КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чудновскш В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной социальной психологии// Вопросы психологии. — 1971. -№4. 3 страница
«физикой» или с «геологией», и видят, что стало со многими физиками и геологами в наши дни (в лучшем случае многие из них успокаивают себя тем, что «ушли в коммерцию» и там «процветают», но об этом ли они мечтали?..). С другой стороны, речь идет не столько о непременном падении престижности профессий, сколько о снижении темпов роста (или даже о стабилизации) престижности, когда та или иная профессия, оставаясь популярной, уже перестает всех «удивлять» и не вызывает особого ажиотажа и зависти. 2. Иногда аудитория высказывает претензии по поводу «некорректности математических подсчетов». В этом случае лучше рассмотреть конкретный пример расчетов, который вызвал у кого-то сомнения. Например, кто-то может предложить представить разницу в престижности, выраженную в баллах как абсолютную величину, и тогда, якобы, результаты «станут лучше». Но в этом случае теряется смысл сравнения престижности по эпохам, и становится сложным определение самого вектора изменения престижности. В других случаях сами подростки иногда предлагают примеры, когда с каждой последующей эпохой престижность профессии увеличивается в баллах, а общий результат невысокий (например, динамика изменения престижности по эпохам следующая: 2, 8, 10, т.е. очевиден рост престижности, а по формуле получается результат всего +3 балла). Здесь следует заметить, что сравнивается не только настоящее время («СШАизм») и будущее время («Лучшие времена»), но сравнивается настоящее время с иными близкими эпохами. В этом смысле будущее и настоящее как бы уравниваются в правах, ведь никто не застрахован от того, что некоторые ценности и моды из прошлых эпох могут вновь проявиться и в будущем (это один из законов «моды»). Как правило, после некоторых дискуссий многие соглашаются, что, с точки зрения математики, в методике все нормально. Участникам можно напомнить также, что с помощью расчетов определяется не «престижность» данных профессий (престижность участники сами оценивали с помощью 10-балльной шкалы), а сам «вектор» изменения престижности в предполагаемом будущем. Могут возникать ситуации, когда претензии к подсчетам окажутся достаточно обоснованными (напри- мер, если баллы СССРизма, СШАизма и Лучших времен представить в виде алгебраических выражений, то обнаружится некоторая итоговая ущербность для баллов СШАизма...). В подобных случаях лучше просто согласиться с подобными возражениями, заметив, что, естественно, можно было бы использовать и более строгие (и корректные) способы подсчетов, но тогда опросник оказался бы слишком громоздким. Заметим, что первую часть формулы, где определяется средний балл для всех эпох, предложили и убедительно обосновали сами школьники. 3. Кто-то может сказать, что проставляемые оценки слишком «субъективны» и не всегда соответствуют действительности. С этим обязательно нужно согласиться. Данная методика прежде всего и направлена на то, чтобы заставить человека думать самого, а не ждать, пока кто-то «объективный» все ему расскажет. Психология это вообще наука о «субъективном»... Кроме того, прогнозирование ближайшего будущего — это настолько сложное дело, что лучше не ждать, пока с этим разберутся специалисты (которые часто ошибаются в своих прогнозах), а хотя бы учиться рассуждать самому. Без таких рассуждений планирование жизненных и профессиональных перспектив оказывается явно неполноценным. 4. Иногда спрашивают, почему при разговоре о будущей престижности мы обращаемся к прошлому. Можно ответить примерно так. Очень часто история ходит как бы кругами. То же самое относится и к моде (часто моды прошедших времен в несколько измененном виде возвращаются). В методике мы просто сравниваем то, что имеется сейчас, с иными эпохами: и с будущим (что понятно), и с прошлым (которое тоже может частично возвратиться...). Наконец, обязательно следует объяснить учащимся (и даже взрослым клиентам), что полученные результаты о престижности различных профессий в ближайшем будущем являются предполагаемыми, но это совсем не значит, что все будет именно так, как получилось в опроснике. Результаты опросника — это всего лишь шутка, но со смыслом... Поскольку опросник назван активизирующим, то важнейшим результатом его проведения является форми- 494 рование неравнодушного отношения к своему будущему и к социально-экономическим перспективам той деятельности, которую выбирают для себя подростки. Даже если учащиеся недовольны результатами методики и готовы спорить с психологом-преподавателем, предлагая, например, иные варианты подсчета баллов престижности профессии, то это хороший результат. Если же разволновавшийся подросток, удивленный тем, что его «любимая» и очень популярная ныне профессия может когда-то оказаться не престижной, еще и продолжает обсуждение результатов методики дома, с родителями — это еще более важный результат. Заметим, что у нас были случаи, когда к следующему занятию школьник приносил сложный вариант подсчетов результатов с интегралами и дифференциалами, предложенный его умным-бородатым папой, которого также заинтересовала данная проблема... Общий же смысл опросника — поговорить в ироничной форме об очень сложных и важных для самоопределения вещах — о престижности (о «модах») на профессии, а также о сильной зависимости многих людей при построении своей жизни от мнения окружающих, от существующих стереотипов мышления и предрассудков... Возможны и другие варианты проведения методики «Моды-2». Например, если уточнить, что само понятие «престижность» может относиться к мнению большинства значимых для данного человека людей, а также к его собственному представлению о привлекательности тех или иных профессий, то можно провести оценку и соответствующие расчеты по этим двум видам престижности, после чего сопоставить, насколько они соответствуют друг другу (нередко многие люди сильно страдают от того, что их представление о престижности не воспринимается окружающими и получается, что свое счастье они не могут делить в полной мере с другими людьми — это и есть одиночество...). Можно также использовать не 10-балльную шкалу при оценке престижности профессий в различные эпохи, а ранжировать профессии по степени престижности для каждого временного периода. При этом сами подсчеты ранговых показателей престижности для каждой профессии проводились бы несколько иначе, примерно по следующей формуле: Престиж (вектор изменения престижности) = = [10 - (СССРММ + СШАИЗМ + Лучшие времена): 3] + +(СШАИЗМ~СССРИЗМ) + (СШАИЗМ~Лучшие времена). Но для лучшего освоения опросника «Моды» мы рекомендуем сначала поработать с первоначальным вариантом. Содержание Часть I. ЭЛИТАРНОСТЬ КАК РЕАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ.............9
Глава 1. ПРОБЛЕМА ЭЛИТАРНОГО ИДЕАЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ............... 10 1.1. Актуальность специального рассмотрения элитарных ориентации самоопределяющейся личности.........................10 1.2. Проблема поиска идеала для самих психологов-консультантов..............15 Глава 2. ЭЛИТАРНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ............ 17 2.1. Традиционное (энциклопедическое) представление об элите................17 2.2. Образ элитарного на уровне обыденного сознания.........................18 2.3. Представления человека об элитарности как регулятор его жизненных выборов.........22 Глава 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭЛИТАРНОСТИ........ 25 3.1. Биологические предпосылки возникновения элитарности.......................25 3.2. Культурно-исторические условия возникновения неравенства в человеческом обществе.........................30 3.3. Социально-экономические аналоги возникновения чувства элитного превосходства. 40 3.4. Теории обоснования элит и их роль в формировании элитарных ориентации людей.. 45 3.5. Общая логика развития элитарности; уровни проявления элитарности...............47 Глава 4. ПРОЯВЛЕНИЯ ЭЛИТАРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ............ 54 4.1. Элитарность в преступной и «дедовской» среде..................54 4.2. Элитарные ориентации в быту, моде и светской жизни....................56 4.3. Элитарность в сквернословии и профессиональном эпатаже............. 63 4.4. Проявления элитарности в любви и интимных отношениях...............67 4.5. Элитарность в контексте проблемы смерти и бессмертия..................73 4.6. Феномен «частичной элитарности»......80 Глава 5. ЭЛИТАРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ТРУДЕ И ТВОРЧЕСТВЕ .............................. 82 5.1. Успехи в труде как основа чувства собственной значимости.............. .82 5.2. Элитарность в искусстве и науке........ 87 5.3. Избирательность тщеславия и признания творца...........................89 5.4. Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве............ 90 5.5. Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде......... 94 Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭЛИТАРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ..............97 Глава 6. ЭЛИТАРНОЕ КАК ПРЕДМЕТ
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |