 4 этапа:

1. Определение данных, которые позволяют охарактеризовать:

а) условия снабжения, производства и сбыта продукции;

б) потенциал своих возможных конкурентов:

- их товары;

- качество продукции;

- примерные цены;

- условия продаж.

2. Источник получения информации:

а) собственные исследования;

б) местные (региональные, территориальные) торговые палаты (ассоциации предпринимателей) своих отраслевых и торговых ассоциаций.

3. Анализ данных:

а) кто, почему, сколько, когда будет готов купить товар (продукцию) в близлежащей и долгосрочной перспективе;

б) определение примерной реализационной цены собственной продукции в условиях конкуренции.

4. Реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.

При описании конкурентов, прежде всего, следует объективно ответить на вопросы:

1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров.

2. Как обстоят их дела:

а) с объектами продаж;

б) с доходами;

в) с внедрением новых моделей;

г) с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании);

д) много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий;

3. Что собой представляет продукция конкурентов:

а) основные характеристики;

б) уровень качества;

в) дизайн;

г) мнение покупателей.

4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов. В общих чертах (ориентировочно) их политика цен.

Однако следует оценивать конкурентов предельно трезво, в противном случае велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя.

- Маркетинговый план

Включает план работы по созданию новых продуктов, план распределения и снабжения, план ценообразования.

Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача – объяснить потенциальным партнерам и инвесторам основные элементы своего плана маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего пользования).

К основным элементам плана маркетинга относятся:

1. Схема распространения товаров:

а) через собственные фирменные магазины;

б) через оптовые организации.

2. Ценообразование:

а) методика определения цен на товары;

б) ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.

3. Реклама:

а) методы организации рекламы;

б) величина средств, необходимых для реализации рекламы.

4. Методы стимулирования продаж:

а) за счет расширения сбыта;

б) за счет новых форм привлечения покупателей.

5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров):

а) методы организации службы сервиса;

б) величина необходимых для этого финансовых ресурсов.

6. Формирование общественного мнения о фирме и товарах, разработка методик, позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности:

7. В случае реализации товара за рубежом желательно привести сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их реализации.

 

- Производственный план

Включает подробное описание процесса производства и организации работ, уделяя внимание оценке всех факторов, влияющих на стоимость продукции (расчет себестоимости продукта).

Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные сроки.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом предприятии.

2. Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год.

3. Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними.

4. Предполагается ли производственная кооперация и с кем.

5. Возможно ли какое-либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов.

6. Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести.

Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий и на 4-5 лет.

При этом рекомендуется составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:

а) откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий;

б) в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;

в) как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.

На этой схеме должны быть отражены процессы контроля качества, где сообщается:

а) на каких стадиях и какими методами будет производиться контроль качества;

б) какие стандарты будут при этом использованы.

Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу.

 

- Организационный план

Включает описание команды, план обучения, подготовки, замены персонала, схематическое описание организационной структуры управления предприятием, штатное расписание в настоящее время и в перспективе.

В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалификационные требования, где указывается:

а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;

б) на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты);

в) есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;

г) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные:

- квалификация;

- прежний опыт работы и его полезность для предприятия.

Также в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает:

а) кто и чем будет заниматься;

б) взаимодействие всех служб друг с другом;

в) координация и контроль их деятельности.

Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования.

 

- Управление рисками

Включает объективное выявление основных рисков, с которыми сталкивается бизнес.

Раздел разбит на две части.

В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.

Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:

1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.

2. Приводится программа страхования от рисков.

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг – от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.

 

- Финансовый план

Является основным разделом бизнес-плана, который рассмотрим подробнее.

Задача финансового раздела бизнес-плана – подтверждение возможностей предприятия по реализации намеченных планов по исполнению им проекта и его возможности по возврату запрашиваемых кредитов и/или инвестиций. Финансовый раздел бизнес-плана обычно состоит из описания исходных предпосылок, использованных при расчетах, отчета о доходах и расходах, расчета потоков наличности (cash flow), прогнозного баланса, а также анализа экономической эффективности проекта.

1. Отчет о доходах и расходах.

Отчет о доходах и расходах отражает операционную (производственную) деятельность предприятия и показывает ее эффективность (покрытие производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции или услуг), полученную прибыль (таблица 9).

 

Таблица 9. Статьи отчета о доходах и расходах

    Периоды проекта
  Строка      
           
  Валовый объем продаж с учетом потерь        
  Чистый объем продаж        
  Материалы и комплектующие        
  Сдельная зарплата        
  Суммарные прямые издержки 3+4      
  Валовая прибыль 1-5      
  Налог на имущество        
  Административные издержки        
  Производственные издержки        
  Маркетинговые издержки        
  Зарплата административного персонала        
  Зарплата производственного персонала        
  Зарплата маркетингового персонала        
  Суммарные постоянные издержки 7+..+13      
  Амортизация        
  Проценты по кредитам        
  Суммарные непроизводственные издержки 15+16      
  Другие доходы        
  Другие издержки        
  Убытки предыдущих периодов        
  Прибыль до выплаты налога 6-14-17- -19-20+18      
  Налогооблагаемая прибыль        
  Налог на прибыль        
  Чистая прибыль 22-21      
  Чистая прибыль с накоплением        

 

Расходы определяются как сумма всех затрат, связанных с организацией выпускаемой продукции или услуг:

- сумма переменных издержек, с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год);

- сумма общих (операционных, торгово-административных) издержек за расчетный период (при этом необходимо помнить, что общие (постоянные) затраты включают в себя амортизационные отчисления и начисленные проценты по кредитам).

Значение чистой прибыли определяется как разница между значением чистого объема продаж и суммой значений суммарных прямых и постоянных издержек, налога на имущество, суммарных непроизводственных издержек и налога на прибыль.

2. Отчет о движении денежных средств (Cash Flow).

Отчет по потоку реальных денег – основной документ для определения потребности в капитале, выработке стратегии финансирования предприятия, а также оценки эффективности его использования.

Все поступления и платежи отображаются в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учетом времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом), а также условий формирования производственных запасов.

В рассматриваемой отчетной форме анализируются три отдельных направления движения денежных средств в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности IAS: от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Каждое из этих направлений деятельности представлено отдельным отчетом с расшифровкой всех затрат и поступлений.

Поступление средств от операционной деятельности исследует поступления от реализации товаров и услуг и поступления по процентам и дивидендам. Расходы от операционной деятельности связаны с текущими расходами предприятия, выплатами поставщикам товаров и услуг, зарплаты, процентов и налогов.

Инвестиционная деятельность, которая включает в себя реализацию долгосрочных активов и получение по ссудам. Здесь отражаются все поступления (доходы) и выплаты (расходы), связанные с приобретением и продажей активов: производственных, финансовых, инвестиционных.

Финансовая деятельность включает в себя краткосрочные и долгосрочные займы, то есть операции по привлечению и возврату капитала: получения и погашения займов и процентов по ним, привлечения инвестиций, увеличения капитала, выплаты дивидендов, размещения ценных бумаг. Поступления денежных средств происходят в результате выпуска акций компании и от получения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Расходуются денежные средства в результате погашения кредитов, а также выплат собственникам-акционерам, включая выплаты дивидендов.

Остаток денежных средств на счете (баланс наличности), как итог по всем перечисленным видам деятельности, используется предприятием для выплат, на обеспечение производственной деятельности последующих периодов, инвестиций, погашения займов, выплату налогов и личное потребление.

В таблице 10 представлены основные статьи Cash Flow в группировке по его разделам.

 

Таблица 10. Основные статьи отчета о движении денежных средств

Раздел Основные статьи
Операционная деятельность Расходные: заработная плата налоги и начисления на заработную плату сырье и материалы арендная плата накладные расходы реклама электроэнергия, вода налоги: НДС, налог на имущество, на рекламу, на прибыль, акцизы, сборы, единый налог, вмененный налог и др. накладные расходы Доходные: продажи товара 1,2,…,х оказание услуг 1,2,…,х
Инвестиционная деятельность Расходные: приобретение и монтаж станков и оборудования покупка мебели и офисной техники приобретение зданий и ремонт помещений приобретение финансовых и инвестиционных активов Доходные: продажа станков, оборудования, мебели, офисной техники, зданий и сооружений продажа финансовых и инвестиционных активов
Финансовая деятельность Расходные: выплата процентов по кредитам и займам выплата дивидендов возврат кредитов, займом и инвестиций лизинговые платежи Доходные: получение кредитов и займов получение инвестиций самофинансирование получение целевого и государственного финансирования получение средств при увеличении уставного капитала

 

Существуют два основных метода построения отчета о движении денежных средств: косвенный и прямой:

Косвенный метод. Чистая прибыль + Амортизационные отчисления + (-) Изменения в оборотном капитале = Чистый денежный поток от операционной деятельности. Изменения в оборотном капитале – это рост или сокращение значений: дебиторской и кредиторской задолженностей, стоимости производственных запасов, полученных авансов и других текущих активов и краткосрочных обязательств.

Прямой метод. Поступления от реализации продукции и услуг - Выплаты (производственные и другие операционные затраты) = Чистый денежный поток от операционной деятельности.

Для построения Cash Flow при бизнес-планировании необходимо использовать прямой метод. Построение прогноза отчета о движении денежных средств прямым методом является не чем иным, как моделированием реальных финансовых транзакций предприятия.

При построении отчета о движении денежных средств рекомендуется использовать форму, представленную в таблице 11.

Используемые при построении отчета о движении денежных средств объемы продаж должны отражать прогноз, представленный в том разделе бизнес-плана, где описана стратегия маркетинга.

Учет поступлений и затрат происходит по времени их возникновения, т.е. по времени, когда они должны произойти в будущем. Другими словами, моделируя будущие платежные операции предприятия, мы делаем не что иное, как описываем календарное движение денежных средств.

Планирование должно основываться на достоверных данных.

При описании инвестиционных затрат необходимо использовать не технический график ввода активов, а график оплаты активов, который показывает реальную потребность в денежных средствах по времени. Хотя технический график ввода актива в составе бизнес-плана должен присутствовать.

При описании операционной деятельности необходимо прогнозировать условия закупки сырья и материалов и условия реализации продукции, такие как: периодичность, предоплата, сроки доставки, минимальный объем партии и др.

 

Таблица 11. Форма отчета о движении денежных средств

    Периоды проекта
Строка    
         
  Поступления от продаж      
  Затраты на материалы и комплектующие      
  Затраты на сдельную заработную плату      
  Суммарные прямые издержки 2+3    
  Общие издержки      
  Затраты на персонал      
  Суммарные постоянные издержки 5+6    
  Вложения в краткосрочные ценные бумаги      
  Доходы по краткосрочным ценным бумагам      
  Другие поступления      
  Другие выплаты      
  Налоги      
  Кэш-фло от операционной деятельности 1-4-7- -8+9+10- -11-12    
  Затраты на приобретение активов      
  Другие издержки подготовительного периода      
  Поступления от реализации активов      
  Приобретение прав собственности (акций)      
  Продажа прав собственности      
  Доходы от инвестиционной деятельности      
  Кэш-фло от инвестиционной деятельности 14+15- -16+17- -18-19    
  Собственный (акционерный) капитал      
  Займы      
  Выплаты в погашение займов      
  Выплаты процентов по займам      
  Лизинговые платежи      
  Выплаты дивидендов      
  Кэш-фло от финансовой деятельности 21+22-23--24-25-26    
  Баланс наличности на начало периода      
  Баланс наличности на конец периода 28+13+ +20+27    

3. Прогнозный баланс.

Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия в определенный момент времени. Балансовая ведомость показывает, насколько устойчиво финансовое положение (платежеспособность и ликвидность) предприятия, реализующего проект в конкретный момент времени.

Баланс состоит из двух частей: актива и пассива.

Актив представляет собой перечень того, что имеет предприятие в собственности.

Пассив показывает, кому и сколько предприятие должно.

Данные баланса позволяют произвести комплексную оценку финансового и производственного потенциала предприятия до и после выполнения инвестиционного проекта, определить его ликвидность и платежеспособность.

 

4. Основные экономические показатели.

Статические методы оценки экономической эффективности относятся к простым методам, которые используются главным образом для предварительной и быстрой оценки привлекательности проектов и рекомендуются для применения на ранних стадиях экспертизы инвестиционных проектов. Чаще всего используются методы анализа точки безубыточности проекта (BEP), расчет показателя рентабельности инвестиций (ROI), срока окупаемости (периода возврата) инвестиций (PB) и срока операционной самоокупаемости проекта.

Динамические методы оценки экономической эффективности инвестиций основаны на учете тока времени посредством применения метода дисконтирования. К этим методам относятся: метод текущей стоимости (NPV), индекса доходности (PVI, PI), метод внутренней рентабельности (IRR), метод окупаемости, метод аннуитета и др.

Помимо показателей эффективности проекта при проведении анализа используются также показатели, характеризующие ход реализации проекта и использование инвестированного капитала: прибыль, рентабельность продаж (ROS), рентабельность продукции, объем продаж на одного сотрудника и др.

Рекомендуем следующий минимальный набор показателей, необходимых для анализа эффективности проекта:

- Чистая прибыль = чистый объем продаж – чистые операционные затраты – амортизация – финансовые затраты, относимые на себестоимость – налоги.

- Рентабельность продукции = чистый объем продаж/чистые операционные затраты.

- ROS = чистая прибыль/чистый объем продаж

- Объем продаж в отношении на одного сотрудника (в месяц, в год) = объем продаж/количество сотрудников.

- Срок операционной самоокупаемости проекта – период времени в котором операционные доходы сравниваются или начинают превышать операционные расходы. Характеризует момент времени, в котором проект достигает возможности получения прибыли и начала возврата инвестиций.

- PB – период времени в котором выплаты по возврату привлеченных инвестиций и/или накопленная чистая прибыль сравниваются с величиной привлеченных инвестиций. Характеризует момент времени, в котором проект окупает вложенные инвестиции и начинает приносить прибыль на вложенный капитал.

- ROI = чистая прибыль / инвестированный капитал. Проект считается эффективным при ROI > 1.

- , где: R – ставка дисконтирования, Т – прогнозный интервал времени, t – один период времени в прогнозном интервале времени. Проект считается эффективным при NPV > 0.

- IRR – значение ставки дисконтирования при которой NPV равен нулю. Проект считается эффективным при IRR > ставки доходности по безрисковому вложению капитала.

К бизнес-плану необходимо приложить все дополнительные документы по сведениям, которыми компания уже располагает, следует представить как можно больше документов, подтверждающих утверждения, высказанные в бизнес-плане (патенты, награды на конкурсах и выставках и т.д.), а также фирменные брошюры, сведения о контрактах, сведения из средств массовой информации.

 

В приложении к учебно-методическому пособию представлен бизнес-план инновационной технологии для изготовления безприпусковых изделий из легких сплавов и пластмасс методами литья с высококачественными ионно-плазменными покрытиями, получившей финансирование из государственного фонда. Бизнес-план разрабатывался с учетом следующего состояния дел на данном малом предприятии:

- инвестиции государственного фонда предполагалось использовать только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

- инвестиции частных инвесторов предоставлялись в виде необходимого оборудования;

- малое предприятие выплачивало кредит банку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.