КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элитарность как поиск новых сакральных смыслов
Неоднозначность соотношения священного и элитарного, усугубляемая достаточной неопределенностью религии в современном мире, вообще (по сравнению с предыдущими эпохами) выводит проблему в новую плоскость рассмотрения — в плоскость психологии и философии. В этой связи М. Элиаде пишет: «После первого «падения» религиозность опустилась до уровня разорванного сознания, после второго она упала еще ниже, в бездны бессознательного: она была «забыта». Этим завершаются размышления историка религии. Этим открывается проблематика философов, психологов, а также теологов» (Элиаде, 1995. С. 132). К этому можно добавить, что к таким размышлениям неизбежно подключаются все уважающие себя люди, пытающиеся разобраться в окружающем мире и в происходящих в этом мире процессах, что в конечном счете и является основой для их полноценного личностного самоопределения. При этом каждый человек стремится сам для себя открыть в своей душе Бога. «До тех пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока не отыщет своего Бога, — писал А. П. Чехов. —Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть» (Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 51). Пытаясь представить себе основлые тенденции и перспективы развития образования в третьем тысячелетии, Б.С. Гершунский пишет о том, что «Вера будет постепенно отрываться от религии как единственного, внеконкурентного своего носителя» и перейдет в «новое качество, не нуждающееся в аксиоматических апелляциях только и исключительно к иррациональному». Сама перспектива развития образования связывается с «гармонией», «синтезом Веры и Знания» (Гершунский, 1997. С. 31-35). Рассуждая об «универсальной религии», В. Франкл говорил: «...мы движемся не к универсальной, а к личной, глубочайшим образом персонализированной религии, с помощью которой каждый сможет общаться с Богом на своем собственном, личном, интимном языке... Также посредством любой религии может он обрести бога - единого Бога» (Франкл, 1990. С. 337). Но каждый ли человек способен самостоятельно («персонализированно» — по В.Франклу) найти своего Бога и общаться с ним на своем «интимном» языке? — Можно предположить, что для многих людей даже мысль о такой возможности может показаться кощунственной и даже страшной. И тогда многие люди обращаются к идее коллективного толкования Священных текстов и к идее коллективного общения с Богом, что в большинстве случаев и делается. Идея «стадности» обращения к образу высшего совершенства часто перечеркивает такое совершенство и превращает его в обыкновенную пошлость, ведь известно, что многие люди так же боятся приблизиться (хотя бы в своем воображении) к чему-то «высшему», как и боятся чего-то «очень страшного», «уродливого»,«дьявольского». Можно даже предположить, что обращение к образу «совершенного» для многих людей еще страшнее, чем к образу «дьявольскому», т.к. человек неизбежно начнет себя сравнивать с «совершенством» и сразу же обнару-392 жит свое ничтожество (а что может быть страшнее такого удара по самолюбию). Поэтому совершить волевой акт обращения своей души к образу «совершенства» — это и есть первый шаг на пути поиска своего Бога. Но многие этого боятся сделать в одиночестве и обращаются к другим людям, к «стаду», т.к. в группе (в стаде) не так страшно и нет такой степени ответственности... Таких людей, даже стремящихся в душе как-то соприкоснуться с «высшим совершенством», трудно назвать элитой. Рассуждая о человеке в «стаде», главный «антихристианин» Ф. Ницше пишет о хитрой уловке людей, стремящихся занять место «в середине и среднем»: «Его уловка по отношению к исключениям высшего порядка, к более сильным, более могущественным, более мудрым, более плодотворным заключается в том, чтобы убедить их взять на себя роль блюстителей, пастырей, стражей, стать первыми слугами стада — таким образом, оно превращает опасность в выгоду. На середине нет места для страха: здесь ни в чем не ощущается одиночество; здесь мало простора для недоразумения; здесь господствует равенство...» (Ницше, 1995. С. 106—107). При этом возникает даже парадоксальная вещь, тех людей, которых стадо «убеждает» стать их поводырями на пути к великой цели (мы бы назвали их псевдоэлитой), стадо фактически быстро превращает в своих «слуг». Примерно об этом же говорит и С. Московичи: «Снимите маску с лидера, и вы обнаружите массу. Снимите маску с массы, и появится лидер» (Московичи, 1996. С. 193). И только подлинная элита способна преодолеть «соблазн» (или «уловку») массы, преодолеть «стадное чувство» и идти своим путем, в полной мере преодолевая свой страх перед «высшим совершенством» и беря на себя ответственность за возможные ошибки и грехи. «Дело не в том, чтобы идти впереди (этим путем можно в лучшем случае стать пастухом, т.е. верховной и настоятельной потребностью стада), — пишет Ф. Ницше, — в о возможности идти самому по себе, о возможности быть иным» (Ницше, 1995. С. 139). Именно в этом заключается суть подлинной элитарности, когда человек осмеливается самостоятельно приближаться к самым высоким, самым божественным смыслам и ценностям, в чем-то даже соревнуясь с Самим Господом Богом. Глава 20. ЭЛИТАРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОИСКА «НОВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА» 20Л. Экологическое сознание и элитарные ориентации Психологическая проблема нахождения человеком своего места в мире (проблема самоопределения в мире) неизбежно выводит нас за рамки традиционной психологии и обращает к философской и природоведческой наукам, которые уже освоили такие понятия, как «экология» и «ноосфера». Еще Э. Леруа и П. Тейяр де Шарлей, которые впервые и предложили термин «ноосфера», характеризовали ее как особый, надбиосферный «мыслительный пласт», который «окутывает планету» (см. Шарден, 1987). Выдающийся отечественный ученый В.И. Вернадский развил и углубил учение о ноосфере, понимая под ней качественно новую форму организованности, которая возникла в результате взаимодействия биосферы и общества как новое эволюционное состояние биосферы. По В.И. Вернадскому, ноосфера — высший тип целостности, управляемый за счет тесной взаимосвязи законов природы, мышления и социально-экономических законов общества (см. Вернадский, 1978, Радкевич, 1998, С. 134). Таким образом, человек все в большей степени становится определяющим фактором существования окружающей природы. Но как известно, важнейшей особенностью человека является его способность выстраивать субъективные образы мира, которые еще и постоянно меняются в ходе его развития. Кроме того, человек (человечество, общество), выстраивая свои субъективные модели мира, пытается превратить их в реальность, примерно так же, как он превращает в реальность свои мысли, намерения и идеи, когда, например, идеальная (субъективная) мысль воплощается во вполне конкретный и материальный психомоторный акт. Таким образом, саму ноосферу можно рассматривать и как связую- щее звено между идеальными (субъективными) построениями человека (общества) и реальной человеческой практикой, вполне конкретно преобразующей природу. Для нас важно то, что идеальные (иллюзорные, «виртуальные» и т.п.) миры, создаваемые в воображении людей, о чем уже говорилось ранее (см. главу 18), при определенных обстоятельствах все-таки могут превращаться во вполне объективную реальность. В рамках самой экологии возникло направление, именуемое «экологией человека». Как отмечает В.А. Радкевич, экологию человека «можно представить как новое комплексное междисциплинарное направление, изучающее динамику и характер взаимоотношений общества с природной и техногенной средой, возможности управлять здоровьем человеческой популяции, ее усовершенствованием и развитием» (Радкевич, 1998. С. 135). При этом разные авторы подчеркивают «общественный характер» экологии человека, когда главным фактором является не медико-биологический аспект отношений, а именно «социально-экономический» (Ю.Г. Пузаченко), и что само взаимодействие человека с миром осуществляется в первую очередь через «социальную среду» (Б.Г. Иоганзен и Е.Д. Логачев) (там же. С. 136). Но как известно, и социальная среда, и природа имеют выраженную иерархическую организацию. Но тогда получается, что, самоопределяясь в мире, человек неизбежно начинает соотносить себя с этими иерархиями, а затем, осуществляет свои важные жизненные выборы, также опираясь на свои сформировавшиеся (или не сформировавшиеся) элитарные ориентации, поскольку вынужден определять для себя, где «лучшее», к чему следовало бы стремиться, а где «худшее» (или «менее лучшее»), чего стоило бы избегать. Таким образом, проблема самоопределения человека в мире все больше становится проблемой социальной психологии и психологии личности, поскольку связана с исследованием и формированием «экологического сознания». Как пишет Г.М. Андреева, «формирование экологического сознания включает в себя не только формирование отношения к природе, но к различным аспектам среды, а их, как мы убедились, достаточно много», где одним из существенных направлений является «определение позиции человека относительно дис- танции, которую он считает оптимальной для взаимоотношения с другими людьми» (Андреева, 1997. С. 171 — 172). «Главное, что выделяет экологическую психологию из ряда наук, причастных к экологической проблематике, это ориентация на поиски аксиологических решений экологических проблем, — пишет А.А. Калмыков. — Принципиальное решение лежит в сфере нравственности и духовности» (Калмыков, 1998, с. 14). Примечательно, что социальные психологи, говоря об «экологических аспектах группового функционирования», часто подразумевают именно этические аспекты, выделяя «территориальность», «личное пространство» и другие характеристики взаимоотношений, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и безопасно (см. Кри-чевский, Дубовская, 1991. С. 117—126). Но для того, чтобы самоопределиться в мире, необходимо еще выстроить в своем сознании «образ этого мира». Сам «образ мира» — это субъективное образование, т.к. у каждого человека он — свой и, кроме того, постоянно меняется, уточняется... Но у каждого коллективного субъекта (у социально-профессиональной группы или общества) также имеется свой образ, с которым отдельному человеку приходится считаться. Основная проблема заключается в том, что построение «образа мира» может оказаться иллюзорным, «неправильным» и тогда человек не сможет выстраивать свои отношения со средой (социальной и природной) достаточно адекватно. При этом само построение «образа мира» имеет в своей основе социокультурные корни. Ведь известно, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху образ мира был свой и в немалой степени отражал общий уровень развития того или иного общества. Как отмечает В.В. Петухов, нахождение человеком своего места в мире происходит через «освоение культурных норм». При этом усвоение культурных норм не является пассивным процессом: «Организм порождают, а личность возрождается: природный опыт, сохраняемый генетически, не может быть воспроизведен в единовременном акте по естественным законам, а культурный закреплен в искусственных предметах, для воспроизводства которых нужны личностные поступки в каждой новой ситуации, — пишет В.В. Петухов. — Внедрение же «культуры» в жизнь «обернет» эти отношения, провоцируя ее фан- томные социальные и природные «законы» (Петухов, 1996. С. 42-43).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |