Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как одна из важнейших отраслей хозяйства страны




Система профессионального образования

 

Профессиональное образование является одним из важных звеньев системы воспроизводства, подготовки и переподготовки кадров. В современном обществе задачей каждого гражданина является получение соответствующего уровня образования, которое позволило бы ему быть конкурентоспособным на рынке труда.

Значительную роль в решении этих задач играет профессиональное образование. Под профессиональным образованием понимается система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.

Трудовая деятельность – это профессиональная деятельность, которая представляет собой совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией.

Профессия – это определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки (квалификации), выполняемой человеком постоянно или относительно постоянно и дающий ему средства к существованию.[14]

В структуре профессионального образования выделяется начальное профессиональное образование (ст. 22 Закона РФ «Об образовании»), среднее профессиональное образование (ст.23 Закона РФ «Об образовании»), высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование (ст. 25 Закона РФ «Об образовании»), дополнительное образование (ст. 26 Закона РФ «Об образовании»), отличающиеся друг от друга типом профессиональной деятельности и уровнем квалификации будущих специалистов.

Образовательные учреждения профессионального образования по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными или созданными общественными и религиозными организациями).

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности (рис.1.2).[15]

 

Рисунок 1.2 - Классификация системы профессионального образования

 

Современная система образования является многоуровневой и многоступенчатой. Многоуровневость системы профессионального образования дает широкие возможности для самостоятельного выбора личностью своего образовательного пути.

В нашей стране сформировались три уровня профессионального образования: начальное профессиональное (профессионально-техническое), среднее профессиональное и высшее. Большое значение в последнее время стало приобретать послевузовское образование.

Как показывает практика, многоуровневая подготовка обеспечивает промежуточную завершенность обучения выдачей диплома соответствующего образца и возможность продолжения обучения на более высоком уровне. Здесь велика роль государства в создании механизма перехода от одного уровня образования к другому. Многоуровневая подготовка специалистов приводит к взаимодействию образовательных учреждений различного уровня.

Многоступенчатая система профессиональной подготовки предусматривает последовательный переход в подготовке специалистов с одной, более низкой, ступени на другую, более высокую, с учетом интересов и потребностей выпускника, желающего продолжить образование и получить более высокую квалификацию.

Совершенствование системы профессионального образования в условиях создания современной модели системы образования выражается в том, что структура профессионального образования будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Вместе с тем будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда. Эти программы будут оптимизированы по сроку обучения и открыты для всех желающих.

При этом особое внимание в современных условиях уделяется инновационному характеру профессионального образования, который будет обеспечиваться за счет:

Ø интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей;

Ø создания системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений профессионального образования.

Помимо этого в складывающихся экономических отношениях получит распространение мобильность студентов, поддержанная системой зачета кредитных единиц. При этом сократится число программ, по итогам которых выдаются только дипломы государственного образца, и увеличится число программ, требующих профессионального экзамена для выхода на рынок труда.

Широкое развитие получит частно-государственное партнерство в образовании, в том числе:

Ø объединения работодателей будут реально вовлечены в разработку и реализацию государственной образовательной политики (разработка законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, формирование перечней направлений подготовки (специальностей), разработка государственных образовательных стандартов профессионального образования, участие в процедурах контроля качества профессионального образования);

Ø инновационная инфраструктура образовательных учреждений (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия) будет строиться совместно с бизнесом;

Ø некоммерческие организации (в том числе представляющие объединения работодателей) будут формировать общественно-государственную систему профессиональных стандартов (служащих базой разработки образовательных стандартов) и независимых профессиональных экзаменов;

Ø сформируется система государственной поддержки образовательного кредитования студентов.

Все это должно способствовать становлению высококвалифицированных кадров специалистов, деятельность которых будет направлена на развитие экономики и социальной сферы общества, а также на обеспечение потребностей как федерального, так регионального рынка труда.

Таким образом, повышение роли профессионального образования является объективной закономерностью, связанной с повышением научно-технического уровня производства и изменением профессионально-квалификационной структуры рынка труда, а также всей социально-экономической системы страны.

 

 

 

Образование можно рассматривать не только как систему, но и как сферу деятельности, которая представлена в экономической литературе в виде одной из отраслей хозяйства. Так, в учебнике по экономической теории отмечается, что сфера образования в настоящее время обособилась в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства и отражает целый комплекс отношений, складывающихся в системе обучения, что позволяет в экономике образования выделить следующие звенья: экономику высшей школы, экономику детских дошкольных учреждений, экономику общего среднего образования и другие.[16]

Однако следует обратить внимание на тот факт, что в законодательстве об образовании понятие «отрасль» не получило соответствующего закрепления. Оно отсутствует в Законе РФ «Об образовании», и употребляется лишь понятие «экономика системы образования», о котором шла речь выше.

Для того, чтобы выяснить, что понимается под отраслью народного хозяйства, нужно сначала дать определение понятия «отрасль». В учебной литературе даются следующие определения этого понятия.

Отрасль – это совокупность качественно однородных предприятий или организаций, характеризующихся единством:

Ø экономического назначения продукции;

Ø однородностью потребляемого сырья;

Ø общностью технологического процесса и технической базы;

Ø особым профессиональным составом персонала;

Ø специфическими условиями работы и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.[17]

Отрасль народного хозяйства – это качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.[18]

Исходя из представленных определений, можно дать понятие образования как отрасли хозяйства. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение образования, как отрасли народного хозяйства, позволяет рассматривать ее не только как сложную систему, но и как экономику образования, которая изучает закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов, направляемых в сферу образования или используемых в ней для достижения целей ее развития. Это выступает необходимой предпосылкой общественного прогресса и проявляется через одну из функций образования, выражающуюся в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех без исключения отраслей экономики страны.

Таким образом, можно говорить не только об определяющей роли образования в развитии экономики государства, но и о необходимости «опережающего развития системы образования в целом».[19]

 

Резюме

 

1. Под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

2. Модернизация системы образования является необходимым условием формирования инновационной экономики в нашей стране.

3. Понятие «система образования», закрепленное во II главе Закона РФ «Об образовании», включает: преемственные образовательные программы различных уровней и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования; сеть реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органы, осуществляющие управление в сфере образования; объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

4. Под профессиональным образованием понимается система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.

5. Трудовая деятельность – это профессиональная деятельность, представляющая собой совокупность функций, действий, операций, которые выполняет специалист при осуществлении должностных обязанностей в соответствии со своей профессией.

6. Современная система образования является многоуровневой и многоступенчатой.

7. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.