КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рамные мосты
Тема 5.7. Рамные и арочные железобетонные мосты. Основные виды, конструкция. Рамные железобетонные мосты имеют жесткое соединение пролетных строений с опорами, что позволяет облегчить пролетные строения (ригели рам) и уменьшить их строительную высоту. Опоры рамных мостов, наоборот, работают более интенсивно, воспринимая как сжимающие усилия, так и значительные изгибающие моменты.
Интенсивное армирование стоек опар дает возможность делать их сравнительно небольшого сечения, поэтому рамные мосты часто применяют в таких сооружениях, как путепроводы и эстакады, в которых желательно меньше загромождать опорами подмостовое пространство. Рамы мостов возводят обычно двухшарнирными или бесшарнирными. Шарниры устраивают в местах сопряжения стоек с фундаментами. Без шарнирные рамные мосты применяют при хороших грунтах в основании фундаментов, когда нет опасности осадки опор. Осадка опор вызывает в раме большие дополнительные напряжения, поэтому при слабых грунтах переходят на двухшарнирные рамы, меньше реагирующие на осадку опор. Однако шарниры усложняют конструкцию и производство работ, поэтому, если грунтовые условия позволяют, всегда стремятся сделать рамы бесшариирпыми. Рамные мосты делают как монолитными, так и сборными из заранее изготовленных элементов. Монолитные мосты применяют для небольших пролетов (рис. 14.1, а). Поскольку такие пролеты могут быть легко перекрыты сборными разрезными балками, монолитные рамные мосты малых пролетов строят сейчас чрезвычайно редко. Монолитные рамные мосты могут быть однопролетными и многопролетными. В однопролетных мостах (см. рис. 14.1, а) часто применяют двухконсольные рамы. Консоли разгружают главные балки, уменьшают изгибающие моменты в стойках и позволяют осуществить простое сопряжение моста с насыпью. Если по местным условиям нельзя оставлять открытыми конусы насыпей, то рама может быть выполнена с ребристыми опорами,, имеющими откосные крылья. В зависимости от качества грунтов такие рамы могут иметь шарнирное (рис. 14.1, б) или жесткое (рис. 14.1, в) закрепление. Жесткое (бесшарнирные) закрепление обеспечивается грунтом, заполняющим коробчатый устой. Многопролетные рамные мосты, путепроводы и эстакады устраивают с учетом температурных деформаций сооружения. При длинных мостах в них возникают большие напряжения из-за деформаций при изменении окружающей температуры. Поэтому многопролетные рамы разбивают на части длиной не более 50—70 м, деформирующиеся независимо одна от другой. Такое разделение можно обеспечить устройством балочного подвесного пролетного строения между рамами (рис. 14.1, г) или же устройством швов между сближенными опорами соседних секций длиной (рис. 14. 1,д). В поперечном сечении монолитные рамные мосты часто устраивают с опорами, имеющими ряд стоек по количеству главных балок пролетного строения. При большой высоте стойки соединяют поперечными распорками. В рамных эстакадах желательно устраивать опоры с минимальным количеством стоек (одной или двумя), чтобы меньше занимать под эстакадное пространство. В этом случае в пролетном строении делают мощные поперечные балки, поддерживающие продольные балки, которые не связаны непосредственно со стойками (см. рис. 14.1, а). Небольшие монолитные рамные мосты сооружают обычно с ненапрягаемой арматурой. По своей конструкции пролетные строения рамных мостов аналогичны балочным. Некоторые особенности характерны лишь для сопряжения главных балок (ригелей) рам со стойками. Сопряжение ригеля со стойкой должно обеспечивать передачу на нее изгибающих моментов. Для этого арматуру стоек промежуточных опор заводят в ригель выше его оси (рис. 14.2, а). В сопряжении ригеля с крайними стойками арматуру ригеля заводят в стойку по ее внешней поверхности, арматуру же стойки доводят до верхней арматуры ригеля (рис. 14.2, б). Арматура ригеля, рамы, как и в балочных неразрезных или консольных мостах, имеет в середине пролета основную рабочую арматуру внизу, а у опор вверху. Вблизи опор устраивают также отгибы стержней арматуры и устанавливают более часто хомуты, для восприятия больших поперечных сил на этих участках ригеля. Арматуру стоек, жестко соединяемых с фундаментом, заводят в его массив (рис. 14.2, в, г, д). При шарнирном сопряжении с фундаментом арматуру стойки закапчивают у ее торца. Простейшая конструкция шарнира может быть устроена в виде металлической прокладки между торцом стойки и поверхностью фундамента (рис. 14.2, е). Прокладку обычно изготавливают из листовой стали толщиной 10—15 мм, хотя желательно делать ее свинцовой или резиновой. Для восприятия горизонтального распора через шарнир пропускают арматурный стержень, не препятствующий его поворотам. В рамных мостах применяют также прутковые шарниры, представляющие собой местное сужение железобетонной стойки, армированное наклонными стержнями, проходящими через центр шарнира (рис. 14.2, ж). При поворотах стопки бетон в шейке шарнира может растрескаться. В этом случае все усилия, действующие в шарнире, должны восприниматься арматурой. Для предохранения этой арматуры от влаги, проникающей через трещины бетона шейки, вокруг нее устраивают прокладку из упругого водонепроницаемого материала. При больших опорных давлениях шарниры рамных мостов изготавливают из стального литья. Фундаменты могут быть общими под все стойки опоры или отдельными (см. рис. 14.1, а). Фундаменты па прочных грунтах с небольшой шириной подошвы (а<30°) могут быть бетонными без арматуры (см. рис. 14.2, в]. Если требуется уширение подошвы фундамента (а>30°), то его армируют понизу сеткой (см. рис. 14.2, г), а при особо широких фундаментах устраивают и косые стержни для восприятия главных растягивающих напряжений (см. рис. 14.2, д). Рамные мосты больших пролетов (60—150 м) возводят навесной сборкой или навесным бетонированием подобно балочным неразрезным или консольным мостам. В результате получаются Т-образные рамы с жесткой заделкой опоры в основании. Концы консолей либо омоноличивают между собой (рис. 14.3, а), либо соединяют шарнирно в серединах пролетов (см. рис. 10.2, б), создавая рамно-неразрезную или рамно-консольную систему. Если на концы консолей Т-образных рам положить балочные подвесные пролетные строения, то получим статически определимую рамно-балочную систему (см. рис. 10.2, а). В поперечном сечении небольшие рамно-консольные и рамно-балочные мосты могут быть собраны из отдельных двутавровых блоков (рис. 14.3, в), соединенных в поперечном направлении диафрагмами, и со сборной плитой проезжей части, уложенной по балкам. Иногда устраивают лишь две главные балки (рис. 14.3, д) с мощными диафрагмами и сборной плитой. Мосты больших пролетов собирают из блоков коробчатого сечения. Между ними укладывают сборные плиты проезжей части (рис. 14.3, г) или плита образуется верхней полкой и консолями самих блоков (рис. 14.3, е). Коробчатые консоли рам можно соединять поперечными диафрагмами. Напрягаемую арматуру в консолях Т-образных рам располагают по верхнему поясу в каналах или пазухах коробчатых или двутавровых блоков аналогично арматуре неразрезных пролетных строений (см. рис. 11.19, ж, и). Устанавливают и натягивают арматуру в процессе уравновешенного монтажа блоков. Для того чтобы монтажная масса блоков была примерно одинаковой, приопорные блоки с большой высотой делают меньшей длины. В небольших рамно-подвесных пролетных строениях можно выполнить весь консольный блок в виде одного монтажного элемента. Для удобства монтажа у сборных блоков иногда делают уступы, а во время сборки каждый блок предварительно прижимают монтажными тяжами, которые снимают после натяжения арматуры, анкеруемой в данном блоке. Если в середине.пролета Т-образных рам расположен шарнир или подвесное пролетное строение, то вся арматура консолей проходит по верхнему поясу, так как они работают только на отрицательные моменты. При монолитном соединении в середине пролета и превращении системы в неразрезную необходима постановка небольшого числа пучков арматуры в нижней зоне, примерно в средней трети или четверти пролета. Анкерные закрепления напрягаемой арматуры, проходящей в пазухах, устраивают в специальных приливах под верхней плитой блока. Пучок арматуры проходит открыто в пазухе, затем загибается и идет в трубке через тело блока. Пучок натягивают и анкеруют во внутренней полости блока. Такая конструкция усложняет опалубку блоков и вызывает определенные неудобства при натяжении арматуры. Поэтому в последнее время стали широко применять расположение напрягаемой арматуры в закрытых каналах. Такую арматуру размещают аналогично арматуре неразрезных пролетных строений (см. рис. 19.11, е, з) в верхней плите, заводя ее в ребра сборных блоков для уменьшения поперечных сил в конструкции. Анкеры арматуры располагают либо в ребрах, либо в приливах у ребер под верхней плитой. Опоры рамно-неразрезных, рамно-консольных или рамно-балочных систем возводят, как правило, массивными, так как они воспринимают изгибающие моменты и горизонтальный распор от пролетных строений. В опорах из монолитного бетона устанавливают вдоль граней опоры вертикальные стержни рабочей арматуры диаметром 24—30 мм, заходящие в ригель и фундамент опоры и воспринимающие изгибающие моменты. Иногда опоры делают сборно-монолитными из бетонных или железобетонных блоков. В таких опорах сжимающие напряжения от собственного веса должны быть больше, чем напряжения от изгиба. Если достигнуть этого не удается, устанавливают вертикальную предварительно напряженную арматуру. Рамные мосты, возводимые навесным бетонированием, позволяют перекрывать пролеты до 200—240 м. Применение сборных блоков здесь затруднительно из-за их большого собственного веса и размеров.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 13333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |