КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Секрет притягательности элитного 1 страница
Чтобы приблизиться к пониманию притягательности элитарных групп, сначала полезно разобраться, чем вообще привлекает человека та или иная группа, почему без группы он не может обойтись. Связывая проблему притягательности группы с процессами групповой динамики, М.-А. Робер и Ф. Тильман пишут: «Индивида привлекает взаимодействие с другими потому, что он получает от этого удовлетворение. Помимо частных потребностей, присущих данной ситуации, он удовлетворяет общие потребности, такие, как потребность во власти, принадлежности к обществу, уважении или престиже. Кроме того, групповая жизнь создает новые потребности у индивида, которые он удовлетворяет, оставаясь в группе...» (Робер, Тильман, 1988. С. 107). Рассматривая особенности внутригруппового взаимодействия в контексте изучения «социально-психологического климата» группы и коллектива, многие авторы отмечают, что такой «климат» («атмосфера») «представляют собой своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, отношений, настроений, чувств, мнений», а главное, что это — всегда «отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого — объективной жизни в данной организации» (см. Основы социально-психологической теории, 1995. С 199). Таким образом, часто группа (коллектив, организация) привлекает человека не столько своими реальными характеристиками, но и субъективным образом, сложившимся о данной группе, который может быть далеким от реальности... Важную роль в понимании притягательности группы играют исследования межличностной совместимости людей в группе. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская рассматривают межличностную совместимость как «много-
мерный феномен» и вычленяют в ней следующие измерения: 1) совместимость, основанную на сыгранности, сработанности партнеров; 2) операционально-ролевую совместимость, основанную на взаимопонимании; 3) совместимость в личностных чертах; 4) совместимость в игровом общении; при этом сама групповая активность формируется в двух основных планах: в плане деловой, «инструментальной» активности и в плане развития самой групповой структуры (собственно межличностных, «игровых» отношений) (Кричевский, Дубов-ская, 1991. С. 143-144). Но при этом остается открытым вопрос, касающийся самого обращения, стремления личности к группе. Важной причиной стремления личности в группу является поиск смысла. Как отмечает Г.М. Андреева, «изучение личности в группе «предполагает изучение процесса смыслообразования в контексте таких феноменов, как социальное сравнение, социальное оценивание и т.п., подобно личностному смыслу, «групповой смысл» выступает как определенная реальность во взаимодействии личности и группы» (Андреева, 1998. С. 308). Заметим, что сама Г.М. Андреева откровенно пишет, что «традиционно изучаемая в общей психологии, эта проблема не освоена социальной психологией» (там же. С. 307—308). При этом исследования идентификации человека с группой она предлагает осуществлять в трех основных плоскостях: 1) когнитивной - знание о моей принадлежности к группе; 2) ценностной — наличие позитивных или негативных коннотаций принадлежности к данной группе; 3) эмоциональной — принятие либо «своей», либо «чужой» группы на основании двух первых показателей (Андреева, 1997. С. 156). По мнению В.К. Вилюнаса, по мере развития человека часто возникают ситуации, когда «источником эмоционального заражения является не отдельное лицо, а некоторая группировка людей», идентифицируясь с которой человек «безоговорочно принимает распространенные в ней культурные ценности и нормы» (Вилюнас, 1990. С. 151). Часто именно «эмоциональное заражение» позволяет человеку обрести для себя определенный смысл. По мнению М. Пажа, в основе групповой связи лежит неясный, часто бессознательный, «эмоциональный опыт отношений», а сама жизнь группы — это «не что иное, как постоянный диалог, направленный на то, что- бы уяснив этот опыт, приобретаемый совместно всеми членами группы» (цит. по Робер, Тильман, 1988. С. 124). Когда у человека спрашивают, чем ему нравится какой-то другой человек или какая-то группа людей, то искренние ответы редко бывают «вразумительными» и «логически обоснованными» (нравится «потому-то» и «потому-то»...). Но если человека попросить