КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Параллелизм» стилей мышления 1 страница
Основания берутся из собственной природы вещей. Истинность доказывается параллельными примерами, взятыми из области механических искусств. Я. А. Каменский Предметно-преобразующая деятельность вузовского преподавателя обусловлена многими факторами. Социальные детерминанты задают контекст его профессиональной деятельности. Она обусловлена также деятельностью других преподавателей и студентов, с которыми он на курсе, факультете совместно - разделение - ее осуществляет. Не одинок преподаватель и в другом плане. Образование для него не является театром одного актера. На его сцене педагог не выступает как отдельно взятый индивид, «педагогический Робинзон». Любой преподаватель, включаясь в профессиональную деятельность, обладает какой-то частью накопленного обществом педагогического опыта, не начинает с нуля. Таким продуктом предметно-преобразующей деятельности в различных ее формах (обыденное, эстетическое, научное, учебное, мифологическое и др.) является и стиль мышления: «Стиль мышления - способ отражения и осмысления действительности и закономерностей ее развития для выработки соответствующей линии поведения и практического действия» [11: 12]. В социальном опыте он представлен как система методологических норм, предписаний, определяющих подход субъекта деятельности к самому процессу деятельности и ее результатам. Чтобы успешно осуществлять познавательную или практическую деятельность, необходимо усвоить нормы стиля мышления и следовать им. Ведь эти нормы вырабатывались в ходе общественно-исторической практики, они прошли многократную проверку, прежде чем обрели четкие, «литые» формы. «Береги платье снову, а честь смолоду», «Сделал дело - гуляй смело», «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В этих и сотнях других пословиц спрессован жизненный опыт многочисленных поколений. В них отражен и здравый смысл как выражение сложившихся в народе житейских взглядов, оценок, его мудрости. Однако здравый смысл, «здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования»1. С точки зрения здравого смысла могут показаться странными и освоение космоса, когда «на земле еще дел достаточно», и дерзкий переход на лыжах экспедиции газеты «Комсомольская правда» к Северному полюсу, куда проще долететь самолетом, и прочие «безрассудства». Вследствие ограниченности обыденной практики по сравнению с научной здравый смысл оказывается нередко ограниченным по сравнению с профессиональным, научным подходом. Поэтому наука по мере своего развития уточняет границы и область следования здравому смыслу. Основываясь на сведениях о предметно-ориентировочных связях и явлениях, здравый смысл имеет прагматическую направленность и утилитарный характер. «Весь грубиянский характер 1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 20. - С. 21. «здравого человеческого смысла»1, который черпает из «гущи жизни» и не калечит своих естественных наклонностей никакими философскими или другими научными знаниями», проявляется и в его авторитарности, недиалектичности. Будем использовать термин «здравый смысл» в значении непосредственно практического стиля мышления, которым руководствуются люди в повседневной жизни. В естествознании (как области профессиональной деятельности) термин «стиль мышления» был впервые использован более сорока лет назад в переписке М.Борна и В.Паули при обсуждении особенностей современного познания в физике. С тех пор он применяется для обозначения нормы, системы принципов, которыми руководствуются ученые в своем подходе к исследованию и его результату. Т. Кун вводит весьма близкое к этому понятие парадигмы, под которой подразумевает принятую в течение определенного времени научным сообществом модель, образец постановки проблем и их решений. В смене парадигмы он видит сущность научных революций. Нормативный характер принципов стиля мышления естествоиспытателей отчетливо проявляется в их афористичных и эвристичных высказываниях по поводу исследовательской практики своего времени: - не умножай сущности сверх необходимого; - природа не роскошествует причинами (И.Ньютон); - познать явление - значит построить его механическую модель (Дж.Томсон); - подвергай все сомнению (Л. Пастер); -природа хитра, но не злонамеренна (А.Эйнштейн). Обращение к категории научный стиль мышления связано с необходимостью рефлексии научного познания, его норм, методологических принципов, характеристик. Изучение научного стиля мышления в содержательном плане показывает, что он является крупной единицей методологического знания и в специфической форме отражает процесс и функции научного исследования. Методологический характер научного стиля мышления подчеркивается его определениями: это - «исторически сложившаяся, устойчивая система общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху» [6; 63]; научный стиль мышления «представляет некоторую обобщенную форму, относящуюся к методологии научного познания и выражающую сложившиеся нормы 1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 4. - С. 299. научного подхода к исследованию и его результатам»1. Иными словами, научный стиль мышления рассматривается как «движение предметного содержания» научной картины мира. Следует, учитывая сложность и многоплановость научного стиля мышления, эти определения рассматривать как дополняющие друг друга. В них подчеркиваются те или иные стороны научного стиля мышления: системность, нормативность, устойчивость, историчность, онтологическая обусловленность, гносеологическая и ценностная ориентированность. По мнению Л.А.Микешиной, такие параметры, как онтологические представления и понятия (о материи, о детерминации), гносеологические представления (о субъект-объектных отношениях, о соотношении теории и практики, об истине), логико-методологические нормативы (способы описания и объяснения, научный язык), раскрывают содержание и функционирование стиля мышления в естественнонаучном познании. Нормы научного стиля мышления не являются простым отражением реального положения вещей, но фиксируют некоторый оптимальный вариант исследования. Вместе с тем научный стиль мышления, определяя стратегию профессионально-научной деятельности, не предусматривает выбора путей и средств решения конкретной познавательной задачи, а знание его методологических принципов (объяснения, простоты, соответствия, сохранения, наблюдаемости и др.) не освобождает исследователя от поиска конкретных шагов и действий. Следование нормативным предписаниям стиля мышления без самостоятельно найденных сообразно ситуации шагов и действий ничего хорошего не предвещает. Сведение их к технике использования чревато многочисленными потерями, в том числе и потерей способности ставить вопросы. Анализ стиля мышления, формирующегося в предметно преобразующей деятельности, основывается на ее внутренней противоречивости. Обязательное одновременное наличие в ней репродуктивного и творческого элемента предопределяет инвариантные (статические) и переменные, связанные с особенностями познавательной ситуации и личности исследователя (динамические). характеристики стиля мышления. «Поэтому стиль есть совокупность канонов, принципиальная ориентация на "начала", достаточно постоянные на данном отрезке истории науки. Вместе с тем это и реальный процесс творческой деятельности, утверждающий индивидуальность, неповторимость стиля, без чего стиль становится подчас простой догмой»2. Перевод нормати- 1 Зотов А.Ф. Структура научного мышления. - М., 1973. - С. 57. 2 Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. - М., 1980. - С. 119. bob научного стиля мышления в структуру деятельности оказывается, таким образом, далеко не тривиальной, но творческой задачей. Для ее решения необходимы и опыт реализации нормативных положений научного стиля мышления, и прежде всего определенные теоретические представления о предмете исследования. Соотношение, например, теории и метода как «движения предметного содержания» можно отобразить схематически: теория —> метод. На предметное знание о мире, но только знание более обобщенное, чем теория, опирается научный стиль мышления. Речь идет о научной картине природы как высшей форме обобщения и систематизации предметных знаний. Подобно отношению теории и метода можно представить и отношение: научная картина мира —> научный стиль мышления. В более развернутом виде схема отношений между ними представляется следующим образом. Схема 9 Отрезки на схеме иллюстрируют связи не только между элементами научной картины мира, лежащими в «предметной плоскости», но и между этими элементами и научным стилем мышления, лежащим в плоскости «движения предметного содержания». Научная картина мира является базой, основой функционирования научного стиля мышления. Знание объективной реальности, законов ее движения получило специфическое отражение в таких характеристиках современного научного стиля мышления, как дискретность, непрерывность, аппроксимация (приближение, упрощение), статистичность, синтетичность. Нетрудно видеть, что в основе этих характеристик лежат фундаментальные научные представления о природе и ее познании. Научный стиль мышления тесно связан с научно-теоретическим мышлением, однако эта связь не означает их тождественности. Научный стиль мышления по отношению к теоретическому мышлению выступает как его особенность, позволяющая отличать теоретическое мышление данной эпохи от других. Многообразие функций, которые выполняет стиль мышления в общественно-историческом процессе познания и в научном исследовании, определяет уровень анализа этого феномена. На социокультурном уровне (И.Апостолова, Б.Г.Кузнецов, В.Г.Иванов, Б.А.Парахонский и др.) выделяются такие его виды, как здравый смысл, антинаучный и научный стили. Единство исторического и логического в подходе к исследованию научного стиля мышления (М.Ф.Веденов, И.Б.Новик, Э.А.Румянцева, Ю.В.Сачков и др.) позволяет раскрыть исторически конкретные особенности стиля мышления эпохи и выделить его виды: жесткодетерминированный, вероятностный и (условно) кибернетический. Благодаря методологическому подходу (Л.М.Андрюхина, С. Б. Крымский, Л.А.Микешина, В.С.Степин и др.) к анализу научного стиля мышления раскрываются его нормативные характеристики, связи с методом познания, с научной картиной мира, с научным мировоззрением. Целостность научного стиля мышления, его единство проявляются и в том, что он в зависимости от конкретной области (физика, химия, биология) обретает различные виды. Даже в одной и той же области он, хотя и очень медленно (медленнее, чем картина мира), изменяется. Анализ эволюции научного стиля мышления в физике показывает, что статистический подход к изучению ее объектов пришел на смену динамическому, получившему обоснование в механике И.Ньютона. Тезис «Наука - враг случайности» оказался ограниченным. Уже простые наблюдения показывают необратимость физических (а тем более химических и биологических) процессов, невозможность их сведения к механическому перемещению: если наполнить жидкостью горизонтально расположенную трубку и нагреть один ее конец, то спустя некоторое время температура жидкости по всей длине трубки станет одинаковой. Вернуться же в исходное состояние, так, чтобы на одном из концов трубки сосредоточились преимущественно «быстрые», а на другом - «медленные» молекулы жидкости, т.е. чтобы на концах трубки вновь была разность температур, такая система практически не может. Идея необратимости физических процессов разрушает жестко детерминированный стиль мышления. Анализ в этой связи концепции Л. Больцмана показывает, что эта идея «создала новую форму физической мысли. Ясная и глубокая физическая картина необратимой эволюции статистических ансамблей от менее вероятных к более вероятным состояниям позволила физике широко пользоваться статистическими закономерностями»1. Подобное развитие стилей мышления наблюдается ив биологии. Искусственная классификация К.Линнея, насчитывающая почти девять тысяч различных растений, и «естественная» классификация Ж.Б.Ламарка ставили в основу своих построений организм. Это привело к утверждению организмоцентрического стиля мышления в биологии. На смену этим построениям пришла теория эволюции Ч.Дарвина, что означало, по существу, внедрение вероятностного подхода в науку о жизни. Описанные в этой теории основные процессы - естественный отбор, наследственность, изменчивость - подчиняются действию статистических закономерностей. Необратимость эволюции специально подчеркивалась автором «Происхождения видов путем естественного отбора», хотя он статистическими терминами и не пользовался. В настоящее время за единицу эволюции принимается не особь, а популяция. Это существенное разграничение организмоцентрического и популяционистского подходов показано Э.Майром: «...способы мышления популяционистов и типологов диаметрально противоположны. Популяционист подчеркивает неповторяемость любого явления в мире живого. Как среди людей нет двух одинаковых индивидуумов, так нет их и среди других видов растений и животных... Все организмы и жизненные явления обладают индивидуальными особенностями и в совокупности могут быть описаны в статистических терминах. Индивидуумы или другие единицы жизни образуют популяции, для которых мы можем определить арифметическое среднее и статистически оценить изменчивость. Средние цифры являются абстракцией: реальны только индивидуумы, из которых состоит популяция. Конечные выводы типолога и популяциониста прямо противоположны друг другу. Для типолога тип реален, а изменчивость - иллюзия, тогда как для популяционистов тип (среднее) - абстракция, а реальна только изменчивость»2. Менялись и концептуальные системы химии, отличающиеся друг от друга подходом к решению ее основной задачи. Первая концептуальная система основывалась на учении о составе вещества и нормировала химические исследования в ключе: состав -> свойства. Характерными в этом плане являются и название кислорода, данное А.Лавуазье: «оксиген», рождающий кислоту, и от- 1 Кузнецов Б. Г. Пути физической мысли. - М., 1968. - С. 230. 2 Майр Э. Зоологический вид и эволюция. - М., 1968. - С. 20. крытие Ж.Прустом закона постоянства состава химических соединений, и открытие закона кратных отношений Дж. Дальтоном. Периодический закон Д.И.Менделеева теоретически обобщил огромный массив исследований, выполненных в ключе: состав —> свойства. Идеи жесткой детерминации нашли здесь свое отражение в подходе: состав вещества однозначно определяет его свойства. Затем, уже во второй половине XIX в., в химических исследованиях получил признание синтетический подход. Он положил начало второй концептуальной системе химии, в основе которой лежит теория химического строения А.М.Бутлерова. В этот период учение о структуре надстраивается над учением о составе, и подход в химическом исследовании развивается по схеме (схема 10). Схема 10 Схема 11 Как следует из приведенной схемы, свойства вещества определяются не только его составом, но и его структурой, его внутренними связями. В XX в. интенсивное развитие получило учение о химических процессах1. На его основе возникла третья концептуальная система (схема 11), определяющая подход не столько к исследованию вещества, сколько к процессу его превращения. Эти подходы к исследованию в определенных областях естествознания представлены в таблице. Смена стилей мышления является отражением принципа преемственности в развитии научного познания. Каждый предыдущий стиль мышления (движение по строкам таблицы) не отбрасывается последующим, но лишь ограничивается областью его действия.
При сопоставлении стилей мышления в различных областях научного познания (движение по столбцам таблицы) обнаруживается «поразительная аналогичность» подходов естествоиспытателей к процессу исследования и его результатам. * * * Кажется вполне естественным использование в менее развитой области знания подхода, уже оправдавшего себя в развитых науках, перенос полученных на материале естествознания результатов исследования научного стиля мышления в педагогику. Аналогия уместна тем более, что педагогика - тоже наука. Однако «тоже» не означает «та же». Педагогика - другая по отношению к естествознанию наука, из другой - гуманитарной - области. Поэтому критики педагогики как науки, ставящие под сомнение 1 См.: Кузнецов В.И. Тенденции развития химии. - М., 1976. ее научный статус, допускают принципиальную ошибку, сравнивая педагогику с физикой, химией, биологией, математикой. При этом в упрек педагогике ставятся (опять же с точки зрения естествознания) отсутствие четко сформулированных законов, расплывчатость вытекающих из них следствий, отсутствие гарантированных результатов в случае следования ее опять же расплывчатым рекомендациям, весьма ограниченные возможности объяснения и предсказания: «...в педагогической науке мы имеем рыхлую массу правдоподобных, но произвольных и противоречивых деклараций, утверждений и «концепций», ничего общего не имеющих ни с системным, ни с научным подходами...»1. Объективности ради признаются успехи педагогики в описании педагогических явлений. Но из этого признания следует, что педагогика - начинающая наука, так как развитые науки (вновь явное или неотрефлексированное сравнение с «позитивными» науками) уже пережили свой описательный период. Разумеется, гуманитарная природа педагогического явления и педагогика как его отражение сопротивляются втискиванию их в прокрустово ложе естественнонаучной формы. Может быть, поэтому ожидание следующего (как в естествознании) этапа - этапа формализации педагогического знания - слишком затянулось. Скорее всего, такой этап развития педагогики вряд ли наступит. И речь даже не о математическом, «формальном» описании педагогического явления. Кстати, слово «формальный» не такое уж плохое. Оно не означает ничего иного, кроме как логически последовательный + однозначный + абсолютно ясный2. Но в том-то и состоит проблема, что педагогическое явление как гуманитарный феномен логически (точнее, формально логически) не последовательно, не однозначно, не абсолютно ясно. Можно, конечно, обойтись (и обходятся!) с педагогическим явлением так, как поступил пушкинский Сальери с музыкой: Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Но после такой операции музыка перестала быть музыкой... Поэтому утверждение: «...в деятельности обучения никаких принципиальных ограничений для создания строго управляемой, целенаправленной и гарантирующей успех педагогической системы 1 Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика.- 1990.-№ 7.- С. 59. 2 Гладкий А.В., Мильчук И.А. Элементы математической лингвистики - М., 1969.-С. 9. в настоящее время не существует. Единственным тормозом в ответе на вопрос, почему же такая система до сих пор не разработана в методике обучения и не внедрена в практику, является, к сожалению, известный консерватизм научно-педагогических кадров»1 -представляется слишком оптимистичным. Время существования попыток создать такую систему сопоставимо со временем существования педагогики как науки. И относиться к ним следует как к попыткам, отрицательный результат которых позволяет глубже понять гуманитарную природу педагогического явления. Относиться так, как в естествознании сегодня относятся к проектам perpetuum mobile. Кстати, неудачные попытки создания вечного двигателя пошли естествознанию на пользу, способствовали убеждению естествоиспытателей в справедливости одного из фундаментальных законов природы - закона сохранения и превращения энергии. Познание действительности подчиняется общим закономерностям, но эффективным средством постижения «специфической логики специфического предмета» они становятся в случае их адекватности этому предмету. Лучше «не путать эмпирический базис наук о культуре, о человеческой деятельности с эмпирическим базисом физики»2, поскольку гуманитарная и естественнонаучная модели познания не совпадают. И если не удалось создать «строго управляемую целенаправленную и гарантирующую успех педагогическую систему», то именно из-за принципиальных трудностей. Они-то, а «не известный консерватизм педагогических кадров» и не позволяют осуществить прямой перенос методологических принципов естественнонаучного стиля мышления в педагогическую (гуманитарную) область. Категории вещного познания нельзя переносить в гуманитарную область, не впадая при этом, как заметил М.М.Бахтин, в грех метафизики. Разместим принципы естественнонаучного стиля мышления и принципы стиля нового педагогического мышления в две колонки:
1 Беспалько В. П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. - 1990. - № 7. - С. 60. 2 Деятельность: Теории, методология, проблемы / Сост. И.Т.Какавин. - М., 1990.-С.348. Очевидно, что методологические регулятивы естествознания (левая колонка) и принципы стиля нового педагогического мышления (правая колонка) не тождественны друг другу. Стиль педагогического мышления организует то или иное педагогическое пространство-время, тот или иной хронотоп образования. Нормы стиля педагогического мышления от «нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно (дитя) молодо» до «принимай ученика таким, каков он есть, и делай таким, каким он должен быть» и «цель воспитания - в отборе и формировании потребностей» ближе к левому столбцу, чем к правому. Иной стиль педагогического мышления звучит в голосах: - ребенок имеет право на сегодняшний день (Я.Корчак); -ребенок - солнце, вокруг которого должны вращаться все средства образования (Дж.Дьюи); - учитель действует на ребенка не столько тем, что он делает, сколько тем, каков он есть (Р.Штайнер); - люди, воспитывающие сами, никогда не готовы, не воспитаны, а сами, если не мертвы, движутся и воспитываются (Л.Н.Толстой). Этим голосам созвучны заповеди В.П.Зинченко, которые он адресует современному педагогу: - образование без души опустошает душу; -Учитель! Будь конгениален ученику; - оставляй степени свободы для понимания и непонимания. Ученик способен додумать, в том числе и за тебя; - духовность не роскошь, а средство обучения; - помни, что и ты сам, и каждый ученик должны сами писать свой «дневник» [4; 199-205]. Р. Берне [3; 306] указывает на значительную положительную связь между Я-концепцией учителя и стилем его мышления. Позитивная Я-концепция определяет направленность личности на себя и на других и конкретизируется в ориентирах и действиях педагога: - стремлении к максимальной гибкости; - способности к эмпатии, сензитивности к потребностям учащихся; - умении придать личностную окраску преподаванию; - установке на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащихся; -владении стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися, предпочтении устных контактов на уроке письменным; - эмоциональной уравновешенности, уверенности в себе, жизнерадостности. * * * Стиль нового педагогического мышления в институциализированном образовании - это и особенность языка, на который сегодня с трудом переходит, на котором пытается говорить профессиональная педагогическая культура. Речь идет не столько о понятийно-терминологическом аппарате педагогики (хотя и о нем тоже), сколько о методологических принципах современного профессионального педагогического стиля мышления и деятельности, в которой они воплощаются. Сопоставим лишь объяснение и понимание. Структура естественнонаучного исследования, включающая познавательную ситуацию, объект, предмет, эмпирическую область, средства и результат исследования, отражает его цикл. Благодаря полученному результату (новому знанию) открываются новые горизонты исследования: формулируется новая исследовательская задача, являющаяся основой познавательной ситуации, вычленяется объект, предмет исследования и т.д. Какое место в этом цикле занимают методологические принципы, и в первую очередь объяснение. Прежде всего объяснение является одной из тех познавательных «координат», которые заданы научным стилем мышления и которыми руководствуется исследователь, включаясь в познавательный цикл. В «Науке логики» Г.Гегель проводит мысль о том, что выражение «может быть познан» равносильно выражению «объяснен». Объяснение как исследовательская процедура заключает цикл исследования и «снимается» в новом знании - результате исследования. И в этом смысле формулировка познавательной задачи, выделение эмпирической области, выбор средств и т.д. выступают подготовительными этапами к процедуре объяснения. Чтобы на этом этапе вычленить нормативную функцию объяснения, необходимо обратиться к его логической характеристике. В логической структуре объяснения выделяют, исходя из его двусоставного характера, экспланандум (положение, требующее объяснения) и эксплананс (совокупность объясняющих положений). Для каждой из этих частей объяснения найдены нормативные требования, например: «экспланандум должен давать точное и развернутое в языковом отношении отображение объясняемого»; «эксплананс должен содержать по крайней мере один закон науки» [7; 34-36]. Выполнение этих и других предписаний на заключительном этапе цикла исследования является необходимым условием продуктивности научного исследования в целом. Нарушение же этих требований приводит к появлению ошибок объяснения, в числе которых можно назвать следующие: иллюзия объяснения (гипотеза, например, может быть сформулирована, доказана, но не объяснена); подмена объяснения описанием; последовательность двух событий во времени принимается за причинную связь (после этого - значит по причине этого); ошибка «уединенного средства» (игнорируется возможность множественности причин); произвольное объяснение (когда доказываемое положение вытекает из аргументов кажущимся образом); цикличное объяснение (тавтология); подмена результатов исследования обоснованием актуальности темы исследования; несовпадение результатов и задач дидактической работы; ошибка произвольного или спорного основания; ошибка «этической фетишизации» (одобрение того или иного педагогического средства заранее и лишь потому, что оно имеет положительную этическую окраску); ошибка дедуктивного предсказания (когда какому-либо педагогическому средству приписывается обязательное свойство производить желаемый эффект). Тип научного объяснения как некоторый стандарт, канон меняется со сменой стиля мышления. Характерная для жестко детерминированного стиля мышления тенденция к причинному объяснению дополняется обращением в вероятностном стиле мышления к другим видам объяснения. Меняется, кроме того, и само причинное объяснение: построение объяснений не только на динамических, но и на статистических закономерностях, признание ограниченности механического взаимодействия для объяснения физических, химических, биологических процессов и др. В сложившейся практике естественнонаучного исследования принцип объяснения включает следующие предписания: рефлексия исследователя относительно «координатной сетки», «рамок» исследования; вербальное (в понятиях) вычленение предмета объяснения; выбор способа его описания (динамический, вероятностный); выбор типа объяснения (причинно-следственное, функциональное, структурное, генетическое); установление в ходе объяснения различия и соответствия новых знаний прежним; упрощение объясняемого отношения (модель, изоляция, идеализация); обеспечение наблюдаемости объясняемой связи (мысленный или реальный эксперимент, примеры из практики и др.); интерпретация результатов познавательного цикла. Принцип объяснения, таким образом, содержит в снятом виде другие принципы естественнонаучного стиля мышления.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |