КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переживание эстетических деформаций творцом и публикой
Взаимоотношения между творцом и публикой можно понимать несколько шире, чем это обычно принято. Например, в контексте рассматриваемой в книге проблемы это могут быть взаимоотношения между лидером и различными «эмоциональными звездами» — творцами престижно-ориентированной группы, пытающихся создать эстетически привлекательный фон существования группы, и остальными, рядовыми членами группы или даже людьми, не входящими в данную группу, — публикой, перед которыми разыгрывается спектакль под названием «Смотрите, какая наша «группа-тусовка» хорошая, даже самая лучшая, т.е. «самая элитная»»... В таком понимании творец (или группа творцов, заботящихся об «имидже» своей «тусовки») сталкивается с серьезной творческой проблемой. С одной стороны, успех гарантирован, когда «творчество» превращается в сплошное подыгрывание вкусам публики. Но, с другой стороны, творец, постоянно подыгрывающий публике, рискует перестать быть творцом не только потому, что вынужден по сути отказываться от подлинного творчества (свободного даже от «эстетической необходимости» - по М.М. Бахтину), но и потому, что сама публика иногда все-таки ждет чего-то оригинального, «свеженького» и даже противоречащего существующим эстетическим стереотипам. Конечно, возможно нахождение определенного компромисса, что в основном и делается, когда и публика довольна, и творец хоть в чем-то проявляет свою неординарность. Но существует еще и другая проблема: может ли творец вообще отказаться от «признания» публики? Такие варианты также возможны, но тогда творец вынужден будет уйти из данной группы, рассчитывая лишь на последующее признание, на признание «потом». Часто подлинное творчество - это никогда не завершаемый, «длящийся» процесс, как и длящийся личностный поступок... Размышляя о подлинном творчестве и его ориентированности на будущее, М.М. Бахтин пишет: «Вся временность, длительность противопоставляется смыслу как еще-не-исполненность, как нечто еще не окончательное. Как не-все-еще: только так можно переживать временность, данность бытия в себе перед лицом смысла. С сознанием полной временной завершенности - что то, что есть, уже все, — с этим сознанием нечего делать и нельзя жить...» (Бахтин, 1995. С. 81). Хотя многие живут.., но только не настоящие творцы, даже если они и имитируют некоторое подыгрывание вкусам публики. «Ни один момент уже-наличности для меня самого не может стать самодовольным, уже оправданным.., — продолжает М.М. Бахтин. — Будущее осуществление не является для меня самого органическим продолжением, ростом моего прошлого и настоящего, венцом их... В другом (в публике, в другом человеке. - Н.П.) - совершенствование (эстетическая категория), во мне - новое рождение» (там же. С. 81). Ташм образом, отрываясь от массы и публики, творец все-таки обращается к другим людям (хотя бы и в будущем) с целью найти в них свое воплощение, при этом сам выходя на новый уровень развития своего творчества и соответствующего страдания («мук творчества»). Само эстетическое творчество, в том числе и по созданию определенной «атмосферы» в социально-профессиональных группах и «тусовках», всегда происходит в каком-то контексте, более широком, чем непосредственный контекст взаимоотношений в группе. Группа неразрывно связана с обществом, а элитарно-ориентированная группа тем более самоопределяется в существующей системе иерархических отношений. Поэтому любой «творец» (или группа «творцов») социально-психологической атмосферы в группе всегда должен ориентироваться в окружающей действительности, т.е. понимать, что происходит вокруг и как смотрится в этом окружении их собственная группа. Как отмечал Н.Ф. Бучило, «решающую роль в творческои процессе играют не сто- лько внутренние механизмы художественной деятельности, сколько обращенность сознания художника, социального по своей природе, к требованиям общества» (Бучило, 1990. С. 171). Отсюда само отношение к эстетической привлекательности той или иной социальной группы или конкретной престижно-ориентированной «тусовки», часто являющейся лишь отражением, маленьким «филиалом» этих социальных групп, во многом зависит от сформированное™ (или несформированности) у человека эстетического вкуса. При этом сам эстетический вкус понимается как способность воспринять прекрасное (благородное, возвышенное) в контексте окружающего мира и реальных проблем реального общества. При этом подлинный художник (творец) всегда рискует быть непонятым своими современниками и просто окружающими людьми, что и заставляет его искать более понятные формы выражения своего отношения к развивающемуся миру. Сказанное относится и к лидерам групп, претендующих на лучшее понимание происходящего в мире, которые часто также выступают в роли своеобразных художников, не только творящих свои группы-тусовки, но и самих себя в этим мире. Рассматривая проблему понимания и формирования эстетического вкуса, М.С. Каган отмечает слабость существующих психологических подходов: «Что касается «психологической эстетики».., то она... оказывается ограниченной в двух отношениях: во-первых, в том, что, сосредоточенная на рассмотрении своего предмета, не видит его места и функции в целостной жизни психики.., а во-вторых, изучая эстетическое восприятие как форму психической активности, психологическая (экспериментальная) эстетика абстрагируется от того культурного контекста, в котором восприятие это реально осуществляется» (Каган, 1997. С. 187). Для психолога рассмотрение проблемы переживания творца и публики, столкнувшихся с эстетической деформацией и осознавшей ее, должно, вероятно, выражаться не только в использовании традиционных методов исследования, но и в ходе непосредственного наблюдения и прочувствования этих эстетических деформаций (о методе «открытых глаз» более подробно см. главу 21). Чтобы немного продемонстрировать возможности такого непосредственного понимания страданий творца и публики, осознавшими эстетическую деформацию, можно привести один типичный пример — пример разделения творчества и самой личности творца. Великолепный, гениальный бард, к сожалению, не очень разбирающийся в общественно-политических процессах, происходящих в стране (фамилию, естественно, не называем), оказывается втянутым в политические игры. Его фактически используют для обоснования (точнее — для оправдания) конкретных преступлений с настоящими жертвами, кровью, изнасилованиями... И в итоге гениальный бард публично заявляет: «Я наслаждался этим зрелищем» и даже подписывается под благодарственным письмом человеку, организовавшему эту бойню... Налицо явное противоречие: прекрасные (правда, в основном лирические) песни и мелодии, действительно, порождающие добрые чувства, с одной стороны, и одобрение зла, а фактически и молчаливое соучастие в этом зле, с другой стороны... Поскольку бард уже в летах, то сам он так и не осознал этого противоречия, а если бы осознал?.. Но в еще более сложном положении оказывается поверившая в него публика. Например, человек, который искренне считает такого барда гением и одновременно осуждает преступление, одобренное его кумиром, сам начинает страдать. Когда он слышит песни любимого барда, то вместо того, чтобы наслаждаться ими, он неизбежно вспоминает, что написал их человек, оказавшийся сопричастным злу. Нормальный человек, с развитым чувством справедливости и собственного достоинства абстрагироваться от этого уже не сможет... В результате такой человек вынужден будет относиться к гениальному творчеству своего прежнего кумира рационально, т.е. всего лишь понимать, что «объективно» песни прекрасны, но на уровне чувств они уже не вызывают эстетического восторга (если даже не вызывают омерзения). И как следствие человек лишается важной эстетической, а может, и духовно-смысловой опоры всей своей жизни. К сожалению, и прекрасный поэт может оказаться палачом. Здесь мы опять убеждаемся, что эстетическое (как и комическое) далеко не всегда отождествляется с добром, т.е. мы опять сталкиваемся с раздвоением мира, потерей им гармонии. Конечно, можно сказать, что приведенная выше проблема надуманная и все гораздо проще, ведь другие 377\ люди по-прежнему воспринимают барда и искренне наслаждаются его творчеством. Но это потому, что они не понимают (или не хотят его понимать, как бы интуитивно предохраняя себя от «ненужных» переживаний и не обедняя для себя мир прекрасного) более глобального, культурно-исторического контекста не только творчества самого барда, но и творчества восприятия его «шедевров» со стороны почитателей этого барда. Другим примером, показывающим сложные отношения творца (творца «элитной атмосферы» группы-тусовки) и публики, может стать ситуация, когда творец все-таки вкладывает свою душу в построение прекрасных внутригрупповых отношений, но потом вдруг обнаруживает, что эти отношения, действительно, многим окружающим «нравятся» и тогда их начинают в массовом порядке (но без души, как это делал творец) воспроизводить в других группах, «тиражировать» и неизбежно опошлять (без души-то...). И тогда у творца возникает сомнение, а стоило ли демонстрировать эти отношения, да еще стремиться к тому, чтобы быть для кого-то примером для подражания? Не лучше ли было бы сохранять (и развивать) внутригрупповые отношения как некую «тайну», доступную лишь для посвященных? Но элитарно-ориентированная «группа-тусовка» и ее лидеры как раз на это согласиться не могут, т.к. тогда исчезнет возможность демонстрировать свое превосходство над остальными, что и позволяет ее членам самоутверждаться. Похожая проблема возникает, когда творец (поэт, художник, бард) вдруг осознает, что его выстраданные темы стали «темами лавочного мира», когда эти темы многократно «воспроизводятся» в ритме ресторанного «гоп-стопа» самодовольными уголовниками и «предприимчивыми» жлобами под визгливое хихиканье (подхихикивание) их холуев и проституток, что случилось, например, с творчеством В.С. Высоцкого. С одной стороны, творец может сказать, что его песни «поет народ»..., но, с другой стороны, эти песни неизбежно «опошляются», а значит, «опошляется» и само имя творца... И вновь мы имеем дело с раздвоенностью личности творца. Таким образом, человек в стремлении к чему-то лучшему (элитному) часто обращается к другим людям, включается в групповые взаимоотношения, надеясь если и не в одиночку, то с такими же «несчастными», как он сам, обрести (или повысить) чувство собственного достоинства. Элитарно-ориентированная группа («тусовка») часто использует для этого смех и иронию как наиболее эффективные средства эмоционально-эстетического утверждения своего превосходства, пытаясь сих помощью осудить реальный мир, где члены «тусовш» не смогли самоутвердиться в полной мере и создать новый, иллюзорный мир, где они чувствуют себя более значимыми. Вместо того чтобы утверждать себя в мире реальными делами, «тусовка» всего лишь заявляет о своей значимости и, главное, — эстетически оформляетэто заявление, да так, что кто-то в это начинает» верить, т.е. «тусовка» фактически творит новую психологическую реальность. В итоге получается, что «тусовка» те® в большей степени может считать себя приближенное элитарному, чем в большей мере ей удалось эстетичесШ «охмурить», «очаровать», «обмануть» окружающих, зтвляя о своей исключительности и значимости. Конечно, это не распространяется на все подряд группы и даже «тусовки» (слава Богу, есть где-то и по-настоящему творческие коллективы и группы,и бескорыстные, и просто прекрасные люди и отношения), но в той или иной мере стремление именно такимобра-зом утвердить свою исключительность в мире мояио обнаружить в очень многих группах, претендующих на свою близость к настоящей элите. Глава 19. ЭЛИТАРНОЕ И СВЯЩЕННОЕ
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |