Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения и обсуждения. Границы самостоятельности образовательного учреждения




Резюме

Границы самостоятельности образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения

 

В новых условиях хозяйствования государственные и муниципальные образовательные учреждения получили права на самостоятельное осуществление финансово-хозяйственной деятельности по реализации уставных целей, а также передаче государственной собственности в оперативное управление.

Являясь субъектом финансово-хозяйственной деятельности, образовательное учреждение имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом данного учреждения. Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Но использовать бюджетные средства по своему желанию государственные и муниципальные образовательные учреждения не вправе из-за целевого финансирования по предметным статьям сметы.

Образовательное учреждение может осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Для осуществления деятельности, предусмотренной уставом, образовательное учреждение может привлекать дополнительные источники финансирования, формируя таким образом внебюджетные средства.

В соответствии со своими уставными целями и задачами образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе.

Образовательному учреждению предоставляется право решать широкий круг вопросов, в частности в области организации и оплаты труда:

Ø утверждать структуру учреждения, штатное расписание и устанавливать должностные оклады и ставки в соответствии с действующими нормами;

Ø устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда оплаты труда. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества выполняемых работ;

Ø устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий;

Ø определять порядок и размеры премирования работников, исходя из эффективности и качества их труда в пределах фонда оплаты труда.

Границы самостоятельности образовательного учреждения определяются положениями его устава.

Устав образовательного учреждения является основным документом, регламентирующим его деятельность, в котором в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения и статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса;

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

ж) открытия счетов в органах казначейства;

7) порядок управления образовательным учреждением;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Кроме этого в качестве отдельных разделов могут быть представлены иные направления в виде предпринимательской, научно-консалтинговой, международной и внешнеэкономической деятельности, а также вопросы реорганизации и ликвидации образовательного учреждения. В качестве отдельного раздела должен быть определен порядок внесения изменений в устав образовательного учреждения.

Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Устав образовательного учреждения, изменения и дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) трудового коллектива и представителей обучающихся и утверждаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится это учебное заведение.

 

 

1. Хозяйственный механизм в системе образования представляет собой совокупность форм, методов и инструментов управления этой системой.

2. Развитие образования в настоящее время происходит в соответствии с важнейшими направлениями хозяйственного механизма, охватывающими вопросы финансирования, управления, стимулирования трудовых коллективов и отдельных работников.

3. Переход России на новые условия хозяйствования способствовал формированию рынка образовательных услуг как социально-ориентированного механизма обеспечения связи между производителями и потребителями благ в образовании.

4. Развитие рыночных отношений в России привело к необходимости использования маркетинга как одного из инструментов повышения конкурентоспособности образовательного учреждения. Объектом маркетинга выступает образовательная услуга, имеющая ряд особых черт.

5. Существующий хозяйственный механизм в образовании предполагает использование на уровне отдельного образовательного учреждения в качестве важнейшего инструмента управления планирование и прогнозирование развития этого учреждения.

6. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» решение вопросов организации и управления образовательной деятельностью осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Первичным звеном в сфере образования являются образовательные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности.

7. Образовательные учреждения вправе самостоятельно решать основные вопросы производственно-хозяйственной деятельности и социально-экономического развития.

8. Границы самостоятельности образовательного учреждения определяются законодательными актами и положениями устава образовательного учреждения.

9. Устав является основным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений.

 

 

1. Что представляет собой хозяйственный механизм и какова его специфика в системе образования?

2. Каковы основные цели перехода к новой системе хозяйствования в сфере образования?

3. Перечислите главные направления хозяйственного механизма в рассматриваемой отрасли.

4. В чем состоит механизм планирования хозяйственной деятельности образовательного учреждения?

5. Какие требования предъявляются к целям, которые преследуют образовательные учреждения для достижения максимальной эффективности?

6. Что представляет собой система управления образованием?

7. Почему система органов управления образованием является неотъемлемой частью сферы образования?

8. Какую роль играют общественные структуры управления образованием?

9. В чем проявляется в настоящее время расширение самостоятельности образовательных учреждений?

10. Какова сущность понятия образовательная услуга?

11. Перечислите отличительные черты образовательной услуги.

12. Дайте характеристику Устава вашего образовательного учреждения.


 

Глава 3. Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений

 

Основной проблемой данной главы является характеристика ресурсов образовательного учреждения, необходимых ему для эффективного осуществления уставной деятельности, учитывая при этом, что средства, находящиеся в распоряжении как отдельного хозяйствующего субъекта в виде образовательного учреждения, так и общества в целом, ограничены.

 

3.1.Закон РФ «Об образовании» об основах финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения

 

Образовательные учреждения непосредственно занятые оказанием образовательных услуг, выступают составной частью экономической системы России. Поэтому существенные изменения в экономике государства отражаются на деятельности всех учреждений системы образования.

Трансформационные процессы в экономической системе оказали непосредственное влияние на все аспекты деятельности образовательных учреждений, в частности на законодательную базу, финансовую деятельность и организацию учебного процесса.

Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений даются в главе IV Закона РФ «Об образовании», которая называется «Экономика системы образования». Следует подчеркнуть, что понятие «экономика» впервые применительно к образованию было закреплено в этом законе. В нем раскрываются наиболее важные элементы системы образования, так, в ст. 39 характеризуются отношения собственности в системе образования, которые определяют основы организации экономической деятельности образовательного учреждения. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности, которые находятся в оперативном управлении данного учреждения. Поэтому образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективность использования закрепленной за этим учреждением собственности. Образовательному учреждению дано право выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.

В ст. 41 говорится о финансировании образовательных учреждений, которое осуществляется в соответствии с законодательством на основе договора о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем.

Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений – на основе федеральных нормативов и нормативов субъектов Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном федеральным законодательством, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.

Ст. 42 «Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования» определяет порядок финансирования и использования финансовых средств этих учреждений. Так, в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам. Государственные и муниципальные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств.

В ст. 43 закреплены права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами, что позволяет ему самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат.

В ст. 45 «Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений» отмечается, что эти учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями. Однако следует особо отметить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

Образовательное учреждение в соответствии со ст. 47 вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.