Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения и обсуждения. Эффективность деятельности образовательного учреждения




Резюме

Эффективность деятельности образовательного учреждения

Формирование и использование учебно-материальной базы образовательного учреждения. Основные фонды и оборотные средства образовательного учреждения

Ресурсы образовательного учреждения и их использование

 

Образовательному учреждению для осуществления своей деятельности по оказанию образовательных услуг необходимы ресурсы. Термин «ресурс» имеет в своей основе французское resource – «вспомогательное средство», и понимается как «денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы)».[41]

В экономической теории под ресурсами понимается все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг.[42] Другими словами, это природные, человеческие и произведенные человеком блага, используемые для производства товаров и услуг; то есть экономический ресурс – это то же благо, но используемое для производства других благ. Ресурс отличается от товара или услуги тем, что становится источником его возникновения с учетом фактора времени.[43]

Ресурсы можно классифицировать в зависимости от их роли, материального представления и особенностей воздействия на процесс функционирования образовательного учреждения.[44] К ним относятся природные, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.

В общем виде каждый из этих ресурсов может быть представлен следующим образом. Природные ресурсы – это ресурсы, которые человек привлекает в хозяйственный оборот для получения благ посредством воды, земли, полезных ископаемых, растительного и животного мира, а также используя климатическое и географическое положение. Материальные ресурсы, или предметы труда, – это средства, с помощью которых выполняются работы и оказываются услуги, то есть производственные возможности, созданные человеком, в форме зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов и др. Трудовые ресурсы можно определить как совокупность возможностей и навыков человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг, другими словами, это экономически активное население, способное принимать участие в хозяйственной деятельности. Финансовые ресурсы – это средства привлечения материально-вещественных и трудовых ресурсов, а также накопления и инвестирования. Иначе говоря, это денежные средства, которые общество готово выделить на организацию воспроизводственных процессов. Информационные ресурсы выступают в виде научной, технологической, проектной или управленческой документации, необходимой для создания товаров и оказания услуг.

Из экономической теории известно, что средства, необходимые для осуществления экономической деятельности и находящиеся в распоряжении как отдельного хозяйствующего субъекта, который в этой сфере деятельности представлен образовательным учреждением, так и общества в целом, ограничены. Это следует понимать не как ограниченность в физическом смысле, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно.

Образовательному учреждению для организации своей деятельности необходимы, в первую очередь, трудовые ресурсы. В составе работников образовательных учреждений можно выделить следующие основные группы: научно-педагогический персонал, административно-управленческий персонал, а также учебно-воспитательный и обслуживающий персонал. Определяющая роль в данной сфере принадлежит профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, так как он, представляя собой профессиональный, постоянно развивающийся интеллектуальный потенциал, является главным фактором образовательного процесса. Так, на начало 2005-2006 учебного года численность профессорско-преподавательского персонала в вузах составляла 322,1 тыс. человек, среди них ученую степень доктора наук имели 37,3 тыс. человек, кандидата наук – 155,3 тыс. человек; ученое звание профессора имели 33,3 тыс. человек, доцента – 102,2 тыс. человек.[45] На начало этого же периода среди штатных преподавателей государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, составляющих 140,4 тыс. человек, ученую степень доктора наук имели 100 преподавателей, кандидата наук – 2465 человек; ученое звание профессора имел 131 преподаватель, доцента – 513 человек.[46] Численность преподавателей государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений за 1980-2006 годы представлена в приложении 1. Численность преподавателей в этих учреждениях в последнее время практически не изменяется, если в 2006 году она составляла 136,4 тыс. человек, то в 2007 – 137,2 тыс.[47]

В настоящее время серьезной проблемой является кадровое обеспечение образовательных учреждений. Наблюдается устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, слабой социальной защиты работников образовательных учреждений. Помимо этого ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и в отдаленных районах страны.

В Федеральной программе развития образования в связи с этим предлагается формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов в соответствии с потребностями граждан и рынка труда, а также совершенствование системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических кадров. Кроме этого обращается внимание на разработку комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования.

Ресурсами образовательного учреждения также являются материальные средства, к которым в каждом образовательном учреждении могут быть отнесены:

1) здания, включающие крыши, фасады, учебные помещения, вспомогательные помещения (лестницы, проходы, чердаки), туалеты, тепловые сети, электрические сети, телефонные сети;

2) учебное оборудование, представленное следующими элементами: учебная мебель (столы, стулья, доски), учебная техника, лабораторное оборудование, приборы, учебные машины и стенды, компьютеры, компьютерное сетевое оборудование;

3) библиотека, включающая читальные залы, книжные хранилища, компьютеры, учебную мебель, книги, периодические издания;

4) территория, к которой относятся дороги, стоянка автомашин, парковая зона, тепловые сети, электроосвещение, водные сети, коммунальные сети, ограда;

5) издательство, имеющее помещение, оборудование по изданию учебных материалов и печати бланочной продукции;

6) общежития, включающие здания, помещения, мебель, тепловые сети, электрические сети;

7) охрана, представленная системой контроля и сигнализации, техническими обеспечивающими устройствами;

8) социальная структура: столовая, буфет, кафе, актовый зал, спортивный зал, стадион, база отдыха;

9) обеспечивающая хозяйственная структура: транспортная служба, мастерские, узлы теплоснабжения, котельные, подстанции и распределительные электроустройства.

Их совокупность представляет собой материально-техническую, или учебно-материальную, базу образовательного учреждения, для поддержания и развития которой необходимы финансовые средства. Недостаток финансовых средств отрицательно сказывается на ее состоянии, что проявляется в несвоевременности проведения капитального ремонта зданий и текущего ремонта помещений, в недостаточной оснащенности учебного процесса, в сложности осуществления капитального строительства.

К ресурсам образовательного учреждения относят финансовые средства, особенность которых для государственных и муниципальных образовательных учреждений заключается в том, что они предоставляются этим учреждениям из бюджетов разного уровня, средства которых ограничены. В последние годы средства, выделяемые на образование из федерального бюджета, составляли 4-5% расходов этого бюджета. Недостаток бюджетного финансирования ведет к поиску иных источников финансирования, в частности к организации предпринимательской деятельности образовательных учреждений, результатом которой является получение внебюджетных средств.

Поэтому формирование финансовых средств государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет двух основных источников, во-первых, бюджетов различных уровней и, во-вторых, внебюджетных средств.

Каждое образовательное учреждение, имея статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности, может самостоятельно ее осуществлять, используя финансовые средства по своему усмотрению.

Большую роль в настоящее время начинают играть информационные ресурсы, что проявляется в развитии информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время это проявляется в разработке периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы основных образовательных программ, которые выставляются в Интернете. Поэтому у преподавателей есть возможность пользоваться на своих занятиях самыми современными разработками в области информационных технологий. Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются преподавателями при подготовке к занятиям и на самих занятиях для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, отработки общих учебных навыков. В последние годы наблюдается стабильное и постепенное увеличение объема трафика, потребляемого образовательными учреждениями, уже определились наиболее востребованные образовательные сайты и порталы. В среднем порталы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ежедневно посещают 7,5 тысяч пользователей. Создается коллекция электронных образовательных ресурсов, которая в настоящее время насчитывает более 50 тысяч экземпляров.

Все виды ресурсов образовательного учреждения взаимодействуют между собой, меняясь во времени, поэтому для осуществления образовательной деятельности необходимо постоянное совершенствование каждого элемента этих средств. Для трудовых ресурсов образовательного учреждения это означает определение необходимого количества работников и уровня их квалификации, а также обучение и повышение квалификации персонала. Совершенствование материальных ресурсов, необходимых для образовательного процесса, выражается в своевременном обновлении необходимого оборудования, проведении текущего и капитального ремонта зданий и помещений. Для финансовых ресурсов это проявляется в формировании объема средств, достаточных для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.

Поэтому образовательное учреждение для осуществления своей деятельности должно использовать весь комплекс ресурсов, учитывая при этом, что значение каждого из них может меняться в зависимости от складывающейся ситуации. Например, недостаток того или иного ресурса автоматически увеличивает его значимость на текущий момент до решения возникшей проблемы.

Для обеспечения стабильного развития образовательных учреждений необходимо увеличение объемов финансирования. Это возможно не только за счет региональных и местных бюджетов, но и за счет привлечения внебюджетных средств – путем оказания платных образовательных услуг, производственной и консалтинговой деятельности образовательного учреждения.

Другим направлением улучшения ресурсного обеспечения образования является повышение эффективности использования финансовых средств за счет внедрения новых образовательных технологий, совместного использования ресурсов, в том числе информационных, несколькими учебными заведениями, например в составе учебно-научно-производственного комплекса.

 

 

Образовательное учреждение для организации процесса обучения использует материально-техническую базу. В специальной литературе ее называют учебно-материальной базой, делая акцент на выполняемых ею функциях, на ее предназначении.[48]

Материально-техническая база представляет собой совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития образовательного учреждения, которое обязано обеспечить содержание закрепленных или принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, оборудования и имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения.

Таким образом, к материально-технической базе относятся все закрепленные за образовательным учреждением материально-вещественные средства, которые предназначены для проведения учебной и научной деятельности, для обеспечения условий жизни, труда и быта студентов и преподавателей.

По экономическому содержанию в материально-вещественных средствах образования выделяются две группы фондов: основные и оборотные. Различие между ними проводится не по натуральной форме, а по способу переноса их стоимости на производимый продукт или оказываемую услугу.

К оборотным средствам относится та часть производственных фондов, которая целиком потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно переносит свою стоимость на продукт труда. Здесь выделяются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

В отличие от оборотных фондов, функционирующих непродолжительное время, основные фонды долговременно обслуживают учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс и переносят свою стоимость на производимый продукт по частям, по мере износа. Но при этом основные фонды все это время сохраняют свою натурально-вещественную форму.

Преобладающую часть всех фондов составляют основные фонды, состав которых разнообразен. В зависимости от натурально-вещественной формы и их роли в учебно-научной деятельности можно выделить следующие составные части этих фондов:[49] 1) здания учреждений, мастерских, лабораторий, где непосредственно осуществляется учебная и научно-производственная деятельность; 2) здания различного рода вспомогательных служб, например, общежитий, столовых, складов для хранения учебного и научного оборудования, хозяйственного инвентаря и т.д.; 3) учебное и научное оборудование, включая компьютеры, машины, станки в мастерских, лабораториях; 4) транспортные средства; 5) библиотечный фонд; 6) другие вещественные элементы, необходимые для организации учебного процесса и научной работы.

Составные части основных фондов принимают неодинаковое участие в учебном процессе и научных исследованиях, и условно их можно разделить на пассивную и активную части. Часть фондов, создающая материальные предпосылки для учебной и научной деятельности, называется пассивной, а та часть фондов, которая непосредственно связана с учебным процессом и научной работой преподавателей и обучающихся, играет активную роль.

Специфика образования заключается в том, что здесь в отличие от других отраслей значительную долю составляет пассивная часть: здания, сооружения, склады и прочие основные фонды. В настоящее время в связи с развитием технического прогресса закономерно увеличивается доля активной части основных фондов, что связано с внедрением в учебный процесс и научную деятельность современных технологий, а также с необходимостью увеличения библиотечного фонда.

Структура основных фондов относится к числу важных показателей реальных возможностей эффективной работы образовательных учреждений.

Основные фонды, выступая в товарной форме, выражаются в натуральных и стоимостных показателях. К натуральным показателям относится число зданий и количество в них мест для обучения, наличие мест в лабораториях и учебных мастерских, количество единиц основного оборудования, необходимого для образовательного процесса при нормальных условиях и т.д. Натуральные показатели берутся за основу составления плана материально-технического обеспечения образовательных учреждений.

С помощью стоимостных показателей определяется объем капитальных вложений, исчисляется амортизация, устанавливаются финансовые расходы на капитальный ремонт и приобретение нового оборудования, оценивается структура основных фондов и динамика их изменения. Для восстановления основных фондов образовательных учреждений необходим амортизационный фонд

Согласно Закону РФ «Об образовании» развитие материально-технической базы государственного и муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним, то есть бюджетных, и собственных средств.

Одним из основных направлений укрепления и развития материально-технической базы образовательных учреждений является пополнение основных фондов путем капитального строительства, то есть введения новых и реконструкции действующих зданий и сооружений. Средства, выделяемые на капитальное строительство, называются капитальными вложениями.

Капитальные вложения в образовательные учреждения бывают централизованные и нецентрализованные. К централизованным относятся средства, поступившие из государственного бюджета. Финансирование нецентрализованных капитальных вложений осуществляется за счет внебюджетных средств образовательного учреждения.

Важным направлением развития материально-технической базы является приобретение и установка станочного и лабораторного оборудования, современной научной аппаратуры, приборов, вычислительной и информационной техники.

Существенное значение для развития активной части учебно-материальной базы образовательных учреждений имеет подготовка, выпуск и использование учебной и учебно-методической литературы, так как учебники и учебные пособия представляют собой главное средство обучения студентов.

Следует отметить, что состояние материально-технической базы является одним из важных показателей при аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

Таким образом, поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса, при этом развитие должно осуществляться в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов.

 

 

Эффективность, являясь одной из главных характеристик человеческой деятельности, выступает важнейшей категорией экономической науки, так как характеризует результативность работы.

Соотношение цели и полученных результатов дает представление об эффективности работы. Не случайно эффективность определяют как степень реализации цели.

Экономическая теория и практика говорят о том, что чем лучше результат и меньше затраты, тем выше эффективность. В определении эффективности обязательно присутствуют такие элементы, как цель, результат, затраты, общепринятые нормы. Главными в этом перечне являются цель и результаты, представляющие собой начало и конец деятельности. А любая работа требует осмысления целей, порядка действий и возможных результатов, то есть предварительного осмысления как непременного условия обоснования замысла этой деятельности и надежности получения желаемого результата.

Исходя из этого, при характеристике эффективности образования, следует обратиться к цели. Как уже отмечалось, в преамбуле Закона РФ «Об образовании» оно определено как целенаправленный процесс, поэтому эффективность связана с качеством образования, которое, в свою очередь, определяется степенью «соотношения результата – свойств человека, получившего образование, – ясно сформулированным целям, которые должны отражать интересы человека, общества, государства. Без этого разговор о качестве учебных заведений и органов управления становится беспредметным. Поэтому механизм трансформации интересов указанных субъектов в цели деятельности образовательных учреждений оказывается одним из важных факторов, определяющих эффективность образования».[50]

При этом особое значение имеет объем выделяемых обществом средств, то есть затраты. Образование специфическая отрасль хозяйства и подходить к затратам на образование прямолинейно не следует. Уменьшение затрат, как известно, ведет к повышению эффективности, но в данном секторе экономики имеются свои особенности. Это проявляется в том, что экономическая эффективность образования[51] имеет два аспекта: внутренний и внешний, то есть косвенный, сопутствующий.

Внутренний непосредственный экономический эффект достигается рациональным использованием ресурсов в отрасли образования в целом, и в каждом отдельном образовательном учреждении, а также максимальным вкладом работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг.

Внешний эффект следует рассматривать с точки зрения прироста материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников для всех остальных отраслей народного хозяйства; с позиции абсолютного и относительного снижения расходов ресурсов в отраслях материального производства за счет внедрения новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в сфере образования.

В сочетании этих аспектов эффективности проявляется особенность отрасли образования.

К тому же многофункциональность образовательной сферы приводит к тому, что ее эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.[52]

Чем больше трудовых, материальных и финансовых ресурсов используется в отрасли образования, тем выше его экономический результат, то есть создается больше образовательных услуг и полнее удовлетворяются потребности в них, выше уровень образования работников всех отраслей хозяйства. Это, в свою очередь, ведет к росту производительности труда и увеличению валового продукта. Таким образом, происходит соединение внутреннего экономического эффекта образования с внешним.

Следовательно, развитие образования выступает необходимым фактором ускорения научно-технического прогресса и повышения производительности труда и требует выделения обществом достаточных средств. Однако возможности государства не безграничны, и на определенном этапе развития общества встает вопрос об оптимальном распределении имеющихся ресурсов между различными сферами экономики страны, в том числе и об обеспечении развития образования.

Поэтому проблема определения эффективности затрат на образование является важной, но крайне сложной как в теоретическом, так и в практическом плане. В разное время вопросы определения экономической эффективности образования рассматривались А.Смитом, К.Марксом, С.Г.Струмилиным, В.А. Жаминым, С.Л. Костаняном, В.П.Щетининым и другими учеными.

Для определения эффективности образования нужны соответствующие методы и измерители, поэтому установление целесообразного объема инвестиций в образование невозможно без разработки соответствующих измерителей и методов определения народнохозяйственной эффективности затрат на образование.

Все существующие методы определения такой эффективности можно разделить на прямые и косвенные. Первые предполагают получение (в том или ином виде) стоимостных оценок эффективности образования, его влияния на деятельность народного хозяйства. Вторые позволяют получить косвенную (не стоимостную) оценку эффективности системы образования путем сравнения результатов деятельности этой системы с некоторыми заданными целями общественного развития.

Сравнение требуемого и действительного уровней образования по каждой специальности показывает, насколько фактическая подготовка работающих соответствует требованиям современного производства. Положительной стороной данного метода является возможность количественной оценки излишка или дефицита рабочей силы с данным уровнем подготовки. Вместе с тем метод предполагает, что производство жестко детерминирует структуру образования (строгое соответствие уровня подготовки виду работы). В действительности же в пределах каждой специальности существует достаточно широкий разброс уровней квалификации работающих. Кроме того, развитие образования может и должно забегать вперед, опережая текущие потребности экономики в квалифицированных специалистах, превосходя по своему качественному уровню технологию сегодняшнего производства. К недостаткам этого метода можно отнести то, что он не позволяет учитывать различия в качестве обучения; его внутренняя логика предполагает, что профессиональная структура работающего населения уже достигла оптимального состояния и требуется лишь изменение образовательной структуры, что не совсем очевидно; метод логически не завершен с экономической точки зрения, так как не позволяет измерять потери в экономике вследствие возникающих диспропорций между потребностями производства и достигнутым уровнем образования рабочей силы.

Прямых методов определения эффективности образования достаточно много. Методы, основанные на определении коэффициентов редукции труда, позволяют рассчитывать прирост условной численности рабочей силы, соответствующий приросту ее образовательного уровня, и на этой основе определить влияние повышения уровня образования на национальный доход. В работах ученых западных стран широкое распространение получил метод оценки эффективности образования, основанный на подсчете так называемых норм отдачи, которые исчисляются путем отнесения доходов, получаемых индивидом вследствие наличия у него образования, к его стоимости. Нормы отдачи в этом случае представляют собой рентабельность «человеческого капитала» для отдельного индивида и, по мысли сторонников теории «человеческого капитала», выполняют те же функции, что и норма прибыли по отношению к физическому капиталу, то есть измеряют степень эффективности «человеческих инвестиций» и регулируют их распределение. Эффективность образования в данном случае рассматривается с точки зрения отдельной личности, желающей получить соответствующее образование.

При оценке эффективности образования с помощью норм отдачи чаще используется показатель внутренней нормы отдачи, показывающий степень окупаемости «человеческого капитала» за весь срок его службы, в отличие от показателей текущей эффективности, характеризующих ее уровень в каждый данный момент времени. Поэтому при подсчете норм отдачи используются величины доходов и затрат, дисконтированные к моменту начала инвестиций. При определении внутренних норм отдачи обычно используется метод анализа.

Согласно теории «человеческого капитала», внутренние нормы отдачи не просто показывают степень эффективности затрат на обучение, но и регулируют распределение инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой образования в целом и другими отраслями экономики. С точки зрения отдельного индивида внутренние нормы отдачи образования действительно могут играть распределительную роль, но в ограниченных пределах. В частности, зная внутренние нормы отдачи по различным профессиям и нормы прибыли на физический капитал, можно вкладывать личные средства в ту или иную сферу в зависимости от того, где ожидается большая прибыль. Аналогичное поведение вполне допустимо и со стороны предпринимателей. Ведь расходы на образование совокупного рабочего (поскольку эти расходы сокращают прибавочную стоимость и увеличивают стоимость рабочей силы) должны рассматриваться ими как капиталовложения, приносящие прибыль, потому что более образованная рабочая сила способна к более сложному труду, приносящему большую прибавочную стоимость.[53]

Для всей экономики в целом регулирующая роль норм отдачи не так очевидна. Различают частные и социальные нормы отдачи: первые показывают эффективность вложений в образование для самих учащихся, вторые – для экономики страны в целом. При расчете социальных норм отдачи используются полные затраты на образование, которые, как правило, значительно превышают расходы частных лиц, поскольку государство, а это характерно прежде всего для развитых государств, берет на себя большую часть издержек такого рода. Обычно социальные нормы отдачи несколько ниже частных. Однако социальные нормы служат лишь экономическим ориентиром для государственной политики в области образования, которая должна учитывать идеологические, социальные и политические факторы. Основным недостатком норм отдачи инвестиций в образование, особенно социальных, является то, что они показывают лишь, в каком направлении надо изменять инвестиционную политику, не позволяя при этом решить вопрос, в какой мере следует изменить инвестиции в ту или иную сферу.

Оценка внешнего экономического эффекта, связанного с определением социальных эффектов в обществе, рассматривается в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы через повышение конкурентоспособности профессионального образования и проявляется в:

Ø повышении роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);

Ø увеличении количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);

Ø увеличении количества молодежи, обучающейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность;

Ø увеличении количества людей, получающих дополнительное образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;

Ø соответствии структуры подготовки специалистов по уровням профессионального образования потребностям государства и требованиям рынка труда, что осуществляется на основе сравнения с аналогичными показателями развитых стран и региональных рынков труда.

 

 

1. Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений даются в главе IV Закона РФ «Об образовании», которая называется «Экономика системы образования».

2. Образовательному учреждению для осуществления своей деятельности по оказанию образовательных услуг необходимы ресурсы.

3. Образовательное учреждение для организации процесса обучения использует материально-техническую базу, которую в этой отрасли принято называть учебно-материальной базой.

4. Большое значение для осуществления образовательного процесса имеет материально-техническое оснащение образовательного учреждения.

5. Эффективность, как качественный показатель результативности деятельности образовательного учреждения в этой отрасли, имеет свою специфику, которая выражается в двух взаимосвязанных аспекта: внутреннем и внешнем, сопутствующем.

 

 

1. Какие вопросы рассматриваются в IV главе Закона РФ «Об образовании»?

2. Дайте определение понятия «ресурсы образовательного учреждения».

3. Что вам известно о кадровом потенциале образовательного учреждения?

4. Какую роль в вашем учебном заведении играют информационные ресурсы?

5. Какова сущность учебно-материальной базы образовательного учреждения?

6. Что лежит в основе различия между основными и оборотными фондами образовательного учреждения?

7. Охарактеризуйте составные части основных фондов образовательного учреждения. Находится ли в вашем распоряжении что-либо из этих фондов?

8. Почему капитальное строительство является важным направлением совершенствования и развития материально-технической базы образовательного учреждения?

 

Глава 4. Финансирование и бюджетное нормирование расходов образовательного учреждения

 

Данная глава посвящена особенностям финансирования образовательных учреждений, так как проблема их стабильного и обоснованного финансирования является одной из самых острых проблем функционирования сферы образования. Поэтому необходимо выяснение сущности и своеобразия современного механизма финансирования образовательного учреждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 11738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.