КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные требования к ценностно-нравственным и смысловым практическим методикам
При внешней схожести с обычными психолого-педагогическими процедурами, а также при некоторой относительной простоте методик ценностно-нравственного плана (см. Приложения) следует помнить, что это особый класс методик, при проведении которых психолог или педагог должен несколько менять свою тактику и стили взаимоотношения с клиентом (или с классом). Среди основных таких требований-советов можно выделить следующие: 1. Завуалированность главной идеи методики, оптимальное сочетание внешне заданной (в инструкции) и внутренней, скрытой, непонятной для участников процедуры целей. Это позволило бы снизить подозрения клиентов (учащихся) в том, что психолог «опять морализирует», ведь известно, что многие и так считают себя «большими специалистами» в области морали и нравственности. Несколько перефразируя известного психолога Б.С. Братуся, можно сказать, что ученика (как и студента) лучше «воспитывает не столько текст, сколько контекст» (см. Братусь, 1994а. С. 79), т.е. эффективна не высказанная «в лоб» мысль, а сам образ мыслей, поведение учителя, где его главная, невысказанная идея должна лишь угадываться или чувствоваться учениками... 2. Отсроченность эффекта методики, что позволило бы «не раскладывать все по полочкам» уже в ходе процедуры, а оставлять для участников возможность (например, дома, в более спокойной обстановке) самостоятельно разбираться, что к чему, что может выступить в качестве морально-волевого психологического «тыла», а что нет. Можно привести пример такого отсроченного эффекта, увиденный нами однажды осенью 1993 года на одном из московских заборов. Увиденная нами надпись как будто специально была заказана художнику и, аккуратно сделанная по трафаретке, гласила: «Категорически запрещается писать на заборах антиублюдочные лозунги»... Долгое время этот «призыв» не замазывали, но потом все-таки его убрали. Наконец-то «дошло!»... Эх, если бы нынешняя российская оппозиция работала в таком же стиле!.. 3. Интересность, интрига процедуры методики (почти на грани «психолого-педагогического хулиганства»), что могло бы надолго запомниться участникам и благодаря этому действительно перейти в долговременную память и стать предметом серьезных и самостоятельных размышлений самоопределяющегося подростка уже за рамками процедуры методики, в более спокойных условиях. 4. Отсутствие в методике грубых и нетактичных элементов, оскорбляющих конкретных участников. Психолог, рассматривающий с учащимися проблемы нравственного развития, и так сильно рискует быть не понятым (настоящие нравственные откровения — это, как правило, некоторое противоречие общепринятому, официальному, «телевизионно-тусовочному» мнению, иначе это уже не нравственные проблемы...), поэтому осложнять для себя ситуацию не имеет никакого смысла. 5. Принятие конкретным психологом-практиком главной идеи и процедуры данной ценностно-нравственной методики (здесь лучше самих себя не обманывать: если методика вызывает хоть какие-то сомнения, лучше ее вообще не проводить). 6. Полное владение процедурой методики. Было бы очень нехорошо, если какая-то процедурная оплошность (путаница) перечеркнет всю работу и оставит в сознании подростков не только разочарование от работы, но и чувство какой-то даже жалости и презрения к незадачливому психологу... 7. Методики ценностно-нравственного самоопределения обязательно должны быть включены в более обширную, разнообразную, а главное — этически нейтральную, «правильную» программу психологической помощи (соответствующую существующим представлениям о том, как «должен» работать психолог), иначе они могут вызвать некоторое недоумение у части учащихся и коллег-психологов. Например, при использовании таких методик в профконсультации возможны вопросы типа: «А зачем нам это нужно?», «А где здесь выбор профессии?» и т.п. Психолог, рассматривающий в своей работе проблемы формирования ценностно-нравственного, смыслового «тыла», сам должен себя подстраховать, т.е. самому себе (и своей работе) обеспечить своеобразный нормативно-программный и «психологический тыл». 8. Методика ценностно-нравственного плана не должна содержать открытых Призывов к активным (и тем более — экстремистским) акциям социального протеста. И в то же время такая методика должна быть действенной (с ориентацией на будущее)... А для ответа на возможный вопрос клиентов, «что же нам делать в реальной ситуации?», самая лучшая методика — это свой собственный пример (даже сказать о своей позиции — это тоже поступок)... Например, я могу открыто сказать, что хожу на демонстрации под красными флагами, хотя совсем не идеализирую лидеров нынешней оппозиции. Но это не значит, что и все должны ходить под красными знаменами... Я могу рассказать, как вообще первый раз, «из интереса» пришел на демонстрацию оппозиции в 1992 году, в то время, когда в обществе было уже сформировано презрительное отношение к «быдло-заточечным» демонстрантам (как их окрестили тогдашние СМИ), и многие люди даже помыслить боялись, что могут быть солидарны с теми, кто не доволен нынешней ситуацией. В тот день «кривая» моего движения на Манежной площади (когда это еще была площадь) была такова, что я сначала как будто бы случайно прошел мимо, но потом остановился и спросил себя: «Неужели я такой трус?», после чего все-таки приблизился к демонстрантам1. И тогда для меня это было более сильное личностное испытание, 1 Примечательно, что уже сейчас, когда политические страсти на время улеглись, проходя по Манежной площади, я также часто иду «зигзагами», обходя миленьких и, видимо, даже образованненьких девочек-попрошаек из различных «благотворительных обществ». К сожалению, эти девочки-попрошайки не понимают, какие огромные финансовые средства уходят на удовлетворение нужд и капризов «новых русских» и их многочисленных холуев... Если бы они это понимали, то и активность свою, наверное, направили бы в иное русло... чем последующее участие в стычках с героями-омоновцами, до крови избивавшими стариков и старушек, пытавшихся бороться за свои ущемленные социальные права. Я убежден, что об этом можно и нужно рассказывать, ведь это не просто опыт, а опыт очевидца. Но призывать к открытым выступлениям психолог и педагог не имеют права, так как в ходе таких выступлений действительно льется невинная кровь. Сделать свой выбор, в том числе и противоположный выбору психолога или педагога, — это право самого клиента или самоопределяющегося школьника. И когда психолог демонстрирует пример своего собственного выбора, то важен не конкретный выбор, а сама возможность (право) такого выбора. И как уже отмечалось, сложность и одновременно высший смысл выбора в том, что выбирать можно не только что-то возвышенное и благородное, но и омерзительное, пошлое, примитивное и безнравственное. А иначе это уже не свобода выбора, а обязанность выбирать только то, что «положено», к чему обязывает учитель (или «общественное мнение», или вся тоталитарная система)... Естественно, нельзя эту идею доводить до абсурда и, конечно же, не допускать, чтобы на занятиях или консультациях пропагандировались откровенно антигуманные идеи. Таким образом, при рассмотрении с клиентами (учащимися) ценностно-нравственных проблем личностного самоопределения (в отличие от рассмотрения многих учебных, психотерапевтических и консультационных проблем) говорить об этом следует как бы «между прочим», на фоне какого-то «правильного», этически нейтрального материала, опираясь на разные точки зрения по данному вопросу, сопоставляя их и постоянно демонстрируя на своем примере не только сложность, но и возможность и даже очарование самостоятельного нравственного поиска. Как уже отмечалось, в приложениях представлены некоторые методики ценностно-нравственного содержания, при проведении которых следует опираться на обозначенные выше требования (см. Приложения). Эти методики являются прежде всего активизирующими, и сам факт их проведения содержит идею «провоцирования» размышлений о сложнейших вопросах поиска
смысла в своем стремлении к лучшему, да еще и сохранении при этом своего достоинства. Для оценки эффективности проведения такой работы также может пригодиться «метод открытых глаз», о котором уже говорилось в главе 21 и о котором мы еще раз хотим напомнить, что в «открытые глаза» могут и плюнуть....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленная работа ставила своей основной целью поставить и обосновать проблему психологического исследования не столько элиты и массы, сколько элитарных ориентации самоопределяющихся людей из самых разных социально-профессиональных групп. Основное предположение заключалось в том, что такие ориентации лежат в основе самых разных жизненных выборов и буквально пронизывают всю жизнь. Другой важной идеей работы стало разделение подлинных элитарных ориентации, связанных с творческим альтруистическим утверждением чувства собственного достоинства и псевдоэлитарных ориентации, связанных больше с приобретением внешних символов элитарности, когда при такой «внешней похожести» на настоящую элиту человек во -внутреннем плане остается «рабом» ценностей и страстей, характерных для «нормального» обывателя. Ниже представлены более конкретные выводы, соотнесенные со всеми 22 главами работы. Заметим, что многие из приведенных ниже выводов работы носят предварительный характер, поскольку сама проблема элитарных ориентации является не только слишком сложной и глобальной, но и достаточно деликатной. Реальные люди далеко не всегда могут быть однозначно соотнесены с теми или иными типами элитарных ориентации. Например, один и тот же человек может в каких-то ситуациях являть собой обычного обывателя, чей кругозор ограничен его собственными бытовыми проблемами, и в то же время в каких-то конкретных областях деятельности он может быть непревзойденным мастером, обессмертившим свое имя в веках и обогатившим культуру. Поэтому окончательные «обобщения» показались нам неуместными. Основные выводы работы следующие: 1. К сожалению, проблема элитарных ориентации пока не стала предметом серьезного исследования в пси-
хологии. Возможными объяснениями такого отношения к проблеме могут быть: 1) уверенность, что психология уже давно исследовала данное явление (исследования самоактуализации, проблемы лидерства, психологии масс и т.п.), поэтому сам термин «элитарные ориентации» оказывается якобы просто «ненужным»; 2) сильная терминологическая неразбериха в личностной психологии, связанной с проблемами подлинной самореализации, самоактуализации, самотрансценденции и т.п.; 3) некоторая ложная стыдливость многих психологов, для которых сама постановка проблемы «элитарных ориентации» воспринимается как что-то «неприличное»; эта стыдливость как бы подразумевает, что психолог сам себя «элитой» не считает (и чем-то это напоминает ситуацию, когда «на воре и шапка горит»). Между тем проблема элитарных ориентации связана с одной из самых сложных и жизненно важных проблем - с поиском идеалов личностного и профессионального самоопределения. 2. «Элитарные ориентации» рассматриваются как важный регулятор его поведения и планирования жизненных перспектив. Выражается это в том, что многие люди, особенно в условиях «социально-экономических преобразований» и реальной «смены элит», в глубине души надеются на то, что им удастся довольно быстро и с наименьшими усилиями перебраться «из грязи в князи». Само представление большинства людей об «элите» включает такие ее характеристики, как власть, влияние, известность, богатство, недоступность, непонятность и загадочность, особое воспитание и образование, а также порядочность, талантливость и т.п. В целом представление обычных людей об элите характеризуется сильной противоречивостью, что позволяет некоторым людям (манипуляторам общественным мнением) спекулировать на такой неопределенности и использовать ложные «элитарные ориентации» населения в своих целях. 3. «Элитарные ориентации» имеют в качестве предпосылок своего возникновения и развития биологические программы поведения, проявляющиеся еще у животных (особенно у стадных, где сильно выражена общественная организация жизни, с соответствующей иерархичностью отношений, вожаками и подчиненными и т.п.), а также отношения неравенства, складывающиеся и развивающиеся на протяжении всей истории челове-
чества, что нашло свое отражение в различных ритуалах, обычаях, в наследственном праве, в закреплении неравенства в законодательстве, а также в обосновании идеи неравенства в различных философских и социологических теориях. 4. Элитарные ориентации являются существенной составляющей многих жизненных выборов и проявляются в самых разных сферах жизнедеятельности: в быту, в моде, в интимных отношениях и т.п. Однако само проявление таких ориентации не всегда осознается людьми именно как «элитарное». 5. Важную роль играют «элитарные ориентации» в профессиональном труде и творчестве. Сами успехи в трудовой деятельности рассматриваются как важнейшая основа для повышения чувства собственной значимости человека, что в свою очередь часто и служит поводом соотнесения/ или не соотнесения его с престижными (и даже «элитными») социально-профессиональными группами. Особую сложность имеют «элитарные ориентации» в творческой профессиональной деятельности, когда «творец», с одной стороны, стремится реализовать себя неординарно (и рискует быть «непонятым»), а с другой стороны, для него очень важно признание «публики», что нередко заставляет его отказываться от подлинного творчества в угоду «общественному мнению» и конъюнктуре рынка. 6. Понятие «элитарные ориентации «действительно соотносится со многими близкими психологическими понятиями (самоактуализация, самотрансценденция, лидерство, социальная стратификация, аттитьюд, аттракция, социальная идентификация, престиж и т.п.), однако имеет и свою специфику, связанную с ориентацией на «самое лучшее». Нам представляется, что понятие «элитарные ориентации» может стать со временем интегрирующим системным понятием, объединяющим другие понятия, связанные со стремлением человека стать «лучше». К сожалению, понятие «элитарные ориентации» не получило пока четкой концептуализации, что может выступать как свидетельство его сложной и противоречивой природы. Но, с другой стороны, отсутствие такой четкой концептуализации вполне оправдано на фоне других психологических понятий, которые также являются не достаточно определенными (психика, личность, игра, самоактуализация и др.). Кроме того, неопределенность понятия «элитарные ориентации» имеет важный практический смысл, позволяя каждому человеку вносить в это понятие свой личностный смысл и предотвращать ситуации, когда к высшим целям и идеалам люди будут идти «дружными рядами», теряя свою индивидуальность и право вообще называться уникальной Личностью. 7. Условно выделены основные составляющие «элитарности»: когнитивная, аффективная и поведенческая. При этом важнейшей является именно аффективная составляющая, поскольку именно она связана с развитием «чувства собственного достоинства», которое и лежит в основе формирования «чувства элитарности». Кроме того, имеется проблема нахождения оптимального соотношения между всеми этими составляющими, которые, как мы можем предположить, могут меняться на протяжении жизни индивида и на каждом этапе его развития образуют некую особую целостность, ядром которой является меняющееся чувство собственного достоинства. 8. В качестве «первичного блага» — своеобразной «точки отсчета» развивающейся личности — выделяется «чувство собственной значимости», придающее личностный смысл развитию человека и всей его жизни. Выделение первичной ценности лежит в основе построения иерархии других личностных смыслов и позволяет человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, когда приходится отказываться от некоторых своих, менее значимых ценностей при сохранении более значимых, т.е. идти на определенные (часто неизбежные) внутренние компромиссы ради достижения более важных целей. При этом каждый человек выделяет свою систему первичных ценностей, которая в ходе его развития может существенно меняться. Выделены различные варианты реализации своего чувства собственного достоинства, условно обозначенные как: «превосходство над...», как «сопричастность к...» и как «пребывание вне...». На наш взгляд, наиболее близкой к подлинной элитарности является позиция «пребывание вне...», позволяющая человеку, во-первых, оставаться независимым даже от мнения и давления даже самых «престижных» групп, а во-вторых, позволяющая ему оценивать сложную жизненную ситуацию более объективно и действовать более реалистично. При этом позиция «пребывание вне...», естественно, не предпола- гает полного равнодушия к происходящей вокруг жизни, а лишь делает человека менее зависимым от существующих предрассудков и стереотипов различных «элитарно-ориентированных групп». 9. Выделено психологическое «пространство» элитарности, позволяющее рассматривать подлинные элитарные ориентации, связанные с проявлениями творчества, добра и собственного достоинства, а также псевдоэлитарные ориентации, связанные лишь с внешними признаками «настоящей» элиты (внешним видом, манерами поведения и т.п.). Выделение таких ориентации важно для формирования у самоопределяющегося человека готовности различать подлинные и мнимые идеалы. Также определены «верхние» и «нижние» границы понятия элитарность. На крайних «полюсах», ограничивающих «пространство» элитарности, обозначены: представление о Боге (обычно Бога уже не считают «элитой», он располагается «выше»), откровенное слабоумие (слабоумные не могут претендовать на «элитарность» в силу ущербности своего интеллекта, но, с другой стороны, считается, что их устами говорит иногда Сам Господь.., что в чем-то даже сближает их...), а также границы элитарности очерчивает все, что выходит за рамки обычного понимания (совсем «непонятное» может скорее испугать, но к элитарности вряд ли может быть отнесено). 10. Само возникновение «элитарных ориентации» связано с успешной деятельностью и общим развитием человека. В основе лежат биологические программы, часто определяющие взаимоотношения между особями, которые подкреплены культурно-историческими традициями, обосновывающими идею социального неравенства. В современных условиях стереотипы «элитарно-ориентированного поведения» формируются средствами массовой информации, закладывающими в душах огромных масс людей представления об «успешной» жизни, в чем-то «похожей» на жизнь элиты. На уровне развития отдельного человека «элитарные ориентации» формируются еще в детстве через сказки, в которых часто главный герой превращается из простолюдина в принца, а также через игрушки, все больше воспроизводящие «красивую жизнь» в обществе потребления. Развитие «элитарных ориентации» в онтогенезе осуществляется по разным линиям: 1) через развитие представлений об элите (через «поиск аристократии» — по Э. Эриксону);' 2) через развитие независимости от близкого окружения, часто сопровождающегося «кризисами разочарования» в тех, кого совсем недавно считал «самыми лучшими» на свете; 3) через преодоление внутренних недостатков и обретение свободы и самостоятельности. Уточнен образ «элитарно-ориентированного человека» (образ «человека-звезды»), включающий пять основных параметров оценки: 1) альструистически ориентированное творчество; 2) эгоистически ориентированное творчество (связанное, например, с честолюбием, с «гордыней» или с желанием «войти в историю» через «выдающееся злодейство»); 3) самостоятельно приобретенные внешние символы элитарности (престижные блага, полученные в результате собственной активности); 4) изначально имеющие внешние символы элитарности (полученные, например, по наследству); 5) «харизматический» образ человека, безотносительно к его реальным творческим заслугам и внешним символам элитарности (во многих группах есть потребность иметь хоть кого-то, кем можно было бы восхищаться). 11. Рассмотрены возможные объяснительные механизмы перераспределения чувства собственной значимости между разными людьми и социально-профессиональными группами. По аналогии с перераспределением благ в мире животных и в социально-экономической жизни человеческого общества обозначена главная проблема: чувство собственного достоинства (чувство элитарности) человека, который по своим трудовым результатам вполне заслуживает общественного признания и уважения, на самом деле часто оказывается ущемленным в своем достоинстве, тогда как другие люди, менее достойные и продуктивные в труде, чувствуют себя как «самые лучшие» и «самые элитные». Подобная несправедливость возникает часто благодаря формированию в общественном сознании «эмоциональных стереотипов элитарности» — своеобразной «психологической валюты», позволяющей разделять собственно творческий и общественно-полезный труд от самого чувства гордости за результаты своего труда (аналогично тому, как К.Маркс разделял «живой труд» от «абстрактного труда», выраженного в стоимости). Введено несколько ироничное и метафоричное понятие «элитовампир», т.е. человек (или группа), благополучие которых (чувство собственного достоинства) основывается на ловком «отторжении» («оттягивании») чувства собственного достоинства у тех талантливых и трудолюбивых людей, кому оно по праву должно было бы принадлежать. Все это позволило несколько уточнить образ элиты так, как ее часто понимают большинство людей: это люди, имеющие доступ и хорошо владеющие психологическими механизмами несправедливого перераспределения чувства собственного достоинства (чувства элитарности) в свою пользу. 12. В работе предложены варианты типологии элитарных ориентации. В основу одной из типологий положен принцип «признания-непризнания данного элитарного идеала», что позволило выделить разные варианты равнодушного отношения к идеалу, варианты одобрительного отношения и варианты осуждения данного элитарного идеала. 13. Рассмотрена проблема эгалитарности и показано, что в большинстве случаев такие ориентации являются псевдоэгалитарными. Однако в определенные (достаточно короткие) исторические периоды или периоды развития конкретной группы вполне возможно торжество эгалитарных идей, быстро преобразующихся в откровенно авторитарные отношения между теми, кто правит (кто очаровывает, кто умело «отторгает» чувство собственного достоинства у остальных), и теми, кем управляют (очаровывают, отторгают их достоинство). Также рассмотрена проблема развития чувств собственного достоинства в контексте проблемы справедливости и показано, что отношение к справедливости имеет не только культурно-историческую природу (меняется от эпохи к эпохе), но и характеризуется своей многоплановостью (релятивизмом), что позволяет спекулировать по этому поводу для обоснования несправедливости и эксплуатации человеческой доверчивости. 14. Рассмотрены проблемы самоопределяющейся личности в контексте взаимоотношения массы (массового сознания) и элиты. Уточнены характеристики типичных представителей массы (проблема «маленького человека») и элиты. Выделены и уточнены основные характеристики массового общества: единая шкала жизненного «успеха» (в современной ситуации - денежная шкала), обезличивание человека (пропаганда «стандартного человека»), тотальный контроль за формированием ценностей и смыслов большинства людей (в основном с помощью средств массовой информации — СМИ) и др. Представлен образ подлинной элиты, отождествляемый с «рыцарем, ищущим своего дракона» в условиях, когда все окружающие считают, что нет никаких опасностей и нужно просто «наслаждаться жизнью» (или преодолевать псевдопроблемы, никак не связанные с утверждением или защитой чувства собственного достоинства). 15. Рассмотрены варианты «элитарных ориентации» в условиях фашизма и неофашизма. Показано, что в основе фашистской идеологии лежит идея «элитарности», основанной на предположении, что у каждого человека, социального слоя и профессии должно быть строго определенное место в общественной иерархии. Для того чтобы «каждый знал свое место» и воспринимал это как должное, в условиях неофашизма используется мощная пропагандистская машина, превращающая людей в послушных автоматов, вполне довольных (счастливых) своим положением и «обожающих» своего вождя (или тех «знаменитостей», которых «мастерски» представляют в СМИ). 16. Особенно рассмотрена роль средств массовой информации (СМИ) в формировании стереотипа «элитарно-ориентированного человека». Выделены механизмы эффективного воздействия на «публику», основанные на своеобразном «подыгрывании» стремления многих людей хоть в чем-то быть близкими элите. Выделен и специально рассмотрен «психологический феномен дурака», парадоксальная сущность которого заключается не в умственной ущербности, а, наоборот, в достаточно развитом интеллекте, но неумении им воспользоваться в сложных жизненных ситуациях, что и делает часто образованных людей, более других склонных в душе соотносить себя с элитой, наиболее податливыми для манипуляций со стороны СМИ (по принципу: «На дурака не нужен нож, ему немного подпоешь, и делай с ним, что хошь...»). 17. Специально рассмотрена проблема «элитарных ориентации» в среде интеллигентов или тех, кто стремится ими стать. При этом сама интеллигенция рассматривается как потенциальная носительница и выразите - льница всего «лучшего», т.е. «самого элитного», что имеется в данном обществе. В наиболее достойных вариантах интеллигенция понимается как носительница определенного знания, которое она использует не в корыстных интересах, а в целях решения острых социальных проблем, а сама внутренняя позиция подлинного интеллигента рассматривается как реализация долга перед своим народом, обществом, благодаря которому интеллигент вообще стал тем, кем он является. На этом фоне выделяются проблемы личностной продажности части интеллигенции, ее соучастия в очередном перераспределении благ, а также обозначаются условия реализации интеллигенцией своего призвания в периоды социально-экономических потрясений, в частности, рассматривается особая «эстетика неуклюжести» и даже «обреченности на непонимание» нравственного поступка подлинного интеллигента. 18. Поскольку важнейшей составляющей «элитарных ориентации» является аффективная составляющая, в частности, чувство собственного достоинства, то в работе особое внимание было уделено эстетике элитарно-ориентированных социально-профессиональных групп («тусовок»). Рассмотрены варианты использования смеха и трагедийности в создании атмосферы «неординарности» и «избранности» элитных групп. Обозначена проблема эстетической деформации смысла при использовании для самоутверждения смеховой культуры, ведущей часто к «удвоению» реальности и построению «иллюзорного мира», в котором стремящиеся к своему элитарному идеалу люди чувствуют себя намного уютнее, чем в реальном мире. 19. Рассмотрена проблема соотношения «элитарного» и «священного». Показана неоднозначная связь между этими понятиями. Выделены понятия «внешняя» и «внутренняя элитарность», а также понятия «внешняя» и «внутренняя святость». Высказано предположение, что высший уровень проявления «элитарности» и «святости» связан не столько с высмеиванием пороков общества и отдельных людей, сколько с чувством стыда за несовершенство окружающего мира, где сам стыд понимается как «антитеза» смеху и направлен больше на развитие своей собственной души. 20. Рассмотрены проблемы формирования нового «экологического сознания» как стремления человека за- 15. Заказ №3642 нять достойное место в существующей социальной иерархии, а в более широком контексте — занять свое место в иерархической системе взаимоотношений общества и окружающего мира. Уточнена роль массы и элиты в развивающейся экологической системе. В частности, подлинная элита призвана по-новому преобразовывать тот «культурный мусор», который производит масса, и использовать его для «аккумуляции энергии» в целях перевода общества на новый, более совершенный уровень своего развития. При этом выделен несколько парадоксальный, откровенный и даже грубоватый принцип реализации подлинной элитой своей «экологической» миссии: «Говно и слезы.., и действие, и непонятная для самодовольного обывателя (человека массы) особая радость творчества, когда из всего этого — из «культурного навоза» — вырастают новые розы... А затем, когда прекрасные розы вновь начнут увядать, т.е. превращаться в мусор из-за частого употребления («культурного опошления»), все опять повторяется сначала, но уже на следующей «спирали» своего развития...». Таким образом, в контексте поиска нового экологического подхода получается, что у каждого человека, у каждой социально-профессиональной группы — своя особая роль. Кто-то, а именно люди «массы», производит «культурный мусор» (в работе через многочисленные ссылки показано, что и в природе, и в обществе действует закон: чем больше система производит «мусора», т.е. чего-то, незапланированного природой, тем совершеннее эта система, например, известно, что именно человек на планете производит «мусора» больше кого бы то ни было). И надо благодарить людей массы за то, что они хорошо выполняют свою культурную и даже «экологическую» миссию. А вот элита человечества должна превращать этот «культурный мусор» в основу для последующего развития общества. Роль псевдоэлиты сводится к тому, чтобы «облагораживать» производство массой «мусора», а иногда и создавать у массы иллюзию ее реального участия в преобразовании этого мусора в новые ценности и идеалы. Самое главное, что подлинная элита, как и подлинная масса, - это не те должности и социальные роли, которые формально закреплены в существующей (внешней) социально-профессиональной иерархии. Представителем подлинной элиты может оказаться внешне вполне скромный, обычный человек, который своей деятельностью вносит реальный вклад в преобразование «культурного мусора» в основу для общественного развития. И, наоборот, иные официальные руководители (или обслуживающие их знаменитости) по своей роли вполне могут быть соотнесены с массой или с псевдоэлитой. 21. Рассмотрены теоретико-методологические проблемы исследования элитарных ориентации. Подчеркнута особая сложность таких исследований, связанная с построением идеалов своего развития, а также особая деликатность подобных исследований, связанная с нежеланием многих людей признаваться в стремлении стать «лучше других» (мы даже можем предположить, что подобные стремления более сокровенны, чем сексуальные влечения, о которых долгое время также старались говорить поменьше). Рассмотрены возможности и ограничения многих существующих в психологии методов для исследования «элитарных ориентации». Предложен перспективный, на наш взгляд, метод «открытых глаз», близкий к герменевтическим методам, основанным на готовности исследователя к «пониманию» и «вчувствованию». Но при этом замечено, что при исследовании «элитарных ориентации» в «открытые глаза» могут и плюнуть... 22. Рассмотрены практические аспекты формирования (или коррекции) элитарных ориентации, осуществляемые в русле плохо пока разработанной проблематики формирования ценностно-смысловых ориентации самоопределяющейся личности. Выделены основные требования к практическим ценностно-нравственным методикам для работы с подростками и взрослыми. 23. В приложениях представлены десять разнообразных методик, позволяющих в какой-то степени моделировать проблемы поиска идеала своего развития. Сами эти методики мы рекомендуем рассматривать как некие «идеи методик». При таком отношении к данным методикам их можно не только использовать в реальной практической работе, но и постоянно обогащать, модифицировать эти методики силами самих психологов-практиков и педагогов. Если говорить о перспективах дальнейших исследований проблемы «элитарных ориентации», то важнейшим направлением представляется более «солидное» обоснование этой проблемы, в основе которого могли бы оказаться результаты использования «традиционных» психологических методов. Хотя, если быть до конца откровенным, то «элитарные ориентации» нужно прежде всего «чувствовать» и просто «видеть» их. Также важной задачей дальнейшей разработки проблемы «элитарных ориентации» является уточнение (концептуализация) самого понятия «элитарности» и более четкое его соотнесение с системой других психологических понятий и направлений исследования.
162. Франк С. Смысл жизни. — Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 48 с. 163. ФранклВ. Поиск смысла жизни и логотерапия// Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 118-126. 164. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.— 368 с. 165. Фролова М.А. Политическая стратификация. — М.: Изд-во «Института практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 108 с. 166. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.— 336 с. 167. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992.—253 с. 168. Фромм Э. Проблема свободы и подчинения/ Психология господства и подчинения / Сост. А.Г.Чернявская. - Мн.: Харвест, 1998. -С. 8-14. 169. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 576 с. 170. Хазен А.М. Законы природы и «справедливое общество». -М.:АОЗТ«УРСС», 1998.- 112 с. 171. Халипов В.С. Кратология как система наук о власти. - М.: Республика, 1999. - 303 с. ХП.Харрис Т.А. Я хороший, ты хороший. — М.:Соль, 1993,—176 с. 173. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен//Современная зарубежная социальная психология. Тексты /Под ред. Г.М. Андреевой и др.- М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 82-91. 174. Хорни К. Культура и невроз// Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-288 с. 175. Чередниченко Т.А. Школа массовая и элитарная: перемены в ' деятельности и карьеры учащихся/ Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. Сб. научн. тр. — М.: Центр социологии образования РАО, 1996. — С. 50—61. 176. Чернозубов И.Е. Энерговампиры. Защита и лечение. — М.: Компания «Алее», 1996.— 60 с. 177. Честертон Г.К. Вечный человек.— М.: Политиздат, 1991.— 544 с.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |