КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование как подсистема социальной сферы обществаПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие [1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006. С. 103. [2] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006. С. 167. [3] Стоит отметить, что до 2007 года выборы депутатов Государственной Думы проводились по так называемой смешанной избирательной системе, при которой 225 депутатов избирались по партийным спискам, а другие 225 – по одномандатным избирательным округам. [4] Экологическое право: учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова. М., 2007. С. 32. [5] Экологическое право: учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова. М., 2007. С. 87-88.
Образование, являясь высшей ценностью для личности и общества, выступает ключевым компонентом деятельности человека, одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей социально-экономическое развитие общества. Для российского общества образование является одним из основных приоритетов, поэтому оно принимает на себя ответственность за состояние и развитие образования, осуществляет его модернизацию, необходимую для сохранения конкурентоспособности отечественного образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года даются основополагающие понятия, характеризующие эту сферу, которыми являются доступность образования; качество, отвечающее современным требованиям; эффективность деятельности образовательного учреждения; эффективность использования ресурсов в отрасли образования. Определение образования дается в преамбуле Закона РФ «Об образовании», где отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В экономической литературе образование характеризуется как процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.[2] При этом важнейшей задачей образования является опережение запросов общества, развитие образовательной системы таким образом, чтобы личность (обучающийся) получала запас интеллектуальных сил, знаний и навыков, необходимых для того, чтобы не только адаптироваться, но и быть готовой активно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях. Количественная характеристика образования может быть представлена основными показателями, определяющими состояние образования в настоящее время (таблица 1.1).[3] Таблица 1.1 Основные показатели деятельности образовательных учреждений в 2007 году
Социально-экономические преобразования формируют новые условия функционирования национальной системы образования и, следовательно, ставят перед обществом новые задачи, которые требуют системных преобразований и нововведений. Хорошо известно, что образование имеет огромную экономическую ценность для общества. По оценкам Всемирного банка, сделанным в 1994 году, 76 % национального богатства США составляет человеческий капитал, то есть накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни. Физический, или воспроизводимый, капитал дает 19% богатства США, на природный фактор приходятся остальные 5%. В Западной Европе эти значения соответственно – 74, 23 и 3 %. Благосостояние России держится наполовину (50%) на человеческом капитале, 10 % дает воспроизводимый капитал и 40% обеспечивает природа.[4] Решение задач, стоящих перед обществом, зависит от степени формирования человеческого капитала, и для чего и может быть использовано образование. Преобразования, произошедшие в сфере образования России за годы реформ, охватили многие аспекты деятельности этой сферы и характеризуются в настоящее время следующими признаками:[5] Ø демократизация: общедоступность высшего образования, создание системы непрерывного образования; Ø диверсификация: многоуровневая по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно ориентированная система разноуровневых учебных заведений; Ø интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей, международное признание документа об образовании, ученых степеней и званий; Ø превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечению занятости населения; Ø трансформация содержания, методов, ценностей, целей: отход от традиционной школы, процесс учения становится творческим, личностно ориентированным; широкое распространение и внедрение получают новые образовательные и информационные технологии; Ø коммуникация педагога и учащегося, ставших соучастниками единого образовательного процесса. Эти изменения оказали существенное влияние на все составляющие сферы образования и заложили основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, которые позволяют формировать каркас современной модели российского образования. Модернизация системы образования становится необходимым условием формирования инновационной экономики в нашей стране. Она становится основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. В основу современной модели образования должны быть положены такие принципы деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, логики «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Обновление организационно-экономических механизмов в ходе модернизации системы образования на всех ее уровнях должно обеспечить ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, а также повысить практическую ориентацию отрасли. Цель государственной политики в области образования состоит в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого отдельного гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач: 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития. 2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях. 3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях. 4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Эти задачи предполагается решить в несколько этапов, реализуя при этом целевые ориентиры развития образования. Такими временными этапами будут 2012, 2016, 2020 годы. На их осуществление предполагается увеличить общие расходы на образование с 4,6% ВВП (в 2006–2007 годах) до 7% ВВП в 2020 году, в том числе расходов бюджетной системы – с 3,9% до 5,5–6% ВВП. Планируется, что темп роста государственных расходов в период 2008–2010 годов составит ежегодно 12–16% и не менее 10% в год до 2020 года. Такие меры государства позволяют говорить о том, что сфера образования в нашей стране является важнейшей частью народного хозяйства.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |