КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Образование - гуманитарная модель жизнедеятельности
Образование - гуманитарная модель жизнедеятельности. Гуманитаризация различных сфер человеческой деятельности стала опознавательным знаком конца XX в., способом преодоления отрицательных последствий цивилизации. Создание во всем мире гуманитарных фондов для поддержки соответствующих проектов; оказание различной гуманитарной (медицинской, финансовой, материально-технической, научной, культурной и др.) помощи районам, пострадавшим от стихийных бедствий, войн, эпидемий, экологических катастроф, социальных потрясений, -всем этим артикулировано начало XXI в. Как кризисное - и не только в России - характеризуется и нынешнее состояние образования. В связи с поиском выхода из создавшейся ситуации выстраиваются и широко обсуждаются доктрины, концепции, стратегии, парадигмы образования, в которых его кризис рассматривается в различных аспектах - онтологическом, социокультурном, методологическом, собственно педагогическом. Обеспокоенность философов, культурологов, социологов, психологов, педагогов, широкой общественности кризисным состоянием образования связана с тем, что за ним явно просматривается кризис общества и государства. Прежде всего кризис образования выступает как кризис «образования человека»(Л. Буева, Т. Воронина, М. Мамардашвили, В.Франкл и др.). Системный характер и масштабы кризиса дают все основания связывать его с проблемой существования, становления человека в современном быстро меняющемся мире, с проблемой предупреждения надвигающейся антропологической катастрофы, а значит, и с проблемой поиска гармонии человека с миром, ценностей и смыслов в нем.Как говорил один из героев антиутопии М.А.Булгакова «Собачье сердце», разруха не в окружающем мире - разруха в головах. Другой аспект кризиса образования связан с «дефицитом культуры в образовании» (В.П.Зинченко), с технократической перегрузкой образования, его «гуманитарным голоданием» (Э.Д.Днепров) и - как одно из следствий этих явлений - с трансляцией знания в отчужденной, безличной форме, которая себя исчерпала. Явным проявлением этого обстоятельства выступает дегуманизация образования. За ней стоят и различные типы отчуждения (учащегося - от учителя, учащегося - от школы, школы - от обще- ства, учителя и учащихся - от их собственных задач и устремлений) и сложившаяся традиция в определении содержании образования, его построении и предъявлении учащимся. Так, стремление к максимальной «объективности» предъявляемых студентам фрагментов социально-исторического опыта привело к тому, что из него напрочь оказались исключенными субъективные, личностные моменты. По выражению А.И.Герцена, «личность погибла в науке, притаилась в параболе». В такой ситуации «чужой» общественно-исторический опыт оказывается чуждым, дегуманизированным по отношению к студенту. Погибшей, притаившейся по отношению к образованию оказывается как личность студента, так и личность преподавателя. Чтобы гуманитарное содержание образования стало достоянием учащихся, его необходимо прежде всего вычленить, обнажить в контексте предметного содержания, так как «предмет обучения - знание, которым предстоит овладеть... противостоит обучающимся в форме готового результата, застывшего в своей неподвижности и лишенного последних следов той человеческой деятельности, которая его выработала»1. Кризис этот настолько глубок, что впору объявлять сферу образования зоной гуманитарного бедствия. Иная - социокультурная - оценка ситуации в образовании исходит из факта существования институциализированных звеньев образовательной системы, в состоянии которых, их функционировании отражаются политика государства, общественные ценности и приоритеты. Как писал С.И.Гессен, «понять систему образования данного общества - значит понять строй его жизни»2. По-видимому, справедливо и обратное утверждение: понять общественный строй - значит понять систему его образования. Именно этот тезис лежит в основе поиска причин глубокого кризиса образовательной системы, ее «сумерек». Причины эти видятся прежде всего в социально-экономической политике государства, т.е. вне самой системы образования. Показательно, что даже учреждение, стоящее на страже законности и порядка в государстве, вынуждено констатировать их нарушения в сфере образования (см., например, письмо управления Генпрокуратуры РФ в Госдуму РФ на имя председателя ее комитета по образованию и науке, опубликованное в журнале «Педагогика» за 1997 г., №1. В этом письме, в частности, зафиксированы устойчивое снижение финансирования образования, угрожающее со- 1 Батищев Г С. Методологические аспекты формирования целостной личности // Доклады АПН РСФСР. - М., 1962. - С. 30-31. 2 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., ra66.-C.25.
стояние здоровья детей, низкая социальная защищенность работников образования, грубые нарушения Федерального закона «Об образовании» органами власти на всех уровнях и др.). Есть, однако, истоки кризиса образования, лежащие внутри самого образования, в его методологических основаниях. Известно, что в переломные периоды развития науки, на этапах изменения стиля мышления возникает настоятельная необходимость в рефлексии оснований науки, ее категориального аппарата, предмета, методов. Педагогика в настоящее время переживает именно этот период. Он характеризуется сменой идеала образования, его переходом от просветительской парадигмы к культуротворческой, от «человека образованного» к «человеку культуры» [2; 337], В отличие от «человека образованного», усвоившего достижения социума и использующего их, «человек культуры» сопрягает в своем сознании несводимые друг к другу культуры, ориентирован в своей деятельности на Другого, предрасположен к диалогу с Другим.
*** В этой ситуации появляется необходимость в «разграничении полномочий» педагогики и философии образования, в новом витке поиска ответов на вопросы: «Что есть образование?», «Что есть обучение?», «Каковы цели образования, воспитания, обучения?», «Как образование, обучение, воспитание соотносятся между собой?» Возникают извечный вопрос: «Что делать?» - и его следствия: «Как преодолеть кризис образования?», «Каким должно быть современное педагогическое образование?», «Какой учитель нужен современной школе?» Прежде всего отметим, что сфера образования обнаруживает устойчивость, консерватизм в первую очередь благодаря учительству, в современных условиях исполняющему не столько свой профессиональный долг, сколько образовательную, просветительскую миссию. Более того, даже находясь в условиях кризиса, эта система обнаруживает тенденции собственного развития. Такими тенденциями выступают гуманитаризация, личностная обращенность, фундаментализация, информатизация образования, Движение в каждом из этих направлений имеет свою «специфическую логику», определяемую своеобразием тенденции. Но при всем их различии и даже противоречивости (фундаментализация - личностная обращенность, гуманитаризация - информатизация) они находятся, скорее всего, в отношении дополнительности, чем противоположности. Вероятно, единственного, универсального решения этой многомерной, многоплановой проблемы преодоления кризиса образованияне существует. Но тем не менее при всех возможных путях преодоления кризиса первым условием является гуманитаризация образования (humanitas (лат.) - имеющий человеческую природу, относящийся к образованности, духовной культуре). Это утверждение - следствие на разных уровнях осознаваемого сегодня социумом того факта, что ядром личности является ее гуманитарная составляющая. Наличие данной тенденции не означает, однако, автоматического улучшения гуманитарного состояния общества. Для его определения используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В расчет берется уровень образования в стране вместе с показателями продолжительности жизни в ней и валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения. В 1992 г. ИРЧП для России был 0,849 (52-е место из 174 обследованных стран). Годы реформ отбросили ее на 119-е место1. Гуманитаризация образования связывается с глобальными, планетарными изменениями в современном мире (преодоление технократических и сциентистских традиций, а также раскола культуры, образования на гуманитарную и технократическую составляющие), с надеждами на изменение менталитета общества. Гуманитаризация образования предполагает значительное увеличение времени, отводимого учебным планом как на традиционные, так и на относительно новые для высшей школы (например, валеология, граждан сведение) дисциплины гуманитарного цикла. Иными словами, гуманитаризация образования развертывается в логике учебного предмета. Но ограничиться этим - экстенсивным ~ способом решения проблем, «вялой гуманитаризацией» (К.Ясперс) нельзя, так как главное - атмосфера, стиль отношений «преподаватель - студент» в этом случае не подвергается сколь-нибудь радикальному обновлению. Экстенсивный способ гуманитаризации образования нуждается в дополнении его интенсивным. Речь идет о гуманитаризации образования не только в логике учебного предмета, но и в логике учебного процесса. Это прежде всего гуманистический стиль отношений в вузе, гуманитаризация образовательной среды в нем и приобщение к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей и смыслов. Определение состава учебных дисциплин, их соотношения на разных уровнях подготовки студента педагогического вуза - одна из главных задач разработчиков содержания образования, прежде всего профессорско-преподавательского состава вуза. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В настоящее время разрабатывается государственная научно-техническая программа «Развитие образования в России на 1996-2000 гг.», в которой гуманитариза- 1 См.: Рахманин В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Вестник высшей школы. - 1997. -№ 2. ция профессионального образования рассматривается как одно из приоритетных направлений; после введения образовательных стандартов для высшей школы появились примерные нормы, ориентиры для создания образовательно-профессиональных программ по направлениям базового высшего образования, а также для специалистов и магистров. Так, в соответствии с методическими рекомендациями Комитета по высшей школе общий объем работы студентов по направлениям подготовки в области техники определен в пределах 20-25% на дисциплины гуманитарного и социального цикла; в разработанной евразийской ассоциацией университетов «Общей концепции университетской магистратуры» (М., 1993) на гуманитарную подготовку выделяется 400-600 ч учебного времени, или 10-15%. В аналитическом обзоре «Состояние проблемы и стратегия развития педагогического образования» (М., 1996), выполненном в рамках комплексной программы РАО «Стратегия развития образования», отмечается ряд мер по решению проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в педагогических вузах: определение гуманитарной составляющей подготовки педагогов, которая вводится в профессионально-образовательные программы разного уровня независимо от специальности; изменение содержания, форм и методов преподавания дисциплин человековедческого характера, социально-гуманитарных и общеобразовательных курсов. Эти действия, однако, носят эмпирический, «местный» характер. Нужна разработка единой стратегии гуманизации и гуманитаризации педагогического образования. Тем более что в ряду международных образовательных проектов, в которых принимает участие и Россия, есть проект «Гуманизация и гумантаризация педагогического образования», непосредственно относящийся к обсуждаемой проблеме. Точка зрения, согласно которой содержание образования трактуется как дидактически обработанный «сгусток» науки, предъявляемый студентам в «храме науки», известна. Такое представление достаточно широко распространено и как будто бы не нуждается в сколь-нибудь серьезной корректировке. Однако практика, разрушая подобные иллюзии, показывает, что реальное содержание процесса образования не может быть сведено только к тем фрагментам науки, которые запечатлены в учебных программах и пособиях. О чем, собственно, идет речь? Прежде всего о том, что в контекст профессионального образования все настойчивее врывается личный опыт студентов, а с ним - многообразные феномены молодежной субкультуры. Мозаичность, полифункциональность, разнокачественность этой культуры не оставляют места для однозначной и одномерной (например, сугубо гносеологической) оценки. Отсюда перед преподавательским корпусом встает весьма сложная задача: воспитывая в себе толерантность по отношению к нетрадиционному содержанию учебных занятий, вместе с тем постоянно утверждать статус нетленных эстетических, нравственных и других ценностей. Причем если открытость навстречу молодежной субкультуре - одна из примет гуманитаризации педагогического процесса, то апологетика этой культуры таит в себе опасность регресса в охлократию, подмены подлинной духовности ее многоликими суррогатами. Пристального внимания заслуживает также усиливающаяся этническая неоднородность студенчества, а следовательно, и тех Эталонов культуры, с которыми оно входит в мир образования. Многие вузы (причем не только столичные) уже накопили опыт билингвизма, но тут проблема не только языковых барьеров; она куда шире и труднее: необходимо в самом содержании образования реализовать идею диалога (полилога) культур как важнейшей парадигмы педагогического мышления, выражающей его гуманистическую и демократическую направленность. Учитывая, что наши программы донельзя европоцентричны, можно представить всю сложность работы по реконструкции функционирующих ныне «сценариев» педагогического процесса. Ограниченность общепринятого определения содержания образования состоит в том, что оно игнорирует личный опыт преподавателя. Между тем приобщение студентов к принципиально неформализуемой «культуре Мастера» (М.М.Бахтин) - глубинная основа их действительно творческого воспитания. К сожалению, вузовская система педагогического образования по-прежнему подчинена целям массового тиражирования преподавателей - целям, для которых личностное знание, интимная культура преподавателя есть второстепенное, необязательное. Вряд ли можно согласиться и с тем, что дидактика не рассматривает в качестве особого элемента содержания образования культуру самого педагогического процесса (профессиональную педагогическую культуру), хотя именно в ней наиболее рельефно выражаются авторство (соавторство) преподавателей и студентов, их готовность к взаимопомогающему поведению, наличие (или отсутствие) у них установки на Собеседника, на изначальную адресованность своей активности «значащему Другому» (В.С.Библер), «презумпцию понимания» (Г.С.Батищев). Выделяя (наряду с логической, математической, семиотической и т.д.) педагогическую культуру и акцентируя важность ее усвоения специалистами любого профиля, мы получим еще одну воз- можность расширить объем гуманитарного образования в вузовском обучении. В распространенном еще Госкомвузом РСФСР по делам науки и высшей школы письме (1991) о возрождении и развитии гуманитарного образования в вузах России отмечается семь направлений: философское, социально-политическое, экономическое, историческое, юридическое, филологическое, культурологическое. Этот список заведомо неполный: в него должны войти педагогическое, а также ряд других, например психологическое, направлений. Однако дело не столько в числе направлений, образующих гуманитарную составляющую, сколько в развертывании, раскрытии гуманитарного потенциала этих направлений в профессиональном педагогическом образовании. Образование предполагает не только освоение студентами дидактически преобразованного социального опыта («ставшей» культуры) и развитие личности на этой основе, но и сотворение образа мира и своего собственного образа в этом мире. И если для решения первой - традиционной - задачи подготовка будущего учителя в вузе осуществляется по уже устоявшимся технологиям и методикам, то для решения второй и особенно третьей задач образования необходимо качественное изменение профессиональной подготовки. Оно может быть осуществлено на путях гуманитаризации содержания педагогического образования и процесса его развертывания в вузе. В настоящее время сложились необходимые предпосылки для теоретического исследования проблемы гуманитаризации педагогического образования и воплощения его результатов в практику профессиональной подготовки будущего учителя. В педагогике профессионального образования выделилось и активно разрабатывается направление, связанное с проблемами собственно педагогического образования (В.А.Андреев, Б.М.Бим-Бад, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин и его школа, Л.Ф.Спирин и др.). Программа «Учитель» включена в план важнейших исследований РАО. Интерес к этой проблеме поддерживается и стимулируется смежными с педагогикой и интенсивно развивающимися науками: герменевтикой, семиотикой, психологией, психолингвистикой, науковедением и другими науками. Данные этих относящихся к гуманитарной области наук все активнее привлекаются к исследованию проблем подготовки будущего учителя. Они помогают разорвать тот порочный круг, когда овладение педагогическими знаниями, являющимися по своей природе гуманитарными, новыми педагогическими технологиями и мышлением строится по технократическому типу с его жесткостью ограничений, однозначностью выво- дов, максимальной «объективностью», в логике «крутой интеллектуальности» (К.Ясперс). Преодоление такого подхода предполагает исследование феномена педагогического образования в контексте культуры, разработку педагогических условий развертывания процесса образования в русле диалога разнообразных личностных смыслов и ценностей. Рекомендуемая литература
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979 2. Библep В. С. На гранях логики культуры. - М., 1997. 3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М-, 1997. 4.Дненров Э.Д. Четвер1ая реформа в России. - М., 1994. 5. Зитенко В. П. Живое знание. - Самара, 1998. 6. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М„ 1992.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |