КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Секрет притягательности элитного 3 страница
Рассматривая общие корни комедии и трагедии, М. А. Рюмина пишет о том, что «принцип создания видимости, иллюзии и ее разрушения восходите своей глубине к ритму-схеме жизни как умирания и воскрешения», а роль сюжетной опоры в трагедии и комедии выполняет знание, его потеря, отсутствие и обретение, движение к нему» (Рюмина, 1993. С. 173). По сути, обретение и потеря знания является своеобразным «психологическим механизмом» преподнесения трагедии публике, а также и восприятия (узнавания) трагедии со стороны публики. О том, что идея трагедийности занимает важное место в человеческой жизни, хорошо сказано в работах Э. Берна, который даже выделяет «трагические сценарии», которыми некоторые люди руководствуются в течение своей жизни. Например, один из наиболее распространенных таких сценариев — «Золушка» (см. Берн, 1988. С. 305—313). Как известно, сам Э. Берн призывал «понимать» природу сценариев и стремиться «вырываться из-под их власти» (там же. С. 316). Но далеко не все люди хотят расставаться со своими сценариями и сказками о собственной жизни, особенно расставаться с трагичными сказками и сценариями. Именно в трагичном сценарии «слишком велико значение неотвратимой судьбы, воли богов, необходимости, т.е. всего того, над чем человек не властен» (Рюмина, 1993. С. 172). Быть может, именно ощущение зависимости от неких «высших» и «могущественных» сил (зависимость от «воли богов») придает многим людям смысл их существования (раз сами боги как-то влияют на их судьбу) и делает трагичность жизни особенно значимой. Но причиной нежелания расставаться с трагичным жизненным сценарием может быть и обычный страх взять на себя ответственность за противодействие судьбе. Для людей творческих трагичность является обязательным компонентом планирования своей жизни. «Символисты, по описанию Ходасевича, осознанно разрушали свою жизнь, искали несчастий, но не потому, что их вел «магический» скрипт, а потому, что при построении своей судьбы они руководствовались художественными, эстетическими критериями, которые требовали конфликтов, трагедийности, кульминации, требовали вовремя окончить драму, поставить точку» (см. Розин, 1998. С. 172). Ноу большинства людей жизнь проходит достаточно буднично («бесконфликтно» и «бессюжетно»). Как отмечает М. Розин, обычные люди нередко осознают никчемность такого существования и стремятся хотя бы в рассказах о своей жизни как-то приукрасить ее. Но «врать нехорошо», и тогда «выход находится в передаче абсурдности происходящего», когда бывает «достаточно чуть-чуть заинтриговать вначале и тут же оборвать рассказ — ведь и в реальности произошло событие, которое ровным счетом ни к чему не привело...» (там же. С. 179). Получается, что, не сумев (или не осмелившись) выстраивать свою жизнь по творческому (в чем-то трагедийному) образцу, обыватели вновь обращаются к теме выделения «абсурдности происходящего», то есть опять обращаются к смеху над окружающим миром. Здесь даже можно перефразировать известное высказывание и сказать: «От трагичного (неудавшегося) до комичного — один шаг»... Смех и трагедийность являются основными вариантами создания эмоционально-эстетического «фона» элитарно-ориентированных групп и «тусовок». Но су- ществует большое множество промежуточных и просто иных вариантов, позволяющих таким группам демонстрировать свою особую ценность. Например, это может быть подчеркнуто грубовато-примитивный стиль общения, характерный для армейских, спортивных, криминальных и т.п. «элит», а также для многочисленных групп их последователей. Это может быть подчеркнуто безличностно-делмой стиль общения, характерный для некоторых социально-профессиональных групп, умеющих «делать деньги» (или «выполнять план», или «выдавать продукцию»-..), когда само человеческое общение превращается в ритуализированное «общение масок». Это могут быть и подчеркнуто «гуманные отношения», основанные на демонстративной «эмпатии» и «сюсюканье», характерном для членов некоторых «тусовок», начитавшихся «гуманистической литературы» и считающих, что чисто внешней демонстрации своей «доброты» достаточно для того, чтобы оправдать свое равнодушие к действительно болезненным проблемам общества, часто и порождающим настоящее зло. Так или иначе, но эмоционально-эстетическое оформление значимости своей «тусовки» во многом'а-висит от общекультурного уровня большинства членов этих групп, а главное - от понимания ими самого смысла своего существования. 18.5. Психологическая «плата» за вхождение в престижные тусовки и за выход из них Сопричастность элитарно-ориентированным группам, а также умение «психологически грамотно» включаться в такие группы часто играют важную роль в построении человеческого счастья. Попробуем показагь на типичных примерах, на какие внутренние компромиссы приходится идти многим людям в ходе включения в различные престижные «тусовки» при построении своей профессиональной карьеры и как эти компромиссы могут обосновываться на эмоционально-эстетическом уровне. На этапе обучения в школе молодой человек может вдруг обнаружить, что его не столько приобщают к миру науки и культуры, сколько всего лишь «натаскивают» для поступления в вуз (нередко процент поступивших в вузы рассматривается как один из важных показателей эффективности школы). К этому можно добавить и ситуации, когда молодой человек вдруг осознает, что все его собственные старания в школе ничего не значат по сравнению с репетитором, который часто и обеспечивает поступление в престижное учебное заведение. И если молодой человек, действительно, собирается получить солидное профессиональное образование, то он вынужден смириться с такой ситуацией и внутренне преодолевать себя. Можно, конечно, «стать в позу» и заявить, что «я в этих играх участвовать не собираюсь», но тогда вообще можно остаться без образования. Но можно поступить и иначе: заставить себя дополнительно заниматься по собственной программе, обращаться за помощью не к репетиторам, а к своим любимым учителям и т.п. И если молодой человек успешно сдаст потом вступительные экзамены, то это станет отличной основой для его подлинного самоуважения. Но все ли молодые люди готовы к этому?.. Очень многое при этом будет зависеть от той среды («тусовки»), которая, прежде всего, именно эмоционально влияет на формирование его профессиональных и жизненных перспектив. Определенную роль также играет эмоционально-эстетическая «атмосфера», создаваемая вокруг такого подростка его учителями и родителями. На этапе подготовки поступления в желанный вуз абитуриент может вдруг обнаружить, что некоторые «профилирующие» вступительные экзамены не имеют прямого отношения к той науке, которую он собрался изучать. Например, известно, что на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова таким экзаменом является математика, после которой отсеийаются около 40—50% поступающих... Или сочинение, при написании которого желательно не демонстрировать свою эрудицию и творческий подход, а надо лишь поменьше делать орфографических ошибок и поближе придерживаться официального учебника... И вновь молодой человек вынужден преодолевать себя. т.е. делать то, что ему чуждо (но ради высокой цели такой компромисс вполне оправдан...). И опять в немалой степени успех такой подготов- ки будет зависеть от морального одобрения и поддержки его ближайшего окружения. На этапе обучения в вузе студенты часто обнаруживают, что их представления о вузе были слишком далеки от реальности. Вот как описывает подобные ситуации известный ученый Г. Селье: «Некоторые студенты отказываются мириться с тем, что вызывает их презрение. Из вузов часто уходят весьма талантливые и оригинальные мыслители, не желающие или не умеющие приспособиться к устоявшейся рутине учебного заведения. Даже в лучших вузах толковый студент не может не заметить, что некоторые курсы разработаны из рук вон плохо, ряд лабораторных работ просто не нужен, а экзаменационные вопросы глупы..', но в любом случае, если студент достаточно сильная личность, он может приспособиться к своим преподавателям в той мере, в какой это необходимо, и не тратить время на роптания по поводу неизбежного... типичный «кандидат на отсев» не ленив, он просто не гибок, чужд чувства коллективизма или избегает принимать на себя полную ответственность за сложную работу» (Селье, 1987. С. 53—54). Получается, что и здесь неизбежны определенные компромиссы и даже не все «талантливые» и «оригинальные мыслители» способны на эти компромиссы. Для обоснования и подготовки к таким компромиссам нужен прежде всего эмоциональный настрой: «не принимать все близко к сердцу», «быть спокойнее» и т.п. Проблема в том, что такой настрой может показаться молодому человеку достаточно «выгодной» позицией, которую он постарается перенести и на всю свою жизнь, хотя речь идет лишь о временном «терпении», об ожидании «своего часа» (или «шанса»), когда можно быть и менее «успокоенным», и менее «равнодушным», а еще лучше — совсем не равнодушным... На этапе адаптации к новому месту работы молодой специалист может вдруг осознать, что более важны не его профессиональные знания и умения, а способность ладить с коллегами и начальством. Часто важную роль в успехе на этапе адаптации играет умение включиться в местную престижную социально-профессиональную группу — «тусовку», которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их от гнева начальства. Известно, что такие «тусовки» во многом формируют общественное мнение и с ними вынуждены считаться даже самые строгие руководители. «Работник в тусовке» имеет гораздо больше шансов на успех в данной организации. Но, чтобы быть принятым в такую «тусовку», человеку также приходится идти на определенные внутренние (и не только внутренние) компромиссы, ведь в каждой «тусовке» строго расписаны ролевые позиции, и если молодой работник отказывается принять на себя какую-то роль, то в «тусовку» он скорее всего не впишется... Но принятие роли, т.е. соответствие ожиданиям окружающих, уже само по себе во многом ограничивает творческое самовыражение личности. И далеко не все готовы на такую жертву. Часто социально-профессиональные группы и коллективы, особенно в необычной, «экзотической» среде, стремятся к жесткой социальной регуляции поведения своих членов, что часто и обеспечивает стабилизацию группы и предохранение ее от девиантных проявлений. Но, с другой стороны, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, любые инновационные явления создают угрозу такой стабильности и сама группа нередко осуществляет «блокирование творческих и эффективных решений», а также «подавление критического начала» (Кричевский, Дубовская, 1991. С. 125). Но если даже человек, принятый в социально-профессиональную «тусовку», в дальнейшем захочет занять более творческую позицию, то это также потребует от него определенной платы (как известно, войти в «тусовку» стоит дорого, но самовольно выйти из нее - еще дороже), т.к. «тусовка» обычно не прощает самостоятельности и независимости... Огромную роль при «вхождении» в престижную «тусовку» играют не столько реальные деловые и моральные достоинства человека, а его готовность быть адекватным стилю отношений в данной «тусовке». Именно эмоционально-стилевая, эстетическая (или псевдоэстетическая) совместимость с большинством членов такой престижной группы часто и обеспечивает человеку успех в нахождении своего места в данном коллективе. Аналогично и при «выходе» из «тусовки». Если человеку удается эмоционально-эстетически «обыграть» свое перемещение в другие группы или на другие уровни служебной иерархии, то «тусовка» легче прощает такое «предательство». Но если человек «уходит молча», не по- прощавшись «как положено», то ему приходится за это расплачиваться... Входе самой работы человек неизбежно сталкивается с проявлениями склоки, травли, лени, непорядочности и т.п. И если на все это реагировать должным образом, то самой работы просто не получится: человек сам быстро втянется в подобные отношения, и это станет основным смыслом его деятельности (а может, и всей жизнедеятельности). Вот как В. Берг с некоторой иронией рассуждает о том, что означает сделать успешную карьеру: «это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться на «зуб» сумевшим сделать блестящую карьеру «волкам» экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть» (Берг, 1998. С. 8). Получается, что, с одной стороны, лучше не позволять себя втягивать в подобные отношения, но, с другой стороны, оставаться в стороне от этой мерзости — это тоже уступка совести... Но есть еще и третья сторона — самому начать травить коллег, а потом, опираясь на свой гибкий интеллект, быстро и весело оправдать любые свои неблаговидные поступки. И опять мы вынуждены признать, что за самим человеком сохраняется право выбора, иначе, если бы все было предопределено, т.е. не было бы соблазна «мерзости» и «подлости», то не было бы и возможности личностного роста. В ходе самой профессиональной деятельности человек также должен эмоционально-эстетически «подтверждать» свою роль в группе, например, смеяться, когда «положено» смеяться, развлекать своих коллег именно так, как это принято делать в данной организации и с данными людьми, и т.п. Отклонение от этих прежде всего эмоционально-эстетических стереотипов поведения также создает для человека определенные трудности: непонимание, обвинение в «некомпанейскости», в «неинтересное™», в «занудстве» и т.п. На этапе выхода на пенсию человек вновь сталкивается с необходимостью жестокого внутреннего компромисса. Вся общественная система буквально вынуждает пожилого человека смириться с тем, что от него уже нет «никакой пользы» и что он «никому не нужен», даже не- смотря на богатейший жизненный и профессиональный опыт и еще сохранившееся здоровье, что характерно для многих пожилых людей. К сожалению, нынешняя мораль гласит, что «старики должны уступать место молодым», даже если эти старики еще полны сил и замыслов... Хотя в более разумном обществе надо было бы для всех найти возможность для приложения их сил и талантов. В этой ситуации далеко не все старики способны противостоять такой морали и вынуждены идти, быть может, на самый страшный внутренний компромисс — хоронить себя заживо... Для стариков также важно бывает соответствовать принятому в обществе образу «правильного старика», т.е. фактически как заправскому артисту играть такую роль, особенно заботясь об эмоционально-эстетической стороне своей игры. Любое отклонение от эмоционально-эстетического стереотипа создает для старика дополнительные проблемы. Например, если старик (или старушка) постараются увлечься тем, что характерно «только для молодых», то многие окружающие скорее всего подумают о таких стариках, что у них не все в порядке с головой... Во всех описанных случаях отказ от наиболее привлекательных способов (и стилей) построения своей жизни часто может рассматриваться как определенная «плата» за свое спокойствие и профессиональный успех. Другим вариантом «платы» является непременное построение своей жизни в соответствии с эмоционально-эстетическими стереотипами, принятыми в данной организации или возрастной группе (манеры говорить, шутить, развлекаться и даже бездельничать...). Но, с другой стороны, следование этим эмоционально-эстетическим стереотипам само по себе уже является самой большой «платой», когда человек, поддавшись ритму (стилю) жизни и даже добившись определенного «успеха», так и не смог стать самим собой... 18.6. Эстетические деформации как извращения смысла В предыдущих разделах много говорилось о том, что эмоционально-эстетическое оформление взаимоотно- шений в элитарно-ориентированных «тусовках» часто порождает иллюзорный мир, позволяющий членам и лидерам таких групп чувствовать себя более спокойно и комфортно, чей в реальном мире. Говорилось и о том, что одним из наиболее эффективных средств создания новой реальности являются различные варианты «сме-ховой культуры», когда потенциальный или реальный противник («зло») просто высмеивается и таким образом утверждается свое моральное (а часто и не только моральное) превосходство. Таким образом, неизбежной становится деформация реальности, а если сказать мягче — создание многомерной реальности. Такая многомерность как раз и позволяет членам престижно-ориентированных групп постоянно «подстраховывать» себя в случае неудачного утверждения чувства собственного достоинства даже в «пространстве» выдуманного ими мира. Здесь срабатывает принцип: «Не получилось стать самыми значимыми в одном мире (измерении), быстро опошляем и высмеиваем этот мир, оказавшийся для нас таким не приветливым, и ищем, а точнее — создаем, другой мир (другое измерение)»... Конечно, в психологическом плане любой выдуманный мир — это реальность (психологическая реальность), но человек все-таки живет еще и в реальном (объективном) мире. И тогда возникает интересный вопрос, насколько реальность соотносится с выдуманными мирами? Если опять обратиться к «смеховой культуре» как наиболее эффективному средству «раздвоения мира». На примере анализа комедийной культуры М.А. Рюмина обозначает парадокс развития комедии вообще: «Чем комедия действительно ближе к жизни, тем она по форме далека от жизни, она как бы притворяется, что ничего общего с жизнью не имеет. И чем комедия более тяготеет к идеализации жизни, чем она более по сути «сказочна», тем более она претендует на «подражание жизни» (Рюмина, 1993. С. 165). Можно предположить, что такая «парадоксальность» характерна и для престижно-ориентированных групп, члены которых часто используют смех для построения иного мира, более удобного и комфортного для себя: чем группа меньше «оторвалась» от реальности, тем больше воображения (а иногда и агрессии) в высмеивании реального мира, и, наоборот, чем подобная группа действительно 372 самобытнее и оригинальнее, тем в меньшей степени она ожесточается против реального мира (с помощью высмеивания, сарказма, ёрничанья и т.п.). Получается, что псевдоэлитарная группа («тусовка») лишь во внешнем плане демонстрирует свою неповторимость (через вычурные манеры и одежды, сами по себе часто вызывающие смех), но в плане внутреннем они ничем не отличаются от массы, против ценностей которой якобы выступают. В этом случае как раз и можно говорить об извращении смысла, когда благородное, в общем-то, стремление — преодолеть стереотипы и предрассудки массы и обрести подлинную самобытность, — на самом деле оказывается лишь эстетически «замаскированными» проявлениями тех же «массовых» страстей. Как отмечал М.М. Бахтин, «этическая свобода (так называемая свобода воли) есть не только свобода от познавательной необходимости (каузальной), но и необходимости эстетической», а сама «жизнь, которую я признаю моею, в которой я активно нахожу себя, не выразима в ритме, стыдится его...» (Бахтин, 1995. С. 79—80). Другим вариантом эстетической деформации явля-ется разрушение целостности развивающегося мира, когда множественность миров не только создает в сознании членов «тусовки» путаницу, но и мешает полноценно сориентироваться в окружающей действительности при решении своих реальных жизненных проблем. В этом случае не только рядовой член престижно-ориентированной группы, но и ее лидеры оказываются уязвимыми для различного рода манипуляций, осуществляемых как со стороны более привилегированных групп, заинтересованных в такой манипуляции, так и со стороны существующих на уровне общественного сознания традиций, предрассудков и эстетически оформленных ритуалов поведения. В результате человек перестает быть подлинным «творцом» своей судьбы и уж тем более перестает претендовать на подлинную элитарность, все более превращается в человека массы (или человека публики). Еще более страшным вариантом эстетической деформации смысла оказывается ситуация, когда человек, следуя нормам поведения и чувствования своей референтной группы («тусовки»), теряет сам себя в раздвоенном, разрушенном его же «тусовкой» мире. Новый, иллюзорный мир, предлагаемый «тусовкой», лишь для кого-то может оказаться убежищем, да и то на время... В итоге человек утрачивает не только связь с реальностью, но и самим собой, т.е. теряет нравственные и смысловые ориентиры. Больше всего в такой ситуации страдают действительно творческие люди, претендующие на то, чтобы самим быть творцами и лидерами. Хотя для кого-то (для людей массы-публики) это может оказаться вполне «нормальным состоянием».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |