КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особая «эстетика неуклюжести» в нравственном поведении интеллигента
Философ А.Ф. Лосев отмечал, что «подлинный интеллигент» — это тот, кто «всегда целесообразно трудится; но он всегда настолько прост душой, что даже не чувствует своего превосходства над людьми неинтеллигентными», «интеллигентности нельзя научиться, но она требует длительного воспитания и самовоспитания» (Лосев, 1988. С. 320). «Скромность — украшение мудрости», — гласит японская пословица (см. Разум сердца, 1990. С. 242). Когда человек осмеливается обозначить свою позицию, отличную от общественного мнения, он не просто платит за это непониманием и одиночеством, но часто и выглядит в глазах окружающих смешным и нелепым (неадекватным). К этому можно добавить, что новое — оно само по себе часто неуклюже (примерно так же, как только что родившийся ребенок). По сравнению с заезженными истинами и мнениями, тысячекратно отшлифованными многочисленными конъюнктурщиками и придворными остряками, новое, особенно нравственно новое и свежее — очень уязвимо... И как раз в этом заключается его основная ценность, не только этическая (нравственная), но даже и эстетическая (см. об этом более подробно — в главе 6). Для иллюстрации этих рассуждений можно привести пример, увиденный мною осенью 1991 года, как раз в дни «победы демократии» (так называемой «революции с лицом Растроповича», как писали тогдашние газеты). Вокруг общая эйфория от победившей демократии, сносят памятники, требуют убрать Ленина из Мавзолея и т.п. Все ликуют: «тусовочная» молодежь, типичные интеллигенты, обычная публика, которой заграница «обещает какую-то помощь» (почти как в «Двенадцати стульях» И. Ильфа и Е. Петрова) и т.п. И вот в этой замечательной атмосфере группа работников Музея Ленина стоит с красным флагом и скромным плакатом, где выписано требование, оставить в покое имя Ленина. Прохожие смотрят на них как на идиотов, почти плюются, а эти люди стоят и не уходят. Стоят, опустив головы, все какие-то несуразные... И даже не так важно, правы они или нет (это особая тема для дискуссий, и очень не простая тема, ведь более трети населения России считают, что Ленина трогать нельзя.). Важно другое — особая эстетика собственной позиции, пусть даже и непонятная для ликующей массы, ведь как известно, массам обычно нужны, во-первых, хлеб (а в условиях России — «колбаса», откуда и появился термин «колбасные рожи») и, во-вторых, а на самом деле, главное, чего требует масса, — это зрелища, основанные на «пошлости» и «понятности» для обывателя. Таким образом, интеллигентность — это не только скромность в традиционном понимании (как воспитанность и недемонстративность своего преимущества), но и готовность предстать перед людьми в неуклюжей, неадекватной и даже смешной позиции, когда сам человек убежден в своей правоте и в том, что молчать он уже не Может (хотя можно было бы подождать, когда появятся более удачные и понятные слова, манеры, позы и другие способы обозначения своей позиции.., но тогда будет упущено время...). Можно даже предположить, что в особо сложных ситуациях нравственного и личностного самоопределения неуклюжесть является одним из показателей искренности и чистоты человека, тогда как внешняя изысканность и отработанность манер скорее свидетельствуют о некоторой наигранности и манипулятивности... < Глава 18. ЭСТЕТИКА ЭЛИТАРНЫХ «ТУСОВОК». ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |