КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специальные сооружения на горных дорогах
Тема 1.6. Малые транспортные сооружения на горных дорогах. На горных дорогах возникает необходимость в специальных искусственных сооружениях, связанных с особенностями прокладки дорог в горных местностях. Когда дорога идет по косогору и требует выемки, насыпи или полувыемки и полунасыпи, то для уменьшения объема земляных работ часто устраивают подпорные стенки. Подпорные стенки служат для поддержания низового откоса насыпи (рис. 15.1, а), верхового откоса выемки (рис. 15.1, б) или обоих откосов. Стенки делают массивными из бетонной и каменной кладки или же железобетонными монолитными или сборными. Очертание массивных подпорных стенок назначают так, чтобы равнодействующая давлений, действующих на стенку, проходила возможно ближе к ее оси. Для этого стенки устраивают ступенчатыми или наклонными (см. рис. 15.1, б). Чтобы избежать дополнительных напряжений от неравномерных осадок, а также температурных и усадочных деформаций, стенки разделяют деформационными швами, располагаемыми друг от друга не далее 10—15 м при бетонных стенках и 20—30 м при каменных. Для отвода воды из-за стенок в них устраивают дренажные отверстия. Заднюю поверхность стенки покрывают гидроизоляцией. Железобетонные подпорные стенки имеют значительно меньшие толщины, чем массивные. Обычно они состоят из вертикальной или наклонной сетки, заделанной внизу в фундаментную плиту (см. рис. 15.1, а). Такие стенки могут быть монолитными.или сборными. В сборных конструкциях готовые блоки фундаментной плиты и стенки устанавливают на место и соединяют между собой сваркой арматуры и омоноличиванием. Оригинальная разновидность сборных подпорных стенок имеет вид ряжа, составленного из железобетонных брусьев и заполненного камнем (рис. 15.1, в). Подпорные стенки рассчитывают, проверяя их прочность и устойчивость под действием передающихся им усилий. При сооружении дороги на крутом косогоре взамен высокой насыпи или глубокой выемки часто устраивают полумост или б а л ко н. Полумост представляет собой сооружение, поддерживающее дорожную одежду или часть ее ширины на косогоре (рис. 15.1, д). Полумосты устраивают из железобетона, бетона или каменной кладки (при наличии местного камня) арочной, балочной пли рамной конструкции. Балкон представляет собой заделанную в горном склоне консольную конструкцию, на которой частично или полностью располагается дорожная одежда. Балконы приходится устраивать при крутых косогорах, когда возведение полумоста невозможно или экономически нецелесообразно. Применение балконов требует прочных и устойчивых скальных пород. В настоящее время балконы делают преимущественно сборной железобетонной конструкции (рис. 15.1, г). Для обеспечения устойчивости балкой может потребовать пригрузки, которую лучше всего делать из тощего бетона. В местах, где дороге угрожают снежные пли каменные обвалы, приходится устраивать защитные галереи, перекрывающие дорогу и обеспечивающие пропуск над ней масс обвала. Галерею всегда желательно располагать на горном склоне так, чтобы по возможности избежать непосредственного падения на нее обвальных масс. Для уменьшения динамического воздействия камней и снега галерею покрывают наклонной засыпкой из каменного материала толщиной до 2—3 м. В современных условиях наиболее употребительны железобетонные защитные галереи монолитной пли сборной конструкции. Монолитные железобетонные галереи обычно имеют рамную конструкцию (рис. 15.2, о). Наружная часть галереи может быть сплошной (см. рис. 15.2, а) с проемами для освещения и вентиляции или же открытой с опорами в виде отдельных стоек (рис. 15.2, б). Сборные конструкции железобетонных галерей монтируют из готовых блоков на месте при помощи крана. Сборная галерея обычно имеет перекрытие из ребристых балочных элементов, опирающихся на продольный прогон, лежащий на стойках, тоже представляющих собой готовые элементы (см. рис. 15.2, 6). Со стороны откоса иногда требуется опора для закрепления грунта горного склона. Эту опору делают в виде массивной подпорной стенки, способной воспринимать давление грунта. При наличии на месте строительства естественных каменных материалов, пригодных для возведения искусственных сооружений, галереи могут быть возведены каменными. Каменные галереи делают арочной конструкции со сводом, опирающимся на массивные внутреннюю и наружную стенки (рис. 15.2, в). Для предохранения несущих конструкций галереи от проникания в них влаги верхнюю поверхность перекрытия и обращенную к горному склону поверхность внутренней стенки покрывают гидроизоляцией.
Защитные галереи рассчитывают на давление снега или горной породы, могущих задержаться на ней, на удар падающих масс, а также на усилие, передаваемое при сползании обрушившихся масс по защитной засыпке.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |