Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонды целевого назначения




Читайте также:
  1. Анализ служебного назначения машины
  2. Билет 17. 1. Понятие инвентаризации. Правовые и методологические основы назначения и проведения инвентаризации.
  3. В графе каждого участника, напротив названия определенного штрафа ставятся отметки за каждый случай его назначения данному участнику.
  4. В ст. 60 УК РФ зафиксированы определенные критерии назначения наказания, в которых реализуются основные принципы уголовного права.
  5. Ведомость назначения почвенных образцов на анализ
  6. Взаимное расположение сетей различного назначения
  7. Внебюджетные фонды
  8. Внебюджетные фонды
  9. Внебюджетные фонды.
  10. Выбор перспективного целевого рынка
  11. Выбор целевого рынка
  12. Вычислительные возможности центральных процессоров общего назначения и графических процессоров

Бюджет образовательного учреждения

Сметное финансирование образовательного учреждения

Основные источники финансирования образовательного учреждения. Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты

Финансирование образовательных учреждений

 

Одной из важнейших проблем российской экономики, которая связана, прежде всего, с развитием отрасли образования, является проблема обеспечения стабильного и обоснованного финансирования образовательных учреждений.

Путем финансирования распределяется и расходуется основная часть государственных денежных средств в нашей стране, предназначенная для решения различных задач, в том числе осуществления образовательной деятельности.

Финансирование – это безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности.

Финансирование из бюджета представляет собой часть общего расходования государственных денежных средств. Оно осуществляется на основе единых принципов: безвозвратность, целенаправленность, финансирование в меру выполнения работ или услуг и соблюдение финансовой дисциплины.

Финансирование образовательных учреждений или определенных мероприятий, осуществляемое из бюджетов разных уровней, представляет собой многоуровневое финансирование.

В связи с тем, что финансы в образовании – это важнейшая составная часть всей финансовой системы государства, финансовый механизм образования имеет как общие для всей экономики, так и специфические черты. Его специфика связана с особенностями формирования и использования денежных средств в сфере образовании в целом, в каждом ее звене и в различных образовательных учреждениях. Они, как правило, являются бюджетными организациями и финансируются из средств соответствующих бюджетов, то есть система образования потребляет выделяемые ей обществом ресурсы.

Финансовый механизм представляет собой совокупность источников, условий, форм и методов пополнения, распределения и использования финансовых средств органами управления образовательными учреждениями для обеспечения благоприятного положения и развития системы образования.[54]

Современный финансовый механизм образования характеризуется сочетанием бюджетного финансирования с развитием дополнительных платных образовательных услуг и другими источниками финансирования (рис.4.6), поэтому он должен учитывать как бюджетное финансирование, так и внебюджетные средства. В этом случае принято говорить о многоканальном финансировании.

 

Рисунок 4.6 - Структура источников финансирования образовательных учреждений



 

Решение проблем, встающих перед образовательными учреждениями, определяется действующей системой финансирования образования, то есть принятым и реализуемым порядком распределения финансовых ресурсов, их прохождением, степенью свободы органов управления и образовательных учреждений в распоряжении ими, механизмами привлечения внебюджетных средств и другими факторами.

При этом следует учитывать особенности функционирования образовательных учреждений, которые проявляются, прежде всего, в непрерывности воспитательной и образовательной деятельности, обязательности летних отпусков. Поэтому важнейшим условием финансирования является регулярное, своевременное и в полном объеме поступление финансовых средств в образовательные учреждения. Несоблюдение даже одного из этих условий ведет к серьезному сбою в деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Потребность образовательного учреждения в средствах соответствующего бюджета определяется на основании сметы расходов, в соответствии с которой осуществляется расходование средств, что можно схематично представить следующим образом (рис. 4.7).

 

Рисунок 4.7 - Расходование бюджетных средств

 

Из схемы видно, что министерство рассылает подведомственным учреждениям утвержденные сметы, то есть годовой план финансирования с разбивкой по кварталам. Эти сметы образовательного учреждения представляются вотделения казначейства по месту своего нахождения для осуществления по ним расходования бюджетных средств. На основе получаемых от Министерства финансов РФ лимитов министерства и ведомства производят их распределение по подведомственным учебным заведениям и в виде реестров представляют это распределение казначейству. Лимиты – это контрольные цифры финансирования на предстоящий месяц или иной период, которые подтверждают тот факт, что указанная сумма будет обязательно выделена из бюджета и под эту сумму можно готовить документы по расходам, брать определенные обязательства. Имея утвержденную смету и получив лимиты, казначейство в случае их сопряжения, то есть когда лимиты не превышают сметных назначений и соответствуют постатейному распределению, подтверждает возможность расходования бюджетных средств. Образовательные учреждения представляют в казначейство документы на расходование бюджетных средств, а именно ведомости на выплату заработной платы, поручения на перечисление средств в фонды социального страхования, пенсионный фонд, налоговые платежи.

Если документы оформлены правильно и находятся в пределах подтвержденных обязательств, казначейство производит списание средств с бюджетного счета. Для этих целей, безусловно, необходимо точно знать, сколько средств будет получено из бюджета в том или ином квартале. Для этого орган, исполняющий бюджет, принимает на себя определенные обязательства по выделению бюджетных средств конкретному бюджетополучателю в конкретном квартале. Эти обязательства оформляются в виде лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений представляет собой обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление образовательного процесса, то есть на реализацию определенной образовательной программы.

В соответствии с действующим законодательством деятельность образовательного учреждения непосредственно финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Поскольку большинство существующих на сегодняшний день образовательных учреждений являются государственными или муниципальными, то и обеспечение их работы необходимыми средствами входит в задачу соответствующего бюджета.

Следует отметить, что в основе распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями лежит принцип финансового обеспечения функционирования образовательного учреждения, то есть финансирования его способности обучать определенный контингент студентов или учащихся и содержать находящиеся в нем материальные объекты.

Потребность образовательного учреждения в средствах определяется соответствующим набором критериев: контингент студентов или учащихся, действующая система оплаты труда, материальная база образовательных учреждений, нормы их обслуживания и т.д. Поэтому объективной тенденцией развития образовательных учреждений является постоянный рост потребности этих учреждений в финансовых средствах.

Исходя из того, что система образования России является преимущественно государственной, ее основными элементами выступают государственные и муниципальные образовательные учреждения, деятельность которых финансируется из федерального, регионального или муниципального бюджетов.

 

 

Образовательное учреждение, являясь бюджетной организацией, обеспечивается бюджетными средствами в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, который выступает основным документом, регламентирующим сметно-финансовую деятельность этих учреждений.

Основанием для выделения бюджетных средств образовательным учреждениям, например, профессионального образования является государственный заказ на подготовку кадров. В соответствии с ним этим учреждениям ежемесячно выделяются бюджетные средства, которые формируют значительную часть бюджета образовательного учреждения.

Основным источником финансирования образования, то есть учебно-производственной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива образовательного учреждения и оплаты труда его работников, служат средства государственного бюджета.

Как известно, бюджет – это совокупность финансовых средств, которыми располагает любой экономический субъект, – государство, территория, предприятие или семья. Так, в ст.6 Бюджетного кодекса РФ дается определение бюджета, как формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Кроме того, бюджет (от англ. budget) – это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке; плановое исчисление доходов и расходов (смета) организации на определенный срок.

Выделяют следующие виды бюджетов: федеральный, региональный, муниципальный, консолидированный и бюджет учреждения.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на текущий период. Он предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. В нем определяется, какие товары и услуги должно приобретать государство, какие социальные расходы оно будет производить на здравоохранение, образование, оборону и др. Формирование средств федерального бюджета осуществляется за счет налога на прибыль организаций, НДС, акцизов, регулярных платежей и направляются в частности на содержание учреждений федерального подчинения, на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионов, нуждающихся в финансовой поддержке. Динамика бюджетных расходов на образование из средств федерального бюджета представлена в приложении 2.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Региональный бюджет субъекта Федерации характеризуется суммой денежных средств этого субъекта на определенный период, например, текущий финансовый год. Доходы этого бюджета формируются за счет налогов (налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акциза) и неналоговых поступлений (доходов от использования и продажи имущества, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ, сборов). Расходы регионального бюджета направляются на финансирование отраслей экономки данного региона, содержание социальной сферы и органов управления. Региональный бюджет употребляется в двух значениях: узком – бюджет субъекта Российской Федерации, и широком – консолидированный бюджет, который финансирует все местные бюджеты городов и районов региона.

Муниципальный (местный) бюджет представляет собой смету доходов и расходов местных органов управления (город, район, поселок). Поэтому каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Доходы местного бюджета состоят из налогов, неналоговых доходов, субсидий и дотаций из федерального или регионального бюджетов, займов и банковских кредитов. Расходы местного бюджета составляют финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения и содержание органов управления. В России на долю местных бюджетов приходится от 20 до 30% общих доходов и расходов государственного и консолидированного бюджетов, в то время как в США, Германии и Японии – до 60% общих бюджетных расходов.

Консолидированный бюджет представляет собой результат агрегирования (суммирования) всех бюджетов государства – федерального, региональных и местных. Он необходим для определения суммарных доходов и расходов государства на определенной территории. В отличие от федерального и регионального бюджетов, консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом, так как это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Так, федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджет учреждения представляет собой смету доходов и расходов организации, финансируемой из бюджета соответствующего уровня.

Таким образом, бюджетное финансирование в настоящее время играет решающую роль в обеспечении образовательных учреждений ресурсами. Именно этим объясняется то особое внимание, которое уделяется вопросам планирования и использования бюджетных средств в сфере образования.

 

 

В мировой практике выделяется три модели финансирования из бюджета: сметное финансирование, нормативное финансирование и бюджетное финансирование, основанное на дифференцированной грантовой поддержке.

Исторически так сложилось, что для нашей страны типичным стало сметное финансирование, то есть предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов.[55]

Сметным финансированием называется обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций, получающих средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. По такой схеме финансируется бюджетная сфера, именуемая так в противоположность предпринимательству, а учреждения этой сферы получили название бюджетных.

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических, образовательных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы. Данное положение закреплено ст. 161 Бюджетного кодекса РФ. Среди бюджетных, как особая группа, выделяются государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Образовательные учреждения, как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако эти учреждения выполняют очень важные социальные функции, поэтому их деятельность финансируется из бюджетов соответствующих уровней.

Финансирование бюджетных, в том числе образовательных учреждений, осуществляется на основе сметы, то есть плана расходов бюджетного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом. Поэтому финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений называется сметно-бюджетным финансированием.

Расходы на содержание образовательных учреждений включают в себя, прежде всего, средства, выделяемые бюджетом соответствующего уровня на содержание учреждения, в том числе на выплату заработной платы работникам, на создание и поддержание материальной базы, выплату стипендий и обеспечение социальных льгот отдельным категориям учащихся.

Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов.

При этом не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

 

 

Важную роль в вопросах финансирования образовательных учреждений играет бюджет этого учреждения. Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств образовательного учреждения, закрепленная положениями, которые отражают основные принципы бюджетной системы:

Ø методическое единство внутренних финансовых систем;

Ø полнота учета доходов и расходов;

Ø гласность;

Ø распределение бюджетных полномочий по уровню руководства.[56]

Другими словами, роспись доходов и расходов образовательного учреждения представляет собой бюджет этого учреждения.

Доходы бюджета образовательного учреждения – это денежные средства, поступающие в распоряжение администрации или руководителей отдельных подразделений. Доходы обычно состоят из бюджетных и внебюджетных поступлений. Бюджетные поступления осуществляются из бюджетов соответствующего уровня, а к внебюджетным можно отнести, главным образом:

· платные образовательные услуги;

· арендную плату от сдачи в аренду помещений;

· средства от деятельности приусадебного участка;

· средства попечительского совета.

Расходы – это денежные средства, направленные на обеспечение потребностей образовательного учреждения, его подразделений или отдельных работников. В статьях расходов выделяются оплата труда, начисления на заработную плату, материальные затраты, прочие расходы.

Плановый бюджет образовательного учреждения необходим для того, чтобы определить ресурсы для образовательной деятельности. А исполнение бюджета позволяет оценить эффективность деятельности образовательного учреждения.

Разница доходов и расходов определяет экономический результат финансового года. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета образовательного учреждения. Источники покрытия дефицита утверждаются в бюджете на очередной финансовый год либо переносятся как долг на последующий период.

Для решения различных задач образовательное учреждение может получить бюджетную ссуду как на возвратной основе, так и безвозмездно. Нецелевым использованием бюджетных средств является направление их на цели, не соответствующие условиям их получения или правилам внутреннего бюджетного устройства.

Средства, выделенные в соответствии с государственным заказом, регламентируются по отдельным элементам расходов. Перераспределение средств между видами ресурсов не допускается. Это касается стипендиального фонда, фонда оплаты труда, капитальных вложений в развитие образовательного учреждения и средств на текущие расходы.

Средства, полученные от коммерческой или производственной деятельности, распределяются по статьям образовательным учреждением самостоятельно на основе взаимного согласования заказчика и исполнителя.

Предприятия и ведомства могут передавать образовательному учреждению безвозмездно оборудование и материалы, здания, транспортные и технические средства, финансовые ресурсы. Этими средствами образовательное учреждение распоряжается самостоятельно.

Образовательное учреждение на условиях оперативного управления использует и распоряжается земельными участками, зданиями, оборудованием и всеми другими видами материальных ресурсов, выделяемых ему из государственного бюджета, а также полученных от предприятий и граждан или приобретенных за счет прочих источников. Образовательное учреждение имеет право за счет полученных средств приобретать, арендовать, заказывать необходимое ему оборудование и другие материальные ресурсы у любого предприятия или частного лица.

Лицевой счет государственных финансовых средств образовательного учреждения контролируется казначейством, установленные правила не допускают использование этих средств на нецелевые нужды. Например, направление бюджетных средств на погашение ранее взятого коммерческого кредита является финансовым нарушением. Именно поэтому образовательное учреждение при отсутствии поступления средств на выплату стипендии и заработной платы не может привлекать внебюджетные источники.

Главным внутренним распорядителем и контролером средств образовательного учреждения является Совет этого учреждения. Принимая годовой бюджет, Совет образовательного учреждения коллективным решением определяет плановую структуру поступающих доходов и направлений расходов.

Непосредственным распорядителем бюджетных средств образовательного учреждения является его руководитель.

 

 

Для финансирования отдельных направлений своей деятельности образовательное учреждение может создавать фонды целевого назначения. Правила поступления доходов и направления расходов для таких фондов регламентируются их положениями, принимаемыми Советом образовательного учреждения..

Такими фондами могут быть фонды финансовой поддержки библиотеки, материальной помощи персоналу, финансирования медицинских услуг, развития вычислительной техники и т. п. Как правило, подобные фонды имеют временный характер. После реализации поставленной цели они прекращают сове существование.

Целевые фонды могут образовываться для поддержки учебных и научных проектов, к которым, например, можно отнести программу совместной деятельности с другими образовательными учреждениями, программу создания внутриорганизационной компьютерной сети и другие проекты. Они могут реализовываться при финансовом обслуживании через фонд целевого назначения образовательного учреждения.

Распоряжается финансовыми средствами фонда целевого назначения специально назначаемый руководитель.

 





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 7081; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.