Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения и обсуждения. Распределение и использование внебюджетных средств образовательного учреждения




Резюме

Распределение и использование внебюджетных средств образовательного учреждения

Гранты как дополнительный источник финансирования образовательных учреждений

Платные образовательные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Получение средств от осуществления этой деятельности

Сдача в аренду имущества образовательного учреждения

Формирование внебюджетных средств образовательного учреждения, источники их формирования

 

Внебюджетная деятельность образовательных учреждений – это деятельность по привлечению дополнительных доходов, необходимых для развития данного учреждения. Она обладает некоторыми особенностями, к которым можно отнести следующие: [63]

Ø внебюджетные средства поступают в образовательное учреждение в двух основных формах: возмездно в виде платы за оказанные услуги, выполненные работы и реализуемые товары, а также безвозмездно в виде дара, пожертвования или по завещанию;

Ø виды внебюджетной деятельности, которые могут быть реализованы в образовательном учреждении, определяются уставом или иными нормативными документами (например, положениями об образовательном учреждении соответствующего уровня образования);

Ø смета по внебюджетным средствам составляется по аналогии со сметой для бюджетных средств, но утверждается и изменяется образовательным учреждением самостоятельно.

Источники формирования внебюджетных средств образовательных учреждений можно разделить на две основные группы, которые определяют характер деятельности и финансовый результат образовательных учреждений.

1. Основная деятельность, то есть связанная с реализацией образовательного процесса.

2. Прочая, то есть разрешенная образовательным учреждениям, деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к основной деятельности.

В настоящее время практически все учебные заведения занимаются различными видами деятельности, приносящей внебюджетные средства. В принципе внебюджетное финансирование образования следует рассматривать в качестве дополнительного финансового источника. Хорошо известно, что практически во всех странах мира бюджетные средства являются основной составляющей финансирования образования. Тем не менее, привлечение внебюджетных средств вполне целесообразно для активизации связей учреждений образования с внешней средой, а также для удовлетворения интересов самих учебных заведений.

 

 

В настоящее время сдача помещений в аренду сторонним организациям не является одним из видов предпринимательской деятельности образовательного учреждения. Она классифицируется как иная приносящая доход образовательному учреждению деятельность. Поступающие от арендаторов средства позволяют решать проблемы жизнеобеспечения образовательного учреждения. Оно заключает с арендатором в установленном порядке договор на передачу в аренду, находящегося в оперативном управлении недвижимого имущества.

При расчете арендной платы за нежилое помещение следует учитывать:[64]

Ø первоначальную балансовую стоимость здания;

Ø балансовую стоимость здания с учетом износа;

Ø общую полезную площадь помещений здания;

Ø состояние помещений;

Ø площадь, сдаваемую в аренду;

Ø льготы по аренде;

Ø престижность территории;

Ø удаленность от остановок общественного транспорта;

Ø транспортную доступность;

Ø вид деятельности арендатора;

Ø цель использования помещений;

Ø возможные расходы после прекращения договора аренды.

Сумма арендной платы, определенная в договоре аренды между организацией-арендодателем и арендатором, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20% от суммы арендной платы.

Следует отметить, что при передаче в использование помещений образовательное учреждение фактически передает его в коммерческое использование, а это влечет за собой появление платы за землю, от которой собственно образовательное учреждение освобождено. Размер платы за землю для коммерческих организаций устанавливается органом местного самоуправления ежегодно.[65]

Неиспользуемое в учебном процессе имущество образовательное учреждение имеет право сдавать в аренду. Это право закреплено в ст.39 Закона РФ «Об образовании», где отмечается, что образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.

Арендная плата является источником дополнительного финансирования образовательного учреждения. При этом образовательное учреждение имеет право распределять доведенный объем дополнительного финансирования по кодам экономической классификации расходов в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной для регулирования движения средств по этому виду деятельности. В этом случае составляется смета доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной или муниципальной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям.

Так, приказом Федерального агентства по образованию «Об утверждении формы сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, на 2008 год» от 24 декабря 2007г. №2396 была утверждена форма сметы. В ней в разделе «Доходы» учитываются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданной в оперативное управление образовательным учреждениям, имеющим государственный статус.

Расходы образовательного учреждения, финансируемые за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными образовательными учреждениями, включают две статьи:

200 – расходы,

300 – поступление нефинансовых активов.

Расходы по оплате труда планируются в смете образовательного учреждения по подстатье 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» по элементам расходов:

211 – заработная плата,

212 – прочие выплаты,

213 – начисления на выплаты по оплате труда.

Расходы по оплате работ и услуг планируются по подстатье 220 «Оплата работ, услуг» по элементам расходов:

221 – услуги связи,

222 – транспортные услуги.

223 – коммунальные услуги, арендная плата за пользование имуществом,

224 – арендная плата за использование имущества,

225 – работы, услуги по содержанию имущества,

226 – прочие работы, услуги.

Как самостоятельные подстатьи выделяются 240 «Безвозмездные перечисления организациям» и 290 «Прочие расходы».

В статье 300 планируются

310 – увеличение стоимости основных фондов,

320 – увеличение стоимости нематериальных активов,

340 – увеличение стоимости материальных активов.

Эти средства могут получать образовательные учреждения, имеющие право на дополнительное бюджетное финансирование.

 

 

Особое место среди источников поступления внебюджетных средств отводится осуществлению дополнительных платных услуг, так как эта деятельность позволяет решать стоящие перед образовательными учреждениями задачи. Платных образовательных услуг населению страны в целом по этой сфере было оказано в 2007 году на 231,7 млрд. рублей, или на 5,8% больше, чем в 2006 году.[66]

Предоставление платных образовательных услуг осуществляется в соответствии с правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ.

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

К этим услугам не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ, реализация основных общеобразовательных программ, факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

Отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных образовательных услуг на разных уровнях регулируются определенными правилами. Под потребителем этих услуг понимается организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично. Исполнителем в этом случае являются государственные и муниципальные образовательные учреждения, научные организации.

Между исполнителем и потребителем образовательных услуг заключается договор на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. В нем потребителю предоставляется достоверная информация об исполнении и оказании образовательных услуг. До потребителей этих услуг доводится информация об уровне и направленности реализации основных и дополнительных образовательных программ, формах и сроках их исполнения; перечне образовательных услуг, стоимость которых включается в основную плату по договору, и перечне дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, о порядке их предоставления; о стоимости образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимости образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядке их оплаты; о порядке приема и требованиях к поступающим; о форме документа, выдаваемого по окончании обучения. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования представлена в приложении 4.

В договоре на оказание платных образовательных услуг должны содержаться следующие сведения:

а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения и место его нахождения (юридический адрес);

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя этой услуги;

в) сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Полученные от этой деятельности средства входят в состав внебюджетных средств образовательного учреждения.

 

 

Конкурсы и гранты являются источниками дополнительного финансирования образовательных учреждений. Однако надо сразу подчеркнуть, что система грантов не может существенно улучшить положение в сфере образования, так как финансовые средства предоставляются только тем учреждениям образования, которые внедряют инновационные образовательные программы.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» выделилось новое направление «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», которое представляет собой ежегодную государственную поддержку на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. На эти цели было выделено за 2006-2007 годы 1,8 млрд. рублей.[67]

По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют вакансии рабочих профессий. При этом средний возраст российского рабочего в настоящий момент составляет 53–54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров. Уже в самое ближайшее время острый дефицит рабочих кадров может стать тормозом развития российской экономики.

Для решения этой проблемы разработан ряд мер по качественной модернизации существующей в России сети образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в связи с чем и появилось соответствующее направление в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

При реализации данного направления предполагается выявить и поддержать государственные учреждения начального и среднего профессионального образования, внедряющие инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Результатом этого станет: для сферы образования – создание качественно новых, адекватных современным требованиям условий для обучения, повышение привлекательности начального профессионального и среднего профессионального образования для молодежи, а для работодателей – повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений этого уровня.

Отбор учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, и которым в связи с этим будет предоставлена государственная поддержка, проводится на конкурсной основе по аналогии с отбором инновационных вузов. В конкурсе могут участвовать все государственные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования.

Заявки по направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» рассматриваются конкурсной комиссией, сформированной на федеральном уровне, которая ежегодно определяет не менее 60 образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования – победителей конкурса. Объем финансирования по этому направлению в 2007 году составил 0,3 млрд. рублей.[68]

Каждое из этих учреждений-победителей конкурса получает на свое развитие сумму 20-30 млн. руб., в зависимости от объемов софинансирования, которое оно сможет привлечь из собственных внебюджетных средств, из средств регионального бюджета или из средств работодателей. Объем софинансирования должен составить не менее 100% от запрашиваемого объема государственной поддержки.

Согласно правилам предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006г. № 850, средства государственной поддержки перечисляются в форме субсидий из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации, подведомственные учреждения которых являются победителями конкурсного отбора.

Учреждения начального и среднего профессионального образования, победители конкурса, могут использовать федеральные средства в виде грантов на внедрение инновационных образовательных программ, в том числе на приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования.

 

 

Государственные и муниципальные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления расходования внебюджетных средств в порядке, установленном распорядителем средств – соответствующим органом управления образования.

Внебюджетные средства обычно распределяются на три части: поддержка общих мероприятий, служб управле­ния и обеспечения, основных учебных структурных подразделений (факультетов и кафедр). Совет образовательного учреждения одновременно с рассмотрением потока бюджетных средств принимает условия распределения внебюджетных средств.

Укрупненную структуру расходов внебюджетных средств можно представить в следующем виде: текущие расходы; инвестиционные вложения; резерв на непредвиденные работы.

Основанием для проведения расходов по внебюджетным средствам является утвержденная в установленном распорядителем порядке смета доходов и расходов по внебюджетным источникам, которая представляется в орган, исполняющий соответствующий бюджет.

На основании такой сметы образовательное учреждение заключает соответствующие договоры и контракты на поставку товаров и услуг, предназначенных для реализации мероприятий по его развитию.

Доход от внебюджетной деятельности может использоваться по нескольким направлениям: [69]

Ø для развития внебюджетной деятельности, то есть расширения базы для ее осуществления;

Ø для восполнения недостатка бюджетного финансирования в качестве вложения средств в образовательный процесс данного учреждения,

Ø на цели, не связанные с деятельностью данного обра­зовательного учреждения, например в качестве взноса в уставный фонд иной организации.

Использование дохода от внебюджетной деятельности обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при анализе механизма финансово-экономической деятельности. К таким особенностям можно отнести следующие:

Ø не вся внебюджетная деятельность связана с осуществ­лением образовательного процесса, поэтому возмещение издержек по части такой деятельности не является вложением средств в образовательный процесс и не подпадает под льготы и освобождение от налогов;

Ø наличие налоговых льгот и освобождений никоим образом не ограничивает возможности образовательного учреждения по осуществлению различных видов внебюджетной деятельности и права самостоятельного распоряжения получаемыми доходами.

Эти особенности должны учитываться при распределении внебюджетных средств, точнее – при планировании такого распределения.

 

 

1. Трансформационные процессы в обществе привели к формированию рыночных отношений в сфере образования.

2. Внебюджетная деятельность образовательного учреждения – это процесс получения средств из дополнительных источников финансирования.

3. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

4. Конкурсы и гранты являются источниками дополнительного финансирования образовательных учреждений.

5. Основанием для проведения расходов по внебюджетным средствам является утвержденная в установленном распорядителем порядке смета доходов и расходов средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которая представляется в орган, исполняющий соответствующий бюджет.

 

 

1. Поясните в чем проявляется расширение рыночных отношений в сфере образования.

2. Что понимается под внебюджетными средствами образовательного учреждения?

3. Перечислите направления расходования внебюджетных средств образовательных учреждений.

4. Охарактеризуйте взаимоотношения, складывающиеся в настоящее время, между предприятиями и образовательными учреждениями.

5. Чем характеризуется контрактная подготовка специалистов?

6. Какие услуги можно отнести к платным образовательным услугам?

7. Какие сведения должны содержаться в договоре на оказание платных образовательных услуг?

8. Почему гранты можно рассматривать в качестве дополнительных источников финансирования образовательных учреждений?

9. На какие цели могут быть использованы внебюджетные средства?

 

Глава 7. Организация труда и заработная плата в образовательном учреждении

 

В этой главе дается характеристика педагогического труда как главного элемента процесса производства образовательных услуг. Особое внимание при этом уделяется выяснению организации оплаты труда работников образования, которая позволяет реализовать их экономические интересы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.