уточнить свое отношение не с помощью «внятных» слов, а как-то еще, то нередко это бывает обоснование именно на уровне чувств. Даже вспоминая самые прекрасные моменты своей жизни,человек не просто «логически», содержательно воссоздает ситуацию, а пытается вспомнить запахи, звуки, дуновение ветра или какие-то едва уловимые интонации разговора, которые и будят в памяти души его чувства. К этому можно добавить то, что многие люди вообще воспринимают только эмоциональный стиль взаимодействия, лишь только внешне демонстрируя свою заинтересованность в содержании общения. В этом случае сам эмоциональный фон как бы становится смыслом и содержанием взаимоотношений с другими партнерами. Люди хотят «чувствовать», что их уважают, что на них обращают внимание, что с ними считаются, и ради этого они готовы пойти даже на определенные компромиссы, неизбежные в групповом взаимодействии. Таким образом, помимо того, что содержание групповой деятельности может порождать чувства, сами чувства часто порождают новое содержание. Мы предполагаем, что важнейшим смыслом обращения человека к той или иной группе является его неспособность в одиночку решить возникающие перед ним внешние и внутренние проблемы. Образно можно представить это как уход из одной реальности (где человек не обнаруживает для себя подлинного смысла) и поиск другой реальности вместе с такими же несчастными людьми, как он сам. Но поскольку эта утрата смысла часто переживается человеком, то важнейшую роль приобретают чувства и эмоциональные регуляторы его поведения, среди которых особую роль играет ущемленное чувство собственной значимости (или чувство собственной неполноценности). И здесь группа (престижная или не очень престижная) помогает человеку обрести для себя смысл, заключающийся в признании за ним права быть «оцененным по достоинству» и даже «любимым»... Интересные признания бывшего последователя религиозной секты Муна приводит Э. Лисовская: «Вдруг я понял, что они хотят от меня. Их роль в том, чтобы дразнить меня своей любовью, пытаясь проучить меня, перестав выказывать ее, когда сочтут это нужным» (Лисовская, 1998. С. 510). Но для повышения чувства собственной значимости личность стремится к тому, чтобы та группа, куда она попадает, сама была «значимой» (престижной), и если этого нет в реальности, то группа создает в сознании своих членов хоть какие-то признаки престижности. Таким образом, непрестижная группа сама стремится стать престижной (значимой), иначе она просто теряет для многих свой смысл. Отсюда становятся понятнее различные способы самоутверждения либо во внешней среде, либо утверждения идеи «значимости» именно своей группы во внутригрупповых отношениях. Условно все варианты «психологических дуэлей» между группами можно свести к вариантам «выяснения взаимоотношений» между людьми через механизмы перераспределения чувства элитарности, уже описанных в главе 11 -й, а возможная типология таких взаимоотношений — в главе 12-й. Несколько конкретизируя эти взаимоотношения, можно было бы выделить и такие варианты утверждения значимости данной группы: 1) утверждение превосходства над какой:то другой группой (или группами) через открытое противостояние или в ходе более «прилично» обставленного выяснения отношений; 2) утверждение «сопричастности» к какой-то более элитной группе, что повысило бы статус этой группы как в глазах ее участников, так и в отношении к ней других групп. Это может быть не просто поиск «покровителя» или «защитника», а поиск достойного образца для подражания (в том числе образца группового поведения). По-настоящему уважающая себя группа (как и отдельный человек) должна ориентироваться на что-то более совершенное, чем она сама. Как отмечал А. Менегетти, «единственно стоящим богатством, которое учитель может обрести в процессе самосозидания, является богатство встречи с другим более великим учителем» (Менегетти, 1996. С. 122); 3) объединение («союз», «кооперация», «братание», «дружба») с равными себе по статусу группами, что как бы расширяет возможности данной группы; интересно, что такие «союзы» наблюдаются даже у некоторых стадных животных, например, у павианов-анибусов, когда они стремятся преодолеть диктат вожака-доминанта (см. Дольник, 1994. С. 142); 4) нередко группа повышает значимость в глазах своих членов через перенесение активности