КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аксиологические смыслы педагогического образования 1 страница
Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком. А.Экзюпери Педагогическое образование имеет глубокие внешние «оправдания». Оно возникло как особая форма разделения труда, как следствие общественного, естественного спроса на людей, способных осуществить преемственность поколений, обеспечить связь во времени между прошлым и настоящим, проложить дорогу в будущее. В таких людях было заинтересовано и государство, поскольку их деятельность способствовала тому, чтобы в нем «менее было бы мрака, смятения, разлада, а больше света, порядка, мира и спокойствия»1. Наличный интеллектуальный, экономический, нравственный, культурный потенциал, а также возможности его развития - такой «простой продукт имеет» государство, и не в последнюю очередь от образовательной деятельности. С государст- 1 Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2т.- М 1982-Т 1 -С. 243. венной, «производственной» точки зрения образование - важнейшая отрасль духовного производства. Смысл педагогического образования состоит в подготовке людей, способных «сеять разумное, доброе, вечное». Под этими ценностями подразумевались научное образование, добродетель, или нравственность, религиозность, или благочестие. Если с внешним «оправданием» образования дела обстоят более или менее благополучно, то с его «внутренним совершенством» всегда были и остаются проблемы. Подрастающее поколение будет успешно приобщаться к общечеловеческим ценностям, если учителя, в свою очередь, овладеют способом, «при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились, в школах меньше было бы шума, одурения, бесполезного труда, а больше досуга, радостей и прочного успеха» (там же). В дальнейшем вся классическая и современная педагогика рассматривает педагогическое образование не только как собственно педагогическую проблему, но и как важнейшую составляющую образования в целом. Образование светское и конфессиональное, классовое и сословное, военное и гражданское, общее и профессиональное, среднее и высшее, государственное и частное должны были обеспечить соответствующим образом подготовленные преподаватели, учителя, воспитатели, наставники. Профессиональная педагогическая деятельность этой многочисленной социальной группы, неоднородной по своему составу, уровню образования, целям, ценностным ориентациям, стилю педагогического мышления и пр., объединялась идеями служения Богу, государству. Отечеству и подготовкой граждан к такому служению. В своем частном деле каждый учитель (Сократ, Л.Толстой, Монтессори, Корчак, Амонашвили - ряд прославленных и малоизвестных имен Учителей, к счастью, не имеет завершения) воплощает всеобщее и божественное. Общечеловеческие ценности: истина, добро, красота - были и остаются нравственным императивом построения педагогического образования. Их единство (калокагатия) еще со времен Гомера было и остается недостижимым идеалом образования, о котором оно, к тому же, нередко и забывает. Там, где образование помнит об этих ценностях, они из абстракций превращаются в «имена» реальных отношений людей в самом образовании. Другое дело, что конкретное историческое представление о них, равно как и о нравственности, менялось. Эти изменения отразились и на педагогическом образовании, которое - как явление общественной жизни - носит также конкретно-исторический характер. Смещение на второй план или даже отрицание общечеловеческих ценностей, например, в советский период, попытки выращи- вания новой исторической общности «советский народ», у которой «общие даже слезы из глаз», потребовали и новых педагогов, способных все дело воспитания, обучения, образования молодежи сделать делом воспитания у нее коммунистической морали. Служение системе с лихвой заменяло служение идее и «дум высокое стремленье». Важнейшим требованием к педагогическому образованию в этих условиях была подготовка педагогов - проводников политики правящей партии. Проведение этой политики осуществлялось под покровом своеобразно понимаемых ценностей истины, добра и красоты. Вопрос о том, какой нам нужен учитель, был определяющим в профессиональной подготовке. Проблема, однако, скрывалась за другим вопросом: нам, это кому? История педагогического образования изобилует примерами, когда «наши» классовые, клановые, партийные интересы выдавались за общенародные или даже общечеловеческие со всеми вытекающими отсюда целевыми и ценностными установками в образовании педагогов. Сегодня мы доросли до открытого признания вторичности или даже третичности целей воспитания по отношению к ценностям 1. Эти установки существенным образом зависят и от характера самой педагогической деятельности. Анализ социально-политических и духовно-нравственных процессов, происходящих в современной России, позволяет выделить помимо общечеловеческих и демократических целей ряд конкретных целей и идеалов, в той или иной степени присущих педагогической деятельности: авторитарные цели формирования безынициативного исполнителя; приоритет лично-эгоистических интересов, стремление к меркантилизму и его господству над нравственностью и духовностью; националистические цели, разжигающие шовинизм, экстремизм, сеящие вражду между народами; цели, утверждающие принципы деидеологизированного и аполитичного воспитания; религиозные идеалы и цели, переживающие в сознании многих людей своеобразное возрождение, обусловленное общим кризисом и моральным падением общества; анархически-разрушительные цели, подкрепляемые массовой практикой стихийных митинговых страстей, забастовок, актов гражданского неповиновения, террора, насилия и вандализма; монархические идеалы и цели, увлекающие потерявшую социальные ориентиры молодежь; 1 См.: Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - 1998. - №3.-С. 3. преступные с «романтическим» ореолом цели достижения свободной и легкой жизни, приобретающие престижность в условиях кризиса; неофашистские цели культа сильной личности, способной переступить границу добра и зла, отвергающей нравственность и совесть как проявление слабости [7; 33-34]. Конечно же, далеко не все из этого набора открыто декларируется, как и не все из него заслуживает исключительно отрицания. Существенно, что эти ценности и идеалы вносят значительные коррективы в реальную социальную практику. Что может педагогическое образование противопоставить этому расширяющемуся процессу смыслоутраты? Как оно может использовать те или иные тенденции к изменению ценностных ориентиров в подготовке педагогов? Прежде всего этим негативным процессам должно быть противопоставлено утверждение нетленных общечеловеческих ценностей. В Законе РФ «Об образовании»1 отмечается, что государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, любви к Родине; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании и др. Одних прописей закона мало. Их еще предстоит реализовать. И одно из направлений реализации - гуманитаризация образовательной среды, содержания и способов его развертывания в вузе. * * * Традиционно понимаемая задача, стоящая перед учреждениями, занятыми педагогическим образованием, заключается в трансформации, редукции образовательных целей, идеалов, ценностей к учебным целям, которые определяются конкретными условиями подготовки специалиста в данном вузе и реализации этих целей. Сегодня эта задача неизмеримо усложняется: необходимо подготовить педагога, способного совместно с учащимися создать условия для превращения «тощих» абстракций, моральных сентенций, кем-то и когда-то созданных, в живые знания, эмоции и ценности своих учеников. Так, воспитание гражданственности, уважения прав и свобод человека, возложенное на новый учебный предмет «Граждано- 1 Закон РФ «Об образовании» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 30 ведение», оказалось малопродуктивным. Это связано в первую очередь с проявлениями конформизма и тоталитаризма в молодежной среде, с тем реальным правовым пространством, в котором находятся юные российские граждане. Дело еще и в том, что учащихся «просто пичкают» моральными наставлениями, информацией о типах государственного устройства, об отношениях государства, общества, гражданина в них, о законах, регулирующих эти отношения. Старшеклассников учат демократии без дискуссии, без выбора, без активного действия. Очевидно, что эти занятия в большинстве своем скучны и бессмысленны с точки зрения учащихся. Красноярские педагоги вместе с американскими коллегами (штат Гавайя) пришли к выводу о том, что курс граждановедения нельзя строить по абстрактным для учащихся темам «Правительство», «Партии», «Выборы» и пр. Новый курс должен содержать конкретные проблемы, с которыми встречаются школьники в реальной жизни. Как пишет в предисловии сборника его редактор, «реальная проблема социальной жизни и является исходной "клеточкой" содержания гражданского образования, той единицей, разработка которой приводит к построению эффективных представлений и моделей»1. Из этого вытекает модульная структура нового курса граждановедения (НКГ), где каждый модуль предполагает обсуждение и - в определенных рамках - решение реальной проблемы, с которой сталкиваются и современное общество в целом, и конкретные ученики. Примеры таких модулей: Почему мы выбираем не тех (политическое лидерство)? Надо ли выселять чеченцев из Красноярска (межнациональные отношения)? Почему дети бросают учиться? Как помочь ученикам защитить свои права (школьное право)? Как остановить преступность (сила и слабость власти)? Как наказывать дезертиров (противоречия между гражданином и государством)? Уже приведенные формулировки названия модулей высвечивают основной принцип их разработчиков: граждановедение (и шире -обществознание) должно преподаваться как серия социальных экспериментов, содержащих социальное исследование и практическое гражданское действие, а не как ряд фактов для запоминания (там же, с. 13). Очевидно, что содержательное раскрытие этих принципов требует специальной подготовки преподавателей, которая и 1Образование для гражданского участия / Под ред. И.Д.Фрумина. - Красноярск, 1998 -СЛ. проводилась в серии «мастерских». В них учитель был «мастеровым» - автором и разработчиком содержания конкретного модуля, а затем воплощал его в образовательную практику. Педагогика действия (Л.С.Выготский, Д.Дьюи и др.) применительно к профессиональному педагогическому образованию (в рассматриваемом примере учителя на занятиях в «мастерских» разрабатывали новое поколение учебных материалов для гражданского образования и педагогические техники его осуществления) позволила учителям найти смыслы своей профессиональной деятельности, которые обнаруживаются при анализе ими целей разработки нового курса граждановедения. Приведем отрывок из проекта нового курса граждановедения. НКГ обращен к учащимся как к уже активным гражданам. Через практический опыт и его теоретическое осмысление новый курс учит их быть сознательными участниками общественной жизни. Изучая и моделируя методы, используемые в общественных и естественных науках, школьники не берут из книг, а создают собственное, основанное на опыте, понимание государства и общества. НКГ направлен на то, чтобы приготовить школьников к поддержке, обновлению, а по необходимости - и к перестройке общественных структур местного, национального и мирового масштаба (там же, с. 11). Комментарии, как говорится, излишни. Отмечу лишь два важных для последующего изложения момента. 1. «НКГ обращен к учащимся как к уже активным гражданам». Сразу же вспоминается мудрость Гёте: принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать. Конечно же, далеко не все учащиеся - активные граждане. Хотя бы потому, что у них нет соответствующих знаний, не сформировалась еще ответственная гражданская позиция. Дело не в этом. Существенно, что педагогический оптимизм, явленный в целевых установках, выступает как точка опоры взаимодействия разработчиков проекта и учащихся, которые, как это следует из материалов проекта, являются его соавторами. 2. «Школьники... создают собственное, основанное на опыте, понимание государства и общества». В этом тезисе отражаются процессы «построения живого знания» (В.П.Зинченко), замена школьной рутины «живой связью» (В.В.Зеньковский) с учащимися, превращение ничьих, бездомных знаний в «живые человеческие мысли и эмоции» (В.А.Сухомлинский). Оба этих тезиса объединены представлением разработчиков проекта об образовании как творческом, гуманитарном процессе, смысл которого - способствовать созданию у школьника и учителя образа мира и своего образа в мире. Такое представление явля- ется следствием процесса роста педагогического самосознания. Новое педагогическое мышление исходит, в частности, из того, что гуманитарные аспекты отношений непосредственных участников образовательного процесса и самоопределение их в этом процессе предполагают друг друга. * * * В первом приближении педагогическое образование можно определить как специально организованный процесс совместной деятельности преподавателей и студентов, направленный на создание условий подготовки к профессиональной деятельности в сфере образования непосредственных участников этого процесса. Для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» такая подготовка включает психолого-педагогический, социально-экономический и содержательно-технологический модули. Овладение этими модулями должно обеспечивать нравственно-психологическую, содержательно-информационную и операционально-деятельностную готовность будущего преподавателя высшей школы. При этом предполагается, что научная подготовка, соответствующая профилю факультета, выпускником магистратуры уже получена (см. приложение к приказу МО и ПО №826 от 29 апреля 1997г.). Профессиональная подготовка в этих сферах, разумеется, важна для преподавателя высшей школы. Однако требования, которым должны удовлетворять его педагогические знания, умения, навыки, развернуты в логике «наукоучения». Так, преподаватель высшей школы должен в пределах профессиональной педагогической грамотности знать понятийно-терминологический аппарат педагогической науки, предмет педагогики, цели образования и воспитания, средства и методы воздействия на личность, общие принципы дидактики и т.д. Эти и другие педагогические знания реализуются в профессиональных умениях преподавателя: - использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами; - использовать при изложении предметного материала взаимосвязь научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможность привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса; - использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры. Данный перечень профессиональных умений приведен полностью (что же касается номенклатуры профессиональных умений будущего педагога, получающего эту профессию как основную, то она существенно расширена). Он свидетельствует о внимании его составителей к передаточной функции педагогической деятельности. Такую функцию выполняли еще в Афинах учителя грамматики - дидаскалы и отчасти учителя красноречия и философии - софисты. Сегодня требование к профессиональной деятельности педагога «быть на высоте того, что он должен преподавать», известное благодаря Жуванси из педагогики иезуитов, оказывается недостаточным. Не случаен, видимо, комментарий старшекурсника в рамках ретроспективного на выбор анализа учебного занятия: у нас на факультете много хороших преподавателей, но мало педагогов. Трансляционная функция педагогической деятельности реализуется в образовательной практике, но не является единственной и, что не менее важно, основной. Речь идет о том, что «педагогическая деятельность в современной школе имеет своим объектом не учебный материал и даже не ученика как такового. Она выступает как своеобразная метадеятелъностъ, направленная на выполнение другой деятельности, на организацию воспитательной системы как сложной совокупности факторов, условий и закономерных фаз становления и развития личности школьника» 1. Если это справедливо по отношению к педагогическому процессу в общеобразовательной школе, то тем более оно верно и по отношению к высшей профессиональной школе, призванной обеспечить подготовку современного педагога. Создание необходимых условий становления будущего учителя субъектом такой метадеятельности - функция современного педагогического образования. Такое возможно лишь при переходе традиционно сложившихся отношений «преподаватель - студент» как субъект-объектных в отношения субъект-субъектные. Преподаватель, педагог может воздействовать, может брать или не брать в расчет жизненный познавательный опыт студента, его установки, планы, жизненные смыслы, но определяющей педагогическое воздействие будет все-таки внутренняя позиция студента. Конечно, как многоплановый, многоаспектный феномен образование наполнено и субъект-объектными отношениями, например «учащийся - содержание образования». Но отношения такого типа - другие, поскольку тип отношений - иной, другой природы. По М.М.Бахтину, человека нельзя изучать как объект. Его можно изучать в инобытии (в слове, в произведении), когда он в диалоге свободно раскрывает себя. 1 Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. -Барнаул, 1996.- С. 3. Теоретическое и практическое представление о студенте как объекте и в то же время как о субъекте профессионального педагогического образования некорректно. Этот вопрос в конечном счете переносится в плоскость эффективности педагогического образования. Иными словами, образование является действительным в той мере, в какой оно действительно реализует субъект-субъектные отношения. Это не вопрос меры: студент - немножко объект, немножко субъект; в одних педагогических ситуациях он выступает как объект, в других - как субъект. В действительности же, реально студент всегда - субъект и никогда - объект педагогического процесса, что бы мы по этому поводу ни думали и ни говорили. Личное дело преподавателя - считать студента объектом своих воздействий, влияний, манипуляций. Воспользуюсь хрестоматийным примером. Вспомним резкую (и искреннюю) отповедь Гамлета Гильденстерну, который объясняет Гамлету свой отказ сыграть на флейте неумением: «Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть; вам кажется, что мои лады вы знаете; вы хотели бы исторгнуть сердце моей тайны; вы хотели бы испытать от самой низкой моей ноты до самой вершины моего звука; а вот в этом маленьком снаряде - много музыки, отличный голос; однако вы не можете сделать так, чтобы он заговорил. Черт возьми, или, по-вашему, на мне легче играть, чем на дудке? Назовите меня каким угодно инструментом, - вы хоть и можете меня терзать, но играть на мне вы не можете»1. Чем более преподаватель убежден в обратном и в соответствии с этим убеждением пытается выстраивать свои отношения со студентом, тем менее он достигает своих педагогических целей, тем более он удаляется от студента, подменяя отношения сопричастности отношениями отчуждения. Образование как сфера деятельности субъектов пронизано субъект-объектными отношениями. Эти отношения, к сожалению, в массовой практике и в широком ряду теоретических исследований распространяются на отношения живых участников процесса образования: «Студент по-прежнему выступает объектом массового педагогического производства, не выявляется и не формируется его творческая педагогическая индивидуальность»2. При этом субъект-субъектные отношения оттесняются на второй план, за- 1 Шекспир У. Гамлет, принц датский // Комедии. Хроники. Трагедии: В 2 т. -М„ 1989.-Т. 2.-С. 208-209. 2 Сластенин В.А. Учитель и время // Советская педагогика. - 1990. - № 9. - С. 4. меняются «превратными формами». Гуманитаризация педагогического образования выступает мерой его действенности, в этом ее ценность. Личностно ориентированная концепция образования исходит из представления об «образующемся», о Другом как высшей ценности образовательного процесса. Если обратиться к истории образования, то конкретное свое воплощение эта концепция получила в практике подготовки специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук). При этом явно, открыто данная концепция никак не заявлялась. Но логика - логика педагогического процесса - неумолимо приводила к установлению субъект-субъектных (гуманитарных) отношений между научным руководителем и аспирантом или докторантом. Иные, субъект-объектные, отношения в этой ситуации просто немыслимы, ибо образовательный эффект от «хождения в науку» для аспиранта и для самой науки, построенный на таких сомнительных основаниях, был бы ничтожным (из сказанного, впрочем, однозначно не следует приверженность кандидатов и докторов наук к личностно ориентированной - гуманитарной - парадигме образования). К пониманию этого обстоятельства подходят сегодня педагогическая теория и практика общего среднего образования, а также - с некоторым запозданием - теория и практика педагогического образования. Запаздывание это, скорее всего, объяснимо. Базовая средняя общеобразовательная школа бросает сегодня свой вызов высшей педагогической школе, со всей определенностью заявляет ей о том, какой педагог нужен современным учащимся. К сожалению, мысль о необходимости опережения профессиональным педагогическим образованием запросов общеобразовательной практики (В.А.Корнилов, В.А.Сластенин и др.) далека от своего воплощения в высшей педагогической школе, которая работает сегодня в запаздывающем режиме. Чтобы будущий учитель смог работать в личностно ориентированной, субъект-субъектной парадигме, он должен в процессе профессионального образования пройти школу субъект-субъектных отношений. Схематически отношения между средней общеобразовательной школой, высшей педагогической школой и школой подготовки кандидатов и докторов наук можно представить следующим образом (см. схему 3). Сплошные стрелки на схеме означают обращение нижестоящих образовательных структур к «вышестоящим» на предмет обеспечения их педагогами, работающими в личностно ориентированной (субъект-субъектной) парадигме. Пунктирные стрелки указывают движение подготовленных на личностно ориентированной основе преподавателей высшей квалификации (кандидатов и док- Схема 3 торов наук) в высшую педагогическую школу с тем, чтобы гуманитаризировать в первую очередь образовательную среду в ней. Высшая педагогическая школа в ответ на вызов средней общеобразовательной школы профессионально образует необходимых для нее педагогов. Конечно, эта схема достаточно условна (как и всякая схема), она намного беднее реальной образовательной практики. Прежде всего она полностью не охватывает даже систему институциализированного образования. В ней не показано положительно зарекомендовавшее себя движение преподавателей высшей квалификации непосредственно в общеобразовательную школу, привлечение их к работе с учащимися. Не отражен на схеме и вклад свободных, самостоятельно мыслящих и действующих выпускников средней школы в формирование субъект-субъектных отношений в высшей педагогической школе. Кроме того, не отражена и сложившаяся у студентов первых-вторых курсов высшей педагогической школы - вчерашних выпускников школы общеобразовательной - установка на овладение учебным предметом, а не на работу с учеником (по данным опроса1, до 75% опрошенных ориентированы на работу с учебником). Уже у первокурсников обнаруживаются устойчивые стереотипы авторитарной педагогики, ориентация на субъект-объектные отношения с учащимися. Вместе с тем в этой схеме и ее описании представлено прямое и обратное движение ценностей педагогического образования на разных его уровнях. 1 См Инновационные процессы в образовании / В И Загвязинский и др -Тюмень, 1990 -С 55-56 В том, что образующийся (ученик, студент) становится сегодня равноправной фигурой в институциализированной образовательной структуре любого уровня, убеждает анализ современного образования. По мнению Г.Ильина, выполнившего этот анализ, фигура обучающегося в основном педагогическом отношении «преподаватель - студент» становится решающей. Он зафиксировал три типа трансляции социального опыта в истории образования: 1) от естественного отца - к духовному отцу, учителю; 2) от автора речи - к функции высказывания (от культуры слова - к книжной культуре); 3) от знаний - к информации (от книжной культуры - к культуре экранной). Все эти переходы отражены в современном образовании. Сегодня патерналистские отношения «обучающий - обучающийся» сменяются отношениями коллегиальности, право суждения о достоверности и необходимости знаний становится прерогативой обучающегося. Ни фигура отца (матери) - воспитателя, ни фигура духовного учителя - наставника, ни фигура преподавателя - носителя объективного знания не исчезают. Но основной фигурой становится фигура обучающегося1, приобретающая в процессе образования равные права с фигурой образующего; традиционно патерналистские отношения между непосредственными участниками процесса образования трансформируются в субъект-субъектные. Если мы хотим перестроить педагогическое образование на гуманитарной, смысловой основе, то и отношения, в которые вступают при этом преподаватель и студент, должны стать гуманитарными, смысловыми. Образование, тем более образование педагогическое, - это всегда и прежде всего личностное отношение людей, которых вместе свели ценности и смыслы образования. Современный анализ отношения «преподавание - учение» осуществляется в ключе, который можно охарактеризовать как взаимодействие. Эта категория диалектики отражает универсальную, общую форму движения, развития, процесс взаимного влияния объектов друг на друга. В онтологическом плане по отношению к процессу обучения взаимодействие «преподавание -учение» определяет самое существование процесса обучения, его структурную организацию: «Преподавание и учение - две существенные "стороны" обучения, конституирующие его основной дидактический контекст» [4; 60-61]. 1См: Ильин Г Современное образование в зеркале трех революций // Alma mater. - 1997 - № 1. В методологическом плане данный подход находит свое отражение в том, что исследованию подвергаются не стороны этого отношения как абстрактные моменты процесса обучения, а их взаимодействие, связь. При этом содержание, методы, организационные формы обучения рассматриваются в контексте непосредственного и опосредованного взаимодействия преподавания и учения. В ходе такого взаимодействия студентам предъявляется не «Монблан фактов», но круг тщательно отобранных профессионально-научных знаний, которые являются важнейшими, доступными; формы и методы этого взаимодействия выбираются такими, чтобы их реализация обеспечивала самодвижение процесса обучения, относительно быстрое овладение содержанием педагогического образования и - как следствие - наиболее эффективное в данных конкретных условиях развитие личности будущего учителя. При исследовании взаимодействия «преподавание - учение» не только меняется расстановка акцентов, но изменяются и подходы к анализу самого взаимодействия. Гносеологический подход, предполагающий в первую очередь исследование познавательных процессов в обучении, уступает приоритету культурологическому, при котором обучение рассматривается как способ трансляции культуры в его образующей личность функции. В современной дидактике акцент при исследовании познавательных процессов в обучении смещается на изучение взаимодействия участников процесса обучения в контексте культуры. Именно «система взаимного общения лиц, участвующих в обучении», является, по мнению Х.И.Лийметса, основой организации процесса обучения. Собственно познавательные процессы в обучении являются социально детерминированными. Так, если деятельность преподавателя (преподавание - один из способов социальной детерминации) дидактически корректно организована, то она обеспечивает единое - в статистическом смысле - выделение предмета изучения всеми студентами. Особенность этой деятельности (учения) состоит в том, что студент не остается один на один с содержанием учебного материала, не является «гносеологическим Робинзоном». В отношение «студент - содержание профессионального образования» преподаватель вводит «связи обмена деятельностью» - понятия, факты, законы, методы, мотивы, ценностные ориентации. Эти связи фиксируются в знаках, символах, правилах языка, принятых в науке, содержание которой представлено в конкретном учебном материале. Благодаря их объяснению создаются условия, необходимые для восприятия и понимания предмета изучения.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |