Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика образования как системы




 

Понятие «система образования» закреплено во II главе Закона РФ «Об образовании» где отмечается, что она состоит из нескольких элементов. Статья 8 этого закона озаглавлена «Понятие системы образования» и сформулирована следующим образом: «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

1) преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

2) сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования».

«Образование» и «система образования» соотносятся в Законе РФ «Об образовании» как процесс формирования определенных свойств граждан и как одно из средств организации этого процесса. Поэтому основной задачей системы образования является организация процесса воспитания и обучения, хотя сам этот процесс не входит в состав системы образования.

Образование представляет собой сложную систему, включающую основные элементы, взаимоотношения, складывающиеся между ними, а также взаимоотношения, складывающиеся между этими элементами и другими сферами и отраслями экономики.

Один из основных элементов образования включает в себя, во-первых, образовательные программы, разработка которых относится к компетенции образовательных учреждений (ст.14. п.5 Закона РФ «Об образовании»), и, во-вторых, федеральные государственные образовательные стандарты, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников, которые устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации.

Содержательная сторона образования находит свое выражение в образовательных программах. В ст.9 Закона РФ «Об образовании» указывается, что образовательная программа определяет содержание образования соответствующих уровня и направленности.

В нашей стране реализуются образовательные программы двух видов, различающиеся по целевому назначению: общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь подразделяются на основные и дополнительные (рис.1.1).[6] Если основные образовательные программы должны обеспечить реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, то дополнительные программы выходят за пределы основной образовательной деятельности и, как правило, их реализация осуществляется в виде платных дополнительных образовательных услуг.

 

Рисунок 1.1 – Классификация образовательных программ

 

Поэтому преемственность основных образовательных программ, а также сохранение единства образовательного пространства нашей страны обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами (ст.7 Закона РФ «Об образовании»), представляющими собой совокупность требований, обязательных при реализации этих программ. За счет государственного образовательного стандарта происходит реализация общей цели образования.

Особое значение при этом имеет профессиональное образование, которое направлено на формирование профессиональных и личностных качеств выпускников профессиональной школы. Поэтому главная функция государственного стандарта заключается в защите интересов всех субъектов образовательного процесса.

Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностями упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах образовательных учреждений. То есть они являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения ими образования.

При этом основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. А эти программы, в свою очередь, связаны с решением задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся, а также подготовки специалистов соответствующей квалификации.

В зависимости от потребностей и возможностей личности освоение образовательных программ осуществляется в различных формах. Так, в образовательном учреждении освоение возможно в форме очной (то есть с отрывом от производства), очно-заочной (вечерней) или заочной (без отрыва от основной работы).

Центральным структурным элементом системы образования, предоставляющим образовательные услуги, выступают образовательные учреждения, понятие которых дается в ст.12 Закона РФ «Об образовании». Образовательными являются учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Они реализуют одну или несколько образовательных программ, а также обеспечивают содержание и воспитание обучающихся.

Таким образом, реализация образовательных программ и стандартов осуществляется через сеть образовательных учреждений, под которой понимается совокупность или множество разнообразных и взаимосвязанных друг с другом форм, типов и видов образовательных учреждений.[7]

Образовательные учреждения, составляющие сеть таких учреждений, можно классифицировать по следующим основаниям: организационно-правовые формы и типы.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). Причем действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории нашей стары независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Типы образовательных учреждений зависят от целевого назначения и в законодательстве (ст. 12 Закона РФ «Об образовании») в настоящее время выделяется восемь таких типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или законных представителей; 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Наша страна располагает разветвленной сетью образовательных учреждений, обеспечивающих непрерывность образования, первым звеном в которой являются дошкольные образовательные учреждения, закладывающие фундамент всей последующей системы образования.

Значительную долю образовательных учреждений составляют общеобразовательные школы всех видов. В 2007 году несколько сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 3%), в то же время увеличилось число гимназий (на 4,2%) и лицеев (на 5,1%).[8]

Процесс подготовки квалифицированной рабочей силы и специалистов осуществляется в следующем звене системы непрерывного образования, которым является профессиональное образование. Оно в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.14) должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Охват молодежи программами начального, среднего и высшего профессионального образования (удельный вес численности студентов (учащихся) учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в численности населения в возрасте 15-34 года), составил в 1990 году – 17,0%, в 2000 году – 20,5%, в 2006 году – 25,1% [9].

Так, начальное профессиональное образование в соответствии со ст. 22 Закона РФ «Об образовании» имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. В Программе развития образования одним из направлений является сохранение и развитие системы образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе инновационных, например лицеев, и других видов учреждений начального профессионального образования, особенно по перспективным направлениям общественно полезной деятельности.

Среднее профессиональное образование в соответствии со ст. 23 Закона РФ «Об образовании» имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, поэтому среднее профессиональное образование является важной составной частью системы образования.

Такая подготовка ведется в учреждениях среднего профессионального образования, данные по которым можно представить в таблице 1.2.[10]


Таблица 1.2.

Средние специальные учебные заведения (на начало учебного года)

- 1995/96 2000/01 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08
Число средних специальных учебных заведений, всего, в том числе:                
- государственных и муниципальных                
- негосударственных                
Численность студентов, всего, тыс. чел.:                
в том числе в учебных заведениях:                
- государственных и муниципальных                
из них обучалось на отделениях:                
- очных                
- очно-заочных (вечерних)                
- заочных                
- экстернат 0,2              
- негосударственных                
из них обучалось на отделениях:                
- очных                
- очно-заочных (вечерних)                
- заочных                
- экстернат 0,1              
На 10000 человек населения приходилось студентов средних специальных учебных заведений                
в том числе государственных и муниципальных                

В настоящее время среднее профессиональное образование имеют 22% населения России, что в 1,5 раза больше, чем доля населения, имеющего высшее профессиональное образование. Динамика изменения образовательного уровня населения характеризуется увеличением доли населения, имеющего среднее профессиональное образование. Наиболее велика численность лиц, имеющих среднее профессиональное образование, среди населения в возрасте 25-29 лет (31%), 30-34 лет (30%), 35-44 лет (29%), 20-24 лет и 45-49 лет (28%). Охват средним профессиональным образованием населения трудоспособного возраста составляет 26% (для сравнения охват высшим профессиональным образованием – 17%).[11]

В экономике и социальной сфере России занято 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 34 % от общей численности занятых или 62% от общего числа дипломированных специалистов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием.

В Программе развития образования отмечается, что в качестве одного из направлений реализации этой программы необходимо совершенствование системы образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы этого уровня и расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию. У желающих продолжить образование и имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля есть возможность получить среднее профессиональное образование по сокращенным программам.

Высшее профессиональное образование, целью которого в соответствии со ст.24 Закона РФ «Об образовании» является подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования, может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, то есть в высших учебных заведениях.

За последние годы происходит постоянный рост числа вузов. Так, в 2006 году число вузов составляло 1090, а численность студентов в них 7310 тыс. человек, в 2005 году соответственно – 1068 и 7064 тыс.[12] При этом общее число высших учебных заведений росло, прежде всего, за счет негосударственных высших учебных заведений. На 2007 год их число достигло 450, что составляет примерно 40% общего числа высших учебных заведений страны.

Такое становление сети высших учебных заведений стало возможным благодаря реформам в России. Динамика числа студентов в этот период отражала отношение населения к полезности образования. В начале 1990-х годов число студентов высших учебных заведений стало сокращаться. В последствии интерес к высшему образованию, дающему преимущества на рынке труда, был восстановлен. И уже с 1994 года объем приема в высшие учебные заведения стал расти. Более того, чтобы получить высшее образование, население оказалось готово платить за обучение. Вследствие этого стали появляться новые негосударственные высшие учебные заведения, так как абитуриентам, в первую очередь, были нужны такие специальности, которые наиболее востребованы на рынке труда: управление, экономика, право и некоторые другие.

Составным элементом системы образования являются органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. В образовании управление представляет собой целенаправленную деятельность по оптимизации функционирования образовательных учреждений. Основные положения управления системой образования закреплены в главе III Закона РФ «Об образовании». В ней определяются полномочия органов государственной власти в сфере образования, так в ст. 28 излагаются полномочия федеральных органов государственной власти, в ст. 29 – полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в ст. 30 определяется порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием, в ст. 31 – полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

В настоящее время продолжает формироваться и активно действовать система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, а также учебными заведениями. В эту систему включаются попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация «Роспрофтех», Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов и другие.[13]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.