КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чудновскш В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной социальной психологии// Вопросы психологии. — 1971. -№4. 1 страница
179. Чудновскш В.Э. Смысл жизни и судьба. - М.: Изд-во «Ось-89», 1997. - 208 с. 180. Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. — 240 с. 181. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: Мысль, 1980. — 326 с. 182. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 128 с. 183. Элиаде М. Священное и мирское. — М.: МГУ, 1994. — 144 с. 184. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.— 304 с. 185. Эриксон Э. Детство и общество. — Обнинск: Изд-во «Принтер», Городской центр «Детство», 1993. — 53 с. 186. Юнг К.Г. Аналитическая психология// История зарубежной психологии. Тексты /Под ред. П.Я. Гальперина, А,Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 142-171. 187. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.— М.: Прогресс, Универс, 1994. — 336 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ: ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДИК, МОДЕЛИРУЮЩИХ ЭЛИТАРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ 1. Активизирующий опросник «Смыслы-сюрпризы» Цель методики — помочь клиентам осознать свои основные жизненные смыслы и саму динамику их развития. Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе (классе). Общая схема проведения опросника следующая: 1. Клиент (группа) рисует бланки (см. табл. 2). При этом названия этапов жизни психолог называет уже по ходу процедуры. 2. Далее каждый выписывает первый «этап жизни» (например, «время обучения в выпускных классах в школе»). 3. В графе «основные ожидания» выписываются 1—2 самых важных ожидания от жизни на этом этапе. Желательно, чтобы такие «ожидания» не были формальными, типа «хорошо учиться» и т.п. Качество методики повышается в зависимости от степени искренности клиента. 4. Далее в последующих графах выписываются: 1) примерный процент реализации этих ожиданий (для каждого в отдельности); 2) «сюрпризы жизни», которые специально не планировались, но которые оказались «ярким событием» данного периода; 3) примерный «процент счастья «на данном этапе жизни». Опыт показывает, что основная масса клиентов спокойно воспринимает фразы типа «процент счастья» или «сюрпризы жизни». 5. Аналогично выписываются этапы и характеристика всех последующих этапов. Перечень самих этапов может заранее составить психолог (это лучше делать в гомогенных возрастных группах, например, в студенческих аудиториях, когда у многих студентов этапы выстраиваются примерно одинаково, лишь с некоторыми различиями). Но можно после первого, общего для всех этапа разрешить каждому самому выписать этапы, характерные именно для его жизни (это лучше делать в разновозрастных группах). При этом может возникнуть вопрос, как быть с «ожиданиями» и «сюрпризами» предполагаемого будущего, ведь никто не знает, что нас ждет? — Каждый выписывает свои «предполагаемые» ожидания и сюрпризы (тем более что и сюрпризы можно планировать, и каждый втайне это делает, иначе жизнь была бы не интересной, без «сюрпризов»-то!). 6. После этого, в оставшейся свободной части листа (или на обратной стороне листа) каждый кратко отвечает в письменном виде на три вопроса: 1) Выявить общую тенденцию в изменении ожиданий (от первого до последнего этапов). 2) Определить, в чем же заключался главный смысл жизни (как некой целостности)? А также определить, каков «примерный процент» реализации этого смысла? 3) Определить, каков «примерный процент» общего счастья такой жизни? 7. Заметим, что при внешней своей простоте методика, особенно на последних этапах (при подведении «итогов» спланированной таким образом жизни), может оказаться не только достаточно сложной, но и «обидной» для тех, кто поначалу представлял свою жизнь слишком упрощенно. Наиболее сильные «обиды» возникают у тех, кто так и не обнаруживает какого-либо серьезного изменения (развития) своих смыслов от времени школы до периода зрелости и старости... 8. При анализе результатов можно также деликатно посмотреть, в какой степени в «ожиданиях» и «сюрпризах жизни» проявились элитарные ориентации, например, в какой степени встреча со «знаменитыми» и «влиятельными людьми» (с элитой) помогла в решении карьерных и жизненных проблем (?), наблюдались ли элементы некоторого «хвастовства» по поводу своей «сопричастности» элите? И т.п. Таблица 2 Бланк для активизирующего опросника «Ожидания и сюрпризы».
2. Игровой опросник-шутка «10 — Их...» Цель игры — актуализировать в сознании клиента (группы) образ «настоящей элиты» (образ «Их высокоблагородия»...). В основу игры положено известное упражнение «я», когда на листочке требуется выписать 10 необычных обозначений самого себя, например: «Я — огурец», «Я — мыслитель», «Я — солнце» и т.п. Процедура: 1. Участники разбиваются по группам. 2. Совместными усилиями в каждой группе выписываются 10 самых важных ассоциативных характеристик «элитного человека», например: «черный», «сладенький», «молчаливый», «улыбающийся» и т.п. При этом запрещается выписывать конкретные и прямые характеристики, типа «интеллигентный», «образованный», «воспитанный» и т.п. Чтобы эта процедура была эффективнее, сначала на листочке общими усилиями выписывается больше, чем 10 характеристик (например, 15—20), а затем входе обсуждения, выбираются 10 самых важных. 3. Далее от каждой команды выступает свой «докладчик». Можно просто зачитать полученные характеристики, а можно выписать их на доске (для этого у каждой команды на доске должно быть свое место). 4. После этого можно посмотреть, какие характеристики часто совпадали, а в чем выявились принципиальные различия (например, если обнаруживаются прямо противоположные характеристики). Обычно обсуждение образов «элитарного человека» бывает довольно веселым и даже немного насмешливо-стеснительным... 5. В конце игры можно определить, чей образ «элитарного человека» оказался наиболее удачным. 3. Игровое упражнение «Восхищение» (или «Веселые картинки») Цель упражнения — уточнение образа «элитного человека». Игра проводится в группе (классе). Процедура: 1. Каждый рисует на листочке образ «самого элитного человека» (в другом варианте — образ «самого крутого человека»). 2. Далее все разбиваются по группам в 6—10 человек. 3. В каждой группе определяется самый удачный рисунок. Например, все рисунки пускаются по кругу, и на обратной стороне каждый проставляет свою оценку (по условной 5-балльной шкале), после чего легко подсчи-тывается/какой рисунок набрал больше всего таких баллов. 4. После этого победители выходят и показывают свои рисунки (или воспроизводят их на доске). 5. В ходе обсуждения выясняется, какой образ оказался самым удачным и что именно в этих лучших рисунках оказалось наиболее «похожим» на человека элиты. Возможен и несколько иной вариант данного упражнения: 1. На одной стороне листочка каждый рисует образ «самого элитного человека», а на другой — образ «явного неудачника». При этом каждый подписывает, где человек элиты, а где неудачник (лучше делать это незаметно, мелким шрифтом, в нижнем правом углу). 2. Все листочки сдаются преподавателю. 3. Преподаватель по очереди показывает листочки группе (можно, правда, быстро отобрать наиболее интересные), а группа должна отгадывать, кто именно изображен на данном листочке, «человек элиты» или «неудачник». При этом важно, чтобы отгадывающий пытался объяснить, почему он так считает, т.е. что в рисунке натолкнуло его на такую отгадку. После этого ведущий (преподаватель) зачитывает версию автора данных рисунков, а самого автора можно попросить прокомментировать, почему он именно так изобразил «элитарного человека» и «человека-неудачника». 4. Игровое упражнение «Последнее «зачем?» Цель игры — помочь в шутливой форме осознать наиболее важные жизненные смыслы. Игра проводится в группе. Возможны разные варианты проведения упражнения. Процедура 1-го варианта: 1. Участникам дается задание: «Придумать какую-нибудь ситуацию, когда человек совершает что-то очень важное в своей жизни (это может быть поступление в вуз, покупка дорогой и престижной вещи, замужество и т.п.). При этом желательно кратко охарактеризовать и самого человека (сколько ему лет, где он работает или чем занимается, где живет, есть ли у него семья и дети...). Все это должно занять не более одной трети странички». 2. После все участники разбиваются на команды по 3—5 человек, и листочки с ситуациями передаются по кругу (если работа идет в классе, то листочки по кругу передаются соседям, сидящим за двумя ближними партами).
3. Получив листочек, каждый внимательно его читает и на обратной стороне пишет, в чем заключался для человека главный смысл данного события. После этого листочек передается следующему игроку, и он также выписывает свое понимание главного смысла события. При этом возможны ситуации, когда смысл, обозначенный предшествующим игроком, не отвергается, а именно уточняется. И таким образом возможно добраться до самого главного смысла. Например, обычный человек купил дорогой автомобиль («иномарочку») — спрашивается, зачем ему именно такой автомобиль? — Возможные варианты ответов (смыслов): чтобы обеспечить себе комфорт - чтобы быстрее добираться до своей дачи — чтобы чувствовать себя человеком — чтобы его уважали за это — чтобы его повысили по службе (как человека, стремящегося быть лучше, чем он есть на самом деле...). Естественно, возможны и другие «цепочки смыслов». 4. После этого в группе начинается обсуждение по каждой из 3—4 ситуаций. В ходе обсуждения трудно рассчитывать, что игроки единодушно придут к единственно верному (последнему) варианту смысла, но сам факт постоянного уточнения смысла важного жизненного поступка кому-то, возможно, поможет в будущем лучше осознавать и собственные жизненные выборы. Процедура 2-го варианта проведения упражнения: 1. Игроки делятся на две команды по 7—12 человек. 2. В каждой команде также придумывается ситуация важного жизненного поступка (см. инструкцию к 1-му варианту). 3. В каждой команде определяется главный смысл данного поступка, который выписывается отдельно на листочке. 4. В каждой команде выбираются: один «докладчик», который должен будет представить в другой команде ситуацию и ответить на уточняющие вопросы, а выбираются также два «арбитра», которые будут следить за правильностью вопросов к «докладчику» и его ответов. 5. После этого по одному «докладчику» и одному «арбитру» отправляются в команды своих соперников, а вторые «арбитры» остаются в своих командах, чтобы работать вместе с «арбитрами» из соперничающей команды. 6. В команде соперников «докладчик» представляет ситуацию и отвечает на вопросы, касающиеся главного смысла представленного в ситуации поступка. При этом оба «арбитра» (из своей и из чужой команды) вместе оценивают, насколько вопросы и сами ответы были обоснованы. Главный критерий здесь определяется по условной шкале «обоснованность — дурашливость» («дурашливость» возникает тогда, когда спрашивать уже не о чем). Задача отвечающего «докладчика» — как можно до-льше-не раскрывать истинного смысла данного поступка, чтобы ему задавали как можно больше вопросов, но он при этом «еще не назвал главного смысла». Задача спрашивающих заключается в том, чтобы как можно скорее выяснить главный смысл обозначенного в ситуации поступка, т.е. поскорее добиться того, чтобы «докладчику» нечего было ответить и он признался, что главный смысл уже обозначен. Спрашивающие обычно задают вопрос примерно следующим образом: «А это зачем? Ведь тот смысл, который вы уже назвали, противоречит тому-то.., или не объясняет того-то.., или, может, объясняется другим смыслом — таким-то...» 7. После всего этого можно сравнить тот главный смысл поступка, который предложила команда, придумавшая этот поступок и смысл, до которого «докопалась» отгадывающая команда. При общем подведении итогов может оказаться так, что смыслы команды, придумавшей поступок и смыслы отгадывающей команды, будут сильно различаться. Это вполне объяснимо, т.к. в одном и том же поступке возможно нахождение разных смыслов, но главное — добраться до самого последнего (самого главного) смысла, когда уже нечего ответить на вопрос, «а это зачем?»... В итоге побеждает та команда, которая сумеет скорее, за меньшее количество вопросов «а это зачем?» добраться до смысла поступка, представленного «докладчиком» соперничающей команды, а также та команда, «докладчик» которой сумел продержаться как можно дольше, т.е. вынудил другую команду задавать ему слишком много вопросов «зачем?» 5. Игровое упражнение «От звезды — до звезды» Цель упражнения - в шутливой форме сформировать готовность оценивать различных людей (персонажей) с точки зрения их принадлежности к элите. Упражнение может проводиться как в группе, так и индивидуально. Процедура выглядит следующим образом:
1. Участникам объясняется, по каким критериям можно проводить оценку элитной принадлежности и как все это можно представить в виде образа «человека-звезды» (см. подробнее главу 12). Условно можно выделить пять таких критериев: 1) самостоятельно приобретенные внешние признаки элитарности; 2) изначально имеющиеся (доставшиеся в готовом виде) внешние признаки элитарности; 3) эгоистически ориентированное творчество; 4) альтруистически ориентированное творчество и достоинство; 5) «харизматический образ» человека, независимо от его реального творчества, достоинства и внешних признаков элитарности. Каждый из этих критериев образует «луч» пятиконечной «звезды», а длина луча — развитость (представленность у человека) данного критерия. 2. Каждый рисует бланк (см. таблицу 3). 3. В бланке по условной 10-балльной шкале оцениваются элитные характеристики нескольких (двух-трех) известных людей (персонажей). Сами эти персонажи могут заранее задаваться ведущим, но могут называться самими участниками. Важно, чтобы это были общие персонажи для всех (тогда можно будет сравнивать разные оценки и обсуждать их). 4. После этого возможны разные варианты обсуждения: 1) К доске добровольно выходят 2—3 человека и рисуют по своим оценкам образ конкретного персонажа в виде «человека-звезды», после чего организуется обсуждение (в чем они совпадают и почему?). 2) К доске добровольно выходит кто-то из участников и рисует образы «звезд», не называя имен конкретных персонажей. Все при этом знают, о ком идет речь, но не знают, кто именно представлен в конкретных рисунках. После этого начинается отгадывание. В ходе такого отгадывания остальные участники высказывают свои соображения и обоснования того, почему они соотносят те или иные рисунки с конкретными персонажами. Только потом доброволец называет, кого именно он изобразил в виде тех или иных образов «людей-звезд». Особенность этого упражнения в том, что здесь важно именно сравнение разных известных людей, т.к. если оценивать только одного знаменитого человека, то он может набрать слишком много баллов по всем пяти критериям. Такое сравнение часто позволяет увидеть молодому человеку надуманность «величия» многих современных «звезд эстрады» и прочих «кумиров» на фоне классиков мировой истории и культуры - очень полезная для молодого человека процедура! Опыт проведения игры показывает, что если включить в игру, наряду с современными «известностями», таких людей, как Аристотель, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и др., то по своей «элитности» они намного превосходят многих нынешних «звезд». Таблица 3 Пример бланка для игрового упражнения «От звезды — до звезды».
6. Игровое упражнение «Счастливчик» Цель упражнения — помощь в осознании наиболее важных жизненных смыслов в контексте целостной жизни человека. Упражнение проводится в группе. Процедура: 1. Участники разбиваются на две команды по 7—12 человек. 2. В каждой команде общими усилиями составляется небольшой рассказ о жизни обязательно счастливого человека («счастливчика»). Например, каждый по очереди называет по одному важному событию в его жизни, а кто-то все это записывает так, чтобы получилась логически связная история жизни главного героя. Желательно, чтобы таких важных жизненных событий было примерно 15—20. При этом событием является что-то действительно значимое и обязательно компактное по времени. Например, поступление в вуз — это событие, но уже обучение в вузе в течение 4—5 лет — это целый отрезок (этап) жизни. 3. После этого в каждой команде нужно в ходе небольшого обсуждения определить основной смысл жизни этого человека (ради чего он вообще жил). При этом возможен смысл с точки зрения окружающих и с его собственной жизни. Определенные таким образом смыслы фиксируются на бумаге, что пригодится для дальнейшей игры. 4. После этого в каждой команде выбираются один «докладчик». 5. После этого выбранные «докладчики» отправляются в команды своих соперников. 6. Каждый из докладчиков рассказывает (или зачитывает) игрокам другой команды историю своего главного героя. 7. После этого игроки команды в ходе совместного обсуждения пытаются понять, каков главный смысл жизни данного героя как с точки зрения окружающих людей (общества), так и с точки зрения самого героя. Все эти смыслы должны быть четко сформулированы и записаны на листочке (чтобы при подведении итогов не было излишних споров). При этом возможны некоторые уточняющие вопросы к докладчику. Докладчик обязан давать краткие пояснения, но не называть тот смысл жизни героя, который был сформулирован в его команде. 8. Через определенное время обсуждение в обеих группах прекращается, и все участвуют в общем подведении итогов. Сначала в одной команде зачитываются смыслы жизни, сформулированные при обсуждении истории главного героя, а потом зачитываются смыслы, предложенные командой, которая и составила данный рассказ. После этого все повторяется в другой команде. И лишь только после этого может состояться окончательное обсуждение и ответы на возможные претензии в «неправильном понимании» или в том, что «мы имели в виду не тот смысл смысла»... 9. Интересным и полезным (в плане специально организованной рефлексии) для участников завершающим этапом может быть задание каждому на отдельном листочке составить небольшой рассказ о жизни счастливого человека, состоящий примерно из 20—25 событий. Можно даже уточнить задание: составить правдоподобный рассказ о человеке, который сумел благодаря своим успехам пробиться в «высший свет» и стать «уважаемым человеком». При анализе таких рассказов интересно посмотреть, насколько стереотипно представляют себе участники путь в «высшее общество» и насколько эти стереотипы соответствуют пропагандируемым вариантам построения своего «счастья»... 7. Карточно-бланковая игра «Базарчик» Цель игры - в шутливой форме смоделировать ситуации достижения стандартных составляющих «жизненного успеха» путем определенной «расплаты» за эти достижения. Игра проводится в микрогруппе из 3-6 человек. Общая процедура игры предполагает предварительный и основной этапы. Процедура предварительного этапа следующая: 1. Сначала (а лучше даже накануне игры) каждый участник рисует бланк и выписывает туда 10 стереотипов людей (см. таблицу 4). 2. После этого дается инструкция: «Оцените каждый из этих стереотипов с точки зрения возможного наличия/ отсутствия у них «денег» и «совести-достоинства».
Оценивать следует, используя условную шкалу от «-3» до «+3» баллов (чем больше баллов, тем вероятнее наличие денег или совести). 3. Листочки собираются, все баллы по каждому стереотипу обобщаются, подсчитывается суммарный балл отдельно по «деньгам» и по «совести», после чего в условном «пространстве элитарности» (см. рисунок 4) каждый стереотип обозначается в соответствии со своими суммарными баллами на пересечении координат «денег» и «совести». Сами конечные точки осей «деньги» и «совесть» определяются по максимальным суммарным баллам на фоне всех 10 стереотипов (см. таблицу 4). Полученную таким образом «экспертную оценку» стереотипов можно использовать не только в данной игре, но и в последующих играх, особенно если психолог не располагает временем для проведения предварительного этапа. Пример такой возможной экспертной системы приводится на рисунке (см. рисунок 4), хотя для каждой конкретной группы интереснее было бы иметь свой собственный образ соотношения этих стереотипов, тем более что в разных группах эти образы могут сильно различаться.
Рис. 4. Пример игрового «пространства элитарности» с обозначенными там стереотипами. В качестве конечных точек координат осей «деньги» и «совесть» взяты максимальные баллы, полученные в одной студенческой группе (см. таблицу 4). Номерами в пространстве элитарности обозначены стереотипы людей, соответствующие порядковым номерам в перечне стереотипов (см. таблицу 4). Напоминаем, что в каждой группе возможен свой порядок расположения стереотипов в «пространстве элитарности». Таблица 4. Бланк для предварительного этапа игры «Базарчик». В качестве примера в бланке представлены суммарные баллы, полученные в одной студенческой группе (напоминаем, что в каждой группе могут быть свои результаты).
Процедура основного этапа игры: 1. Участникам объявляется цель игры: «Увеличить свои финансовые возможности (деньги) так, чтобы и совесть не пострадала». 2. Каждый участник рисует бланк (см. таблицу 5). При этом «ценности-достижения» пока не выписываются: они будут называться ведущим по ходу игры. 3. Далее каждый делает себе набор из восьми карточек: 4 карточки — для «денег» и 4 карточки — для «совести». На каждой карточке «денег» на лицевой стороне обозначается условный знак (символ) данного игрока (игрок сам себе его выдумывает), чтобы в игре эти карточки не путались с карточками других игроков, а на другой стороне выписываются условные баллы: -2, -1, +1, +2. Аналогично делаются карточки «совести» (см. рисунок 5). 4. В каждой группе выбирается «арбитр», который будет следить за соблюдением правил и одновременно сам играть наравне со всеми. Таблица 5 Бланк для основного этапа игры «Базарчик».
5. Далее все знакомятся с основными правилами игры. Общий порядок игры следующий: 1) Сначала ведущий зачитывает очередную «ценность-достижение» (см. таблицу 5), а игроки выписывают ее себе в бланк. 2) Далее каждый игрок выкладывает баллами вниз по одной карточке «денег» и по одной карточке «совести» по принципу: «Что прибавит или убавит (в плане «денег» и «совести») достижение данной ценности». Например, если данная ценность прибавляет много «денег», то выкладывается карточка «денег 2 с цифрой «+2» (или «+1»), но явно не с минусом. 3) Далее в своих бланках, в графе «расплата» каждый отмечает, сколько из своих «денег» или из имеющейся «совести» он готов отдать за достижение данной ценности. Расплата «деньгами» и «совестью» обозначается как «минус» столько-то баллов. Расплачиваться за каждую ценность можно не более трех баллов «деньгами» и не более трех баллов «совестью». Отказываться от расплаты нельзя (как минимум следует «расплатиться» хотя бы одним баллом «совести» и одним баллом «денег»). Сами записи следует делать так, чтобы другие игроки их не видели. 4) Далее все игроки открывают свои записи в бланках, а «арбитр» выявляет тех двух игроков, которые готовы были заплатить за данную ценность-достижение наибольшую плату (при этом баллы «денег» и баллы «совести» имеют одинаковую «цену», т.е. подсчитывается их сумма). Эти игроки и будут победителями за обладание данной ценности. При этом, если: а) сумма баллов у всех одинаковая, то ценность не достается никому; б) если сумма баллов одинаковая только у двух игроков, то между ними обязательно проводится дополнительное разыгрывание (соответственно, им придется вновь расплачиваться, т.е. платить как бы двойную цену).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |