КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее время - 225 минут
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О · Костном мозге · Органах кроветворения · Схеме кроветворения · Эритропоэзе · Эритропоэтине · Ретикулоцитах · Функции эритроцитов · Содержании сывороточного железа в крови 2.ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕСТИ ЗНАНИЯ - ЗНАТЬ: Определение нозологической формы постгеморрагических (острых и хронических), железодефицитных, сидероахрестических, железопереораспределительных, В12 и фолиеводефицитных анемии, гипо- и апластических анемий, гемолитических анемий: · основные данные об этиологии и патогенезе · классификацию и клинические формы · особенности течения различных форм анемий · основные диагностические тесты · клинико-гематологическую характеристику анемий · осложнения и прогноз · санаторно-курортное лечение · реабилитационные мероприятия, профилактику и организации диспансерного динамического наблюдения.
3.ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: УМЕТЬ: · методически правильно собирать анамнестические сведения · проводить физикальное обследование больного · определить наиболее информативный план обследования · выполнить лабораторные и инструментальные исследования, оценить результаты клинико-лабораторных и рентгенологических данных · сформулировать и обосновать клинический диагноз · назначить комплексную терапию · выписать рецепты на медикаменты · разработать план профилактических и реабилитационных мероприятий в системе диспансеризации · правильно заполнить медицинскую документацию.
4.ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ - НАВЫК – УМЕНИЕ, ДОВЕДЕННОЕ ДО АВТОМАТИЗМА. УМЕТЬ: · Выбрать ведущий синдром · Составить программу дифференциального диагноза · Оказать неотложную помощь
ОЗНАКОМИТЬСЯ: • с новейшими достижениями в области данной проблемы
4. Оснащение занятия и место проведения занятия: Учебная комната, палата терапевтического, гематологического отделений, процедурный кабинет. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ - (Учебно-материальное обеспечение) 1. Литература (см. приложение № 11) 2. Методическое обеспечение: а) студентам демонстрируются больные с различными клиническими формами железодефицитных анемий и синдромносходными заболеваниями б) граф логической структуры учебной темы - анемии (дифференциальная диагностика, клинические формы, лечение, профилактика, военно-врачебная экспертиза) в) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при наличии ведущего синдрома - анемии г) методическая разработка практического занятия 3. Наглядные пособия: а) учебные таблицы
б) КОПИИ клинических и биохимических анализов в) комплекты учебных рентгенограмм (желудка, кишечника), г) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания д) набор диагностических задач по ситуационной обстановке е) альбом с аннотациями лекарственных препаратов ж) игла для стернальной пункции, учебные мазки крови
4. Технические средства обучения: а) микроскоп б) негатоскоп в) диапроектор ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ: * «истоки» - на занятии используются знания, полученные на кафедрах анатомии, физиологии, патофизиологии, гистологии, фармакологии, пропедевтики внутренних болезней. * «выход» - полученные на занятии знания студент будет использовать при прохождении практики после 5 курса при работе в качестве помощника врача на базе поликлиники, при обучении на 6 курсе, при обучении в интернатуре и ординатуре при ведении больных.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА (ХРОНОКАРТА) ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ – 225 минут.
Приложение 1.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ «АНЕМИИ»
Приложение 2 Таблица 1 КЛАССИФИКАЦИЯ АНЕМИЙ I. Анемии вследствие кровопотерь (постгеморрагические): 1. Острая; 2. Хроническая. II. Анемии вследствие нарушенного кровообразования: 1. Железодефицитная; 2. Сидероахрестическая.(Связанные с нарушением синтеза или утилизации порфиринов железонасыщенные, сидероахрестические); 3. В 12-дефицитные и фолиеводефицитные – мегалобластные анемии. 4. Гипо- и апластические. 5. Железоперераспределительные. III. Гемолитические анемии (вследствие повышенного кроворазрушения): 1. Анемии, обусловленные преимущественно внутрисосудистым гемолизом: Острые: - токсические, - инфекционные, - посттрансфузионные, - гемоглобинурии (маршевая и холодовая). Хронические: - пароксизмальная ночная гемоглобинурия. 2. Анемии, обусловленные внутриклеточным гемолизом: Наследственные: - мембранопатии, - ферментопатии, - гемоглобинопатии. Приобретенные: - аутоиммунные; - изоиммунные. 4.Метапластические анемии. 5. Анемии смешанного генеза. Таблица 2 Критерии основных классов анемий. Критерии хронической железодефицитной анемии: 1.Снижение индексов негемоглобинного железа, ферритина. 2.Увеличение ненасыщенной железосвязывающей способности сыворотки крови. 3.Уменьшение сидеробластов и сидероцитов в костном мозге. 4.Клинические признаки дефицита железа: трофические нарушения кожи, ногтей, волос, слизистых оболочек, зубов, явления пикоцизма. 5.Гипохромия эритроцитов и микроцитоз может свидетельствовать о такой анемии только при наличии предыдущих показателей
Критерии хронической постгеморрагической анемии: 1. Повторяющиеся кровопотери. 2.Критерии железодефицитной анемии.
Критерии В12-дефицитной анемии: 1. Анемия гиперхромная, макроцитарная, мегалоцитарная, мегалобластическая,гипорегенераторная. 2.Тельца Жолли, кольца Кебота, базофильная пунктация эритроцитов. 3.Общий макроцитоз клеток. 4.Гиперсегментация ядернейтрофилов. 5.Лейкоцитопения и тромбоцитопения без септического и геморрагического синдромов. б.Быстрый эффект от терапии витамина В12. 7.Ретикулоцитарный криз от терапии витамина В12 на 5-7-й день.
Критерии гемолитической анемии с внутриклеточным гемолизом: 1. Повышение непрямого билирубина. 2. Ретикулоцитоз. 3. Уробилин в моче. 4. Повышение сывороточного железа, стеркобилина в кале. 5. Эритронормобластическая картина костного мозга.
Симптомы внутрисосудистого гемолиза: 1. Дериваты гемоглобина в плазме и моче — гемоглобинемия, гемоглобинурия, гемосидеринурия.
Критерии гипо-апластической анемии: 1. В костном мозге - жировая трансформация, опустошение и торможение созревания элементов миелоидного ростка, увеличение немиэлоидных клеток: лимфоцитов, плазмоцитов, ретикулярных клеток. 2.В гемограмме — выраженная гемоцитопения: а) анемия нормогиперхромная, гипорегенераторная, б) лейкоцитопения с гранулоцитопенией и относительным лимфоцитозом; в) выраженная тромбоцитопения. Клинические РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕНИЮ АНЕМИЙ. сидероахрестические анемии. 1. Коррекция основного патологического процесса (отмена подозреваемого медикамента, ЭДТА при свинцовой интоксикации и др.); 2. Назначение пиридоксина при некоторых формах (наследственных); 3. Назначение десфериоксиамина при высоком уровне сывороточного железа; 4. Трансфузии эритроцитов по строгим показаниям (выраженная анемия у больных с сопутствующей патологией); 5. Противопоказание к назначению препаратов железа.
апластические анемии 1.Устранение выявленной причины (отмена лекарственного препарата, удаление тимомы, лечение вирусных инфекций и т.д.); 2.HLA - типирование родных братьев и сестер, больных с целью подбора донора костного мозга; 3.Трансфузии тромбоцитов при количестве тромбоцитов ниже 10x109/л или при менее глубокой тромбоцитопении, но выраженном геморрагическом синдроме; 4.Трансфузии тромбоцитов от HLA совместимых доноров при профузных кровотечениях; 5.Трансфузии эритроцитов при снижении Нв ниже 70 г/л или при менее глубокой анемии у пожилых и стариков; 6.Нецелесообразны трансфузии компонентов крови от родственников - потенциальных доноров костного мозга; 7.Эффективность антитимоцитарного глобулина и циклоспорина оценивается через 3-6 месяцев; 8.Назначение глюкокортикоидов в качестве монотерапии нецелесообразно; 9.Недоказанная эффективность рекомбинантных препаратов ростковых факторов. 10.Обеспечение условий, предупреждающих инфекционные осложнения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ 1. По этиологии и патогенезу: 1. Хроническая постгеморрагическая ЖДА, обусловленная наружной потерей крови (мено- и метроррагии, кровотечения из желудочно-кишечного тракта и др.) и кровопотерей в замкнутые полости с последующим нарушением реутилизации железа. 2. ЖДА при повышенном расходе железа: - при беременности и лактации - в периоде роста и созревания. 3. ЖДА при недостаточном исходном уровне железа. 4. Нутритивная (алиментарная ЖДА) 5. ЖДА при резорбционной недостаточности железа: - постгастрорезекционная и агастральная; - анэнтеральная и энтерогенная. 6. ЖДА при нарушении транспорта железа (гипо- и атрансферринемия) 3. По стадиям: 1. Дефицит железа без анемии (латентная анемия) 2. ЖДА с развернутой клинико-лабораторной картиной заболевания 4. По степени тяжести: 1. ЖДА легкой степени (гемоглобин 110 - 90 г/л); 2. ЖДА средней степени (гемоглобин 90 - 70 г/л); 3. ЖДА тяжелой степени (гемоглобин ниже 70 г/л).
Пример диагноза: Хроническая постгеморрагическая железодефицитная анемия, обусловленная меноррагиями средней степени тяжести. Миома матки.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |