КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема осознания и переживания интеллигенцией своей роли в обществе
Именно в последнее время приходится говорить об особой ответственности интеллигенции. Это обусловлено следующими обстоятельствами: резко снижается авторитет интеллигенции, т.е. общество остается без выразителей своих интересов; если само общество вновь обратится к интеллигенции за советом, то не окажется ли она в растерянности, сможет ли мобилизовать свой нравственный и интеллектуальный потенциал перед лицом глобальных проблем; наконец, это ответственность перед собственной совестью и за уже совершенные ошибки, и за уже продемонстрированное малодушие. Поскольку именно в последние годы часть интеллигенции приобрела значительную власть над средствами массовой информации, которые, как известно, считаются «четвертой (если не «первой») властью», то возникает реальная возможность еще большего разрыва части интеллигенции с народом (с простыми тружениками) и участия этой части интеллигенции в новом перераспре-
делении благ и привилегий. Как и в начале века, полном надежд и иллюзий по поводу «всеобщего равенства» и «свободы», и в период тоталитаризма (эпохи «новых господ», «господ диктатуры пролетариата»), так и сейчас, в эпоху «демократических реформ» и стремления к «свету в конце туннеля», когда реальностью стала фигура «нового русского» со своими холуями и подпевалами, перед представителями интеллигенции вновь возникает проблема, стоит ли поддаваться искушению «возвыситься» над массой, продавая свой труд и таланты вновь появившимся «новым господам» («новым русским» и поддерживающей их власти), или все-таки следует не оставаться равнодушными к лишениям и страданиям основной массы людей. Еще Данте в свое время писал: «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет» (Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 323)... Самый простой ч путь уйти от проблем нашего времени — это не замечать их, но, как отмечал А. Швейцер, «спокойная совесть — это изобретение дьявола» (Афоризмы.., 1990. С. 18). Интересно, что «хаос» и «аморфность», т.е. «нечто не проявившееся», М. Элиаде отождествляет с образом «змея», олицетворяющего во многих религиях самое страшное «зло» (Элиаде, 1994. С. 41). Обращаясь к теме «пессимизма» современной интеллигенции, М. Элиаде связывает это с тем, что «интеллектуальные элиты все более вырываются из границ традиционной религии» и не способны более понять «циклическое космическое Время». В итоге «десакрализован-ное время» не обнаруживает больше таинственного присутствия богов, теряет смысл и «начинает наводить ужас». И только философская и религиозная элиты (например, индийские мыслители) способны были «чувствовать безысходность перед этим повторяющимся цикличным временем, так как это вечное возвращение предполагало для них «возврат к существованию благодаря карме, универсальному закону причинности». С другой стороны, само время уподоблялось для них «космической иллюзии», а вечный возврат к жизни обозначал бесконечное продление страданий и угнетений. В этой ситуации «единственной надеждой для религиозных и философских элит было невозвращение к жизни, устранение кармы, иными словами, окончательное освобождение, предполагающее вознесение из Космоса» (Элиаде, 1994. С. 70-72). Рассуждая об «аполитичности обычного интеллигента», В. Райх объяснил это «отказом нести социальную ответственность» и выделял при этом два основных типа таких «интеллигентов»: 1) тех, у кого политика ассоциируется с идеей насилия и поэтому физически опасна (это страх многих «интеллигентов» реально взглянуть на жизнь); 2) тех, у кого социальная безответственность опирается на личный конфликт и чувство тревоги (особенно сексуальной тревоги). У таких людей тормозится рациональное мышление, возрастает «тяга к иррациональному», на основе которой произрастает и «жажда вождя, фюрера» (Райх, 1997. С. 206-208). Таким образом, «аполитичность» образованных слоев общества создает прекрасную основу для фашизма (ранее) и неофашизма (в наше время). Уместно здесь вспомнить и предостережение Ст.Е. Лема, бывшего узника концентрационного лагеря, много сделавшего для борьбы с фашизмом: «Те, кто надел на глаза шоры, должен помнить, что в комплект входят еще узда и кнут» (см. Ларец острословов, 1991. С. 469). В этой связи перед педагогами и психологами возникают непростые вопросы: психолог — это интеллигент или его профессия позволяет быть просто «образованным человеком»? Должен ли психолог быть «критически мыслящим общественником», как призывал философ Лосев? Не будет ли психолог, увлеченный экзотическими (неестественно, очень «аполитичными») направлениями психотерапии, повышать степень агрессивности у людей, если попытается раскрыть им глаза на реальные процессы, происходящие в обществе? А достаточно ли сам психолог разбирается в этих процессах? А не помешает ли ему, дипломированному специалисту с высшим гуманитарным образованием (!!!), такая позиция «критически мыслящего общественника» самому зарабатывать деньги («баксы»), ведь «хорошо жить» и психологам хочется? И т.д., и т.п. И самое интересное, что ответы на эти вопросы каждый психолог должен искать для себя сам. Мы живем в удивительное время, когда сама культурно-историческая ситуация являет собой прекрасный «тест на вшивость», поэтому подсказанные ответы — в высшей степени безнравственны, поскольку лишают каждого (но осо- 1 1. Заказ №3650 бенно образованного) человека радости самому сделать выбор, и этот выбор тем интереснее, чем выше степень ответственности за ошибку... Ведь, как писал А. Франс, «зло так же необходимо для добра, как тень для света; вся добродетель кроется в усилии, и если не надо будет больше бороться с дьяволом, то святые останутся столь же праздными, как и грешники» (Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 196).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |