Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особая «эстетика неуклюжести» в нравственном поведении интеллигента




Философ А.Ф. Лосев отмечал, что «подлинный ин­теллигент» — это тот, кто «всегда целесообразно трудит­ся; но он всегда настолько прост душой, что даже не чув­ствует своего превосходства над людьми неинтеллигент­ными», «интеллигентности нельзя научиться, но она требует длительного воспитания и самовоспитания» (Лосев, 1988. С. 320). «Скромность — украшение мудро­сти», — гласит японская пословица (см. Разум сердца, 1990. С. 242).

Когда человек осмеливается обозначить свою пози­цию, отличную от общественного мнения, он не просто платит за это непониманием и одиночеством, но часто и

выглядит в глазах окружающих смешным и нелепым (неадекватным). К этому можно добавить, что новое — оно само по себе часто неуклюже (примерно так же, как только что родившийся ребенок). По сравнению с заез­женными истинами и мнениями, тысячекратно отшли­фованными многочисленными конъюнктурщиками и придворными остряками, новое, особенно нравственно новое и свежее — очень уязвимо... И как раз в этом за­ключается его основная ценность, не только этическая (нравственная), но даже и эстетическая (см. об этом бо­лее подробно — в главе 6).

Для иллюстрации этих рассуждений можно привести пример, увиденный мною осенью 1991 года, как раз в дни «победы демократии» (так называемой «революции с лицом Растроповича», как писали тогдашние газеты). Вокруг общая эйфория от победившей демократии, сно­сят памятники, требуют убрать Ленина из Мавзолея и т.п. Все ликуют: «тусовочная» молодежь, типичные ин­теллигенты, обычная публика, которой заграница «обе­щает какую-то помощь» (почти как в «Двенадцати стуль­ях» И. Ильфа и Е. Петрова) и т.п. И вот в этой замечате­льной атмосфере группа работников Музея Ленина сто­ит с красным флагом и скромным плакатом, где выписа­но требование, оставить в покое имя Ленина. Прохожие смотрят на них как на идиотов, почти плюются, а эти лю­ди стоят и не уходят. Стоят, опустив головы, все ка­кие-то несуразные... И даже не так важно, правы они или нет (это особая тема для дискуссий, и очень не про­стая тема, ведь более трети населения России считают, что Ленина трогать нельзя.). Важно другое — особая эс­тетика собственной позиции, пусть даже и непонятная для ликующей массы, ведь как известно, массам обычно нужны, во-первых, хлеб (а в условиях России — «колба­са», откуда и появился термин «колбасные рожи») и, во-вторых, а на самом деле, главное, чего требует масса, — это зрелища, основанные на «пошлости» и «понятно­сти» для обывателя.

Таким образом, интеллигентность — это не только скромность в традиционном понимании (как воспитан­ность и недемонстративность своего преимущества), но и готовность предстать перед людьми в неуклюжей, неа­декватной и даже смешной позиции, когда сам человек убежден в своей правоте и в том, что молчать он уже не Может (хотя можно было бы подождать, когда появятся

более удачные и понятные слова, манеры, позы и другие способы обозначения своей позиции.., но тогда будет упущено время...).

Можно даже предположить, что в особо сложных си­туациях нравственного и личностного самоопределения неуклюжесть является одним из показателей искренно­сти и чистоты человека, тогда как внешняя изыскан­ность и отработанность манер скорее свидетельствуют о некоторой наигранности и манипулятивности...

<

Глава 18. ЭСТЕТИКА ЭЛИТАРНЫХ «ТУСОВОК». ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.