![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5.9. Основы конструкций железобетонных конструкций и железобетонных балочных пролетных строений
Все элементы конструкций мостов и труб, выполненные из бетона и железобетона, рассчитывают по двум предельным состояниям. По первому предельному состоянию элемент рассчитывают на прочность и устойчивость в стадии эксплуатации, предварительного напряжения, транспортирования, хранения и монтажа. Расчет по второму предельному состоянию производят: 1) по образованию поперечных и наклонных трещин в предварительно напряженных железобетонных конструкциях на стадиях эксплуатации, предварительного напряжения, транспортирования, хранения и монтажа; 2) по ограничению раскрытия поперечных и наклонных трещин в железобетонных конструкциях с напрягаемой и ненапрягаемой арматурой на стадиях эксплуатации, изготовления и монтажа; 3) по образованию продольных трещин в предварительно напряженных железобетонных конструкциях на стадиях предварительного напряжения, транспортирования, храпения п монтажа, а также в бетоне на стадии эксплуатации; 4) по ограничению деформаций бетонных и железобетонных конструкций на стадиям эксплуатации, изготовления и монтажа. Расчет элементов железобетонных конструкций имеет специфические особенности, связанные с тем, что в железобетоне совместно работают два разных материала — бетон и сталь. Работу железобетонных элементов рассмотрим па примере железобетонной балки, изгибаемой 'внешними нагрузками и имеющей в нижней зоне ненапрягаемую арматуру (рис. 13.1, а—в). При небольших нагрузках и малых усилиях балка работает как упругий брус. Бетон участвует в работе на растяжение совместно с арматурой, а эпюра напряжений в сечении имеет прямолинейное очертание (см. рис. 13.1, а). При дальнейшем росте нагрузки напряжения в растянутой зоне достигают предела прочности бетона на растяжение К]} и в нем начинают появляться трещины. Растянутая она сначала частично, а затем почти полностью выключается из работы, и все растягивающие усилия в сечении передют на арматуру. Эпюра напряжении в сжатой зоне балки при этом криволинейна, однако для упрощения расчета се считаю! прямолинейной (см. рис. 13.1, б). Когда напряжения в арматуре достигнут предела текучести, начнется разрушение железобетонного элемента, а когда и в бетоне напряжения дойдут до предела его прочности Кир на сжатие, наступит полное разрушение. элемента. Состояние элемента, в котором напряжения в арматуре достигли предельного значения, а в бетоне предела прочности на сжатие, называют стадией разрушения (см. рис. 13.1, в). Сечения элементов железобетонных мостов рассчитывают на прочность (первое предельное состояние) по стадии разрушения причем эпюру напряжений сжатия в бетоне условно принимаю прямоугольной. Прогибы / и ширину раскрытия трещин ат проверяют по второму предельному состоянию, считая конструкцию работающей в стадии рис. 13.1, б. В предварительно напряженных конструкциях начальным натяжением арматуры бетону придают начальное сжатие в растянутой зоне (рис. 13.1, г — ж). Реактивное давление от натяжения арматуры может вызвать появление продольных микротрсщин в бетоне, которые снижаю! долговечность конструкции. Поэтому в стадии предварительной: напряжения сжимающие напряжения в бетоне ограничивают вели чиной, ниже которой они не опасны для образования микротрещин (см. сечение //—// на рис. 13.1, г). Проверяют это по втором) предельному состоянию, считая упругое распределение напряжений в бетоне по линейному закону. Чтобы предотвратить разрушение балки при случайном превышении сил предварительного напряжения, ее проверяют в первом предельном состоянии по прочности с прямоугольной эпюрой сжимающих напряжений в бетоне вводя силы натяжения с коэффициентами перегрузки (см. рис 13.1, д). При последующей работе под нагрузкой бетон по степени разгружается от начальных напряжений сжатия и при большой нагрузке начинает работать на растяжение. Придавая арматуре соответствующее начальное натяжение, можно полностью предохранить бетон от возникновения в нем растягивающих напряжений в эксплуатационных условиях, а следовательно, и от опасности появления трещин. Можно допускать кратковременное раскрытие трещин при расположении на конструкции временной подвижной нагрузки, если при ее отсутствии, т. е. под действием только постоянных нагрузок, трещины будут закрыты. Эти проверки производят по второму предельному состоянию, считая работу бетона упругой и распределение напряжений в бетоне линейным (рис. 13.1, е). Образование трещин в бетоне проверяют, определяя напряжения в нижней растянутой зоне, которые ие должны быть более /?р„. Если трещина все же появилась, то проверяют ее закрытие, т. е. определяют напряжения в бетоне сечения от постоянных нагрузок, которые во всех точках должны быть сжимающими (см. пунктирную линию на эпюре в сечении ///—/// рис. 13.1, е). При увеличении внешней нагрузки до момента разрушения нижняя зона бетона балки растрескивается, арматура достигает предела текучести или прочности, а бетон — предела прочности на, сжатие и условия работы сечения оказываются такими же, как в железобетоне с ненапрягаемой арматурой (см. рис. 13.1, в, ж). Поэтому сечение предварительно напряженных железобетонных элементов рассчитывают на прочность (по первому предельному состоянию), как при ненапрягаемой арматуре по стадии разрушения. Разница состоит лишь в том, что напрягаемая арматура обладает большей прочностью по сравнению с ненапрягаемой и потому ее можно поставить в меньшем количестве. Для проверки железобетонных элементов в различных предельных состояниях используют расчетные сопротивления составляющих конструкцию материалов — бетона и стали. Расчетные сопротивления, применяемые при проектировании автодорожных и городских железобетонных мостов, устанавливаются нормами. Расчетные сопротивления бетонов (табл. 13.1) принимают в зависимости от марки бетона, его влажности и климатических условий района. В таблице в числителе указаны расчетные сопротивления для железобетонных, а в знаменателе — для бетонных элементов конструкций, находящихся в атмосферных условиях или под землей без их насыщения водой. Если элементы конструкции находятся в условиях насыщения водой, то все расчетные сопротивления, кроме, уменьшают на 10%. Расчетные сопротивления для районов с зимней температурой менее —40°С меньше указанных в таблице примерно на 10%. Расчетные сопротивления, используют при проверках прочности под расчетными нагрузкам коэффициентами перегрузки. Остальные величины применяю! для расчетов при действии эксплуатационных нагрузок без коэффициентов перегрузки. Значение применяют при перепаде напряжений в сечении до 15%.
Раздел 6. Опоры и опорные части. Сопряжение моста с насыпью
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |