Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л. Интеллигентность как лучшая («элитная») часть общества




В качестве веселого и одновременно очень печально­го эпиграфа к данной главе можно было бы привести рекламное объявление, демонстрировавшееся в течение двух месяцев на кабельном телевидении «Скат» в Север­ном округе Москвы в ноябре-декабре 1996 года (приво­дится дословно, точнее — добуквенно): «Интелегентный русский аспирант снимет 1-комнатную квартиру»...

Обычно с интеллигенцией и интеллигентностью отождествляют то лучшее (а мы бы сказали — «элит­ное»), что есть у данного народа (или в данную культур­но-историческую эпоху). Даже на уровне обыденного сознания слово «интеллигент» обычно связывалось с бо­лее высоким образованием, с определенным уровнем воспитанности и достоинства. К сожалению, время, раз­личные социально-экономические и культурно-истори­ческие испытания все больше дискредитируют это по­нятие, вплоть до того, что сами интеллигенты уже гово­рят об «интеллигентности» с иронией.

Например, В. Кормер считает, что только в России отчужденность от судьбы своего народа и своего госу­дарства достигла высочайшей степени, что и явилось основой для постоянной нравственной рефлексии обра­зованного русского человека второй половины XIX -начала XX века. Но далее автор пишет, что в этом смысле «многие талантливые русские люди, Толстой, Достоев­ский, та же Марина Цветаева, не были интеллигентами, хотя элементы интеллигентщины, конечно, в них были» (Кормер, 1997. С. 217).

Но, как считает отечественный философ А.Ф. Лосев, интеллигенция — это не столько образование, какая-ли­бо выдающаяся способность, это не столько происхож­дение и не принадлежность к какой-то общественно-по-

литической или профессиональной прослойке, но это «та или иная жизнь личности» или «функция личности» (Лосев, 1988. С. 314). В качестве подтверждения того, что интеллигенция — это не только русское явление, можно привести слова Ортеги-и-Гассета: «Именоваться интеллигентным человеком может лишь тот, для кого собственная душа стала открытой книгой. Ведь культура обязывает нас уважать в себе личность, свято чтить свое право на независимую внутреннюю жизнь» (Энцикло­педия афоризмов, 1998. С. 212).

Так или иначе, но главная черта интеллигентного че­ловека — это готовность к нравственному переживанию судеб своей страны и своего места в культурно-истори­ческом процессе. Об «одержимости» интеллигентного человека «некоей нравственной идеей» говорит и В. Кормер (Кормер, 1997. С. 216). Получается, что имен­но нравственная рефлексия является такой важнейшей характеристикой интеллигента. При этом сам «феномен рефлексии» связывается многими психологами с цент­ральным понятием как субъектность, в частности, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут, что «централь­ным феноменом человеческой субъективности» являет­ся «феномен рефлексии», а саму субъективность рас­сматривают как «предмет психологии человека» (Сло­бодчиков, Исаев, 1995. С. 71-78).

Но тогда получается, что именно интеллигенция, яв­ляясь, в своем исконном понимании, постоянно реф­лексирующей группой населения любой страны, с пси­хологической точки зрения, может быть отождествлена с «душой» (психикой, субъектностью) данной страны и ее народа. Но такое право (быть «душой» народа) нужно не только единожды заслужить, но и постоянно подтвер­ждать своей жизнью и своими страданиями, чего, к со­жалению, не скажешь о современном состоянии многих людей, называющих себя «интеллигентами»...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.