Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшие направления развития хозяйственного механизма в системе образования




Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели. Принципы построения хозяйственного механизма в образовании

Вопросы для повторения и обсуждения

 

1. Дайте определение понятия «образование».

2. Определите стратегическую цель государственной политики в области образования.

3. Перечислите приоритетные задачи, реализация которых позволит достичь стратегической цели государственной политики в области образования.

4. Каковы направления реформирования системы образования в нашей стране? Какие целевые ориентиры при этом выделяются?

5. Как раскрывается понятие «система образования» в Законе РФ «Об образовании»?

6. Почему среди составных частей системы образования особе место отводится государственным образовательным стандартам и образовательным программам?

7. Чем отличаются друг от друга общеобразовательные и профессиональные программы?

8. Дайте определение трудовой деятельности.

9. Дайте определение понятию «профессия».

10. Охарактеризуйте уровни профессионального образования в России.

11. Что означает многоступенчатость системы профессиональной подготовки кадров?

12. Какими признаками определяется образование как отрасль народного хозяйства?

 

 

Глава 2. Хозяйственный механизм системы образования

 

Основная проблема, освещаемая в этой главе, заключается в уяснении сущности и особенностей хозяйственного механизма в сфере образования, а также в выявлении главных направлений его развития.

 

 

Хозяйство любой страны, как известно, представляет собой сложный экономический организм, состоящий из множества предприятий и отраслей, поэтому нужен механизм, способный организовать функционирование экономической жизнедеятельности как страны в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта.

В общем виде хозяйственный механизм можно определить как способ хозяйствования, представленный совокупностью форм, методов и инструментов управления экономикой.[20]

По своему составу хозяйственный механизм сложен и образует единство таких взаимосвязанных между собой элементов (подсистем), как экономический, правовой и организационный.[21] Так, в составе его экономической подсистемы выделяются такие формы, как планирование, прогнозирование, финансирование, ценообразование, налогообложение и т.д., а также такие инструменты, как план, цена, кредит, зарплата и т.д. К правовой подсистеме относятся законодательные акты государства о труде и хозяйственной деятельности, налогообложении и другие нормативные акты и постановления правительства и местных органов управления. Организационная подсистема, играющая значительную роль в управлении, включает организационную структуру управления, аппарат управления, контроль за хозяйственной деятельностью во всех звеньях экономики страны. Схему контроля на государственном и муниципальном уровнях и органов, осуществляющих его в бюджетной сфере и, в частности, в образовании, можно представить в следующем виде (рис. 2.3).[22]

Исторически сложились два полярных типа хозяйственного управления экономикой: административно-командный и рыночный. Однако в чистом виде, как известно, ни в одной стране не был представлен ни один из этих типов. В разных странах наблюдается неодинаковое соотношение рыночных и плановых методов хозяйствования. Они применялись и в планово-централизованной и в рыночной экономике, но их соотношение было разным. Так, в рыночной экономике определяющая роль отводится экономическим методам, в то время как в планово-централизованной – командным методам хозяйствования.

Мировой опыт развития стран подтверждает, что механизм рыночного регулирования общественного производства является универсальным, если он дополнен государственным регулированием экономики.

Рисунок 2.3 - Структура органов, осуществляющих бюджетно-финансовый контроль в Российской Федерации

В этом случае обеспечивается баланс интересов производителей и потребителей. Благодаря конкуренции и ценам, рынок способен оперативно изменять структуру и объем предложения, уравновешивать их со спросом, быстро реагировать на потребности в новых товарах и услугах, что ведет к повышению эффективности экономики.

Однако при всех положительных моментах рыночный механизм не способен обеспечить развитие образования и здравоохранения, решение проблем занятости населения, обороноспособности страны, освоение космоса, развитие фундаментальной науки, создание системы экологической защиты и многое другое. Поэтому и необходимо применять государственное регулирование различных сфер деятельности, при котором перечисленные проблемы решались бы в интересах общества в целом.

Поэтому движущей силой развития общества может быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствовал бы современному уровню развитых стран. При отсутствии такого соответствия хозяйственны механизм сдерживает, тормозит развитие системы образования, и возникает потребность в ее реформировании.

Программа реформирования хозяйственного механизма системы образования в нашей стране была разработана в связи с переходом к рыночным отношениям. Эта программа учитывала конкретно-исторические особенности России, а также объективные закономерности и тенденции функционирования образования в развитых странах мира. В ней можно выделить следующие цели:

Ø укрепление и развитие материально-технической базы образования;

Ø повышение качества обучения учащихся и профессиональной подготовки специалистов;

Ø закрепление в учреждениях образования высококвалифицированных кадров;

Ø привлечение специалистов из других отраслей народного хозяйства;

Ø повышение эффективности использования творческого потенциала высококвалифицированных специалистов.

Реализация этих целей способствует формированию основных направлений хозяйственного механизма в образовательных учреждениях.

Эти направления основываются на ряде основных принципов: правовое регулирование экономических отношений в системе образования; развитие самостоятельности образовательных учреждений в решении широкого круга производственно-финансовых и социальных вопросов; регулирование образования на отраслевом и региональном уровнях на базе целевых программ.

 

 

В новых экономических условиях, складывающихся в России, хозяйственный механизм системы образования предусматривает ряд направлений:

1) переход от выделения образовательным учреждениям средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности данных учреждений;

2) сочетание бюджетного или отраслевого[23] финансирования деятельности образовательных учреждений с развитием различного рода платных образовательных услуг, предоставляемых на основе договоров с физическими и юридическими лицами. При этом не должно быть снижения бюджетных ассигнований на финансирование образовательных учреждений путем замещения неоплачиваемых населением услуг платными;

3) перераспределение и разграничение управленческих функций между учреждениями образования и вышестоящими органами, использование преимущественно экономических методов управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательных учреждений, усиление в связи с этим плановой, хозяйственной и финансовой самостоятельности этих учреждений;

4) совершенствование организационных структур управления образованием и создание в связи с этим отраслевых и межотраслевых, региональных и межрегиональных учебно-научно-производственных объединений, фирм, ассоциаций и т.д.;

5) развитие самостоятельности трудовых коллективов образовательных учреждений в решении основных вопросов их производственно-хозяйственной деятельности и социального развития;

6) установление тесной зависимости материального и морального стимулирования трудовых коллективов образовательных учреждений и оплаты труда работников от результатов, качества и эффективности их труда.

По этим направлениям в настоящее время происходит развитие хозяйственного механизма в образовании, которое соответствует современным экономическим условиям.

Этот хозяйственный механизм позволил кардинально изменить экономическую и организационную деятельность образовательных учреждений.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений основывается на многоуровневом и многоканальном финансировании.

В сфере образования был создан и получает дальнейшее развитие негосударственный сектор, представленный негосударственными образовательными организациями.

В настоящее время происходит совершенствование организационных структур управления образованием, что проявляется в развитии интеграции образовательных и научных учреждений, а также производственных предприятий в учебно-научно-производственные комплексы. Такие комплексы могут образовываться в виде единого юридического лица, когда в состав образовательного учреждения входят вузы, научные подразделения, колледжи, школы и другие образовательные учреждения, а также в виде объединения юридических лиц в форме союза, ассоциации. При объединении образовательных учреждений по территориальному признаку формируются региональные образовательные объединения.

Успешное функционирование этих комплексов позволяет решать задачи повышения эффективности и качества образовательного процесса, преемственности образовательных программ разного уровня, усиления связи образования, науки и производства, освоение современных технологий подготовки кадров, а также более полного и эффективного использования имеющихся материальных, кадровых и информационных ресурсов.

Примером такой деятельности может служить учебно-научно-педагогический комплекс Волгоградского государственного педагогического университета, который был создан более 15 лет назад на добровольных началах. Он включает мужской педагогический лицей (единственное в России образовательное учреждение, осуществляющее допрофессиональную педагогическую подготовку будущих учителей-мужчин), городскую гимназию, три педагогических колледжа, институт повышения квалификации работников образования, а также его структурными элементами являются Михайловский филиал университета, научно-исследовательский институт проблем личностно-ориентированного образования, институт педагогической информатики и информационных технологий, центр педагогических инноваций.

Михайловское Высшее педагогическое училище (колледж) еще одно учебное заведение, на базе которого был создан учебно-научно-педагогический комплекс (УНПК). На сегодняшний день он состоит из учреждений дополнительного образования (детской юношеской спортивной школы, Центра культуры и искусств), начальной школы / сада, двух средних общеобразовательных школ, педагогического колледжа, филиала ВГПУ, центра повышения квалификации. Он имеет учебно-производственный отдел, научно-исследовательский Центр, технический центр, информационно-аналитический центр, профцентр, спортивный клуб «Старт», объединенный методический кабинет, социально-психологическую службу, корпоративную информационную библиотечную сеть, гостиничный комплекс «Дружба», свою централизованную бухгалтерию.[24]

В новых условиях хозяйствования образовательные учреждения получили достаточно большую самостоятельность в принятии решений при планировании направлений своего развития, например в выборе специальностей, по которым в последующем будет осуществляться подготовка специалистов. Самостоятельность также проявляется в возможности разработки и утверждения новых учебных планов, программ учебно-воспитательной работы, а также планов социально-экономического развития образовательного учреждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 12827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.