во внутрь самой себя. Это может быть либо самоутверждение одних членов группы за счет других (и тогда пребывание в группе для многих также имеет смысл), либо, наоборот, за счет неоправданного восхваления каких-то своих членов, наделение их определенной «харизмой», что также вдохновляет других членов, ведь они пребывают в одной группе, рядом с «таким замечательным человеком». Таким образом, группы неоднозначны по своей «элитной притягательности», и между разными группами идут постоянные «психологические дуэли». В этом плане интересны «творческие метания» личности, идентифицирующей себя с определенной группой, например, с такой, которая по своей «элитности» явно уступает другим группам. В одних случаях такой человек лишь ждет подходящего случая, чтобы перебраться в эту более престижную группу и именно там найти для себя подтверждение собственной значимости (для такого человека важнее не ценность отношений с конкретными людьми, а мотив самоутверждения). В других случаях человек может отказаться от того, чтобы поменять (променять) свою «родную» группу на более престижную (для такого человека значимее именно реальные человеческие отношения). Конечно, это не означает, что всю жизнь надо держаться какой-то одной группы (быть «преданным» данной группе). Речь идет об осознании человеком истинных мотивов своего перехода в иные, более престижные группы. Например, может быть и такой мотив, когда человек, стремясь расширить возможности для получения образования и последующей самореализации, включается во все более и более престижные социально-профессиональные группы («тусовки»), но главным образом, лишь затем, чтобы чувствовать себя представителем своей начальной (детской, подростковой, студенческой или даже деревенской) группы-компании по принципу: «Вот чего сумели добиться наши ребята!»... Тем более что сама такая изначально не престижная (не элитная) группа-компания очень гордится своим бывшим членом или другом, что должно было бы заставить самого такого «удачливого» человека еще больше дорожить этим мотивом. Особым вопросом является притягательность (и как мы выяснили, именно эмоциональная притягательность) заведомо недоступных для многих людей элитных групп (артистические «тусовки», «званые обеды» и т.п.). Человек прекрасно понимает, что его туда «все равно не пустят», но тем не менее в душе он идентифицирует себя с этими престижными сборищами. Чтобы объяснить этот парадокс, мы опять обращаемся к уже высказанному предположению о том, что, ориентируясь на престижные группы, человек как бы создает в своем воображении другой, более комфортный для себя мир, а недосягаемые престижные «тусовки» фактически помогают его воображению построить такой мир. Интересно и рассмотрение механизмов удержания (подтверждения) эмоциональной привлекательности элитных групп и ее лидеров. Важную роль в привлекательности группы играют ее лидеры (вожаки, основатели, вдохновители и т.п.). Рассматривая притягательность так называемых «новых культов», до сих пор еще модных в современной России, Л.Н. Митрохин выделяет следующие их характерные особенности: 1) во главе стоит «харизматический» лидер; 2) лидер создает особую «семью», или коммуну (нередко вступающие в нее принимают новые имена); 3) устанавливаются обязательные для всех непреложные нормы поведения, но вовсе не обязательные для самого «харизматического» лидера; 4) группа придерживается апокалипсического взгляда на мир (ее члены часто отказываются от собственного имущества); 5) применяется определенная техника контроля над поведением обращенных в такую группу (цит. по Лисовской, 1998. С. 506-507). Как считает Л.Я. Гозман, важным фактором, влияющим на аттракцию (социальную установку по отношению к другому человеку), является «статус, образование и профессия» другого человека, например, лидера группы, а также его «удачливость», т.е. не столько реальные способности этого человека, сколько приписываемые ему достоинства, «представление о том, что даже в ситуации, не зависящей от собственной воли и поступков, его шансы на успех выше, чем у других». Но при этом Л.Я. Гозман замечает, что иногда «слишком большая вы- раженность у человека положительных качеств снижает аттракцию к нему» (Гозман, 1987. С. 52—55). Быть может, поэтому многие сообразительные лидеры престижных «тусовок» нередко демонстративно подчеркивают свою «обыкновенность» и «близость» с рядовыми членами такой группы. Нередко сообразительные лидеры-манипуляторы заранее организуют «контекстуальное оформление» своей манипуляции над группой. В этой связи ЕЛ. До-ценко выделяет следующие основные условия такого «контекстуального оформления» манипуляции: 1) физические условия (особенности окружения, «декорации», место воздействия и т.п.); 2) культурный фон (особенности ситуации общения, учет стереотипов социального восприятия и т.п.; 3) социальный контекст (распределение ролей в ходе общения и т.п.) (Доценко, 1996. С. 117-118) Для многих людей привлекательным является не только «элитарный» образ данной группы, но и непосредственное включение в ее деятельность, когда общий ритм, стиль жизни и взаимодействия буквально захватывают человека и он уже не может вырваться на свободу. Описывая распорядок, стиль жизни и дня в «экзотических» религиозных сектах (Харе Кришна, Семья любви, Церковь единения и др.), Э. Лисовская отмечает, что «день в подобных коммунах расписан так, чтобы верующий ни на минуту не оставался наедине с собой», что усугубляется «постоянным недосыпанием, скудным питанием» и неожиданными «ночными собраниями». В этих общинах руководители «стремятся поставить под свой контроль все переживания, раздумья, интересы своих подчиненных, вмешиваясь в их самые интимные отношения» (Лисовская, 1998. С. 508). Все это как раз и позволяет не только контролировать активность рядовых членов, но обращать остатки их энергии на любовь к лидеру секты, а также на саму секту, которая «пробудила» в них эту любовь. Обсуждая стилевые особенности поведения человека, В. Петров высказывает интересное предположение: «...быть может, эпоха «подбирает» людей, подходящих к ее стилю, и возвышает их, а остальные вынуждены довольствоваться прозябанием на нижних этажах социальной иерархии?» (Петров, 1998. С. 252). Мы считаем, что высказанное предположение справедливо и по отноше- нию привлекательности пребывания человека в группе, когда можно было бы сказать, что группа, сам стиль ее жизни «подбирает» и «захватывает» человека, предоставляя ему особые преимущества перед теми, кто не сумел «вписаться» в данный стиль... Еще К.С. Станиславский отмечал: «Насыщенная атмосфера спектакля развивает массовую эмоцию, заразительную своим стадным чувством. Зрители, взаимно гипнотизируя друг друга, тем самым еще сильнее раздувают силу сценического воздействия» (цит. по Бучило, 1990. С. 168). Аналогичные «спектакли» постоянно проходят в тех престижно-ориентированных группах, которые стремятся поддерживать свой имидж и особую эмоционально-эстетическую привлекательность в глазах своих постоянных членов, а еще больше — в присутствии других людей (зрителей). При этом часто лидеры таких престижно-ориентированных «тусовок» неизбежно превращаются в «ведущих артистов», исполняющих в «спектакле самоутверждения» «главные роли». О неизбежной «театрализации» публичных лидеров и вождей в современных условиях пишет С. Московичи: «У сегодняшних политических звезд есть необходимость только в представительности их голоса по радио и телегеничности. А это не предполагает ни культуры, ни литературного дарования, ни воображения, достаточно лишь некоторых элементов актерского мастерства» (Московичи, 1996. С. 253). Но аналогичные требования все чаще предъявляются и к лидерам обычных групп, которые нередко стараются «копировать» манеры героев телеэкрана... Во многих современных элитарно-ориентированных «тусовках» явно просматриваются и элементы «карнава-льности», когда «спектакль напоказ» захватывает своим действием всех присутствующих. Но такой «спектакль» заставляет многих участников (если не всех!) играть определенные роли и как бы надевать на себя «карнавальные маски» веселья. И тогда получается то, о чем пишет М. А. Рюмина, рассматривая средневековые карнавалы: «Засилье маскоподобных физиономий отвечает карнавальному мироощущению: бурлящая безликая масса поглощает отдельную личность» (Рюмина, 1993. С. 212). Но еще М.М. Бахтин говорил о том, что «карна-вализация сознания» — это «предшественница крупных катастроф», когда начинается «хаос ценностей», «всеоб- щее безумие» и когда вместо «лица» может оказаться «зад», а вместо «верха» — «низ» (там же. С. 222). И все-таки важнейшим условием притягательности данной группы является общая идея (или иллюзия этой идеи). В качестве «отправной точки» для анализа массового сознания С. Московичи берет принцип: «Толпу объединяет идеал!» и отмечает, что «массы являются носителем идей, отличных от тех, что имеются у отдельных индивидов, их составляющих, и более интенсивных эмоций» (Московичи, 1998. С. 86). Связь идеи и эмоций для «цементирования» толпы, массы и различных социальных групп признают многие авторы. Например, Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал в качестве важного условия существования диктатур выделяют эмоциональные механизмы постоянного подкрепления любви подданных к данному государству. Особенно это проявляется при жестких диктаторских режимах: «Диктатура, существование которой полностью противоречит интересам подданных, не может выжить без любви и священного трепета — только влюбленный может не замечать бьющих в глаза пороков своей избранницы...В наиболее жестких диктатурах контроль за чувствами является чуть ли не основным делом органов безопасности» (Гозман, Шестопал, 1996. С. 272—274). О роли СМИ в формировании ценностей массового сознания уже говорилось в главе 16. К этому можно добавить, что на службе таких режимов часто оказывается вся мощь пропагандистского аппарата, умноженная на талант различных деятелей культуры и искусства, ревностно отрабатывающих свои гонорары «во славу» очередного правителя. Но то же самое можно сказать и в отношении обычной престижной группы, когда лидер, часто не являющийся так называемой «эмоциональной звездой», пользуется услугами этих «звезд» для утверждения своего влияния в группе. Важную роль при этом играют различные эмоциональные символы, как раз и позволяющие «эстетизировать», доводить до уровня настоящего искусства такого рода манипуляции. О неразрывной связи эстетики и идеологии пишут разные авторы. Например, М.С. Каган считает, что «ни одна эпоха не владела абсолютной эстетической истиной», поэтому «прекрасное всегда исторически относительно, исторически изменчиво» (Каган, 1997. С. 149). Пытаясь осмыслить и познать различные системы ценностных ориентации, искусство избрало два основных пути: первый — теоретически-публицистическое осознание ценностных ориентации общества, класса, партии (на этом пути рождаются разные формы идеологии) и второй путь — художественно-образное осознание ценностных ориентации (см. Каган, 1997. С. 261). Рассматривая проблему формирования эстетического идеала личности, В.П. Крутоус отмечает, что хотя «выработка личностью своего эстетического идеала — дело интимное и суверенное, но лишь до известных пределов», «именно вокруг идеалов разворачивается самая острая идейная борьба», и если «за что-то стоит бороться, то в первую очередь за них» (Крутоус, 1985. С. 76—77). Но, как с сожалением отмечает В.Ф. Халипов, «идеи эстетики» в сфере наук о власти и влиянии «находили пока мало применения», но в то же время «проблематика обслуживания власти миром прекрасного решалась по другим «ведомствам», прежде всего в области литературы и искусства» (Халипов, 1999. С. 234). Таким образом, мы можем сказать, что одним из важнейших условий притягательности для личности той или иной социальной группы («тусовки») является потребность повысить с ее помощью чувство собственной значимости. При этом в основе притягательности группы часто лежит определенная «эмоциональная привлекательность» ее лидеров или особенностей взаимоотношения членов группы (стилевая близость, определенная символика, традиции, этикет и т.п.). Именно благодаря «эмоциональной привлекательности» пребывание в группе становится для человека «значимым» и он в итоге обнаруживает для себя в группе «личностный смысл». Кроме того, и сама группа (или ее лидеры, или традиции функционирования определенных групп) стремится по-своему «очаровать» личность и поставить под контроль ее мысли, чувства и поведение. Для этого нередко используются различные манипулятивные приемы, доходящие иногда до уровня настоящего искусства, тем более что при нынешнем уровне развитии СМИ эти приемы часто демонстрируются перед широкой публикой лучшими мастерами искусства и культуры, что делает их не только более «доступными» для откровенных лидеров-манипуляторов, но и формирует в сознании обычных людей терпеливое к ним отношение, т.е. формирует вполне «приличную» и «эстетически обыгранную» традицию манипуляции... Но самое интересное, что формирование такой ма-нипулятивной традиции невозможно без построения ложной картины мира, без формирования «иллюзии» более комфортного и безопасного пребывания в данной группе, основанной на стереотипах внешнего «успеха» и «приятных отношений» (или на стереотипах большей «выгоды» пребывания именно в этой группе по сравнению с другими группами, если отношения в ней основаны на зависти и склоках, т.е. не такие уж «приятные»). Именно эта «иллюзия» позволяет находить человеку в группе «убежище» от сложностей реального мира, и, что удивительно, в психологическом плане такая «иллюзия» нередко превращается для части людей в саму реальность, которой они очень дорожат и оберегают, т.е. сильно сопротивляются, если кто-то попробует им объяснить «иллюзорность» их комфортности в группе. 18.2. Варианты использования эстетической привлекательности элиты в человеческих взаимоотношениях Использование эстетической привлекательности элитных групп часто происходит по определенным поведенческим сценариям, в основе которых лежат уже рассматриваемые ранее «эмоциональные стереотипы элитарности», т.е. некая общая ценность, которую можно использовать в качестве «разменной монеты» или «психологических купонов» в различных взаимоотношениях между людьми (см. главу 11). Не пытаясь обобщить все возможные варианты (их несметное множество), мы лишь приведем некоторые примеры такого использования эстетической привлекательности элиты, чтобы лучше было понятно, о чем идет речь. /. Приобщение к ценностям «высшего света», когда для людей важна не столько сама эстетическая ценность какого-то объекта или явления культуры, а сам факт того, что «они там были» или что «они рядышком стояли (лежали)»... Анализируя типичные впечатления людей от посещения престижных концертов, премьер и балетов, Н.И. Козлов с иронией пишет: «...завтра и в другие дни, пока балет на общественном слуху, эти люди станут рассказывать о своем посещении друзьям и сослуживцам, что, с одной стороны, будет создавать им репутацию весьма приобщенного к культуре человека, а с другой стороны, весьма смахивает на взрослый вариант детского хвастовства: «Мы были, а ты — нет» (Козлов, 1997. С. 168). Конечно, человек, для которого важна сама эстетическая ценность, безотносительно ее престижности, получит наслаждение от самого спектакля, а не от рассказов о своем пребывании на нем... 2. Часто в разговорах можно заметить, что собеседник постоянно (а умный собеседник еще и ненавязчиво) упоминает о своем разговоре с какой-нибудь «знаменитостью», на какие-то свои связи с кем-то из «великих» и т.п. Нередко главный смысл разговора для такого человека как раз и заключается в том, чтобы как будто невзначай упомянуть о своей сопричастности к «высшему свету» или к тем людям, которые в общественном сознании отождествляются с «настоящими классиками», уже обеспечившими себе место в истории, т.е. вошедшими в «вечность»... Можно предположить, что постоянные намеки о своей сопричастности элите важны для многих не столько для того, чтобы унизить собеседника, который не может всем этим похвалиться, а для того, чтобы поднять свою значимость в собственных глазах, но непременно при «свидетеле»... 3. Представителей элиты и те положительные чувства и эмоции, которые они вызывают в сознании многих людей (например, известных артистов и деятелей культуры), часто используют для решения вопросов, никак не связанных с культурой. Фактически в каждую избирательную кампанию те или иные общественные силы (партии, блоки, так называемые «структуры»...) приглашают таких знаменитостей в качестве «свадебных генералов». На бытовом уровне считается высшим шиком провести какой-то праздник с участием человека, известного на всю страну. Возникают даже парадоксальные ситуации, когда, например, гости на дне рождения своего приятеля большее внимание уделяют не самому виновнику торжества, а главной «достопримечательности» (эмоционально-эстетической «изюминки», «украшения») праздничного вечера, т.е. приглашенной знаменитости. Парадокс ситуации в том, что чем больше внимания к такой «достопримечательности», тем большее удовольствие (и чувст- во собственной значимости) может испытывать сам именинник. Интересно при этом понять, что происходит в душе такой знаменитости, осознающей, что ее используют как «изюминку» и «украшение». С одной стороны, быть «изюминкой» — это и есть удел многих артистов, но, с другой стороны, артист — тоже человек, и ему тоже хочется более естественных (не театрализованных) человеческих отношений... Особенно в сложном положении оказываются знаменитости культуры. Когда их используют в политических избирательных кампаниях, когда, с одной стороны, для них предоставляется возможность напомнить о себе многомиллионной аудитории телезрителей, а с другой стороны, осознание того, что, отвечая на вопросы, они ничего не понимают ни в политике, ни в экономике. Если у знаменитости еще осталось чувство собственного достоинства, то его естественной реакцией может быть, например, некоторое смущение или даже неуклюжесть (подробнее об особой «эстетике неуклюжести» подлинного интеллигента уже говорилось ранее — см. главу 17). 4. Использование эстетической привлекательности элитных «тусовок» выражается также в различных проявлениях моды. Это может быть мода на одежду, на манеры поведения, на способы проведения свободного времени, на интонации и обороты речи, на позы и взгляды и т.п. (подробнее об этом говорилось в главе 4). К этому можно добавить, что как только масса осваивает очередную внешнюю отличительную черту представителей элиты («внешний символ элитарности»), то эта отличительная черта фактически утрачивается элитой, т.е. перестает быть «труднодоступной», «загадочной», а значит, и эмоционально-эстетически «привлекательной». Все это можно было бы назвать законом насыщения рынка «эмоциональных стереотипов элитарности», который можно было бы назвать и «законом превышения оптимума пошлости», т.к. если кто-то восторгается тем, что недавно было «пиком моды», но уже отторгнуто элитой, то о таком человеке обычно говорят, что у него «испорченный вкус» или «пошлый вкус»... Часто бывает так, что смыслом существования многих элитарных групп (особенно у молодежи) является «копирование» внешних символов тех социальных групп, которые отождествляются в глазах членов этих групп с «настоящей элитой». Но поскольку действует «закон насыщения» (или «закон превышения оптимума пошлости»), то, чтобы сохранить для многих молодых людей смысл существования (а на самом деле, чтобы сохранить прибыли производителей пока еще модных товаров), активно работает реклама, направленная либо на поддержание эмоциональной привлекательности определенных символов престижной, элитной жизни, либо на «раскручивание» новых символов. В последнем случае «раскрутка» новых символов осуществляется с активным использованием уже «раскрученных» знаменитостей, которые все чаще и привлекаются для рекламы новой моды... В итоге получается, что сами «знаменитости» постепенно превращаются в «символы» (эмоционально-эстетические «придатки») тех или иных товаров, дающих прибыль владельцам корпораций, эти товары производящих. И тогда получается, что подлинная элита, т.е. владельцы корпораций, находятся как бы в тени, но в сознании обывателей элита отождествляется лишь с тем, что «на виду», что «ярко», «весело» и «громко», т.е. эстетически оформлено для легкости восприятия. В итоге эмоционально-эстетическая привлекательность многих престижных молодежных (и не только молодежных) «тусовок» - это еще одна «иллюзия» элитарности, которая в итоге формирует псевдоэлитарные ориентации, о которых уже говорилось ранее, — см. главу 9. 5. Возможен и такой вариант использования эстетической привлекательности элиты, когда сама эта элита отвергается и унижается. Например, то, что раньше считалось элитой (обладало властью и влиянием), вдруг стало беспомощным и жалким. Для части людей доставляет особое наслаждение самоутверждаться за счет того, что совсем недавно относилось к «святыням». Здесь также возникает парадоксальная ситуация. Если бы бывшие святыни совсем потеряли бы свою «святость» и «значительность», то самоутвердиться, оскверняя эти «святыни», было бы невозможно (разве можно самоутвердиться, демонстрируя свое преимущество перед заведомым ничтожеством). В том то и дело, что элементы «значительности» в бывших «святынях» все-таки остались. Просто эти «святыни» никто больше не защищает, т.е. осквернитель «святынь» все-таки признает их «значительность» и даже большую значительность по срав-
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |