КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы мостового перехода, мостов и труб
Тема 1.2. Элементы, размеры, статические схемы мостов. Мостовым переходом (рис. 1.5) называется комплекс инженерных сооружений, возводимых при пересечении дорогой водной преграды. В его состав входят мост, подходы к нему, регуляционные сооружения, берегоукрепительные устройства и ледорезы. Мост своими конструкциями перекрывает русло и часть поймы реки (рис. 1.5, а). Подходы к мосту обеспечивают сопряжение дороги с мостом. Их устраивают в виде земляных насыпей или эстакад. Регуляционные сооружения в виде струенаправляющих дамб и траверс и берегоукрепительные устройства применяются для защиты берегов реки у моста от значительного размыва. Струенаправляющие дамбы сооружают у береговых опор в виде земляных насыпей с трапециевидным поперечным сечением, придавая им в плане очертание, способствующее плавному протеканию в отверстие моста водного потока с верховой части реки (рис. 1.5, б). С верховой стороны мостового перехода иногда устраивают траверсы в виде коротких дамб, выступающих в реку перпендикулярно или под углом к берегу или насыпи подхода (см. рис. 1.5, б). Траверсы снижают скорость течения воды вдоль берега или насыпи, предохраняют их от размыва и способствуют направлению водного потока в отверстие моста. Ледорезы — сооружения для защиты промежут очных опор моста от непосредственного воздействия ледохода, которое может быть очень опасным для опор. Их возводят перед каждой опорой с верховой стороны моста на той части ширины реки, где возможен ледоход. В мостах с массивными опорами (каменными, бетонными, железобетонными) ледорезы обычно совмещают с телом опоры. Элементы мостов. Мосты состоят из пролетных строений и опор. В пролетных строениях мостов выделяют следующие основные части: проезжую часть, несущую часть, систему связей и опорные части. Под проезжей частью пролетного строения (в первоначальном и широком смысле этого понятия) понимают совокупность конструктивных элементов, воспринимающих нагрузки от транспортных средств и пешеходов и передающих их на несущую часть. Проезжая часть в широком смысле включает в себя несущие элементы и мостовое полотно (рис. 1.6). Несущие элементы проезжей части воспринимают нагрузку от транспортных средств и пешеходов и передают их на основные несущие конструкции пролетного строения. Применяют три главных вида несущих элементов проезжей части: • балочная клетка — совокупность продольных и поперечных балок; • плоская или ребристая железобетонная или деревянная плита; • ортотропная металлическая плита — сварная конструкция, состоящая из листа настила, подкрепленного продольными и поперечными ребрами. Мостовое полотно — совокупность всех элементов, расположенных на плите проезжей части пролетных строений, предназначенных для обеспечения нормальных условий и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с проезжей части (см. рис. 1.6). Она включает в себя одежду ездового полотна, тротуары, ограждающие устройства, устройства для водоотвода, обогрева и освещения, деформационные швы и сопряжения моста с подходами. Понятие проезжей части пролетного строения в настоящее время используется и в несколько ином, более узком смысле: это полоса на мостовом полотне для непосредственного движения транспортных средств. Ширина этой полосы равна сумме ширин полос движения, установленных для моста. К этой полосе должны примыкать предохранительные полосы (полосы безопасности). Они предназначены для обеспечения движения транспортных средств на мосту с установленной скоростью движения, их наличие устраняет психологическое воздействие на водителя высокого ограждения у тротуаров и не приводит к снижению скорости движения. Они также обеспечивают возможность съезда автомобилей с проезжей части при возникновении опасных для движения ситуаций. Проезжая часть (в узком смысле этого понятия) вместе с предохранительными полосами составляют полосу ездового полотна, или габарит проезда, равный расстоянию в свету между защитными ограждениями. Несущая часть пролетного строения воспринимает действие собственного веса пролетного строения и временной подвижной нагрузки и передает его через опорные части на опоры. В простейших балочных мостах малых пролетов несущая часть пролетных строений состоит из деревянных или металлических прогонов, железобетонных плит или балок; при средних и больших пролетах в качестве несущей части применяются более мощные балки, а также фермы, рамы или арки. Связи между элементами несущей части пролетного строения (балками, фермами, арками) устанавливают в целях объединения их в пространственно жесткую конструкцию, способную воспринимать всеми элементами как вертикальные, так и горизонтальные нагрузки независимо от места их приложения. В полной системе связей различают горизонтальные (верхние и нижние) и вертикальные (опорные и промежуточные) связи. Более подробно с ними познакомимся при изучении деревянных и металлических пролетных строений мостов. Опорные части представляют собой специальные элементы пролетного строения, с помощью которых опорные воздействия от несущей конструкции передаются на опоры в строго заданном месте для обеспечения благоприятных условий работы элементов пролетного строения и опоры в зоне их контакта. Кроме того, опорные части обеспечивают поворот и продольное смещение опорных сечений основных балок или ферм пролетного строения, возникающих при их прогибе от действия временных нагрузок, а также продольные и поперечные их смещения, возникающие от температурных деформаций пролетного строения. Одним из важных принципов рационального конструирования является совмещение различных функций в элементах конструкции. В современных конструкциях пролетных строений мостов этот принцип используется весьма широко. Так, плита (или продольные балки проезжей части) работает на местное воздействие временной нагрузки и одновременно включается в работу пролетного строения в целом на общее действие той же нагрузки. Кроме того, эти элементы в составе пролетного строения выполняют и функции продольных и поперечных связей. Опоры мостов воспринимают нагрузки от пролетных строений и передают их на грунты основания через фундаменты или на воду (в наплавных мостах). Различают промежуточные и крайние (береговые) опоры. Промежуточные опоры воспринимают нагрузки от веса пролетных строений, временных подвижных нагрузок, от навала судов, воздействия льда и ветра. Крайние опоры, являясь устоями, кроме того, работают как подпорные стенки, воспринимая давление от насыпи подходов. Конструктивное решение моста во многом зависит от ширины, глубины, скорости течения реки, вида грунтов на дне ее русла и поймы, условий ледохода, требований судоходства на реке. Существенное влияние при этом оказывают и следующие расчетные уровни воды в реке (рис. 1.7): • уровень высоких вод (У В В) — наивысший уровень воды в реке в месте мостового перехода, который определяют по многолетним данным гидрометрических наблюдений с различной степенью обеспеченности для мостов на дорогах различных категорий; • расчетный судоходный уровень (РСУ) — наивысший уровень воды в реке в судоходный период, который обычно несколько ниже УВВ; • уровень меженных вод (УМВ) — средний уровень воды в реке в период между паводками. Для успешного усвоения основной части изучаемой дисциплины важно также уяснить следующие основные определения и обозначения, применяемые на чертежах и схемах мостов (см. рис. 1.7): • длина моста /- — расстояние между началом и концом моста, измеренное по его оси. При этом начало моста — первая по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения.с осью моста, без учета переходных плит, а конец моста — последняя по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста; • отверстие моста 10 — горизонтальный размер между внутренними гранями устоев или конусами насыпи, измеренный при расчетном уровне высоких вод с исключением толщины промежуточных опор; • высота моста Н — расстояние от уровня проезжей части по оси моста до уровня меженных вод; • свободная высота под мостом Н0 — расстояние между низом пролетных строений и уровнем высоких вод или расчетным судоходным уровнем (если есть судоходство); • высота опоры Н — расстояние от ее верха до грунта; • строительная высота пролетного строения п — расстояние от поверхности проезжей части до самых нижних частей пролетного строения; • расчетный пролет I — расстояние между осями опорных частей пролетного строения на смежных опорах; > * • ширина моста В — расстояние между перилами в свету; • ширина пролетного строения В0 — расстояние между осями крайних главных балок или ферм; • ширина проезжей части L — расстояние между внутренними кромками полос безопасности; • ширина ездового полотна, или габарит проезда, Г — расстояние между ограждениями. Основные параметры моста устанавливают в процессе его проектирования с учетом его назначения и условий места его расположения. Тема 1.3. Классификация мостов Классификация мостовых сооружений на автомобильных и городских дорогах Классификация мостовых сооружений. Мосты классифицируют по следующим признакам: их назначению, реализованному типу опор и пролетных строений, виду использованного материала, расположению уровня проезда, их статической системе, обеспеченности в отношении пропуска высоких вод и ледохода, ширине проезжей части, характеру пересечения препятствия и длине моста. По назначению различают мосты: • автодорожные — для пропуска всех видов движущихся по автомобильным дорогам транспортных средств и пешеходов; • железнодорожные — для пропуска железнодорожных поездов; • городские — для пропуска всех видов городских транспортных средств (автомобилей, троллейбусов, трамваев, метро) и пешеходов; • пешеходные — только для пропуска пешеходов; • совмещенные — для пропуска автомобилей и железнодорожных поездов; • специальные — для пропуска трубопроводов, силовых кабелей и т.п. По типу применяемых опор различают мосты: • на жестких опорах (рис. 1.9, а, б), передающих через фундаменты нагрузку от пролетных строений непосредственно грунту и характеризующихся отсутствием значительных осадок; • на плавучих опорах (рис. 1.9, в), передающих нагрузку на воду (наплавные мосты на понтонах или баржах) и получающих значительные осадки.
По типу взаимного положения пролетного строения и опор во времени различают мосты: • неподвижные, в которых пролетное строение всегда занимает по отношению к опорам неизменное положение (см. рис. 1.9, а); • разводные, в которых для пропуска судов устраивают специальный разводной пролет путем поворота относительно опор в вертикальной плоскости половин пролетного строения (см. рис. 1.9, б) или путем подъема пролетного строения на необходимую высоту. Разводные мосты применяют, когда невозможно или неэкономично поднять уровень проезда над рекой на высоту, достаточную для пропуска судов. Неизбежность перерывов в движении по разводным мостам и по реке является их существенным недостатком.
По виду применяемых материалов различают деревянные, металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты. Определяющим при этой классификации является материал пролетного строения. Например, к металлическим мостам относятся мосты с металлическими пролетными строениями независимо от того, из какого материала выполнены опоры. Вид материала существенно влияет на конструктивную форму пролетного строения моста и на способ его возведения. По уровню расположения проезжей части различают мосты с ездой: • поверху, когда проезжая часть расположена на верхнем уровне пролетного строения (рис. 1.10, а); • понизу, когда проезжая часть находится на уровне низа пролетного строения (рис. 1.10, б); • посередине, когда проезжая часть находится в средней по высоте части пролетного строения (рис. 1.10, в). Положение проезжей части существенно влияет на его конструктивное решение и на условия вписывания моста в местность. Так, при езде понизу в поперечном сечении пролетного строения применяются только две главные балки или фермы, они широко расставлены, что вызывает усложнение проезжей части. Усложняется и система связей для обеспечения устойчивости верхних поясов ферм. Но пролетное строение с ездой понизу легче вписывается в местность, так как по сравнению с пролетным строением с ездой поверху оно имеет значительно меньшую строительную высоту. По статической схеме главных несущих конструкций пролетных строений различают мосты: • балочных систем — разрезной (рис. 1.11, а), неразрезной и консольной), в пролетных строениях которых от вертикальных нагрузок возникают только вертикальные опорные реакции; • распорных систем — арочной (рис. 1.11,6), рамной (рис. 1.11, в), висячей (рис. 1.11, г), в которых при действии вертикальных нагрузок возникают наклонные опорные реакции, имеющие горизонтальную составляющую — распор; • комбинированных систем, в которых сочетаются системы первых двух групп, при этом способы таких сочетаний разнообразны. По расположению пролетных строений относительно горизонта высоких вод различают: • высоководные мосты, пролетные строения которых находятся над рекой на уровне, обеспечивающем пропуск паводковых вод и ледохода; • низководные мосты, пролетные строения которых затопляется при проходе высоких вод; это временные мосты, возводимые в период военных действий; • подводные мосты, пролетные строения которых располагаются под водой на глубине, обеспечивающей движение автомобилей вброд. Подводные мосты применяются в целях обеспечения скрытности их положения и повышения их живучести в период военных действий. По ширине проезжей части различают мосты с различным количеством полос движения в обоих направлениях. Количество полос движения зависит от категории дороги или магистрали, на которых находится мост; может составлять от двух до восьми и более. Мосты длиной до 25 м считаются малыми, с длиной от 25 до 100 м — средними и длиной более 100 м — большими. Мосты длиной менее 100 м, но с одним из пролетов более 60 м относятся к большим мостам. В последнее время введено понятие внеклассных мостов. К ним относятся мосты длиной более 500 м или если один из пролетов более 150 м. Это, как правило, вантовые, висячие, рамные или арочные мосты с четырьмя и более полосами движения.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 20615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |