КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема допустимости психологического вмешательства в ценностно-нравственное и смысловое развитие личности
Сложнейшая проблема практической психологии выражается в вопросе: имеет ли право психолог в работе с другими людьми (учащимися, взрослыми клиентами) воздействовать на их нравственное развитие? Ответ, казалось бы, самоочевиден. Но вот что говорит известный философ М. Мамардашвили: «Самая глупая и трагичная идея XX века — воспитание «нового человека» (цит. по Зинченко, 1995. С. 55). Правда, многие известные философы поначалу очень обрадовались появлению такой «знаковой» фигуры, как «новый русский»... Если психолог, пытающийся содействовать «личностному росту» клиента, или педагог в своей «учебно-воспитательной» работе со школьниками опираются на какой-то уже готовый образец «правильной личности», то они неизбежно реализуют тоталитарный идеал воспитания и образования. Даже если этот идеал опирается на «лучшие» образцы и достижения культуры. Один из смыслов тоталитарности заключается в том, что человек лишается права быть «плохим», быть «хуже» того образца, который насаждается силой или пропагандируется на уровне завораживающей манипуляции. Главный смысл подлинно гуманного образования должен состоять в том, чтобы давать человеку простор для самоопределения и, главное, — формировать у него потребность в поиске именно своего идеала, чтобы самоопределяющийся человек был в постоянном творческом и нравственном напряжении. В. Франкл видел основную задачу образования не в том, чтобы «довольствоваться передачей традиций и знаний», а в том, чтобы «совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы». При этом он специально отмечал, что для нахождения своих смыслов «даже в эру отсутствия ценностей» человек «должен быть наделен в полной мере способностью совести» (Франкл, 1990. С. 295). Но здесь возникает другая важная проблема: а все ли клиенты (или учащиеся) готовы к такому нравственному поиску и напряжению, всем ли нужна «способность совести» (по В.Франклу)? И тогда перед психологом стоит не простой выбор: 1) либо вообще (или почти) отказаться от работы по формированию ценностно-смыслового «ядра» самоопределяющейся личности, оправдывая себя тем, что «это мало кому нужно»; 2) либо, вопреки «здравому смыслу», находить любые возможности, чтобы решать эту самую сложную и самую важную психолого-педагогическую задачу. Таким образом, мы вновь приходим к идее права выбора (только уже выбора самим психологом) быть субъектом своей деятельности или ограничиваться лишь «правильным» и «вполне достаточным» выполнением своих непосредственных служебных и «производственных» обязанностей, без «всяких там высоких материй». И слава Богу (!), что у психолога тоже есть право выбора более примитивной мировоззренческой и профессиональной позиции, ведь в противном случае более достойная позиция была бы быстро формализована и неизбежно опошлена... Именно такое право выбора позволяет самому психологу, во-первых, проверять свою социальную и личностную зрелость (особенно когда ты именно сам себя можешь проверить, а можешь и не проверять — в этом тоже право выбора...), и, во-вторых, это создает возможность для подлинного личностного роста психолога (но не того «роста», который осуществляется в психотерапевтических группах под «присмотром» ведущего, а самостоятельно, в качестве настоящего субъекта своей деятельности). Таким образом, проблема этического воздействия на личность клиента неизбежно порождает и другую проблему — возможности (или не возможности) самого психолога осуществлять такое воздействие. Ведь он тоже человек и тоже вправе отказываться от рассмотрения сложных ценностно-смысловых вопросов. Он вправе отказаться от подлинной субъектности и даже стать «рабом» своей профессиональной деятельности и профессиональных стереотипов. И формально никто его за это не осудит, если он будет добросовестно выполнять планы и программы своей работы, в которых и не может (и не должна!) быть обозначена его обязанность быть Личностью. Но осудить его может только его собственная совесть (или чувство профессионального и личностного достоинства)... Но совесть — категория необязательная... В том-то и прелесть нравственного выбора, что никто формально тебя не обяжет, не накажет и не похвалит, если ты сделаешь (или не сделаешь) его самостоятельно. Если же тебя обязывают, или заставляют, или вынуждают совершить нравственный поступок (подвиг), то это уже не интересно, в этом нет подлинного личностного участия и говорить об этическом субъекте здесь не приходится. Достаточно резко и «образно» по этому поводу высказался В.В. Петухов: «...Порождение же мнимой личности есть одноразовый поступок («подвиг») в случайно сложившихся (или нарочно подстроенных) условиях: невольный участник своего зачатия, будущая мничность совершает его под руководством и без усилий... субъект одноразового «подвига», побывавший в культуре без личностного участия, преобразует собственную природу — не до конца, а искажает — необратимо. Ему, не рожденному второй раз как личность, а значит, «лишнему человеку» в обществе, природное имя — выкидыш (точнее — «выродок», а ласковей — «незавершенка»). Таков возможный удел личности, поставленной перед самостоятельным и ответственным выбором, и неизбежный - ее подобий, избегающих его» (Петухов, 1996. С. 54-55). Осуждая позицию отказа от нравственного поиска и защиты своего достоинства, когда человек по сути становится рабом обстоятельств и своего страха быть субъектом, другие известные мыслители высказываются еще более резко: «Нет позорнее рабства, чем рабство добровольное» (Сенека), «Самое большое рабство - не обладая свободой, считать себя свободным» (И. Гете)... И все-таки бессмысленно осуждать слабого человека, еще не готового стать этическим субъектом, т.к. если у него нет совести, то он и не воспримет такого осуждения, а услышав «нехорошие» слова, просто обидится. Но если у него появятся (проснутся) совесть и чувство собственного достоинства, то осуждение со стороны так же бессмысленно, поскольку осудит его уже собственная совесть. Поэтому все эти разговоры о возможности или невозможности нравственного выбора могут служить для такого человека лишь «внешним» примером рассуждений какого-то другого человека (например, «озабоченного» данной проблемой автора этих строк), но самого читателя якобы никак не касающиеся. Если же психолог сделает свой нравственный выбор и все-таки отважится проводить ценностно-смысловую работу даже с теми клиентами или учащимися, которые еще не до конца созрели для понимания важности подобных проблем (а с кем ее тогда вообще проводить?), то проводить ее надо с особой осторожностью, а также с уважением к своим клиентам и с чувством собственного достоинства. Как уже отмечалось, главный способ проведения ценностно-смысловой воспитательной работы - это не «формирование» по «заданному» образцу, а собственный пример постоянного творческого поиска «нравственного идеала» и пример собственного достойного поведения.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |