КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аксиологические смыслы педагогического образования 2 страница
Чтобы обеспечить понимание, преподаватель раскрывает значения этих связей обмена деятельностью. Однако сами зна- чения ведут «двойную жизнь». Проявляется это в том, что «значения выступают перед субъектом и в своем независимом существовании в качестве объектов его сознания и вместе с тем в качестве способов и «механизма» осознания т.е. функционируя в процессах, презентирующих объективную действительность»1. Выражаемая в понятиях «значение» и «смысл», эта двувалентность является, как показывают специальные исследования, фундаментальной характеристикой языка, любой социально-культурной деятельности и рассматривается как предрасположенность к диалогу. Двувалентность связей обмена деятельностью обнаруживается в слове преподавателя, с которым он обращается к студентам в ходе объяснения. Здесь его слово своим значением имеет предметное содержание учебного материала, а своим смыслом - нормативное, ценностное и другое отношение к этому материалу, которое порождено взаимодействием «преподавание - учение». Говоря о работе мастеров педагогического труда, В.А.Сухомлинский отмечал, что «во время изложения материала учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и в свой собственный мир и выражает сам себя»2. Важнейшим условием становления субъект-субъектных отношений в ходе профессионального педагогического образования, линией его гуманитаризации выступает переход от дискурсивного академического изложения содержания образования к построению в ходе профессиональной подготовки «живого знания». Речь идет о том, что в ходе педагогического образования его содержание (понятийно-терминологический аппарат, оригинальные тексты, технологии образования, педагогические закономерности и пр.) «представлено в безличной форме всеобщности». Возникает сложнейшая педагогическая проблема преобразования содержания образования из безличной формы всеобщности в личностную педагогическую культуру будущего учителя. Психологический аспект этой проблемы являлся одним из «пунктов», над которым, по собственному признанию А.Н.Леонтьева, он «бился 40 лет»: «Теория движения сознания:... значения, их равнодушие и их психологизация, т.е. жизнь в человеке, их человеческое бытие. Как они, получая личностный смысл, становятся орудием пристрастности жизни»3. Конечно же, научно-педагогическая задача состоит не в раскрытии механизма преобразования равнодушного знания в знание пристрастное 1 Леонтъев А Н Избранные психологические сочинения: В 2 т. - М., 1983. Т. 2.-С. 179. 2 Сухомлинский В А Сердце отдаю детям. - Киев, 1973. 3 Леонтьее А Н Избранные психологические сочинения: -Т. 2. -С. 241. (гуманитарное), а в разработке педагогических условий, создающих предпосылки такого перехода.
*** Становление будущего учителя субъектом метадеятельности, т.е. деятельности по организации деятельности Другого, связано с развитием педагогических способностей, включающих конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, оценочный компоненты. Эти и другие способности, а также их применение в той или иной мере отражены в довузовском опыте студентов - носителей обыденного педагогического сознания. Не раз будущие учителя были участниками педагогических и квазипедагогических ситуаций, свидетелями принятия решений на основе здравого педагогического смысла, предписаний этнопедагогики. Все мы травмированы педагогикой жизни, семьи, школы, неформального общения. Все мы образованы с ее участием, причем «по полной программе»: довелось (и продолжение следует: век живи - век учись!) каждому из нас быть и в роли воспитуемого, и в роли воспитателя. Анализ ответов студентов, связавших свою профессиональную судьбу с образованием, показывает, что более половины из них объясняют свой выбор положительными эмоциями и чувствами, навеянными их педагогическим прошлым. За этим выбором стоят некоторый опыт работы с детьми, и осознание собственных педагогических способностей, и рекомендации авторитетного наставника, и профориентационная работа классного руководителя. Жизненный опыт - важная часть духовного мира личности. В нем своеобразно запечатлены ее способности, интересы, направленность, смыслы, ценности. Поэтому восхождение преподавателя к жизненному опыту студента, понимание этого опыта -путь к личности будущего педагога. Во всяком случае, вероятность того, что молодой педагог, в свою очередь, будет бережнее относиться к опыту своих учеников, повышается. Довузовский педагогический опыт студентов является пристрастным, живым опытом. К сожалению, высшая педагогическая школа редко обращается к ценностям довузовского педагогического опыта студентов с целью его использования, корректировки, обогащения в процессе профессиональной подготовки. Не реализуется, таким образом, одно из действенных средств повышения эффективности работы высшей школы. Этим академическим снобизмом в некоторой степени объясняется, может быть, неоправданность ожиданий студентов, разочарование в избранной профессии. Акцент в профессиональной деятельности современного педагога смещается с передачи знаний Другому на организацию его деятельности. В этой связи высшая педагогическая школа стоит перед необходимостью образования профессионально компетентного педагога, способного к самостоятельному решению педагогических задач: - аналитико-рефлексивных (анализ и рефлексия целостного педагогического процесса, его элементов, возникающих затруднений и др.); -конструктивно-прогностических (построение целостного педагогического процесса, планирование, прогнозирование результатов и последствий принимаемых решений); - организационно-деятельностных (реализация различных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетание многообразных видов педагогической деятельности); - оценочно-информационных (сбор, обработка и хранение информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее оценка); - коррекционно-регулирующих (коррекция протекания педагогического процесса, установление необходимых коммуникативных связей, их регуляция и поддержка)1. Эффективное решение этих задач определяется высоким уровнем профессионального образования, общей культурой и эрудицией педагога, его опытом, индивидуальностью, творческим отношением к собственному опыту и опыту других - всем тем, что стоит за профессиональной компетентностью и определяет учителя-мастера. Конечно, выпускник высшей педагогической школы еще не является учителем-мастером. Таковым ему предстоит стать. И вуз - в этом его ценность и одна из функций - создает необходимые предпосылки для личностного самоопределения и становления профессионально компетентного педагога. Есть еще одна важнейшая функция высшей педагогической школы: создать базу, помочь прорасти интеллигентности в своих студентах. Речь идет о сверхзадаче, стоящей перед высшим педагогическим образованием: создать предпосылки для становления учителя, понимающего и осмысливающего незавершимость человеческого развития и совершенствования, являющегося носителем общечеловеческих ценностей, способного находить и реализовы- 1 См.: Слаапенич В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. - Барнаул,1996. вать жизненные и профессиональные смыслы, быть источником тепла и света для других: «Учитель, перед именем твоим...» Сверхзадача воспитания интеллигентного педагога для высшей педагогической школы, скорее всего, невыполнима уже в силу ограниченности времени образования (5-6 лет) будущего педагога в вузе. Для ее выполнения не хватит, наверное, и жизни одного поколения. Это работа нескольких поколений. Но она должна быть когда-то начата. И по всем признакам началась: процесс гуманитаризации педагогического образования - тому подтверждение. Итак, одна из линий становления педагога в профессиональном образовании схематично может быть представлена следующим образом: от довузовского педагогического опыта студента -к педагогической грамотности и профессиональной готовности, от них - к профессиональной компетентности педагога, от профессиональной компетентности - к интеллигентному (понимающему) педагогу. В этой схеме как бы снимается представление о высшем педагогическом образовании как о черном ящике: поступил в высшую школу абитуриент, удовлетворяющий стандартам общего среднего образования, - вышел специалист, отвечающий стандартам высшего педагогического образования. В ней также явно задается приоритет психолого-педагогических (гуманитарных) оснований по отношению к специальным, предметным знаниям и умениям педагога. Кроме того, эта схема раздвигает временные и содержательные рамки профессионального педагогического образования: педагог-профессионал, тем более педагог-интеллигент, начинает формироваться задолго до поступления в высшую школу, может быть задолго до поступления в начальную школу, и продолжает становление после окончания высшей школы всю оставшуюся жизнь, представляя культуру, в которой он в профессиональном и человеческом измерениях утверждается, ее смыслы и ценности. Отсюда педагогическое образование - это процесс профессионального становления педагога в культуре. Высшая школа, к сожалению, живет сегодня в условиях дефицита культуры. Уточним этот тезис: образование и высшая школа как его институт давно живут в условиях дефицита гуманитарной культуры. Создание такой культурной, образовательной, в первую очередь гуманитарной, среды - насущная задача высшей педагогической школы. Гуманитаризация педагогического образования выступает интегрирующим, системообразующим началом, необходимым условием решения задач профессионального образования на стратегическом (создание предпосылок становления интеллигентного педагога), тактическом (обеспечение условий подготовки профессионально компетентного педагога), оперативном (обеспечение педагогической грамотности, готовности к профессиональной педагогической деятельности) уровнях. Гуманитаризация педагогического образования объединяет и линии его развития: - от довузовского педагогического опыта студента - к интеллигентному педагогу; - от дискурсивного академического знания педагогики, транслируемого преподавателем студенту, - к живому, самим студентом вместе с преподавателем построенному знанию; - от патернализма в педагогическом образовании - к соучастному, равноправному взаимодействию преподавателя и студента. * * * Разделение задач профессионального педагогического образования на стратегические, тактические, оперативные достаточно условно. В реальном образовательном процессе решение любой задачи профессиональной подготовки - как задачи гуманитарной -осуществляется на разных уровнях одновременно и многопланово. Эта многоплановость отчетливо проявляется в практической деятельности педагога-мастера. Известно, что одним из оснований педагогической системы В.А.Сухомлинского является организация опыта человеческого взаимоотношения детей с окружающей природой. Следует вводить детей в окружающий мир, «...чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю»1. Оперативная задача (введение детей в окружающий мир природы) как ценность-средство выступает условием решения тактической задачи (каждый шаг путешествия детей должен быть шагом к истокам мышления и речи) как ценности-цели. В то же время эта тактическая задача является средством решения задачи стратегической (забота о том, чтобы каждый питомец рос мудрым мыслителем и исследователем) как ценности-смысла. Воспользуемся фрагментом главы «Ты живешь среди людей, мой сын» из книги В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям» (с. 85). В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я 1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1973. повел сюда своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя воскликнула: - А разве можно рвать цветы? В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами. - Ну как, дети, красивый этот уголок? - спросил я. - Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы? - Дети молчали. Потом сразу заговорили несколько человек: - Нет, некрасивые... - А где теперь мы будем любоваться цветами? -Эти цветы посадили пионеры, - говорю детям. - Они придут сюда любоваться красотой - и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять. Через несколько дней мы пошли на другую лужайку - здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой. Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей -важно только, чтобы за призывами следовал труд. Если ребенок чувствует, что рядом с ним - люди, что своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соразмерять собственные желания с интересами людей. Стратегическая задача, которую пришлось решать педагогу вместе с детьми в данной ситуации, заключается в обретении детьми нравственного опыта ориентации своих действий на других людей. Это подтверждается и названием главы, и замечаниями педагога: «вы живете среди людей», «соизмерять собственные желания с интересами людей». На мой взгляд, здесь поставлена и решается еще одна стратегическая задача: помочь детям открыть для себя смысл красоты (не случайно в отрывке проходит рефреном «любование красотой», «восхищение красотой»). Обе эти задачи восходят к общечеловеческим ценностям Добра и Красоты. Педагогическим оправданием единения этих ценностей и последующих педагогических решений служит ключевое замечание В.А.Сухомлинского: «Горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным». В педагогической ситуации решение первой задачи осуществляется через решение второй задачи (здесь они соотносятся между собой как цель и средство). Причем приобщение к нравственному опыту осуществляется через катарсис, очищение - через эстетическое страдание. Парадоксально и обращение к методу естественных последствий, использованному педагогом в данной ситуации. Зная заранее о том, что дети часто срывают цветы, «не видя в этом ничего предосудительного», педагогу следовало, казалось бы, принять превентивные меры и уж ни в коем случае нельзя было спокойно созерцать эту «потраву». Наверное, в этом была бы некая логика здравого смысла. Здравого, но не педагогического, высшего. Удалось бы сохранить цветы на лужайке, но педагогического развития ситуация не получила бы. Наличие запрета внешне исчерпало бы инцидент. На некоторое время. И даже обоснование запрета ссылками на право всех людей любоваться красотой не помогло бы превращению инцидента в педагогическую ситуацию. «Я предпосылал живое чувство каждой добродетели разговору о ней, потому что я считал дурным делом разговор с детьми о том, относительно чего они даже не знали, что сказать. Затем я ставил в связь с этими чувствами упражнения в самообладании, чтобы посредством его дать чувствам непосредственное применение в жизни и устойчивость» - это слова великого педагога-гуманиста И. Г. Песталоцци [9; 60-61]. Не такая ли логика - вопреки здравому смыслу - ведет и В.А.Сухомлинского, позволяет ему выйти на оперативный уровень решения задачи? (Дети нуждались в неотложной помощи для выхода из создавшегося тупика.) Для этого используется педагогическое требование-доверие (и это после «потравы»!): «Придет осень, настанут холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу (учитель не сомневается, что так дети вместе с ним сделают. - Ю. С.). Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять». Вот и ответ на восклицание девочки: «А разве можно рвать цветы?» Как и непосредственный результат решения задачи в целом: «Через несколько дней мы пошли на другую лужайку - здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой». И что же? Педагогическая ситуация исчерпана? Сухомлинский показывает ее богатый педагогический потенциал. Она получает свое развитие, естественное продолжение в решении задачи на оперативном уровне: осенью дети вместе с учителем выкопали хризантемы и пересадили их в теплицу. Все ждали с нетерпением, когда появятся первые цветы, пригласили на праздник гостей, в том числе своих братьев и сестер, не давали им рвать цветы На 8 Марта дети решили подарить своим мамам и бабушкам по живому цветку, т.е. снова вернулись к вопросу «А разве можно рвать цветы?». Но теперь уже ответ на него был наполнен для детей глубоким личностным смыслом. Иными словами, ситуация как бы вернулась не только к своему началу, но и к проблеме соразмерности собственных желаний с интересами других людей: «Подлинную человеческую радость можно пережить только тогда, когда видишь, что доставил радость другому человеку»1. Таким образом, «стратегические», «тактические», «оперативные» - это не только характеристики класса потенциальных задач, решение которых является содержанием педагогического образования, но и критерии уровня решения одной и той же задачи в реально осуществляющемся педагогическом процессе.
*** Сегодня образование как способ становления человека в культуре является условием существования и культуры, и человека. Экзистенциальные смыслы современного образования становятся в нем приоритетными, обретают статус целей и ценностей. Аксиологическая адекватность педагогического образования вызову времени предполагает наличие в нем самом ориентиров для поиска его участниками своего назначения. И общество, и государство объективно заинтересованы в преподавателе, учителе, воспитателе, способном занять авторскую позицию по отношению к содержанию образования, способам его развертывания. Иными словами, назрела потребность в педагоге, ориентированном на соучастное творческое взаимодействие со своими учениками. Однако истоки такой заинтересованности у государства и общества не совпадают. Государство на заботу об образовании, включая и педагогическое, толкает нужда, в то время как для общества оказываются притягательными смыслы образования - общечеловеческие, национальные и другие ценности, которые образованию удается не только тиражировать, но и развивать. Этот факт (он может рассматриваться как глубинное свойство образования), по утверждению Н.Д.Никандрова, свидетельствует о том, что общественные ценности не создаются по заказу (хотя и могут быть заказным путем оформлены в некий связный текст), они вызревают столетиями и тысячелетиями. Например, многое из того, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось по крайней мере со времен принятия христианства на Руси, т.е. с конца Х в. [8; З]. 1 Амонашвили Ш А Как живете, дети! - М., 1986. Но образование, в частности педагогическое образование на Руси, также имеет почтенную историю. Во всяком случае, появление первых школ, первых педагогических сочинений в Киевской Руси датируется X-XI вв. По-видимому, оно играло определенную роль в становлении национального менталитета и других духовных ценностей. Иными словами, обсуждение вопроса о ценностях и смыслах образования переносится в плоскость анализа ценностей и смыслов в образовании.
*** Зададимся вопросом: какой смысл и какие ценности в педагогическое образование вносят его непосредственные участники -преподаватели и студенты - будущие педагоги? Такая постановка вопроса вполне правомерна, поскольку связь между смыслами и ценностями теснейшая. Ценности рассматриваются «как универсальные смыслы, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество» [11; 288]. Можно предположить, что в педагогическом образовании имеют место типичные ситуации, в которых кристаллизуются универсальные смыслы, становящиеся для непосредственных участников процесса образования личностными ценностями. Эти ценности в дальнейшем выступают исходными ориентирами (ценностными ориентациями), позволяющими отделять существенное для данного субъекта образования от несущественного, задавать уровень профессиональной и учебной деятельности. В поисках смысла педагогической деятельности обратимся к истории и современности образования. Приведем и проанализируем несколько отрывков из классических и современных педагогических трудов. Роттердамский Э. Похвала глупости. Перехожу к тем, которые слывут у смертных мудрецами и которые, как говорится, держат золотую ветвь в руках. Первое место среди этой категории людей занимают учителя грамматики. Вот люди, которые были бы самыми злополучными и жалкими, истинными пасынками судьбы, если бы не скрашивалась неприглядность их жалкой профессии некоторым усладительным сумасбродством... Вечно впроголодь, неумытые, непричесанные, грязно одетые, сидят они в своих школах, соединяющих в себе прелести и толчею застенка. Убийственный труд - управляться с буйной ватагой маленьких сорванцов; недаром же и старятся они прежде времени, глохнут от вечного шума и крика и чахнут от вечной вони и грязи, в которой им приходится проводить свою жизнь. Жалкие люди, - скажете вы. Но подите же, самим себе они кажутся первейшими среди смертных - и это по моей милости. С каким самодовольством нагоняют они страх на запуганную толпу ребятишек своим свирепым видом и грозным голосом; с каким наслаждением угощают они своих питомцев линейками, розгами, плетками и свирепствуют на все лады... Они настолько довольны собой, что окружающая их грязь кажется им изысканной чистотой, американская вонь - благоуханием, собственное рабство -царством, и свою тиранию они не променяли бы на власть Фалариса или Дионисия [12; 127]. Сарказм автора текста очевиден, но дело здесь (позволю себе в этом пункте не согласиться с выдающимся гуманистом) не в глупости учителей грамматики. Полагаю, что здесь мы имеем дело с явлением в образовании, очень точно названным В.В.Зеньковским «педагогический садизм». Это явление - следствие вырождения авторитета учителя во власть, когда «в слабости ученика учитель находит свою силу, эта слабость стимулирует власть учителя» [3; 50]. Смысл деятельности педагога, по В.В.Зеньковскому, в том, что он все время должен думать не о себе, а о ребенке, должен идти жертвенным путем. В данном же случае жертвами «дегенерации авторитета во власть» являются и учителя грамматики, и их ученики. Конечно, времена изменились, и сегодня подобными педагогическими методами может заинтересоваться прокуратура. Но ведь и методы стали изощреннее. Например, иные «педагоги» на родительском собрании так «повысят» педагогическую культуру родителей, что на следующий день их чада приходят в школу с синяками и ссадинами. А чего стоит «фирменное» педагогическое обращение к родителю нерадивого (с точки зрения педагогов) ученика, с которым не может справиться школа: «Ничего сделать не можем. Пора принимать меры!» Родитель согласно кивает головой и принимает... Выходит, кое-где бьют у нас порой педагоги детей, но опосредованно, руками их родителей. Однако вернусь к учителям грамматики. Даже в таком - клиническом - случае в их действиях, в атмосфере, которую они создают этими действиями, собственным внешним видом, просвечивают смыслы: усладительное сумасбродство, наслаждение и упоение властью. Корчак Я. Как любить ребенка. Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут, не раз следя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаной, где светлый ангел побеждает... Воспитатель переживает мучительные минуты, видя в беспомощности ребенка собственное бессилие [5; 95]. Как далек Я. Корчак от учителей грамматики Э. Роттердамского - все-таки их разделяет пять столетий. И не только во вре- мени. У учителей грамматики по отношению к Я. Корчаку все с точностью до наоборот: они не освобождают, а сковывают, не возносят, а подавляют, не формируют, а комкают, не учат, а диктуют, в слабости детей видят не собственное бессилие, а собственную силу. И есть все же общее основание, которое этих диаметрально противоположных педагогов объединяет. Таким общим основанием выступают смыслы их деятельности. Разные, взаимоисключающие, но - смыслы. По терминологии В.Франкла, это ставшие ценностями смыслы-переживания. Письмо И. Г. Песталоцци к одному из друзей о своем пребывании в Станце. Между тем, как ни тяжела и неприятна была беспомощность, в которой я находился, с другой стороны, она благоприятствовала главной моей цели: она принуждала меня быть для детей всем. С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мною, и я был с ними. Их пища была и моей пищей, их питье моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они. Когда они были здоровы, я находился среди них; были они больны, я был около них. Я спал вместе с ними. Вечером я последним шел в постель, а утром я первым вставал. И, будучи уже в постели, я все еще молился вместе с ними и учил их, пока они не засыпали, - они сами так хотели. Каждую минуту, подвергаясь опасности двойного заражения, я сам заботился об удалении почти несмываемой нечистоты с их платья и с них самих [9; 54]. Этот широко известный отрывок неоднократно и разнопланово комментировался исследователями истории образования. Он -свидетельство высокого педагогического и гражданского (затрудняюсь определить, какого больше) долга, вплоть до самоотречения. Смысл приведенного фрагмента из письма сродни высокой поэзии: Цель творчества - самоотдача, А не шумиха и успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Б. Пастернак Смыслы такого вида В.Франкл называет смыслами-отношениями. В данном случае смысл своего пребывания в Станце Песталоцци обнаруживает в добровольном служении долгу, в оказании помощи бедным и беспризорным детям. Даже в своей «беспомощности» Песталоцци находит смысл: «она принуждала меня быть для детей всем». Ильин Е. Н. Искусство общения. Детали, вопросы, приемы, задания, монологи... - Во имя чего весь этот комплекс? Увлечь литературой? Воспитывать личностью? Да, и то, и это, и другое, но прежде всего - во имя общения. Учитель - отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди подобных и равных ему: ведущий и ведомый одновременно. Почему так важно, чтобы не только вел, но и сам за кем-то шел? Во-первых, в уроке откроется много неожиданного, подчас любопытнее и содержательнее того, что предусмотрено планом учителя. Во-вторых (и в этом не раз убеждался), инициатива ведущего ученика в чем-то сильнее воздействия учителя и громче зовет ребят к мыслительной активности. В-третьих, идя за учеником (его или своим путем), словесник помогает ему вырастать в личность, ибо у всякого, кто впереди и за кем идут, вместе с творческим формируется личностное. В-четвертых, ребята неохотно возражают старшему, когда он не прав: предпочитают отмалчиваться. Другое дело, если не прав их сверстник. Тут уж не раздувать, а зачастую приходится гасить полемику, дефицит которой, кстати, с годами все острее и острее ощущается на многих наших уроках. И, наконец, в-пятых... Впрочем, об этом в следующей главе. А пока отмечу: я против градаций педагогического общения на какие-то формы: лекция, беседа, монолог, диспут. В разных пропорциях, так или иначе на моем уроке присутствуют элементы всех форм. В принципе я -за «подвижность» урока. За уникальную, неповторимую даже для самого себя форму. Мой излюбленный жанр: урок - на каждый раз! Строится он в зависимости от ситуации, на гибкой основе реального и возможного в каждом отдельном классе. Между собой общаются не «стороны» и «объекты» с обязательной между ними дистанцией, а люди, в меру своих знаний и способностей обсуждающие проблему. Всякий из них тогда владеет уроком в целом, а не отдельными его частями, крупицами, угадывая движение общей мысли. Эстафета, образно говоря, передается из рук в руки, и суть уже не в том, кто чаще и дольше касается ее на протяжении сорока пяти минут: учитель или ученик. Главное - чтобы не выпустить, чтобы было движение... Однако перейдем от метафор к уроку. Это - урок духовного равноправия, урок, на котором воспитывается демократический характер и где ученик не иллюстрирует заранее подготовленную учителем «схему», а вместе с ним, иногда вопреки ему сам постигает истину...
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |