КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аксиологические смыслы педагогического образования 3 страница
Идя на урок, словесник обычно прикидывает, что он даст ребятам, и не задумывается, что возьмет у них. А «взять» еще важнее: и для учителя, и для ребят. При таком подходе к делу не очень посетуешь на то, что в каком-то классе учеников больше нормы, а сама «норма» далеко не нормативна. Некая заинтересованность появится в каждом (!) из них, несущем свой опыт, свое знание своему учителю. Больше ребят - больше и возможностей. На собственных уроках откроется тогда еще больше, чем на курсах усовершенствования. Разные и год от года новые ребята - фактически и есть разные, новые знания, укрупненные опытом и умением старшего. Прежде я учил добывать знания, теперь этому учусь у них. «Сказал - усвоили - проверил» - устаревшая схема общения с ними. В роли безынициативных учеников они, естественно, не могли и не хотели знать больше; такую же возможность исподволь давали и учителю. И вот задался целью: урок сделать основной формой по- вышения квалификации и самообразования. Ведь именно на уроке, а не на курсах и семинарах приходит к учителю многократно выверенная двойным (его и ребячьим) опытом самое необходимое - практическое знание... В массовой школе немного добьешься, если не опираться на ребят. Общение - инициатива двусторонняя. Значит, обе стороны надо обеспечить одинаковыми правами. Нельзя строить свои отношения с учениками по принципу: ты меня понимаешь - достаточно! тебе со мной интересно - чего же еще! ко мне на урок идешь охотно - прекрасно! А понимает ли учитель ученика? Интересно ли ему с учеником и учениками? Так ли охотно он идет к ним, как они к нему?.. Вести за собой, общаясь, можно по-разному: то, образно говоря, как Болконский, который ринулся со знаменем в бой, не оглядываясь, побегут за ним солдаты или нет; то как Левинсон, с оглядкой и остановками; то как Макаренко и Сухомлинский, окружив себя учениками. Пробовал так и эдак. В каждой манере - своя поэзия. С годами, однако, все больше тянет к мудрому принципу яснополянской школы. «Кто лучше напишет? И я с вами», - говорил Л.Толстой ученикам. Этот принцип лежит в основе самообразовательного урока, где не только учитель, но и школьник имеет право на «своего» Пушкина, Некрасова, Блока... - Что вас заставило пойти именно в школу? - спросили однажды. - Жажда наживы! Духовной. Люблю отдавать себя ребятам. И снова получать «себя» от них - в том же количестве, сколько ребят в классе [6]. Конечно, дело не в «технологии» и не в педагогических приемах общения, описанных Е.Н.Ильиным, хотя и они достаточно поучительны. Перевод общения в поле ценностей, смыслов и связанное с этим переводом смещение акцента с утилитарно-прагматических функций общения преобразует отношение «учитель -ученик». Изначально заданные, социально нормированные ролевые отношения встретившихся в процессе обучения людей переводятся в «горизонт личностей». Смыслом общения «учитель -ученик» становится обмен духовными ценностями, взаимообогащение мыслями, чувствами, ощущение духовной общности, «уточнение» себя через Другого, удовлетворение потребностей человека в Другом человеке. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? ...Сейчас, на первом уроке, я займусь давно задуманным и самым важным делом. Урок этот я вынашивал в течение всего лета, и у меня несколько вариантов его содержания. Тридцать восемь пар глаз, полных любопытства, радости, ожидания, чего-то интересного, уставились на меня. Но что со мной происходит? Ну, конечно, я волнуюсь, хотя дело вовсе не в этом! Я же обдумал все мелочи этого урока, подготовил наглядный материал. «Давай начни, не отходи от намеченного плана!» - говорю самому себе, но внутреннее чутье, которое и раньше неожиданно посещало меня и которое порой заставляло прямо на ходу менять свои намерения, и теперь подсказывает мне сделать все по-другому. Я благодарен этому чутью, этой силе, которая мне хорошо знакома, но не могу дать ей точного определения и описания. Может быть, она и есть, рискну сказать, педагогическая муза, педагогическое озарение? Но почему именно сейчас, когда у меня не остается ни секунды на обдумывание нового содержания урока? То, что у меня записано в партитуре давно заготовленного урока, совсем не плохо. И урок, по всей вероятности, получится интересным, там мне все ясно. А то, к чему меня тянет эта неожиданная «педагогическая муза», пока окутано туманом. Туман этот, наверное, постепенно рассеется, по мере того, как дети будут воспринимать творимое мною перед их глазами «произведение» (хотя они этого не заметят). Не в силах противиться ее воле, я обращаюсь к детям: - Хочу рассказать вам сказку, вы не против? - Не против, не против, расскажите сказку, - радуются дети. Радостью дышат их лица. Может быть, эта радость, эти доверчивые детские глаза и есть первопричина возникновения «педагогической музы»? [1, 13]. Мы должны быть признательны Ш.А. Амонашвили не только за душевную искренность, но и за точность, с которой ему удалось передать творческий подъем (вот уж действительно, «Веленью Божию, о муза, будь послушна» - А.Пушкин), преодолевший голос здравого смысла: «Зачем это тебе надо?», опасение «как бы чего не вышло». Тому, что педагогическая деятельность имеет творческий характер, существуют многочисленные подтверждения. Вопрос - об истоках и смыслах педагогического творчества. И в этом отрывке содержится ответ-вопрос: может быть, эта радость, эти доверчивые детские глаза и есть первопричина возникновения «педагогической музы»? Ценности и смыслы творчества притягивают. «Меня тянет эта неожиданная "педагогическая муза"», - признается педагог. Неожиданная - значит вдруг, в данный момент возникающая. Хотя ее ожиданием жив педагог. Более того, речь идет не столько о ценности педагогического творчества, сколько о смысле педагогического со-творчества, которое и есть одна из сущностных характеристик нового педагогического мышления. Но об этом - уже в следующей части книги. А пока остановимся, чтобы перевести дух. Перевести дух на поиск собственных смыслов своей будущей педагогической деятельности - в переживании, долге, общении, творчестве... * * * Результатом деятельности высшей педагогической школы выступают различные, в том числе и профессиональные, новообразования непосредственных участников процесса образования. Воспользуемся классическим определением новообразований развивающейся личности, которое дал Л.С.Выготский1. Будем рас- 1 См.- Выготский Л С Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4. сматривать профессиональные новообразования как новый тип строения личности, ориентированной на педагогическую деятельность, те психические и социальные изменения, которые возникают в период профессиональной подготовки и которые в самом главном и основном определяют сознание будущего педагога, его отношение к предстоящей деятельности, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период. Готовность к педагогической деятельности включает вхождение в профессию, овладение стандартами профессионального педагогического образования, все то, что в основе своей поддается нормированию и технологизации. Компетентность же предполагает высокий уровень владения составляющими готовности и ряд других компонентов: индивидуальный стиль профессиональной деятельности, инновационный, творческий подход к ней, развитую педагогическую рефлексию, возможно, осуществление авторских поисков и находок. Готовность к профессиональной деятельности как новообразование будущего педагога является фундаментом его профессиональной компетентности. Собственно, и готовность, и компетентность - это уровни профессионального педагогического мастерства. Профессиональная педагогическая компетентность -своеобразная зона ближайшего (или отдаленного) развития педагогической готовности. Однако они не находятся в отношении следования: сначала готовность, затем компетентность. Было бы ошибочно представлять процесс становления специалиста проходящим как бы раздельно по разным ведомствам: высшая педагогическая школа берет на себя труд по обеспечению профессиональной готовности, а вся поствузовская деятельность (практическая педагогическая работа, повышение квалификации и др.) обеспечивает профессиональную компетентность. В этом контексте можно вести речь о смещении акцентов, поскольку вуз работает главным образом в «зоне актуального развития» будущего специалиста. Формирование готовности к профессиональной деятельности создает предпосылки для становления педагогической компетентности; становление профессиональной компетентности ведет за собой развитие готовности к педагогической деятельности. Период образования в вузе - время профессионального самоопределения будущего педагога, интеграции отдельных его качеств в профессиональную направленность, становления и развития Я-концепции студента как педагога. На аудиторных занятиях и в ходе самообразования, в процессе УИР, НИР и различных педагогических практик, встреч с опытными, творчески работающими педагогами, в спорах о призвании, правильности избранно- го пути, осмыслении собственных способностей, успехов и неудач у студентов укрепляются или разрушаются прежние мотивы их учебы, возникают новые - «знаемые» и «действующие», открываются значения и смыслы настоящей и будущей деятельности. Смысловая саморегуляция не только определяет когнитивную, аффективную, поведенческую стороны профессионального образования будущего педагога, но и стимулирует повышение квалификации учителей-практиков, их участие в конкурсе «Учитель года», выступления перед коллегами. За всем этим стоит желание быть конкурентоспособным, востребованным своими учениками или студентами, чувство долга, любовь к педагогической профессии, преданность ей, стремление к педагогическим инновациям, творчеству, обогащению новыми педагогическими идеями. Эти потребности и цели при всем их разнообразии и специфичности объективно направлены на изменение наличной ситуации в образовании, ее преобразование. Субъективное их проявление обнаруживается в попытках педагогов проявить свои личные смыслы развития практики (формулировка цели, рефлексия цели, размышления о цели и смысле практики), инициировать изменение практики; в проблематизации педагогами существующего состояния практики, собственной деятельности, обосновании актуальных проблем1. Ничего хорошего предпринимающему эти попытки учителю никто не обещает, да и обещать не может. Все его радости и огорчения связаны с муками творчества (преодоление педагогического консерватизма, противодействия коллег, собственные сомнения, переживания, озарения и пр.), на которые он добровольно сам себя обрекает. Наверное, такова участь всех, вставших на путь творчества. Есть, разумеется, и другие мотивы поступления молодежи в высшую педагогическую школу: относительно низкий конкурс на ряд факультетов, открытый рынок педагогического труда, продолжительный и обязательно в летнее время отпуск. Однако «учитель, не чувствующий красоты и святости своего призвания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить молодежь, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, - такой учитель приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе»2. Хотя, скорее всего, не все так однозначно: по мере овладения педагогическим мастерством, возрастания профессиональной 1 См Прозументова Г Н Целеобразование как феномен инновационного развития педагогической практики // Инновационные процессы в педагогической практике и образовании - Барнаул, Томск, 1997 2 Психология и учитель / Пер с англ - М, 1985 - С 273 компетентности и, как следствие, удовлетворенности педагогической работой эти мотивы могут уходить на второй план, уступая место собственно педагогическим смыслам и ценностям. Имеют место и процессы, связанные с иной, негативной переоценкой ценностей, когда череда разочарований, педагогических ошибок, кажущихся непреодолимыми трудностей приводит педагога к утрате смысла своей профессиональной деятельности. В этом случае она представляется ему неблагодарной, поденной, лишенной смысла. Он внутренне принимает грустное замечание Я.Корчака: «Если Бог захочет кого-то покарать, он делает его воспитателем» [5; 10]. Смысловая интерпретация негативных профессиональных переживаний включает механизм психологической защиты педагога. Практические проявления этой защиты наблюдаются в многочисленных разрывах между ценностями-целями и ценностями-средствами, между ценностями-смыслами и ценностями-целями, в неадекватном выборе педагогом методов работы со студентами, стиля отношений с ними. Реальный свой выход эти механизмы находят в искажении мнения других (студентов, коллег) о себе с целью приближения их к собственной оценке; в вымещении - бессознательном переносе эмоциональных переживаний с менее доступного на более доступный преподавателю объект (например, с заведующего кафедрой - на студентов); в вытеснении нежелательной для преподавателя информации, чувств, которые порождают напряжение, тревогу; в рациональном обосновании, поиске причин, отговорок, успокаивающих собственную совесть, и других проявлениях фрустрации профессионального самосознания педагога1. Никто из педагогов не застрахован и от профессионального старения, усталости и связанных с этим перепадов профессионализма - закрытости к профессиональному развитию, невосприимчивости к новому, канонизации и универсализации опыта, эксплуатации стереотипов (Ю.Львова, А. К. Маркова). На макроуровне данные процессы проявляются в оттоке педагогических кадров из сферы образования, в дезадаптации педагогов, особенно молодых, в феминизации образовательных структур, преимущественно дошкольного и общеобразовательного уровня. Педагогическая деятельность выступает как непрерывный ряд решения педагогических задач и всегда с неполными данными. Однозначное гипократовское «не навреди» в каждом конкретном случае сталкивается с неочевидным, неоднозначным педагогическим результатом: следовать ли разработанным маршрутом, планом или 1 См.: Юсупов И. М. Профессиональное самосознание педагога // Советская педагогика. - 1989. -№12. в данной ситуации отказаться от него? Что сделать: немедленно откликнуться на выпад ученика или демонстративно игнорировать его? И было ли это «выпадом»? Ближайшие педагогические последствия моего шага как будто бы очевидны, а отдаленные? В педагогическом процессе приходится не только постоянно решать