КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I гуманитарные смыслы образования
Во «Введении» нами было выдвинуто главное условие преодоления кризиса образования - его гуманитаризация. Чтобы всесторонне обосновать это условие, ответим на вопросы: Почему в решении проблем педагогического образования выбор пал именно на гуманитаризацию? Нужна ли профессиональному педагогическому образованию гуманитаризация? Наконец, что, если мы фетишизируем гуманитаризацию, приписывая ей способность возрождения образования? Может быть, гуманитаризация - средство, привнесенное извне, вне образования сформировавшаяся идея, дань моде? В Законе «Об образовании» о гуманитаризации нет ни слова. Однако, может быть, законодатели правы, и современному образованию, включая профессиональное педагогическое, насущно нечто иное? Может быть, гуманитаризация «некультуросообразна»? И что нужно сделать, чтобы она не оставалась только лозунгом? И в конце концов какой образовательный эффект она может дать? Этот список вопросов можно было бы продолжить. Профессиональное педагогическое образование двигалось и продолжает свое движение по пути гуманитаризации. Но это движение осуществляется «явочным порядком», стихийно, с различными издержками, весьма и весьма медленным темпом. Издержки эти настолько значительны, что Российский государственный гуманитарный университет предложил на организованной им Всероссийской конференции (1998) в качестве одной из центральных тем следующую: «Гуманитаризация: причины провала». Выходит, что, еще не начавшись, гуманитаризация образования уже провалилась. Кроме эмпирического необходимы и теоретическое осмысление процесса гуманитаризации, и последующее культивирование этого процесса. Вопрос о гуманитаризации образования переносится, таким образом, в плоскость анализа соотношения образования и гуманитаризации, Глава 1 ЧТО ЕСТЬ ОБРАЗОВАНИЕ? Образование - способ становления человека в культуре, Попытки определить, что «на самом деле» скрывается за словом «образование», имеют историю такую же длительную и поучительную, как и история педагогической науки. Это и неудивительно: понятие «образование» является центральным, фундаментальным в педагогике. Введенное в ее научный оборот И.Г.Песталоцци в значении «формирование образа», оно эволюционировало, претерпело (и продолжает «терпеть») различные трактовки, многочисленные интерпретации. Эта многоплановость слова «образование» несет на себе печать многозначности его основы, заимствованной педагогикой из живого языка: В.Даль определяет' двадцать шесть оттенков слова «образ». Есть большой соблазн выполнить аналитический обзор различных определений образования и, сопоставив их, предложить еще одно, очередное. Есть еще больший соблазн: провести анализ развивающегося понятия «образование». Но это бы означало заявку на построение современной теории образования. Задача книги (и автора) скромнее: эксплицировать понятие «педагогическое образование» в связи с проблемой его гуманитаризации. А если точнее - гуманитарно определить педагогическое образование. Но вначале - о «самом» образовании. Полифоничность, неопределенность (а может быть, неопределяемость?) понятия «образование» в педагогике порождает множественность его толкований: от частичного или почти полного совпадения с воспитанием, обучением, формированием, социальным наследованием, предполагающими абсолютную зависимость от «образователя», до абсолютной свободы образующегося. Так, в преамбуле к Закону РФ «Об образовании» [3] под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Близкое к «законному» определение образования пред- 1 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Т. 2. -М.,1981. лагает В.В.Краевский: «Это... особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из деятельностей воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества и государства»1. В этих определениях образование выступает как процесс процессов, частных по отношению к нему: процесса воспитания и процесса обучения. Государство определяет цели, устанавливает уровни образования, рассматривая его как институциализированный, нормированный процесс. При этом не берется во внимание нерегулируемый, стихийный, общественный характер образования, Более того, стихийность, неуправляемость принципиально важны и неустранимы для образования и в образовании. В этой связи удачную педагогическую интерпретацию получило одно из известных высказываний Бисмарка о том, что война настолько серьезное дело, что ее нельзя поручить одним генералам: образование настолько серьезное дело, что его нельзя поручить одним педагогам-профессионалам. Счастьем для человечества считал Я.Корчак то обстоятельство, что мы не в силах подчинить детей нашим педагогическим влияниям и дидактическим покушениям. Нельзя, да и невозможно «загнать» образование в искусственные, жестко фиксированные профессиональные рамки. «Мне кажется. -говорил Д. И. Писарев, - что общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством»2. Это «скрепление и осмысление» обнаруживается сегодня в диалоге, живом слове, сопереживании, соучастии, игровых формах, расширении институционных рамок, во взаимодополнительности «искусственного» и «естественного» - во всем том, что стоит за емким понятием «гуманитаризация образования». Именно оно, «скрепление и осмысление», раздвигает рамки образования- Иными словами, «законное» определение образования, приемлемое, может быть, с государственной точки зрения, требует уточнения с позиций общества (сколько копий пришлось сломать только для того, чтобы в этом определении образования - в первой редакции закона -обучение и воспитание поменять местами). Очевидно, что различные контексты (дидактический, педагогический, социологический, цивилизационный, экзистенциальный, культурологический и др.) и аспекты (образование - и процесс, и цель, и результат, и средство, и условие, и ценность и др.) анализа феномена образования обусловливают его определение. 1 Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? - Волгоград, 1996.-С. 32-33. 2 Писарев Д.И. Избранные педагогические высказывания. - М., 1938.-С. 382. В рамках собственно дидактического анализа образование определяют как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков»1. Не видеть сегодня ограниченности такого определения просто невозможно. Дело в том, что за последнее время дидактика накопила опыт рефлексии собственных оснований, способов описания и объяснения. Она ассимилировала методологический регулятив, согласно которому фундаментальные понятия теории не могут быть корректно определены в границах понятийного аппарата этой теории. Для такого определения необходимо выйти за границы этой понятийной системы. Такой выход осуществлен в учебнике педагогики под редакцией Ю. К. Бабанского. Образование в нем определяется как «процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей»2. Из этого определения следует, что образование - это и овладение, и формирование, и развитие. Возникает вопрос: почему образование предполагает овладение системой только научных знаний и только учащимися? Однако существенно другое. Приведенное дидактическое (близкое к трактовке дидактического Я.А.Коменским) определение образования получено вследствие выхода за границы дидактики, в область педагогики. За этими и другими определениями образования (Б.П.Есипов, Л.Клингберг, В.В.Краевский, Ч.Куписевич, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, В.Оконь, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Г.И.Щукина и др.) при всех между ними различиях просвечивает объединяющее их модельное представление об образовании как «наполнении» кого-то (образующегося) чем-то (дидактически преобразованным социальным опытом). Заметим, что известная полемика между сторонниками теории «формального» и «материального» образования велась в рамках этой же парадигмы «наполнения». Спор шел вокруг вопроса «Чем наполнять?». Такими же пространственно-временными константами представлен хронотоп3 образования в вышедшей под рубрикой «Философский андеграунд» объемистой книге A.M.Лобка «Антро- 1 Сорокин Н.А Дидактика. - М., 1981. -С. 3. 2 Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1988.-С.328. 3 Хронотоп (греч.) - время-пространство. В физике это понятие используется как системная характеристика пространственно-временных параметров, определяющих движение; в литературоведении - как слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом (Бахтин М. М. Пространство и время в романе // Вопросы литературы. - 1974. - № 3. - С. 134; в «Психологической герменевтике» (М., 1998) А.А.Брудный приводит примеры хронотопа дороги, больничной палаты, передовой позиции (траншеи). пология мифа». В набор характеристик образования входят «школение», «испытание школой», «несовпадение с жизнью» и др. Образование в школе - это «дорога смирения», принятие учащимся социальных норм мышления ценой отречения, отказа от своего «Я» и подчинения его логике иного. По мнению автора, на этой дороге длиной в «...десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием» [6; 652], происходит наполнение учащегося отчужденными знаниями. Делается это во имя высшей ценности образования - формирования учащимися внутри себя дистанции к освоенной ими сумме знаний и на этой основе развития «протестного пространства личности». Подлинное образование, полет к звездам начинается после того, как пройдены тернии предполетной подготовки. Она же выстраивается по схеме, имеющей в дидактике силу традиции, авторитет харизматический, т.е. предполагает наполнение учащихся чужим опытом. Казалось бы, простая, такая зримая, а главное, соответствующая реальной практике «наполнительная» модель образования. Однако уже в средние века находились люди, ставящие под сомнение такое понимание образования. М.Монтень в своих «Опытах»' писал: «Постоянно кричат ученику в уши, как будто льют в воронку, а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного. Мне хотелось бы, чтобы учитель исправил эту сторону дела, чтобы он с самого начала сообразно с способностями воспитанника давал ему возможность высказаться, развивая в нем вкус к вещам, заставляя его производить между ними выбор и различать их, чтобы иногда он указывал ученику путь, а иногда предоставлял ему и самому находить его». * * * Глобальная экспансия социального опыта как созданного людьми мира материальной и духовной культуры на процесс образования кажется непреложной, не нуждающейся в сколько-нибудь серьезном обосновании. Действительно, самоценность социального опыта следует уже из «социологического» определения воспитания, которое рассматривается как процесс трансляции (передачи и усвоения) социального опыта. Такая широкая трактовка воспитания отождествляет его, по существу, с социализацией, с процессом «врастания» индивида в социальную среду. Разумеется, эта трансляция может осуществляться как преднамеренно, специально подготовленными людьми в искусственно 1 См.: Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Ф.Свадковский - М., 1936.-Т. 1.-С. 123. созданных условиях, так и непреднамеренно, неспециалистами, в потоке жизни. Важнейшим для социума и для личности считается первый, «предначертанный» путь. На этом пути происходит наполнение образуемого дидактически трансформированной частью социального опыта, изоморфной ему. Эта часть социального опыта, называемая содержанием образования, представлена в различных его проектах: учебных планах, учебных программах, учебниках, авторских текстах, научно-методической литературе. Приобщение к педагогически преобразованному социальному опыту выступает в качестве цели воспитания; он является источником формирования содержания образования, его методов, организационных форм. Однако общественно-исторический (социальный) опыт, вырванный из контекста его получения, оказывается лишенным следов человеческой практики, которая его выработала. Перед «получателем» образования он предстает в неподвижной, застывшей форме - как понятия, правила, схемы, законы, формулы, факты и пр. В этом смысле образование вместе с его содержанием оказывается чуждым, анонимным, дегуманизированным по отношению к «образующемуся». Тот факт, что социальный опыт выступает в образовании как мир материальной и духовной культуры, созданной людьми, ничего не меняет, так как человечество для индивида - тоже абстракция. Кроме того, представленный в образовании социальный опыт есть продукт культуры «мертвой», а не «живой», творимой непосредственными участниками процесса образования. Распространенное в педагогике представление об образовании как наполнении кого-то педагогически переработанным социальным опытом, как приспособлении его к существующему социуму, существующим порядкам подвергается сегодня сомнению и разносторонней критике. За этой критикой стоят принципиально важные теоретические и практические проблемы педагогики. В частности, они включают проблему цели воспитания, ее внутренней противоречивости («Воспитывая человека, неадаптированного к наличной социальности, мы рискуем затруднить ему жизнь. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, мы закрываем возможность целенаправленного изменения этого общества» [8; 63]); проблему развития, предполагающую «нацеленность школы как социального института не на воспроизводство закосневших форм общественного бытия, а на развитие общества» [2; 150]; более того, ставится вопрос: стоит ли подгонять человека под определенный социальный ритуал, делать из человека социально подобное существо?1; или: имею ли я, воспитатель, 1 См.: Михаилов Ф. Т. Что скрывает разум под словом «воспитание»? // Вестник высшей школы. - 1989. - № 10. право менять другого, навязывать ему мои цели, мое видение мира, мои ценности? Положительный ответ на этот вопрос привел к широко бытующей установке практиков: ученика надо принимать таким, каков он есть, и делать таким, каким он - с точки зрения учителя - должен быть. Задача образования по овладению молодым поколением «знанием всех богатств, выработанных человечеством», ориентация только на социальный опыт, в который врастает индивид, представляется в настоящее время ограниченной, односторонней. Связано это в первую очередь с изменением идеала образования, с осознанием нетождественности социального опыта и культуры, которая не есть то, что ждет своего усвоения и использования. Кроме того, ориентация в образовании не на культуру, а на социальный опыт, включенный в педагогический процесс, сама этот опыт обесценивает. И дело здесь не только в усечении, огрублении, упрощении, которыми неизбежно сопровождается переработка данных социального (включая и научный) опыта с целью трансформации его в содержание образования. Обесценивание социального опыта вызвано рядом обстоятельств: а) представленные в содержании образования данные социального опыта берутся вне контекста культуры, в котором они были получены. Отсюда и перекосы в содержании образования, проявляющиеся в том, что оно, по Г.С.Батищеву, предстает перед учащимися лишенное следов человеческой деятельности, которая их выработала; б) происходит подмена культуры социальным опытом. Отсюда и представление об образовании как процессе «монологического восхождения по цивилизационной лестнице», наполнения индивида данными социального опыта; в) содержание процесса обучения сводится к фрагментам социального опыта, запечатленным в проектах содержания образования. Отсюда игнорирование личностной культуры непосредственных участников процесса образования: содержательную основу построения процессов обучения и воспитания составляет не только «ставшая» культура (социальный опыт, зафиксированный в проектах содержания образования), но и культура, включающая жизненный опыт, живое знание непосредственных участников педагогического процесса. Отождествление социального опыта и культуры, подмена одной другим привели к тому, что понятие «культура», как это ни парадоксально, до последнего времени не осмысливалось педагогикой, не включалось в ее научный оборот. Отсутствует педагогическая интерпретация культуры и в учебниках педагогики, норма- тивных педагогических изданиях (словарях, справочниках, педагогической энциклопедии), за исключением частных случаев: культура поведения, культура речи, физическая культура, педагогическая (профессиональная)культура. * * * Преодоление социологических, «цивилизационных» рамок в определении образования, понимание ограниченности представления образования как «восхождения по цивилизационной лестнице» предполагают анализ этой категории в сопряжении с категориями «человек» и «культура». Конечно же, попытки «окончательно» определить образование, равно как человека и культуру, обречены на неудачу. «Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы, - писал Н.А.Бердяев. - Тайна личности, ее единственность никому не понятны до конца. Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосм и заключает в себе все»1. (У Гёте: под каждой могильной плитой лежит всемирная история.) Но если не определены и не определяемы человек и культура, то как же через них (в них) можно определить образование? Можно частично решить задачу, попытавшись в связке «человек - образование - культура» выявить гуманитарные основания образования и тем самым приблизиться к его пониманию. Такая многотрудная -до недавнего времени в значительной степени подспудная - работа ни в философии (Г.С.Батищев, В.С.Библер, М.К.Мамарда-швили, Ф.Т.Михайлов и др.), ни в культурологии (Ю.М.Лотман, М.М.Бахтин и др.), ни в психологии (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), ни в педагогике (Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский и др.) никогда в России не прекращалась. Другое дело, что в социуме, как следствие тоталитаризма и конформизма, возобладало то, что принято относить к ценностям цивилизации (индустриализация, НТР, приоритет материального производства, технократизм, сцеинтизм и т.п.). О достоинствах цивилизации и благах, которые она принесла человечеству, написано очень много. Слишком уж велико искушение ее материально-техническими достижениями. Но сейчас речь идет не о ее успехах. В ключе обсуждаемой проблемы важно подчеркнуть, что главнейшей пагубной производной цивилизации является неумолимо приближающаяся антропологическая катастрофа, катастрофа человека: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А.Вознесенский). 1 Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1991. -С. 11 Следствием этой катастрофы являются иные: экологическая, демографическая, энергетическая и пр. Отсюда вытекает центральная проблема образования - человек в культуре, создание им самим «точек необратимости», препятствующих его зомбированию, делающих невозможным его возврат к одичанию и варварству (М.К.Мамардашвили). Другой мыслитель, и тоже наш современник, В.Франкл полагает, что цель образования заключается в «выращивании» человека, способного занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям [9]. Возврат к одичанию и варварству, однако, возможен в рамках цивилизации и происходит сегодня (наглядный пример тому - хроника войны в Чечне). Этот возврат невозможен в культуре, обладающей по отношению к человеку «охранительной силой» (А. Блок). Именно образование способно взрастить в человеке «точки необратимости», обеспечить примат культуры, доминанту «связи людей» над «силой вещей». Размышляя о судьбах цивилизации и культуры, их соотношении на пороге нового тысячелетия, мыслители отдают предпочтение культуре, считая, что ею мы должны заменить то, что сегодня называем цивилизацией1. В русской религиозной философии (Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, П.А.Флоренский и др.) образование рассматривается как восхождение человека к Универсиуму. «Образ» - лик, облик, икона; «ование» - указание на происхождение процесса. Образование - процесс обретения человеком собственного образа, отличного от других и одновременно стремящегося к соединению с идеальным Божественным Ликом Иисуса Христа: «Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы; необходимо душу освободить от страстей, помочь ребенку в раскрытии образа Божия в нем» [4; 12-13]. Эта тема раскрытия образа в человеке звучала в слове Святейшего Патриарха Алексия II, с которым он обратился к общему собранию членов Российской академии образования по случаю избрания его академиком: «Образовать человека означает не просто передать ему некоторую сумму знаний, но и выявить в нем определенный образ. Христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий»2. Суть образования не в наполнении, а в очищении, снятии наносного, случайного, в реставрации истинного, глубинного в человеке. 1 См.: Клаус В. На пороге нового тысячелетия // Вопросы философии. - 1997. -№5. 2 Слово Святейшего Патриарха Алексия II по случаю его избрания академиком Российской академии образования // Педагогика. - 1993. - № 3. Необходимо подчеркнуть, что образование - это всегда возможность самообразования, это и есть в каждом конкретном случае для образующегося (т. е. самого себя образующего) индивида возможность раскрытия его сущностных человеческих сил. Эта возможность реализуется человеком прежде всего в поисках смысла. Открывается, таким образом, еще один принципиально важный момент в анализе феномена образования человека через осмысление его экзистенциальных измерений. «Быть человеком, -пишет В.Франкл, - значит выходить за пределы самого себя... сущность человеческого существования заключена в его самотрансценденции» [9; 51]. Эта присущая человеку открытость, направленность на кого-то или на что-то приводит его к поиску смысла своего существования. Размышления о месте образования в этом стремлении человека к смыслу позволяют определить образование как «способ производства смысла и понимания. В этом случае речь идет уже не только о приспособлении к существующему социальному опыту, о воспроизводстве знаний, но и о выработке в процессе образования личной экзистенциальной позиции»1. Смысл образования - в образовании смыслов. Воспринимаемая как игра слов, эта экзистенциальная целевая установка образования, конечно же, нуждается в пояснении. Дело в том, что образование само по себе смыслов не создает. Оно может создать условия для стремления к смыслу, его выявления и постижения. Согласно концепции В.Франкла, смыслы человеком не создаются, не производятся, но обнаруживаются и реализуются: «Смысл нельзя дать, его нужно найти... при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности» [9; 37]. Иными словами, смысл «вненаходим», он всегда лежит вне человека, его ищущего. Пожалуй, нигде так точно и с такой пронзительностью, как в поэзии, не отражены поиск смысла и его «вненаходимость». Это поиск своего дела, своего места в мире, своего слова («Хотел бы в единое слово я слить свою грусть и печаль» - А.К.Толстой); это открытие тайны, загадки слова («Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» - Ф.Тютчев); смысла числа, события, предмета («Свой тайный смысл откроют мне предметы» -М.Цветаева). Поиск смысла, связанный с изменением наличного бытия человека, преобразует его в бытие насущное, изменяет, как следствие, внутренний мир образующегося человека: «Не себя нужно 1 Галенко С. В ожидании образовательной революции: проблема смысла и понимания // Alma mater.- 1997. - № 6. - С. 6. делать хорошим, а сделать что-то хорошее в жизни - такова должна быть цель, а самоусовершенствование - лишь ее результат»1. Но вернемся к началу обсуждаемого вопроса: что же есть образование? Это - наполнение (воспользуюсь метафорой Ш.А.Амонашвили: «Дети - это мешки для программы» [7; 147]), или очищение, или поиск смысла? Какую из моделей образования принять, какую отвергнуть? Выскажу предположение, что модели эти находятся не в оппозиции друг к другу (хотя и в оппозиции тоже), а в отношении дополнительности. Социализация, например, понимаемая в педагогическом смысле слова, - это не только овладение учеником частью социального опыта, но и принятие ученика социумом (школой, родителями и др.). Я.Корчак в своей «Великой хартии вольностей о правах ребенка» настаивает на праве ребенка быть тем, что он есть. Человек образующийся преломляет предъявляемые ему извне фрагменты «ставшей» культуры через призму своего «Я», сливает продукты чужого опыта с показаниями собственного, осмысливает их, т.е. наделяет собственными смыслами. При этом он создает новую, до того не существовавшую культуру, которая и может существовать только на «грани культур» (М.М.Бахтин). Нет человека образованного, но есть человек образующийся, становящийся в культуре. Отсюда и образование - это «...путь. культурного восхождения ко всеобщему»2, это способ становления человека в культуре. Такое «культурное» - в рамках культуры -определение образования, разумеется, ограниченно, и не только потому, что задано в границах культуры. Оно «не педагогично», так как явно онтологизировано и нормировано рамками культуры без указания педагогических норм: содержания образования, способов и форм его развертывания, указания на непосредственных участников, на тип отношений между ними. В более традиционных терминах образование может быть представлено как единство, синтез знания, опыта и понимания. Правда, содержание этих понятий оказывается далеким от традиционного: «То, что обычно именуется знаниями, полученными в ходе обучения, есть всего лишь владение специальным языком (всякая предметная область познания такой язык вырабатывает). Такое знание порой не имеет ничего общего с духовным опытом обучаемой личности; оторванное от понимания (смыслообразования), оно остается интеллектуальным балластом. То, что принято имено- 1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С. 384. 2 Шимина А.Н. Социокультурные основания образования // Материалы международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 1997. вать духовным или экзистенциальным опытом, есть тоже язык особого рода - язык "внутренней речи" (в ее трактовке Л.С.Выготским). Наконец, понимание есть смыслообразующий механизм "интереоризации" (Л.С.Выготский) - перевод знания с общекоммуникативного "внешнего" языка на чисто ментальный язык внутренней речи»1. Поскольку человек - это возможность стать человеком (М.К.Мамардашвили), то образование выстраивается как становление становящегося человека. Иными словами, образование - это всегда реализующаяся возможность самообразования. Образование, по сути, и есть самообразование: «Надо отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Вот волосы седые, а работа не окончена»2. Человек образованный, образовавшийся - значит человек ставший, совершенный, завершенный. Но таких людей не было и нет: никто не отважится назвать себя таковым. И это не случайно: образование всегда «несовершенно», незавершенно, не завершено. «Образование не достигает точки насыщения» - слова, высеченные на камне у входа в Центр подготовки кадров компании IBM, Эндикотт, штат Нью-Йорк. Результатом образования, если корректно использование термина «результат» в данном контексте, выступает становящийся образ, образ человека образующегося, человек сам - себя - образующий сегодня, сейчас, в данное мгновение. Образование - всегда настоящего времени и в настоящем времени, хотя основано на прошлом и устремлено в будущее. Но что же обеспечивает определенность образованию, придает ему характер настоящего, и не только во времени? Ключевым условием такого образования является его гуманитаризация. Вопросы и задания 1. Сравните определения образования, предложенные различными авторами. Какое из определений вам представляется более корректным? 2. Аргументируйте необходимость гуманитаризации педагогического образования. 3. Какому из тезисов вы отдаете предпочтение: «Дети - наше будущее» или «Дети - наше настоящее»? Аргументируйте свою позицию. 4. Прочитайте статью В.П.Зинченко «Образование, культура, сознание» (Философия образования для XXI века / Ред.-сост. Н.Н.Пахомов, Ю.Б.Туп-тало.- М., 1992.-С. 87-103). 1 Тюпа В.И., Троицкий ЮЛ. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество // Дискурс. - 1997. - № 3-4. - С. 6. 2 Корчак Я Избранные педагогические произведения. - М., 1979. - С. 61.
- Найдите в статье ключевую фразу, которая наиболее полно отражает ее пафос. - В чем, по мнению автора, отличие гуманитарного мышления от технократического? - Подготовьте аннотацию статьи. - На с. 93-94 автор показывает, какие смыслы открылись Л. П. Гроссману, Ф.Искандеру, Б.М.Теплову в связи с анализом ими характеристик Ставрогина (персонаж «Бесов» Ф.М.Достоевского) и Сальери (персонаж драмы «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина), и дает собственный комментарий, сопоставляя гуманитарное и технократическое мышление. На смыслы, открытые гениями Достоевского и Пушкина, накладываются смыслы, открывшиеся Гроссману, Искандеру, Теплову, а на них - смыслы, увиденные Зинченко. Какие гуманитарные смыслы образования открываются в связи с чтением этого текста перед вами? Ведь текст - это не отрывок, не фрагмент культуры, а звено в ее цепи. Попытайтесь продлить эту цепь. 5. В ч. 1 «Фауста» (сцена 4) Мефистофель дает наставления студенту к предстоящей учебе по системе: она, Живой предмет желая изучить... Прежде душу изгоняет, Затем предмет на части расчленяет И видит их, да жаль: духовная их связь Тем временем исчезла, унеслась. - Какой стиль педагогического мышления культивируется в такой школе? -Почему отрыв обучения от духовного мира учащихся В.А.Сухомлинский считал одним из основных пороков школы? - Предложите пути предупреждения отрыва образования от духовного мира учащихся. Рекомендуемая литература 1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 1997. 2.Днепров Э.Д. Четвертая реформа в России. - М., 1994. 3. Закон РФ «Об образовании» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - М., 1992. 4. Зеньковский В. В. Педагогика. - М., 1996. 5. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. - 1997. -№5-6. 6. Лобок A.M. Антропология мифа. - Екатеринбург, 1997. 7. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1989. 8. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова.-М., 1981. 9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. Глава 2
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |