Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чудновскш В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной социальной психологии// Вопросы психологии. — 1971. -№4. 3 страница




«физикой» или с «геологией», и видят, что стало со мно­гими физиками и геологами в наши дни (в лучшем слу­чае многие из них успокаивают себя тем, что «ушли в коммерцию» и там «процветают», но об этом ли они меч­тали?..). С другой стороны, речь идет не столько о непре­менном падении престижности профессий, сколько о снижении темпов роста (или даже о стабилизации) пре­стижности, когда та или иная профессия, оставаясь по­пулярной, уже перестает всех «удивлять» и не вызывает особого ажиотажа и зависти.

2. Иногда аудитория высказывает претензии по по­воду «некорректности математических подсчетов». В этом случае лучше рассмотреть конкретный пример расчетов, который вызвал у кого-то сомнения. Напри­мер, кто-то может предложить представить разницу в престижности, выраженную в баллах как абсолютную величину, и тогда, якобы, результаты «станут лучше». Но в этом случае теряется смысл сравнения престижно­сти по эпохам, и становится сложным определение са­мого вектора изменения престижности.

В других случаях сами подростки иногда предлагают примеры, когда с каждой последующей эпохой престиж­ность профессии увеличивается в баллах, а общий резу­льтат невысокий (например, динамика изменения пре­стижности по эпохам следующая: 2, 8, 10, т.е. очевиден рост престижности, а по формуле получается результат всего +3 балла). Здесь следует заметить, что сравнивает­ся не только настоящее время («СШАизм») и будущее время («Лучшие времена»), но сравнивается настоящее время с иными близкими эпохами. В этом смысле будущее и настоящее как бы уравниваются в правах, ведь никто не застрахован от того, что некоторые ценности и моды из прошлых эпох могут вновь проявиться и в будущем (это один из законов «моды»). Как правило, после некоторых дискуссий многие соглашаются, что, с точки зрения ма­тематики, в методике все нормально. Участникам мож­но напомнить также, что с помощью расчетов определя­ется не «престижность» данных профессий (престиж­ность участники сами оценивали с помощью 10-балль­ной шкалы), а сам «вектор» изменения престижности в предполагаемом будущем.

Могут возникать ситуации, когда претензии к под­счетам окажутся достаточно обоснованными (напри-

мер, если баллы СССРизма, СШАизма и Лучших времен представить в виде алгебраических выражений, то обна­ружится некоторая итоговая ущербность для баллов СШАизма...). В подобных случаях лучше просто согласи­ться с подобными возражениями, заметив, что, естест­венно, можно было бы использовать и более строгие (и корректные) способы подсчетов, но тогда опросник ока­зался бы слишком громоздким. Заметим, что первую часть формулы, где определяется средний балл для всех эпох, предложили и убедительно обосновали сами шко­льники.

3. Кто-то может сказать, что проставляемые оценки слишком «субъективны» и не всегда соответствуют дей­ствительности. С этим обязательно нужно согласиться. Данная методика прежде всего и направлена на то, что­бы заставить человека думать самого, а не ждать, пока кто-то «объективный» все ему расскажет. Психология это вообще наука о «субъективном»... Кроме того, про­гнозирование ближайшего будущего — это настолько сложное дело, что лучше не ждать, пока с этим разбе­рутся специалисты (которые часто ошибаются в своих прогнозах), а хотя бы учиться рассуждать самому. Без таких рассуждений планирование жизненных и про­фессиональных перспектив оказывается явно неполно­ценным.

4. Иногда спрашивают, почему при разговоре о буду­щей престижности мы обращаемся к прошлому. Можно ответить примерно так. Очень часто история ходит как бы кругами. То же самое относится и к моде (часто моды прошедших времен в несколько измененном виде воз­вращаются). В методике мы просто сравниваем то, что имеется сейчас, с иными эпохами: и с будущим (что по­нятно), и с прошлым (которое тоже может частично воз­вратиться...).

Наконец, обязательно следует объяснить учащимся (и даже взрослым клиентам), что полученные результа­ты о престижности различных профессий в ближайшем будущем являются предполагаемыми, но это совсем не значит, что все будет именно так, как получилось в опроснике. Результаты опросникаэто всего лишь шутка, но со смыслом...

Поскольку опросник назван активизирующим, то важнейшим результатом его проведения является форми- 494

рование неравнодушного отношения к своему будущему и к

социально-экономическим перспективам той деятель­ности, которую выбирают для себя подростки. Даже ес­ли учащиеся недовольны результатами методики и гото­вы спорить с психологом-преподавателем, предлагая, например, иные варианты подсчета баллов престижно­сти профессии, то это хороший результат. Если же раз­волновавшийся подросток, удивленный тем, что его «любимая» и очень популярная ныне профессия может когда-то оказаться не престижной, еще и продолжает обсуждение результатов методики дома, с родителями — это еще более важный результат. Заметим, что у нас бы­ли случаи, когда к следующему занятию школьник при­носил сложный вариант подсчетов результатов с интег­ралами и дифференциалами, предложенный его ум­ным-бородатым папой, которого также заинтересовала данная проблема...

Общий же смысл опросника — поговорить в иро­ничной форме об очень сложных и важных для самооп­ределения вещах — о престижности (о «модах») на про­фессии, а также о сильной зависимости многих людей при построении своей жизни от мнения окружающих, от существующих стереотипов мышления и предрас­судков...

Возможны и другие варианты проведения методики «Моды-2». Например, если уточнить, что само понятие «престижность» может относиться к мнению большин­ства значимых для данного человека людей, а также к его собственному представлению о привлекательности тех или иных профессий, то можно провести оценку и соот­ветствующие расчеты по этим двум видам престижно­сти, после чего сопоставить, насколько они соответству­ют друг другу (нередко многие люди сильно страдают от того, что их представление о престижности не воспри­нимается окружающими и получается, что свое счастье они не могут делить в полной мере с другими людьми — это и есть одиночество...).

Можно также использовать не 10-балльную шкалу при оценке престижности профессий в различные эпо­хи, а ранжировать профессии по степени престижности для каждого временного периода. При этом сами под­счеты ранговых показателей престижности для каждой

профессии проводились бы несколько иначе, примерно по следующей формуле:

Престиж (вектор изменения престижности) =

= [10 - (СССРММ + СШАИЗМ + Лучшие времена): 3] +

+(СШАИЗМ~СССРИЗМ) + (СШАИЗМ~Лучшие времена).

Но для лучшего освоения опросника «Моды» мы ре­комендуем сначала поработать с первоначальным вари­антом.


Содержание

Часть I. ЭЛИТАРНОСТЬ КАК РЕАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ.............9

 

Глава 1. ПРОБЛЕМА ЭЛИТАРНОГО ИДЕАЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ............... 10

1.1. Актуальность специального рассмотрения элитарных ориентации самоопределяющейся личности.........................10

1.2. Проблема поиска идеала для самих психологов-консультантов..............15

Глава 2. ЭЛИТАРНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН

ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ............ 17

2.1. Традиционное (энциклопедическое) представление об элите................17

2.2. Образ элитарного на уровне обыденного сознания.........................18

2.3. Представления человека об элитарности как регулятор его жизненных выборов.........22

Глава 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ

И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭЛИТАРНОСТИ........ 25

3.1. Биологические предпосылки возникновения элитарности.......................25

3.2. Культурно-исторические условия возникновения неравенства в человеческом обществе.........................30

3.3. Социально-экономические аналоги возникновения чувства элитного превосходства. 40

3.4. Теории обоснования элит и их роль в формировании элитарных ориентации людей.. 45

3.5. Общая логика развития элитарности; уровни проявления элитарности...............47

Глава 4. ПРОЯВЛЕНИЯ ЭЛИТАРНЫХ

ОРИЕНТАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ............ 54

4.1. Элитарность в преступной

и «дедовской» среде..................54

4.2. Элитарные ориентации в быту, моде

и светской жизни....................56

4.3. Элитарность в сквернословии и профессиональном эпатаже............. 63

4.4. Проявления элитарности в любви

и интимных отношениях...............67

4.5. Элитарность в контексте проблемы

смерти и бессмертия..................73

4.6. Феномен «частичной элитарности»......80

Глава 5. ЭЛИТАРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ТРУДЕ И ТВОРЧЕСТВЕ

.............................. 82

5.1. Успехи в труде как основа чувства собственной значимости.............. .82

5.2. Элитарность в искусстве и науке........ 87

5.3. Избирательность тщеславия и признания творца...........................89

5.4. Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве............ 90

5.5. Проблема одиночества, непонимания

и непризнания в творческом труде......... 94

Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭЛИТАРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ..............97

Глава 6. ЭЛИТАРНОЕ КАК ПРЕДМЕТ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.