Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как подсистема социальной сферы общества




ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

Учебное пособие


[1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006. С. 103.

[2] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006. С. 167.

[3] Стоит отметить, что до 2007 года выборы депутатов Государственной Думы проводились по так называемой смешанной избирательной системе, при которой 225 депутатов избирались по партийным спискам, а другие 225 – по одномандатным избирательным округам.

[4] Экологическое право: учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова. М., 2007. С. 32.

[5] Экологическое право: учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова. М., 2007. С. 87-88.

 

Образование, являясь высшей ценностью для личности и общества, выступает ключевым компонентом деятельности человека, одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей социально-экономическое развитие общества.

Для российского общества образование является одним из основных приоритетов, поэтому оно принимает на себя ответственность за состояние и развитие образования, осуществляет его модернизацию, необходимую для сохранения конкурентоспособности отечественного образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года даются основополагающие понятия, характеризующие эту сферу, которыми являются доступность образования; качество, отвечающее современным требованиям; эффективность деятельности образовательного учреждения; эффективность использования ресурсов в отрасли образования.

Определение образования дается в преамбуле Закона РФ «Об образовании», где отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В экономической литературе образование характеризуется как процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.[2] При этом важнейшей задачей образования является опережение запросов общества, развитие образовательной системы таким образом, чтобы личность (обучающийся) получала запас интеллектуальных сил, знаний и навыков, необходимых для того, чтобы не только адаптироваться, но и быть готовой активно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях.

Количественная характеристика образования может быть представлена основными показателями, определяющими состояние образования в настоящее время (таблица 1.1).[3]

Таблица 1.1

Основные показатели деятельности образовательных учреждений в 2007 году

 

Основные показатели 2007 г. в % к 2006 г. Справочно
2006 г. в % к 2005 г.
Государственные и муниципальные дневные общеобразовательные учреждения        
Число учебных заведений, единиц, из них:   95,0   96,5
- гимназии   104,2   103,1
- лицеи   105,1   103,1
Численность учащихся, тыс. чел. из них: 13694,7 95,8 14291,0 94,6
- в гимназиях 899,2 103,2 871,6 100,6
- в лицеях 594,2 106,3 558,9 101,0
Негосударственные дневные общеобразовательные учреждения        
Число учебных заведений, единиц   96,9   99,0
Численность учащихся, тыс. чел. 71,3 100,1 71,3 98,6
Государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования        
Число учебных заведений, единиц   97,5   97,9
Численность студентов, тыс. чел. 2287,7 95,8 2388,9 96,6
Прием, тыс. чел. 730,1 96,6 756,2 93,3
Выпуск, тыс. чел. 656,7 99,8 657,9 101,0
Государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования        
Число учебных заведений, единиц   99,7   100,8
Численность студентов, тыс. чел. 6208,4 101,2 6133,1 102,5
Прием, тыс. чел. 1384,0 100,5 1376,7 100,3
Выпуск, тыс. чел. 1108,9 105,0 1055,9 107,9
Негосударственные учреждения высшего профессионального образования          
Число учебных заведений, единиц   104,7   104,1
Численность студентов, тыс. чел. 1252,9 106,5 1176,8 109,0
Прием, тыс. чел. 297,6 105,9 280,9 104,8
Выпуск, тыс. чел. 226,6 113,8 199,1 114,9
           

 

Социально-экономические преобразования формируют новые условия функционирования национальной системы образования и, следовательно, ставят перед обществом новые задачи, которые требуют системных преобразований и нововведений. Хорошо известно, что образование имеет огромную экономическую ценность для общества. По оценкам Всемирного банка, сделанным в 1994 году, 76 % национального богатства США составляет человеческий капитал, то есть накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни. Физический, или воспроизводимый, капитал дает 19% богатства США, на природный фактор приходятся остальные 5%. В Западной Европе эти значения соответственно – 74, 23 и 3 %. Благосостояние России держится наполовину (50%) на человеческом капитале, 10 % дает воспроизводимый капитал и 40% обеспечивает природа.[4] Решение задач, стоящих перед обществом, зависит от степени формирования человеческого капитала, и для чего и может быть использовано образование.

Преобразования, произошедшие в сфере образования России за годы реформ, охватили многие аспекты деятельности этой сферы и характеризуются в настоящее время следующими признаками:[5]

Ø демократизация: общедоступность высшего образования, создание системы непрерывного образования;

Ø диверсификация: многоуровневая по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно ориентированная система разноуровневых учебных заведений;

Ø интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей, международное признание документа об образовании, ученых степеней и званий;

Ø превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечению занятости населения;

Ø трансформация содержания, методов, ценностей, целей: отход от традиционной школы, процесс учения становится творческим, личностно ориентированным; широкое распространение и внедрение получают новые образовательные и информационные технологии;

Ø коммуникация педагога и учащегося, ставших соучастниками единого образовательного процесса.

Эти изменения оказали существенное влияние на все составляющие сферы образования и заложили основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, которые позволяют формировать каркас современной модели российского образования.

Модернизация системы образования становится необходимым условием формирования инновационной экономики в нашей стране. Она становится основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

В основу современной модели образования должны быть положены такие принципы деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, логики «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Обновление организационно-экономических механизмов в ходе модернизации системы образования на всех ее уровнях должно обеспечить ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, а также повысить практическую ориентацию отрасли.

Цель государственной политики в области образования состоит в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого отдельного гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития.

2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях.

4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Эти задачи предполагается решить в несколько этапов, реализуя при этом целевые ориентиры развития образования. Такими временными этапами будут 2012, 2016, 2020 годы.

На их осуществление предполагается увеличить общие расходы на образование с 4,6% ВВП (в 2006–2007 годах) до 7% ВВП в 2020 году, в том числе расходов бюджетной системы – с 3,9% до 5,5–6% ВВП. Планируется, что темп роста государственных расходов в период 2008–2010 годов составит ежегодно 12–16% и не менее 10% в год до 2020 года.

Такие меры государства позволяют говорить о том, что сфера образования в нашей стране является важнейшей частью народного хозяйства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.