проблему выбора, педагог поставлен перед необходимостью постоянно оценивать сам этот выбор, причем одновременно во взаимоисключающих этических, эстетических, психологических, дидактических и прочих категориях (и удачно, и неудачно; и легко, и трудно; и справедливо, и несправедливо). Все эти проблемы возникают не время от времени - они постоянно воспроизводятся логикой самого процесса образования как гуманитарного феномена. Их вынуждены решать, более того, сами себе их создают и начинающий педагог, и педагог-мастер. Как обретение смысла, так и утрата смысла профессиональной педагогической деятельности обусловлены ее амбивалентностью, которая, со своей стороны, высвечивает гуманитарный характер образования. Таким образом, профессиональное педагогическое образование -это мир смыслов и помыслов, в котором его непосредственные участники - каждый сам и для себя - обнаруживают и реализуют свои собственные смыслы долга, отношения, общения, творчества. Ценность самих педагогических смыслов в том, что они являются ориентирами, направляют образование и деятельность в нем его участников. Педагогическое образование живо благодаря содержащимся в нем смыслам и ценностям. Им в первую очередь образование обязано тем, что в условиях жесточайшего кризиса оно обнаруживает свою поразительную устойчивость и продолжает развиваться. Вопросы и задания 1. Существует представление о смыслах и ценностях, что они не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты личности. Аргументируйте свое отношение к этому высказыванию. 2. «В обществе доминирует утилитарный взгляд на образование, отрицающий его внутренние ценности» (Оконь В. Введение в общую дидактику. -М., 1990. - С. 62). Согласны ли вы с такой оценкой польского дидакта? Раскройте содержание понятия «педагогическая ценность». 3. В чем вы видите смысл предстоящей педагогической деятельности? 4. Приведите примеры, показывающие, что массовому педагогическому сознанию присущи трудно поддающиеся корректировке ошибки и заблуждения Чем можно объяснить их устойчивость? 5. В семью старшеклассника накануне 23 февраля пришло известие о гибели старшего брата в одной из «горячих точек» Какие коррективы вы, будучи классным руководителем, внесли бы в подготовку и проведение классного часа, посвященного этой дате? Рекомендуемая литература 1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1986. 2. Берне Р. Развитие Я-концепции личности и воспитание. - М., 1986. 3. Зеньковский В. В. Педагогика. - М., 1996. 4. КлингбергЛ. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. - М., 1984. 5. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. - М., 1979. 6. Ильин Е. Н. Искусство общения. - М., 1982. 7. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 1998. 8. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М., 1997. 9. Песталоцци И. Г. Письмо к другу о пребывании в Станце // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1981.-Т. 2. 10. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 1997. 11. Франки В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. 12. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Ф.Свадковский - М 1936.-T.I. Часть II НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Дефицит культуры в педагогическом образовании означает в первую очередь дефицит гуманитарного содержания и способов его развертывания. Поэтому «суть гуманитаризации заключается в том, чтобы культура как некая целостность, как гармония знания, творческого действия, чувств и общения проникала в само содержание профессиональной подготовки будущего учителя»1. Конечно же, образование - одна из ипостасей культуры и, естественно, подпитывается ею. Однако рассматривать отношения между образованием и культурой как потребительские было бы неверно. И дело не только в том, что образование, в свою очередь, обогащает культуру. Образование, а в его составе образование педагогическое, наполнено гуманитарными ценностями и смыслами. Чтобы этот потенциал был эффективно использован, его необходимо обнажить, вычленить в самом образовании. Очевидно, что гуманитаризация педагогического образования накладывает на его участников некоторые обязательства, определенные правила игры. Прежде всего и преподавателю, и студенту придется учиться по-новому мыслить и по-новому действовать. В этой связи они вынуждены отказаться от ряда привычных в образовании положений, сместить акценты с явного в нем на менее очевидное. «Бегство» от очевидности - способ преодоления дефицита гуманитарного мышления. Такое «бегство» в новом педагогическом мышлении предполагает: 1. Преодоление представления о содержании педагогического образования как части исключительно научно-педагогического знания (это преодоление связано, по-видимому, с отказом от архаичного деления знания на учебное и научное, абсолютизации принципа научности в профессиональном образовании). Содержание педа- 1 Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. - 1991. - № 9 - С. 81. гогического образования должно быть изоморфно профессиональной педагогической культуре и включать блоки научно-педагогического знания, истории образования, этнопедагогики, педагогической инноватики. Источником этого содержания является педагогическая культура, в которую кроме перечисленных блоков входят обыденное педагогическое сознание и основанная на здравом смысле повседневная образовательная практика вне институциализированных структур образования. Педагогическая культура, в свою очередь, является частью целого - культуры как «усилия человека быть» (М. К. Мамардашвили), как условия становления человека - и функционирует в контексте этого целого. На схеме 4 представлена статическая модель генезиса профессиональной педагогической культуры. Схема 4 На «почве» культуры вырастает педагогическая культура, которая, в свою очередь, дает жизнь профессиональной педагогической культуре. Последняя воплощается в своей «вершине» - в профессиональной культуре преподавателя и на ней основывается. Сплошные стрелки на схеме показывают прямое влияние культуры и педагогической культуры на профессиональную педагогическую культуру и культуру преподавателя. Пунктирные стрелки - проекцию педагогической культуры преподавателя на профессиональную педагогическую культуру и далее по нисходящей. Это обратное взаимовлияние культур переворачивает всю схему (схема 5). Схема 5 Представление о культуре преподавателя как основании профессиональной педагогической культуры подчеркивает уникальность и неповторимость профессиональной культуры каждого педагога. Неустойчивость такой «индивидуальной» модели снимается разнообразием и неповторимостью уникальных педагогических культур тысяч и тысяч педагогов, что и придает системе образования поразительную устойчивость. Может быть, более точным представлением педагогической культуры на схеме были бы не сечения пирамиды, а ее грани, тем более что культура, по глубокому замечанию М.М.Бахтина, своей территории не имеет и существует на грани других культур. Из схем 4 и 5 явно следует, что: а) педагогическая наука представлена на всех гранях и «этажах», причем на 2, 3 и 4-м - в явном виде; б) научно-педагогическое знание является лишь частью всех культур. Генезис и функционирование педагогической культуры отражены в педагогических ценностях на разных уровнях: личностном, групповом, социально-педагогическом. Возникает вопрос: где в этой схеме место профессиональному педагогическому образованию? Поиск ответа на него приводит к отказу от еще одной очевидности. 2. Отказ от научно-педагогического «высокомерия». Отказ от оценки довузовского опыта студента как узкого, ограниченного, несущественного по сравнению с научно-педагогическим опытом. Личный опыт - «сын ошибок трудных» готовит и студенту, и пре- подавателю множество «открытии чудных», является важнейшим компонентом процесса профессионального становления. Довузовский опыт студента, будучи ограниченным по сравнению с научным в узкогносеологическом плане, имеет потенциально широкие возможности в плане образовательном, для приобщения к «чужому» опыту, превращения его в «свое - чужое». Если не на словах, а на деле признать очевидный факт существования довузовского (непрофессионального) педагогического опыта, самоценность этого опыта и его влияние на построение знаний в ходе профессионального образования (усваивать, по И.М.Сеченову, значит «сливать» продукты чужого общественно-исторического опыта с показаниями собственного, индивидуального опыта), то это влияние можно представить схематически (схема 6). Схема 6 Из схемы следует, что профессиональное педагогическое образование выступает как средство, сокращающее разрыв между эмпирическим, непрофессиональным опытом образования и профессиональной педагогической культурой. Испытывая «культурное» влияние снизу, сверху и сбоку, профессиональное педагогическое образование вносит свой вклад (пунктирные стрелки на схеме) в непрофессиональную и профессиональную педагогическую культуру, а также в культуру в целом. Эта простая схема не отражает в полной мере не только динамики отношений культур, но даже их статики. Издержки упрощения и схематизма проявляются здесь в том, что, во-первых, целостная педагогическая культура разрывается на профессиональную и непрофессиональную; во-вторых, на схеме не отражено наличие педагогической культуры в самом профессиональном образовании. 3. Признание самоценности и значимости для профессионального образования довузовского педагогического опыта означает призна- ние носителя этого опыта равноправным участником образовательного процесса. Такое возможно в случае отказа в профессиональном педагогическом образовании от оценки роли преподавателя как всегда и всюду ведущего, впередсмотрящего. Иными словами, отказ от патернализма как универсального принципа построения профессионального образования. Следствием этого отказа будет изменение расстановки героев драмы на сцене профессионального педагогического образования с привычного и очевидного (преподаватель с научно-педагогическим знанием - к студенту) на принципиально иное: преподаватель со студентом - к профессиональной педагогической культуре (схема 7). «Вместе со студентом» означает отказ (или хотя бы ограничение) от привычной и очевидной модели профессионального образования как «наполнения» будущего специалиста добытыми кем-то и когда-то профессиональными и иными знаниями. Иная модель, модель совместного построения живого знания, предполагает продуктивное взаимодействие преподавателя и студента с фрагментом ставшей, т.е. кем-то и когда-то добытой, культуры (правая часть схемы 7). Речь идет о стратегической расстановке участников педагогического процесса. По одну сторону образовательной «баррикады» располагаются преподаватель и студенты, а по другую сторону - фрагмент ставшей профессиональной культуры. «И вечный бой! Покой нам только снится», который длится нескончаемым диалогом преподавателя, студента, произведения культуры. Что касается мизансцен в образовании, то в них эта расстановка может варьироваться от традиционной до инновационной. Другими словами, необходимо смещение акцента с просветительской (наполнительной) модели профессионального образования на кулътуротворческую. Схема 7 4. Преобразование ставшей культуры в живое знание, построение личностного знания предполагает в педагогическом образовании смещение акцента с монолога на диалог. Господство монолога в профессиональном образовании (монологическое, в луч- шем случае предполагающее обмен значениями, изложение содержания образования преподавателем при пассивном, вежливом его восприятии студентами; монологи студентов опять же в «присутствии» студенческой группы и преподавателя...) следует рассматривать как существенный недостаток профессионального образования. На основе диалога как обмена не только значениями, но и личностными смыслами, вероятнее всего, создаются условия для совместного «проживания» процесса образования его непосредственными участниками. Разумеется, в образовательной практике имеют место - и их немало - конкретные ситуации, в которых монолог продуктивен и необходим. Однако монолог как стиль взаимодействия «преподаватель - студент», «студент - содержание образования» существенно ограничивает возможности образования, поскольку неадекватен гуманитарной природе образовательного процесса. 5. Очевидность интеллектуального характера профессионального педагогического образования и педагогической деятельности не стимулирует рефлексии относительно такой его характеристики. Более того, гностический компонент в структуре профессиональной деятельности педагога рассматривается как своеобразный стержень, центрирующий ее конструктивный, организаторский, коммуникативный компоненты (Н.В.Кузьмина). При всей значимости когнитивного компонента и его влияния на другие компоненты педагогической деятельности необходимо учитывать опасность оценки профессиональной деятельности и подготовки к ней как процессов в первую очередь когнитивных. Вершинная составляющая методологической культуры будущего преподавателя - стиль его профессионального мышления - может утратить гуманитарные ориентиры: «...формируя стиль мышления современного специалиста, необходимо сознательно противостоять культивированию «чистой» дегуманизированной рациональности и профессиональной компетентности, при которой все отношения переводятся на язык ЭВМ и соответственно утрачиваются собственно личностные аспекты научно-познавательной деятельности, ее соотнесенность с гуманистическими ценностями и идеалами»1. Сведение образовательного процесса к процессу рациональному втягивает профессиональную подготовку преподавателя в круг «наукоучения». Мы попытались представить методологические регулятивы стиля современного педагогического мышления в негативной формулировке как пути бегства от очевидного. В «позитиве» эти принци- 1 Микешина Л. А. Стиль научного мышления // Вестник высшей школы. - 1986. -№5.-С. 24. пы включают другодоминантность, понимание, аналогичность, рефлексивность, метафоричность. Каждый из них (повторюсь) развертывается не сам по себе, отдельно и независимо от других, они пересекаются в некоторой точке, которая и есть гуманитаризация профессионального педагогического образования. Точка эта не конечный пункт, не полюс, где стягиваются меридианы, а, скорее всего, ориентир, направление движения современного профессионального образования.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |