Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура управления системой образования. Государственные органы управления образованием




Планирование и прогнозирование развития образовательного учреждения. Контингент обучающихся и влияние его изменений на развитие образовательного учреждения

Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности образовательного учреждения

 

В новых условиях хозяйствования образовательным учреждениям необходим инструмент повышения их конкурентоспособности. Решение такой задачи связано с использованием концепции маркетинга в деятельности этих учреждений.

В России маркетинг, как рыночная концепция управления производством и реализацией товаров и услуг, начал внедряться с середины 1970-х годов, но не на внутреннем рынке, а во внешней торговле, где универсальные законы рынка объективно заставляли советских участников внешнеэкономических связей приспосабливаться к условиям реализации товаров и услуг.[29]

До середины 70-х годов прошлого века в нашей стране к маркетингу не было однозначного отношения. Лишь в конце 1975 года положение изменилось в связи с принятием Президиумом Торгово-промышленной палаты решения о создании Секции маркетинга, а со второй половины 80-х годов, когда в России была ликвидирована государственная монополия, началось реальное использование маркетинга. Были приняты такие законы, как «Закон о защите прав потребителей», закон «О рекламе», антимонопольное законодательство и другие, которые определили институциональные рамки делового поведения хозяйствующих субъектов.

Эти изменения в статусе маркетинга произошли не только в производственной сфере, но и в образовании.

Для характеристики маркетинга в образовании необходимо остановиться на сущности самого понятия. До последнего времени в экономической литературе нет единого определения маркетинга. Наиболее полно содержание этого понятия отражается в определении, предложенном в 1984 году Ф. Котлером, который рассматривал маркетинг как «вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».[30] В более развернутом определении маркетинг характеризуется как «социальный процесс, посредством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают на основе создания и обмена одних товаров и стоимостей на другие».[31] Таким образом, маркетинг определяется как вид профессиональной деятельности, как система управления, как стиль поведения и комплекс конкретных функций. Маркетинг динамичен, изменчив в зависимости от сферы своего применения, времени действия, параметров окружающей среды, а также от интересов целевых потребительских групп.

Базисным условием осуществления маркетинга на том или ином рынке являются основные характеристики этого рынка – спрос и степень его развитости, предложение и гибкость, с которой он реагирует на сигналы спроса, соотношение спроса и предложения.[32]

Маркетинг традиционно становится востребованным тогда, когда предложение, ранее отстававшее от уровня спроса, впервые сравнивается с ним по объему и в дальнейшем начинает его превышать. Маркетинг эффективно решает задачи формирования и развития спроса, представляющего собой желание купить определенный товар или получить определенную услугу, сопровождаемое платежеспособностью. Платежеспособный спрос оценивается в количественном отношении как сумма возможных продаж в натуральном выражении.

Образование в настоящее время рассматривается как перспективная сфера маркетинга, необходимость применения которого не вызывает сомнений во всей системе профессионального образования.[33]

В связи с этим возникает необходимость определения объекта маркетинга для рассматриваемой сферы, то есть образовательной услуги. Ее можно определить как комплекс учебной и научной информации, передаваемой в виде суммы знаний и практических навыков для последующего их применения.

Образовательная услуга имеет характерные черты, отличающие ее от товара и выражающиеся в том, что она: неосязаема (не имеет физической формы); неотделима от потребителя (ее нельзя отделить от источника; преподаватель не может предоставить услугу, если нет обучающихся); несохраняема (ее невозможно накапливать, перевозить и хранить; учебно-методические материалы, книги и учебники представляют собой кодировку основных положений, предложенных автором; в то время как образовательная услуга – это всегда процесс, в котором участвует персонал образовательного учреждения и потребитель); неразрывна в производстве и потреблении (она существует одновременно); нестабильна по качеству (ее нельзя стандартизировать, качество зависит от того, кто, когда, где и как предоставляет образовательные услуги). Помимо этого образовательная услуга обладает также рядом специфических черт, к которым относятся сезонность, относительная продолжительность исполнения, невозможность перепродажи.

Образовательные услуги предназначены для потенциальных потребителей, и их привлечение возможно на основе рекламы, организации рекламной кампании, ориентированной на абитуриентов, среди которых можно выделить особые группы, например, выпускники школ, демобилизованные из армии. Привлечение абитуриентов достигается через формирование устойчивого общественного имиджа, проведение информационной рекламы, поддержку системы профессиональной ориентации выпускников, установление связей с предприятиями и организациями.

Особенность рекламы образовательного учреждения выражается в необходимости воздействия на абитуриента как прямым способом, так и через его окружение (родители, учителя школ, друзья, знакомые).

В организации рекламной кампании образовательным учреждением могут быть использованы следующие виды рекламы: [34]

Ø публикация в средствах массовой информации;

Ø самостоятельные печатные издания (буклеты, брошюры, книги);

Ø прямая почтовая рассылка;

Ø наружная реклама;

Ø реклама на общественном транспорте;

Ø сувенирная продукция;

Ø теле- и радиопередачи;

Ø реклама на сайте образовательного учреждения;

Ø профориентационная работа в школах.

Предпочтения абитуриентов по выбору образовательного учреждения связаны не только с перечнем специальностей и кафедр, но и с целым рядом факторов, к которым можно отнести: более низкую стоимость обучения; более широкий набор специальностей; использование в процессе обучения более прогрессивных технологий; профессиональные достижения выпускников; более высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава; последующее трудоустройство по специальности; наличие специального стипендиального обеспечения; более качественные условия проживания в общежитии; предоставление дополнительных возможностей в процессе обучения; наличие медицинского обеспечения; более широкий спектр культурно-спортивных мероприятий.

Все это позволяет оценить рынок образовательных услуг и сформировать рыночную стратегию образовательного учреждения.

 

 

Существующий хозяйственный механизм в образовании в качестве важнейшего инструмента управления предполагает использование как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне системы образования в целом планирование и прогнозирование развития этих учреждений.

Планирование как экономическое понятие представляет собой процесс формирования целей и определения приоритетов, средств и методов их достижения, установления порядка и сроков осуществления необходимых для этого работ, контроль за их выполнением.[35] Оно выступает экономическим методом управления и проявляется в систематической подготовке принятия решений о целях и средствах их достижения путем целенаправленной сравнительной оценки альтернативных действий в ожидаемых условиях. Поэтому в целом планирование представляет собой процесс, ориентированный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел хозяйствующего субъекта.

Любой механизм планирования деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе образовательного учреждения, содержит: принципы планирования; определение приоритетных целей; обеспечение взаимосвязи между показателями; учет факторов и конъюнктуры развития рынка; рассмотрение проблем; выбор наилучшего варианта развития; контроль за реализацией планов.

Все цели должны отвечать следующим требованиям:

Ø порядок – упорядоченность целей по иерархии с указанием высших, низших и равноправных целей и принятых приоритетов;

Ø реальность – возможность достижения целей при заданных условиях;

Ø состоятельность – взаимосопоставимость и непротиворечивость;

Ø актуальность;

Ø целостность – система целей должна содержать все важные цели;

Ø полезность – все работники должны чувствовать ответственность за достижение целей и их полезность;

Ø прозрачность и подконтрольность – единая структура системы целей, поддающаяся контролю.

Для хозяйствующих субъектов всех отраслей хозяйства существуют следующие виды целей: конечные, высшие и промежуточные, которые выражаются в увеличении доли образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, увеличении объема и количества предоставляемых услуг.

По возможности измерения выделяют экономические цели:

1) количественные – увеличение доли образовательного учреждения на рынке, рост объема услуг и др.,

2) качественные – повышение качества предоставляемых услуг.

По срокам предоставления цели подразделяются на долгосрочные (стратегические), среднесрочные (тактические) и краткосрочные (оперативные).

Процесс планирования состоит из трех этапов: анализ стратегических проблем, прогноз будущих условий деятельности и определения целей, нахождение средств для развития образовательного учреждения.

К ключевым принципам планирования деятельности любого субъекта хозяйственной деятельности следует отнести: научность, гибкость (адаптивность), точность, вариативность, целенаправленность, единство, участие, непрерывность.

Научность планирования проявляется в применении объективно действующих экономических законов, предполагает научное обоснование принятого варианта развития.

Гибкость планирования выражается в способности планов изменяться с целью противодействия вероятному или реальному уменьшению эффективности функционирования образовательного учреждения. При этом планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить коррективы с учетом внутренних и внешних условий.

Точность планирования – степень конкретизации и детализации плана, которая допустима при данных внешних и внутренних условиях деятельности образовательного учреждения.

Вариативность планирования – анализ возможных альтернатив развития для достижения поставленных целей.

Единство планирования предполагает, что планирование должно представлять собой систему.

Участие как принцип планирования подразумевает, что каждый работник становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций.

Непрерывность планирования заключается в том, что процесс планирования должен реализовываться постоянно в рамках определенного цикла.

Наряду с принципами следует учитывать методы планирования, под которыми понимаются способы преобразования экономической информации с целью определения оптимальных темпов развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов.

Выделяется несколько основных методов планирования:

· экономический анализ – процесс расчленения явления на составные части, исследование каждой из которых позволяет определить их взаимодействие и влияние на явление в целом. Это позволяет выявить факторы воздействия и разработать мероприятия:

· балансовый – согласование потребностей и возможностей;

· прогнозный – планирование на перспективу;

· программно-целевой – увязывание целей с ресурсами через программу действий;

· нормативный – количественное обоснование плановых показателей на основе норм и нормативов;

· экономико-математический – применение математических методов в экономике.

Информация может поступать из учетных и внеучетных источников.

К учетным источникам информации относятся: бухгалтерский учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность, выборочные учетные данные.

К внеучетным источникам информации относятся данные:

Ø внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита;

Ø лабораторного и санитарного контроля;

Ø проверок налоговых служб;

Ø производственных совещаний, собраний, в том числе трудового коллектива;

Ø единовременных обследований (разовые опросы, анкетирование и проч.);

Ø периодически проводимых специальных мероприятий, например опросов;

Ø средств массовой информации;

Ø получаемые в результате личных контактов с исполнителями;

Ø переписки с другими организациями (вышестоящими, финансовыми), пояснительные, докладные, служебные записки и др.

При планировании деятельности любого хозяйствующего субъекта используют формальное, инкрементальное и системное планирование. Формальное планирование связано с использованием экономико-статистических и экономико-математических методов, вычислительной техники, поэтому результаты вычислений определяются только по формулам без учета человеческого фактора. Инкрементальное планирование дает возможность отразить, предвидеть и учесть при составлении плана те ситуации и проблемы, которые количественно не возможно измерить. При системном планировании основное внимание уделяют формированию будущего развития, основываясь на действии процессов в настоящем. В этом случае планирование представляет собой непрерывно развивающийся процесс.

По уровням управления различают планирование на макроуровне (по всей отрасли в целом), мезоуровне (на уровне отдельных субъектов), макроуровне (внутри учреждения образования).

По характеру планирование подразделяют на директивное и индикативное.

По степени охвата конкретных сторон деятельности планирование подразделяют на общее и частичное, по длительности временного интервала – на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.

По целям достижения выделяют следующие виды планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.

Результатом планирования выступает план, то есть модель действий, представляющая собой завершающий этап прогнозирования, которое, являясь способом научного предвидения, служит основой планирования.

Экономическая теория и практика свидетельствуют о том, что прогнозы и планы должны разрабатываться с опережением событий, но их действенность, обоснованность зависит от степени соответствия этим событиям. В рыночной экономике прогнозируемость событий довольно низкая из-за того, что явления носят стохастический характер.[36] Поэтому утвержденные прогнозы и планы должны уточняться по мере изменения условий хозяйствования.

Планирование, рассматриваемое как предварительное принятие решений, связано с определенными сложностями, которые вытекают не из самих решений, а из их взаимосвязей, так как планирование по своей сути является процессом, а не одномоментным действием и формальный подход может нарушить этот процесс. Вместо желаемого в этом случае можно получить неожиданный и не отвечающий поставленной цели результат. Решение о мерах по достижению поставленной цели выражается в плане.

План в экономической литературе определяется, как заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работы;[37] как изложение основных задач и целей в виде последовательного осуществления какой-либо программы или выполнения работы;[38] как «рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам».[39]

Таким образом, план является результатом управленческих решений на разных уровнях хозяйствования, отвечающих потребностям образовательного учреждения.

Для определения необходимых действий по достижению поставленных целей и планируемых результатов необходимо учитывать следующие обстоятельства, во-первых, каковы будут последствия предлагаемых решений; во-вторых, какие из предложенных мероприятий необходимы для достижения поставленных целей.

Решения, входящие в план, часто оказываются сложными для одновременного рассмотрения, поэтому и используется краткосрочное и долгосрочное планирование.

При планировании развития образовательных учреждений и образования в целом необходимо учитывать специфику данной сферы деятельности. Во-первых, на характер планирования оказывает влияние взаимосвязь образовательных и экономических процессов. Во-вторых, особенность образования связана с тем, что объектом его планирования являются люди с их индивидуальными запросами и способностями, что придает планированию характер еще большей неопределенности, чем в других отраслях. В-третьих, система образования должна осуществлять подготовку специалистов, необходимых для экономики страны.

Как было отмечено, в настоящее время образовательные учреждения уже на стадии планирования получают большую самостоятельность в принятии решений, что проявляется в возможности разработки и утверждения не только новых учебных планов, но и планов социально-экономического развития этих учреждений.

Составление таких планов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами и экономическими нормативами, которые доводятся до каждого образовательного учреждения вышестоящим органом. Разработанные учебные планы по разным специальностям утверждаются Советами образовательных учреждений. Как известно, государственные образовательные стандарты включают в себя федеральный, или общегосударственный, и национально-региональный компоненты. Если учесть право образовательного учреждения на изменения, то можно говорить о трех составляющих учебных планов: федеральной, национально-региональной и элективной (курсы по выбору).

Учебные планы являются важным элементом планирования, так как количество часов, предусмотренное планом на изучение конкретных дисциплин, влияет на объем работы педагогического коллектива образовательного учреждения.

При подготовке оперативных и долгосрочных планов образовательных учреждений используются такие нормативы, как объем учебной нагрузки преподавателя, расходы на одного обучающегося и другие.

Определяющим фактором величины объема учебно-воспитательной работы служит численность обучающихся. Именно от нее зависит количество групп, потребность в количестве и составе профессорско-преподавательского персонала, размеры бюджетного финансирования и т.д.

Среднегодовой контингент обучающихся в образовательных учреждениях рассчитывается по формуле:

, где (2.1)

– контингент обучающихся,

– контингент обучающихся на 1 января планируемого года,

– контингент обучающихся на начало учебного года,

– число месяцев функционирования образовательного учреждения на 1 января планируемого года,

– число месяцев функционирования образовательного учреждения на начало нового учебного года,

12 – число месяцев в году.

Контингент обучающихся является одним из показателей востребованности данного образовательного учреждения и основой его успешного развития.

Таким образом, жизнедеятельность образовательного учреждения связана с планированием задач его развития, путей их решения и ресурсного обеспечения, а также прогнозированием, выражающемся в предвидении перспектив развития образовательного учреждения на основе изучения опыта других образовательных учреждений, изменения рыночного спроса на образовательные услуги и цен на них.

 

 

В России с 2004 года введена структура органов государственного управления, предусматривающая разделение законодательных и исполнительных функций.

В сфере образования в соответствии со ст. 37 Закона РФ «Об образовании» система управления может быть представлена следующим образом (рис. 2.5).

 

Рисунок 2.5 - Органы управления образованием в России

 

В структуру системы управления образованием включены следующие компоненты, представляющие собой различные службы управления:

Ø федеральные (центральные) органы управления образованием;

Ø государственные органы управления образованием субъектов РФ – Администрации (правительства) республик, краев, областей, входящих в состав РФ;

Ø местные (муниципальные) органы управления образованием, создаваемые по решению соответствующих органов местного самоуправления;

Ø администрация образовательного учреждения и общественные структуры управления, созданные в нем.

Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в его состав входят департаменты, управления, отделы. Кроме того, существуют Федеральные ведомственные органы управления образованием, например Управление образования учреждениями Министерства путей сообщения и др.

Задачами Министерства образования и науки РФ является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования, науки, научно-технической и инновационной деятельности. К его компетенции относится формирование и осуществление федеральной политики: разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования; определение перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; установление порядка лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и некоторые другие. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности подчиненных ему федеральных агентств и служб.

В ведении Министерства находятся Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования, осуществляющая контрольные функции, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию.

Так, Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов; осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в сфере образования; определяет контрольные цифры приема в учреждения профессионального образования обучающихся за счет средств федерального бюджета; осуществляет распределение именных стипендий федерального значения; организует конкурсы, олимпиады, конференции, конгрессы, выставки, семинары; проводит конкурсы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы в сфере образования.

Государственные органы управления образованием субъектов РФ представлены такими службами, как Министерства и Комитеты по образованию и науке, департаменты (республиканские, краевые, областные), управления (например, Управление по профессиональному образованию и т.д.), отделы.

Субъекты Федерации решают вопросы, являющиеся общими для образования, но имеющими региональный характер и относящиеся потому к компетенции федеральных органов. К таким задачам относятся разработка собственной политики в образовании, не противоречащей политике РФ; установление национально-региональных компонентов образовательных стандартов; введение дополнительных к федеральным льгот воспитанникам, обучающимся и педагогическим работникам и т.д.

В полномочия муниципальных органов – органов местного самоуправления входит решение вопросов, связанных с образовательной деятельностью. В ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к компетенции местного самоуправления отнесен довольно широкий круг вопросов, для решения которых на муниципальном уровне создают такие службы, как управления, комитеты, в состав которых входят различные отделы (районные территориальные отделы, централизованные бухгалтерии, хозяйственно-эксплуатационная контора) и секторы.

Само образовательное учреждение может быть представлено как уровень управления, в рамках которого выделяются «законодательный» и «исполнительный» органы управления.[40]

Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет руководитель, прошедший соответствующую аттестацию. Он в соответствии с законодательством РФ и уставом действует от имени учебного заведения, представляет его во всех организациях, заключает договоры, в том числе трудовые договоры (контракты), выдает доверенности, открывает счета в банке. Он также координирует деятельность руководителей подразделений образовательного учреждения, формирует принципы решения стратегических задач.

Законодательным органом выступает совет, исполнительным – линейная структура руководства образовательным учреждением. Сочетание законодательного и исполнительного органов создает разделение обязанностей и контроль на верхнем уровне образовательного учреждения. Управление учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Разграничение полномочий между руководителем и советом определяется уставом образовательного учреждения.

Совет образовательного учреждения является выборным представительным органом, в него входят руководитель, представители всех категорий работников, обучающихся, а также заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. Он принимает правила внутреннего распорядка и внешней деятельности учреждения и контролирует их выполнение, принимает плановый и отчетный бюджеты, утверждает структуру подразделений и принципы управления.

Дополнением к исполнительным органам управления образовательного учреждения является совокупность коллегиальных органов (собраний, совещаний, педагогических и методических советов), которые выполняют информационные функции и роль обратной связи для принятия решений.

Важную роль в управлении играют общественные структуры, как в самом образовательном учреждении, так и в системе образования в целом. Формами самоуправления являются: собрание трудового коллектива, попечительский совет, педагогический совет, профсоюзные комитеты, органы ученического самоуправления. Органы самоуправления избираются и функционируют в соответствии с уставом образовательного учреждения. Так, например, задачей профсоюзного комитета является предотвращение управленческих решений, ущемляющих интересы отдельных работников или коллективов, помощь администрации в материальной и социальной поддержке работников, участие в выработке направлений развития образовательного учреждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.201 сек.